СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа моей ученицы Бухаевой Алины по творчеству Алексея Бадмаева

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученица рассматривает историю нашего народа через призму исследования жизни и деятельности Алексея Бадмаева.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа моей ученицы Бухаевой Алины по творчеству Алексея Бадмаева»


Министерство образования и науки Республики Калмыкия


Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся

«Отечество»

Номинация «Земляки»



Тема работы:

«Правда жизни Алексея Бадмаева»

Подготовила:

Бухаева Алина Аркадьевна

Учащаяся 9 класса

ЧОУ «Современный гуманитарный лицей»

358014, г. Элиста, ул. Хрущева, 21 «а»

дом. адрес: 358005, г. Элиста,

ул. Цаһан унһн, 66

телефон 89615425894,

alinabukhaeva@mail/ru

Руководитель:

Даваева ГалинаЛиджиевна

Учитель калмыцкого языка

ЧОУ «Современный гуманитарный лицей»

358014, г. Элиста, ул. Хрущева, 21 «а»

телефон 8937 466 3368

[email protected]










г. Элиста, 2016

Оглавление




1. Введение…………………………………………………………………3

2. Малая родина писателя……………………………………………….. 4

3.Высота Алексея Бадмаева и его поколения…………………………. 5

4.Жизненный путь Алексея Балдуевича……………………………….. 7

5.Литературный олимп калмыцкого писателя………………………… 8

6.Заключение…………………………………………………………….. 12

7.Терминологический словарь…………………………………………...13

8.Литература………………………………………………………………13


















Введение

В современных условиях широкой демократизации нашего общества активизируется интерес народа к своей истории, культуре, к родному языку, как духовному наследию, имеющему огромную идейно-эстетическую и нравственную ценность.

Время неумолимо. Оно все дальше и дальше отодвигает нас от тех далеких времен и событий, о которых мы знаем по книгам и воспоминаниям старших.

В данной работе я рассмотрела ряд вопросов, связанных с жизнью и творчеством Алексея Балдуевича Бадмаева.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какую роль играет в жизни человека малая родина, земля, где ты родился и вырос. Я задумалась над этим вопросом, когда столкнулась с творчеством Алексея Балдуевича Бадмаева, он родился и учился в поселке Зурган, где жили мой прадед Бухаев Эня Бельтышевич, дед Бухаев Денислав Эняевич.

Мы, представители нового поколения, должны переосмыслить богатый жизненный опыт наших предков, восстановить непреходящие идеи возрождения духовной культуры. А культура начинается с любви к Отчизне, к своему народу, с тебя, с твоих родителей, с жизни твоих земляков, с истории края, страны.

Актуальность темы моей работы определяется тем, что в настоящее время национальные ценности в духовной сфере являются огромным интеллектуальным богатством и неисчерпаемым резервом общечеловеческих ценностей. На этом фоне жизнь и деятельность известных людей интересна и востребована в наше время, что доказывается проявлением большого интереса историков, литературоведов и молодежи к творению прозаика.

Основная цель работы доказать, что изучение мудрости нашего народа, его богатейшего жизненного опыта, его истории через призму исследования жизни и деятельности Алексея Бадмаева играет большую роль в изучении прошлого, настоящего и будущего.

Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

1.Изучить и проследить жизнь и творчество калмыцкого писателя.

2. Понять и получить огромный воспитательный заряд от изучения истории своего края, своей культуры;

3.Найти и проанализировать примеры для нового поколения из жизни предков и произведений известного прозаика.

Методы исследования: выезд в село, где он родился и вырос, посещение места родового гнезда, опрос и беседа со старожилами села, с родственниками, с учителями, изучение архивных документов, литературы и Интернет-ресурсов, классификация собранного материала.

Новизна и практическая значимость: в работе сведены в одно целое обобщение имеющейся информации, проанализированы произведения о малой родине писателя, создан видеофильм с презентацией. Материал может быть полезен для учителей калмыцкого языка, русского языка и литературы, истории, а также для учащихся старших классов и студентов.

