СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Истоки Древней Руси

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Истоки Древней Руси»

Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально - педагогический колледж»



Конспект (технологическая карта) пробного урока по окружающему миру,

Тема: «Образование – часть культура. О первых школах и книгах.»

Проведённого в 4 «В» классе «СОШ 59»







Практикантка: Магомедова З.А-М.

___________________(подпись)

Учитель: Чугунова И. С.

___________________(подпись)

Методист: Трубаева О. Н.

___________________(подпись)

(Оценка за урок) ______________

Астрахань, 2022

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 «В»


Тема урока: «Образование – часть культура. О первых школах и книгах.»


Цель урока: Дать учащимся представление об образовании в Древней Руси.


Задачи:


Образовательные:

-проверить и закрепить ранее полученные знания;  

-познакомить детей с обучением в Древней Руси;               


Воспитательные:

- воспитывать у учащихся чувства бережного отношения к культуре человечества.                 


Развивающие: 

- развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале;                                              

- развивать умения делать выводы;





Тип урока: Комбинированный

Оборудование: Презентация, учебник «Окружающий мир», Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова., 4 класс, 2 часть.




Этап урока. Методы и приёмы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

I.Организационный момент


1мин.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Залму Абдул-Меджидовна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.


Проверьте-ка, ребята, на парте все в порядке?

-Всё на месте, всё в порядке - ручки, книжки и тетрадки!

В мире много интересного, очень много неизвестного!

Миру знаний нет предела, так  скорей, друзья, за дело!


(Проверяет готовность обучающихся к уроку.)

Приветствуют учителя.

Организовывают свою деятельность.


Л: воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся.

  1. II. Актуализация знаний и мотивация

  2. Цель: изучение, ответы на вопросы.

3 мин

- Ребята, как вы думаете, можно ли представить современное общество без образованных людей? Почему?


-А скажите, почему учение-обязанность гражданина России?


Воспринимают речь учителя.


- Чем больше в стране образованных людей, тем лучше развивается экономика, техника. В образованном обществе совершается больше научных открытий, совершенствуется система обучения, высокий уровень медицины.


- Каждый человек в Российской Федерации обязан получить образование для того чтобы производить материальные ценности, достойно воспитывать своих детей, быть готовым защитить свою Родину в случае необходимости.


Рассуждают, выражают своё мнение


Анализируют, предполагают

Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.


  1. III. Постановка учебной задачи

  2. Цель: умение отвечать на поставленные вопросы; умение работать с книгой.

15мин

-Ребята, а кто-нибудь знает, как учились дети в Древней Руси?

-Сейчас мы  с вами узнаем. Откройте учебник на стр. 76. И давайте прочитаем о первых школах.



Беседа после чтения:

Учились ли дети на Руси?

- Как они учились?  

- Чему они учились?

- Когда были открыты первые школы на Руси?  

- Кто учил детей?

- Кто учился в школе?

- Чему учили в школе? 



Обобщение учителя.

Таким образом, на Руси сначала дети обучались дома, узнавая новое от своих братьев, сестер, родителей, а в 10 веке появились первые школы при церквях, где учителями были монахи и священники.

- А были ли на Руси грамотные люди?
- А как это можно доказать? Что вам известно о берестяных грамотах?
- О чём писали в них?


Раз люди умели писать, то была и письменность.  Это подтверждается археологическими находками, а именно берестяными грамотами и глиняными сосудами с надписями, которые датируются концом X века.


Рассмотрите берестяную грамоту на стр. 78 вашего учебника.


Эту берестяную грамоту нашли в Новгороде. Некто Яков пишет письмо Максиму: "Пришли мне чтения доброго". Наверное, у Максима была хорошая домашняя библиотека, если Яков обращается к нему с такой просьбой.

 -Ребята, а сейчас мы с вами совершим путешествие в школу Московской Руси.

Посмотрите на рисунок.


Представим себе, что мы перенеслись в XVIII в. и можем посетить школу того времени. Открывается дверь, и мы заходим в дом. Мы видим помещение, в котором учатся дети. Стены, пол, потолок сделаны из дерева. В «красном» углу комнаты висит икона. При входе каждый обязательно кланяется ей. В другом углу, у печи, — кадка с водой, над ней подвешен глиняный рукомойник. Он заменяет кран с водой; рядом на полке ковш — он служит и для наполнения рукомойника, и для питья. Чуть выше — ларец, в котором хозяин хранит дорогие ему вещи. Окна закрыты тонкими пластинами прозрачной слюды в металлических рамах. Слюда стоила дорого, ее можно встретить лишь в зажиточных домах. Видно, обучение грамоте приносит «мастеру грамоты» (так называли раньше учителей) ощутимый доход. На подоконнике греется на солнышке кошка. На лавке неподалеку от места хозяина — горшок с наваристыми горячими щами. Должно быть, скоро урок закончится и наступит время обеда. Наверху, на полке под потолком, стоят книги. Посреди комнаты — деревянные лавки и стол, за которым сидят дети и учитель. Детей всего семь человек. Судя по внешнему виду, им по 9-10 лет. Они одеты в кафтаны и сапоги. Учитель уже пожилой, на вид строгий, даже грозный.

