СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему : "Мы гордимся тобой-ВЕТЕРАН!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                Будущее есть только у того государства,

                                                 молодое поколение которого                                                  выбирает патриотизм.[1]

                                                                   

  Минуло  70 лет с того дня, когда закончилась Великая Отечественная война. Драматической страницей вошла она в историю нашей страны и нашего села в частности. Но что мы, сегодняшнее молодое поколение, знаем о тех военных годах? А знаем мы только лишь то, что написано в учебниках по истории: сухие факты и только. А ведь в нашем селе жили люди, которые не понаслышке знали о войне, которые защищали наш край, нашу страну от врагов в годы Великой Отечественной войны.

Ветераны... Это слово почему-то всегда вызывало трепет в моей душе. Перед глазами сразу встает война, разруха, и смелые героические люди, оказавшиеся с ней один на один. Эти люди победили беспощадную и бесчеловечную войну. Они сражались плечом к плечу, не разбирая, кто, где родился и кто какой национальности. Они боролись за нас, за наше светлое будущее.

          Каждый человек на свете должен знать историю своей малой Родины, историю своего народа, проживающего рядом. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.

         Изучение истории родного края, истории участников Великой Отечественной войны, проживающих в селе, остается важнейшим направлением воспитания у молодежи патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать истории родного края, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к подвигам наших земляков, равняется на лучших представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших предков, дедов, братьев и сыновей. [2]

         В нашей школе работает краеведческий кружок, который занимается сбором информации по истории села Новый Хушет, его жителей для школьного музея, чтобы наши потомки знали и сохранили историю возникновения села, своих знаменитых предков. В музее собирается  материал по ветеранам Великой Отечественной войны, участникам боевых действий.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему : "Мы гордимся тобой-ВЕТЕРАН!"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №6»











Тема:

«Мы гордимся тобой - ВЕТЕРАН!»





Автор:

Ахмедова Аида Муминовна, ученик 9 «д» класса МБОУ СОШ №6

Научный руководитель:

Хизриева Раисат Юсуповна,

учитель обществознания высшей категории МБОУ СОШ №6








Махачкала – 2015 г.

Содержание







  1. Введение…………………………………………………………………………...…1

  2. Жизненный путь ветерана….……………………………………………..…3

3. Заключение……………………………………….………………………………...5

4. Список использованной литературы………….………..…………….…7


















Краткая аннотация


Для подрастающего поколения Великая Отечественная война - это далекое прошлое, событие, которое по мировосприятию не имеет прямого отношения к современной жизни. Поэтому очень важно, чтобы дети из первых уст, от живых участников тех событий узнали правду о войне, прониклись уважением и гордостью к ветеранам войны.

Данная исследовательская работа содержит биографическую информацию о ветеране ВОВ, проживающего на территории села Новый Хушет Ленинского района города Махачкала.

























Введение

Будущее есть только у того государства,

молодое поколение которого выбирает патриотизм.[1]

                                                                   

Минуло 70 лет с того дня, когда закончилась Великая Отечественная война. Драматической страницей вошла она в историю нашей страны и нашего села в частности. Но что мы, сегодняшнее молодое поколение, знаем о тех военных годах? А знаем мы только лишь то, что написано в учебниках по истории: сухие факты и только. А ведь в нашем селе жили люди, которые не понаслышке знали о войне, которые защищали наш край, нашу страну от врагов в годы Великой Отечественной войны.

Ветераны... Это слово почему-то всегда вызывало трепет в моей душе. Перед глазами сразу встает война, разруха, и смелые героические люди, оказавшиеся с ней один на один. Эти люди победили беспощадную и бесчеловечную войну. Они сражались плечом к плечу, не разбирая, кто, где родился и кто какой национальности. Они боролись за нас, за наше светлое будущее.

Каждый человек на свете должен знать историю своей малой Родины, историю своего народа, проживающего рядом. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.

