Министерство спорта Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия
«Училище (техникум) олимпийского резерва»
Отделение | Физическая культура |
Специальность 49.02.02 Адаптивная физическая культура |
Квалификация | Учитель физической культуры |
Форма обучения | очная | Группа | 192 |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема | Есенинские мотивы в лирике А. Кыштымова |
| | | | | |
Руководитель | Е.В. Пинясова | | | | 25.03.2016 |
| Ф.И.О. | | подпись | | дата |
Студент | А.С. Вопилова | | | | 25.03.2016 |
| Ф.И.О. | | подпись | | дата |
Абакан, 2016
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
Сергей Есенин и Анатолий Кыштымов 5
Есенинские мотивы в лирике А. Кыштымова 6
Использование средств художественной выразительности 6
Роль цветописи в стихотворениях поэтов 8
Роль звукописи в поэтических текстах Есенина и Кыштымова 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 15
Введение
В истории русской поэзии Сергей Есенин занимает совершенно особое место как проникновенный лирик родной природы, которой он посвятил свое творчество. Родина и ее природа — с этими двумя темами связано все лучшее в лирике поэта: «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве».
В его творчестве сливается воедино любовь к Родине и любовь к ее природе:
«О, Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку –
Люблю до радости, до боли
твою озерную тоску».
Красота природы Хакасии сформировала поэтический мир Анатолия Кыштымова, он с детства был воспитан гармонией природы, самым естественным образом он ощутил себя частицей этой красоты:
И вот поляна, а на ней,
Жарки качаются кострами,
Где синь небес, в тени ветвей…
Перед судьбой и перед нами…
Основная проблема работы: рассмотрение взаимосвязи основных мотивов в раннем творчестве С. Есенина и А. Кыштымова.
Цель данной работы – выявление закономерности есенинских мотивов в лирике А. Кыштымова.
Для осуществления цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Раскрыть самобытность творчества А.Кыштымова, показать нравственные ориентиры и идеалы автора, используя сведения из биографии поэта.
2. Проследить тесную связь его поэзии с родным краем.
3. Исследовать литературу, посвященную поэзии Есенина и Кыштымова.
4. Проследить тесную связь поэзии Кыштымова с родным краем.
5. Провести сопоставительный анализ лирики Есенина и Кыштымова на примере нескольких стихотворений.
6. Сделать вывод об особенностях поэзии А.Кыштымова.
4. Показать значимость произведений А. Кыштымова для современного читателя.
Методы исследования: сопоставительный анализ стихотворений Есенина и Кыштымова; метод анализа и синтеза при создании классификации лирики поэтов; лингвистический анализ поэтического текста; проблемный метод; наблюдение над языковым материалом поэзии Есенина и Кыштымова; эстетический анализ художественных текстов поэзии А. Кыштымова.
Объект исследования - творчество А.Кыштымова как самобытное и незаурядное явление в хакасской литературе.
Предмет исследования – стихотворения Сергея Есенина и Анатолия Кыштымова.
Актуальность: Есенин – русский поэт начала 20 века, а Кыштымов –хакасский поэт середины века. Что сближает этих певцов Родины и природы? В чем секрет их поэтического унисона? Вот те немногие вопросы, которые невольно возникают, когда вслушиваешься в строки Есенина и Кыштымова.
Сергей Есенин и Анатолий Кыштымов
Почти все первые стихи Есенина посвящены описанию природы. Да и могло ли быть иначе — ведь молодой поэт с детства был окружен великолепием просторов и богатств родной земли. Есенинская поэзия ярка и красочна, полна звуков, запахов. Раздается белый перезвон берез, заливаются бубенцы, шумит камыш, полыхают зори, рощи кроют синим мраком, горит золотистая зелень, пахнет яблоками и медом, льют ели запах ладана — таков светлый и прекрасный мир природы у Есенина. Этот мир не бесшабашно-весел, в нем всегда где-то в глубине таится что-то грустное, что трудно выразить словами. Пожалуй, эта грусть— о непрочности, хрупкости всего земного. И потому все прекрасное в жизни становится еще ближе, понятней и дороже. Пейзажи Есенина глубоко народны, но не только потому, что им используются народные, фольклорные эпитеты, мотивы, образы. Народность Есенина кроется в особом творческом восприятии мира самим поэтом. В стихах его деревья, цветы, травы, реки, пашни исполнены жизни, все живет и говорит с героем.
