СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа: Образ Святого Георгия Победоносца в государственной символике России

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит материал по исследованию истории использования образа СвятогоГеоргия Победоносца  в государственной символике России.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: Образ Святого Георгия Победоносца в государственной символике России»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Свенская средняя общеобразовательная школа№1»

Брянского района Брянской области


Номинация: Исследовательская работа



Тема работы:

Образ Святого Георгия Победоносца

в государственной символике России







Автор:

Учащаяся 8 класса


Руководитель: Короткова Наталья Васильевна,

учитель истории и обществознания МБОУ«СвенскаяСОШ№1»



Содержание



Введение……………………………………………………………………...…3

1. История возникновения герба и изображения всадника………..………..5

2. Святой Георгий Победоносец………………………….…………………..6

3. Использование образа Святого Георгий в российской символике……..7

Заключение…………………………………………………………………….10

Список использованной литературы………………………………………...11

Приложение……………………………………………………………………12





















Введение

Любая страна мира имеет государственные символы, в которых заключается глубокий смысл. Герб России, как и флаг России, и гимн, – в числе главных символов страны. За долгую историю наших земель он не раз менялся, дополнялся, становился предметом жарких споров на всех уровнях политической и общественной жизни. Российский герб один из самых сложных среди гербов других стран.

На основании Положения о государственном гербе Российской Федерации, п.1, государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона». Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества (см. приложение рис. 1).

Именно изображение всадника заинтересовало меня. Я решила узнать подробнее о появлении этого образа на гербе.

Цель работы: изучить герб Российской Федерации, выяснить историю происхождения изображения всадника, определить роль и значение данного изображения в государственной символике нашей страны.

Задачи моего исследования: узнать, чье изображение легло в основу образа всадника на гербе РФ; изучить историю возникновения данного образа на гербе РФ; исследовать вопрос об использовании изображения всадника в символике России; развить навыки поисковой, исследовательской работы, умения анализировать различные источники; передавать от поколения к поколению духовные ценности, знания и навыки, воспитывать чувство патриотизма и уважения к символам нашего государства.

Предмет исследования: история возникновения государственных символов Российской Федерации. Объект исследования: герб РФ, изображение всадника на гербе РФ.

В данной работе использовались методы выявления и описания исторических источников; частично-поисковый метод; анализ источников и литературы.

В ходе исследования я обращалась к литературе по геральдике, фалеристике, нумизматике и иконописи (книги, каталоги, справочники, статьи, ресурсы интернета).

Практическая значимость: результаты исследования способствуют расширению знаний по истории Отечества и его символике. Выявленный материал можно использовать на уроках по истории России и обществознанию, во внеурочных мероприятиях, для написания творческих работ.

Надеюсь, что мое исследование будет интересно для увлекающихся историей символики России и будет способствовать нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.























  1. История возникновения герба и изображения всадника

В начале своего исследования я провела работу по поиску необходимых источников и литературы для изучения происхождения герба.

В результате мною было установлено, что впервые символ двуглавого орла появился в истории России в 1497 году. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Ивана III Васильевича на меновой грамоте 1497 года (см. приложение рис. 2). В 1562 году в правление Ивана IV в центре двуглавого орла появилось изображение всадника (ездца) - одного из древнейших символов княжеской власти на Руси. Ездец был помещён в щите на груди двуглавого орла, коронованного одной или двумя коронами, увенчанными крестом (см. приложение рис.3). Всадник традиционно воспринимался как изображение государя. Со времени Ивана Грозного и раньше всадник на русских монетах и печатях трактовался как «князь великий на коне, а имея копье в руце». Подобная трактовка изображения оставалась неизменной до начала XVIII века, и только в петровское время его впервые стали называть «святым Георгием». 

В годы правления Петра I в государственную геральдику России вошла новая эмблема - орденская цепь ордена святого апостола Андрея Первозванного. А Указом императрицы Екатерины 1 от 11 марта 1726 года было утверждено описание герба, в котором закреплено изображение всадника: орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле.

10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны. На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием (Павел толковал его как коренной герб России), наложенный на мальтийский крест.

В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Тогда же Святой Георгий на груди орла в соответствии с правилами западноевропейской геральдики стал смотреть влево.

В 1917 году орел перестал быть гербом России. Его символика показалась большевикам символом самодержавия. И лишь 30 ноября 1993 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ о Государственном гербе, который существует в настоящее время.

Таким образом, я узнала о том, что изображение всадника или ездца на гербе – это образ Святого Георгия.

