СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа ученика под руководcтвом учителя "Лермонтовские герои в творчестве художников-иллюстраторов ХХ века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                               

                                               Содержание

 

 

Введение  ........................................................................................................   2

 

Глава 1.  Лермонтовские герои в творчестве   В.Г. Бехтеева………………3

 

Глава 2.  Герои Лермонтова в интерпретации  Д. А. Шмаринова................5   

 

Глава 3. Ф. Д. Константинов и Лермонтов. «Любовь непреходящая»……..8

 

Заключение……………………………………………………………………11   

 

Список литературы .........................................................................................12

 

 Приложение…………………………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Интерес к творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова не угасает уже два столетия. Его герои волнуют сердца миллионов людей в нашей стране и за её пределами.

Главное в творчестве Лермонтова – это исследование человеческой души, попытка понять, как в личности уживаются добро и зло.

Основной творческий принцип поэта сформулирован в «Герое нашего времени»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа... »

Загадочность героев Лермонтова на протяжении двух веков привлекала внимание писателей, музыкантов и художников. Как сказал В. Маяковский: «К нам Лермонтов сходит, презрев времена…»*.

Считаю актуальной тему отражения творчества великого поэта в работах иллюстраторов XX века, так как именно художник помогает читателю лучше понять текст, представить героев и их окружение.

Циклы иллюстраций к произведениям Лермонтова, выполненные В. Г. Бехтеевым, Д. А. Шмариновым, Ф. Д. Константиновым и некоторыми другими, составили целую эпоху в развитии иллюстрации как искусства. Обычно художник выбирает книгу, которая ему нравится и близка его восприятию мира.

Цель данной работы - проследить, как иллюстраторы XX века: В. Г. Бехтеев, Д. А. Шмаринов, Ф. Д. Константинов в своих работах интерпретировали лермонтовских героев.

Задачи:

1) определить качества личности, которые привлекали художников в героях Лермонтова;

2) познакомиться с приёмами, помогающими иллюстраторам лучше передать состояние персонажей;

3) подобрать к иллюстрациям строки из текстов.

 

В процессе работы над темой особую важность представляют воспоминания художников о работе над образами, искусствоведов, изучающих творчество иллюстраторов, сопоставление иллюстраций с текстом произведений Лермонтова.

__________________________________________________________________

*В. В. Маяковский. Стихотворения. – М., 1990

 

Глава 1

Лермонтовские герои в творчестве   В.Г. Бехтеева

Иллюстрации к произведениям Лермонтова, выполненные В. Г. Бехтеевым, Д. А. Шмариновым, Ф. Д. Константиновым и некоторыми другими художниками, составили целую эпоху в развитии иллюстрации как искусства.

Бехтеев  Владимир Георгиевич (1878—1971),  художник, график. В 1936—45 годах  создал  20 иллюстраций  к роману «Герой нашего времени...» (акварель  и тушь): «Бэла и Печорин на свадьбе», «Казбич и Карагез», «Казбич и Бэла», «Вулич», «Печорин и Бэла», «Портрет Бэлы», «Максим Максимыч и странствующий офицер в горном ущелье» и другие. В 1939—40 годах  Бехтеев иллюстрирует и другие  произведения  Лермонтова: «Княгиня Лиговская», «Демон», «Мцыри», «Беглец», неоконченную  повесть «Штосс», стихотворение  «Как часто пёстрою толпою окружён...». Кроме того, Бехтеев  создал ряд заставок к английскому  и французскому  изданиям «Героя нашего времени...», цветную акварель  «Лермонтов у Краевского» и акварельный  портрет Лермонтова (1951). Многие  иллюстрации  Бехтеева  по своей композиционной  завершенности и художественным  достоинствам могут рассматриваться и как произведения  станковой графики. В творчестве Лермонтова  художника привлекали, прежде всего, романтическая  мятежность и лиризм. Он стремился передать эмоциональное  состояние героев, экспрессию переживаний, наиболее острые психологические  моменты сюжета.

Оригиналы иллюстраций   В. Г. Бехтеева  хранятся в музеях «Домик Лермонтова», «Тарханы», в семье художника.

 Бехтееву больше всего удавались книги, романтические по своему настроению. Это не было неожиданным, поскольку и в живописи мастера сильно романтическое начало. В ней всегда жили взволнованность чувств, напряженное восприятие жизни.

Одной из самых известных произведений Владимира Георгиевича Бехтеева, посвящённой творчеству Лермонтова является иллюстрация «Печорин и Бэла». ( Приложение рис.№1)

Рисунку созвучны слова: «Бэла сидела на лежанке, повесив голову на грудь, а Григорий Александрович стоял перед нею».