Мир поэзии, созданный А. Кыштымовым, многоцветный, «калейдоскопный», раскрашенный в живые, чистые краски. Но среди них не встретишь фантастических, необычных расцветок и оттенков. Скромной, спокойной предстает перед нами кыштымовская природа, но от этого она ещё дороже и роднее для поэта и нас, читателей. «А. Кыштымов ...в полной мере обладал врождённой эстетической свежестью, такой свежестью, какую мы чувствуем, глядя на мокрую траву после дождя, он своеобразно воспринимал окружающий мир: времена года, дождь, пожилых людей, цветы и травы, облака...», - писал Г. Миронов, друг поэта. За кажущейся простотой кыштымовских стихов кроется глубокая мысль. Он не переставал думать о жизни, о явлениях, проходящих вокруг. Это подтверждает одна из притч, написанных поэтом: «Людям Бог дает солнце, а они прячутся от него под дерево. Людям Бог дает дождь - и они прячутся от него под зонтики, людям Бог дает смерть - и они ее принимают». И все же сквозной темой его лирики является тема родной земли: малой Родины, неотделимой от России. Ее образы мы встречаем почти в каждом стихотворении, поэтическое пространство переносится и в степи, и в тайгу, и в луга, и в горы….
Есенинские мотивы в лирике А.Кыштымова
2.1 Использование средств художественной выразительности
Проанализируем стихотворения Есенина и Кыштымова с позиции использования средств художественной выразительности. Для анализа выразительных средств возьмем два стихотворения (таблица 1):
Сергей Есенин
Прячет месяц за овинами
Желтый лик от солнца ярого.
Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево.
Пеной рос заря туманится,
Словно глубь очей невестиных.
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила.
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.
Анатолий Кыштымов
Лесные цветы
В тайгу вошел и замер, удивленный,
И, распахнув глаза, застыл на миг!..
Среди травы, резной, густо-зеленой,
Открылся мне калейдоскопный мир.
О, сколь цветов! В траве благоухая,
Росой звеня, горя земным огнем,
В стволы деревьев радуги бросая,
Вдруг отразились на лице моем!
Они, как бабочки, в тиши качались,
Цветные бабочки, на тонких стебельках,
И, солнце принимая, улыбались...
А пахли как! А пахли как!
Таблица 1
Средства выразительности | С. Есенин | А. Кыштымов |
эпитеты | Желтый лик, солнца ярого, сад сиреневый | Среди травы, резной, густо-зеленой; калейдоскопный мир; земным огнем |
сравнения | Прибрела весна, как странница, Словно глубь очей невестиных | Они, как бабочки, в тиши качались |
метафоры | По востоку пышет зарево; Пеной рос заря туманится На березки в роще теневой; Серьги звонкие повесила | В стволы деревьев радуги бросая; Росой звеня, горя земным огнем |
олицетворение | Прибрела весна Прячет месяц за овинами Желтый лик от солнца ярого | О, сколь цветов!.. …солнце принимая, улыбались... |
Развернутые метафоры, яркие сравнения передают трогательное чувство любви и нежности к родине в равной степени у обоих поэтов. Свои поэтические впечатления поэты черпают в образах природы, образах Вселенной; эти образы как бы объединяют человека, родину и природу. |
2.2 Роль цветописи в стихотворениях поэтов
Люди живут в мире, где цвет имеет большое значение. Благодаря цвету в нашем сознании складываются различные образы. Среди множества словесно-изобразительных приёмов, используемых поэтами и прозаиками для воплощения своего видения мира, цветопись занимает огромное значение.
Творцы слова научились придавать слову многозначность, дополнять оттенки смысла. По словам Г.Р. Державина, поэзия – “ говорящая живопись”. В 1905 году А.А. Блок написал статью «Краски и слова», где говорил о том, что писатели не обращают внимания на зрительное восприятие. Он предсказывал появление поэта, который принесёт в поэзию русскую природу со всеми её «далями» и «красками». Этим поэтом стал Сергей Есенин. М.В. Матюшин впервые употребил сам термин “цветопись” в противовес термину “живопись. Цветопись – способ передачи цвета, красок окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи поэт может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя свое художественное произведение.
