СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Основы исторической реконструкции"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Основы исторической реконструкции"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12

имени Героя Советского Союза Ж.Е.Тулаева» г.Улан-Удэ















Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа


туристско-краеведческой направленности

«Основы исторической реконструкции»



Возраст учащихся: 10-12 лет

Срок реализации: 1 год







Составитель программы:

учитель истории и обществознания

Корытова Евгения Александровна







г.Улан-Удэ,

2020 г.

    1. Пояснительная записка

Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по истории в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данная работа имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой - либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать обучающихся историей, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу. Программа соответствует действующим нормативным актам и государственным программным документам.

Направленность программы дополнительного образования «основы исторической реконструкции» – туристско-краеведческая.

Актуальность. Материальные памятники, воплощенные в моделированных объектах, являются отражением жизни прошлого, без которых нельзя понять как сути этой жизни, так и отдельных явлений, которые характерны определенному времени. С помощью исторической реконструкции формируется интерес учащихся к прошлому, и закладываются основы эстетического восприятия окружающей действительности. Также разработка настоящей программы вызвана необходимостью развивать потребности личности к познанию прошлого человечества и творческой деятельности при помощи средств моделирования. Кроме того, содержание данной программы позволяет осуществлять связь данного курса с другими предметами, изучаемыми в школе. В частности, речь идет об истории технологии и информатике. Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, а с другой – уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых в рамках этих предметов.

Педагогическая целесообразность. Данная программа целесообразна, так как в рамках ее реализации дети вплотную соприкасаются с настоящей историей. Они учатся разбираться в фактах, проводить анализ тех или иных исторических событий, начинают заниматься исследовательской работой и на практике применяют полученные знания. В своей деятельности учащиеся успешно решают вопросы реконструкции объектов историко-культурного наследия. Главной особенностью работы является стремление к наиболее точному соответствию воссоздаваемых образцов подлинникам. Для этого используются письменные источники, кино и фотодокументы, а также сохранившиеся оригиналы.

Отличительные особенности. Отличительной особенностью данной программы является то, что одним из направлений ее деятельности является вовлечение учащихся в проблематику виртуальной реконструкции объектов историко-культурного наследия. Если на начальном этапе предлагается использовать моделирование из пластилина, картона, клея и прочих подручных инструментов, то в перспективе, в центр внимания – попадает один из наиболее популярных методов исторической реконструкции – компьютерное моделирование, основанное на методологии 3D реконструкции. В рамках программы рассматриваются технологии 3D моделирования и результаты исследований в этой области. Дети получают навыки работы со специализированным программным обеспечением, включая трёхмерные редакторы.

Адресат программы. Программа разработана для детей 10-12 лет, с учетом возрастных, физиологических, психологических особенностей развития. Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний). Количество учащихся – 10-15 человек.

Объем и срок освоения программы. Образовательная программа рассчитана на реализацию в течении одного года, 68 часов в год. Уровень программы - ознакомительный

Форма обучения – очная. Предусмотрены коллективные выезды на экскурсии в музеи региона.

Режим занятий. Периодичность занятий – еженедельно, занятие продолжительностью 2 часа, с перерывом 15 минут.

Особенности образовательного процесса. Состав группы – постоянный; в процессе занятия используется групповые методы работы, а также учащимся могут даваться индивидуальные задания, помогающие лучше усвоить пройденный материал. Виды занятий – лекции, практические, мастерские, выездные тематические занятия.

Целью программы является создание культурного пространства образовательного учреждения, где школьники смогут сотрудничать в области исторических исследований, художественного отображения прошлого, исторического моделирования и реконструкций, совершенствуя свои когнитивные и социальные навыки.

Задачи программы

образовательные задачи:

  1. научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд;

  2. овладение практическими умениями и навыками творческой деятельности;

  3. научить правильно использовать термины, формировать определения; понятий, используемых в исторической науке, археологии;

  4. обучить реконструкции объектов историко-культурного наследия.;

личностные задачи:

  1. развитие эмоционально – ценностного отношения к истории своей страны;

  2. прививать уважительное отношение к труду, навыки трудовой культуры, аккуратности;

  3. развивать логическое мышление и творческие способности;

  4. развить творческие инициативы;

метапредметные:

  1. способствовать воспитанию активной гражданской позиции обучающихся;

  2. содействовать социальной адаптации детей и их самоопределению.

  3. воспитать мотивацию к учебной деятельности.

  4. воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала.



Учебный план


Тема


Всего часов

Теоретич.

занятия.

Практич.

