СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект: "ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО ФИЗИКЕ НА ТЕМУ: «Законы Ньютона».

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

исследовательский проект: "ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ  ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ  ПО  ФИЗИКЕ  НА ТЕМУ: «Законы Ньютона».

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект: "ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО ФИЗИКЕ НА ТЕМУ: «Законы Ньютона».»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10

с углубленным изучением отдельных предметов г. Ельца











ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ

ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

ПО ФИЗИКЕ

НА ТЕМУ: «Законы Ньютона»




Авторы: Ирицян Арминэ и Гераничева Полина

Учащиеся 9 «в» класса МБОУ СОШ № 10

с углубленным изучением отдельных предметов

Руководитель: Суханова Т.И.

Учитель информатики и ИКТ МБОУ СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов





г. Елец, 2013 г. Содержание

Введение 2

1. Особенности построения электронных учебных пособий 2

1.1. Понятие и признаки электронного учебного пособия 2

1.2. Этапы разработки цифровых образовательных ресурсов 2

2. Создание электронного учебного пособия 2

2.1. Предварительная работа 2

2.2. Подготовка содержания 2

2.3. Продумывание дизайна 2

2.4. Создание учебного пособия на компьютере 2

2.5. Тестирование продукта 2

Заключение 2

Источники информации 2

Приложения 2

Введение

Все чаще и чаще на уроках в нашей школе стали применяться различные электронные образовательные ресурсы. Конечно, это совсем неудивительно – ведь сегодня за окном 21 век- век цифровой техники. Однажды мы задумались, а кто создает различные пособия для учителей и учащихся? Какие технологии и программное обеспечение используются для этого?

Мы обратили внимание, что сегодня не только школьники, но большая часть взрослого населения все меньше и меньше читают обычных книг, отдавая предпочтение электронным. Современная ситуация складывается таким образом, что скоро мы перестанем учиться по печатным учебникам и перейдем на различные цифровые носители и электронные книги.

Нам пришла идея разработки технологии создания электронного учебного пособия, что и стало темой данной работы. Посоветовавшись с учителем информатики, мы убедились в актуальности своего замысла.

При изучении данного вопроса была выявлена следующая проблема. Изучение многих тем по различным учебным предметам проходило бы интересней и эффективней при использовании электронных образовательных ресурсов. Тем более, что в современной школе имеются интерактивные доски, а дома практически у каждого ученика есть компьютер. Но зачастую готовые электронные образовательные ресурсы бывают либо не доступны ученику и учителю, либо не соответствуют их требованиям (содержание не соответствует школьной программе, не устраивает дизайн, не достаточно интерактивных элементов, позволяющих закреплять и проверять знания с помощью компьютера и др.).Электронные учебники еще и удобно использовать в процессе дистанционного обучения ( во время карантина в школе, во время болезни ученика или иной причины, которая не дает возможности посещать школу.

В процессе размышлений над путями решения данной проблемы была выдвинута гипотеза: при создании эффективного электронного учебного пособия необходимо учитывать запросы учителя и учеников, а также соблюдать определенные требования к электронным образовательным ресурсам.

Объект исследования: технология разработки электронных учебных пособий.

Предмет исследования: процесс создания электронного учебного пособия по теме «Законы Ньютона».

Цель исследования: разработать электронное учебное пособие в соответствии с основными принципами разработки цифровых образовательных ресурсов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить понятие «электронное учебное пособие», особенности и принципы построения.

  2. Ознакомиться с требованиями учителя и запросами школьников к будущему электронному ресурсу.

  3. Систематизировать теоретический материал по теме «Законы Ньютона» в соответствии с требованиями к подготовке учащихся 7-9 классов и подготовить систему упражнений по данной теме.

  4. Разработать структуру и дизайн учебного пособия.

  5. Подобрать необходимое программное обеспечение для создания пособия, при необходимости познакомиться с принципами работы в той или иной программе.

  6. Создать отдельные составные части пособия и включить их в общую электронную оболочку.

