СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа ученика.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я хочу представить доклад как результат исследовательской деятельности ученика проводимой под моим руководством. Можно использовать в качестве учебного материала по дисциплине "Историическое краеведение", а также для одготовки классных часов.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа ученика.»

Отдел по образованию и молодежной политики администрации Бутурлиновского муниципального района

Воронежской области



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Бутурлиновская ООШ№1

Бутурлиновского муниципального района

Воронежской области


Областная краеведческая конференция обучающихся

«Край родной»


Номинация: «Этнография»

Традиционный костюм жителей г. Бутурлиновка XVIII - начала XIX вв.


Подготовил:

Ныныч Максим Сергеевич, учащийся 9 класса МБОУ Бутурлиновская ООШ№1,

396500, Воронежская обл., г. Бутурлиновка, ул. Ленина, д. 12 (адрес школы)

396505, Воронежская обл., г. Бутурлиновка,

ул. Петровского, д.71(домашний адрес);

Конт.телефон: (908)149-38-83;

E-mail: [email protected]

Руководитель:

Самофал Ирина Валентиновна,

учитель истории

МБОУ Бутурлиновская ООШ №1,

396500, Воронежская обл., г. Бутурлиновка

ул. Ленина, д. 12; Конт.телефон: (47361) 2-12-52;

E-mail: but-school_@mail/ru





г. Бутурлиновка-2017

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение.

Традиционный костюм жителей г. Бутурлиновка XVIII - начала XIX вв..

1. Выходцы из Малороссии как основной этнос Бутурлииновки.

2. Традиционная мужская одежда.

3. Традиционная женская одежда.

4. Верхняя одежда.

5. Головные уборы.

6. Обрядовая символика.

7. Отказ от народного костюма во вт. пол. XIX века.

Заключение.

 


.

















ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время значительно возрос интерес молодого поколения к истории традиционной культуры края, истории и традиций предков, неотъемлемой частью которых является комплексы бытового костюма, передающие уникальную специфику народного искусства и т.д. Все это — актуальные, мало изученные вопросы, требующие детального научного анализа.

Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим интересом к краеведению, и, в частности, к историко-культурному наследию Бутурлиновки, неотъемлемой составляющей которого является история традиционного бытового костюма   XVIII - XIX вв. Известно, что костюмный комплекс в немалой степени отражает социальные, религиозно-нравственные, эстетические и др. идеалы и традиции народа, в данном случае это напрямую относится к   коренным жителям слободы Бутурлиновка-потомкам запорожских казаков. Исследование данной темы имеет важное научное и практическое значение.

Актуальность проблемы состоит в том, что исследования истории традиционного бытового костюма бутурлиновцев   не проводились, как и его эволюции в течении длительного исторического периода. Поэтому методом данного исследования будет метод сравнительного анализа. Известно, что территория современного города и ряд прилегающих сел являлись поместьем графов Бутурлиных, пожалованных их императорским домом в середине XVIII века. Во второй половине XVIII века земли были заселены черкасами. Так назывались выходцы из Запорожской сечи и южной части Малороссии. Этническими черкасами являются в настоящее время кубанские казаки, хохлы Северного Кавказа, жители западных районов Воронежской и Белгородской областей России и восточных регионов Украины. Их костюмы исследованы, что позволяет провести аналогии.

Главной целью реферата является выявление основных черт традиционного бытового костюма жителей слободы Бутурлиновка через призму исторического развития общества XVIII - XIX веков , составляющего- важную часть культуры Воронежского края как в исследуемые годы, так и в настоящее время.

Для достижения данной цели в работе были решены следующие основные задачи:

- исследовать исторические предпосылки создания костюмных комплексов бутурлиновцев;

- выявить основные прототипы традиционного бытового костюма исследуемого периода;

- показать традиционный бытовой костюм крестьян слободы Бутурлиновка;

- проанализировать основные виды мужских и женских комплексов бытового костюма;

Объектом настоящего исследования является система формирования традиционного бытового комплекса костюма бутурлиновских черкасс.

