СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Есенинские мотивы в лирике А. Кыштымова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной работы – выявление  закономерности  есенинских   мотивов в лирике А. Кыштымова. Есенин – русский поэт  начала XX века, а Кыштымов –хакасский поэт  середины XX века. Что сближает этих певцов Родины и природы? В чем секрет их поэтического унисона?

Просмотр содержимого документа
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Есенинские мотивы в лирике А. Кыштымова»

Министерство спорта Республики Хакасия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия

«Училище (техникум) олимпийского резерва»




Отделение

Физическая культура

Специальность 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Квалификация

Учитель физической культуры

Форма обучения

очная

Группа

192







ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема

Есенинские мотивы в лирике А. Кыштымова











Руководитель

Е.В. Пинясова




25.03.2016


Ф.И.О.


подпись


дата

Студент

А.С. Вопилова




25.03.2016


Ф.И.О.


подпись


дата





Абакан, 2016





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5

  1. Сергей Есенин и Анатолий Кыштымов 5

  2. Есенинские мотивы в лирике А. Кыштымова 6

    1. Использование средств художественной выразительности 6

    2. Роль цветописи в стихотворениях поэтов 8

    3. Роль звукописи в поэтических текстах Есенина и Кыштымова 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 15




















Введение


В истории русской поэзии Сергей Есенин занимает совершенно особое место как проникновенный лирик родной природы, которой он посвятил свое творчество. Родина и ее природа — с этими двумя темами связано все лучшее в лирике поэта: «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве».

В его творчестве сливается воедино любовь к Родине и любовь к ее природе:
«О, Русь -  малиновое поле

И синь, упавшая в реку –

Люблю до радости, до боли

твою озерную тоску».

Красота природы Хакасии сформировала поэтический мир Анатолия Кыштымова, он с детства был воспитан гармонией природы, самым естественным образом он ощутил себя частицей этой красоты:

И вот поляна, а на ней,

Жарки качаются кострами,

Где синь небес, в тени ветвей…

Перед судьбой и перед нами…

Основная проблема работы: рассмотрение взаимосвязи основных мотивов в раннем творчестве С. Есенина и А. Кыштымова.

Цель данной работы – выявление  закономерности есенинских   мотивов в лирике А. Кыштымова.

Для осуществления цели необходимо выполнить ряд задач:

1. Раскрыть самобытность творчества А.Кыштымова, показать нравственные ориентиры и идеалы автора, используя сведения из биографии поэта.

2. Проследить тесную связь его поэзии с родным краем.

3. Исследовать  литературу, посвященную поэзии Есенина и Кыштымова.

4. Проследить тесную связь поэзии Кыштымова с родным краем.

5. Провести сопоставительный анализ лирики Есенина и Кыштымова на примере нескольких стихотворений.

6. Сделать вывод  об особенностях поэзии А.Кыштымова.

4. Показать значимость произведений А. Кыштымова для современного читателя.

Методы исследования: сопоставительный анализ стихотворений Есенина и Кыштымова; метод анализа и синтеза при создании классификации лирики поэтов; лингвистический анализ поэтического текста; проблемный метод; наблюдение над языковым материалом поэзии Есенина и Кыштымова; эстетический анализ художественных текстов поэзии А. Кыштымова.

Объект исследования - творчество А.Кыштымова как самобытное и незаурядное явление в хакасской литературе.

Предмет исследования – стихотворения Сергея Есенина и Анатолия Кыштымова.

Актуальность:  Есенин – русский поэт  начала 20 века, а Кыштымов –хакасский поэт  середины века. Что сближает этих певцов Родины и природы? В чем секрет их поэтического унисона? Вот те немногие вопросы, которые невольно возникают, когда вслушиваешься в строки Есенина и Кыштымова.

















  1. Сергей Есенин и Анатолий Кыштымов



Почти все первые стихи Есенина посвящены описанию природы. Да и могло ли быть иначе — ведь молодой поэт с детства был окружен великолепием просторов и богатств родной земли. Есенинская поэзия ярка и красочна, полна звуков, запахов. Раздается белый перезвон берез, заливаются бубенцы, шумит камыш, полыхают зори, рощи кроют синим мраком, горит золотистая зелень, пахнет яблоками и медом, льют ели запах ладана — таков светлый и прекрасный мир природы у Есенина. Этот мир не бесшабашно-весел, в нем всегда где-то в глубине таится что-то грустное, что трудно выразить словами. Пожалуй, эта грусть— о непрочности, хрупкости всего земного. И потому все прекрасное в жизни становится еще ближе, понятней и дороже. Пейзажи Есенина глубоко народны, но не только потому, что им используются народные, фольклорные эпитеты, мотивы, образы. Народность Есенина кроется в особом творческом восприятии мира самим поэтом. В стихах его деревья, цветы, травы, реки, пашни исполнены жизни, все живет и говорит с героем.

