СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «Бурятская порода лошадей»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткая аннотация

 

        По инициативе нашего земляка Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева в 2009 году в  Шергольджин с Еравнинского района республики Бурятия завезены бурятские породы лошадей. Это наиболее приспособленные к нашим условиям лошади, за ними требуется минимум ухода, а разводить очень выгодно. Здесь даётся описание необходимых знаний про эту лошадь: зоотехническая характеристика, использование лошадей, уход за ними, рецепт изготовление кумыса из кобыльего молока, значение бурятской коновязи, значение лошади в буддийском искусстве. Представленная работа пригодится для разведения этой породы лошадей в нашем селе.

                                           

Просмотр содержимого документа
«конь в жизни бурята №1»

МОУ Верхнешергольджинская


Краевой конкурс творческих работ школьников

«Шаг в науку»


Группа «Юниор»

















Тема: «Бурятская порода лошадей»




Россия

Забайкальский край

Красночикойский район

село Верхний Шергольджин

Работу выполнили:

Дашицыренов Алдар

Тулёсонов Александр Бадмаевич

учащиеся 6-го класса

МОУ Верхнешергольджинской СОШ

Руководители: Аюшеева Ольга

Балдановна

учитель бурятского языка

почетный работник общего

образования РФ

Аюшеев Андрей Валентинович

учитель истории

МОУ Верхнешергольджинская СОШ



с. Верхний Шергольджин, 2011


Название работы: «Бурятская порода лошадей»

Фамилия, имя, отчество авторов: Дашицыренов Алдар

Тулёсонов Александр Бадмаевич

учащиеся 6-го класса

Адрес: Забайкальский край, Красночикойский район

село Верхний Шергольджин

МОУ Верхнешергольджинская СОШ

улица Центральная 53




Краткая аннотация


По инициативе нашего земляка Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева в 2009 году в Шергольджин с Еравнинского района республики Бурятия завезены бурятские породы лошадей. Это наиболее приспособленные к нашим условиям лошади, за ними требуется минимум ухода, а разводить очень выгодно. Здесь даётся описание необходимых знаний про эту лошадь: зоотехническая характеристика, использование лошадей, уход за ними, рецепт изготовление кумыса из кобыльего молока, значение бурятской коновязи, значение лошади в буддийском искусстве. Представленная работа пригодится для разведения этой породы лошадей в нашем селе.
























Название работы: Бурятская порода лошадей

Фамилия, имя, отчество авторов: Дашицыренов Алдар

Тулёсонов Александр Бадмаевич

учащиеся 6-го класса

Адрес: Забайкальский край, Красночикойский район, село Верхний Шергольджин

МОУ Верхнешергольджинская СОШ, улица Центральная 53




Аннотация


Цель данной работы: рассказать о бурятской породе лошадей


Методы исследования: изучение первоисточников, электронного учебника по бурятскому языку, опрос, интервью


Полученные данные:

- Зоотехническая характеристика бурятской породы лошадей;

- Использование лошадей, уход за ними;

- Снаряжение лошади;

- Значение бурятской коновязи;

- Изготовление кумыса;

- Лошадь в буддизме и буддийском искусстве.


Вывод: Население Шергольджина получат достоверные знания о бурятской породе лошадей. Эти знания пригодятся для их разведения.
























Название работы: Бурятская порода лошадей

Фамилия, имя, отчество авторов: Дашицыренов Алдар

Тулёсонов Александр Бадмаевич

учащиеся 6-го класса

Адрес: Забайкальский край, Красночикойский район, село Верхний Шергольджин

МОУ Верхнешергольджинская СОШ, улица Центральная 53




План исследований


Конь для бурят-монгола- это друг, богатство, оружие, радость и гордость. О конях буряты знают ну просто все. Любят и ценят буряты коней. Сколько ласковых слов придумано для коня, сколько сказок и легенд, сколько обычаев и традиций связано с конем! Буряты никогда не били и не ругали лошадей. Они были с человеком в радости и в горести, в жару и в холод, отвечая преданностью на любовь и верностью на заботу. Конь - умное и интеллигентное животное, священное для бурята. Он много знает и всё понимает. В бурят – монгольском языке больше всего слов, имеющих отношение к лошади. Бурят не мыслил себя без коня. Немыслимы без коня все главные обряды бурятов, будь то рождение ребёнка, свадьба или похороны, все важные события кочевой жизни так или иначе связаны с верным другом человека. Обиходные вещи бурятов часто имеют изображение коня, его копыт. Поэтому конь по праву возглавляет список пяти важнейших животных у бурят.