  Хронологические рамки исследования охватывают период XVIII - XIX веков.


















ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ ЖИТЕЛЕЙ Г.БУТУРЛИНОВКА XVIII – НАЧАЛА XIX ВВ..



Народный костюм является одним из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства, обладает богатством форм выражения, широтой и глубиной культурных и художественных связей. Костюм представляет собой целостный художественный ансамбль гармонично согласованных предметов одежды, украшений и дополнений, обуви, головного убора, прически. В искусстве традиционного костюма органично соединяются различные виды декоративного творчества и используются разнообразные материал.

Как отмечает Высоцкий В. В.: “ В дореволюционный период в Воронежской губернии значительный процент представляли потомки украинских переселенцев” (1, стр.224). Они составляли примерно треть от общего числа жителей. К концу XIX века переселенцы- малороссы сохранили традиционный уклад жизни, национальный костюм и украинский язык. “…Большая часть потомков украинских переселенцев Воронежской губернии сохраняли практически нетронутыми традиции домостроения и усадебной застройки, основные элементы народной одежды, систему питания, традиции и обычаи, фольклор, характерные для украинской этнической культуры” (1,стр.225). При этом, для украинского населения. Было характерно занятие промыслами и торговлей. В крупных торгово-промышленных слободах, к которым относится и Бутурлиновка, уже к середине XIX века наблюдается разрушение замкнутости быта, “нивелирование многих культурно- бытовых особенностей и появление общих черт культуры русского и украинского населения ”(5, стр.47) Так Жители Бутурлиновки отказались от ношения традиционного бытового костюма уже во второй половине XIX века. Хотя в селах района он сохранялся в быту вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Борис Познанский в своем очерке “Воронежские хохлы” описывает быт и нравы малоросских переселенцев Воронежской губернии. В очерке есть такие строки: “ Наскоро переодевшись, я поспешил к берегу и тут сразу попал в кучку малороссиян,— по воронежскому хохлов. Какими-же родными показались они мне тогда!... Подстриженные в кружок чубы, очипки, жу­паны, лица родственные, крестятся без отмахивания головою нависающих на глаза волос... Ну, как есть свои, родные украинцы.” (4, стр.614) Одежда, прическа, орнамент и украшения выдают представителя того или иного народа, говорят об историческом прошлом этноса.

Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими - русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и шерстяные или суконные штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой. Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются - со стоячим, отложным воротником или без воротника. Вариант рубахи в этом случае собирают в сборку, ее обшивают тесьмой или узкой полоской материи, таким образом получается низкий стоячий воротник, который украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Известен украинцам и широкий отложной воротник. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесемок. Украинские мужчины носят рубаху, заправляя подол ее в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белоруссов, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. В покрое рубахи у всех восточнославянских народов были известны вставки под мышками из трех- четырехугольных кусков ткани. На плечах украинские рубахи имели нашивки, напоминающие погоны или вышитые вставки - “уставки”.(Рис.1)

Штаны (штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (очкур, гачник), - его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинками (холоша, ногавиця) вшивалась матня. Она изготовлялась из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом, таким образом образовывалось подобие мешка.(Рис.1)

Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах ее ношения, цветовом декоре, украшениях. Классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья, именно ее варианты встречаются в Воронежской области и в Бутурлиновке.

Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI-XVIII вв. Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. Автор этнографических описаний останавливается на их характеристике: "Верхним платьем как для мужчин, так и для женщин служили узкие, совершенно прямые, уродливо обтягивавшие тело, кожухи и свиты, с очень узкими стоячими воротниками, не закрывавшими даже шеи. Свита делалась из самого толстого, самодельного сукна: у женщин - всегда белого, у мужчин - серого, черного цвета, а кожухи - из недубленых овчин. Кожухи и свиты, смотря по надобности, делались разной длины, и самые длинные из них были несколько ниже колен. К дорожным свитам, надевавшимся на кожухи, назади пришивались мешки, служившие во время холода или непогоды вместо башлыков". (3, стр. 97)

Основу украинского женского костюма составляет рубашка - кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит их двух частей - нижняя часть (пiдтичка) шьется из более грубой материи. Рубахи украинцев кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (додiльнi) - именно они считаются у женщин нарядными и праздничными. В зависимости от кроя украинские рубахи подразделяются на три типа: туникообразные, поликовые (з уставками), на кокеткеРубахи шились с воротниками и без них. Последний тип рубахи - наиболее древний - ворот такой рубахи обычно собирался в мелкие сборки .Отличительная особенность украинской женской рубахи - обычай украшения подола, каймы (подподольницы) рубашки вышивкой, т.к. он был виден из-под верхней одежды. Так же украшались и рукава рубахи, особенно в местах соединения рукава с плечом, где полик (уставка) представлял собой чаще вышитый кусок материи четырехугольной формы. Широкие рукава рубашки заканчивались манжетом (чохла) у запястья. По издавна заведенному обычаю восточнославянские девушки до пятнадцатилетнего возраста и даже до самой свадьбы носили только подпоясанную рубашку; надевание поясной одежды (поневы) связывалось с замужеством и переходом в разряд женщин. 

Понева - общеславянский элемент традиционной одежды, прикрывающая тело женщины сзади и закрепляющаяся на талии. У украинцев существовало три разновидности этого типа одежды: повседневные без рисунка запаска, дерга и праздничных наряд в крупную клетку - плахта. Дерга состояла из трех сшитых длинными сторонами полотнищ, образующих собою полосу ткани в 3 м шириной и 60-70 см длиной, охватывающую корпус женщины сзади и подвязанную поясом. Поскольку дерга - повседневная одежда, ее шили из черной или неокрашенной ткани, ничем не украшая.

Украинская запаска отличалась от дерги тем, что к ее верхним углам часто пришивались тесемки, которые завязывались на талии. Обычно носили две запаски, часто - разного цвета: одна (позадниця, задниця) прикрывала туловище сзади, другая (попередниця) - уже первой, надевалась спереди - ее чаще заменяли передником. Запаску изготовляли из качественной и тонкой шерстяной и однотонной ткани синего, зеленого, красного цвета. Плахта как праздничная одежда изготовлялась из ткани клетчатого орнамента; ее вручную вышивали шерстяными или шелковыми нитками. В ранний период известны плахты, шитые из шелковой материи или из золотой и серебряной парчи.

Дальнейший эволюцией поневы считается юбка (спiдниця). В Полесье были широко распространены шерстяные юбки - андараки, чаще полосатого орнамента.

Ярким дополнением к женскому костюму были нагрудные украшения из драгоценных камней, стекла, бусы или подвески с монетами - "монисто", "дукачи".

Этнические контакты с инонациональным населением не могли не сказаться на традиционной одежде украинцев. Взаимодействие с рядом живущими русскими, немцами, со степными народами нашло отражение в заимствованиях друг у друга культурных явлений и выработке общих свойств. Это подтверждается описанием одежды украинцев белгородчины: "Верхняя одежда малороссиян мужчин состоит в плисовом и суконном казакине или нанковом халате, шароварах и сапогах, на голове носят картуз или поярковую шляпу. Будничная или вседневная одежда, осенью - суконная свитка (чапан), зимою кожух (овчинный тулуп), нагольный или крытый сукном, смотря по состоянию. Женщины имеют некоторую верхнюю одежду такую же, как и мужчины: халат, тулуп и сапоги. Но собственно женская одежда: немецкое платье, сарафан и юпка с кофтою. Голову покрывают платками, немногие носят очипки (волосники), обвязанные платками. Многие из мужчин бреют бороды, оставляя усы и все вообще стригутся по-казацки". (5,стр. 50)

