СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Источники и потребители электрической энергии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока технологии для неделимого 5 класса. Раздел "Электротехника"

Просмотр содержимого документа
«Источники и потребители электрической энергии»

Тема урока: «Источники и потребители электрического тока. Электрические светильники. 5класс 2 часа

Тип урока: виртуальная экскурсия

 Цели урока:

Сформировать первоначальные знания об источниках и потребителях электроэнергии, способствовать развитию познавательной активности, коммуникативных и адаптивных качеств личности, способности к самоконтролю и применения правил личной безопасности.

ПредметныеУУД: привлечение внимания детей к изучению электротехники;

закрепление знаний об источниках и потребителях электроэнергии;

Метапредметные УУД: развивать наблюдательность, внимание, воображение, любознательность, навыки применения правил личной безопасности, творческие способности; уметь рассуждать, слышать, слушать и понимать партнера;

Личностные УУД: осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации; осуществляют поиск необходимой информации;

воспитывать у детей умение работать в команде, повышать культуру поведения на уроке.

обладать первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критерий.

Рефлексивная деятельность: уметь оценивать свои возможности; уметь выбирать объект для работы; определять причины возникших трудностей и пути их устранения.

Оборудование урока: компьютер

I.Организационный момент. Элемент первичной рефлексии эмоционального состояния «У меня все относительно хорошо и с каждым днем становиться все лучше и лучше».

Настраиваются на урок

II. Актуализация прежних знаний

Коля возвратился из школы недовольный – проголодался, не успел посмотреть интересный фильм, который показывали по телевизору. Когда он был в школе, а тут ещё такая погода на улице  - пронизывающий ветер с дождём намочили курточку. Ноги в туфлях промокли так,  что носки оставляют мокрые следы на дорожке, брюки забрызганы грязью.

Разделся  Коля  в прихожей,  а сам пошёл на кухню разогревать обед…

ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ:

-Что можно сказать об этом мальчике? Какой он?

Народная мудрость говорит так: «ВИДНО НЕРЯХУ ПО ГРЯЗНОЙ РУБАХЕ»

Как вы понимаете слово НЕРЯХА?

Грязная и мокрая  одежда и обувь это не только неопрятный внешний вид, но и угроза здоровью.

Как угрожает здоровью грязная и мокрая  одежда и обувь?

-Чтобы вас не называли неряхой, что нужно делать ежедневно? Правильно, нужно следить за чистотой тела, ухаживать за своей одеждой и обувью. У меня на столе лежат предметы. Из них нужно выбрать те, которые помогут нам  ухаживать за одеждой и обувью.

ПЛЕЧИКИ – изделия в виде изогнутой палки, толстой проволоки или пластмассовые, на которых расправляются плечи одежды (из словаря С. И. Ожегова)  - Для чего нужны плечики?

Щётка для одежды - нужна….

Щётка для обуви - нужна…

Крем для обуви - нужен….

III.Мотивация учебной деятельности.

Вопросы:

- Возможна ли жизнь человека в наше время без электричества? (нет)

- Где и как используют электричество люди? (в быту, на производстве)

- Как люди получают электричество? (не знаем)

- Какие элементы являются потребителями электроэнергии? (не знаем)

IV. Переход к изучению новой темы.

Знакомство с маршрутным листом

Маршрутный лист представляет собой таблицу с наименованиями пунктов посещения, перечнем вопросов, на которые необходимо найти ответ во время пребывания на пункте, а также полями для внесения ответов.



№ п/п


Объект


Название объекта

Данный объект:

1.источник энергии

2.потребитель энергии

3.служит для её передачи (выбрать)

Какое сырьё или явление используется для получения электричества?

1

ТЭС

теплова́я электри́ческая

ста́нция

источник энергии

преобразования химической энергии топлива в механическую энергию вращения вала электрогенератора

2

ГЭС

гидроэлектростанция

источник энергии

в качестве источника энергии используется энергия водного потока.