Малая родина писателя. Мне интересна история моего народа, история жизни отдельных людей, история моего края, села, где жили наши предки, мои родные – это поселок Зурган Малодербетовского района. До сих пор живут люди, свидетели тех далеких времен. Учащиеся Зургановской школы каждый год весной, любуясь степью, посещают места, где жили их предки. Там сохранились рвы, поросшие травой, от мест землянок. Старожилы рассказывают, что все жили со своим родом, например, ламихн арвна, орсуд арвна, бәргәс арвна – род Алексея Балдуевича и т. д., по следам траншей определяли сколько семей жили в этом хотоне.

Я и мое поколение – нить, связывающая их с будущим. Что пережили наши деды и бабушки: депортацию, ожесточенную борьбу с фашизмом, радость возвращения на родную землю, восстановление, разрушенного войной, хозяйства. Все эти тяжелые испытания со своим народом прошли мои земляки, выходцы этого поселка - славные сыны своего народа: Джиджə Эрендженов, Пүрвə Джалхаев, Мутл Артемов, Цаган Оконов, Эрдни Тавалдаев, Пүрвə Бекеев и многие другие. Все они погибли с оружием в руках, защищая свою Родину. Многие за героизм и отвагу, были награждены орденами и медалями. Пүрвə Джалхаев, представленный к званию Героя Советского Союза, но не получивший этой награды «по национальному признаку», умер на строительстве Широковской ГЭС от холода и голода, не выдержав лагерной жизни. Вместе с ним в Уральском Широклаге был Алексей Бадмаев.

Высота Алексея Бадмаева и его поколения. Свое внимание я остановила на жизненном пути выходца этого поселка, прошедшего достойно тяжелый тернистый путь, Бадмаева Алексея Балдуевича – известного калмыцкого писателя, гордости зургановцев, прожившего трудную, но яркую плодотворную жизнь, искренне и бескорыстно любившего свой народ и свою Родину.

Укурчя Бадмаев (так его звали и так любовно его называли зургановцы) родился в далеком 1924 году в хотоне Баг Хан (не путать с Ханатой) – будущий летописец родного края. В 1929 году от обширного по территории Центрального сельского совета, расположенного в Ханате, отпочковался Зургановский сельсовет, в состав которого вошли двенадцать хотонов: Баг Хан, Ут Нур, Зергента, Очра Худук и т.д. Все они находились в пределах 1-3 километров друг от друга. Здесь, на берегах озера Ханата, любознательный мальчик услышал и говорил на образном, сочном, как утренние росы, калмыцком языке. Отсюда и поэтичные названия его книг: "Ревдольган", "Белый курган", "Мать", "Золото в песке не затеряется", "Зултурган - трава степная", "Реки начинаются с истоков", "Страна Бумба", "Бег Аранзала", "Голубоглазая каторжанка" и другие1.

В период ссылки калмыков и после него остался лишь Зурган, который объединил все хотоны. До недавних пор в селе жили его друзья, родственники, соседи, и те, кто с ним учился в начальной Зургановской школе, это Чокаев Дорджи Нимгирович, Хейчиев Боова Найминович, Убушиева Байн Оконовна, Бошаева Мария Лиджиевна и многие другие,

они с теплотой и любовью вспоминали босоногое детство, которое с ним

провели. Из воспоминаний Алексея Балдуевича: «В Зургане была открыта

четырехклассная начальная школа с обязательным обучением детей с девяти

до пятнадцати лет. Мы учились на полном государственном обучении. Нас было много, но после четырех лет обучения продолжать учебу в улусной школе с. Малых Дербет, могли не все, только восемь человек выдержали вступительные экзамены и я в том числе. Мои одноклассники остались в родном селе, став, по тому времени, грамотными людьми, умевшими читать и писать…» Родную Зургановскую школу он никогда не забывал и верил, что эта школа вырастит еще не одного писателя. Маленькая школа оправдала его надежды - семь человек посвятили свою жизнь науке, работают в разных областях: доктор филологических наук, профессор Хабунова Е.Э., кандидат филологических наук Чокаева З.Ц., кандидат филологических наук Убушиева Б.Э., кандидат математических наук Ланцанова Л.Ш., кандидат педагогических наук Даваев С.А., кандидат экономических наук Пашнанова К. В., кандидат филологических наук Хурумчиева В. В., писатели и поэты еще растут.