Мир поэзии, созданный А. Кыштымовым, многоцветный, «калейдоскопный», раскрашенный в живые, чистые краски. Но среди них не встретишь фантастических, необычных расцветок и оттенков. Скромной, спокойной предстает перед нами кыштымовская природа, но от этого она ещё дороже и роднее для поэта и нас, читателей. «А. Кыштымов ...в полной мере обладал врождённой эстетической свежестью, такой свежестью, какую мы чувствуем, глядя на мокрую траву после дождя, он своеобразно воспринимал окружающий мир: времена года, дождь, пожилых людей, цветы и травы, облака...», - писал Г. Миронов, друг поэта. За кажущейся простотой кыштымовских стихов кроется глубокая мысль. Он не переставал думать о жизни, о явлениях, проходящих вокруг. Это подтверждает одна из притч, написанных поэтом: «Людям Бог дает солнце, а они прячутся от него под дерево. Людям Бог дает дождь - и они прячутся от него под зонтики, людям Бог дает смерть - и они ее принимают». И все же сквозной темой  его лирики является тема родной земли: малой Родины, неотделимой от России. Ее образы мы встречаем почти в каждом стихотворении, поэтическое  пространство переносится и в степи, и в тайгу, и в луга, и в горы….  


  1. Есенинские мотивы в лирике А.Кыштымова


2.1 Использование средств художественной выразительности


Проанализируем  стихотворения Есенина и Кыштымова с позиции использования  средств художественной выразительности. Для анализа выразительных средств возьмем два стихотворения (таблица 1):

Сергей Есенин

Прячет месяц за овинами

Желтый лик от солнца ярого.

Высоко над луговинами

По востоку пышет зарево.

Пеной рос заря туманится,

Словно глубь очей невестиных.

Прибрела весна, как странница,

С посошком в лаптях берестяных.

На березки в роще теневой

Серьги звонкие повесила.

И с рассветом в сад сиреневый

Мотыльком порхнула весело.

Анатолий Кыштымов

Лесные цветы

В тайгу вошел и замер, удивленный,

И, распахнув глаза, застыл на миг!..

Среди травы, резной, густо-зеленой,

Открылся мне калейдоскопный мир.

О, сколь цветов! В траве благоухая,

Росой звеня, горя земным огнем,

В стволы деревьев радуги бросая,

Вдруг отразились на лице моем!

Они, как бабочки, в тиши качались,

Цветные бабочки, на тонких стебельках,

И, солнце принимая, улыбались...

А пахли как! А пахли как!

Таблица 1

Средства выразительности

С. Есенин

А. Кыштымов


эпитеты

Желтый лик,

солнца ярого,

сад сиреневый

Среди травы, резной, густо-зеленой;

калейдоскопный мир;

земным огнем


сравнения

Прибрела весна, как странница,

Словно глубь очей невестиных

Они, как бабочки, в тиши качались


метафоры

По востоку пышет зарево;

Пеной рос заря туманится

На березки в роще теневой;

Серьги звонкие повесила

В стволы деревьев радуги бросая;

Росой звеня, горя земным огнем

олицетворение

Прибрела весна

Прячет месяц за овинами

Желтый лик от солнца ярого

О, сколь цветов!.. …солнце принимая, улыбались...




Развернутые метафоры, яркие сравнения  передают трогательное чувство любви и нежности к родине в равной степени у обоих поэтов. Свои  поэтические  впечатления поэты черпают в  образах природы, образах Вселенной; эти образы как бы объединяют человека, родину и природу.



2.2 Роль цветописи в стихотворениях поэтов



Люди живут в мире, где цвет имеет большое значение. Благодаря цвету в нашем сознании складываются различные образы. Среди множества словесно-изобразительных приёмов, используемых поэтами и прозаиками для воплощения своего видения мира, цветопись занимает огромное значение.

Творцы слова научились придавать слову многозначность, дополнять оттенки смысла. По словам Г.Р. Державина, поэзия – “ говорящая живопись”. В 1905 году А.А. Блок написал статью «Краски и слова», где говорил о том, что писатели не обращают внимания на зрительное восприятие. Он предсказывал появление поэта, который принесёт в поэзию русскую природу со всеми её «далями» и «красками». Этим поэтом стал Сергей Есенин. М.В. Матюшин впервые употребил сам термин “цветопись” в противовес термину “живопись. Цветопись – способ передачи цвета, красок окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи поэт может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя свое художественное произведение.

