СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Историческая эволюция управления ФКиС в России

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Историческая эволюция управления ФКиС в России

Просмотр содержимого документа
«Историческая эволюция управления ФКиС в России»

Историческая эволюция  управления ФКиС в России

Историческая эволюция управления ФКиС в России

Возникновение и становление управленческих отношений в сфере физической культуры и спорта в дореволюционной России Управление физическим воспитанием и спортом стала формироваться в России в рамках военного ведомства. Это обстоятельство объясняется тем фактом, что именно армией физическая культура и спорт были востребованы в наибольшей степени. И это вполне объяснимо, так как от того, насколько солдаты и офицеры были подготовлены физически, зачастую зависели их жизнь и здоровье, определялась победа или поражение в бою. В первой половине 19 века физическая культура и спорт стали распространяться в широких общественных кругах и образовательных учреждениях, впервые в нашей стране формируются спортивные школы, общества и клубы. В Петербурге, Москве и Киеве появляются яхт-клубы, общества гребного спорта, плавания и атлетической гимнастики. Тогда же начинают проводиться первые спортивные соревнования.

Возникновение и становление управленческих отношений в сфере физической культуры и спорта в дореволюционной России

Управление физическим воспитанием и спортом стала формироваться в России в рамках военного ведомства. Это обстоятельство объясняется тем фактом, что именно армией физическая культура и спорт были востребованы в наибольшей степени. И это вполне объяснимо, так как от того, насколько солдаты и офицеры были подготовлены физически, зачастую зависели их жизнь и здоровье, определялась победа или поражение в бою.

В первой половине 19 века физическая культура и спорт стали распространяться в широких общественных кругах и образовательных учреждениях, впервые в нашей стране формируются спортивные школы, общества и клубы. В Петербурге, Москве и Киеве появляются яхт-клубы, общества гребного спорта, плавания и атлетической гимнастики. Тогда же начинают проводиться первые спортивные соревнования.

К началу первой мировой войны в России было создано и действовало около 1200 физкультурно-спортивных объединений, насчитывавших 45 тыс. членов в 332 городах и поселках. Все образованные неправительственные спортивные организации действовали как самоуправляемые структуры в рамках общегражданского законодательства

Государственное управление физическим воспитанием и спортом в начале 20 века находилось в ведении двух ведомств - военного министерства и министерства просвещения. Однако набиравшее силу общественное физкультурно-спортивное движение не было охвачено единой системой управления и контроля со стороны правительства. Это обстоятельство беспокоило государство, так как под эгидой спортивных школ и клубов могли вести политическую и пропагандистскую деятельность различные партии и группировки, которые подрывали основы государственного строя.

Начало первой мировой войны (Россия вступила в войну в августе 1914 г.), а затем и бурные революционные события 1917 г. прервали эволюционное развитие российских управленческих структур в сфере физического воспитания и спорта.

Управление физической культурой и спортом в советский период

После революции 1917 г. вся сформированная ранее система управления физической активностью и спортом в России была упразднена и некоторое время не функционировала вовсе. 

В апреле 1918 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет издает декрет «Об обязательном обучении военному искусству», согласно которому в обязательном порядке все мужчины в возрасте от 16 до 40 лет привлекались к изучению военного дела и прохождению физической подготовки.

Уже в 1918 г. начали функционировать первые ячейки и кружки Всевобуча, комсомольские спортивные общества «Муравей» (Москва), «Спартак» (Петроград), «Красный молодняк» (Минск) и некоторые другие. 

В первые годы советской власти вовлечение в физкультурно-спортивное движение происходило как на добровольной основе, так и за счет принуждения. И такая политика стала приносить свои плоды - все большее количество людей почувствовало вкус к физкультуре и спорту, стали развиваться спортивные школы и общества, дала первые ростки спортивная наука

В 1922 г. закончилась гражданская война и Всевобуч был расформирован. На повестку дня вновь встал вопрос о системе управления отраслью физической культуры и спорта в стране, о ее задачах и функциях.