Изучение истории родного края, истории участников Великой Отечественной войны, проживающих в селе, остается важнейшим направлением воспитания у молодежи патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать истории родного края, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к подвигам наших земляков, равняется на лучших представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших предков, дедов, братьев и сыновей. [2]

В нашей школе работает краеведческий кружок, который занимается сбором информации по истории села Новый Хушет, его жителей для школьного музея, чтобы наши потомки знали и сохранили историю возникновения села, своих знаменитых предков. В музее собирается материал по ветеранам Великой Отечественной войны, участникам боевых действий.

Мы поставили перед собой цель: рассказать о судьбе Тагирова Тагира Насрулаевича, участника ВОВ [см. Пр. 1].


Этой целью определяется круг задач:

  • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

  • Развитие навыков исторического познания

  • Приобщение учащихся к историческим ценностям своего народа, формирование чувства национального достоинства, воспитание патриотических чувств к истории малой и большой Родины;

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, чувства сопричастности к событиям своего края, бережного отношения к историческому наследию, стремлению укреплять и приумножать это достояние.

Гипотеза данной работы: «никто не забыт, ничто не забыто». Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев достоин свободы и независимости.

Актуальность: ежегодно наша страна чествует ветеранов ВОВ. Но о них говорят в совокупности, как о великой армии. А ведь эта сила и мощь складывалась из отдельных личностей. И пока хоть один потомок ветерана ВОВ будет жить, история к его прадеду, прапрадеду, будет интересна последующим поколениям. Ведь вся сила народа в его прошлом.

Объектом исследования в данной работе является биография ветерана ВОВ, Тагирова Тагира Насрулаевича.

Предмет исследования – воспоминания Тагирова Т. Н. о своем тяжелом жизненном пути.

Методы исследования: интервьюирование, анализ семейных фото и документальных источников, систематизация и обобщение рассказа о ветеране войны.

Этапы работы:

  • подготовительный (сбор материала: чтение научно – популярной литературы о войне).

  • анализ и систематизация семейных фото и документальных источников, беседа с ветераном войны и его женой.

Жизненный путь ветерана

И скажут, честь, воздав сполна,

Дивясь ушедшей были:

Какие были времена!

Какие люди были![3]

Жизнь этого человека – ветерана войны, родившегося в1920 году в селе Бухты (гунибский район), началась с того, что его, двухлетнего ребенка, соседи нашли, сосущим грудь, на теле мертвой матери, а рядом плакал его четырехлетний брат. Соседи видели солдата – казака, выводящего скотину со двора, и услышали, плачь детей. Была тотальная коллективизация, когда забирали все в колхоз, а мать, естественно не хотела оставить своих малолетних детей без молока. У нее была пробита голова, очевидно, прикладом винтовки.

Вот так он с первых же дней стал «участником» становления новой власти. С тех пор его отец и тетя воспитывали двух детей - Омара и Тагира.

Не будем останавливаться на подробностях нелегкой жизни этой семьи. Все было как у всех: учеба, работа, женитьба.

Тагир был призван в июне 1940 года Гунибским РВК на военную службу. Молодая жена, с которой он успел прожить всего три месяца, осталась дома. Женился он по любви.

Попал он служить в погранвойска на финской границе. Был сержантом. Служил в 275 стрелковой дивизии 4-го пулеметно-артиллерийского батальона пулеметчиком. Должен был демобилизоваться, поэтому они с другом шли фотографироваться на «дембельский» альбом. Но их догнал офицер и вернул. Началась война. А ведь она началась именно там. Вот так он познал войну тоже с первых же дней. Война была жестокая. Им по рупору кричали: «Рус, сдавайся, немцы сильные, они победят». Но никто не собирался сдаваться, сражались, не жалея «живота» (так говорят в народе). Начались маневры, постепенно отступали, а Тагиру с его взводом было поручено удержать высоту, пока основные части отходили. Они выполнили задание, офицер, который привез приказ об отходе, сообщил, что сержант Тагиров представлен к награде - ордену Красной Звезды. Отходили и отстреливались. Тут был еще один приказ - удерживать мост. В этом бою его ранило в ногу. Его друг Матюхин хотел его вынести с поля боя, но он не разрешил, сказал, что эта напрасная жертва с его стороны, пусть спасается и напишет его родне о его кончине. Дал адрес и данные. Но Матюхин перетащил его в воронку и, прикрыв веточками, оставил.