 

Мы подходим к учителю и заводим с ним разговор. Из его рассказа мы узнаем, что дети начинают учиться рано, после заутрени — с семи часов, — и занимаются до полудня. В полдень ученики уходят домой обедать, а потом возвращаются и учатся дальше до вечера. Домой уроков не задают, так как книги — редкость и на дом их не дашь.


Что особенного в школьном классе?


Что делают ученики?


Можно ли сказать, как они относятся к обучению?


Чем эта школа отличается от современной?











- да

-дома

- шить, обрабатывать кожу, столярничать, печь хлеб


- в 10 века


- священники и монахи

- сначала дети богатых бояр, дружинников князя

- заучивали священны книги











- В Новгороде нашли берестяные грамоты, написанные еще в 14 веке – в них писали как копить деньги, приглашали выйти замуж, рассказывали что пили, что ели, мальчик Онфим тренировался в правописании букв и счёте, его тетрадки хранятся в историческом музее, модница Марина просила в сына Григория купить ткань бухарскую.








































Рассуждают, выражают свое

Р: принимать и сохранять учебную задачу

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

П: строить речевое высказывание в устной форме



Физминутка

2 мин

Беленькое облако (Округленные руки перед собой)

Поднялось над крышей (Поднять руки над головой)

Устремилось облако Выше, выше, выше (Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)

Ветер это облако Зацепил за кручу. Превратилось облако в грозовую тучу (Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть).




Повторяют движения.

Регулят.: Организовать свою физ. дея-ть.

IV.Закрепление изученного

8 мин

- Ребята, рассмотрите, пожалуйста, иллюстрации.


- Узнали ли вы, кто на них изображен?

- Эти исторические личности жили в разные века, но у них есть общее.
- Предположите, что может объединять этих людей?

 

- Если вы затрудняетесь с ответом, то вам поможет загадка:

 

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.                   ( Книга.)


- Правильно, этих людей объединяет то, что они имели отношение к созданию книг.


- Ребята, каждый день вы берёте в руки книгу. Читаете её, рассматриваете иллюстрации и, наверное, задумывались:


-Откуда взялось печатное творение?


-Кто его придумал? Давно ли?


-Как зовут человека, который первым в России напечатал книгу? Какой была первая книга?


- Интересно было бы вам узнать об этом?


Но сначала мы отправимся в 9 век.
Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий, которые жили в 9 веке. В честь Кирилла эта азбука получила название кириллицы. Создавая славянскую азбуку, Кирилл и Мефодий, брали за образец свою , греческую, но многое им пришлось придумать и самим. В греческом алфавите 24 буквы, в славянском – 43.Название букв похоже, но полностью не совпадает.

Если прочесть названия первых букв греческого алфавита

 

Альфа + бета (вета), то получится слово- Алфавит. Так мы называем порядковое сочетание букв любого языка .А если прочитать название первых букв славянского алфавита Аз+Буки+Веди, то получится слово — Азбука.
Выучив славянский алфавит, наши предки могли читать , а затем начали сами писать различные книги, документы, используя для этого Кириллицу.


-Давайте вспомним, как создавались первые книги.

(самые первые книги люди писали от руки и назывались они рукописными. Для письма использовали пергамент из телячьей кожи и стоил он дорого. Орудием письма были птичьи перья, чаще всего гусиные. Чернила делали из сажи и чернильных орешков, нарост на листьях дуба, для украшения рукописей использовали краски – киноварь и охра. Переплёт делали из досок и обтягивали кожей или тканью. Переплёты книг украшали драгоценными камнями и золотом.)


-Ребята, посмотрите на портрет Ивана Фёдорова. Он был печатником. В 1564 году печатник Иван Фёдоров вместе со своим помощником напечатал первую на Руси книгу «Апостол»-благослужебную книгу, в которой рассказывается о деяниях и заветах апостолов. Среди книг, которые напечатал Иван Фёдоров, была уже известная «Азбука».

- Давайте посмотрим, как выглядел первый русский учебник для обучения грамоте? На первой странице располагались 45 букв алфавита (тогда в 16 века было именно столько). На второй странице буквы были напечатаны в обратном порядке. А дальше алфавит повторялся третий раз, но буквы уже шли вразбивку. Автор «Азбуки» считал, что так лучше запомнятся все буквы алфавита. Обучение начиналось с того, что ученик должен был заучить все буквы, а затем-отдельные слоги. 



Слушать и воспринимать речь учителя

Отвечать на вопросы


- Этих людей объединяет то, что все они принимали участие в создании книг, имеют отношение к книге.


Р: умения участвовать в диалоге.

К: формулировать собственную позицию и мнение

П: строить речевое

высказывание в устной форме

Итог урока

2 мин

- Давайте проверим, что вы запомнили сегодня на уроке.


-Было ли обучение в Древней Руси? Как учились дети?


-О чём писали в Новгородских берестяных грамотах?


-Кто из великих князей Руси внёс огромный вклад в образование?


-Что написал для детей и молодёжи Владимир Мономах?


-Молодцы, вы сегодня хорошо поработали на уроке!

Отвечать на вопросы

К: контролировать действия партнера;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь


Рефлексия


1 мин

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  • Какой была тема нашего сегодняшнего урока?

  • Если Вам понравился урок и вы все поняли, то давайте похлопаем себе, если были затруднения, то потопаем, если ничего не поняли и вам не понравился урок, то поднимите ручку.

Подводить итог урока

Записывать домашнее задание

Р: осуществлять итоговый контроль.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!