Актуальность темы
Использование опорных схем приобретает актуальность, что связано с преобразованиями, происходящими в настоящее время в сфере образования. Повышаются требования общества к качеству образования, кардинально обновляются технологии обучения.
Опорный сигнал по Шаталову – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию»
Основные требования к составлению опорной схемы (ОС)
- Лаконичность
- Структурность
- Унификация
- Автономность
- Привычные ассоциации и стереотипы
- Непохожесть
- Простота
Применение ОС в 8 классе
«Волшебные треугольники».
Задача1. Какое количество вещества оксида меди соответствует числу молекул 3,01*10 23 .
Задача 2. Условие. Найдите массу 10 моль воды?
Опорные схемы для расчета количества вещества, объема и молярного объема
5
Использование ОС в курсе 9 класса химии
«Химическое равновесие. Условия смещения химического равновесия».
Допустим, что химическое равновесие - чашечные весы, находящиеся в равновесии
6
Состояние химического равновесия
.
Исходные вещества
Продукты
Рассмотрим влияние различных факторов на смещение химического равновесия.
6
1. Концентрация
Повышение концентрации реагирующих веществ
Концентрация исходных веществ увеличилась,
следовательно левая чаша весов стала тяжелее,
а химическое равновесие сместилось вправо
6
Повышение концентрации продуктов реакции
Концентрация продуктов реакции увеличилась,
следовательно правая чаша весов стала тяжелее,
а химическое равновесие сместилось влево
6
Понижение температуры экзотермической реакции
Мы «отводим» теплоту с правой чашки весов,
она становится легче, смещение - вправо
6
Повышение температуры экзотермической реакции
Мы «добавляем» теплоту в правую чашку весов,
она становится тяжелее, смещение - вправо
6
- Смешение растворов различной концентрации
- Разбавление раствора водой
- Добавление твердого вещества
- Задача на сложные проценты в ЕГЭ
6
Решение задач на растворы
m в1
m р1
m в 2
w 1
m р2
m в 3
w 2
m р3
w 3
m в3 = m в1 + m в2
m р3 = m р1 + m р2
w в3 = m в3 / m р3
6
Задача 1. Даны два куска с различным содержанием олова. Первый, массой 300 г, содержит 20% олова, Второй, массой 200 г, содержит 40% олова. Сколько процентов олова будет содержать сплав, полученный из этих кусков?
300
0,2
200
0,4
w 3
60
300
0,2
80
200
0,4
140
500
w 3
Задача 2. Сколько надо взять 5 %-го и 25 %-го раствора кислоты, чтобы получить 4 л 10 %-го раствора кислоты?
0,05х
х
0,25(4-х)
0, 05
(4-х)
0,4
0,25
4
0,1
Составляем и решаем уравнение 0,05х+0,25 * (4-х)=0,4
0,20х=0,6
Х=3
Ответ. 3 л первого и 1 л второго.
Использование ОС для решения задач из ЕГЭ по математике и по химии:
Условие. Смешав 40 % и 15 % растворы кислоты, добавили 3 кг чистой воды и получили 20 % раствор кислоты. Если бы вместо 3 кг воды добавили 3 кг 80 % раствора той же кислоты, то получили бы 50 %-ый раствор кислоты. Сколько килограммов 40 % -го и 15 % растворов кислоты было смешано?
0,4х
0,4х
х
Х
0,15у
0,4
0,15у
0,4
-
у
2,4
у
3
3
0,15
0,15
0,4х+0,15у+2,4
0,4х+0,15у
0,8
х+у+3
х+у+3
0,2
0,5
Выпускники 11 класса из года в год успешно сдают экзамен за курс средней школы, демонстрируют прочные знания по предмету, выходящие за рамки школьной программы. Средний балл по школе превышает средний балл по району и республике.
Результаты ЕГЭ выпускников по химии
Год
Количество
экзаменующихся
2010
% учащихся, набравших
выше среднего
по району
3
2011
Средний
балл
по школе
3
2012
2
Средний балл
по району
3
3
74,3
2013
78,3
3
Средний балл по республике
72
2014
3
61,1
75,6
Средний балл по РОССИИ
81,6
1
-
77
64,5
70
56
61,3
79,2
57,8
71,4
57,3
56,2
67,8
53,9
55,7
Выводы
- Опорные схемы – конспекты можно отнести к нетрадиционным средствам наглядности.
- Опорные конспекты позволяют обобщить материал, привести его в систему, вскрывают причинно-следственные связи между понятиями, придают наглядность изложению.
- ОС позволяют учащимся активизировать свою деятельность, мотивировать их на самостоятельную работу, вырабатывать умение использовать теоретические сведения на практике и позволяют формировать метапредметные связи.
- Опорная схема-конспект способствует развитию оригинальности мышления учащихся при решении задач; при подготовке к итоговой аттестации выпускников.
- В школьной практике можно использовать следующие виды опорных схем: таблицы и схемы обобщающего характера, тематические схемы при изучении нового материала, схемы при решении расчетных задач, для развития умений и навыков при выполнении практических и лабораторных работ.
- Работа апробирована на уроках химии 8-11 классах в МБОУ СОШ с. Кадырово Илишевского района Республики Башкортостан.
- Результаты опубликованы в материалах научно-методической конференции «Инновационные технологии в преподавании дисциплин естественно-научного цикла в школе и ВУЗе», Бирск.- 2013г.