Исследовательская работа
«Теория поколений, дети центениалы»
.
2018 год.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………..…………….4-13
§ 1. Теория поколений ……………………………………………………4
§ 2.Дети центениалы .………………………………………………………5
§ 3. Исследование 3-х поколений.………………………………………6-8
Заключение……………………………………………………………….14-15
Список используемой литературы………………………………………16
Введение.
Актуальность моей проблемы дети XXI века:
« Какие они? Кто они? Наше настоящее и будущее? Как назовут его историки?.
Сегодня принято ругать молодежь. За то, что они не читают, не учатся, ни к
чему не стремятся, часами сидят перед компьютером, не уважают старших…
В этом есть и доля истины, насколько бы не были прекрасны отдельные
представители этой молодежи, но в массе своей они производят не самое
приятное впечатление. Их интересы, цели и стремления не понятны их
родителям – представителям поколений Х и отчасти Y – и вызывают
опасения у социологов и психологов. Какими они будут сегодняшние дети и
подростки, представители поколения Z? Чего нам ждать от тех, кто будет
после? Как они будут пробовать себя во взрослой жизни, и какое общество
они создадут для нас?
— Популярная нынче «теория поколений» возникла относительно недавно,
на стыке ряда дисциплин: экономики, демографии, истории, психологии .
В своей работе я хотела бы рассмотреть 5 поколений детей в России и
конкретно остановиться на поколении центениалов.
Основная часть
§ 1 .
Теория поколений создана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Они подробно изучили такое понятие, как «поколение». Адаптацию теории поколений для России в 2003—2004 году выполнила команда под руководством Евгении Шамис.
В основу данной теории лег тот факт, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, различаются. Это связано с тем, что ценности человека формируются не только в результате семейного воспитания, но и под влиянием общественных событий, в котором он находится в период взросления. Значение имеет все: экономические, социальные, технологические, политические факторы. Формирование ценностей происходит согласно данной теории примерно до 12—14 лет.
Сейчас в России живут представители следующих поколений (в скобках указаны годы рождений).
Величайшее поколение (1900—1923).
Молчаливое поколение (1923—1943).
Поколение беби-бумеров (1943—1963).
Поколение Х («Икс») (1963—1984).
Поколение Y («Игрек») (1984—2000).
Поколение Z «Зэд» (c 2000).
Остановимся на каждом поподробнее.
Величайшее поколение (1900—1923)
Базовые ценности людей, принадлежащих к данному поколению, формировались до середины 30-х годов прошлого века. На эти годы, как мы помним, пришлись революции, Гражданская война, коллективизация, электрификация. Их отличают трудолюбие, ответственность, вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, категоричность суждений. Если они о чем-то судят, то переубедить их в чем-то действительно очень сложно. Эти люди даже в преклонном возрасте, в 80—90 лет, готовы ходить по инстанциям, чтобы доказывать свою правду. Деньги для них ценностью не являются. Видимо, это объясняется тем, что деньги за время их жизни неоднократно обесценивались, становились бумажками, и люди много раз теряли все, что наживали.
Молчаливое поколение (1923—1943)
Ценности этих людей формировались до середины 50-х годов. Все мы помним этот интервал времени: Великая Отечественная война, сталинские репрессии, сначала разрушение страны, потом восстановление; открытие антибиотиков.
Понятие «семья» для них — святое понятие. Только в семье он может говорить на любые темы, обсуждать проблемы, потому что родные точно не предадут и не подведут. В остальных же местах они будут контролировать себя. Отсюда и название поколения — молчаливое. То, что в это время были открыты антибиотики, которые перевернули всю мировую медицину, внушило им безоговорочное уважение к врачам. Слова докторов — это закон, который не поддается обсуждению. Люди, принадлежащие к данному поколению, уважают законы, должности и статусы других людей, они очень законопослушны. Отдыху них часто связан с пополнением запасов, в шкафах соленья, варенья и консервы.
Поколение беби-бумеров (1943—1963)
События, оказавшие наибольшее влияние на формирование ценностейлюдей данного поколений: конечно, победа в Великой Отечественной войне, советская «оттепель», покорение космоса, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания.
