СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Историческая карта как средство обучения умственно отсталых обучающихся

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Историческая карта как средство обучения умственно отсталых обучающихся»

Историческая карта как средство обучения умственно отсталых обучающихся


Современное российское образование в настоящее время претерпевает ряд изменений, которые заключаются в обновлении методов обучения, достижения нового качества результатов за счет реализации Федеральной целевой программы развития образования, а именно переходу к новому стандарту образования, который предусматривает коренное изменение приоритетов. Такой стандарт образования носит название Федеральный государственный стандарт, устанавливающий требования к образовательным программам. Относительно обучающихся с умственной отсталостью, Министерством Просвещения были утверждены новые федеральные государственные стандарты - Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).1

Согласно такому стандарту, одной из центральных задач специальных школ выступает задача, связанная с формированием опыта общественных отношений, воспитания нравственной личности обучающихся, а также подготовка умственно отсталых обучающихся к самостоятельной жизни и труду. Особая роль при реализации данной задачи отводится такому школьному предмету как история. Историческое образование в современном мире является сложным элементом системы образования, как в России, так и за рубежом. Это связано с последними мировыми событиями политического, экономического, социального, финансового характера, что напрямую влияет на процессы образования и воспитания детей и подростков. От усвоения исторических знаний напрямую зависит социальная адаптация умственно отсталых школьников, поскольку именно история, как предмет, призвана аккумулировать прошлый социальный опыт человечества для сохранения культурных традиций общества, формирования нравственных и патриотических взглядов.2

Структурные компоненты программы учебного курса по истории в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья подробно изложены в адаптированной основной общеобразовательной программе (далее АООП). Рассмотрим кратко ее основные структурные элементы.

Название раздела, предполагающим изучение истории, согласно АООП, носит название «Мир истории», где основным принципом выступает цивилизационный анализ исторических фактов, которые позволяют на конкретных примерах педагогу познакомить умственно отсталых обучающихся с историей развития человеческой цивилизации. Целью изучения предмета «Мир истории» выступает подготовка умственно отсталых обучающихся к освоению программы курса «История Отечества» с 7-9 класс. Основными задачами изучения предмета «Мир истории» являются формирование представлений об особенностях жизни, быта и труда человека в различных исторических эпохах, формирование представления об историческом времени и пространстве, центральных исторических понятиях, а также формирование умения анализировать, делать выводы и обобщения.

Необходимо отметить, что программа по предмету «Мир истории» в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья отличается от программ истории в образовательных школах. Так, значимым отличием выступает изучение истории не по разделам, как в общеобразовательных школах. Для умственно отсталых обучающихся в течение трех лет преподавания истории, программой предусмотрены наиболее важные исторические события и явления на доступном, для их понимания, уровне. Данная особенность преподавания курса истории продиктована особенностями познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся. Кроме того, в программе по истории для общеобразовательных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от общеобразовательных, отсутствует раздел, связанный с основами обществоведческих и правовых знаний.3

Исследователями разработаны методические аспекты преподавания истории в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Так, учеными Ж.И. Шиф, А.И. Капустиным, В.Н. Синевым, Б.П. Пузановым, В.А. Лапшиным были проведены масштабные комплексные исследования по содержанию и методам обучения истории умственно отсталых обучающихся, в ходе которых была создана отдельная отрасль науки - методика преподавания истории в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данная методика тесно связана с олигофренопедагогикой, поскольку именно олигофренопедагогика определяет содержание материала по истории и направленность учебной программы, а также перечень вопросов и заданий, которые возможно использовать в рамках преподавания учебного предмета. Современная методика преподавания истории опирается на ряд дидактических принципов, методов и приемов обучения, которые продиктованы специальной дидактикой. Изучение процесса обучения истории идет в тесной связи с историей, педагогикой и психологией, поскольку все темы и задания в рамках учебной дисциплины проектируются с учетом психофизиологических особенностей умственно отсталых обучающихся, их личностных особенностей, склонностей и интересов [44].

