I.Организационный момент | 1мин. | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Залму Абдул-Меджидовна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Проверьте-ка, ребята, на парте все в порядке? -Всё на месте, всё в порядке - ручки, книжки и тетрадки! В мире много интересного, очень много неизвестного! Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело! (Проверяет готовность обучающихся к уроку.) | Приветствуют учителя. Организовывают свою деятельность. | Л: воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся. |
II. Актуализация знаний и мотивация Цель: изучение, ответы на вопросы. | 3 мин | - Ребята, как вы думаете, можно ли представить современное общество без образованных людей? Почему? -А скажите, почему учение-обязанность гражданина России? | Воспринимают речь учителя. - Чем больше в стране образованных людей, тем лучше развивается экономика, техника. В образованном обществе совершается больше научных открытий, совершенствуется система обучения, высокий уровень медицины. - Каждый человек в Российской Федерации обязан получить образование для того чтобы производить материальные ценности, достойно воспитывать своих детей, быть готовым защитить свою Родину в случае необходимости. Рассуждают, выражают своё мнение Анализируют, предполагают | Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
III. Постановка учебной задачи Цель: умение отвечать на поставленные вопросы; умение работать с книгой. | 15мин | -Ребята, а кто-нибудь знает, как учились дети в Древней Руси? -Сейчас мы с вами узнаем. Откройте учебник на стр. 76. И давайте прочитаем о первых школах. Беседа после чтения: Учились ли дети на Руси? - Как они учились? - Чему они учились? - Когда были открыты первые школы на Руси? - Кто учил детей? - Кто учился в школе? - Чему учили в школе? Обобщение учителя. Таким образом, на Руси сначала дети обучались дома, узнавая новое от своих братьев, сестер, родителей, а в 10 веке появились первые школы при церквях, где учителями были монахи и священники. - А были ли на Руси грамотные люди? - А как это можно доказать? Что вам известно о берестяных грамотах? - О чём писали в них? Раз люди умели писать, то была и письменность. Это подтверждается археологическими находками, а именно берестяными грамотами и глиняными сосудами с надписями, которые датируются концом X века. Рассмотрите берестяную грамоту на стр. 78 вашего учебника. Эту берестяную грамоту нашли в Новгороде. Некто Яков пишет письмо Максиму: "Пришли мне чтения доброго". Наверное, у Максима была хорошая домашняя библиотека, если Яков обращается к нему с такой просьбой. -Ребята, а сейчас мы с вами совершим путешествие в школу Московской Руси. Посмотрите на рисунок. Представим себе, что мы перенеслись в XVIII в. и можем посетить школу того времени. Открывается дверь, и мы заходим в дом. Мы видим помещение, в котором учатся дети. Стены, пол, потолок сделаны из дерева. В «красном» углу комнаты висит икона. При входе каждый обязательно кланяется ей. В другом углу, у печи, — кадка с водой, над ней подвешен глиняный рукомойник. Он заменяет кран с водой; рядом на полке ковш — он служит и для наполнения рукомойника, и для питья. Чуть выше — ларец, в котором хозяин хранит дорогие ему вещи. Окна закрыты тонкими пластинами прозрачной слюды в металлических рамах. Слюда стоила дорого, ее можно встретить лишь в зажиточных домах. Видно, обучение грамоте приносит «мастеру грамоты» (так называли раньше учителей) ощутимый доход. На подоконнике греется на солнышке кошка. На лавке неподалеку от места хозяина — горшок с наваристыми горячими щами. Должно быть, скоро урок закончится и наступит время обеда. Наверху, на полке под потолком, стоят книги. Посреди комнаты — деревянные лавки и стол, за которым сидят дети и учитель. Детей всего семь человек. Судя по внешнему виду, им по 9-10 лет. Они одеты в кафтаны и сапоги. Учитель уже пожилой, на вид строгий, даже грозный. Мы подходим к учителю и заводим с ним разговор. Из его рассказа мы узнаем, что дети начинают учиться рано, после заутрени — с семи часов, — и занимаются до полудня. В