Наименование поколение получило из-за послевоенного всплеска рождаемости. Они выросли в настоящей супердержаве.
Они верили в свою страну так, как не верили ни до них, ни после них, и верят, наверное, до сих пор. События, которые предопределили судьбу этого поколения, очень мощные. Эти люди — оптимисты, командные, коллективные люди.
На пик максимальной активности «бумеров» в 1960—1970-х годах откликнулась даже неповоротливая советская экономика. Именно тогда в стране появились сети специализированных магазинов «Свет», «Радио», «Охотник-рыболов» и другие.
Лучший спорт для них — это футбол, хоккей. Лучший отдых — туризм. В других людях они очень уважают любознательность. Сейчас представители этого поколения, «бумеры», достаточно активны, ходят в фитнес-центры, бассейны, осваивают новые гаджеты и интернет, ездят по другим странам в качестве туристов.
Поколение Х, или Неизвестное поколение (1963—1984)
Ценности: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.
Сейчас в бизнесе это самое многочисленное поколение. Это так называемое поколение с ключом на шее, дети, которые приучались к ранней самостоятельности, сами делали уроки, умели разогревать себе обеды, оставленные на плите. Их родители — «бумеры» считали, что чем лучше ребенок научится справляться с трудностями, тем проще ему будет жить. Поэтому они не облегчали жизнь своим детям и могли даже усложнять из педагогических целей. Ключ на шее — символ ранней самостоятельности. «Иксы» делают выводы, основываясь на собственном опыте, но при этом сильно ориентированы на мнение близких людей. Они, в отличие от предыдущего поколения, больше любят индивидуальные виды спорта — большой теннис, горные лыжи. Они очень дорожат временем, все время торопятся. Все компании, делающие бизнес на полуфабрикатах и фастфуде, должны быть благодарны своим появлением именно представителям поколения X.
Все дело в том, что представители поколения Х очень прагматичны, они понимают, что фастфуд — это не полезно, зато быстро. Также и при выборе лекарств они выберут более сильнодействующее, осознавая, что, возможно, это не лучший вариант для качественного выздоровления.
Что в это время происходит в мире во время взросления людей поколения Х? Закрытость страны, застой, холодная война, война в Афганистане, появление наркотиков, начало перестройки. А также такое важное явление пришлось на это время, как бум разводов. Семейные ценности в это время очень пошатнулись, многие женщины — представители данного поколения стали заниматься бизнесом, стремиться к самостоятельности.
Главная ценность «иксов» — иметь возможность выбора. Лучшая работа для них — та, которая позволяет проявить свои творческие способности. «Иксу» не обязательно все время менять работу, но постоянно реализовываться нужно. Патриотизм у представителей данного поколения выражен гораздо слабее, чем у предшественников, чтобы понятьпричины этого, достаточно еще раз взглянуть на перечень событий, пришедшихся на время их взросления. Для «икса» родина — это в первую очередь малая родина, или очень малая: семья, близкий круг друзей, тот, который он сам считает своим.
Поколение Y, или поколение Миллениум, Next (1984—2000)
Ценности: свобода, развлечения, результат как таковой. В систему ценностей этих людей также включены понятия «гражданский долг» и «мораль», «ответственность», но при этом психологи отмечают их наивность и умение подчиняться. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение.
В исследованиях поколение Y еще называют Поколением большого пальца в связи с тем, что сотовый телефон для них существовал практически всегда и эти ребята умеют очень быстро писать SMS. Они очень похожи на представителей Величайшего поколения, представители которого родились в начале прошлого века. Такие же категоричные. На время их детства и взросления пришлись распад СССР, теракты, военные конфликты, бурное развитие коммуникаций, цифровых технологий, интернета, мобильных телефонов. Скорости развития стали очень высокими. Наступила эпоха брендов.
Наркомания, табакокурение, алкоголизм вышли в ряд основных проблем, обсуждаются на самом высоком уровне, вплоть до межгосударственного. Наступила эра публичности — все вышло в телевидение и интернет. Еще один важный аспект — глобализация.