3

АЭС

атомная электроста́нция 

источник энергии

ядерная установка для производства энергии

4

СЭС

солнечная электроста́нция 

источник энергии

использование солнечного излучения для получения энергии 

5

ВЭС

ветровая электроста́нция 

источник энергии

использование энергии ветра

7

ЛЭП

линия электропередачи 

служит для передачи

-

8

Квартира

-

потребитель энергии

-

9

Школа

-

потребитель энергии

-


Карточка к маршрутному листу.

Теплова́я электроста́нция (теплова́я электри́ческая ста́нция) (ТЭС)—электростанция, вырабатывающая электрическую энергию за счет преобразования химической энергии топлива в механическую энергию вращения вала электрогенератора.

Гидроэлектростанция (ГЭС) — электростанция, в качестве источника энергии использующая энергию водного потока. Гидроэлектростанции обычно строят на реках, сооружая плотины и водохранилища.

Солнечная энергетика (СЭС) — направление нетрадиционной энергетики, основанное на непосредственном использовании солнечного излучения для получения энергии в каком-либо виде. Солнечная энергетика использует неисчерпаемый источник энергии и является экологически чистой, то есть не производящей вредных отходов. Производство энергии с помощью солнечных электростанций хорошо согласовывается с концепцией распределённого производства энергии.

А́томная электроста́нция (АЭС) — ядерная установка для производства энергии в заданных режимах и условиях применения, располагающаяся в пределах определённой проектом территории, на которой для осуществления этой цели используются ядерный реактор (реакторы) и комплекс необходимых систем, устройств, оборудования и сооружений с необходимыми работниками (персоналом)

Линия электропередачи (ЛЭП) — один из компонентов электрической сети, система энергетического оборудования, предназначенная для передачи электроэнергии посредством электрического тока. Также электрическая линия в составе такой системы, выходящая за пределы электростанции или подстанции.

Ветровая электростанция — несколько ВЭС, собранных в одном или нескольких местах и объединённых в единую сеть. Крупные ветровые электростанции могут состоять из 100 и более ветрогенераторов. Иногда ветровые электростанции называют «ветряными фермами».




V. Изучение новой темы.

1. Итак, мы отправляемся в виртуальное путешествие в поиске ответов на поставленные в маршрутном листе вопросы. Наш автобус волшебный – он может перемещаться не только в пространстве, но и во времени (работа по слайдам) Мы прибыли на первый объект нашего маршрута!

ТЭС. Теплоэлектростанция работает на пару (Физ. минутка на маршруте.)

Куда же идет электричество? (В дома и на производство)

А теперь мы оказались в обычной квартире…

Потребителями электроэнергии будут…(Светильники, телевизор, эл.звонок, электроплиты и т.д)

Много плюсов имеет использование электричества? (Свет в квартире, приготовление еды)

А минусы использование электричества имеет? (Оплата за электричество. Надо экономить)

Но пользуясь электроэнергией мы должны не забывать про безопасность.

Работают в маршрутных листах. Ответы учащихся

2. Знакомство с видами и устройством бытовых светильников.

Вечером, когда становится темно, мы, как правило, говорим, что включаем свет. На самом деле, мы включаем бытовые электрические светильники. Практически все они вам уже известны, давайте еще раз вспомним, какие светильники для чего используются.

Первый светильник – люстра. Он необходим для общего (основного) освещения. Располагается на потолке.

Второй светильник: бра – настенный. Используется в помещениях, где нет необходимости в ярком свете.

Следующий светильник – торшер. Напольный. Его, как правило, располагают возле кресла, дивана. Там, где необходим дополнительный источник света.

Настольная лампа. Название говорит само за себя – располагается на столе.

И последний светильник – это ночник. Его неяркий свет не мешает людям отдыхать.

Ребята, а какая деталь есть у всех, без исключения, светильников? (Ответ: электрическая лампочка)

В 1876 году «электрическую свечу» изобрел российский ученый П.Н.Яблочков и примерно в это же время американский ученый Т.Эдиссон изобрел электрическую лампу накаливания, которой мы и пользуемся до сих пор.