Мы обратили внимание на то, как много общего у Есенина и Кыштымова в использовании красок: голубой, золотой, красный, синий… можно еще перечислять. И это не случайно, потому что цветопись задает настроение стихотворения, его фон. Восхищение, любовь, грусть, нежность  невозможно передать разными красками. С помощью цветописи поэт может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя свое художественное произведение (таблица 2).

Таблица 2

Цвет

С.Есенин

А.Кыштымов



красный

Красной водой поливает восход,

Горит костер рябины красной


Духами «Красная Москва»

И все кругом красным-красно

Стоять мне с красненьким кустом



золотой

Роща золотая

закружилась листва золотая

Отговорила роща золотая

За горами, за желтыми долами

золотым лисенком завернулся месяц

давай, сворожу на кудрях их огненно-рыжих

листозвон золотой брошь к осеннему платью, раззолоченный нимб


синий

Только синь сосет глаза

И синь, упавшая в реку

Синий плат небес

Как синеют кругом небеса

Сине поле

Я парю над синим полем

Где синь небес, в тени ветвей…

голубой



Голубой пруд

Полыхающее голубым огнем

алое скатилось в голубую тьму

голубая стынь

я вышел к тебе, голубой и безбрежной

Залепетал безбрежно голубой


В творчестве А.Кыштымова картина мира создаётся путём смешения различных красок и цветов, но как основные можно выделить несколько цветов: белый, красный, синий, желтый (золотой, огненный), голубой. То же мы можем сказать и о поэзии Есенина, она вся наполнена цветом.


2.3 Роль звукописи в поэтическом тексте Есенина и Кыштымова



Своеобразна и звукопись стихотворений С. Есенина и А. Кыштымова. Неполная рифма делает максимально звучными те слова, которые образуют его семантическую канву, и, следовательно, является «говорящей» в тексте. Максимальная звучность создается звонкими согласными в стихотворении С.Есенина «Белая береза» [б], [л], [р], [з]: белая береза, принакрылась снегом, точно серебром, белой бахромой. Приглушенная звучность, иногда напоминающая шепот, создается звуками [с], [т], [п], [к]: на пушистых ветках, распустились кисти, обходя кругом, обсыпает ветки. В некоторых словах звукопись смешанная, и строки звучат приглушенно-звонко.

В стихотворении А.Кыштымова «Воспоминание о дождях»:

Пробежали дожди, протопали,

По асфальту протопали пятками.

Шли холодные, лили теплые,

И слепые, и непонятные.

Люди шли, забывая о зонтиках,

Под дожди подставляли головы...

Улыбались: «Что за экзотика!»

Говорили: «Как это здорово!»

Говорили, ловили радуги.

Пили дождь и пьянели бессовестно...

Шли дожди... Приносили радости.

Шли дожди... Уносили горести...

Шли дожди. То смешные, лохматые,

То тугие, в весеннем гуде.

Шли дожди... И дневные, мятные.

И ночные, влюбленным в губы...

художественные средства современные - стих раскован заменой точных рифм созвучиями и при свободной цезуре. Очень динамичен, экспрессивен, образен. Дождь воспринимается одновременно и как зрительный, и как слуховой образ, ведь поэт употребил аллитерацию. Звуки «ж», «ш» создают впечатление шума дождя, Вот они, в первой же строчке: «ПробеЖали доЖди...» А в следующей - звуки «л», «ль», «ли» создают впечатление плеска: «По асфаЛЬту протопаЛИ пятками». И оно еще более усиливается: «шЛИ хоЛодные, ЛиЛи тепЛые, и сЛепые, и непонятные...». Как будто дождь хлынул вовсю. И эти «шум» и «плеск» его не умолкают на протяжении стихотворения. Оба поэта используют прием звукописи в своем творчестве (таблица 3)

Таблица 3

Приемы звукопись

С.Есенин

А.Кыштымов

Аллитерация

1.Повтор соннорных согласных


2.Повтор согласных [с], [т], [п], [к]


Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.


Деревья расплетают косы,

И листья падают…Шурша

Упала осень на березы,

На стебелечки камыша

Ничего не надо от тебя,

Только бы на твой несчастный свет

Мне, впервые чувствую себя,

Все смотреть, смотреть, смотреть, смотреть …

Ассонанс

1.Повтор гласной «о»



2.Повтор гласной «а»


Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь


Как назвать мне для прекрасной Лалы

Слово ласковое «поцелуй»?