Много было раненых и убитых. Немцы и финны прочесывали поле боя. Немцы «добивали» раненых, а финны на носилках уносили раненых с поля боя, не обращая внимания на крики и приказы немцев.

Нашему Тагиру помог Всевышний (я так думаю)[4], его нашли и забрали финны в лагерь военнопленных. Таких как он там было много. Их там лечили. Эта история очень длинная, об этом он особо говорить не любит. Человек он молчаливый, скромный, говорить о себе считает лишним, так как в его судьбе ничего особенного нет. Все прошли через такие же испытания, кто был на войне со дня его начала. Естественно, что многочисленные ордена не украшает грудь этих героев. Не жалуется. У него тоже есть медали, которые вручали и вручают ему по сей день. Есть пенсия и забота государства. Он человек стоик, и это его героизм.

Далее, продолжая рассказ о нем, хочу вкратце, по воспоминаниям Тагира, поведать подрастающему поколению, чтобы помнили и знали, с какими трудностями он сталкивался в жизни и не сломался. Таким должен быть настоящий мужчина – горец.

Итак, он в лагере военнопленных. Очевидно, их кормить и содержать было накладно, их стали отправляли работать. В составе десятерых военнопленных он попал к финну – фермеру. Фермер их, истощенных и изнуренных, откормил. Тагир рассказывал, что хозяин через переводчицу говорил им: « Мало кушайте, потом наедитесь, сразу много нельзя, так как будут проблемы со здоровьем». Действительно, потом их кормили хорошо, но и они работали на совесть. Переводчицей была у них русская помещица, которая владела приличными лесными угодьями. Она впоследствии помогла им бежать, и там уже было подполье.

У хозяина было неплохо, но плен есть плен, а свобода важнее всего. Она рассказала им, что припрятала провизию на дорогу и что им на железной дороге помогут.

В горах говорят, что даже в самой ухоженной отаре найдется хоть одна паршивая овца. Так и среди них оказался предатель. Он был с западной Украины – бендеровец. Он незаметно отстал от них и потом исчез. Они думали, что он вернулся к хозяину, так как он особо и не хотел уходить. Их посадили в вагон товарного поезда, где был разобран пол. По определенному знаку они должны были выйти через него.

Они ошибались, думая, что их товарищ вернулся к фермеру. Их вскоре сняли с поезда немецкие солдаты и отправили в лагерь на остров Ханка, оттуда тоже за попытку к бегству отправили вглубь Германии в концентрационный лагерь. Что это такое объяснять не надо, все знают, что это был ад.

После победы наши войска освободили их, но отправили не домой, а восстанавливать шахты в Донбасс. Оттуда он написал письмо домой. Из ответа узнал, что старший брат погиб, а его оплакивали еще в начале войны, очевидно, его друг Матюхин оповестил их, что их сын Тагиров Тагир геройски погиб.

В 1947 году он вернулся домой, работал учетчиком на прикутанных землях. Думаете, на этом его злоключения кончились? Нет, сослали в Сибирь. Где он «отпахал» до «хрущевской оттепели».

Сейчас Тагир живет в селе Новый Хушет Ленинского района города Махачкала, ему почти 95 лет. Эти годы он пронес по жизни с честью, о чем говорят его многочисленные награды и заслуги. Тагир Насрулаевич был награжден юбилейными медалями: «20 лет Победы ВОВ»; «30 лет Победы ВОВ»; «40 лет Победы ВОВ»; «50 лет Победы ВОВ»; «60 лет Победы ВОВ» и «70 лет Победы ВОВ». Его поздравляли с Победой в Великой Отечественной войне президенты РФ: Б.Н. Ельцин, Д.А. Медведев и В.В. Путин.

