Вопрос об использовании элементов истории в преподавании математики не новый. Ещё в конце XIX века он обсуждался на съездах преподавателей математики. Ему были посвящены специальные работы отечественных и зарубежных учёных и методистов.
Проблемами, связанными с историей математики, занимались И.Г.Башмаков, Б.В. Гнеденко, И.Я.Депман, В.Е. Прудников, К.А. Рыбников, А.П. Юшкевич и многие другие.
Особо следует отметить интересные работы Г.И.Глейзера, посвящённые использованию элементов историзма в процессе преподавания математики. Его книги под названием «История математики в школе» адресованы учителям, работающим с детьми разного возраста. В них содержатся материалы по истории важнейших математических понятий и теорий, отмечен вклад великих учёных прошлого в развитие математики, приводится обширный материал исторического характера для использования его во внеклассной работе по предмету. В наше время юноша или девушка, оканчивающие среднюю школу, должны иметь представление о месте и роли математики в современной передовой культуре.
Из анализа школьных учебников по математике и учебно-методической литературы следует, что современные учащиеся имеют некоторые возможности знакомиться с историей возникновения основных математических понятий, с жизнью и деятельностью великих учёных – математиков.
Однако выпускники школ с трудом осознают, что математика как наука является постоянно развивающейся сферой человеческой деятельности, что она тесно связана с практикой и с другими науками.
В связи с этим очень важно организовать учебный процесс так, чтобы учащиеся, приобретая знания, имели возможность становиться свидетелями и соучастниками зарождения и развития многих математических понятий и идей, видеть разнообразные связи математики и взглянуть на эту науку как на феномен общечеловеческой культуры.
Для этого необходимо проводить продуманное планомерное использование учителем фактов из истории науки и их тесное сплетение с систематическим изложением программного материала.
Ознакомление учащихся с историей математики следует проводить как на уроках, так и на внеклассных занятиях. Залог успеха состоит в умелом использовании элементов истории математики таким образом, чтобы они органически сливались с излагаемым фактическим материалом. Если начать такую работу с 6 класса и проводить её систематически, то со временем исторический элемент станет для самих учащихся необходимой частью урока.
Трудным кажется на первый взгляд решение вопроса о том, как выкроить необходимое время. Однако вопрос о времени почти полностью подчинён – связи изучаемой в школе математики с её историей. Какова бы ни была форма сообщения сведений из истории предмета, нельзя считать потерянным использованное время на уроке, если только учитель сумеет исторический факт преподнести в тесной связи с излагаемым на уроке теоретическим материалом. В результате такой связи у школьников повысится познавательный интерес к математике.