По инициативе нашего земляка Пандито Хамбо – ламы Дамбы Аюшеева в 2009 году были завезены в наше село бурятские породы лошадей. Лошадей аборигенной породы привезли из Еравнинского района республики Бурятия.

Перед населением встал вопрос: как приучать их для верховой езды, как ухаживать за ними?


Гипотеза: население Шергольджина будет разводить бурятскую породу лошадей, если получат достоверные сведения о них.


Задачи:

  1. Изучить по первоисточникам материалы о бурятской породе лошадей;

  2. Дать характеристику бурятской породе лошадей.



Характеристика первоисточников


  1. Алагуева В. Золотая книга о бурятах ( Конь в жизни бурята).


  1. Бабуева В.Д. Мир традиций бурят (Лошадь в традиционной культуре).


  1. Батуева И.Б. Буряты на рубеже ХIХ-ХХ веков (Лошади монгольской породы, использование лошадей, стрижка гривы и хвостов лошадей, названия лошадей по возрасту).


  1. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят (Конь в жизни бурята).


  1. Махачкеев А. Портрет иерарха. ХХIV Пандито Хамба Лама Дамба Аюшеев (Интервью о разведении бурятской породы лошадей и изготовлении кумыса).


  1. Зоотехническая характеристика бурятской породы лошадей. Части тела лошади. Дизайн и изготовление: типография Диважин дугана дацана

«Хамбын Хурэ», 2009 г.


7. Цыдынжапов Г.,Бадуева Е. Бурятская кухня (изготовление кумыса).

  1. Электронный учебник бурятского языка (Снаряжение лошади).



В книге Батуева И. Б. «Буряты на рубеже ХIХ-ХХ веков» говорится: «Лошади у бурят относились к местной породе монгольского типа. Они были небольшого роста, но зато очень крепкие и выносливые, хорошо приспособлены к суровым местным условиям, неприхотливы к кормам. Они могли довольствоваться круглый год кормом, который имелся в степи, стойко переносили зимнюю голодовку, очень ослабевали к весне, но зато быстро поправлялись с появлением свежей травы. Достаточно подробная и всесторонняя характеристика бурятской лошади имеется в архивных документах прошлого столетия. Так, в документе, относящемся к 1879 году «О доставлении сведений по вопросу об улучшении коневодства в Забайкалье» говорится: «Мы, родоначальники разных родов ведомства Агинской Степной Думы имеем честь объяснить: разводимые нами местные породы лошадей пропитываются подножным кормом, зеленью, ветошью. Без особенного ухода и потребностей летом и зимой не требуют конюшен и сараев, но между тем обладают крепостью, выносливостью… И для верховой езды, по лёгкости своей имеют превосходство перед лошадьми, привозимыми из внутренних губерний и Западной Сибири».

В книге Бабуевой В.Д. говорится: «В Бурятии встречаются лошади около 20 мастей. Наиболее типичные из них: хара (вороной), рыжий (зээрдэ), алаг (пегий), бурый (хYрэн), саврасый (хула), соловый (шаргал), чубарый (соохор), сивый (боро). В бурятском языке масти лошадей обозначаются также символами халюун, сагаан, соохор-хара, хYрин хээр, hаарал, буурал, сабидар, хYрин-хара алаг, юбуутай хара (со звёздочкой на лбу), ашагта зээрдэ, халтан боро, уhан хYхэ, YYлэн боро и т.д.