занятия

Экскурсии.

Формы аттестации/контроля

1-2

Вводное занятие

1

1

0

0

опрос

3-5

Историческая реконструкция как вид деятельности

3

1

1

1

опрос

6-7

Развитие реконструкции на современном этапе

2

1

1

0

опрос

8-9

Древнерусское государство IX- ХV вв

2

1

1

0

опрос

10-12

Изготовление 3D модели капища

3

1

2

0

презентация творческих работ

13-4

Изготовление 3D модели древнерусского жилища

2

0

2

0

презентация творческой работы

15-16

Изготовление 3D моделей внутреннего убранства древнерусского жилища

3

1

2

0

презентация творческих работ

17-18

История России XVI- XVII вв.

2

1

1

0

опрос

19-20

Развитие архитектуры на Руси в XVI- XVII вв.

2

1

1


опрос

21-23

Изготовление 3D моделей выдающихся сооружений архитекторов Руси в XVI- XVII вв.

3

0

3


презентация творческих работ

24-26

Изготовление 3D моделей обмундирования русских солдат в XVII в.

4

1

3

0

презентация творческих работ

27-29

История России в XVIII в.

3

1

1

1

опрос

30-33

Изготовление 3D моделей обмундирования русских солдат в XVIII в.

4

1

2

1

презентация творческих работ

34

Промежуточное подведение итогов

1

0

1

0

круглый стол

35-36

Развитие архитектуры России в XVIII в.

2

1

1


опрос

37-39

Изготовление 3D моделей архитектурного наследия России XVIII в.

3

0

3

0

презентация творческих работ

40-41

История России в XIX

2

1

1

1

опрос

42-44

Изготовление 3D реконструкции Бородинской битвы

3

1

2

0

презентация творческих работ

45-47

Развитие архитектуры России в XIХ в.

2

1

1

0

опрос

48-49

Изготовление 3D моделей архитектурного наследия России XIХ в.

3

0

3

0

презентация творческих работ

50-51

История России в первой трети XX вв.

2

1

1

0

опрос

51-53

Изготовление 3D реконструкции вооружения Российской империи в годы первой мировой войны

3

1

2

0

презентация творческих работ

54-55

Изготовление 3D реконструкции вооружения Советской армии в годы второй мировой войны

3

1

2

0

презентация творческих работ

52-53

Изготовление 3D реконструкции битв в годы второй мировой войны

3

1

1

0

презентация творческих работ

54-55

Древнейшие люди

нашего края и их занятия

3


1

1

1

опрос

56-58

История Республики Бурятия


3

1

1

1

опрос

59-60

Изготовление 3D моделей жилищного комплекса жителей Бурятия

2

0

2

0

презентация творческих работ

61-62

Изготовление 3D моделей внутреннего убранства жилища народов Забайкалья

2

0

2

0

презентация творческих работ

63-64

Исследование и знакомство с г. Улан-Удэ

2

0

1

1

презентация творческих работ

65-66

Изготовление 3D моделей архитектурного комплекса современного Улан-Удэ

2


0

2

0

презентация творческих работ


Резерв учебного времени

2






Итого

68







Содержание учебного плана

Вводное занятие

Теория. Отбор учащихся, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид.

Практика. Практическая работа на выявление уровня начальной подготовки обучающегося.

Историческая реконструкция как вид деятельности.

Теория. Основная цель реконструкции. Реконструкция в России и за рубежом.

Практика. Практическая работа на выявление уровня начальной подготовки обучающегося.

Экскурсия. Посещение Музея природы Бурятии

Развитие реконструкции на современном этапе.

Теория. Когда и где появились первые виртуальные реконструкции объектов историко-культурного наследия.

Практика. Практическая работа на выявление уровня начальной подготовки обучающегося.

Древнерусское государство в IХ – XV вв.

Теория. Исследование и знакомство с археологическими реконструкциями древнеславянских и древнерусских поселений. Археологическая наука. Археология Древней Руси. Археологические раскопки. Главные археологические находки. Основные события, вехи в истории России данного исторического периода. Политическое, экономическое, культурное развитие .

.

Практика. Практическая работа на выявление уровня усвоения материала.

Изготовление 3D модели капища

Теория. Изучение источников и литературы, посвященных быту древнерусского населения, а также основ 3D моделирования указанных объектов.

Практика. Изготовление капища.

Изготовление 3D модели древнерусского жилища

Практика. Изготовление домов. Используемый материал: программа по 3D моделированию.

