Министерство образования Пензенской области
ХI областная научно-практическая конференция школьников «Старт в науку"
Секция "Математика"
Метод замены функций
Работу выполнила:
Агапова Елена, ученица 11 б класса
МОУ СОШ п.г.т.Шемышейка
Руководитель:
Артюшонкова И.Н., учитель математики
МОУ СОШ п.г.т.Шемышейка
МОУ СОШ п.г.т.Шемышейка
Введение.
В настоящий момент имеются существенные различия между требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые предусмотрены образовательными стандартами, и тем уровнем математического развития, который ожидает общество от современного культурного человека, желающего в будущем стать инженером, техником, педагогом, врачом, квалифицированным рабочим и т.д. Я считаю, что математическое развитие является важнейшим фактором, обеспечивающим готовность человека к деятельности в самых различных областях.
Владение методами решения уравнений и неравенств можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического образования, поэтому актуальным является изучение и разработка общих методов решения уравнений и неравенств. Моя работа посвящена решению одного типа трансцендентных неравенств - логарифмических неравенств, содержащих переменную в основании логарифма.
Решение подобных неравенств общепринятыми способами – процесс трудоемкий. Можно выделить следующие проблемы.
При решении неравенств, содержащих переменную в основании логарифма, приходится составлять и решать совокупность систем, а это процесс трудоемкий.
При решении неравенств методом интервалов возникают трудности при определении знака в промежутках знакопостоянства.
Естественно возникает следующий вопрос: «Существуют ли какие-то другие идеи и подходы в решении трансцендентных неравенств?». В книге «Математика: Пособие для поступающих в вузы.» (автор Моденов В.П.) изложена без доказательства теория решения трансцендентных неравенств путем сведения их к более простым, в частности алгебраическим, рациональным, которые уже довольно легко решаются методом интервалов. Для логарифмических неравенств сформулировано такое утверждение: «При всех допустимых значениях справедлива следующая теорема. Неравенства и равносильны». Здесь символ означает любой из знаков: . Выражение в левой части первого неравенства содержит трансцендентные функции неизвестного и, возможно числовые параметры, а во втором неравенстве они заменены более простыми, алгебраическими, рациональными. Отсюда название метода – метод замены функций. Второе неравенство действительно легко решается методом интервалов.
Необходимость изучения и разработки методов решения трансцендентных неравенств продиктована рядом объективных причин. Изучению этой темы в программе средней школы отводится минимум часов, что не соответствует объему необходимого для усвоения материала, трансцендентные неравенства изучаются только в ознакомительном порядке. Однако вступительные контрольные работы во многие высшие учебные заведения часто содержат задания, требующие умения решать трансцендентные неравенства. Также присутствуют эти неравенства и в заданиях ЕГЭ.
Тема исследования: «Метод замены функций при решении логарифмических неравенств, содержащих переменную в основании логарифма».
Гипотеза исследования: применение нестандартного метода решения трансцендентных неравенств – метода замены функций - эффективнее применения традиционных методов.
Цель исследования: изучить степень эффективности теории на практическом материале в сравнении со стандартными способами решения неравенств.
Задачи исследования:
Изучить учебную, научно-популярную литературу.
Доказать теорему о применении метода замены функций для решения логарифмических неравенств.
Научиться решать логарифмические неравенства методом замены функций.
Провести сравнительный анализ решения трансцендентных неравенств традиционным методом и методом замены функций.
Предлагаемая исследовательская работа представляет ценность в плане математического образования. В работе рассмотрен нетрадиционный метод решения логарифмических неравенств, содержащих переменную в основании логарифма. Практическая значимость исследования состоит в предлагаемых рекомендациях по решению трансцендентных неравенств. Работу можно рассматривать как методическую разработку по решению логарифмических неравенств, содержащих переменную в основании логарифма, она может быть использована не только учениками, но и преподавателями математики.
Теорема.
Для чисел таких, что верны следующие утверждения:
неравенства и равносильны;
неравенства и равносильны;
неравенства и равносильны;
неравенства и равносильны.
Доказательство:
Докажем теорему для неравенства или .
Если (или ), то в силу возрастания логарифмической функции (или ). Тогда .
Если (или ), то в силу убывания логарифмической функции (или ). Тогда .
Аналогично доказательство для неравенства .
Данное утверждение справедливо и для нестрого неравенства. Действительно, если , то , тогда .
Теорема доказана.
Следствие 1.
При неравенства и равносильны.
Доказательство:
Запишем данное неравенство в виде , далее . Тогда по теореме полученное неравенство равносильно неравенству .
Следствие 2.
При неравенства и равносильны.
Доказательство:
Поскольку при всех допустимых значениях знаки и , а также знаки и совпадают, то знак произведения совпадает со знаком произведения . Следовательно, данные неравенства равносильны.