Достоинства коня подчёркивались в песнях, в фольклорных произведениях эпитетами: быстрый (хурдан), ябадалтай (ходкий), агта (отменный), шамбай (сильный), галдан (отличный), арбинтай-далантай (упитанный). Не обойдён вниманием и шаг коня: хатар (рысь), жороо (иноходь), оодор (галоп), дугшалга (мелкая иноходь). Возраст коня определяется по зубам (их 40). По возрасту новорождённый жеребёнок называется унаган, двухлетка – дааган, трёхлетка – гунан. Мерин трёхлетний – Yреэ, кобыла трёхлетняя – шYдэлэн, мерин четырёхлетний – хизаалан, пятилетний – hоёо hунгама морин (именно в 5 лет выпадают первые 6 зубов), жеребец – азарга, кобыла - гYYн. Коня, прожившего свыше 20 лет, называли «жалжагы гутал» (стоптанный башмак).

В давние времена буряты верили, что с рождением сына – баатора (в тот же час и минуту) рождается и аргамак, предназначенный для него: «баатарай тYрэхэдэ, хYлэг тYрэдэг».






Название работы: Бурятская порода лошадей

Фамилия, имя, отчество автора: Дашицыренов Алдар

Тулёсонов Александр Бадмаевич

учащиеся 6-го класса

Адрес: Забайкальский край, Красночикойский район, село Верхний Шергольджин

МОУ Верхнешергольджинская СОШ, улица Центральная 53





Научная статья

Зоотехническая характеристика бурятской породы лошадей. Бурятские лошади обладают крепкой конституцией, массивно развитым костяком. Характерной особенностью является несколько растянутое туловище. У большинства лошадей голова средняя, лоб широкий. Глаза небольшие, круглые и глубокосидящие. Рот чаще маленький, с толстыми губами. Шея в основном короткая и мускулистая, прямо и низко выходящая из туловища. Холка средняя, длинная и мускулистая. Лопатка преимущественно косая. Спина широкая, прямая, хорошо омускуленная. Поясница широкая, мускулистая и выпуклая. Круп спущенный, но достаточно широкий, с высоко приставленным мускулистым хвостом. Ноги правильно поставленные, достаточно сухие, прочные, с ярко выраженными сухожилиями. Копыта средней величины, правильные, с крепким рогом. Постановка ног широкая. Волосяной покров летом тонкий, с наступлением холодов вырастают длинные волосы, редко расположенные по всех поверхности тела, с мягким подшерстком, отчего лошади становятся мохнатыми. Грива, челка и хвости - густые и длинные, особенно у жеребцов. Это самая маленькая лошадь Сибири.

Масть бурятских лошадей весьма разнообразна. Наиболее типичные – серая, рыжая и гнедая. Реже бывают вороная, бурая, игреневая, мышастая, буланая и пегая. У лошадей гнедой и буланой масти часто на спине проходит темная полоса (ремень). Лошади бурятской породы могут иметь на лбу звёздочку без проточин небольшого размера. Если звёздочка с проточиной или пятно большое, значит, лошадь является поместной или улучшенной (лошадь-помесь). У лошадей бурятской породы обычно не бывает белин на ногах, но иногда встречаются лошади, у которых бывает белина от копыта до путового сустава. Если белина выше путового сустава, значит, лошадь является поместной или улучшенной (лошадь-помесь) или другой породы. Данное описание составлено на основе исследования, проведённых доктором сельскохозяйственных наук, профессором И.А. Калашниковым.

Какой же требуется уход за этими лошадьми? Вот что рассказали нам учитель истории Аюшеев Андрей Валентинович и Цыдыпылов Аюр Николаевич: « Эти кони маленького роста, сказочно красивые, все ими любуются. Они очень выносливые. Выдерживают скачки на большие расстояния. Уход требуется небольшой. Весь день пасутся сами. На ночь их пригоняем, потому что в лесу много волков. По утрам и вечерам даём немного сена и один раз в день – овса. Водим на водопой. Если мало сена, то кормим только овсом. Они неприхотливы к кормам. Эти лошади приспособлены к нашим условиям. Тёплой стайки не требуется, может ночевать в сарае или на улице. Это спокойные дружелюбные животные, хорошо поддаются дрессировке. Надеемся, что таких лошадей у нас в Шергольджине будет больше ».