Культурные проблемы. Не следует забывать о том, что отрасль физической культуры и спорта в те годы делала только первые шаги в массы. Соответственно, в этом направлении нужно было разрешить ряд серьезных проблем - значительный уровень пьянства, предрассудки и предубеждения (особенно по поводу женского спорта), неграмотность, сословные и религиозные стереотипы. Помимо перечисленных, сложной проблемой оставался вопрос построения новой пролетарской культуры, которая должна была в корне отличаться от буржуазной. И здесь наблюдалась довольно значительная дифференциация идей и мнений, - присутствовало так называемое «рекордсменское» направление, культурно-массовый гигантизм, «изоляционизм» в международном сотрудничестве с буржуазными спортивными организациями и проч.

Экономические проблемы. В условиях послевоенной разрухи люди нуждались в самом необходимом - в пище, в одежде, жилье. Конечно, финансовых средств катастрофически не хватало ни на спортинвентарь, ни на спортсооружения. Естественно, что в такой ситуации успешно руководить физкультурно-спортивной отраслью было чрезвычайно сложно. 

Послевоенный период

успехи советского спорта приобретают важный идеологический и политический оттенок, так как свидетельствовали о преимуществах социалистической системы. И, конечно, руководство СССР хорошо понимало, что следует активно развивать это направление. Однако этому препятствовала существующая управленческая структура. К тому же внутренняя борьба, развернувшаяся при смене власти, завершилась, а опасность путча миновала. Теперь уже ничто не препятствовало возрождению самостоятельного физкультурно-спортивного ведомства, которое было восстановлено в феврале 1954 г. Вместе со вновь образованным Комитетом по физической культуре и спорту восстанавливались его территориальные структуры в регионах.

В январе 1955 г. правительство утвердило правовой документ, на основании которого строилась вся деятельность физкультурно-спортивного ведомства - Положение о Комитете по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Согласно этому Положению на Комитет возлагалось государственное руководство массовым спортом в стране и повышением мастерства советских спортсменов; рассмотрение основных вопросов развития физкультуры и спорта, вопросов управления организациями, учреждениями и учебными заведениями, подведомственными Комитету. 

Жестко выстроенная управленческая вертикаль военного типа, которая существовала в советской физкультурно-спортивной отрасли, несла в себе все пороки, свойственные государствленным системам. Ее недостатки выражались, в первую очередь, в том, что в управляющем звене не всегда оказывались лучшие специалисты, выдвинутые коллегами, а зачастую карьеристы и просто «свои люди», подобранные по принципу личной преданности, а не компетентности. В итоге в физкультурно-спортивной отрасли допускались грубые управленческие ошибки, принимались необоснованные и субъективные решения, осуществлялась неправильная кадровая политика.

Жестко выстроенная управленческая вертикаль военного типа, которая существовала в советской физкультурно-спортивной отрасли, несла в себе все пороки, свойственные государствленным системам. Ее недостатки выражались, в первую очередь, в том, что в управляющем звене не всегда оказывались лучшие специалисты, выдвинутые коллегами, а зачастую карьеристы и просто «свои люди», подобранные по принципу личной преданности, а не компетентности. В итоге в физкультурно-спортивной отрасли допускались грубые управленческие ошибки, принимались необоснованные и субъективные решения, осуществлялась неправильная кадровая политика.

Современный период С распадом СССР и появлением на его месте целого ряда независимых государств в становлении отечественной физической культуры и спорта наступил новый период. Ушли в прошлое выступления единой сборной командой, распалась единая система управления физкультурой и спортом в стране, возник целый комплекс финансовых и организационных проблем международного и внутреннего характера.

Современный период

С распадом СССР и появлением на его месте целого ряда независимых государств в становлении отечественной физической культуры и спорта наступил новый период. Ушли в прошлое выступления единой сборной командой, распалась единая система управления физкультурой и спортом в стране, возник целый комплекс финансовых и организационных проблем международного и внутреннего характера.