Отечественный ученый А.И. Стражев утверждает, что методика обучения истории должна быть на уровне современного развития исторической науки. Вместе с тем, применяемые учителем методы и средства обучения должны способствовать корригированию имеющихся недостатков.4

Приоритетным направлением в методике преподавания истории выступают аспекты повышения качества обученности и качества воспитанности личности. Таким образом, история, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников.5

Методика преподавания истории в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предполагает использование разнообразных методов, приемов, средств и технологий обучения, одной из которых выступает историческая карта.

Рассмотрим научные подходы к определению понятия «историческая карта» в психолого-педагогической и коррекционной литературе.

Энциклопедический словарь дает следующее определение. Под исторической картой понимают наглядно-условное графическое пособие, которое служит для локализации исторических событий в пространстве, а также созданию представлений о географической среде данных событий.6

Современная энциклопедия географии под исторической картой понимает какой-либо прошлый период, эпоху развития человеческого общества, а также исторические явления и события на данной территории. Исторические карты различаются по пространственному охвату и хронологии.7

Большая советская энциклопедия под историческими картами понимает карты, которые отражают исторические явления и события, а также взаимосвязи общественных дел прошлого с географическими факторами. Исторические карты показывают размещения культур, государств, а также социальные движения человечества на протяжении всей истории.8

Учебное пособие «Введение в историю» А.Н. Майкова дает следующее определение исторической карты. Так, историческая карта представляет собой изображение Земли или большой части земной поверхности в различные времена истории человечества.9

Другой отечественный исследователь, Д.В. Манкевич под исторической картой подразумевает метод отнесения исторических событий к конкретному пространству с описанием географической среды, то есть локализацией тех или иных исторических событий. Помимо исторических карт локальность можно изучать посредством схем и плана местности.

Исторические карты, по мнению Д.В. Манкевича, созданы на географической основе, они отражают исторические события во времени и пространстве. Исторические карты имеют ряд отличий. Во-первых, значимым на исторической карте выступает цвет, в том время, как, например, на географической карте зеленый цвет обозначает равнину, то на исторической карте это локализации древнейших районов земледелия и скотоводства. Кроме того, второй значимой особенностью исторический карт является динамика событий и процессов. Так, на карте видны границы различных государств и их изменения, пути движения войск, походов, караванов… 10

Рассмотрим, какие виды исторических карт можно встретить в образовательном процессе.

Традиционная классификация исторических карт представляет собой три типа: общие, обзорные и тематические. Общие исторические карты представляют собой события одного или нескольких государств, отражающие исторические процессы в большом временном отрезке. На таких типах карт можно увидеть расширение или сокращение границ государств, а также их социально-экономическое развитие и военные действия.

Рис 1. Виды исторических карт

Обзорные исторические карты представляют собой те события, которые следуют друг за другом в ходе одного глобального явления в истории. Как правило, такие карты посвящены одному государству на протяжении всего времени его существования.11

Тематические исторические карты представляют отдельные исторические события, затрагивающие множество мировых государств, а также конкретные стороны исторического процесса. Ярким примером тематической исторической карты выступает карта «Отечественная война 1812 года». На данных картах представлена полная информация конкретного исторического события с красочным оформлением ее деталей.

Необходимо отметить, что для каждого вида карт необходимо использовать разные приемы изложения материала. Так, например, при использовании тематических исторических карт лучше всего использовать сюжетный рассказ, а общие и обзорные исторические карты лучше всего использовать на уроках, предполагающих элементы рассуждения и проблемного изложения материала.12

В.Н. Темушев выделяет несколько функций исторической карты, а именно информационная, иллюстративная и воспитательная. Так, перечисленные нами функции помогают педагогу в ходе урока изучать исторические события, развивать у школьников пространственное мышление, формировать представления об истории своей страны, а также обучать их работе с картой.13

Исторические карты, как средства обучения, несут в себе мощный заряд знаний и обладают воспитательной функцией. Так, правильно организованная работа с историческими картами способна развивать у обучающихся умение отбора теоретического материала не только из учебника истории, но и из учебной карты или исторического атласа. Знания, формирующиеся в процессе работы с исторической картой, более осознанные и прочные, поскольку историческое событие было изучено обучающимся на месте исторических событий. Таким образом, важным инструментом изучения истории и выступает историческая карта. При этом, обучение правильной работе с исторической картой у обучающихся лежит на плечах педагога и методистов.