Для воссоздания такой романтической атмосферы художник широко использует контрасты света и тени, когда отдельные лица и фигуры как бы «выхватываются» из темноты, а другие, наоборот, «тонут» в таинственном мраке. Каждый жест, каждое движение у Бехтеева психологически и драматически выразительны. При работе над иллюстрациями он очень органично использует опыт искусства той эпохи, о которой идет речь у писателя. Обычно Бехтеев выполнял свои иллюстрации в технике черной акварели, наиболее полно отвечавшей тем психологическим и декоративным задачам, которые он ставил перед собой.

Ряд книг проиллюстрирован им рисунками пером и тушью. Бехтееву, несомненно, удалось передать беспокойные ритмы стихов поэта, ту напряженную, глубоко психологическую атмосферу, где сталкиваются полярные характеры героев, которая так привлекает в лермонтовской прозе. Эти черты ощутимы и в листе к стихотворению «1 января», где великосветский бал трактован как съезд злобных ничтожных людей, и в цикле «Герой нашего времени».

Притягивает взгляды читателей рисунок «Казбич и Бэла». (Приложение рис.  №2)

Иллюстрация Владимира Георгиевича Бехтеева комментирует один из самых драматических моментов повести – похищение Бэлы Казбичем. Рисунку созвучны слова: "Он что-то закричал нам по-своему и занёс над нею кинжал". На переднем плане рисунка отчаянно сопротивляющаяся Бэла и "маленький, сухой, широкоплечий" Казбич в черкесской мохнатой шапке и бешмете. На втором плане видна раненая лошадь Казбича. Хотя художник и не показал догоняющих Казбича Печорина и Максима Максимыча, их приближение заставляет почувствовать динамичная композиция рисунка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

 Герои Лермонтова в интерпретации  Д. А. Шмаринова

Говоря  об отражении творчества Лермонтова в произведениях иллюстраторов XX века, нельзя не отметить работы Д. А. Шаринова (1907-1999).

В 1941 художник создал серию иллюстраций к «Герою нашего времени». В нее входит 9 страничных иллюстраций. Позднее Шмаринов  дополнил сюиту пятью заставками (черная акварель и голубая гуашь) и пятью концовками.  Эта расширенная серия воспроизведена в отдельном издании  «Героя нашего времени...». Рисунок Шмаринова  отличается живописностью, пластичностью, искусной светотеневой моделировкой. Портрет Лермонтова, созданный художником, скорее представляет собой картину: поэт изображен среди природы, которой отведена в романе такая значительная роль (Приложение рис. №3).

Д. А. Шмаринов признавался, что творчество М.Ю.Лермонтова он полюбил через Врубеля. Сначала были рисунки Врубеля, захватившие Шмаринова, затем вдумчивое, глубокое изучение текста лермонтовского романа, которое завершилось созданием серии иллюстраций. Но, «…работая над "Героем нашего времени», – вспоминает художник, – я поставил себе задачу показать всю сложность образа Печорина, применяя для этого особые пластические средства. Хотелось найти больше правды жизни и избежать излишнего демонизма врубелевского Печорина»*. Художник показывает в лермонтовском герое человека незаурядного, наделённого очень сильной и глубокой натурой, но не сумевшего найти применения своим силам.

Одной из самых известных работ автора является рисунок «Печорин на диване». (Приложение рис.№4). Иллюстрация, на которой герой изображён в глубоком раздумье, созвучна многим страницам «Журнала Печорина», но прежде всего она заставляет читателя вспомнить размышления Печорина перед дуэлью: «Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А верно она существовала, и, верно, было во мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...»**

__________________________________________________________________

* Халаминский Ю.  Д.А.Шмаринов. – М., 1959.

** М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени. – М.,1990

 

В самом деле, глядя на «Печорина на диване», видим очень точную иллюстрацию к конкретному эпизоду «Княжны Мэри», находим обдуманно и тщательно отобранные детали, воспроизводящие обстановку жизни героя. В его облике можно угадать черты, типические для людей лермонтовского времени, тактичный и ненавязчивый намек на близость самому Лермонтову. Но стоит чуть пристальнее вглядеться, и станет ясным: литературная и историческая «правильность» составляет лишь «внешний слой» рисунка: не они определяют его силу, не в них таится сходство шмариновского Печорина с образом «Героя нашего времени». И сила, и сходство заключены в эмоциональном и очень личном настроении, пронизывающем всю композицию. Рука художника набросала углем резкие, живые штрихи, словно торопясь запечатлеть картину, ярко вспыхнувшую в душе: черные тени и светлые блики, и озаренную этими бликами фигуру человека, с нервно стиснутыми под головой руками и таким пристальным взглядом широко открытых блестящих глаз, каким смотрят только в глубину своей души, ничего не видя перед собой. Фигура пассивна, бездейственна, но в ней нет и тени покоя: она изломана, перекручена, похожа на пружину, готовую каждую минуту сорваться с сокрушительной силой; в ней нет ни одной чистой плавной линии, как нет и во всем рисунке. Ничего похожего на внешний объективизм – вся сцена воспринята изнутри, глазами Печорина, окрашена его душевным состоянием, ставшим одновременно и состоянием художника. Расплывается лучами пламя свечи, как расплывается оно, когда долго, не отрываясь, смотришь на огонь; знакомые предметы едва обозначаются и скорее угадываются, чем видятся на своих привычных местах, а темнота точно шевелится, движется вокруг, замыкая весь мир, отрешая от всего, что лежит за световым кругом. Эта отрешенность и одиночество человека, ушедшего в себя, и затаившаяся в нем сила, этот мир случайных вещей – внешняя оболочка жизни «странствующего офицера», что кружится в темноте и сжимает его в своем кружении, этот вихрь пятен и бликов – все составляет психологический строй иллюстрации, ее внутреннюю жизнь, и она-то и оказывается верной, более верной, чем может быть самое скрупулезное следование тексту, самое тщательное воспроизведение натуры.