Важные особенности. Почти все представители поколения Y не приучены к самостоятельности, которая былаприсуща их родителям — «иксам» и дедушкам —«бумерам». Они выросли уверенными в собственной ценности. В связи с тем, что внешняя среда вокруг них менялась очень быстро в период их взросления, им стали присущи такие черты, как желание получать немедленное вознаграждение за проделанную работу, абсолютное неверие в отдаленную перспективу. Когда ему говорят, что надо поработать десять лет в организации, и твой труд будет вознагражден обеспеченной жизнью, он отвечает: «Какие десять лет? У нас может быть другая страна через десять лет. Ведь жизнь так быстро меняется. Десять лет назад не было ни смартфонов, ни быстрого интернета».
И он прав. Если для прежних поколений десятилетиями ничего не менялось (а для их предшественников — так и столетиями), в его жизни, кроме стремительных перемен, ничего не было. Он не знает другой жизни.
Еще один важный аспект для «игреков» — это мода, бренды. Даже спортом они занимаются не для того, чтобы победить, быть здоровым или лучше себя чувствовать, а потому, что это модно и приносит удовольствие.
Поколение Z (c 2000г.)
И, наконец, скажем немного о поколении людей, родившихся после 2000 года и продолжающих рождаться по сей день. Про это поколение пока известно немного, так как ценности даже самых старших представителей поколения Z в процессе формирования.
В основе самой теории поколений есть предположение, что поколения не только отличаются друг от друга, они еще и цикличны. Так, как было сказано выше, представители поколения Y чем-то похожи на «величайших». Есть также мнения, что поколение Z будет очень походить на «молчаливое поколение», которое появилось на свет перед Второймировой войной. Конечно, мы можем только предполагать, но если теория поколений верна, то они будут примерно такими же, как и те, чье детство пришлось на военные и послевоенные годы.
Какие глобальные события происходят сейчас, во время взросления детей из поколения Z? Мировой финансовый кризис, укрупнение бизнеса, создание торговых сетей.
Их молчаливость может быть обусловлена еще и повсеместным распространением различных средств связи, они делают выводы на основе информации, которую получили из интернета. Неуклонно сокращается доля живого общения с людьми в пользу виртуального.
Глава 2.
Подросток сегодня — центениал. Это не ругательство и не диагноз, это название поколения, моего поколения.
«В их голове каждый параграф учебника пронизан гиперссылками, как в „Википедии“»
Центениалы не знают жизни без компьютерных технологий, не расстаются с планшетами и смартфонами. Они постоянно пользуются приложениями и практически живут в интернете — но из-за этого не любят долго на чём-либо концентрироваться. Это поколение предпочитает смотреть, а не читать. В то же время благодаря обитанию в интернете центениалы стали невосприимчивы к рекламе вроде баннеров и спама.
Это поколение постоянно получает и переваривает огромные массивы информации, поэтому им необходимо уметь часто переключать внимание с одной задачи на другую и быстро принимать решения. В соцсетях подростки чувствуют себя как рыба в воде: точно знают, как набрать больше всего лайков под фотографиями и чем зацепить своих подписчиков.
«Поколение Z не делит мир на цифровой и реальный, их жизнь плавно перетекает на экран и обратно»
Центениалы чаще используют соцсети, где можно оставаться анонимным. Дети, выросшие в мультикультурной среде, оказываются самыми терпимыми и спокойными: они не обращают внимания на ваш цвет кожи или национальность. Они ценят стабильность, любят вещи, которые долго служат. Большинство из них — минималисты. Среди них мало пьющих и курящих.
Глава 3.Исследование 3-х поколений.
Я провела своего рода исследование трёх поколений . И всем задавала вопросы: 1.что характерно было для вашего времени?
2.что для вас ценно?
Результаты работы показали, что:
Поколение Х («Икс») (1963—1984) в лице моих родителей (мамы и папы).
Поколение моих родителей приходится поколению- х.
По словам моих родителей :Наше детство было с отцами, которые жаловали капитализм и с матерями-бюджетницами. Нам не прививали модной сейчас толерантности, нам не говорили, что промолчать лучше, чем сказать.
Наше детство было нестабильным: день слезы, день смех ,день - рожки без
масла, день - красная икра.
