ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Истоки» для 2 класса соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ и разработана на основе:
Адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ТНР (вариант -5.2) ГКОУ Хотьковской школы-интерната;
Учебного плана на 2020-2021 учебный год ГКОУ МО Хотьковской школы-интерната;
Авторской программой И.А.Кузьмина, А.В. Камкиной издание «Истоковедение»., Москва -2009 г.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема «Вера» (9 час.)
ВЕРА. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело - к вере.
ВЕРНОСТЬ - преданность и надежность. Верность - знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
ПРАВДА. Что означает - жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право. Правила.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала - награда за доблесть, похвала мудрости и поклон добродетели.
Тема «Надежда» (8 час.)
НАДЕЖДА - стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда на собственные силы и помощь близких. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние.
СОГЛАСИЕ - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие, собственное мнение и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).
ПОСЛУШАНИЕ - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание. Непослушание (нарушение норм и правил).
Тема «Любовь» (8 час.)
ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь - дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела.
ДРУЖБА. Внутренняя духовная близость людей. Дружба народов. Единство людей - условие дружбы и мира. Уважение к человеку.
МИЛОСЕРДИЕ - милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев - там и милость. Милость (жалость) от любви исходит. Сестра милосердия.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
ПОКАЯНИЕ - чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.
Тема «София» (9 час.)
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение - труд.
ИСТИНА - не ложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ. Истина и правда.
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. Премудрость. Жизнь ума и жизнь сердца. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры.
ЛАД. Мир как справедливые отношения. Мир как духовная общность людей (соборность). Мир - благочестие в отношениях. Вечный мир - мечта людей. Лада, ладушки.
МИР ТВОРЧЕСТВА, ИСТОКИ РАЗВИТИЯ. Творчество как саморазвитие. Путь к себе. Учение как творчество и путь саморазвития. Как научиться сотрудничать.
ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА. Внутреннее достоинство человека. Как внутренний мир человека проявляется. Как люди узнают о внутреннем мире друг друга. Мир да согласие. Мир как согласие. Служение Отечеству, Смелость, Упорство, Отвага, Смекалка, Ответственность.
ИСТОКИ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ. Поступки нравственные и безнравственные. Воля, стремление к цели, дисциплинированность, преодоление трудностей. Здоровье и красота (в здоровом теле – здоровый дух).
Народные традиции здорового образа жизни – питание (пост), движение (игры), чистоплотность (баня), чистота помыслов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Предметные:
изучения курса «Истоки» в 2-м классе является формирование базового социокультурного ряда:
Вера. Верность. Правда. Честь. 2. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. 3.Любовь. Милосердие. Доброта. Раскаяние. 4.София. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость.
Метапредметные:
Регулятивные:
Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.
Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.
Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.
Познавательные:
Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.
Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.
Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Находить необходимую информацию в Интернете.
Коммуникативные:
Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).
Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.
Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
Личностные:
Реализовать свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направить ее на достижение творческой самореализации.
Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.
Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Темы | Всего часов | Контрольные занятия |
1. | Вера | 9 | - |
2. | Надежда | 8 | - |
3. | Любовь | 8 | - |
4. | София | 9 | 1 |
| Всего | 34 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ занятия | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки (коррекция) |
Раздел «Вера»-9 ч. |
1 | Вводный урок. | 07.09 | |
2 | Вера. | 14.09 | |
3 | Ступеньки веры. | 21.09 | |
4 | Испытание веры. | 28.09 | |
5 | Верность и долг. | 05.10 | |
6 | Правда и кривда. | 12.10 | |
7 | Праведный труд. | 19.10 | |
8 | Честь. | 26.10 | |
9 | Репутация. | 09.11 | |
Раздел «Надежда» - 8ч. |
10 | Надежда. | 16.11 | |
11 | Тщетная надежда. | 23.11 | |
12 | Согласие. | 30.11 | |
13 | Согласие в семье. | 07.12 | |
14 | Разногласие. | 14.12 | |
15 | Терпение. | 21.12 | |
16 | Нетерпимость к слову и делу. | 11.01 | |
17 | Послушание. | 18.01 | |
Раздел «Любовь» - 8ч. |
18 | Любовь. Дружба. | 25.01 | |
19 | Любовь к ближнему. | 01.02 | |
20 | Любовь в семье. | 08.02 | |
21 | Святая любовь. | 15.02 | |
22 | Милосердие в деле. | 22.02 | |
23 | Милосердие в слове. | 01.03 | |
24 | Добрые слова и дела. | 15.03 | |
25 | Обобщающий урок. | 22.03 | |
Раздел «София» -9ч. |
26 | Ум да разум. | 05.04 | |
27 | Истина в слове. | 12.04 | |
28 | Истина в деле. | 19.04 | |
29 | Мудрость. | 26.04 | |
30 | Знания и книги. | 17.05 | |
31 | Мудрость и мудрецы. | 17.05 | |
32 | Знания о Боге и мире. | 24.05 | |
33 | Вечный мир- мечта людей. | 24.05 | |
34 | Обобщающий урок. | 31.05 | |
Общее количество занятий - 34 занятия, 1 занятие в неделю. |
6