Новизна исследования заключается в выработке обобщенной технологии создания электронных учебных пособий, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к ним, а также рекомендаций по выбору необходимого для этого программного обеспечения.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности использования разработанного электронного учебного пособия, как на уроках физики, так и для самостоятельного изучения данной темы в домашних условиях. Кроме того, следуя выработанной технологии создания электронных образовательных ресурсов, можно разработать пособие по любой другой теме.

1. Особенности построения электронных учебных пособий 1.1. Понятие и признаки электронного учебного пособия

Сегодня без компьютера уже, пожалуй, немыслимо обучение. Во все сферы образовательного процесса проник персональный компьютер. А как же он используется в обучении? Первое, что приходит на ум в качестве ответа на этот вопрос: «Он несет в себе информацию». То есть является еще одним носителем знаний (кроме стандартных печатных учебников). В настоящее время очень популярны электронные учебники. Иногда под электронным пособием понимают совокупность данных в цифровом виде, применяемая для использования в учебном процессе. Но согласно такому определению любой отсканированный учебник можно было бы назвать электронным учебным пособием. Если сопоставить пользу от использования такого рода цифровых ресурсов с вредом, наносимым здоровью, сразу возникает сомнение в целесообразности их использования. Электронная книга – вот более подходящее название для такого ресурса, на наш взгляд.

Компьютер сегодня – это не инструмент монолога, а скорее партнер в диалоге, приятный собеседник, который помогает в обучении. Чтобы компьютер стал таковым, нужно под электронным учебным пособием нужно понимать не просто набор оцифрованных данных, а нечто иное.

В процессе изучения соответствующей литературы были найдены и другие определения понятия «электронное учебное пособие», проанализировав которые мы сформулировали общее и более точное, на наш взгляд, определение этого понятия.

Электронное учебное пособие – это обучающий комплекс, предназначенный для использования на компьютере, содержащий учебный материал в различных формах, систему поиска, интерактивные средства обратной связи и позволяющий ученику самостоятельно или с помощью учителя освоить учебный курс или его раздел. [1, с. 24]

Основной целью использования цифровых ресурсов в обучении является сообщение сведений, формирование и закрепление знаний, формирование и совершенствование умений и навыков, повышение интереса к учению, контроль усвоения знаний и другие.

Электронное учебное пособие должно соответствовать требованиям, отличающим его от традиционного печатного учебника:

  • Все структурные компоненты должны быть выполнены в едином стиле, хорошо воспринимаемом пользователем ПК.

  • Должна быть хорошо продуманная и удобная система навигации.

  • Теоретический материал должен быть представлен в различных формах, включая элементы мультимедиа.

  • Наличие интерактивных фрагментов для обеспечения диалога с обучаемым.

  • Наличие системы поиска информации.

  • Наличие инструкций по использованию программного обеспечения (если они нужны).

  • Возможность дополнения или изменения учебного материала при возникновении такой необходимости, что очень важно для столь динамично изменяющейся дисциплины, как «Информатика».

Создаваемое электронное учебное пособие может основываться либо на существующем печатном пособии (или учебнике), либо создаваться "с нуля".

Если электронный учебник базируется на существующем печатном, то целесообразно подбирать в качестве источников такие, которые:

  • наиболее полно соответствуют действующим образовательным стандартам, имеют грифы Минобразования;

  • лаконичны и удобны для создания гипертекстов, т. е. жестко структурированы и имеют очевидные контекстные пересечения модулей;

  • содержат большое количество примеров и задач.

1.2. Этапы разработки цифровых образовательных ресурсов

Процесс разработки цифрового ресурса должен быть тщательно спланирован. Универсальной технологии создания цифрового образовательного ресурса не существует, так как создание ЦОР зависит от таких факторов, как цель (назначение) ресурса, опыт разработчиков, наличие инструментов разработки и т.д. Поэтому можно представить лишь упрощенную схему производства электронного учебного пособия [4, с. 10]

п/п

Этап

Содержание этапа

1.

Предварительная работа

Формулировка исходной идеи

Оформление документации на разработку ЦОР

Оценка существующих элементов

2.

