СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведческая работа с обучающимися по сбору информации о земляках участниках ВОВ.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность»


Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Романовка

муниципального района Давлекановский район

Республики Башкортостан район




Республиканский конкурс краеведческих исследовательских

работ учащихся «Дорогами Отечества - 2017»




Номинация « Дети и война»







Тема работы

«Детство, обожженное  войной»




Подготовил: Малкина Анжелика

обучающаяся 9 класса

МОБУ СОШ д. Романовка


Руководитель:

Глазкова Любовь Александровна

Учитель истории и обществознания

Первой квалификационной категории

Контактный телефон: 89273234250

e-mail [email protected]

д. Романовка




2017 год

Оглавление


Введение

3

Глава 1. Прабабушка: ступени жизни

1.1. Детство

5

1.2. Трудовые годы

9

Глава 2. Послевоенные годы

2.1. Семья


11

2.2. Жизнь после войны

12

Заключение

14

Список источников литературы

16

Приложения

17






























Введение.

Каждую весну мы встречаем долгожданную Победу! Семьдесят лет отделяют нас от последних залпов Великой Отечественной войны. Но, несмотря на давность событий, потомки ветеранов войны и все россияне продолжают вспоминать героизм людей, которые отдавали свою жизнь за нашу возможность жить и радоваться миру. Данная тема сейчас является очень актуальной. В преддверии празднования семидесятилетия со дня победы, перед нами стоит очень важная задача сохранить память о наших предках.

Актуальность темы

Тема исследовательской работы «Детство, обожженное  войной» выбрана не случайно. Знание своих корней, знакомство с жизнеописаниями предков были и остаются важными составляющими человеческой жизни. Это обусловлено тем, что человек не существует в обществе изолированно, оторвано от других людей, а занимает строго определенную нишу. Какую именно? Во многом ответ на этот вопрос зависит от его социального происхождения, особенно, что касается предшествующих исторических периодов. Но и в современном мире, в условиях, когда люди достаточно легко изменяют свои позиции в обществе, социальное положении человека в обществе играет далеко не последнюю роль.

Цель работы: изучить главные события и основные этапы жизненного пути прабабушки, составить на основании вышеизложенного её жизнеописание.

Задачи:

  1. провести беседы с ближайшими родственниками бабушки, друзьями;

  2. изучить материалы (документы, фотографии), хранящиеся в семейном архиве;

3. показать, как отразилась война на судьбах тружеников тыла;

4. узнать, какой вклад внесли женщины - труженики тыла, приближая Великую Победу;

5. донести моим сверстникам правду о той жестокой войне и тяжелом труде, который лег на плечи наших прадедушек и прабабушек.

Гипотеза исследования:

Приступая к работе по данной теме, мы столкнулись с тем, что материал хранящийся в семейном архиве не систематизирован, носит разобщенный характер. Таким образом, считаем, что работа по поиску и систематизации сведений о судьбе моей прабабушки может быть эффективным средством пробуждения интереса к истории.

Методы исследования:

-беседа с прабабушкой;

-анализ исторической литературы и периодической печати;

- анализ и обобщение результатов.

Основные этапы работы:

- совместная деятельность с руководителями работы по подготовке материалов;

- выбор методов исследования;

-изучение исторической литературы, периодической печати, работа с материалами школьного музея;

- самостоятельная работа с полученными данными по Великой Отечественной войне;

- анализ полученных данных, их сопоставление;

- работа по подготовке исследованных материалов к оформлению, изучение творческих работ, создание электронной презентации.

В художественной и научной литературе имеется много работ по данной теме, которые я использовала. Я просмотрела и перечитала много книг о войне. Эти книги о мужестве и героизме людей, которые сражались за нашу Родину. Мне интересно было читать книги.

Тема, связанная с исследованием жизни людей, потому что наряду с подвигами советских людей на боевых рубежах, совершались не менее значимые трудовые подвиги в тылу, без которых была бы невозможна победа над фашизмом. Поэтому основной проблемой исследования выступает то, что к сожалению, наше современное поколение располагает недостаточными знаниями об этом самоотверженном, тяжелейшем труде женщин, подростков, стариков, которые не щадя себя, также приближали долгожданную победу. С одной стороны, она выстраивается на субъективных воспоминаниях и суждениях людей; с другой стороны, на объективных источниках, к которым, в первую очередь, относятся различного рода документы и воспоминания.

Мне захотелось больше узнать о военном времени, о людях, которые в ту страшную пору были детьми. Сейчас труженики тыла и есть живая история. Кто как не они являются свидетелями того жестокого времени, той бесчеловечной войны. Вот и моя прабабушка, как и все остальные перенесла все тяготы жизни военных лет.