Тагиров Тагир был награжден часами «Победа», неоднократно получал поздравления от мэра города Махачкала и главы местной администрации села Новый Хушет. (см. Прил. 2, 3, 4)

К сожалению, орден Красной Звезды, которую он должен был получить за то, что удерживал высоту на финской границе, так и не нашел своего героя. Произошла путаница с отчеством ветерана (по паспорту он Насрудинович, а в других документах Насрулаевич).

Его жена и дети, внуки и даже правнуки говорят о нем с любовью. К нему трепетно относится его жена Тавус. Семье Тагировых помогают их соседи, часто заглядывают в гости учащиеся ново-хушетской школы. Может, благодаря этой любви, уважению и вниманию он и дожил до таких преклонных лет!



Заключение

Война… Какое это страшное слово! С 1941 по 1945 Советский Союз отчаянно боролся с фашизмом. Столько людей забрала война, столько людей не могли любить любимых, трудиться и создавать будущее для своих детей.

Война не обошла стороной ни одну семью нашей страны, оставив свой отпечаток в судьбе каждого человека.

Все дальше уходят вглубь истории грозные годы Великой Отечественной войны. Теперь она уже в прошлом веке. Но время не властно над памятью народной, не предать забвению подвиг, который был совершен поколением огневых сороковых. И с особой благодарностью мы чествуем тех участников Великой Отечественной, которые живут среди нас, в нашем родном селе Новый Хушет.

В ходе нашей исследовательской работы мы пришли к выводу о том, что история нашего села очень богата именами достойных жителей, участников боевых сражений и действий, много еще осталось неизученных фактов, документов, источников. И на их примерах, надо воспитывать в подрастающем поколении гражданско-патриотические чувства, отношение к родному селу, краю, Родине. На таких примерах совершенно по-другому воспринимаются судьбы участников Великой Отечественной войны, наших земляков.

Участники краеведческого кружка и учащиеся ново-хушетской школы активно сотрудничают с ветеранами не только Великой Отечественной войны, но и участниками боевых действий Афганистана и Чечни. Мы активно сотрудничаем с нашими земляками участниками боевых действий. Регулярно ребятами проводятся экскурсии по музею, по обновленным экспозициям, одна их которых посвящена ветеранам боевых действий. Помимо этого, традиционными стали вечера бесед, отдыха, на которых ветераны делятся своими воспоминаниями, рассказами перед подрастающим поколением.

В перспективе этого года – открытие на базе Историко-краеведческого музея села клуба «Патриот», которой будет работать в тесном сотрудничестве с ветеранами боевых действий, вести целенаправленную работу по гражданскому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Работа, надеемся, будет продуктивной, так как многие участники боевых действий проживают непосредственно в селе, поэтому встречи с ними организовать, будет возможно



Литература

  1. Михаил Меньшиков публицист, историк.

  2. «Какие люди были» Автор: Грачева Ирина Михайловна, 2012 г.

  3. А. Твардовский. Стихотворения и поэмы в двух томах. Москва, "Художественная литература", 1951.

  4. Воспоминания ветерана Великой Отечественной войны Тагирова Т. Н. 2015 год. Данные семейного архива.

Тагиров Тагир Насрулаевич (1920г.р.)



Публикация данных Тагирова Т.Н. в Тагиров Тагир в Сибири

ИЗДАНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КНИГИ ПАМЯТИ

"СОЛДАТЫ ОТЕЧЕСТВА"



Ахмедова Аида Муминовна, ученица 8 класса МБОУ СОШ №6 на встрече с ветераном ВОВ Тагировым Тагиром Н. и его женой.



Награды ветерана Великой Отечественной войны Тагирова Тагира Насрулаевича








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!