При использовании лошадей для верховой езды, перевозки вьюков, для езды на санях и телегах нужны были различные приспособления. Сейчас мы расскажем о снаряжениях лошади. Конская сбруя. Узда – самое древнее средство управления конем. Одно из наиболее древних сведений об уздечках относится к ассирийским текстам. Самые ранние детали конской уздечки датируются третьим тысячелетием до нашей эры.

Сегодня существуют разные способы управления упряжными и верховыми животными: простые недоуздки для верблюдов, кольцо в носу для быков, верблюдов, узда для лошадей. Цель во всех случаях одна – наилучшее управление животным, подчинение его своей воле, а средства оказываются разными. Дело в том, что у нижней челюсти лошади зубы расположены не сплошным рядом, как у людей и большинства животных, пустым пространством между резцами, клыками и коренными зубами. Именно на этот беззубый край десен и на язык давят металлические удила.

Простая узда состоит из трех частей: оголовье ( или суголовье) из кожаных ремней, металлическая часть удил или трензеля (грызло), находящееся во рту лошади, и повод, идущий от удил к руке всадника

( жолоо).

Оголовье состоит из соединенных между собой ремней, цель которых – так укрепить удила, чтобы лошадь не могла их сбросить во время движения или при остановке, а также, чтобы они не натирали губы или язык. Соединяются между собой ремни с помощью различных блях, крючков и пряжек, типы и орнаментация которых служат хронологическим или этническим признаком.

Удила на самом раннем этапе изготовлялись из сыромятных ремней, затем заменились на металлические. Удила, вернее, грызло, та часть, которая лежит на беззубом крае челюсти и языка и состоит из двух или более звеньев.

Повод был ременным, иногда плетеным; прикреплялся к кольцу удил, проходящему сквозь центральное отверстие псалий или надевавшемуся на них.

Лошадь являлась основным транспортным средством в хозяйстве, в повседневном быту и во всех торжественных случаях семейной и общественной жизни.

Поэтому большое внимание бурятские мастера уделяли изготовлению и украшению конского снаряжения. Сделать красивое седло со стременами или другой предмет для коня каждый дархан считал самым почётным заказом, большой честью для себя, вкладывал в него всю душу, мастерство. Во всех районах Бурятии были свои мастера – седельщики.

Главное место в конской сбруе занимало седло. Впервые седла изобрели германцы; поначалу это были две плоские деревянные досочки, укрепленные на спине лошади и покрытые звериной шкурой. Усовершенствование седел в разных исторических эпохах и в разных географических точках земного шара имело свои особенности. Главной функцией седла было – облегчать и создавать удобства при верховой езде. Не простое дело сделать хорошее седло. У бурят различались три вида украшения сёдел серебряные, посеребреные и деревянные. Они служили своеобразным показателем социального положения владельца: серебряные для богачей, высокопоставленных лиц, посеребреные – для лиц среднего достатка, деревянные – для бедноты.

Для изготовления деревянного каркаса использовали берёзу – иногда лошадь сбрасывала его со спины, берёзовые же сёдла обладали особой прочностью. Это достигалось за счёт правильной сушки: заготовки держали в навозе, не снимая бересту до тех пор, пока она сама не отделялась. При такой сушке сок дерева оставался внутри, для придания особой прочности заготовку варили до приобретения красноватого оттенка. Деревянная часть седла (остов) состояла из берёзовых дощечек – полок – продолговатой полуовальной формы (хабтаhан), к которым прикреплялись две луки (бYYргэ) – передняя почти вертикальная, задняя несколько откинута назад. Аккуратно подогнав все детали, их склеивали, закрепляли кожаными ремешками, продетыми через небольшие просверлённые отверстия. Среднее расстояние между луками у мужских сёдел составляло около 30 см, у женских – 50 см. Это объяснялось тем, что даже во время беременности женщины могли ездить верхом.

На обоих концах боковых дощечек пробуривали по две дырочки для кожаных ремней – тороков (ганзага), это место прикрывали металлическими посеребреными бляхами.