Изготовление 3D моделей внутреннего убранства древнерусского жилища

Теория. Изучение источников и литературы, посвященных быту древнерусского населения, а также основ 3D моделирования указанных объектов.

Практика. Изготовление стен, заграждений.

Экскурсия. Посещение музея.

История России XVIXVII вв.

Теория. Основные событиях, вехи в истории России данного исторического периода. Политическое, экономическое, культурное развитие. Личности.

Практика. Подготовка докладов и рефератов по теме.

История архитектуры на Руси XVIXVII вв.

Теория. История создания древнерусских храмов, городов и т.п. Специфика и своеобразие архитектуры Древней Руси.

Практика. Практическая работа на выявление уровня усвоения материала.

Изготовление 3D моделей сооружений выдающихся архитекторов Руси XVIXVII вв.

Практика. Изготовление соборов, церквей. Используемый материал: программа по 3D моделированию.

Изготовление 3D моделей обмундирования русских солдат Руси XVII вв.

Теория. История военной реформы 16 века .

Практика. Изготовление 3D моделей из ткани и другого подручного материала.

История России XVIII в.

Теория. Основные события, вехи в истории России данного исторического периода. Политическое, экономическое, культурное развитие. Личности.

Практика. Подготовка докладов и рефератов по теме.

Изготовление 3D моделей обмундирования русских солдат Руси XVIII в.

Теория. История военной реформы 17века .

Практика. Изготовление 3D моделей из ткани и другого подручного материала.

Развитие архитектуры в России в XVIII в.

Теория. История создания древнерусских храмов, городов и т.п. Специфика и своеобразие архитектуры Российской империи.

Практика. Практическая работа на выявление уровня усвоения материала.

Изготовление 3D моделей архитектурного наследия России XVIII в.

Практика. Изготовление соборов, церквей. Используемый материал: программа по 3D моделированию.

История России XIХ в.

Теория. Основные событиях, вехи в истории России данного исторического периода. Политическое, экономическое, культурное развитие. Личности.

Практика. Подготовка докладов и рефератов по теме.

Изготовление 3D реконструкции Бородинской битвы.

Теория. Знакомство с подвигом русского народа в Отечественной войне 1812 г.

Практика. Изготовление соборов, церквей. Используемый материал: программа по 3D моделированию.

Развитие архитектуры в России в XIХ в.

Теория. История создания древнерусских храмов, городов и т.п. Специфика и своеобразие архитектуры Российской империи.

Практика. Практическая работа на выявление уровня усвоения материала.

Изготовление 3D моделей архитектурного наследия России XIХ в.

Практика. Изготовление соборов, церквей. Используемый материал: программа по 3D моделированию.

История России в первой трети XХ в.

Теория. Основные событиях, вехи в истории России данного исторического периода. Политическое, экономическое, культурное развитие. Личности.

Практика. Подготовка докладов и рефератов по теме.

Изготовление 3D реконструкции вооружения Российской империи в годы Первой мировой войны.

Теория. Знакомство с историей Первой мировой войны.

Практика. Изготовление реконструкции вооружения российской армии, либо операции Брусиловский прорыв.

Изготовление 3D реконструкции вооружения советских солдат в годы Второй мировой войны.

Теория. Знакомство с историей Второй мировой войны.

Практика. Изготовление реконструкции вооружения советских солдат.

Изготовление 3D реконструкции битв в годы Второй мировой войны.

Практика. Изготовление реконструкции военных операций в годы второй мировой войны.


Древнейшие люди нашего края и их занятия.

Теория. Республика Бурятия, народы, проживавшие на территории Забайкалья.

Практика: Оформление презентации «История Республики Бурятия».

Экскурсия. Посещение этнографического музея народов Забайкалья.

История Республики Бурятия

Теория. Анализ археологических источников и литературы, посвященных Республике Бурятия.

Практика. Практическая работа на выявление уровня усвоения материала.

Экскурсия. Посещение музея.

Изготовление 3D моделей жилищного комплекса жителей Бурятии.

Практика. Изготовление реконструкций жилищного комплекса жителей Бурятии.

Изготовление 3D моделей внутреннего убранства жилища народов Забайкалья.

Практика. Изготовление моделей внутреннего убранства жилища народов Забайкалья.

Исследование и знакомство с г. Улан-Удэ

Практика. Обсуждение основных событий, вех в истории г. Улан-Удэ

Экскурсия. Посещение музея.


Изготовление 3D моделей архитектурного комплекса современного Улан-Удэ

Практика. Изготовление 3Д моделей зданий, площадей и других элементов архитектурного комплекса современного Улан-Удэ.