Мы обратили внимание на то, как много общего у Есенина и Кыштымова в использовании красок: голубой, золотой, красный, синий… можно еще перечислять. И это не случайно, потому что цветопись задает настроение стихотворения, его фон. Восхищение, любовь, грусть, нежность невозможно передать разными красками. С помощью цветописи поэт может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя свое художественное произведение (таблица 2).
Таблица 2
Цвет | С.Есенин | А.Кыштымов |
красный | Красной водой поливает восход, Горит костер рябины красной | Духами «Красная Москва» И все кругом красным-красно Стоять мне с красненьким кустом |
золотой | Роща золотая закружилась листва золотая Отговорила роща золотая За горами, за желтыми долами | золотым лисенком завернулся месяц давай, сворожу на кудрях их огненно-рыжих листозвон золотой брошь к осеннему платью, раззолоченный нимб |
синий | Только синь сосет глаза И синь, упавшая в реку Синий плат небес Как синеют кругом небеса | Сине поле Я парю над синим полем Где синь небес, в тени ветвей… |
голубой | Голубой пруд Полыхающее голубым огнем | алое скатилось в голубую тьму голубая стынь я вышел к тебе, голубой и безбрежной Залепетал безбрежно голубой |
В творчестве А.Кыштымова картина мира создаётся путём смешения различных красок и цветов, но как основные можно выделить несколько цветов: белый, красный, синий, желтый (золотой, огненный), голубой. То же мы можем сказать и о поэзии Есенина, она вся наполнена цветом.
2.3 Роль звукописи в поэтическом тексте Есенина и Кыштымова
Своеобразна и звукопись стихотворений С. Есенина и А. Кыштымова. Неполная рифма делает максимально звучными те слова, которые образуют его семантическую канву, и, следовательно, является «говорящей» в тексте. Максимальная звучность создается звонкими согласными в стихотворении С.Есенина «Белая береза» [б], [л], [р], [з]: белая береза, принакрылась снегом, точно серебром, белой бахромой. Приглушенная звучность, иногда напоминающая шепот, создается звуками [с], [т], [п], [к]: на пушистых ветках, распустились кисти, обходя кругом, обсыпает ветки. В некоторых словах звукопись смешанная, и строки звучат приглушенно-звонко.
В стихотворении А.Кыштымова «Воспоминание о дождях»:
Пробежали дожди, протопали,
По асфальту протопали пятками.
Шли холодные, лили теплые,
И слепые, и непонятные.
Люди шли, забывая о зонтиках,
Под дожди подставляли головы...
Улыбались: «Что за экзотика!»
Говорили: «Как это здорово!»
Говорили, ловили радуги.
Пили дождь и пьянели бессовестно...
Шли дожди... Приносили радости.
Шли дожди... Уносили горести...
Шли дожди. То смешные, лохматые,
То тугие, в весеннем гуде.
Шли дожди... И дневные, мятные.
И ночные, влюбленным в губы...
художественные средства современные - стих раскован заменой точных рифм созвучиями и при свободной цезуре. Очень динамичен, экспрессивен, образен. Дождь воспринимается одновременно и как зрительный, и как слуховой образ, ведь поэт употребил аллитерацию. Звуки «ж», «ш» создают впечатление шума дождя, Вот они, в первой же строчке: «ПробеЖали доЖди...» А в следующей - звуки «л», «ль», «ли» создают впечатление плеска: «По асфаЛЬту протопаЛИ пятками». И оно еще более усиливается: «шЛИ хоЛодные, ЛиЛи тепЛые, и сЛепые, и непонятные...». Как будто дождь хлынул вовсю. И эти «шум» и «плеск» его не умолкают на протяжении стихотворения. Оба поэта используют прием звукописи в своем творчестве (таблица 3)
Таблица 3
Приемы звукопись | С.Есенин | А.Кыштымов |
Аллитерация 1.Повтор соннорных согласных 2.Повтор согласных [с], [т], [п], [к] | Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу. | Деревья расплетают косы, И листья падают…Шурша Упала осень на березы, На стебелечки камыша Ничего не надо от тебя, Только бы на твой несчастный свет Мне, впервые чувствую себя, Все смотреть, смотреть, смотреть, смотреть … |
Ассонанс 1.Повтор гласной «о» 2.Повтор гласной «а» | Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь Как назвать мне для прекрасной Лалы Слово ласковое «поцелуй»? | Люди шли, забывая о зонтиках, Под дожди подставляли головы... Вдали, вдали – Дыхания не хватит, Как стяг любви Вдруг снова вспыхнет платье… |
Аллитерация согласных звуков распространена в пейзажной лирике, так как данный прием передает звуки природы. Ассонанс позволяет передать внутреннее состояние лирического героя. Так повторение гласной «о» передает грусть, тоску, а повторение «а» наоборот – мечтательность, очарование, радость.