Глава 1. Прабабушка: ступени жизни

1.1 Детство

9 мая– особый праздник для всей нашей страны. В этот день мы с благодарностью вспоминаем всех, кто одержал победу, всех, кто в глубоком тылу врага своим неимоверным трудом помогал приближать этот праздник –День Победы.

Я хочу рассказать о своей прабабушке– труженице тыла Гесслер Эмме Густовне, она родилась 5 декабря 1929 года в деревне Алексеевка Благоварского района БАССР, в немецкой семье Геслера Густава Александровича и Супперт Анастасии Иосифовны. (Приложение 1)

Родители Густава Александровича и Анастасии Иосифовны приехали в Башкирию с Крыма, так как здесь было намного спокойней и земля стоила дешевле. Добирались очень долго на лошадях, везли с собой скот, саженцы фруктовых деревьев, а так же семена турецкого табака. Сначала они остановились в деревне Розовка. Там стали жить и нажили в браке 9 детей, самым младшим из них и был отец моей прабабушки Густав Александрович.

Когда старшие братья Густава Александровича женились, он будучи маленьким оставался жить с родителями. В возрасте 19 лет на его жизненом пути встретилась его будущая жена Анастасию. В 1928 году родители Эммы Густовны решили поженится, по католическим обычаям их обвенчали в церкви. Жить они стали в доме отца и матери в д. Алексеевка.

В 1929 году родилась моя прабабушка Эмма Густовна, она была самой старшей в семье Гесслер. Следом за ней в 1931 году на свет появился брат Александр, а потом в 1935 году и сестра Мария. Мария родилась очень слабенькой, часто болела и в 1937 году заболев воспалением легких умерла. Спустя год появился самый младший в семье ребенок Фридрих. После родов мама сильно болела и долго пролежала в больнице. Отцу было тяжело смотреть за детьми ведь нужно было ходить на работу. Денег постоянно не хватало, резная кровать, стол и ружье отца купленное им для охоты, были проданы. Всеми силами он пытался прокормить свою семью как мог. Наконец Анастасии Иосифовне полегчало и она вернулась домой.

Когда началась коллективизация вспоминает прабабушка, у ее родителей забрали почти всю скотину. Осталась только одна телочка, которая на тот момент была очень больна. На этом несчастья в нашей семье не закончились, они только начинались. Однажды из города приехали начальники, они осматривали все дома в деревне и выбрали наш дом. Дом был деревянный, большой с широкими окнами, крыша была покрыта железом, это был самый хороший дом в деревне. Во дворе находился большой погреб стены которого были выложены камнями. В доме решено было сделать маслозавод. Вот так семья моей прабабушки и осталась без крыши над головой. Густав Александрович решил продать последнюю телку и уехал в другую деревню. В д. Варовка они купили на вырученные деньги летнюю кухню и амбар. Потихоньку начали строить новый дом.

Незадолго после рождения Фридриха в 1938 году произошло самое страшное событие, которое перевернуло всю жизнь семьи Гесслер. Однажды, неожиданно в дом ворвались солдаты в форме НКВД, держа в руках оружие. Родители Эммы Густавны испугались, стали спрашивать а что же произошло, но в ответ ничего не услышали. Солдаты обыскали весь дом, все было перевернуто вверх дном. Самый главный из них спросил:

-Где ваше ружье, кровать и стол?

-Продал, когда болела жена -ответил Густав, и назвал всех кому продал вещи.

Тогда ему велели собрать вещи на три дня и следовать за ним. Анастасия Иосифовна хотела подойти к мужу и обнять его на прощанье, но один из солдат оттолкнул её и ударил прикладом ружья в грудь. Анастасия Иосифовна упала от удара на пол, последнее что она услышала от мужа это были слова уходить от сюда обратно в Розовку к своим родителям. Когда пришло время кормить Фридриха молока в груди не было вместо него шла кровь. Взяв детей в охапку мы пошли к деду Иосифу в Розовку.

Мама каждый день ждала возвращения отца, готовила ему обед и на ночь оставляла его в печки, а утром просыпаясь делила его между нами. Однажды в дом пришла соседка и рассказала что отца увезли на машине «Черный ворон» с ним была и его сестра. Это означало что теперь наш отец был врагом народа, и вся его семья.

