СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «Использование опорных схем на уроках химии в средней общеобразовательной школе»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опорные схемы способствуют развитию оригинальности мышления учащихся при решении задач,при подготовке к итоговой аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Использование опорных схем на уроках химии в средней общеобразовательной школе»»

Актуальность темы   Использование опорных схем приобретает актуальность, что связано с преобразованиями, происходящими в настоящее время в сфере образования. Повышаются требования общества к качеству образования, кардинально обновляются технологии обучения.

Актуальность темы

Использование опорных схем приобретает актуальность, что связано с преобразованиями, происходящими в настоящее время в сфере образования. Повышаются требования общества к качеству образования, кардинально обновляются технологии обучения.

 Опорный сигнал по Шаталову – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию»

Опорный сигнал по Шаталову – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию»

Основные требования к составлению опорной схемы (ОС) Лаконичность Структурность Унификация Автономность Привычные ассоциации и стереотипы Непохожесть Простота

Основные требования к составлению опорной схемы (ОС)

  • Лаконичность
  • Структурность
  • Унификация
  • Автономность
  • Привычные ассоциации и стереотипы
  • Непохожесть
  • Простота

Применение ОС в 8 классе  «Волшебные треугольники». Задача1. Какое количество вещества оксида меди соответствует числу молекул 3,01*10 23 .

Применение ОС в 8 классе

«Волшебные треугольники».

Задача1. Какое количество вещества оксида меди соответствует числу молекул 3,01*10 23 .

Задача 2. Условие. Найдите массу 10 моль воды?

Задача 2. Условие. Найдите массу 10 моль воды?

Опорные схемы для расчета количества вещества, объема и молярного объема 5

Опорные схемы для расчета количества вещества, объема и молярного объема

5

Использование ОС в курсе 9 класса химии «Химическое равновесие. Условия смещения химического равновесия». Допустим, что химическое равновесие - чашечные весы, находящиеся в равновесии 6

Использование ОС в курсе 9 класса химии

«Химическое равновесие. Условия смещения химического равновесия».

Допустим, что химическое равновесие - чашечные весы, находящиеся в равновесии

6

Состояние химического равновесия .  Исходные вещества Продукты Рассмотрим влияние различных факторов на смещение химического равновесия. 6

Состояние химического равновесия

.

Исходные вещества

Продукты

Рассмотрим влияние различных факторов на смещение химического равновесия.

6

1. Концентрация Повышение концентрации реагирующих веществ Концентрация исходных веществ увеличилась, следовательно левая чаша весов стала тяжелее,  а химическое равновесие сместилось вправо 6

1. Концентрация

Повышение концентрации реагирующих веществ

Концентрация исходных веществ увеличилась,

следовательно левая чаша весов стала тяжелее,

а химическое равновесие сместилось вправо

6

Повышение концентрации продуктов реакции Концентрация продуктов реакции увеличилась, следовательно правая чаша весов стала тяжелее,  а химическое равновесие сместилось влево 6

Повышение концентрации продуктов реакции

Концентрация продуктов реакции увеличилась,

следовательно правая чаша весов стала тяжелее,

а химическое равновесие сместилось влево

6

Понижение температуры экзотермической реакции Мы «отводим» теплоту с правой чашки весов, она становится легче, смещение - вправо 6

Понижение температуры экзотермической реакции

Мы «отводим» теплоту с правой чашки весов,

она становится легче, смещение - вправо

6

Повышение температуры экзотермической реакции Мы «добавляем» теплоту в правую чашку весов, она становится тяжелее, смещение - вправо 6

Повышение температуры экзотермической реакции

Мы «добавляем» теплоту в правую чашку весов,

она становится тяжелее, смещение - вправо

6

Смешение растворов различной концентрации Разбавление раствора водой Добавление твердого вещества Задача на сложные проценты в ЕГЭ 6
  • Смешение растворов различной концентрации
  • Разбавление раствора водой
  • Добавление твердого вещества
  • Задача на сложные проценты в ЕГЭ

6

Решение задач на растворы m в1      m р1  m в 2 w 1 m р2  m в 3 w 2 m р3 w 3 m в3 =  m в1 +  m в2 m р3 =  m р1 +  m р2 w в3 = m в3  /  m р3 6

Решение задач на растворы

m в1

m р1

m в 2

w 1

m р2

m в 3

w 2

m р3

w 3

m в3 = m в1 + m в2

m р3 = m р1 + m р2

w в3 = m в3 / m р3

6

Задача 1. Даны два куска с различным содержанием олова. Первый, массой 300 г, содержит 20% олова, Второй, массой 200 г, содержит 40% олова. Сколько процентов олова будет содержать сплав, полученный из этих кусков? 300 0,2 200  0,4 w 3 60 300 0,2  80 200 0,4  140 500 w 3

Задача 1. Даны два куска с различным содержанием олова. Первый, массой 300 г, содержит 20% олова, Второй, массой 200 г, содержит 40% олова. Сколько процентов олова будет содержать сплав, полученный из этих кусков?

300

0,2

200

0,4

w 3

60

300

0,2

80

200

0,4

140

500

w 3

Задача 2.  Сколько надо взять 5 %-го и 25 %-го раствора кислоты, чтобы получить 4 л 10 %-го раствора кислоты? 0,05х х  0,25(4-х) 0, 05  (4-х) 0,4 0,25 4 0,1 Составляем и решаем уравнение 0,05х+0,25 * (4-х)=0,4 0,20х=0,6 Х=3 Ответ. 3 л первого и 1 л второго.

