СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исторические песни

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исторические песни»

Урок № 2

Тема: Исторические песни. Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится по сыне».


Цель:

  • выявить различия былины, летописи и исторической песни; особенности исторических песен XVI века, историческую основу песни «Иван Грозный молится по сыне», своеобразие ее поэтики;

  • формировать навыки работы с учебником, иллюстрациями, репродукциями картин, лексической работы, выразительного чтения, развивать коммуникативные умения учащихся; умение выделять главное в прослушанном сообщении;

  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


II. Актуализация прежних знаний, проверка домашнего задания.


  1. Беседа.


  • Назовите известные вам жанры народной песни. (Принято различать

эпические, лирические, лиро-эпические народные песни. В зависимости от условий бытования народные песни делятся на обрядовые и необрядовые. Песни обрядовые — стихотворно-музыкальный вид обрядового фольклора. Среди них выделяются заклинательные, хороводные, величальные, корильные, игровые.)



2. Обращение к домашнему заданию.


  • В какое время начали записывать и изучать исторические песни? Расскажите о первых ученых-фольклористах.

  • Назовите основные периоды создания исторических песен.


  • Обращение к таблице «Отличия исторических песен от летописи и былины» (задание 1 рабочей тетради, с.6, ч.1):


III. Изучение нового материала.

  1. Выявление темы, цели, плана урока.

2. Работа над темой «Исторические песни XVI века».

2.1. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Темы и герои. XVI век».

2.2. Беседа. Заполнение части таблицы «XVI век» (задание 2 рабочей тетради, с.6, ч.1).

- Назовите исторические песни XVI века. Какова их художественная идея?

- Каковы особенности изображения персонажа песен?

- Назовите художественные особенности исторических песен XVI века.

2.3. Сообщение «историка» о событиях, нашедших отражение в песне «Иван Грозный молится по сыне».

2.4. Сообщение «искусствоведа» о картине И. Е. Репина.


2.5. Выразительное чтение песни «Иван Грозный молится по сыне».


2.6. Выявление первоначальных впечатлений.


  • Каким изображен Иван Грозный в песне?


2.7. Лексическая работа: клирос, самодержавие, самодержец.


2.8. Обращение к иллюстрации учебника «Царское место Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля». Стр. 11


2.9. Сообщение учащегося о «Мономаховом троне».


2.10. Слово учителя.


Новые принципы отражения действительности, окончательно окрепшие в XVI веке, придали развитию исторической песни весьма определенную тенденцию — авторы этих песен все чаще обращались к конкретным историческим фактам, все больше обретая в них опору. Именно так возникла песня «Иван Грозный молится по сыне» — отклик на конкретное историческое событие, причем в отклике на него заключено все ее содержание. Это разумеется, не означает, что песня становится хроникой, что она стремится к точному воспроизведению факта, который является эстетическим центром песни, и это в сильнейшей степени сказывается на всей ее композиции. Певцы часто довольствуются лишь приблизительным обозначением события, и все повествование сводится либо к своеобразному лирическому самовыражению, либо к весьма статичному описанию события.


  • Прочитайте выразительно фрагмент песни, в котором нашло отражение отношение певцов к царю. Каково оно?

«Эх да собирается наш православный царь. // Эх да как становится наш православный царь. // Эх да уж как молится наш православный царь».

Местоимение «наш», употребленное три раза, свидетельствует о народном признании.


2.11. Лексическая работа: эх.

  • В каком значение употреблено слово в песне?

  • Каково значение повтора: «Как промеж то себя ухмыльнулися, // Князья ухмыльнулися»? Объясните лексическое значение слова «ухмыляться».


2.12. Исследовательская работа с текстом.


  • В песне, изображающей переживания героя, его внутренний мир, присутствуют элементы лиризма, объединяющего лирические и исторические песни. Заполните вторую часть таблицы примерами. (рабочая тетрадь вопрос 5)


IV. Подведение итогов урока.

В песнях XVI века центральным образом был Иван Грозный — мудрый правитель и военачальник, (рабочая тетрадь вопрос 6)

V. Домашнее задание.

1.Прочитать статью учебника «Песни о Степане Разине», с.15, ч.1.

2. Подготовить анализ исторической песни по плану, предложенному в учебнике, с.23, ч.1 (задания 3-4 рабочей тетради, с.12-13, ч.1): «Разин и девка-астраханка».

3. Заполнение таблицы (задание 4 рабочей тетради,).


«Разин и девка-астраханка»

Тема, историческая основа


Лирический персонаж


Образно-выразительные средства


Повторы


Характерные признаки жанра


Идея



3. Индивидуальные задания:

  • подготовить сообщение «историков» о восстании под предводительством Степана Разина, о взятии крепости Орешек, о сражении под Красным и Березине;

подготовить выразительное чтение песни «Солдаты освобождают Смоленск», «Разин и девка-астраханка».

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!