Путешествие по реке времени «Моя семья: вчера, сегодня завтра»
Исследовательский проект
в средней группе №7 «Карусель»
МАДОУ №38
Воспитатель: Булгакова С.Ю.
Путешествие по реке времени «Моя семья»
- Участники: воспитатель, дети, родители
- Тип: исследовательский
- По количеству участников: групповой
- По продолжительности: краткосрочный
Путешествие по реке времени «Моя семья»
- Проблема: У детей не сформировано четкое представление о своей семье: откуда появились их родители, кто появился на свет первым: они - дети, их родители или бабушки и дедушки.
- Цель: упорядочение в детском сознании временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему на примере истории семьи).
Путешествие по реке времени «Моя семья»
- Пробуждать исследовательскую активность в детях и родителях, вовлекая их в совместную деятельность;
- Расширять представления детей о семье;
- помочь познать прошедшее, настоящее и будущее время жизни человека, освоить временные представления бытия на примере своей семьи;
- Воспитывать положительное, заботливое отношение к членам своей семьи, уважение, любовь к ближним.
Путешествие по реке времени «Моя семья»
- Дети и родители вовлечены в совместную работу.
- У детей формируются представления об историческом времени - от прошлого к настоящему на примере истории своей семьи
- Расширяется детский кругозор, у ребенка появляются новые знания о себе и о ближайшем окружении в котором он живет.
Путешествие по реке времени «Моя семья»
Этапы работы:
Организационный
- Ознакомление родителей с целями и задачами
- подбор дидактического материала
- подбор методического оснащения
- Подбор материала для продуктивной деятельности
Путешествие по реке времени «Моя семья»
Практический
1. Ввод в тему. Встреча с двумя старыми воронами Карлом и Кларой, которые нашли конверт со старыми фотографиями и принесли в группу. Рассматривание детских фото 70-х годов 20 века одной девочки (какие были игрушки, праздники, группа в детском саду). Сейчас эта девочка давно уже выросла, создала семью, воспитала детей и даже стала бабушкой.
Путешествие по реке времени «Моя семья»
Практический
2. Постановка цели исследования:
- Узнать мамы и папы тоже были маленькими?
- Кто родители мама и пап?
- В какие игры мамы и папы играли в детстве?
Путешествие по реке времени «Моя семья»
Практический
3. Анализ- сравнение
Вторая встреча с воронами Карлом и Кларой, которые принесли, еще конверты с фотографиями (1- фото бабушек и дедушек, 2- родители, 3 - дети). Активное обсуждение фото, рассматривание фотографий, совместное принятие решения о цветовых метках в «реке времени», продуктивная деятельность
Путешествие по реке времени «Моя семья»
Цветовые метки
прошлого, настоящего и будущего
Путешествие по реке времени «Моя семья»
Практический
4. Сортировка и закрепление фотографий на панно «Река времени». Прошлое - бабушки и дедушки (синий цвет), настоящее – родители (зеленый цвет), дети (желтый цвет), будущее – дети детей (розовый цвет).
5. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследований
Путешествие по реке времени «Моя семья»
Сначала были бабушки и дедушки…
Потом появились наши родители…
Они подарили нам жизнь….
Путешествие по реке времени «Моя семья»
Практический
6. Вывешивание таблицы на стене группового помещения.
7. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.
Путешествие по реке времени «Моя семья»
В ходе реализации проекта по вечерам члены семей знакомят детей с играми, в которые они играли в своем детстве.
Путешествие по реке времени «Моя семья»
Заключительный
Составление детьми рассказов о своей семье с опорой на «реку времени», осознание своего места в ближайшем окружении – своей семье
Путешествие по реке времени «Моя семья»
Мероприятия по реализации проекта
Раздел программы
Формы и методы работы
Социально-коммуникативное развитие
Любимые игры членов семей из их детства, Сюжетно-ролевые игры «Семья: Помогаем, маме, помогаем бабушке, помогаем папе, помогаем дедушке», «Мать и дитя», «Дом».
Дидактические игры: «Найди маму», «Мамины помощники», «Что мы делаем».
Строительные игры: «Мебель для дома», «Строим забор», «Гараж», «Дом».
Дежурство: учимся правильно сервировать стол, учимся заправлять кровати, уход за комнатными растениями.
Игровая и трудовая деятельность в проекте «Путешествие по реке времени «Моя семья»
Путешествие по реке времени «Моя семья»
Раздел программы
Формы и методы работы
Речевое развитие
Составление и рассказывание с помощью «Мякишей» сказок « Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»
Познаватель-ное развитие
Беседы «Семья», «Назови ласково», «Как мы помогаем в семье», «Что любят наши бабушки и дедушки»; рассматривание детской энциклопедии «Строение человека», знакомство с народной куклой «мотанкой»
Физическое развитие
Пальчиковые игры «Аленка», «Моя семья», «Кто живет в моей квартире», подвижные игры с родителями
Художественно-эстетическое развитие
Раскрашивание «реки времени», наклеивание фото; рисование «Наши будущие дети», «Платочки»; лепка «Миски», «Сони-пеленашки», подарочные кулоны, аппликация «Коврики», «Разноцветный домик», открытки к Дню матери, разучивание колыбельной песни «Спи моя, радость, усни»
Путешествие по реке времени «Моя семья»
Продуктивная деятельность
Путешествие по реке времени «Моя семья»
Работа с родителями
- Привлечь родителей к сбору материала, необходимого для реализации проекта
- Совместное творчество детей и родителей «Портрет моей мамы» (рисунок)
- Проведение родителями игр с детьми в группе
Путешествие по реке времени «Моя семья»
Аналитический
Цель: выявить положительные и отрицательные стороны совместной деятельности с детьми.
Данный проект помогает ребенку получить новые знания о себе и своей семье ( мире ближайшего окружения, в котором он живет), дает возможность поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, об уважении и почитании старших поколений.
Развивает у детей нравственные ценности: доброту, отзывчивость, бережное отношение и внимание друг к другу, родителям, бабушкам и дедушкам.
Повысилась активность родителей в делах группы.
Положительных результатов работы с детьми удалось достичь в совместной деятельности с родителями.
Спасибо за внимание