Лицевые стороны лук большей части окрашивали красной масляной краской, которая символизировала « утреннее красное солнце подобно румяному цвету лица», древность рода владельца, его молодость, его здоровье. Некоторые мастера украшали лицевую сторону тонкими серебряными пластинами с чеканными орнаментированными узорами; торцевые края обкладывались костяными пластинками из рогов изюбра, оленя или же закрывались полосками серебряных пластин.

Подушки – сидения (маюза) – кусок толстого войлока выкраивали по форме остова и обтягивали сукном или кожей. Они прикреплялись к деревянной основе двумя серебряными круглыми бляхами (баабар) по две штуки с каждой стороны.

От нижнего края подушки по обе стороны свисали кожаные квадратные (20 – 30см) украшенные аппликацией или вышивкой тебеньки ( дэбэhэн), закрывающие место закрепления кожаных ремней, через которые продеты стремена, они также предохраняли ноги всадника от трения ремнем стремени.

При седлании коня первым на спину накидывается толстый войлочный потник. Потник особо не украшали, лишь обшивали по краям кожаной полоской, чтобы войлок не растрёпывался. На потник накидывали чепрак – хэжэм – кожаные или юфтевые прямоугольные накидки, предохраняющие бока лошади от трения. Некоторые чепраки представляли собой великолепные образцы прикладного искусства. Сёдла закрепляли на спине двумя подпругами, сплетёнными из конских волос. Подпруги перетягивали под брюхом лошади, поэтому они часто могли промокать. Волосяные подпруги при промокании не меняют своих размеров в отличие от кожаных, которые могут растягиваться или, наоборот, засохнув, стягивать кожу животного.

Буряты делали уздечки для повседневного пользования и нарядные. Так же, как седло, кожаные детали узды украшались белыми круглыми бляхами, которые эффективно выделялись на поверхности кожи. Выполняли они в этом случае двойную функцию – закрепляли, скрепляли детали и являлись украшением.

Кроме орнаментированных узоров, пространство металлических деталей заполнялись вставками из цветных камней – коралла, лазурита, богачи использовали для декора сбруи, кроме серебра, золото.

При быстрой езде все металлические детали издавали мелодичный звон, который был слышен издалека.

Ещё одна деталь, без которой нельзя представить любое седло, - это стремена. Материалом для изготовления стремян служили медь и железо. Монголо-язычным племенам издавна была известна одна общая форма с круглым или продолговатым основанием и высокой дужкой. На протяжении веков именно эта форма оставалась неизменной, стремена отличались друг от друга только по их декоративному оформлению. Бурятские мастера – седельщики использовали медные стремена, которые приобретались в Китае или Монголии. Ввиду их редкости и высокой цены они были доступны только состоятельным заказчикам. Для повседневных седел стремена делали мастера – кузнецы, основным материалом служило железо. Железо – прочный материал. Но он не обладает красотой благородных металлов. Чтобы украсить изделия из железа, применяли серебрение.

Использование лошадей на различных работах требует внимательного отношения к сохранению их копыт. Для предупреждения сильного стирания и повреждения копыт, а также предотвращения скольжения в зимнее время принято их подковывать. У многих народов появилась примета: найденная и прибитая над входной дверью подкова приносит счастье и достаток в дом, причём прибивали её вверх концами в виде чаши.

Весной, с наступлением тёплых дней, появлением первой зелени буряты, прежде чем выпустить лошадей на волю на всё лето, снимали им хвост и гривы, кроме жеребцов.

Лошадей использовали для верховой езды, перевозки грузов, для пахоты, работы на сенокосе, они давали мясо, молоко, из конского волоса делали крепкие верёвки. Шкуры лошадей употребляли для изготовления мешков, обуви, верёвок, ремней и сбруй. Не случайно богатство бурят, так же как и других скотоводческих народов, определялось в значительной мере количеством имевшихся у них лошадей. В настоящее время шергольджинцы начали разводить лошадей. Большая часть населения безработные, а лошадь большое подспорье в хозяйстве. В селе возрождаются три игры мужей. Лошадей для скачек готовят опытные табунщики из Монголии Энхэ Боолто и Хоос Баяр. Они каждый день их тренируют. Лошади эти выносливые, пробегают без остановок большие расстояния. Бурятские кони уже 2 раза приняли участие в летних скачках в городе Улан-Удэ. Ученик 7-го класса Марков Геннадий занял третье место. Проведение спортивных соревнований в селе поддерживает Хамбо лама..