Строение: Электрическая лампа состоит из стеклянной колбы; двух электродов; нити накаливания; цоколя, играющего роль бокового контакта и имеющего резьбу для вворачивания в электрический патрон. Электрический патрон – это прибор, позволяющий быстро и безопасно присоединять лампу к электрической сети. Он состоит из корпуса (показ мелких деталей через документ-камеру), фарфорового сердечника с контактами и винтовыми зажимами.

Ребята, какие общие детали еще есть у электрических светильников? (Электрическая вилка, провод)

Для чего используется электрическая вилка? (Соединять потребители с источниками. Быстро и безопасно.)

Ребята, бывает так, что мы включаем электрический светильник, а он не светит. Мы говорим, что он неисправен. Какие неисправности вы можете назвать? (сгорела лампочка, сломался выключатель, порвался провод) Как можно отремонтировать порвавшийся провод? (Спаять, скрутить)

VII. Подведение итогов урока (анализ урока)

Таким образом, мы с вами совершили экскурсию, где познакомились с источниками эл.тока и потребителями эл.тока (ответы учащихся).

Рефлексивно-оценочная деятельность.

Давайте вернем к нашим вопросам, теперь вы сможете на них ответить?

Ну, а теперь давайте заполним лист самоанализа. Выставление оценок.

Правила электробезопасности для мальчиков и девочек

Первое правило: Никогда не проникай в трансформаторные подстанции. ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!

Второе правило: Нельзя пользоваться электроприборами в ванных комнатах, банях, бассейнах и саунах (электрический провод в воде подобен укусу сотни разъяренных кобр).

Третье правило: Прежде, чем включить незнакомый электроприбор, не поленись внимательно ознакомиться с инструкцией (это поможет не только быстро освоить новинку, но избавит тебя и окружающих от очень серьезных проблем).

Четвертое правило: Не вставляй вилку в розетку мокрыми руками.

Пятое правило: Ни в коем случае не подходи к оголенному проводу и не дотрагивайся до него. Может ударить током.

Шестое правило: Выдергивая вилку из розетки, никогда не тяни руками за электрический провод, может случиться короткое замыкание.

Седьмое правило: Никогда не протирай включенные приборы влажной тряпкой.

Восьмое правило: Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой.

Девятое правило: В случае возгорания электроприборов вызывай пожарную службу «01»

ВСЕГДА ОБРАЩАЙ ВНИМАНИЕ НА ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ЗНАКИ !































Маршрутный лист

№ п/п


Объект


Название объекта

Данный объект:

1.источник энергии

2.потребитель энергии

3.служит для её передачи (выбрать)

Какое сырьё или явление используется для получения электричества?

1

ТЭС




2

ГЭС




3

АЭС




4

СЭС




5

ВЭС




6

ГеоЭС




7

ЛЭП



-

8

Квартира

-


-

9

Школа

-


-



Маршрутный лист

№ п/п


Объект


Название объекта

Данный объект:

1.источник энергии

2.потребитель энергии

3.служит для её передачи (выбрать)

Какое сырьё или явление используется для получения электричества?

1

ТЭС




2

ГЭС




3

АЭС




4

СЭС




5

ВЭС




6

ГеоЭС




7

ЛЭП



-

8

Квартира

-


-

9

Школа

-


-



Маршрутный лист

№ п/п


Объект


Название объекта

Данный объект:

1.источник энергии

2.потребитель энергии

3.служит для её передачи (выбрать)

Какое сырьё или явление используется для получения электричества?

1

ТЭС




2

ГЭС




3

АЭС




4

СЭС




5

ВЭС




6

ГеоЭС




7

ЛЭП



-

8

Квартира

-


-

9

Школа

-


-





Задание: Выберите средства и предметы по уходу за одеждой и обувью








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!