Успех - красноречивейший в мире оратор.
Наполеон Бонапарт
ИСТИНА ШКОЛЫ. Шалва Александровича Амонашвили
Ребенок будет нам благодарен всю жизнь, если мы привьем ему любовь к знаниям, научим учиться, превратим его школьные годы не в скучные будни, а в светлый праздник, каким по идее и должен быть путь познания.
С какой радостью ребенок первый раз идет в школу! Сколько надежд возлагает он на тот неведомый и увлекательный мир знаний, который ему предстоит узнать. Он ждет от него только радости, притом много - на всю жизнь. Почему вдруг это стремление учиться у некоторых детей пропадает через два-три года? Потому что испокон века и в школе, и дома действует «принудительная педагогика». И вот вместо радости познания, вместо восторженных отзывов о школе от детей можно услышать: «Я очень боюсь двоек...». А ведь наша задача - научить учиться, мыслить, развить способности. А разве можно «двойками» развить способности? Ни один ребенок не должен иметь в своей душе чувства страха перед плохой отметкой, перед школой.
Секрет успеха в школах Василия Александровича Сухомлинского и Шалвы Александровича Амонашвили состоит в том, что там отброшена «принудительная педагогика». И Сухомлинский, и Амонашвили «отдают сердце и душу детям». Совершенно необходимой предпосылкой успешной педагогической деятельности является любовь к детям, призвание к педагогическому труду.
Любовь к детям выражается в чувстве радости от общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном и чутком отношении к ним. Нельзя ни в коей мере поддерживать «принудительную педагогику». Воспитание успехом - вот ключ работы со школьником. «Не понимал, а теперь понял, не умел, а теперь умеет» - вот в чем радость познания, и только ее и нужно поддерживать в ребенке. Вот ребенок решает задачу и, осилив ее, кричит: «Ура!». Вот ученица, полистав энциклопедию, сама узнала ответ на вопрос: «Какая самая высокая гора в мире?» и спешит поделиться своими знаниями с одноклассниками...
Известно, что в любом успехе – 5 % способностей и 95 % труда. «Учение – это как противоборство течению реки: перестанешь грести - отбросит назад» (Конфуций). Ученики должны знать, что учеба – это огромный труд. Из года в год учиться становится все труднее и труднее. Но ученики должны справляться с трудностями. Должны знать, что успеха достигает только тот, кто умеет и любит трудиться. Любой труд должен завершаться успехом и радостью. Радость умственного труда - едва ли не самая большая радость для человека.
Следует стараться воспитать учеников любознательными, раскованными, свободными, стараться вселить им уверенность. В каждом ребенке нужно пытаться найти «изюминку» и видеть всех своих детей способными к творчеству, успешными. В творческой деятельности раскрываются таланты, способности, интересы, характер учеников. Творчество - это путь к успеху. Добиваясь даже самых малых успехов, дети становятся уверенными в себе. А вера в себя - это огромная движущая сила вперед. И вот случается чудо! То, что вчера не получалось у ребенка, сегодня вдруг получилось. Снова успех! Снова вперед! Только успех может породить успех. Поэтому мой главный принцип - учить на успехах и достижениях!
Нельзя не согласиться с истиной, что только успешный учитель может воспитать успешного ученика, поэтому и сам педагог должен быть творческим и успешным. Учитель должен постоянно двигаться вперед, к достижению новых целей и высот. Стремление к успеху - огромная движущая сила в развитии педагога, в развитии его творчества. Творческая активность педагога - это путь к развитию творческих способностей ученика. «Учитель должен быть свободным творцом...» - сказал Лев Николаевич Толстой.
Времена года будут приходить и уходить. Все увядает в свое время, как известно, но есть нечто, всегда цветущее и свежее, как роса - это пытливый ум и любознательность наших учеников. Наш долг - развивать эти лучшие качества в ребенке. И ради этого стоит творить!
Каждый Ребенок есть носитель нового бытия.
Каждый Ребенок есть национальное достояние страны и государства.
Каждый Ребенок есть неповторимость на Земле и во всей Вселенной.
У каждого Ребенка есть свой путь, свое предназначение.
Но каждый Ребенок - каждый, каждый! - нуждается в воспитании, в образовании, в просветлении сердца и ума.
А если не будет он окружен достойной заботой взрослых, тогда есть большая вероятность того, что он собьется с пути, станет несчастным, может быть, и вредным для общества человеком.