Подготовка содержания

Анализ потребностей

Выделение главной дидактической цели

Составление плана

Представление содержания в форме модулей

3.

Дизайн

Разработка общей концепции

Выбор медиа (звук, изображения, видео и т.п.)

Написание сценария

4.

Производство

Программирование и оцифровка содержания

Создание изображений, звука и т.п.

Компоновка готовых материалов в модули

Наладка навигации по продукту

5.

Тестирование

Тестирование и оценка продукта


Создание цифровых образовательных ресурсов – это процесс взаимодействия авторов учебных материалов и разработчиков. Таким образом, при создании качественного образовательного ресурса составитель должен обладать знаниями и умениями, как автора, так и разработчика.


2. Создание электронного учебного пособия 2.1. Предварительная работа

На начальном этапе работы была определена тема будущего пособия – «Законы Ньютона». Выбор темы неслучаен. Во – первых, мы хотели проверить миф об истории открытия законов ( в частности какую роль играло яблоко в открытии законов и связанно ли оно как-то с рабой Исаака Ньютона. Во - вторых, очень интересен вопрос о практическом применении законов И. Ньютона в жизнедеятельности человека. С данным разделом физики ученики встречаются на разных этапах изучения предмета класс, в 9 – первое знакомство с темой и в 10 классах, углубляя и обобщая знания по этой теме. Поэтому просто необходимо иметь всегда под рукой (как в классе, так и дома) такое учебное пособие, которое позволит изучить что-то новое, повторить изученное ранее и проверить знания по данной теме.

Изначально в основу идеи создания пособия была положена следующая его структура: каждый раздел пособия должен содержать теоретический материал в текстовом и видеоформате, а также упражнения для самопроверки по каждому разделу и итоговый тест по всей теме. Но учитывая то, что данное пособие предполагается использовать как в классе, так и дома, было принято решение включить в пособие две части: первая – более удобная для работы в классе (например, с применением интерактивной доски), вторая – более удобная для работы ученика дома.

Также на данном этапе было принято решение о форме ЦОР (CD или сетевой ресурс). Выбор был сделан в пользу CD. Это обусловлено тем, что компьютер сейчас есть почти у каждого, а вот доступ к сети – нет. Кроме этого, предполагалось наличие в пособии достаточно объемных модулей (видео, графика и т.п.), которые проблематично было бы разместить в сетевом ресурсе. Однако, выбранную форму нашего ЦОР можно выложить и сети Интернет, для всеобщего доступа.

2.2. Подготовка содержания

При подготовке содержания пособия были изучены требования основного заказчика – учителя информатики, а также запросы будущих пользователей ресурса – школьников.

Пожелания учеников сводились к следующему:

  • пособие должно быть красочным;

  • не должно содержать только текст, желательно иметь возможность не читать как обычный учебник, а посмотреть фильм на эту тему;

  • не нужно много теории;

  • упражнения должны быть интересными, может даже в форме игры;

  • хорошо бы иметь возможность потренироваться перед контрольной работой;

  • должно содержать какие-то интересные сведения об устройствах компьютера.

Требования учителя заключались в следующем:

  • Основная часть материала по теме: «Законы Ньютона» изучается в 9 и 10 классах (по учебнику Перышкина А.В.). Поэтому данный ресурс должен быть рассчитан в основном на учеников 9 и 10 классов. Но должна быть возможность использовать некоторые его фрагменты и на уроках в других классах, например, для повторения или для предварительного ознакомления.

  • Теоретические блоки не должны быть перегружены информацией. Информация должна быть представлена в различных формах: текст, графика, видео. Все это позволит более эффективно изучить данную тему.

  • Пособие должно содержать практическую часть: самостоятельные интерактивные упражнения по различным вопросам темы с возможностью проверки результата, общий тест по всей теме с выставлением оценки. При этом упражнения должны быть различных видов, т.к. однообразие утомляет. Все эти задания должны быть направлены в первую очередь на отработку навыков, тренировку.