Мы выросли на шансоне, который когда-то нами ненавиделся, а теперь он
пахнет детством. На рейсовых автобусах из деревни до райцентра в 6 утра
- они были тогда чуть ли не единственными в области - эти пазики.
На областных санаториях, которые тогда еще были бесплатными.И сейчас мои сверстники, и те чья юность пришлась на те годы с ностальгией вспоминают жвачки, помнят их названия, хранят вкладыши. Тогда жвачку было не так просто достать, вкладыши были настоящим сокровищем для ребенка, ими обменивались, играли на них, коллекционировали.
Мы живем прошлым и идем в будущее наслаждаясь настоящим. К технике мы относимся как к устройству , из которого можно черпать нужную информацию . Мы закаленное поколение, перескочившее между двумя рубежами, неся огромный опыт на своих плечах. Это гораздо важнее нежели родиться и не прочувствовать всю жизнь начиная с походов без гаджетов и общения без мгновенной связи заканчивая новыми навыками и выработанным иммунитетом от лишней информации. Это огромный и богатый опыт и хотелось бы чтобы именно такой опыт передавался детям. Современное поколение мало что знает о жизни без телефона и прочих премудростей современного мира, да широко шагает, да новые но поверхностные идеи. А все потому что нет этой драгоценной кладези которую носит наше поколение. Часто я задаю детям вопрос что бы вы делали при таких или при таких условиях , например находясь в лесу, почти каждый скажет что откроет карту в телефоне или как то попытается связаться с внешним миром. Но реалия такова что телефон порой безнадежен и что же делать в этом случае? Нынешняя молодежь не знает предыдущего опыта и это печально. Местами разлагается поедая массы ненужной информации. Пытаясь быть в ногу со временем но при этом медленно деградируя.
Дети х - особенные люди. Необычные, нестандартные, непредсказуемые.
Они похожи на свое время, они закалены этим временем
Дети -х - удивительные люди. Они познали бедность и голод, и внезапное
богатство. Они жили в стране, которую никто не мог понять - ни умом, ни
разумом, ни сердцем.
Дети -х умеют сопротивляться и не бояться. Умеют ждать. И верить. Они
грубые и резкие.
Поколение Y («Игрек») (1984—2000) в лице моего научного руководителя
Да, у меня детство выпало на время Y. Считается, что на формирование его мировоззрения повлияли: перестройка, распад СССР, терроризм, войны (в Ираке, в Чечне и др.); международный финансовый кризис, повышение стоимости жилья и безработица; телевидение, поп-культура, развитие мобильной и интернет-связи, компьютерных технологий, социальных сетей,
.
Основное, чем характеризуется это поколение, – вовлеченность в цифровые технологии, философская парадигма нового тысячелетия (миллениума), новый виток разделения на либеральные и консервативные взгляды. Но главное, как говорят в рамках классической трактовки, – стремление оттягивать переход во взрослую жизнь, а на самом деле – концепция вечной молодости .
Моё поколение, выросших в 2000-е, с удивлением смотрит на юношей и девушек, родившихся в 2000-е.
А что будут с грустью вспоминать дети, которые родились и выросли в 2000-х годах, когда стало можно купить все? О жвачках и сладостях они вряд ли будут так же трепетно хранить воспоминания, ведь теперь этих товаров полно. С чем будет связана ностальгия по детству у современных детей?
О поколении современных детей говорят, что они родились с компьютерной мышью в руке. И действительно мы намного быстрее и успешнее своих родителей осваиваем технические новинки и привыкли, что все должно быть ярким, зрелищным и сенсорным.
Мы, родившихся в 2000-е, почти не смотрим телевизор, выбирая видео по своему вкусу или увлекаясь видеоиграми. Телефонным разговорам предпочитают обмен SMS, электронным письмам — текстовые диалоги в реальном времени, ведению блогов — социальные сети.
Мы поколение Z «связаны» между собой благодаря Интернету. Нам проще задать вопрос Google, чем собственным родителям.
Современные дети от 8 до 13 лет имеют собственное мнение о брендах. Для них бренды — это признак статуса. В подавляющем большинстве они разбираются в марках автомобилей и телефонов. Они — будущие сознательные потребители.
