Текст выступления
Здравствуйте! Меня зовут Дорофеев Евсей. Я учусь в Побединской школе Целинного района.
В 1950 году состоялось Второе Всесоюзное совещание молодых писателей, на котором присутствовал наш земляк. На этом совещании он поставил вопрос о создании на Алтае своей писательской организации, на что Алексей Сурков выкрикнул из зала: «Будет вам организация!» Этим земляком был наш алтайский поэт, прославивший наш край и Кулундинскую землю, Иван Ефимович Фролов. Через 3 года наш край будет отмечать 100-летие со дня рождения Фролова, поэтому необходимо обратить внимание на его творчество. Этим обусловлена актуальность моей темы, а тема звучит так : «Поэтика поля в лирике И. Е. Фролова».
Лирика поэта малоизучена и практически не исследована. Новизна исследования состоит в том, что впервые предпринимается попытка подробного рассмотрения концепта и мотива поля в лирике алтайского поэта.
Цель: изучить лирику И.Е. Фролова и рассмотреть звучание мотива поля в его стихотворениях и поэмах.
Задачи:
Выявить основные черты идиостиля поэта;
Установить лексико-семантическую группу слова «поле»;
Определить средства выразительности, используемые автором в поэтизации образа поля.
Объект исследования: лирика алтайского поэта И.Е Фролова.
Предмет исследования: семантика поля.
Методы исследования: теоретический – изучение литературных источников,
практический- анализ стихотворения.
Гипотеза: в творчестве И. Фролова мотив поля является основным мотивом.
». В ходе изучения критической литературы мы столкнулись с двумя полярными мнениями Г. Кинелева и М. Исаковского. У Г. Кинелева « досаду вызывало однообразие средств художественной выразительности…в стихотворении «В добрый час» эпитет «родной» отнесен и к стране, и реке, и к дому…Не всегда поэт глубоко раскрывает внутреннюю сущность изображаемых явлений жизни, иногда сбивается на внешнюю описательность» . А вот М. Исаковский считал иначе: «Фролов пишет по-настоящему поэтически, пишет с волнением в сердце, иногда с этаким хорошим юморком, который придает стихам особую прелесть». Мы разделяем точку зрения М. Исаковского и в ходе исследования хотим не только ее подтвердить, но и дополнить. А вот с критиком Г. Кинелевым мы готовы поспорить и постараемся опровергнуть его точку зрения.
Нами было рассмотрено 3 сборника стихотворений: «Хлеб идет», «Моя Кулунда» и «Стихи и поэмы» и проанализировано 30 стихотворений.
Мы рассмотрели лексико-семантическую группу слова «поле» и выстроили смысловую градацию данной группы: целина, зерно, борозда, залежи, поле, пашня, посевы злаковых (среди которых пшеница, рожь, ячмень), колос, нива, жниво, стерня.
В ходе исследования выяснилось, что в некоторых стихотворениях более поздней лирики просматривается философское осмысление жизни. Образ зерна является символом зарождения жизни. Ему предначертано материнское начало: А в землю вложенное снова, В утробном и живом тепле, Оно – зародышем живое – Начало жизни на земле («Зерно»). Анализируя стихотворение «Гранитное слово», можно проследить эволюцию рождения жизни: Встали здесь колосьев мириады В буруне новорожденных нив. Получается, что зерно – это начало, а нива – его продолжение. По логике вещей, зерно – это и готовый конечный продукт, получается, что жизнь не умирает, она имеет продолжение.
Из данного исследования можно сделать следующие выводы:
В основе лирики И. Е . Фролова лежат сюжетные стихотворения, поэтому на первый план стихотворения выступает реалистичная картина мира;
Характерной особенностью поэтического стиля в ряде стихотворений периода 1946-1947-х годов выступает лозунгово-плакатный слог. Это объясняется веянием времени;
Мотив поля пропитан фольклорными элементами: пословицами Не забывает человек, Что он и в поле воин, поговорками Ведь время – деньги, Время - хлеб, загадками Сколько дней до Первомая? – Сколько в колосе зерна, сказочными элементами Стала чудо-рожь по сторонам.
Образ поля рассматривается в цикличном времени: весной, летом, осенью и зимой и разомкнутом пространстве;
для образа поля характерна дуальность; С одной стороны, поле тихое и спокойное: ...тишь ржаных полей.., а с другой стороны, оно буйное и шумное: В буйном хлебе высятся поля.
самым значимым элементом лексико-семантической группы «поле» является «пшеница», которая встречается в 13-ти стихотворениях;
среди изобразительно-выразительных средств наиболее распространены изобразительные эпитеты: лучистое зерно, спелый хлеб, колосья наливные.
Фролов – бесспорный патриот, нежный лирик, который сумел раскрыть в прозаических вещах поэтические образы. Таким образом, мы обстоятельно постарались доказать, что немного поспешил с выводами Г. Кинелев, что его суждения о бедности эпитетов поэта Фролова безосновательны, а высказывания по поводу внешней описательности явлений несколько беспочвенны.
Проанализировав 3 сборника, мы пришли к выводу, что доминирующим и ведущим мотивом является мотив труда. Наша гипотеза подтвердилась частично. И все же мотив поля и мотив труда взаимодополняемы