Верхняя одежда украинцев разнообразна как по покрою, так и по названиям. Выделяется 4 типа верхней одежды:

1. С прямой спиной - вид плаща, рубахи или халата. Среди них особый тип широкого халата с рукавами и капюшоном украинцам известен под названием опонча. Роль плаща играла чуга, чугай, чуганя, который был распространен у западных украинцев. Чугу лишь набрасывали на плечи, не надевая в рукава, поэтому рукава иногда зашивали внизу и пользовались ими как карманами или сумкой.

Форму плаща имела манта или гугля украинских гуцулов, похожая на большой мешок, открытый с одной из длинных сторон. Роль капюшона выполняло дно мешка, закреплявшееся на плечах специальными шнурками. В начале XX в. манта служила исключительно обрядовой одеждой невесты во время венчания. Фасон рубашки имела рабочая верхняя одежда для обоих полов, изготовляемая из холста - шушпан. На Дону шушпан носили с поясом. Халатообразная одежда украинцев - кобеняк, кирея, сiряк, свита з кобеняком, стовбовата свита надевалась поверх шубы, шилась из сукна преимущественно серого цвета. Пришитый к нему капюшон вiдлога, кобка, каптур, бородиця, шанька, богородиця имел форму мешка с закругленным дном и отверстиями для глаз. То же назначение и такой же фасон у восточноукраинского халата без капюшона, но с широким суконным воротником.

2. Широко распространенным покроем верхней одежды у украинцев был клинообразный: клинья (уси) вшивались сзади по бокам ниже талии, острый конец клина доходил до пояса, а основание оказывалось на уровне подола. По этому образцу шились свита, сiрак, куцинка, гуня.

3. Верхняя одежда, отрезная по талии; нижняя часть при этом собиралась в крупные складки (ряси) или в мелкую сборку, пришивалась к верхней части. Так шилась юпка, свита, кожушина (шуба), кiрсетка - женский жакет без рукавов.

4. В последнем типе покроя сборки делались не только на спине, но и спереди, т.е. кругом по талии. Такой одеждой являлась чемера, чемерка, чамарка.

Обязательной частью любой одежды у украинцев был пояс. В мифологическом сознании восточных славян он играл роль оберега, защиты человеческого тела. Нарядные пояса были длиной до 3-4 метров, ими обматывали талию в несколько раз, а концы, завершавшиеся кистями, свешивались до колен или ниже. Прежде у украинцев были в моде шелковые персидские пояса, невесту подпоясывали вышитым полотенцем - рушником; донские казачки подпоясывали кубелек (род сарафана) поясом из кованого серебра.

Мужские головные уборы украинцев весьма разнообразны по форме, материалу и названиям. По форме - это конусы, цилиндры и полукруглые шапки. Изготовлялись головные уборы из меха (овчины), шерсти, сукна.

В числе последних - высокая барашковая шапка (кучма), зимняя шапка с удлиненными наушниками (треух, малахай), шляпа из войлока и соломы (бриль). В конце XIX в. украинцы стали носить на голове широко распространенные среди других этнических групп картуз и кепки.

Женские головные уборы разнообразны по конструкции, но их объединяет одно отличие от девичьих - они должны полностью укрывать голову, не оставляя открытыми волосы. Это также находит объяснение в мифологическом сознании славян; традиция закрывать голову женщины сохранилась и в XX веке. Появиться в обществе, и особенно в церкви, считалось большим позором для славянской женщины. Одним из самых распространенных головных уборов замужних женщин был и остается четырехугольный платок. Генетически он восходит к головному покрывалу (намiтка, перемiтка, серпанок) - длинному полотенцу, который завязывали сзади, опуская концы вдоль спины. Подобный головной убор сохранился в качестве национального в западных районах Украины.