Задача 2.  Сколько надо взять 5 %-го и 25 %-го раствора кислоты, чтобы получить 4 л 10 %-го раствора кислоты?

0,05х

х

0,25(4-х)

0, 05

(4-х)

0,4

0,25

4

0,1

Составляем и решаем уравнение 0,05х+0,25 * (4-х)=0,4

0,20х=0,6

Х=3

Ответ. 3 л первого и 1 л второго.

Использование ОС для решения задач из ЕГЭ по математике и по химии: Условие. Смешав 40 % и 15 % растворы кислоты, добавили 3 кг чистой воды и получили 20 % раствор кислоты. Если бы вместо 3 кг воды добавили 3 кг 80 % раствора той же кислоты, то получили бы 50 %-ый раствор кислоты. Сколько килограммов 40 % -го и 15 % растворов кислоты было смешано? 0,4х 0,4х х Х 0,15у 0,4 0,15у 0,4 - у 2,4 у 3 3 0,15 0,15 0,4х+0,15у+2,4 0,4х+0,15у 0,8 х+у+3 х+у+3 0,2 0,5

Использование ОС для решения задач из ЕГЭ по математике и по химии:

Условие. Смешав 40 % и 15 % растворы кислоты, добавили 3 кг чистой воды и получили 20 % раствор кислоты. Если бы вместо 3 кг воды добавили 3 кг 80 % раствора той же кислоты, то получили бы 50 %-ый раствор кислоты. Сколько килограммов 40 % -го и 15 % растворов кислоты было смешано?

0,4х

0,4х

х

Х

0,15у

0,4

0,15у

0,4

-

у

2,4

у

3

3

0,15

0,15

0,4х+0,15у+2,4

0,4х+0,15у

0,8

х+у+3

х+у+3

0,2

0,5

Выпускники 11 класса из года в год успешно сдают экзамен за курс средней школы, демонстрируют прочные знания по предмету, выходящие за рамки школьной программы. Средний балл по школе превышает средний балл по району и республике. Результаты ЕГЭ выпускников по химии Год Количество экзаменующихся 2010 % учащихся, набравших выше среднего по району 3 2011 Средний балл по школе 3 2012 2 Средний балл по району 3 3 74,3 2013 78,3 3 Средний балл по республике 72 2014 3 61,1 75,6 Средний балл по РОССИИ 81,6 1 - 77 64,5 70 56 61,3 79,2 57,8 71,4 57,3 56,2 67,8 53,9 55,7

Выпускники 11 класса из года в год успешно сдают экзамен за курс средней школы, демонстрируют прочные знания по предмету, выходящие за рамки школьной программы. Средний балл по школе превышает средний балл по району и республике.

Результаты ЕГЭ выпускников по химии

Год

Количество

экзаменующихся

2010

% учащихся, набравших

выше среднего

по району

3

2011

Средний

балл

по школе

3

2012

2

Средний балл

по району

3

3

74,3

2013

78,3

3

Средний балл по республике

72

2014

3

61,1

75,6

Средний балл по РОССИИ

81,6

1

-

77

64,5

70

56

61,3

79,2

57,8

71,4

57,3

56,2

67,8

53,9

55,7

Выводы Опорные схемы – конспекты можно отнести к нетрадиционным средствам наглядности. Опорные конспекты позволяют обобщить материал, привести его в систему, вскрывают причинно-следственные связи между понятиями, придают наглядность изложению. ОС позволяют учащимся активизировать свою деятельность, мотивировать их на самостоятельную работу, вырабатывать умение использовать теоретические сведения на практике и позволяют формировать метапредметные связи. Опорная схема-конспект способствует развитию оригинальности мышления учащихся при решении задач; при подготовке к итоговой аттестации выпускников.

Выводы

  • Опорные схемы – конспекты можно отнести к нетрадиционным средствам наглядности.
  • Опорные конспекты позволяют обобщить материал, привести его в систему, вскрывают причинно-следственные связи между понятиями, придают наглядность изложению.
  • ОС позволяют учащимся активизировать свою деятельность, мотивировать их на самостоятельную работу, вырабатывать умение использовать теоретические сведения на практике и позволяют формировать метапредметные связи.
  • Опорная схема-конспект способствует развитию оригинальности мышления учащихся при решении задач; при подготовке к итоговой аттестации выпускников.

В школьной практике можно использовать следующие виды опорных схем: таблицы и схемы обобщающего характера, тематические схемы при изучении нового материала, схемы при решении расчетных задач, для развития умений и навыков при выполнении практических и лабораторных работ. Работа апробирована на уроках химии 8-11 классах в МБОУ СОШ с. Кадырово Илишевского района Республики Башкортостан.  Результаты опубликованы в материалах научно-методической конференции «Инновационные технологии в преподавании дисциплин естественно-научного цикла в школе и ВУЗе», Бирск.- 2013г.
  • В школьной практике можно использовать следующие виды опорных схем: таблицы и схемы обобщающего характера, тематические схемы при изучении нового материала, схемы при решении расчетных задач, для развития умений и навыков при выполнении практических и лабораторных работ.
  • Работа апробирована на уроках химии 8-11 классах в МБОУ СОШ с. Кадырово Илишевского района Республики Башкортостан.
  • Результаты опубликованы в материалах научно-методической конференции «Инновационные технологии в преподавании дисциплин естественно-научного цикла в школе и ВУЗе», Бирск.- 2013г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!