СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Исследовательская деятельность обеспечивает целостность учебной деятельности с деятельностью творческой, поисковой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников.»

Российское образование находится на пороге радикальных изменений, связанных с социально - экономическими преобразованиями. Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС НОО она существенно возрастает. В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?

Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели образования.

В стандартах второго поколения возникает понятие – универсальные учебные действия. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской и другими. В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться.

Необходимость развития УУД заключается в том, что позволяет школьнику проявлять себя как личность творческая, готовая решать жизненные проблемы, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике.

Формирование универсальных учебных действий, как нельзя лучше, обеспечивает организация исследовательской деятельности.

По определению И. А. Зимней и Е. А. Шашенковой, исследовательская деятельность - это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание…»

Исследовательская работа активизирует деятельность учащихся, делает восприятие учебного материала более активным, целостным, эмоциональным и творческим.

Таким образом, актуальность состоит в том, что исследовательская деятельность обеспечивает целостность учебной деятельности с деятельностью творческой, поисковой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Научно-методическая новизна заключается в создании системы формирования УУД через исследовательскую деятельность на уроках и внеурочное время.

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Начиная с 1 класса на уроках использую специальные игры и задания, которые позволяют активизировать исследовательскую деятельность ребёнка.

В 1 классе школьники учатся задавать вопросы, планировать действия, наблюдать и обобщать, знакомиться с приёмами рефлексии и самоконтроля. В процессе работы по образовательной программе на уроках математики мною были определены следующие задачи:

1)      определить причины трудностей, которые испытывают дети при выполнении заданий исследовательского характера;

2)      систематизировать задания исследовательского характера и апробировать их в самостоятельной практической деятельности.

Так, например, в структуру урока  включаю небольшие по объему работы, которые предлагаю отдельным группам учеников. Исследовательские задания на уроке математики могут выполняться на любом этапе урока, а также задаваться на дом.

На этапе открытия новых знаний  часто создаю проблемную ситуацию, в ходе которой обучающимся предлагается выполнить задание по новой теме самостоятельно, возникает проблема, обучающиеся сами должны найти поиск решения задания.

На этапе закрепления материала  использую логические задачи, задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений, а также решение магических квадратов, треугольников и прохождение по магическим лабиринтам, определение множеств, заполнение таблиц, работа с линейными и столбчатыми диаграммами.

Во 2 классе формирую умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты.

Для выявления проблемы нужно пробовать изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Для этого выполняются следующие упражнения: продолжи неоконченный рассказ, составь рассказ от имени другого персонажа.

Умение задавать вопросы является важнейшим умением для исследования. Ведь любое познание начинается с вопроса. На уроках предлагаю следующие задания: задай вопрос своему соседу по парте, угадай, о чём спросили. Ученик, вышедший к доске получает карточку с вопросом. Не читая вопрос вслух, он громко отвечает на него. Всем остальным нужно догадаться, какой был вопрос.

Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является умение давать определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать сочинение загадок. На уроках окружающего мира провожу с детьми разные опыты и эксперименты.

С 3 класса начинается обучение коммуникативному исследованию по плану: выявление проблемы, постановка цели, отбор материала, соотнесение собранного материала с темой и целью .

В этот период организуется подготовка детей к проведению самостоятельных исследований. На этом этапе дети получают элементарные представления о том, как вести диалог, выделить главное в материале, подготовить доклад.

Отрабатывая успешность исследовательской работы, её выводов и заключений, учу учеников правильно организовать свою работу. Это может быть работа как индивидуальная, так и групповая.

Исследовательская деятельность, организованная на уроке, оказывает прямое воздействие также и на внеклассную работу.

В нашей школе стало традицией проведение научно - практической конференции . Ребята моего класса ежегодно принимают участие не только в школьной конференции, но и в муниципальной. Участие детей в этих конференциях является итогом их и моей работы.

Второй год веду учебный курс "Учусь создавать проект". На таких занятиях мы учимся работать над проектом и умением их представлять.

В своей работе также активно использую экскурсии как вид исследовательской деятельности. Во время проведения экскурсий в природу особое внимание уделяю приобретению учащимися различных специальных навыков и умений, наблюдать природу, самостоятельно изучать, объяснять и предсказывать явления живой и неживой природы, ориентироваться на местности, читать план местности.

Результативность деятельности класса подтверждают психологические исследования психологом школы при диагностике с 1 по 3 класс. В настоящий момент в 3 классе мотивация к учению сформирована на хорошем уровне. С 42% в конце 1 класса до 61% в 3 классе. Изменились показатели сформированности УУД. Таким образом, результаты развития класса к настоящему моменту выше среднего. Кроме того результаты диагностики показывают, что уровень самостоятельности, организационных и коммуникативных умений значительно вырос.

Опытом своей работы охотно делюсь с коллегами. Мною были проведены открытые уроки и внеурочные занятия. Неоднократно выступала на семинарах, конференциях различного уровня.

Работая в данном направлении могу отметить повышение плотности урока, появление широких возможностей для осуществления индивидуального подхода, рост уровня обученности и воспитанности класса, социальное партнёрство, профессиональный рост в результате работы.

Таким образом, приобщение к учебно - исследовательской деятельности имеет обширный образовательный потенциал, так как - это лучший способ формирования универсальных учебных действий.

Своё выступление я хочу закончить словами В.А.Сухомлинского:

В душе каждого ребенка

                        Есть невидимые струны.

                        Если тронуть их умелой рукой,

                        Они красиво зазвучат.

                                                                                                                           


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!