Головной убор кибалка, хомевка, хомля в своей простейшей форме имеет вид обруча или дуги, обращенной назад. На него украинки накручивали свои волосы. Кибалка служила в качестве каркаса для верхнего головного убора.

Упрощенный вариант головного убора украинских женщин - мягкая легкая шапочка (очипок, чепец, чепчик), которая завязывалась шнурком, продернутым сквозь подшивку. Шили чепец из куска тонкой ткани разных цветов, с поперечным подрезом на лбу. Подрез делали так, что надо лбом образовывались мелкие сборки, ткань на лбу оставалась гладкой. На затылке закладывали рубец, через который продергивали шнурок. Нарядные чепцы шили из золотой или серебряной парчи. Восточноукраинский седловидный чепец с двумя стоячими гребнями поперек головы испытал влияние южнорусского кокошника с двумя гребнями.

Мировой известностью пользовались украинские венки из искусственных и живых цветов с лентами как девичий головной убор. (Рис.3.) Наряду с ними были известны и другие: металлическая проволока с подвесками, лента, платок, кусок серебряной или золотой парчи, картонный круг и т.д. Все они - круглой или полукруглой формы. Девичьи головные уборы не закрывали голову и косу - последняя являлась основной прической украинской девушки. Черкасские жены носят на голове небольшие шапочки из пестрой материи, и повязывают сверх оных повязку, у которой назади от узла висят вышитые лопости. Девки плетут свои волосы не так, как российские в одну, но в две косы, обвивают около головы и повязывают пестрою повязкою, которая вынизана бисером. На голову женщины надевали сперва "очипок" (повойник), стягивавшийся на затылок, затем обвивали голову хлопчатобумажным платком, завязывая концы его на лбу, а девицы - под подбородком и очипка не носили, по праздникам же вместо платка на голову надевали убор из разноцветных лент и ими же убирали всю косу

Обувь украинцев - как мужская, так и женская, изготовлялась из кожи, которую изначально не шили, а закладывали складками, морщили, привязывая к ногам длинной веревкой. Отсюда и название - морщуни, морщенцi, постоли, ходаки.

Кожаная обувь с высокими голенищами (чоботи) шилась без каблуков. Иногда каблук заменяла небольшая железная подковка на пятке.

Еще в середине XIX в. преобладал особый вид сапог, так называемые выворотные, подметка пришивалась к сапогу изнутри (пiд завидь), после чего весь сапог смачивали водой и выворачивали.

В ранний период украинцам были известны и лапти, отличавшиеся от русских и белорусских прямоугольным плетением, низкими боками и очень слабо оформленный носком. Носок и бока такого лаптя состояли их петель, сквозь которые продергивалась веревка, связывающая лапоть и закрепляющая его на ноге

Обрядовая символика костюма - признак, который отражает широкий спектр духовных традиций народа, его мировоззрения и обрядовых норм. Большей частью обрядовыми символами являлись отдельные компоненты костюма: платок или полотенце при сватовстве, крестильные пеленки (крыжмо) при родах, белый (или черный) платок при похоронах. Они должны были защитить человека от злых сил, принести благополучие, здоровье, любовь. Особой магической силой, как считалось, обладали вещи, изготовленные специально к тому или иному обряду собственными руками. Так, девушка непременно должна была сшить своему жениху рубашку. Символическое значение имели и обязательные подарки - сапоги, которые зять дарил теще; намитка - подарок свекрови от невестки. Обрядовая функция одежды проявлялась и в специфических способах ее использования. Так, при исполнении большинства ритуальных действий носили одежду навыворот, тогда как в повседневной жизни это считалось плохой приметой. Участники некоторых обрядов нередко переодевались в костюмы противоположного пола, а также независимо от времени года носили меховую одежду. Роль обрядового символа часто исполняла цветовая гамма одежды. В свадебном костюме издавна доминировал красный цвет. Однако иногда семантика цвета существенно изменялась. В похоронной одежде черный цвет стал символом печали на рубеже XIX - XX вв., вытеснив белый, а кое-где синий. Стабильность способов обеспечения обрядовых функций одежды способствовала превращению некоторых из них в этнические символы.