Психологическое состояние  лермонтовского героя легко угадывается и на рисунке «Печорин после дуэли» (Приложение рис. №6)  . Эту иллюстрацию можно подписать словами из текста романа: «У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели.»

 

Чуткость художника Дементия Алексеевича Шмаринова к душевным движениям героев, внимание к их внутреннему состоянию проявились в иллюстрации, запечатлевшей княжну Мери и Грушницкого у источника. («Княжна Мери и Грушницкий». Приложение рис. №5)

Художник показал Мери в быстром и лёгком движении. Чувство сострадания к Грушницкому, жалости соединяется в ней с решимостью помочь ему. В «выразительном лице» Грушницкого отобразилось одновременно и сострадание, и удивление. Рисунку созвучны слова из текста романа:

«В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! Как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание. Княжна Мери видела все это лучше меня.

Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему.» *

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______________________________________________________________

* М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени. – М.,1990

 

Глава 3

Ф. Д. Константинов и Лермонтов. «Любовь непреходящая»

Трепетное отношение к героям Лермонтова было у известного художника

Федора Денисовича Константинова (1910-1997). Первое произведение Лермонтова, которое иллюстрировал Константинов, — поэма «Мцыри» (отд. изд., М., 1941) — 8 гравюр на дереве (авт. оттиски — музей ИРЛИ). В 1949 Константинов  расширил эту серию, добавив 25 гравюр — заставки к главам («Беглец. Мцыри»,); в том же изд.—3 гравюры к поэме «Беглец». Иллюстрируя новое издание «Мцыри» (М., 1961), Константинов вновь переработал и дополнил всю сюиту (авт. оттиски — музей ИРЛИ, музей «Тарханы»). Наиболее значительные работы: «Голова Мцыри», «Мцыри, любующийся горами», «Мцыри в грозу», «Мцыри ночью в горах», «Бой с барсом». Используя выразительные средства черно-белой гравюры на дереве, Константинов  передал мятежный дух поэмы. Картины природы помогают раскрыть образ Мцыри.

Еще в 1940  Федор Денисович Констанинов задумал серию иллюстраций к «Герою нашего времени», для чего ездил на Кавказ. Осуществился этот замысел лишь в 1961 (изд. М., 1963). Серию ксилографий открывает портрет Лермонтова художник не повторил ни одного из прижизненных изображений, воплотив свое восприятие личности поэта как глубоко трагической. Предваряет сюиту горная панорама на суперобложке, создающая романтически взволнованное настроение. К повести «Бэла» художник выполнил 20 гравюр. Наиболее значительны: «Первое знакомство Печорина с Бэлой» и «Портрет Бэлы». В иллюстрациях к повести «Максим Максимыч» правдивый образ главного  персонажа — большая удача художника. Почти на всех гравюрах этой серии — волнующееся море, освещенное луной. Черные силуэты в контрастном сочетании с бликами света усугубляют впечатление призрачности и таинственности, которыми окрашено повествование.

К «Княжне Мери» выполнено 24 гравюры, в т. ч. «Переезд через Подкумок» и «Дуэль». Интересен, но спорен портрет Печорина: в нем доминируют черты, роднящие его с Мцыри.

«Иллюстрируя произведения Лермонтова, так же как и произведения Пушкина, Шекспира, Достоевского, стремлюсь создать не только образы героев, но и воссоздать, отобразить эпоху, чтобы иллюстрации дополняли, глубже раскрывали литературное произведение, доносили аромат его художественного стиля»,- писал Константинов.*

__________________________________________________________________

*Константинов Ф.  Любовь непреходящая. «Правда», 15 сентября 1984. 