Историческая карта, как средство обучения, находит свое отражение в нормативно-правовых документах, которые призваны регулировать процессы обучения и воспитания. Так, согласно федеральным государственным стандартам общего образования, среди элементов содержания и требований к уровню подготовки школьников по истории, является использование на уроках условно-графического материала, в том числе картографического, к которому и относят исторические карты.14

В результате усвоения исторических карт обучающиеся оказываются способными по названию карт определять тему и основное содержание уроков, событийную действительность, хронологические моменты, а также условные обозначения. Работа с исторической картой способствует овладению обучающимися разнообразными практическими навыками и умениями. Среди основных практических навыков и умений выступают следующие:

  • Узнавание и называние конкретного историко-географического пространства;

  • Определение последовательности исторических событий, а также времени;

  • Передача содержания исторических событий по условным обозначениям исторической карты;

  • Нахождение конкретных территорий на карте;

  • Анализ социально-экономического и политического положения государства согласно карте;

  • Преобразование условной информации карты в текстовую;

  • Анализ, синтез, обобщение графического материала и статистических данных карты.

Вышеописанные навыки и умения дополняют общий объем знаний обучающихся и дают возможность представить историческое событие или процесс в пространстве. Такое представление активизирует и развивает мыслительную деятельность школьников, обогащает их новыми знаниями и развивает разнообразные компетенции.

Картографический материал обладает значительным обучающим потенциалом. Обучающиеся, используя исторические карты, развивают такие умения как умение думать, сравнивать, анализировать, соотносить, отстаивать свою точку зрения, находить свои ошибки и ошибки одноклассников, делать выводы и умозаключения. Кроме того, полученные знания сопровождаются наглядным аспектом, что делает усвоение исторических знаний более эффективным.15


1 1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)": приказ Министерства Просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026.

2 3. Аптикиев А.Х., Аптикиева Л.Р. Реализация принципов коррекционно-развивающего обучения подростков на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Концепт. 2014. №26. С. 1-7.

3 Петрова М.Н. Методика преподавания истории в коррекционной школе: 4-е изд. / М. Н. Перова. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. -208 с.

4 Стражев А.Л. Методика преподавания истории [Текст] : Пособие для учителей. - Москва : Просвещение, 2004. - 287 с.

5 Аптикиев А. Х., Аптикиева Л. Р. Психолого-педагогические аспекты формирования пространственных представлений у старших школьников с умственной отсталостью на уроках истории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 11–15.

6 Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Большая Российская энциклопедия ; 2019. – 1456 с.

7 География. Современная иллюстрированная энциклопедия.М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006. -250с.

8 Бекузарова Н.В., Шумовский О.И. Использование интерактивной карты для формирования исторических знаний // IJAS. 2018. №4. –С.22-27.

9 Майков А.Н. История. Введение в историю. 5 класс: учебное пособие/ А.Н. Майков.-М: Вента-Граф.Просвещение,2020.-125с.

10 Манкевич Д.В. О специфике и перспективах использования интерактивных исторических карт в образовательном процессе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2013. №11.-С.78-84.

11 Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории. – М., 2003.-384с.

12 Степанищев А. Т. Методика преподавания и изучения истории. Часть 1. – М., 2002.-304с.

13 Галаева, З. С. Г. Историческая карта как средство наглядности на уроках истории / З. С. Г. Галаева // Фундаментальные научно-практические исследования: актуальные тенденции и инновации : сборник научных трудов по материалам XX Международной научно-практической конференции, Анапа, 31 июля 2021 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2021. – С. 23-26.

14 Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)": приказ Министерства Просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026.

15 Темушев В.Н. Исторические карты. Проблемы их создания и применения на уроках истории : практическое пособие. – Минск, 2019,- 89с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!