Укурчя Бадмаев, один из первых выпускников Зургановской начальной школы, впоследствии становится одним из известных прозаиков калмыцкой национальной литературы. Он писал: ... "Каждая моя книга - мое дитя, и в каждой - частица моей души. Где бы я ни был, меня всегда тянуло на малую родину ". Но судьба страны, судьба народа повела по колдобинам, внезапным спускам, опасным поворотам иного жизненного пути…

В 1997 году он приезжал в Зурган, где он встретился с дорогими ему люди. С горечью он вспоминал своих друзей и односельчан, павших на фронтах войны. Омрачало душу то, что в то время, когда тысячи калмыцких воинов, мужественно сражались с фашизмом и приближали день Победы, их отцов и матерей, жен и детей погрузили в тысячи «товарных» вагонов и повезли на восток. Десятки железнодорожных эшелонов с калмыками медленно потянулись в Сибирь, оставляя в пути сотни, тысячи трупов, в основном, стариков и детей.

Участник Сталинградской битвы, Алексей Балдуевич, видел своими глазами, сколько горя принесла война советскому народу. Ведь Великая Отечественная война - это не только смертное поле, где полегли миллионы людей и осталась юность целого поколения. Это высота, где брались на бескомпромиссную пробу сущность человека, духовность, его совесть, верность Родине. Эту высоту с честью взяли Алексей Бадмаев и его поколение.

Жизненный путь Алексея Балдуевича. 17-летним юнцом, только что окончившим Малодербетовскую среднюю школу, он добровольно уходит на фронт и попадает в разгар ожесточенных сражений за Сталинград 1942 года. За мужество и героизм, проявленные в боях на поле битвы, он был удостоен ордена Отечественной войны 1 степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги» и другими боевыми наградами. В конце 1943 года, получив тяжелое ранение, Алексей Балдуевич был направлен на лечение в госпиталь. После выздоровления он был отправлен на строительство печально известной Широковской ГЭС. Все солдаты и офицеры калмыцкой национальности были сняты с фронтов войны, как предатели Родины и отправлены кто в Сибирь, кто в Широковский лагерь Молотова под Пермью. Сколько калмыков, защищавших свою Родину, погибли от голода и холода, от непосильного труда в этом лагере! Работали с раннего утра до поздней ночи. Возили бетон на одноколесной тачке по трапу, установленному под углом 45 градусов. Многие умерли от голода, холода и болезней. Его друг и земляк Пюрвя Джалхаев, служивший в 4-м гвардейском Кубанском казачьем кавалерийском корпусе, умер от двухсторонней пневмонии, умер достойно, до последней минуты думал о товарищах, о своем народе, о стране и победе. Многие калмыки стремились попасть на фронт, убегали, погибали. Но одному из них, Бембя Михайлову, удался побег, который с честью выполнил долг защитника Родины. Алексей, как и все остальные, выстоял, выдержал все лишения и унижения, которым подвергались вчерашние армейские офицеры и солдаты, в одночасье ставшие изгоями своей Родины и самозабвенно любившие ее. Вырвавшись из «уральского плена», он едет в Сибирь, где вплоть до 1957 года работал в разных хозяйствах Алтайского края. С клеймом спецпереселенца Алексей прожил двенадцать лет. Работал везде добросовестно и с душой.

Калмыки выстояли, не сломались, а главное - не ожесточились, не озлобились! В этом им помогли простые русские люди, вот откуда черпали свои силы наши предки, в этом они видели свое будущее.