Планируемые результаты

Реализация программы «основы исторической реконструкции» способствует развитию следующих ключевых умений и навыков:

предметные результаты:

  1. умение пользоваться ресурсами электронных библиотек;

  2. умение работать в 3D редакторах;

  3. накопление материалов по истории родного края;

  4. умение сопоставлять исторические источники;

  5. умение работать с информацией, находящейся за рамками учебника;

  6. анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  7. устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого;

  8. представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, сообщения, 3D модели объектов историко-культурного наследия.

личностные:

  1. развитое эмоционально – ценностное отношение к истории своей страны;

  2. привитое уважительное отношение к труду, навыки трудовой культуры, аккуратности;

  3. сформированное логическое мышление и творческие способности;

  4. развитая творческие инициативы;

  5. социальная адаптации детей и их самоопределению.

метапредметные:

  1. сформированная активная гражданской позиции обучающихся;

  2. сформированная мотивация к учебной деятельности.

  3. развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала.


Календарный учебный график программы.

Программа рассчитана на реализацию в течение одного учебного года- 34 недели, график и продолжительность каникул согласно учебному плану образовательного учреждения.


Условия реализации программы

Реализация программы «Основы исторической реконструкции», требует наличия определенной материальной базы, которая позволит организовать процесс обучения более эффективно.

К материальному оснащению можно отнести:

  1. помещение, в котором проходят учебные занятия; рабочие места учителя и учащихся;

  2. персональные компьютеры для учителя и учащихся;

  3. проектор, интерактивная доска;

  4. доступ к сети Интернет, а также программное обеспечение (в частности, речь идет о программе для 3D моделирования Google SketchUp Make, которая официально доступна для бесплатного скачивания).

Для реализации программы целесообразно привлекать учителей истории, информатики.

Оценка достижений результатов

По окончании обучения каждый ученик должен подготовить проект: создать собственную 3D реконструкцию выбранного им объекта культурного наследия (несохранившегося или дошедшего до нас в плохой сохранности). В процессе выполнения этого задания учащийся осваивает навыки формирования источниковой базы реконструкции. Работа завершается презентацией индивидуальных проектов учеников.

Оценочные материалы: опросы, творческие работы, работа над проектами, участие в конкурсах, конференциях и др.


Методические материалы

При реализации программы в учебном процессе используются методические пособия, дидактические материалы, фото и видео материалы, исторические книги, материалы на компьютерных носителях.

Теоретические занятия проводятся с использованием элементов активных форм познавательной деятельности в виде бесед, диспутов, вопросов и ответов. Используются:

- словесные методы обучения – в виде лекций, объяснений, рассказов, бесед, диалогов, консультаций;

- методы проблемного обучения - в виде проблемного изложения материала, постановки проблемного вопроса;

- наглядные методы обучения - в виде использования макетов, спортивного фехтовального оборудования.

Практическое занятие проводится как урок с использованием элементом активных форм познавательной деятельности в виде самостоятельной деятельности, конкурсов, игр. Используются:

- словесные методы в виде объяснения;

- наглядные методы в виде показа;

- игровые методы.



2.6 Список литературы

Основная

  1. Беловинский Л.В. История русской материальной культуры. М.: Форум, 2015.

  2. Беловинский Л.В. Культура русской повседневности. М.: Академический проект, 2016.

Дополнительная

  1. Бородкин Л.И., Жеребятьев Д.И. Технологии 3D моделирования в исторических исследованиях: от визуализации к аналитике// Геоинформационные исследования и 3d реконструкции. URL: http://kleio.asu.ru/2012/2/hcsj-22012_49-63.pdf

  2. Дубасов И. И. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов, 1993.

  3. Дьячков В.Л. (автор-составитель) Тамбов в годы Великой Отечественной войны. Альбом. Администрация города Тамбова. – Тамбов: 2015 – 56 с.

  4. Канищев В. В., Мизис Ю. А. Социальный облик Тамбова (1636-1917) // «Тамбов на карте генеральной…»: Тезисы докладов к городской научно-практической конференции, посвященной 350-летию города Тамбова. Тамбов, 1986. С. 9-21.

  5. Мизис Ю. А. Образование антропогенных комплексов в процессе заселения Тамбовского края русскими в XVII – XVIII вв. // V Державинские чтения: История. Философия. Социология. Политология. Экономика. Юриспруденция: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. Февраль 2000. Тамбов, 2000. С. 3-4.

  6. Черменский П. Н. Прошлое Тамбовского края. Тамбов, 1961.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!