Люди шли, забывая о зонтиках,

Под дожди подставляли головы...

Вдали, вдали –

Дыхания не хватит,

Как стяг любви

Вдруг снова вспыхнет платье…


Аллитерация согласных звуков распространена в пейзажной лирике, так как данный прием передает звуки природы. Ассонанс позволяет передать внутреннее состояние лирического героя. Так повторение гласной «о» передает грусть, тоску, а повторение «а» наоборот – мечтательность, очарование, радость.

За этими приемами мы читаем о том, что дорого сердцу поэта, что важно ему донести из потайных уголков души. Это и любовь к Родине, и чувства к любимой. Близость звуко-цветового выражения, встречающиеся образы говорят о близком духовном переживании своей любви к родине.   И это понятно: оба поэта- выходцы из народа, жили в крестьянской среде. Народная жизнь со своими радостями и горестями, народное творчество повлияли на поэтический склад будущих поэтов.  Им близко истинно народное отношение к природе, к родному уголку. Отсюда и близкие образы природы, сплетение темы природы и родины в единое целое, потому что эти понятия, в принципе, неотделимы.  Секрет поэтического унисона прост: он – в складе души, во внутреннем единстве, хотя у каждого духовный настрой сложился, безусловно, самостоятельно.

 То, что в творчестве Кыштымова мы увидели есенинские мотивы, лишь доказывает  принадлежность поэта народу, как  истинно народного художника; посвященность его лирики  одним из самых  живых тем поэзии: теме Родины и природы. Наталья Марткачакова писала: “В силу территориальной, религиозной, устно-письменной судьбы русского и хакасского народов в поэтике С. Есенина и А. Кыштымова есть яркое сходство и отличительные черты. Природа, любовь, человек — ключевые слова их описательной поэзии”.























Заключение


Основная проблема, поставленная в начале данной работы, вопросы, связанные с ней находят своё решение. Подтверждением тому служит исследование, в ходе которого были получены следующие результаты:

- психология автора, его идеи и чувства воплощаются в картине мира произведений поэта путём использования различных художественных средств;

- распределение лирики поэта по темам также имеет тесную взаимосвязь с анализируемыми приёмами.

Методы, используемые в научно-исследовательской работе, позволили подойти к разрешению основной проблемы быстро и эффективно. Несомненно, подтверждается актуальность подобного изыскания в настоящее время. Обращение к литературному краеведению вызывает неподдельный интерес. Творчество малоизвестных авторов представляет собой целый пласт неизученного богатейшего материала, исследование которого представляется увлекательным видом работы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) есенинские мотивы в лирике Кыштымова доказывают  принадлежность поэта народу, как  истинно народного художника;

2) обращение к творчеству А.Кыштымова является актуальным, исследование его произведений может использоваться в научно- практической деятельности.

Хакасским Есениным называют на Родине Кыштымова. И это сравнение неслучайно. Есенинские мотивы явно присутствуют в его поэзии, особенно в раннем творчестве.







Список используемых источников:

http://abakan11.hop.ru/o_schools/musei_kisht.html

http://www.nbdrx.ru/chit/lm/souz/souz51.asp

1. Большой энциклопедический словарь. Издательство “Астрель”, 2008 год.

2. Цветопись в поэзии 19 начала 20 века./ letopisi.ru›index.php/

3. Цветомузыка. slovari.yandex.ru›

4. А.Л. Журавлев Звук и смысл. /classes.ru›grammar/169.Zhuravlev/

5. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета. – Вестн. Моск. ун-та –1988. – №3.

6. С. Есенин Снежные ветры, - Москва, «Советская Россия», 1985

7. Ю.Прокушев  Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. М., 1985г.

8. А.Захаров Поэтика Есенина. М., 1995г.

9. Кыштымов А. «Я не прощаюсь…»: Сборник стихов./ Анатолий Кыштымов; сост. Л.П. Катаева; художник А.М. Колмаков. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 96 с.

10. Кыштымов А. Листозвон золотой: Избранные стихотворения./ Анатолий Кыштымов; сост. и предисловие Ларисы Катаевой; художник Геннадий Степанов. - Абакан: Библиотека журнала «Абакан литературный», 2000.

11. Катаева Л. Чтоб не кончалась эта тайна…./ Лариса Катаева.// Хакасия - 2011. - 9 февраля, № 21. - с. 19

12. Катаева Л., Степанов Г. Поэзия живописи./ Лариса Катаева, Геннадий Степанов. - Абакан: книжное издательство «Семицветик», 2003. - 136с.

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!