В1957 году он в числе первых вернулся в родные края и сразу окунулся в работу по восстановлению народного хозяйства. Республика нуждалась не только в рабочих руках, но и в талантливых, умных и способных людях интеллектуального труда. Возникла острая необходимость в развитии калмыцкого языка и литературы, культуры и образования. Народ, чей язык и культура, находились 13 лет в забвении, получил возможность жить и работать, учить и учиться, расти и развиваться по-новому и заново. И Алексей Балдуевич с радостью окунается в мир литературных дум и мечтаний, отдавая душу и сердце любимому делу. Жизнь Бадмаева – это биография калмыцкого народа, который стойко перенес все тяжелые испытания, выпавшие на его нелегкую долю. Поэтому он взялся за перо, чтобы поведать миру о судьбе своего народа. Первые публикации в 1957 году сразу же привлекли внимание читателей свежестью образного калмыцкого слова, яркой правдивостью изображения.

Литературный олимп калмыцкого писателя. Первая книга очерков и рассказов на родном языке «Мать» вышла в 1962 году. Его первый роман «Золото в песке не теряется» («Алтн шорад даргддго»), правдиво рассказывающий о жизни калмыцкого народа в Сибири, был издан в Элисте в 1964 году. О трагической судьбе депортированного народа писатель первым повествует на страницах своего произведения и неспешно, затаенно ищет грань той роковой черты, которая привела к обрыву и начисто зачеркнула все прошлые заслуги народа. Преломление событий через собственную судьбу позволило ему создать произведение большой значимости, которое стало новым явлением всей калмыцкой литературы.

Всего же писателем создано шесть крупных романов, написано более десяти повестей, книг очерков и статей. Я рассмотрела те произведения, которые непосредственно связаны с поселком Зурган - его малой родиной. Роман «Реки начинаются с истоков» вышел в печать в 1969 году. Тема сельского хозяйства, тема молодежи, любви и дружбы ярко раскрываются на страницах произведения. Роман удостоен в 1971 году Государственной премии Калмыцкой АССР имени Оки Ивановича Городовикова. Содержательность романа А. Бадмаева "Реки начинаются с истоков" показывает высокий уровень мастерства писателя - верное отражение существенных достижений калмыцкой литературы в целом, прошедшей в своем развитии сложный путь от декларативно-прикладной лирики первых послеоктябрьских лет к отражению новых общественных идеалов, удовлетворению возросших эстетических требований современного писателя. Изображая сложные, порою драматические судьбы сельских тружеников, автор затрагивает многие социальные и нравственные проблемы современной жизни.

И самое примечательное для меня и его односельчан, что события и жизнь героев разворачиваются на территории поселка Зурган и совхоза им. Чапаева (ныне это СПК «Ханата», к которому относится Зурган). Животноводческие стоянки, выпасные пастбища, сенокосные лиманы даны по названиям, которые сохранились до наших дней: Баһ Хан (здесь находилось родовое поместье А. Бадмаева), Манҗин Көл, Гаһа, Орсуда Нур, Ут Нур, Ик Соча, Бичкн Соча, Зергента, Очра Худук и т.д. Со всей полнотой патриотического чувства писатель передает красоту родного края, величие и простор бескрайней калмыцкой степи.

В повести «Ревдольган», который вышел в 1972 году, рассказывается об уроженце поселка Пюрвя Джалхаеве и о нем же Алексей Балдуевич говорит в романе «Алтн шорад даргддго» («Золото в песке не теряется). Мы видим умирающего Пюрвя Джалхаева, верящего до последней минуты жизни в справедливость власти и невиновность своего народа. Это произведение о самом тяжелом периоде жизни калмыков в годы ссылки в Сибирь. Через три года этот роман под названием "Там, за далью непогоды" (строка из стихов поэта 19 в. Н. Языкова) был издан в Москве в переводе большого друга калмыцких писателей Александра Николаева. Роман без прикрас, зримо, с использованием образных оборотов, народных пословиц изображает жизнь сельских тружеников. Впечатляет образ старого чабана Сакыла, который в пургу, когда голодали колхозные овцы, снял солому с крыш своего подворья и сдал родному хозяйству вместе с шестью возами овсяной соломы.

