Исследовательский проект
«Формирование художественно-эстетических знаний и умений школьников при знакомстве с народным промыслом гжели»
Автор: Зябкина Наталья,
студентка 3 курса группы «А»
РФ ГБПОУ ВО
«Губернского педагогического колледжа»
Руководитель: Чумаченко Юрий Степанович
Актуальность проекта
Признание труда
и таланта народных умельцев
Оценка учениками самобытности русской культуры
Знакомство
с народным промыслом гжель
Оценка учеником самобытности русской культуры
Формирование чувства гордости за свою страну, богатство русской культуры
Причастность к культуре своей страны
«Разбудить» желание творить
Воспитание нравственно- эстетических качеств личности ребёнка
Направление проекта: художественно-эстетическое
Участники проекта: младшие школьники, дети 12-14 лет.
Срок реализации проекта:
6 месяцев
Цель проекта:
исследование процесса формирования художественно-эстетических знаний и умений детей на примере знакомства с гжелью
как русским народным промыслом и видом росписи.
Задачи:
1. Воспитание художественно-эстетических чувств при знакомстве с историей гжели как русским народным промыслом и видом росписи.
2. Изучение художественных элементов росписи гжелью керамики и фарфора.
3. Формирования практического умения расписывать шаблоны домашней утвари гжелью.
Планируемые
результаты
Приобщение школьников к познанию истории гжели
Освоение школьниками основных приемов росписью гжелью
Применение на практике полученных знаний в ходе выполнения творческих работ
Оценить уровень сформированности художественно-эстетических знаний и умений школьников
Реализация проекта в 3 этапа :
1. Подготовительный;
2. Деятельностный;
3. Рефлексивный.
1 этап: подготовительный
План работы
Классный час
Занятия в летнем лагере
конспект классного часа;
подготовка инструментов и материалов для творческих работ;
разработка вопросов беседы по выявлению знаний школьников по народному промыслу гжель;
подготовка занимательного материала (стихотворения, загадки и т.д.);
подготовка наглядного материала (презентация, педагогический рисунок, фотографии, гжельские статуэтки / фигурки);
подготовка раздаточного (шаблоны кухонной утвари) и наглядного материала (рисунки, фотографии, видеоматериалы);
подготовка занимательного материала (быль о истории гжели);
разработка вопросов беседы и анкеты по народному промыслу гжель.
2 этап: деятельностный
Проведение классного часа на тему «Синяя сказка гжели»
Проведение занятий гжелью в летнем лагере
Классный час «Синяя сказка Гжели»
Задачи:
приобщать к ценностям русской культуры;
развивать познавательный интерес и творческие способности учеников;
выполнить основные элементы гжельской росписи.
Ход классного часа:
- организационный момент;
- сообщение темы занятия;
- сказка об истории создания гжели;
- беседа по теме;
- знакомство с этапами изготовления гжельских изделий;
- знакомство с основными элементами гжельской росписи;
- практическая работа;
- подведение итогов.
Ход классного часа:
- организационный момент;
- сообщение темы занятия;
- сказка об истории создания гжели;
- беседа по теме;
- знакомство с этапами изготовления гжельских изделий;
- знакомство с основными элементами гжельской росписи;
- практическая работа;
- подведение итогов.
Процесс изготовления гжельских изделий
Изготовление гипсовых заготовок
Заливка фарфора в заготовку
Обжиг изделий
Роспись изделий
Ход классного часа:
- организационный момент;
- сообщение темы занятия;
- сказка об истории создания гжели;
- беседа по теме;
- знакомство с этапами изготовления гжельских изделий;
- знакомство с основными элементами гжельской росписи;
- практическая работа;
- подведение итогов.
Элементы гжельской росписи
«Мазок с тенью»
«Сеточка с точками»
«Капелька»
Ход классного часа:
- организационный момент;
- сообщение темы занятия;
- сказка об истории создания гжели;
- беседа по теме;
- знакомство с этапами изготовления гжельских изделий;
- знакомство с основными элементами гжельской росписи;
- практическая работа;
- подведение итогов.