А ещё Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев возрождает производство кумыса. Он считает, что в каждом бурятском селе должны его делать – это культура народа. В Шергольджине начали готовить кумыс, но ещё в малых количествах и только летом. Для его широкомасштабного производства требуется официальное разрешение от государственных органов. Целебный напиток из кобыльего молока пользуется особым почётом у бурят. Достоинства его общеизвестны. Прежде всего – прекрасное лечебное средство. Во – вторых, чудесный тонизирующий напиток. Высоки диетические и питательные свойства кумыса. Словом, он полезен во всех отношениях. Кроме того, кумыс относится к тем напиткам, которыми встречают почётного гостя. Высоко ценили его в старину. Необычайно широкой популярностью пользуется он и теперь. Технология его приготовления не сложная.

3 л процеженного кобыльего молока наливают в пятилитровую бутыль и добавляют 500-600 г хорошо промытого изюма. После этого бутыль ставится на 3-4 суток в прохладное место. Таким образом, закваска для дальнейшего приготовления кумыса готова. Затем на 3 л парного молока берут пол – литра готового кумыса, т. е. закваски, смешивают их. Через 3-4 суток получают лечебный диетический напиток – сэгээ (кумыс).

Буряты устанавливали поблизости от своих жилищ специальные столбы для привязывания лошадей. Коновязь устанавливались не только с практической целью, но и для проведения различных обрядов. Такие столбы носят название «сэргэ».

Являясь неотъемлемой частью народного быта, сэргэ до сегодняшнего дня считается одним из самых уважаемых и почитаемых предметов – символов, таких как белая пища, голубой хадак.

Водружали сэргэ сразу же по окончании постройки юрты на правой (мужской) части подворья. Изготовляли их обычно сами хозяева или близкие родственники. Они должны были быть очень прочными, для этого использовались части ствола лиственницы или берёзы, очищенные от коры, диаметром 12-18 см, высота над уровнем земли достигала до 2,5 м. Не разрешалось делать на них зарубки, тем более срубать их. Объяснялось это тем, что в коновязи видели место пребывания духа рода, семьи, ей оказывали такое же почитание, как духам очага, местности. При переносе жилища сэргэ оставляли на старом месте, они стояли там до тех пор, пока не разрушались временем. Водружение сэргэ было тесно связано со свадебными обрядами, с появлением новой семьи, нового дома. Сэргэ было связано с жизнью бурята от свадьбы до смерти. Отцовское сэргэ обычно оставалось у младшего сына, потому что он наследовал домашний очаг и отцовскую землю.

Бурятская пословица гласит: «Без собаки пастух глухой, без коновязи юрта степняка пуста». И не просто коновязью называли, а Алтан сэргэ, что означает Золотой столб.

Исходя из вышесказанного, сэргэ для бурята – скотовода являлось символом вечности жизни, продолжения рода, символом почитания старших, связи с Вечно Синим Небом.

Изображение лошади часто встречается в буддизме и буддийском искусстве. Ездовым животным многих божеств является лошадь, например, у Далха – хозяев местностей в Бурятии, догшид Хаягрива не только сидит верхом, но и имеет в короне голову коня.

В Бурятии, Монголии, Тибете встречаются изображения коня на полотнище ткани «хии морин» (воздушный конь). Его можно увидеть во дворе дома, развевающимся на высоком шесте (Тунка), в Баргузине хии морин устанавливали над домом, в Закамне уносили далеко в горы и вешали на ветви молодых деревьев. Когда кто – либо заболевал или ему постоянно сопутствовали неудачи, говорили: «Хии мориниинь дошоо хараа или хэлтээгээ» (Хии морин наклонился, смотрит вниз). Это значит, что его жизненная энергия не находится над головой, уменьшилась сила, исходящая от него.