Основными ценностями этого поколения является личная индивидуальность и уникальность, мы будем создавать собственное пространство: новое искусство, новую литературу, новый театр и кино. И все это будет связано с новыми компьютерными и цифровыми технологиями.Наш минус — центениалы не любят долго концентрироваться. Среди детей и подростков распространяется синдром дефицита внимания и гиперактивность. Поэтому поколение Z предпочитает смотреть, а не читать. Им нужно уловить максимум информации в короткий срок.
Почему они такие невнимательные? Они глупее?
Нет. Центениалы учились в обнимку с технологиями и привыкли к перекрёстному изучению предметов. В их голове каждый параграф учебника пронизан гиперссылками, как в «Википедии». Кроме того, они привыкли думать глобально, потому что мгновенно получают информацию со всего света. Они хотят делать открытия, любят исследования и разработку.
Да, центениалы часто переключают внимание, но поэтому быстрее принимают решения. Поколение Z не любит возвращаться к одному вопросу несколько раз.
Что они умеют делать?
Это поколение, которое предпочитает увидеть. Общаясь в Сети, центениалы используют эмодзи, смайлы, картинки. И они умеют зацепить аудиторию. Подростки точно знают, по каким законам живёт информация и когда нужно публиковать снимок в Instagram, чтобы собрать больше лайков. Скажете, мелочи? А теперь представьте, что будет, когда эти подростки с чутьём на аудиторию выйдут на рынок. Прошлые поколения в пролёте.
А они что-нибудь ценят, кроме лайков?
Они, как никто, ценят безопасность. Поскольку это поколение, которое выросло в эпоху терактов и экономических кризисов, центениалы хотят стабильности, спокойствия и процветания. Им не нравятся одноразовые вещи, они хотят покупать то, что прослужит долго. Среди них модно быть минималистами.
У центениалов очень трезвые представления о жизни и о том, как добиваться успеха. Миллениалы мечтают, чтобы весь мир заметил, какие они прекрасные и замечательные. У центениалов нет таких иллюзий. Они собираются много работать и зарабатывать: 72% выпускников задумываются о предпринимательстве.
Заключение
На мой взгляд, теория поколений может показаться противоречивой. Ее можно признавать и следовать ее закономерностям. Можно критиковать и обвинять в недостатке подтвержденных наукой исследований. Однако нельзя опровергнуть факт, что наши родители , мы, рожденные после 2000-х – совершенно полярные генерации общества.
Поколение XXI века принято называть «центениалами», «поколением Z» или «homelanders». Центениалы – дети из эпохи технологий, интернета и межкультурной глобализации. Это поколение живет в виртуальном и реальном мире одновременно. А значит, в сознании поколения Z стираются грани между странами, нациями и культурами. Для них нет барьеров и запретов в освоении любой сферы деятельности, потому что они могут узнать об всех и всем из глобальной сети. Несмотря на бесконечный поток информации, в котором живет поколение Z, оно не теряет способностей выделять необходимые факты и знания. А наоборот, владеет «иммунитетом» к информационному мусору, рекламе и даже политической пропаганде.
Центениалы не живут идеалами и тяготеют к прагматичному подходу к жизни. Это можно отследить в их внешнем виде, в организации личного пространства, в отношении к деньгам. Дети этого поколения предпочитают носить удобные джинсы и кеды, в интерьере ощущать минимализм и практичность, тратить деньги на предметы жизненной необходимости, а не на накопление бессмысленной роскоши.
Дети-центениалы. В чем их сила?
Центениалы, буквально говоря, ловят информацию глазами, воспринимают ее как кадры из клипа. Поколение Z растет в информационно перенасыщенном пространстве. Тратить время на изучение многотомных талмудов центениалы себе позволить не могут. Поэтому увиденное поглощается ими намного быстрее и качественнее.
Заинтересованность в технологиях
Z-поколение растет в эпоху быстрого развития технологий. Их интерес к гаджетам уже не просто развлечение. Они заинтересованы в инновационных решениях, исследованиях и разработках, которые могут изменить весь мир.
Список используемой литературы:
1.Формула менеджмента. Практическое пособие начинающего руководителя / Тимур Дергунов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.
Опубликовано с разрешения издательства
11