Учитывая эти требования и пожелания, а также особенности и принципы построения электронных учебных пособий, рассмотренные ранее, была разработана структура пособия, которая представлена в Приложении 1.

Реализация пособия для использования предполагается в виде единого исполняемого файла. Это облегчит процесс переноса и запуск учебника на домашнем компьютере ученика. При этом и теоретический материал, и практическая часть будут всегда под рукой.

В данном пособии имеется текстовая информация; фидеофайлы с различными опытами, отражающими сущность законов; изображения; кроссворд; задачи для самостоятельного решения; видеоразбор решения задач из материалов для подготовки к ЕГЭ- материалы разноплановые и красочные. Это позволит улучшить восприятие, включить в процесс запоминания не только зрительные, но и слуховые центры.

При этом система навигации позволит учителю быстро найти нужный в данный момент фрагмент. Интерактивный практикум можно будет использовать на уроке при работе со всем классом, демонстрируя его элементы на интерактивной доске (или просто на большом экране), а также организовать индивидуальную работу учеников на своих рабочих местах.


2.3. Продумывание дизайна

При разработке дизайна нужно учесть, что весь продукт должен быть выполнен в едином стиле. Необходимо продумать оформление всех деталей интерфейса: фон, шрифты, элементы навигации и т.п. При этом они должны сочетаться между собой и оказывать положительное влияние на восприятие материала.

На этом этапе были изучены отзывы пользователей сайтов о их внешнем виде в сети Интернет, рекомендации по оформлению электронных ресурсов. Нам стало известно, что различные цвета имеют определенное психологическое воздействие на человека. В результате были выработаны основные положения для разработки внешнего вида пособия:

  • Для представления текстовой информации следует использовать простые шрифты (Times, Courier, Arial, Sans Serif и т.п.) их легче читать (при использовании каких-то редких шрифтов нет гарантии, что они будут установлены на компьютере пользователя). Не следует использовать в одном продукте много видов шрифтов. Работая с технологией HTML следует отметить? что из 6 существующих размеров предпочтительными являются размеры H1, H2,H3. Исходя из всего вышеперечисленного, было решено для оформления текстовой информации использовать размеры H1, H2.

  • В оформлении пособия не должно присутствовать слишком много цветов, для фона и текста они должны быть контрастными, хорошо воспринимаемыми. Оказывается, что каждый цвет оказывает определенное психологическое воздействие. Так, например, зеленый цвет успокаивает, оранжевый акцентирует внимание, коричневый вызывает чувство тревоги. Свое пособие было решено оформить с использованием двух цветов – желтого и фиолетового, так как эти цвета стимулируют мозговую деятельность.

  • При создании всех элементов учебного пособия необходимо придерживаться единого стиля оформления.


Для оформления обложки я использовалась юмористическая картинка- для привлечения внимания к учебнику и создания положительных эмоций. Но хочется заметить, что чрезмерное использование различного рода анимации может иметь обратный эффект (будет отвлекать, и даже раздражать), поэтому было решено ограничиться обложкой пособия и рубрикой «Улыбнись»

2.4. Создание учебного пособия на компьютере

Для разработки цифровых образовательных ресурсов можно использовать два пути.

Первый путь – это использование программных решений, позволяющих осуществлять «сборку» ЦОР из специально подготовленных текста, графического материала, видеофрагментов и т.п.

Второй путь – это разработка ЦОР преимущественно целиком в специализированных программных средах.

Проанализировав содержание пособия и технические возможности, был выбран первый путь разработки ресурса.

Следующий шаг – оцифровка необходимого материала. Для этого нужно было подобрать подходящие программные средства для создания каждого модуля, а также для объединения всех модулей в единый продукт. При выборе программных средств необходимо руководствоваться типом обрабатываемой информации и возможными форматами итоговых продуктов. Форматы всех модулей должны быть просты в использовании на любом компьютере и не требовать установки дополнительных недоступных для пользователя программ.

Выбор программных средств для разработки конкретных модулей был осуществлен по следующим критериям: эффективность использования, доступность применения.