Понятие «хии морин» означает также вдохновение: человека талантливого со светлой душой называют хии моритой хун, т.е. человек, обладаюший небесным (воздушным конём). Это мужская, добрая, благостная сила, не само божество, а добрый посредник между небом и человеком, связанный и с миром людей и с миром духов. «Хии морин» выполняли роль амулетов, приносящих счастье, здоровье, удачу. Так, с точки зрения буддистов его водружение – это не только благодеяние, но магический обряд. Здесь же на плоскости ткани начертана молитва о благополучии и изображены 8 буддийских символов – эмблем счастья (найман тахил), 7 драгоценностей (долоон эрдэни). Изображение коня, несущего на спине драгоценность (чиндамани) считается вариантом китайского коня с головой дракона, несущего на спине книгу закона. Тибетский, монгольский, бурятский «хии морин» вместо книги несут изображение чиндамани – трёх сокровищ триратны. Изображение крылатого коня (жигYYритэ морин), по мнению учёных, пришло в буддизм из индийской традиции, где он является конём божества Чакровартина, на котором тот за сутки успевает объехать весь мир.

В каждом дацане Бурятии сейчас хранятся матрицы (бар) с вырезанным изображением хии морин. Самыми известными барчинами в Бурятии считались ламы из Эгитуйского дацана Еравнинского района. Ткань, на которой делается по просьбе верующих оттиск, обрамляется с 4-х сторон полоской ткани и пришиваются три язычка (хэлэн). При выборе ткани и дерева, на котором вывешивается хии морин, учитывается гороскоп человека. В приложении приводится таблица, которую нужно знать при оформлении и совершении обряда вывешивания хии морин.

С появлением мотора и различных механизмов постепенно утрачивается былая роль лошади. Конечно, она не исчезнет с лица земли. Еще долго лошадь будет использоваться в домашнем хозяйстве, в геологических экспедициях, охотниками – в тех местах, где нет дорог для автомобилей. Надолго сохранится конный спорт: бега и скачки в той увлекательной форме, какая существует сейчас. Не утратит свое значение лошадь и как мясное животное.

Лошадь красива. Лошадь радует сердце и глаз человека. Конь и всадник остаются образцами, исполненными красоты, стремительности, совершенной пластики, силы и гармонии, как это было многие тысячелетия назад.












Литература


  1. Алагуева В. Золотая книга о бурятах. – Улан-Удэ: изд-во ОАО Республиканская типография, 2006.


  1. Бабуева В.Д. Мир традиций бурят. – Улан-Удэ: изд-во Улзы, 2001.


  1. Бабуева И. Б. Буряты на рубеже ХIХ-ХХ веков. – Улан-Удэ: Общественно – научный центр «Сибирь», 1992.


  1. Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. - Улан- Удэ: изд-во Улзы,2004.

  1. Махачкеев А. – Портрет иерарха: ХХIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев.-Улан-Удэ: типография «НоваПринт», 2010.


  1. Зоотехническая характеристика бурятской породы лошадей. Части тела лошади. Дизайн и изготовление: типография Диважин дугана дацана «Хамбын хурэ», 2009.


  1. Цыдынжапов Г., Бадуева Е. Бурятская кухня. -Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1991.


  1. Электронный учебник бурятского языка. Министерство образования и науки Республики Бурятия. Департамент образования АБАО. Студия «Сансар», 2006.





























Рецензия


на научно – исследовательскую работу учащихся 6-го класса Дашицыренова Алдара и Тулёсонова Александра Бадмаевича

Тема работы: Бурятская порода лошадей

Объём работы: 12 стр.