  1. Святой Георгий Победоносец

Следующим этапом моего исследования стало изучение вопроса - кто такой Святой Георгий, почему именно его выбрали центральным образом в государственной символике нашей страны?

Обратившись к литературным источникам и ресурсам интернета, я нашла информацию о Святом Георгии.

Георгий - один из наиболее популярных христианских святых (см. приложение рис. 4). Великомученик Георгий родился в Малой Азии, был сыном богатых и знатных родителей, воспитавших его в христианской вере, имел высокий военный чин. Достигнув звания тысяченачальника, святой Георгий стал любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан. Диоклетиан повелел разыскивать христиан и заставлять их отрекаться от Христа и принимать язычество, а несогласных на это подвергать самым страшным истязаниям, пыткам и казням. Диоклетиан принуждал и Георгия отречься от веры в Христа, но тот отрекся только от военного чина, раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Он был замучен и убит врагами христианства – язычниками 23 апреля 303 г.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности, называют Победоносцем.


3. Использование образа Святого Георгий в российской символике.

Продолжая свои исследования об я обнаружила информацию о том, что использование изображения всадника на коне, которого считают Святым Георгием, было особенно распространено в России.

Образ Святого Георгия можно встретить на иконах, где он изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змея (см. приложение рис. 4).

Это изображение основано на предании – почитаемого в народе подвига – освобождение царевны от чудовищного змея. Легенда, воплотившаяся в литературное произведение, - повесть «Чудо Георгия о змие», содержит рассказ о том, что воин Георгий встретил на берегу озера плачущую девушку. Она поведала страшную историю: из озера выходит ужасный змей и требует у жителей ее родного города дань в виде прекрасных молодых женщин. Настала очередь и ее, дочери царя. Святой Георгий усмирил чудовище, осенив его крестом и молитвой. Усмиренного дракона царевна повела на поводке в город, где Георгий отрубил ему голову. А отец девушки в благодарность за спасении дочери повелел поставить в городе церковь во имя Георгия Победоносца.

В России очень любили и почитали святого великомученика Георгия. Об это свидетельствует и тот факт, что его имя дали самому почетному военному ордену России - ордену Святого Георгия.

Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия был учреждён 26 ноября 1769 г. императрицей Екатериной II (см. приложение рис. 5). Этим орденом награждались только офицеры и генералы за личные боевые заслуги и храбрость на поле боя.

Орден делился на четыре степени. «Орден Святого Георгия имел правило почти нерушимое: знаки его можно было испрашивать лишь последовательно, то есть не будучи награждённым орденом четвёртой степени, о третьей можно было и не мечтать»1.

К ордену Святого Георгия имело отношение и наградное золотое оружие, получившее название Георгиевского оружия, – это шпаги, сабли, палаши, кортики с надписью на эфесе: «За храбрость», с миниатюрным Георгиевским Крестом и темляком из Георгиевской ленты. Как орден Святого Георгия, так и Георгиевское оружие могли получить за боевые заслуги только офицеры.

В 1807 году учреждается награда для солдат – Знак отличия Военного ордена, с 1913 года получивший название Георгиевский Крест. Статусом 1913 года предусмотрена и Георгиевская медаль: «За храбрость» четырёх степеней (см. приложение рис. 6). Кроме того, существовали особые георгиевские отличия для воинских частей – георгиевские знамена и трубы.

8 августа 2000 г., через 230 лет после создания ордена, Президент Российской Федерации В.В.Путин утверждает четвёртый статус ордена Святого Георгия, а вместе с ним описание знака отличия – Георгиевский Крест (см. приложение рис. 7).

Именно в составе этого ордена появилась ленточка, которую мы знаем как Георгиевская, являющаяся одним из символов героизма и победы русского народа над немецко-фашистскими захватчиками (см. приложение рис.8).

В СССР появилась Гвардейская лента, похожая на ленту ордена Святого Георгия Победоносца. Гвардейскую ленту выдавали солдатам за особые отличия перед Отечеством. Этой же ленточкой обтягивали колодку ордена Славы.

Ленточка представлена в двух цветах – черном и оранжевом. Оранжевый цвет символизирует пламя, а черный – дым, но в некоторых источниках символика этих цветов уходит глубоко в историю России и связывается с изображением Георгия Победоносца, который побеждает змея.

Георгиевские ленты занимали почетное место среди других наград и орденов за верную и доблестную службу на благо Родины. Сегодня ношение георгиевской ленточки означает то, что человек помнит о Великой Отечественной войне и гордится своими предками.

С именем Святого Георгия связывают и изображения всадника на монетах и печатях.