Фотоотчёт о проведении классного часа
Фотоотчёт о проведении классного часа
Фотоотчёт о проведении классного часа
Ход занятия № 1 в летнем лагере:
- организационный момент;
- определение темы занятия;
- анкетирование;
- знакомство с историей гжельской росписи;
- знакомство с этапами изготовления гжельских изделий;
- знакомство с основными элементами гжельской росписи;
- практическая работа;
- выставка работ;
- подведение итогов.
Гжель — русский народный промысел производства керамики и фарфора и вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики.
Ход занятия № 1 в летнем лагере:
- организационный момент;
- определение темы занятия;
- анкетирование;
- знакомство с историей гжельской росписи;
- знакомство с этапами изготовления гжельских изделий;
- знакомство с основными элементами гжельской росписи;
- практическая работа;
- выставка работ;
- подведение итогов.
Элементы гжельской росписи
«Мазок с тенью»
«Сеточки»
«Капельки»
«Бордюры»
«Агашка»
«Кустики и лепестки»
Ход занятия № 1 в летнем лагере:
- организационный момент;
- определение темы занятия;
- анкетирование;
- знакомство с историей гжельской росписи;
- знакомство с этапами изготовления гжельских изделий;
- знакомство с основными элементами гжельской росписи;
- практическая работа;
- выставка работ;
- подведение итогов.
Ход занятия № 2 в летнем лагере:
- организационный момент;
- сообщение темы занятия;
- составление композиции планируемой работы;
- выполнение росписи посуды гжелью по бумажным заготовкам;
- выставка работ;
- подведение итогов.
Фотоотчёт о проведении занятий в летнем лагере
Фотоотчёт о проведении занятий в летнем лагере
Фотоотчёт о проведении занятий в летнем лагере
Перспективные формы внеурочной деятельности по реализации проекта
Поездка-экскурсия в старинный гончарный район Гжель
Посещение музеев народных промыслов
Экскурсия в гончарную мастерскую; наблюдение за работой мастеров
Роспись посуды, игрушек,
статуэток. Создание коллекции
Создание портфолио творческих работ обучающихся
Проведение выставок работ учеников
Проведение внеурочных занятий изобразительного искусства по росписи «гжель»
3 этап: рефлексивный
Исследуем…
Сравним…
Методы исследования: наблюдение, тематическая беседа, анкетирование, оценка творческих работ.
начальные и конченые знания детей по теме.
Оценим…
уровень овладения приемами гжельской росписи;
уровень сформированности знаний по теме.
Сравнительный анализ знаний детей по теме до ознакомления с ней
Анализируемые
элементы знаний
Дети 9-10 лет
Ученики, имеющие представление об этапах изготовления гжельских изделий
Ученики, знающие о сочетании цветов в гжельской росписи
Дети 12-14 лет
15%
Ученики, знающие о том, что изображают гжельские художники
100%
40%
Ученики, знающие о том, что изначально называлось гжелью
100%
60%
0%
80%
10%
Сравнительный анализ знаний детей после изучения темы
Анализируемые
элементы знаний
Дети 9-10 лет
Ученики, имеющие представление об этапах изготовления гжельских изделий
Ученики, знающие о сочетании цветов в гжельской росписи
Дети 12-14 лет
90%
Ученики, знающие о том, что изображают гжельские художники
100%
100%
Ученики, знающие о том, что изначально называлось гжелью
100%
80%
100%
100%
100%
Сравнительные диаграммы оценки правильности выполнения элементов гжельской росписи
Оценивание работ детей 9-10 лет
Оценивание работ детей 12-14 лет
Вывод
- выполнены художественные элементы гжельской росписи
- расписаны шаблоны домашней утвари
- познакомились с историей гжели
Формирование художественно-эстетических знаний и умений
Заинтересованность
Практические занятия
ребят; мотивация; подача материала
Формирование навыков исполнения элементов