Заключение о степени соответствия выполненной работы предъявляемым требованиям: соответствует

Характеристика выполнения каждого раздела работы, степень использования учеником достижений науки, техники и передовых методов исследовательской деятельности. В состав работы входят следующие части: титульный лист, краткая аннотация, аннотация, план исследований, научная статья, литература и приложение. Два года тому назад в Шергольджин завезли бурятскую породу лошадей. Они сильно отличаются от местных пород. Новизна работы состоит в том, что до этого ещё никто не писал научно - исследовательскую работу о бурятской породе лошадей, о том, как за ними надо ухаживать, как их надо приучать и т. д. Во время исследования ребята нашли зоотехническую характеристику бурятской породы лошадей, им дал сам Хамбо лама Дамба Аюшеев. Старший брат Дашицыренова Алдара Цыдыпылов Аюр и учитель истории Аюшеев Андрей Валентинович ухаживают за этими лошадьми. Они тоже дали необходимые сведения об этих лошадях, особенно об уходе за ними. Во время исследования ребята прочитали много литературы, искали сведения в интернете, работали с электронным учебником бурятского языка. Рисунки лошадей и надписи ребята сделали сами без посторонней помощи. Фотографии сделаны во время тренировки лошадей. Ребята с удовольствием ухаживают за ними и мечтают принять участие в соревнованиях по скачкам в городе Улан-Удэ.

Перечень положительных качеств. Приобрели небольшой опыт в исследовательской работе, знают, как называется снаряжение коня, умеют управлять лошадью, тренируют их, помогают взрослым ухаживать за ними.

Перечень основных недостатков. Ребята затруднялись в оформлении работы, изменились требования

Отзыв о работе в целом. Работа востребованная, интересная, познавательная. Все материалы ребята нашли сами. Работа заслуживает положительной оценки и рекомендуется к защите.


Рецензенты: (Аюшеев Андрей Валентинович)

(Аюшеева Ольга Балдановна)



Просмотр содержимого презентации
«готовая исслед. работа»

Аннотация   Цель данной работы: рассказать о бурятской породе лошадей   Задачи: Изучить по первоисточникам материалы о бурятской породе лошадей; Дать характеристику бурятской породе лошадей.   Методы исследования: изучение первоисточников, электронного учебника по бурятскому языку, опрос, интервью   Полученные данные: - Зоотехническая характеристика бурятской породы лошадей; - Использование лошадей, уход за ними   Новизна , заключается в том, что впервые собраны и обобщены материалы на тему «Лошадь бурятской породы». Данные исследования имеют уникальный познавательный интерес.    Вывод: Население Шергольджина получат достоверные знания о бурятской породе лошадей. Эти знания пригодятся для их разведения.   1

Аннотация

 

Цель данной работы: рассказать о бурятской породе лошадей

 

Задачи:

Изучить по первоисточникам материалы о бурятской породе лошадей;

Дать характеристику бурятской породе лошадей.

 

Методы исследования: изучение первоисточников, электронного учебника по бурятскому языку, опрос, интервью

 

Полученные данные:

- Зоотехническая характеристика бурятской породы лошадей;

- Использование лошадей, уход за ними

 

Новизна , заключается в том, что впервые собраны и обобщены материалы на тему «Лошадь бурятской породы». Данные исследования имеют уникальный познавательный интерес.

 

Вывод: Население Шергольджина получат достоверные знания о бурятской породе лошадей. Эти знания пригодятся для их разведения.

 

1

2 Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев

2

Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев

3 затылок ганаш ноздри морда подборок шея горло плечо грудь предплечье коленный сустав пясть путовый сустав венчик Описание бурятской лошади

3

затылок

ганаш

ноздри

морда

подборок

шея

горло

плечо

грудь

предплечье

коленный сустав

пясть

путовый сустав

венчик

Описание бурятской лошади

4

4

5

5

6 Породы лошадей

6

Породы лошадей

7 Халтар

7

Халтар

8 Сагаан Саарал

8

Сагаан Саарал

9 Буурал

9

Буурал

10 Обучение коней

10

Обучение коней

11 Вождение коней по кругу после долгой пробежки

11

Вождение коней по кругу после

долгой пробежки

12 Лошадь, привязанная к коновязи

12

Лошадь, привязанная к коновязи

13 Конные скачки в с. Мурочи

13

Конные скачки в с. Мурочи

14

14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!