Критик Василий Гей так писал об этом романе: "Обстоятельства жизни, в которые поставлены многие герои романа, являются вынужденными, нежелательными: тем рельефнее проступают, важнее оцениваются основные черты характера этих героев".

Повесть «Страна Бумба» начинается встречами со старожилами поселка Зурган, с реальными лицами, его друзьями, соседями, родственниками –людьми, вобравшими в себя мудрость веков. Это документальный художественно-публицистический рассказ о Калмыкии, её истории и настоящем дне, о людях-тружениках, героях труда, которые жили рядом с ним, помогали ему творить и развивать республику.

Наибольший успех выпал на долю романа "Зултурган - трава степная", изданный в Элисте в 1976 году и позже опубликованный в Москве в прекрасном переводе Николая Родичева. Это монументальное полотно, повествующее об исторической судьбе калмыцкого народа на протяжении нескольких десятилетий - от начала прошлого века до тридцатых годов. Обращаясь к глубинам народной жизни калмыков, к преданиям, легендам и эпосу, писатель широко раздвигает временные рамки, уводя читателя к истокам народной памяти.

В романе «Зултурган – трава степная» раскрывается философия калмыка-степняка, историческая память наших славных предков, писатель рассказывает о происхождении рода Чоносов, полностью приводит легенду-быль о волчице, которая выкормила своим молоком грудного ребенка-мальчика. Представители рода Чоносов, которые живут в поселках Зурган, Ханата и в других селах Малодербетовского района, гордятся тем, что история их происхождения рассказана на страницах романа. Автор сумел глубоко постичь судьбы людей, показал их в самые напряженные моменты жизни, точно передал национальный характер, умело вплел в ткань повествования яркие, неблекнущие нити калмыцкого фольклора. Вот почему этому роману уготована счастливая судьба на долгие времена. Знаток калмыцкой литературы, профессор КГУ Анатолий Шалхакович Кичиков, выступая на одном из съездов писателей Калмыкии, сказал: "Алексей Бадмаев выходом своего нового романа "Зултурган - трава степная" поставил белую калмыцкую кибитку в центре Европы".Так высоко и справедливо он оценил труд Алексея Балдуевича Бадмаева, которому в 1985 году было по праву присвоено высокое звание народного писателя Калмыкии.

Произведения Алексея Бадмаева переведены и изданы во многих странах. По ним изучают историю калмыков, их быт, психологию. Так, слушатели духовной-академии в Троице-Сергиевой лавре изучают его роман "Зултурган - трава степная" как одно из лучших национальных произведений, раскрывающих народный характер.

В историческом очерке «Бог над нами, вера – в душе, вечность – перед нами» Бадмаев с большой любовью и горечью представляет нам печальную судьбу Дунд-Хурула, который процветал 200 лет и оберегал людей от проявлений зла, прививал любовь и сострадание ко всем живым существам. Этот прекрасный буддийский храм, которым восхищались известные монголоведы А. Позднеев, Г. Рамстедт, В.Котвич, писатель С. Марков, исследователь И. Житецкий, археолог П. Рыков, в одночасье был уничтожен по приказу большевиков. В этом хуруле жил и творил известный калмыцкий путешественник База-багши.

Вот такая у нас интересная земля, где родился и получил начальное образование великий наш земляк Бадмаев Алексей Балдуевич. И таким образом, все его произведения, поднявшие автора на вершину калмыцкого литературного олимпа, связаны с маленьким поселком, затерянным на бескрайних степных просторах, и с его людьми – простыми тружениками земли калмыцкой. Его книги – это великое наследство, оставленное им для всех нас и для будущего нашего народа.

Мой край степной, моя малая родина, мои земляки, которые прославили свою землю – все это неразрывно связано с историей моего народа, с историей страны.

Калмыцкий народ в процессе своего развития создал определенный идеал человека. Этот идеал воплотил в себе наиболее высокие моральные качества: честность, правдивость, любовь к своему народу, преданность земле своих предков. Этим моральным качествам следовал достойный сын своего народа – Алексей Бадмаев и его герои, о которых он писал. Писал хорошо. Крепко засела в его памяти цитата из эпистолярного наследия гения русской литературы Льва Толстого: "Для того, чтобы в России быть хорошим писателем, надо писать правду". Так жил и писал правду жизни Алексей Бадмаев.