За этими приемами мы читаем о том, что дорого сердцу поэта, что важно ему донести из потайных уголков души. Это и любовь к Родине, и чувства к любимой. Близость звуко-цветового выражения, встречающиеся образы говорят о близком духовном переживании своей любви к родине. И это понятно: оба поэта- выходцы из народа, жили в крестьянской среде. Народная жизнь со своими радостями и горестями, народное творчество повлияли на поэтический склад будущих поэтов. Им близко истинно народное отношение к природе, к родному уголку. Отсюда и близкие образы природы, сплетение темы природы и родины в единое целое, потому что эти понятия, в принципе, неотделимы. Секрет поэтического унисона прост: он – в складе души, во внутреннем единстве, хотя у каждого духовный настрой сложился, безусловно, самостоятельно.
То, что в творчестве Кыштымова мы увидели есенинские мотивы, лишь доказывает принадлежность поэта народу, как истинно народного художника; посвященность его лирики одним из самых живых тем поэзии: теме Родины и природы. Наталья Марткачакова писала: “В силу территориальной, религиозной, устно-письменной судьбы русского и хакасского народов в поэтике С. Есенина и А. Кыштымова есть яркое сходство и отличительные черты. Природа, любовь, человек — ключевые слова их описательной поэзии”.
Заключение
Основная проблема, поставленная в начале данной работы, вопросы, связанные с ней находят своё решение. Подтверждением тому служит исследование, в ходе которого были получены следующие результаты:
- психология автора, его идеи и чувства воплощаются в картине мира произведений поэта путём использования различных художественных средств;
- распределение лирики поэта по темам также имеет тесную взаимосвязь с анализируемыми приёмами.
Методы, используемые в научно-исследовательской работе, позволили подойти к разрешению основной проблемы быстро и эффективно. Несомненно, подтверждается актуальность подобного изыскания в настоящее время. Обращение к литературному краеведению вызывает неподдельный интерес. Творчество малоизвестных авторов представляет собой целый пласт неизученного богатейшего материала, исследование которого представляется увлекательным видом работы.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) есенинские мотивы в лирике Кыштымова доказывают принадлежность поэта народу, как истинно народного художника;
2) обращение к творчеству А.Кыштымова является актуальным, исследование его произведений может использоваться в научно- практической деятельности.
Хакасским Есениным называют на Родине Кыштымова. И это сравнение неслучайно. Есенинские мотивы явно присутствуют в его поэзии, особенно в раннем творчестве.
Список используемых источников:
http://abakan11.hop.ru/o_schools/musei_kisht.html
http://www.nbdrx.ru/chit/lm/souz/souz51.asp
1. Большой энциклопедический словарь. Издательство “Астрель”, 2008 год.
2. Цветопись в поэзии 19 начала 20 века./ letopisi.ru›index.php/
3. Цветомузыка. slovari.yandex.ru›
4. А.Л. Журавлев Звук и смысл. /classes.ru›grammar/169.Zhuravlev/
5. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета. – Вестн. Моск. ун-та –1988. – №3.
6. С. Есенин Снежные ветры, - Москва, «Советская Россия», 1985
7. Ю.Прокушев Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. М., 1985г.
8. А.Захаров Поэтика Есенина. М., 1995г.
9. Кыштымов А. «Я не прощаюсь…»: Сборник стихов./ Анатолий Кыштымов; сост. Л.П. Катаева; художник А.М. Колмаков. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 96 с.
10. Кыштымов А. Листозвон золотой: Избранные стихотворения./ Анатолий Кыштымов; сост. и предисловие Ларисы Катаевой; художник Геннадий Степанов. - Абакан: Библиотека журнала «Абакан литературный», 2000.
11. Катаева Л. Чтоб не кончалась эта тайна…./ Лариса Катаева.// Хакасия - 2011. - 9 февраля, № 21. - с. 19
12. Катаева Л., Степанов Г. Поэзия живописи./ Лариса Катаева, Геннадий Степанов. - Абакан: книжное издательство «Семицветик», 2003. - 136с.
11