полдень ученики уходят домой обедать, а потом возвращаются и учатся дальше до вечера. Домой уроков не задают, так как книги — редкость и на дом их не дашь. Что особенного в школьном классе? Что делают ученики? Можно ли сказать, как они относятся к обучению? Чем эта школа отличается от современной? | - да -дома - шить, обрабатывать кожу, столярничать, печь хлеб - в 10 века - священники и монахи - сначала дети богатых бояр, дружинников князя - заучивали священны книги - В Новгороде нашли берестяные грамоты, написанные еще в 14 веке – в них писали как копить деньги, приглашали выйти замуж, рассказывали что пили, что ели, мальчик Онфим тренировался в правописании букв и счёте, его тетрадки хранятся в историческом музее, модница Марина просила в сына Григория купить ткань бухарскую. Рассуждают, выражают свое | Р: принимать и сохранять учебную задачу Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности. П: строить речевое высказывание в устной форме |
IV.Закрепление изученного | 8 мин | - Ребята, рассмотрите, пожалуйста, иллюстрации. - Узнали ли вы, кто на них изображен? - Эти исторические личности жили в разные века, но у них есть общее. - Предположите, что может объединять этих людей? - Если вы затрудняетесь с ответом, то вам поможет загадка: Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. ( Книга.) - Правильно, этих людей объединяет то, что они имели отношение к созданию книг. - Ребята, каждый день вы берёте в руки книгу. Читаете её, рассматриваете иллюстрации и, наверное, задумывались: -Откуда взялось печатное творение? -Кто его придумал? Давно ли? -Как зовут человека, который первым в России напечатал книгу? Какой была первая книга? - Интересно было бы вам узнать об этом? Но сначала мы отправимся в 9 век. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий, которые жили в 9 веке. В честь Кирилла эта азбука получила название кириллицы. Создавая славянскую азбуку, Кирилл и Мефодий, брали за образец свою , греческую, но многое им пришлось придумать и самим. В греческом алфавите 24 буквы, в славянском – 43.Название букв похоже, но полностью не совпадает. Если прочесть названия первых букв греческого алфавита Альфа + бета (вета), то получится слово- Алфавит. Так мы называем порядковое сочетание букв любого языка .А если прочитать название первых букв славянского алфавита Аз+Буки+Веди, то получится слово — Азбука. Выучив славянский алфавит, наши предки могли читать , а затем начали сами писать различные книги, документы, используя для этого Кириллицу. -Давайте вспомним, как создавались первые книги. (самые первые книги люди писали от руки и назывались они рукописными. Для письма использовали пергамент из телячьей кожи и стоил он дорого. Орудием письма были птичьи перья, чаще всего гусиные. Чернила делали из сажи и чернильных орешков, нарост на листьях дуба, для украшения рукописей использовали краски – киноварь и охра. Переплёт делали из досок и обтягивали кожей или тканью. Переплёты книг украшали драгоценными камнями и золотом.) -Ребята, посмотрите на портрет Ивана Фёдорова. Он был печатником. В 1564 году печатник Иван Фёдоров вместе со своим помощником напечатал первую на Руси книгу «Апостол»-благослужебную книгу, в которой рассказывается о деяниях и заветах апостолов. Среди книг, которые напечатал Иван Фёдоров, была уже известная «Азбука». - Давайте посмотрим, как выглядел первый русский учебник для обучения грамоте? На первой странице располагались 45 букв алфавита (тогда в 16 века было именно столько). На второй странице буквы были напечатаны в обратном порядке. А дальше алфавит повторялся третий раз, но буквы уже шли вразбивку. Автор «Азбуки» считал, что так лучше запомнятся все буквы алфавита. Обучение начиналось с того, что ученик должен был заучить все буквы, а затем-отдельные слоги. | Слушать и воспринимать речь учителя Отвечать на вопросы - Этих людей объединяет то, что все они принимали участие в создании книг, имеют отношение к книге. | Р: умения участвовать в диалоге. К: формулировать собственную позицию и мнение П: строить речевое высказывание в устной форме |