Заключение. Очень важно изучать историю и литературу родного края, чтобы иметь представление об особенностях своей родины, гордиться своим краем, своим Отечеством. На основании проделанной работы, я получила следующие результаты: раскрыла значимость творения писателя для современного поколения, глубже осмыслила историю, быт и национальный характер калмыков, нашла и проанализировала примеры для нового поколения из жизни предков и произведений известного прозаика, приобрела функциональные навыки исследования, развила способности к исследовательскому типу мышления, получила на этой основе субъективно новые знания. Исходя из этого, я пришла к выводу, что Бадмаев Алексей Балдуевич внес неоценимый вклад в развитие калмыцкой художественной литературы, что изучение истории народа через жизнь известных людей воспитывает патриотические чувства, национальную гордость, развивает способность сравнивать, сопоставлять, находить ответы, делать выводы. В процессе написания работы я открыла для себя огромный духовный мир нашего старшего поколения.

В перспективах дальнейшего исследования проблемы я вижу более подробное, детальное изучение жизни и творчества не только Бадмаева Алексея Балдуевича, но и других известных людей.

На мой взгляд, было бы интересно рассмотреть и исследовать роль малой родины, Отечества в жизни других калмыцких писателей и поэтов.

Кроме вопросов, рассмотренных в данной работе, по моему мнению, было бы интересно доказать, как жизнь известных людей помогает воспитанию молодежи на идеалах предков, так как испокон веков любой народ, любое общество ставило перед собой такую цель. Ведь от молодого поколения зависит будущее нашего Отечества.

Терминологический словарь

1.Зурган – название села (от словосочетания шесть колодцев), Ханата – название озера и центрального села;

2.Баг Хан, Ут Нур, Зергента, Очра Худук – названия хотонов – родовых поместий;

3. Манҗин Көл, Гаһа, Орсуда Нур, Ик Соча, Бичкн Соча и т.д. – названия местностей – пастбищных угодий, лиманов, которые остались в памяти предков;

4.Зултурган – вечнозеленая трава;

5. Дунд Хурул – буддийский храм (Средний Храм)

6.Укурчя – так звали писателя родственники и односельчане, так как он родился в год Коровы.

Литература

1.Бадмаев А. Б. Там за далью непогоды , 1967г.- г. Москва

2.Бадмаев А.Б. Реки начинаются с истоков, 1971г.-г. Элиста

3. Бадмаев А. Б. Страна Бумба, 1981г.-г. Москва

4. Бадмаев А.Б. Воспоминания, 1997 г.

5. Бадмаев А. Б. Избранное, 1-3 том, 1985 г.-г. Элиста

6. Бадмаев А. Б. Зултурган – трава степная, 1979г.-г. Москва

7.Газета//Советская Калмыкия// от 02.10.2009 № 10 (216): //Народный писатель//.

Интернет-ресурсы

1. http://halmgynn.ru/359-belyy-kurgan-alekseya-badmaeva.html

2.krkrub.kubannet.ru Бадмаев А.Б.


Источники информации


1.Воспоминания уроженцев-современников А. Бадмаева пос. Зурган: Бухаева Э. Б., Чокаева Д. Н., Убушиева Э. Н., Дорджиева Б. Г.,Убушиевой Б. О., Башаевой М. Л., - 1960-2008 г.г., Бамбышева Э. Б. – 20016 г.

2.Воспоминания уроженцев-современников А. Бадмаева села Ханата: Даваева Г. Э., Шалаева И. С., Мукабенова А. О., Бамбарыкова М. Г., Миштеева Д. П., Павлова Б. П. – 1960-2008г.г.

3.Сведения учителей Зургановской школы Бадмаевой Т. Б., Лиджиевой З. Э.,Джалсановой З. С., Кекеева И. М., Каруевой Э. П., Манджиевой К. И.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!