Следствие 3.
При еравенства и
равносильны.
Доказательство:
Неравенство равносильно неравенству
. Что и требовалось доказать.
Рассмотрим теперь примеры решения неравенств методом замены функций.
Каждое неравенство решено двумя способами - традиционным и с использованием метода замены функций.
Пример 1. Решите неравенство:
Решение:
I способ. Рассмотрим два случая:
Решение системы [ Решение системы
Ответ:
II способ – метод замены функций.
Применим теорему: неравенство равносильно неравенству
С учетом ОДЗ получим систему неравенств:
Последнюю систему решим методом интервалов.
Ответ:
Пример 2. Решите неравенство:
Решение:
I способ. Представим неравенство в виде и рассмотрим два случая:
Решение системы Эта система решений не имеет.
Ответ:
II способ – метод замены функций.
По следствию 1 данное неравенство равносильно неравенству Получим систему неравенств:
Последнюю систему решим методом интервалов.
Ответ:
Пример 3. Решите неравенство:
Решение:
I способ. Рассмотрим два случая:
1) 2)
Как и в предыдущих примерах для второго неравенства необходимо рассмотреть два случая:
1)
или
Система решений не имеет. Система решений не имеет.
2)
или
Решение системы Cистема решений не имеет.
Ответ:
II способ – метод замены функций.
Применим следствие 2 для множителя :
Получим систему неравенств:
Последнюю систему решим методом интервалов.
Ответ:
Пример 4. Решите неравенство:
Решение:
I способ. Рассмотрим два случая:
Эта система решений не имеет. Решение системы
Ответ:
II способ – метод замены функций.
ОДЗ: ,
Применим следствие 2:
Получим систему неравенств:
Систему решим методом интервалов.
Ответ:
Пример 5. Решите неравенство:
Решение:
I способ. Перейдем к новому основанию, не содержащему переменную, например, к основанию 10.
Дальнейшее решение состоит в переборе знаков множителей.
1)
2) Эта система решений не имеет.
Ответ:
II способ – метод замены функций.
По следствию 3 данное неравенство равносильно неравенству
Получим систему неравенств:
Последнюю систему решим методом интервалов.
Ответ:
Приведенные примеры убедительно демонстрируют преимущества решения неравенств подобного типа с помощью метода замены функций. Умение пользоваться этим методом поможет выпускникам, поскольку подобные задачи - «частые гости» на экзаменах.
Пример 6. (Задание С5 ЕГЭ-2006). Найдите все значения а, при каждом из которых оба числа и являются решениями неравенства .
Решение этого задания необходимо начать с решения логарифмического неравенства. ОДЗ:
Теперь решим само неравенство:
Последнее неравенство решим методом интервалов и с учетом ОДЗ получим ответ: . Далее можно перейти к ответу на основной вопрос задачи.
Пример 7. Решите неравенство:
Решение:
ОДЗ
Ответ:
Пример 8. Решите неравенство:
Решение:
Ответ:
Пример 9. Решите неравенство:
Решение:
Ответ:
Пример 10. Решите неравенство:
Решение:
Ответ:
Пример 11. Решите неравенство:
Решение:
Ответ:
Пример 12. Решите неравенство:
Решение:
Ответ:
К трансцендентным относят также показательно-степенные неравенства, иррациональные неравенства, неравенства с модулем. Например,
Для решения таких неравенств также можно применить метод замены функций.
При всех допустимых значениях справедливы следующие теоремы.
Неравенства и равносильны.
Неравенства и равносильны, .
Неравенства и равносильны.
Для каждого типа неравенств можно провести работу, аналогичную данной. В этом я вижу продолжение моего исследования.
Заключение.
Мы исследовали степень эффективности применения нестандартного метода решения трансцендентных неравенств – метода замены функций - при решении логарифмических неравенств в сравнении со стандартными способами решения неравенств. На практическом материале гипотеза исследования была подтверждена: применение метода замены функций при решении трансцендентных логарифмических неравенств эффективнее применения традиционных методов. Данная работа может быть использована учителями математики на уроках, спецкурсах, элективных курсах, в работе математического кружка.
Литература:
Денищева Л.О. и др. Единый государственный экзамен 2009. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009.
Егоров А., Раббот Ж. Монотонные функции в конкурсных задачах/ Математика, 2003, №17.
Моденов В.П. Математика: Пособие для поступающих в вузы. - М.: Новая волна, 2002.
Самсонов П.И. О решении логарифмических и показательных неравенств/ Математика в школе, 2002, №8.
Сборник конкурсных задач по математике для поступающих во втузы. Учебное пособие./ Под ред. М.И.Сканави.- М.: Высшая школа, 1978.
Шестаков С. Замени функцию/ Математика, 2002, №8.
5