Основная работа осуществлялась в обычном блоктноте – обработка тегов и написание структуры станиц, которые в последующем открывались в браузере Mozilla Firefox.

Подготовка текстового материала была осуществлена в популярном в нашей стране текстовом редакторе Microsoft Office Word 2007 и Libre Office Write. Принципы работы с этой программой на момент создания учебника были известны.

Видеофайлы и графические материалы были найдены на образовательных сайтах сети Интернет. Их форматы как достаточно распространенный и пригодны для воспроизведения практически на любом компьютере.

Создание интерктивности – это наиболее важный этап в работе.

Интерактивность – это диалоговое взаимодействие пользователя с приложением. Причем поведение программы зависит от предыдущего поведения пользователя. [3, с.59]

В 8 классе изучалась тема: «Основы языка гипертекстовой разметки документов». Он лег в основу программирования кода каждой странички, а блок «Меню», созданный с помощью гиперссылок – средство для осуществления переходов с одной странички на другую.


Учителем информатики Сухановой Т.И. была оказана помощь в создании «каркаса» учебника и необходимое консультирование.

Кроме основного наполнения в пособие была включена такая информация, как применение законов Ньютона в жизни человека.

Для запуска электронного пособия достаточно открыть файл index.html в любом браузере. Данное учебное пособие можно предоставить ученикам как в полном объеме на диске, так и отдельной папкой, содержащей только часть информации. Это уже зависит от желания учителя и самого ученика.

2.5. Тестирование продукта

Тестирование пособия проводилось на каждой фазе производства, чтобы итоговый продукт совпадал с намеченными целями. Также важно техническое тестирование программных модулей, направленное на выявление программных ошибок. В конце разработки пособия было проведено итоговое тестирование продукта. Процесс тестирования происходил с целью:

  • Проверить работу всех функциональных модулей обучающей программы в реальном режиме.

  • Выявить незамеченные ранее неточности в изложении учебного материала и программной реализации.

  • Оценить эффективность организации интерфейса, навигации.

В тестировании продукта участвовали учителя информатики и физики нашей школы.

В результате тестирования было выявлено:











Таким образом, электронное учебное пособие по теме «Законы Ньютона» было создано. В процессе работы были пройдены все основные этапы разработки учебных пособий. Следует заметить следующую закономерность: чем более четко следовать этим этапам (даже если какой-то этап кажется бесполезным), тем меньше трудностей возникает в работе, и тем качественнее получается итоговый продукт. Полученное пособие полностью соответствует запросу учителя и планируется к внедрению в образовательный процесс.

Заключение

В результате проведённого исследования было подтверждено предположение о том, что при создании эффективного электронного учебного пособия необходимо учитывать запросы учителя и учеников, а также соблюдать определенные требования к электронным образовательным ресурсам. Проанализировав исходные требования учителя и ожидания учеников, итоговый продукт и результаты тестирования, можно утверждать, что разработанное электронное учебное пособие найдет место в образовательном процессе.

Цель исследования, которая конкретизируется в шести частных задачах, была достигнута следующим образом.

Выполнение первой задачи позволило раскрыть суть понятия «электронное учебное пособие», и учитывать его особенности и принципы построения при разработке продукта.

В ходе выполнения второй задачи было сформулировано техническое задание, как ориентир всей последующей работы

В процессе выполнения третьей задачи осуществлялось сотрудничество с учителем информатики и физики. В результате был подобран теоретический материал, соответствующий школьной программе для 9 и 10 классов, а также была разработана система упражнений, охватывающая ключевые моменты данной темы.

При выполнении четвертой задачи были изучены вопросы, связанные с оформлением электронных изданий, и разработан единый дизайн пособия.

В ходе выполнения пятой и шестой задач ключевым моментом было освоение основ программирования в среде HTML. Что вызвало немало трудностей.

Безусловно, исследование в рамках поставленных задач не завершено. Перспективами продолжения работы в данном направлении являются дальнейшее совершенствование созданного учебного пособия, изучение других технологий и разработка электронных учебных пособий по другим темам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!