Традиционное народное искусство украинцев являлось составной частью их жизни - оно сопровождало человека от рождения до смерти. Любой предмет материальной культуры украинцы тщательно украшали, проявляя свою фантазию и мастерство; секреты мастеров передавались по наследству, тем самым вырабатывалась традиция, характерная для различных групп этноса. Предметом народного искусства следует считать украинскую вышивку.(Рис.5) Она широко использовалась в народном костюме и в быту. Вышивка украинского костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными. Орнаментальные мотивы были геометрическими (ромбы, розетки, звезды), растительными. Способов вышивания и их разновидностей имелось много. Древнейшими видами народной вышивки были заволiкання, занизування и настилування. Вариантом последней техники является широко распространенная на Украине вышивка гладью. Известная техника вирiзування обычно применялась с другими видами вышивки. Кроме эстетического значения, вышивка на одежде нередко маркировала возраст людей, их семейное и социальное положение. В украинском художественном ткачестве получила широкое развитие растительная орнаментика, излюбленным мотивом при этом стал ветвистый цветок или дерево.

К сожалению, в настоящее время все традиционные этнические элементы населением не воспроизводятся. В большинстве своем горожане также не владеют национальным языком. Народные песенные и танцевальные коллективы города не используют традиционную одежду. Их костюмы- это современная стилизация под русский народный костюм, который никогда не использовался местным населением. Это связано с тем, что Воронежская область в период XIX — начала XX веков  стала территорией взаимодействия различных этнических культур. Начались процессы ассимиляции русского и украинского населения. Также причиной стало развитие промышленности и торговли, увеличение количества людей с высшим и средним образованием. В конце XIX - начале XX вв. бывшие украинцы слободы Бутурлиновка перешли на городской костюм , и многие черты национальной традиционной одежды были утрачены.(Рис.5)
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бытовой костюм взрослого населения слободы Бутурлиновка сохранился в описаниях, музейных экспонатах, частных коллекциях. Комплекс традиционного бытового костюма  имеет территориальные и этносоциальные пределы развития, являясь частью культурного пространства и выразительным элементом предметной среды, благодаря обычаям, устойчивости жизненного уклада, общепринятым нормам социального поведения. Традиционные формы костюма отражают в опосредованном виде этнические особенности, определяют стилистику образов и нравственно-религиозные взгляды носителя одежды.

В ходе исследования выявлено, что феномен образования костюмного комплекса Бутурлиновки тесно связан с историей края, с освоением и заселением земель Воронежской губернии переселенцами из Малороссии. Украинцы берегли свою духовную и материальную культуру на протяжении ста лет, с середины XVIII до конца XIX века. Влияние великорусской культуры практически отсутствовало. Но в конце XIX века ситуация резко меняется. Установлено, что проникновение в традиционную одежду тканей и дополнений к костюму фабричного производства, городской моды, развитие светского образования стало причиной, изменившей облик носителя. Адаптация к новым историческим событиям XX века произошла быстро. Люди не просто забыли как делать одежду, как называются предметы костюма, но и как он выглядел.

Поэтому задачей нового молодого поколения является изучение и сохранение памяти о социо-культурных истоках этносов, живущих на территории современной России. Подобные исторические исследования вызывают интерес ко всем народам, живущим в России, а также стремление ко взаимообогащению культ

























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Высоцкий В.В. Историческое и этнографическое развитие украинского населения Воронежской губернии и его влияние на процессы ассимиляции в данной этнической среде в период с 1861 по1925 годы // Вестник ТГУ, выпуск 10(90) ,2010.