Появление изображения Святого Георгия на монетах и печатях в начале XI столетия связывают с князем Ярославом Мудрым, который после крещения принял имя Юрий (по-иному - Георгий). Лик святого украшал отчеканенные в Новгороде при Ярославе Мудром монеты – сребреники. Помещал он Георгия и на печати. Юрий Долгорукий - основатель города Москвы - стал продолжателем этой традиции и нанес на свою печать образ святого. Далее святого Георгия можно встретить на печатях Мстислава Долгорукого, Александра Невского, Ивана Второго Красного. Вид, близкий к нынешнему изображению, впервые появился на монетах времен Василия II Темного.

Удельные князья в XV веке использовали образ всадника при чеканке своих монет. После реформы, проведенной великой княгиней Еленой Васильевной Глинской в 1535-1538 гг. на новгородках, чеканившихся в Новгороде и Пскове, был изображён всадник с копьём – «князь велик на коне имея копьё в руце», именовались они копейными монетами (копейками) (см. приложение рис. 9). Композиция на копейке очень напоминает изображения «Чуда Георгия о змие», только под копытами нет дракона. «Неслучайно многие исследователи… и иностранцы, посещавшие Россию в XVI-XVII вв., воспринимали русского драконоборца как святого Георгия и писали об этом»2. На современных монетах также мы можем видеть изображение всадника на коне, разящего копьем змея (см. приложение рис.10).

А в 1993 году Правительством Москвы утвержден герб города Москвы в виде щита темно-красного цвета с изображением Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах, поражающего золотым копьем черного змия (см. приложение рис. 11). 

Столь распространенное использование в символике Российского государства всадника на коне символизирует образ Святого Георгия Победоносца и подтверждает тот факт, что он считается покровителем Земли Русской.

Заключение

Мое исследование раскрывает немаловажную роль и значение использования образа Святого Георгия Победоносца в государственной символике России, способствует более глубокому пониманию роли государственных символов.

Сегодняшний герб России – это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии.

Исследование, проведенное мною, дает обширную информацию по истории возникновения и развития не только государственного символа РФ – герба, но и других символов нашего государства – монет, орденов и медалей.

Изучение истории возникновения изображения Св. Георгия Победоносца на гербе РФ позволило познакомиться с преданиями и легендами глубокой старины, выявить роль и значение Святого Георгия для православной церкви и народа, узнать об распространенном использовании данного образа на монетах, орденах, медалях, позволяет провести связь поколений.

В результате проведенной исследовательской работы, мною было прочитано и изучено большое количество литературы по геральдике, нумизматике, фалеристике. Помимо изучения литературы, мною применялись методы описания, анализа исторических источников – герба РФ, монет, наград, обобщения полученных результатов исследования.

Цель, поставленная мною в начале работы, достигнута. Моя работа раскрывает роль и значение изображения всадника в государственной символике России.

Через накопление знаний о государственной символике, о значении её важнейших элементов происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному опыту предков, отстоявших честь, свободу и независимость России; утверждается понимание уникальности и неповторимости родной страны, формируется чувство уважения и любви к Отечеству.


Список источников и использованной литературы

1. Государственная символика России. История и современность: наглядное пособие / И.В.Можейко, Н.А.Сивова, Н.А.Соболева. – М.:ЦНСО,2003. – 224 с.

2. Левандовский А.П. В мире геральдики. – М.: Вече, 2008. – 184 с.

3.Семенов В.Е. Монетное дело Российской Империи / В.Е.Семенов. –СПб.: Конрос-Информ,2010. – 184 с.

4. Сайты интернета: http://progulkipomoskve.ru/publ/statja/gerb_goroda_moskvy_istorija_sozdanija/

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6523.htm

http://sovetclub.ru/chto-oznachaet-gerb




















Приложение

Рис. 1. Герб Российской Федерации


Рис. 2. Печать Ивана III

Рис. 3. Герб Русского государства 1562 года


Рис. 4. Образ Святого Георгия Победоносца


Рис. 5. Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия

Рис. 6. Георгиевский крест и медаль «За храбрость» 4 степени


Рис. 7. Орден Святого Георгия и Георгиевский Крест I степени



Рис. 8. Георгиевская ленточка



Рис. 9. Копейка XVI в. Рис. 10. 10 копеек 2014 г.


Рис. 11. Герб г. Москвы

1 Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие / И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева. – М.: ЦНСО, 2003. – С.90

2 Государственная символика России. История и современность: наглядное пособие/ И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева. – М.: ЦНСО, 2003. – С.17-18




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!