Следует отметить, что десятилетие 1992-2002 гг. было для управления физкультурно-спортивной отраслью делом чрезвычайно сложным и неблагодарным. Постоянное недофинансирование, реорганизации и чехарда кадров (в этот период ведомство реформировалось еще восемь раз), региональный сепаратизм и радикальные перемены в социально-экономической жизни общества - все это многократно затрудняло процесс управления физическим воспитанием и спортом в стране. снижение управляемости в отрасли имело как объективные, так и субъективные предпосылки, которые, часто накладываясь друг на друга, усугубляли остроту проблем. Назовем наиболее острые и глубокие коллизии. Управленческая проблема. В последние 10-12 лет существенные изменения претерпели управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта, иной стала социальная и управленческая среда. Если во времена СССР управленческая вертикаль выстраивалась по жесткому иерархическому принципу, основанному на единоначалии и партийной дисциплине, то позже ситуация переменилась.

Следует отметить, что десятилетие 1992-2002 гг. было для управления физкультурно-спортивной отраслью делом чрезвычайно сложным и неблагодарным. Постоянное недофинансирование, реорганизации и чехарда кадров (в этот период ведомство реформировалось еще восемь раз), региональный сепаратизм и радикальные перемены в социально-экономической жизни общества - все это многократно затрудняло процесс управления физическим воспитанием и спортом в стране.

снижение управляемости в отрасли имело как объективные, так и субъективные предпосылки, которые, часто накладываясь друг на друга, усугубляли остроту проблем. Назовем наиболее острые и глубокие коллизии.

Управленческая проблема. В последние 10-12 лет существенные изменения претерпели управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта, иной стала социальная и управленческая среда. Если во времена СССР управленческая вертикаль выстраивалась по жесткому иерархическому принципу, основанному на единоначалии и партийной дисциплине, то позже ситуация переменилась.

Внезапные кадровые перестановки и организационные эксперименты были приостановлены в 2002 г., после того, как пост главы Госкомспорта занял В.А.Фетисов, имевший многолетний опыт профессионального спортсмена и спортивного менеджера. В течение последующих лет В.Фетисову удалось стабилизировать положение в физкультурно-спортивной отрасли, улучшить ее финансирование и укрепить кадровый состав.

Внезапные кадровые перестановки и организационные эксперименты были приостановлены в 2002 г., после того, как пост главы Госкомспорта занял В.А.Фетисов, имевший многолетний опыт профессионального спортсмена и спортивного менеджера. В течение последующих лет В.Фетисову удалось стабилизировать положение в физкультурно-спортивной отрасли, улучшить ее финансирование и укрепить кадровый состав.

Заключение

Исторические факты свидетельствуют, что в досоциалистический период были заложены организационные основы управления физической культурой и спортом. Организационная структура управления физической культурой и спортом в досоциалистической России имела мозаичный характер и включала в себя общегосударственный орган управления, Российский олимпийский комитет и около 1000 спортивно-гимнастических обществ, спортивных клубов, школ и т.п., каждое из которых организовывало занятия одним или несколькими видами спорта.

В советский период были сформированы научные основы управления физической культурой и спортом, закрепленные в соответствующем учебном курсе, включенном в учебные планы физкультурных вузов и техникумов в качестве обязательного предмета; систематически издавались учебные пособия и учебники. Первым изданием в России в рассматриваемой области науки было учебное пособие доцента А.А. Афанасьева "Организация физической культуры в СССР" (1952 г.), предназначенное для физкультурных вузов. В этот период сформировалось три центра НИР по проблемам управления - во ВНИИФК, в ГЦОЛИФКе и ГДОИФКе им. П.Ф. Лесгафта. физический культура спорт менеджмент

Современный период, характеризующийся ослаблением государственной формы централизованного управления физической культурой и спортом. Его основные черты: интенсивное развитие спортивного предпринимательства, коммерческих спортивно-оздоровительных организаций; саморазрушение первичного организационного звена физической культуры и спорта и автаркия ДФСО; самоликвидация производственной физической культуры; снижение статуса и сокращение компетенции государственных органов управления и особенно Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту; существенное повышение статуса Олимпийского комитета России, которому передано право регулирования деятельности федераций по видам спорта, а также других общественных организаций.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!