Десять способов решения квадратных уравнений
Подготовила:
Нагаева Варвара
«Гимназия №14»
- Тема «Квадратные уравнения» очень увлекательна и интересна. Знание – сила, а поэтому умение решать данные уравнения различными способами пригодится как для общего развития, так и для применения своих умений на практике, к примеру, на экзамене. Главный плюс, по моему мнению – свобода выбора, право решать тем способом, какой кажется легче и понятнее, а значит и лучшие успехи и в учебе и в понимании материала.
Цель : 1. Изучить разные способы решения квадратного уравнения.
2. Рассмотреть практическую значимость темы.
Задачи: 1. Познакомиться с разными способами решения квадратных уравнений.
2. Проанализировать возможность использования этих способов в разных стандартных и нестандартных ситуациях.
3. Проанализировать использование разных способов решения квадратных уравнений моими одноклассниками.
4. Познакомиться с историей появления квадратных уравнений.
Методы: анализ и синтез.
Актуальность темы
Мы провели опрос старшеклассников:
- Надо ли уметь решать квадратное уравнение?
- Часто ли ты решаешь квадратное уравнение?
- Используешь ли ты при решении уравнений свойства коэффициентов?
Квадратным называют уравнение вида
ax 2 + bx + c = 0,
где х - переменная , а, b и с -некоторые числа, причем, а ≠ 0.
Квадратное уравнение называют приведенным, если старший коэффициент равен 1.
Полное квадратное уравнение – это уравнение ax 2 + bx + c = 0, у которого коэффициенты b и c отличны от 0.
Если в квадратном уравнении ах 2 + bx + c = 0 хотя бы один из коэффициентов b или с равен нулю, то его называют неполным квадратным уравнением .
Неполные квадратные уравнения бывают трёх видов:
1) ах 2 + с = 0, где с ≠ 0;
2) ах 2 + b х = 0, где b ≠ 0;
3) ах 2 = 0.
Корнем квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0 называют всякое значение переменной х, при котором квадратный трехчлен ax 2 + bx + c обращается в 0.
- Решить квадратное уравнение – значит найти все его корни или установить, что корней нет.
- Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне
- Квадратные уравнения в Индии.
- Квадратные уравнения в Европе XIII - XVII вв.
Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду
х 2 + b х = с,
при всевозможных комбинациях знаков коэффициентов b , с было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. М.Штифелем.
И лишь в XVII в. благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.
1) Разложение левой части уравнения на множители
2) Метод выделения полного квадрата
3) Решение квадратных уравнений по формуле
4)Решение уравнений с использованием теоремы Виета
5) Решение уравнений способом переброски
6)Свойства коэффициентов квадратного уравнения
7) Графическое решение квадратного уравнения
8) Решение квадратных уравнений с помощью
циркуля и линейки
9) Решение квадратных уравнений с помощью
номограммы
10) Геометрический способ решения квадратных уравнений
- 1) Разложение левой части уравнения на множители.
Решим уравнение х 2 + 10х - 24 = 0 . Разложим левую часть на множители:
х 2 + 10х - 24 = х 2 + 12х - 2х - 24 = х(х + 12) - 2(х + 12) = (х + 12)(х - 2).
Следовательно, уравнение можно переписать так:
(х + 12)(х - 2) = 0
Так как произведение равно нулю, то, по крайней мере, один из его множителей равен нулю. Поэтому левая часть уравнения обращается нуль при х = 2 , а также при х = - 12 . Это означает, что число 2 и - 12 являются корнями уравнения х 2 + 10х - 24 = 0 .
- 2) Решение квадратного уравнения графически.
х 1 = 1 ; х 2 = 100000/99999. 99999х 2 +100000х +1 = 0 а+с=в = х 1 = -1; х 2 = -1/99999 . х 2 - 7х +10=0 х 1 + х 2 = - b/a ; х 1 · х 2 = с /a х 1 + х 2 = 7; х 1 · х 2 = 10 х 1 = 2; х 2 = 5 " width="640"
- 3) После проведения опроса, результаты которого представлены в начале презентации, я решила, что немаловажно научится решать и с помощью свойств коэффициентов и теоремы Виета.
99999 х 2 + х - 100000 = 0.
а+в+с=0 = х 1 = 1 ; х 2 = 100000/99999.
99999х 2 +100000х +1 = 0
а+с=в = х 1 = -1; х 2 = -1/99999 .
х 2 - 7х +10=0
х 1 + х 2 = - b/a ; х 1 · х 2 = с /a
х 1 + х 2 = 7; х 1 · х 2 = 10
х 1 = 2; х 2 = 5
- 4) Геометрический способ решения квадратных уравнений.
Решим уравнение х 2 + 10х = 39.
Рассмотрим квадрат со стороной х, на его сторонах строятся прямоугольники так, что другая сторона каждого из них равна 2,5,
следовательно, площадь каждого равна 2,5 . Полученную фигуру дополняют затем до нового квадрата АВС D , достраивая в углах четыре
равных квадрата, сторона каждого из них 2,5, а площадь 6,25
Площадь S квадрата ABCD можно представить как сумму площадей: первоначального квадрата х 2 , четырех прямоугольников
(4 ∙ 2 = 10х ) и четырех пристроенных квадратов(6), т.е.
S = х 2 + 10х = 25. Заменяя х 2 + 10х числом 39, получим что S = 39+ 25 = 64, откуда следует, что сторона квадрата АВС D , т.е. отрезок АВ = 8. Для искомой стороны х первоначального квадрата получим
х = 8 – 2,5 – 2,5 = 3
- При решении квадратного уравнения не надо ограничиваться одним способом решения уравнения, который изучается в школьном курсе математике, а для каждой ситуации можно использовать свой способ решения. Особенно популярным способом является свойство коэффициентов квадратного уравнения и теорема Виета. Изучив материалы для подготовки к ГИА, я пришла к выводу: материалы содержат много квадратных уравнений, при решении которых можно использовать свойство суммы коэффициентов квадратного уравнения или теорему Виета. Этот способ позволяет сэкономить время при решении квадратных уравнений, а в некоторых случаях, избежать громоздких вычислений и даже использование калькулятора.
- Такая широкая тема позволяет всем желающим находить в книгах, научных журналах, сайтах все новые пути решения уравнений, создавать основу для дальнейших исследований в мире математики, получать необходимые интересующие сведения, применение которых на практике способствует развитию мышления и повышению уровня знаний учеников и студентов. Каждый из способов удобен по-своему, интересен и значим в общей копилке умений каждого.
- Мордкович А.Г. Учебник и задачник для углубленного изучения математики.
- 2. Окунев А.К. Квадратичные функции, уравнения и неравенства. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 1972.
- 3. Пресман А.А. Решение квадратного уравнения с помощью циркуля и линейки. - М., Квант, № 4/72. С. 34.
- 4. Соломник В.С., Милов П.И. Сборник вопросов и задач по математике. Изд. - 4-е, дополн. - М., Высшая школа, 1973.
- 5. Худобин А.И. Сборник задач по алгебре и элементарным функциям. Пособие для учителя. Изд. 2-е. - М., Просвещение, 1970.
- 6. И. С. Петраков. Математические кружки в 8-10 классах.- М.: Просвещение, 1987.
- 7. А. П. Савин. Энциклопедический словарь юного математика.- М.: Педагогика, 1989.
- 8. Г.И. Глейзер «История математики в школе»,- М.: Просвещение,1982