2. Калашников М.Н. Одежда украинцев 16-17 веков. Древняя одежда народов Восточной Европы. М.,1986.

3. Никонов Ф. Быт и хозяйство малороссов в Воронежской Губернии//Памятная книжка Воронежской губернии на 1970-1971 гг. Воронеж, 1971.С.254-260.

4. Познанский Б.С. Воронежские хохлы // Киевская старина, 1885. - Т. 11. - №4. -С. 613-648; 

5. Чижикова Л.Н. Русско-украинское пограничье. М., 1988. С. 46-51

6. История традиционного бытового костюма кубанских казаков XIX - начала XX веков. Тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.02, кандидат исторических наук Ярошенко, Ирина Викторовна.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/istoriya-traditsionnogo-bytovogo-kostyuma-kubanskikh-kazakov-xix-nachala-xx-vekov#ixzz4v4SUC5Cy

7. Население и хозяйство Воронежской губернии. Статистический сводный сборник. Воронеж, 1927. С.6-7.

8.Украинская народная вышивка (Информационный проект "Украина" портала AtlasUA.net)

Источник: http://refleader.ru/jgeujgotrrna.html



ПРИЛОЖЕНИЯ










Рис.1
Мужской костюм. 
Рубашка из домотканого полотна с «присбиранием» у ворота. Пазуха, воротник, низ рукавов и рукава у проймы вышиты красно-черными нитями крестиком. Орнамент растительный. Брюки широкие, «приднепровские», из «сурового» полотна. Брюки подпоясаны широким красно-зеленым поясом, связанным «о двух концах». Черно-рыжеватый плащ – «свитка» из домотканого сукна. Стоячий воротник, полы и манжеты - «закавраши» обшиты кожей. Высокая шапка из серого каракуля. Черно-рыжие кожаные сапоги с невысокими голенищами.

Женский костюм. 
Рубашка из домотканого полотна с узеньким стоячим воротником. Красно-черная и черно-синяя вышивка на груди и рукавах выполнена крестиком. Для мережки по подолу использована серая льняная нить. Зеленая с красными «перчиками» байковая куртка – «юпка» пошита с большим отложным воротником. Запаски, красная передняя и синяя задняя, из домотканой шерстяной ткани с разноцветным геометрическим орнаментом по подолу. Пояс с кистями завязан на левом боку. Вышитый хлопчатобумажный платок затягивался на затылке красной лентой. Украшения: красное ожерелье, ожерель
Рис.2
Девичий костюм. 
Рубашка из домотканого полотна с полочками, вышитая цветами красно-черного цвета. Керсетка длинная, «в складку», с высокой талией, украшенная тесьмой и плисом. Длинная юбка из полушерстяной фабричной ткани с нашитыми по подолу лентами из плиса. Венок высокий, так называемый «чубатый», с привязанными к нему цветными лентами. Ожерелье красное, с дукатами. Черные кожаные ботинки на высоких каблуках.

Женский костюм. 
Рубашка из домотканого полотна. Рукава и полочки вышиты льняными нитками серого или белого цветов. На месте соединения рукавов с уставками рукав собирался в сборочку -«пухлик». Корсетка 
сшита из ситца в цветочек. Полы безрукавки обшиты плисом, по линии талии нашиты красные пуговицы. Плахта с запахом - «с крыльями», шерстяная, с мелким рисунком в квадратах. Цвет квадратов преимущественно зеленовато-синий и красный. Полотняный фартук украшен мережкой.
Головной убор - «намитка» из тонкой белой ткани повязан на мягкий чепец. Орнаментированные сафьяновые сапоги желто-коричневого цвета из янтаря, серьги.



Рис.3. На девушке-венок из цветов, монисто и дукач.



ПРИЛОЖЕНИЯРис.5. Портрет жителей слободы Бутурлиновка. Иван и Елена Плахотя. 1894год. Костюм городской европейский.



Рис.4. Традиционная вышивка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!