С особым искусством художник воссоздаёт образ главного героя романа «Герой нашего времени» в гравюре  «Печорин». (Приложение рис. 7) Ей созвучны слова из текста романа: «…о глазах я должен сказать ещё несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! — Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти»*.

В Печорине запечатлена трагедия уже сложившейся развитой личности, обреченной жить в  «стране рабов, стране господ». По мнению Лермонтова, трагедия его времени не только в том, что «люди терпеливо страдают», но и в том, что «большинство страдает, не сознавая этого».

Интерес у зрителей вот уже несколько десятилетий вызывает гравюра «Бэла» (Приложение рис.7).

Глядя на это произведение, невольно вспоминаешь строки: «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу. Печорин в задумчивости не сводил с неё глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала»*.

Говоря о творчестве Константинова, нельзя не упомянуть известный лермонтовский образ Мцыри.

В связи с этим,  процитируем писателя Льва Озерова, самого проницательного и глубокого исследователя творчества Фёдора Константинова:

    «Среди живых лиц, сопровождающих меня (да и не только меня) на протяжении  десятилетий, Мцыри из поэмы Лермонтова, воссозданный Фёдором Константиновым:

                                  И в час ночной, ужасный час,

                                  Когда гроза пугала вас,

                                  Когда, столпясь при алтаре,

                                  Вы ниц лежали на земле,

                                  Я убежал. О, я, как брат,

                                  Обняться с бурей был бы рад!

    Обняться с бурей!  Это не только Мцыри.  Это Лермонтов.  А  вместе с ним вся стихия романтической мечты.

    Вы, возможно, представляли себе мятежного и гордого героя  другим,  совсем  другим.

 

____________________________________________________________

* М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени. – М.,1990

 

Но вот вы увидели его в представлении Фёдора Константинова,  в его гравюре, – и образ, вызванный к жизни воображением художника, властно завладевает вами. Какая сила в этом изображении!  Непокорный,  сильный  поворот  головы,  страстный, испытующий взгляд. И этот константиновский Мцыри ведёт вас за собой. Вы ему поверили: «Он знал одной лишь думы власть – одну – но пламенную страсть…».*

 Не случайно многие и многие читатели представляют Мцыри именно таким, каким изобразил его Константинов. (Приложение рис.8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

________________________________________________________________ *Озеров Л. Поэзия русской гравюры: (Ф. Д. Константинов и книга) // Альманах библиофила. М.: Книга, 1981. Выпуск 10

Заключение

В данной работе мы проследили, как отразились основные черты самых известных героев Лермонтова в творчестве иллюстраторов xx века: В.Г. Бехтеева, Д.А. Шмаринова, Ф.Д. Константинова. Все перечисленные художники обращались к образу главного героя романа «Герой нашего времени» Печорину. Каждый иллюстратор стремился передать неповторимый внутренний мир Григория Александровича Печорина, его ярко выраженный индивидуализм и вместе с тем глубокую разочарованность в жизни. На всех иллюстрациях Печорин задумчивый, грустный, но не спокойный. Он должен постоянно анализировать свои поступки, стремиться изменить себя и, следовательно, других.  Печорин несчастен сам и делает несчастными других. На рисунке Бехтеева «Печорин и Бэла» умело передано автором настроение девушки.  Бэла страдает по вине Печорина. А на рисунке «Бэла и Казбич» мы словно читаем, что Казбич убивает героиню кинжалом, а Печорин уже убил её своим равнодушием.

Неповторимый образ Печорина создал Д. А. Шмаринов. Он тонко передал драматизм ситуации на рисунке «Печорин на диване». Читатели, поклонники творчества Лермонтова, наверное, и не представляют себе главного героя, думающего о предстоящей  дуэли, другим.

Печорин у Ф. Д. Константинова тоже мятущаяся личность, не знающая покоя. В нём как будто воплотилась трагедия его времени: «люди терпеливо страдают», но «большинство страдает, не сознавая этого».

Художников-иллюстраторов привлекали образы Грушницкого и Мери. Шмаринов подметил духовную нищету Грушницкого, который любыми путями добивается внимания Мери. А Мери показана в быстром и лёгком движении. Чувство сострадания к Грушницкому, жалости соединяется в ней с решимостью помочь ему. Привлекательным для иллюстраторов всех времён был образ Мцыри.     Не случайно многие и многие читатели представляют Мцыри именно таким, каким изобразил его Константинов.

В ходе работы мы проследили, какие черты характера героев Лермонтова привлекали художников, познакомились с изобразительными приёмами, помогающими достоверно передать психологическое состояние персонажей, сопоставив с текстом произведений, убедились, что иллюстраторы старались передать самые напряжённые моменты сюжета, чтобы помочь читателю лучше воспринять прочитанное. 

                                             

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!