Дом в Варовке пришлось продать, купили маленький домик рядом с дедом Иосифом в Розовке. В школу приходилось ходить далеко в Варовку. Из-за отсутствия одежды училась только два месяца весной и два месяца осенью. Сумка моя была сделана из мешка, а вместо тетрадей использовали дощечки. Так как раньше школа в которой я училась была на немецком языке, попав в русскую школу мне было очень тяжело. Хорошо, что у нас была тетя Лиля, жена маминого брата Адама, она то и научила меня разговаривать и писать на русском языке. Учится мне очень нравилось, так я окончила четыре класса. В 1940 заболел Фридрих и умер. Осталась только я и брат Александр.

Прабабушкино детство было нелегким, так как их семья была немецкой перед ними встали огромные трудности. Маленькой девочкой она испытала много боли и горя. Когда они находились с классом в поле убирала рож низко над землей пролетел самолет и сбросил листовки, на которых было написано 22 июня 1941 год началась Великая Отечественная война. Старая учительница Валентина Павловна позвала нас всех к себе и сказала , кончилось мирное время ребята и ваше детство тоже. Бабушка часто вспоминает о своём детстве, несмотря на все ужасные события, которые с ней происходили, она говорит о своём детстве с любовью и трепетом.

Детство бабушки прошло в военные и послевоенные годы. Все мы знаем, как тяжело складывалась жизнь у простого населения в эти годы. В детстве бабушка много трудилась, времени на игры и развлечения было не много.




1.2. Трудовые годы

Детство прошло быстро, пришлось рано повзрослеть. Уже в пятнадцать лет бабушка начала работать на поле убирали лен, обдирали верхушку, клали в ведро а стебли собирали в снопы. Из льна делали веревки для фронта. Затем она устроилась работать дояркой в местном колхозе. Доила молоко и делала из неё брынзу. Дома в свободное от работы время вязала носки, перчатки и варежки.

Так же для солдат шили кисеты и набивали их табаком. Табак сеяли, потом листья мелко резали и сушили их на солнце, получалась отличная махорка. В войну табак стоял дорого, его можно было обменять на одежду, еду и даже деньги.

Еще за годы войны прабабушка работала почтальоном. Она носила по деревням похоронки приходившие с фронта. Очень тяжело было отдавать людям письма , многие зная о том что она немка часто винили ее. Проходя по русским деревням люди встречались всякие можно было услышать в след грубые слова, или получить удар камнем в спину. За прабабушку заступился председатель местного колхоза дядя Ваня. Его вернули с войны так как у него было тяжелое ранение и ему ампутировали ногу. Он велел все похоронки приносить ему в контору, а потом сам их раздавал.

Самыми тяжелыми были 1941-1942 годы всех мужчин отправляли на фронт, в деревне оставались только женщины, дети и старики. Мою прабабушку всегда отличали такие черты характера, как трудолюбие, ответственность, организаторские способности.

Прабабушка всегда старалась делать всё отлично, добиваться высоких результатов, несмотря на то что как клеймо над ней висело то что она дочь врага народа. Всю войну немцы были под надзором, раз в месяц нужно было отмечаться в сельсовете. Без разрешения нельзя было даже выйти за пределы своего колхоза. В 1944 году 1 апреля прабабушка была отправлена на работу в колхоз Россия. Там они травили зерно, сначала набирали его в мешки, а потом увозили. Там она проработала 4 месяца, получила хорошую зарплату но в ходе хим прополки отравилась и попала в больницу. Домой она приехала еще совсем слабая, и только дома узнала что детям до 18 лет запрещено там работать. Но за неё некому было заступится, «я дочь врага народа» повторяла Эмма Густовна.

Всю осень прабабушка болела, только к весне немного оклемавшись с тала помогать своему деду Иосифу делать махорку для фронта.

В марте 1941 года они снова вернулись в Алексеевку, ее маму взяли работать в колхоз конюхом, она возила сено и салому на ферму. Купили маленький домик у местного пастуха.

9 мая 1945 года в самый разгар посевной прабабушка находилась в поле. Вместе с бригадой девчат на быках сеяли пшеницу, и тут в небе над их головами появился самолет и выкинул листовки. В них было написано что война закончена, сколько было радости все обнимались и плакали. Это были слезы радости ведь мы все так долго этого ждали. Верхом на коне прискакал бригадир и сказал, что 9 10 мая объявляются выходными днями.













Глава 2. Послевоенный период

2.1 Семья

В 19 лет прабабушка первый раз вышла замуж, но как зовут никогда на кому не рассказывала. Прабабушка говорила только о том, что он ее очень сильно обидел. В 1950 году от первого брака родился сын Пётр.

Когда бабушке из исполнилось 36 лет на ее жизненном пути встретился мой прадедушка Мумбер Егор Иванович (Приложение 2). Бабушка вышла замуж по огромной любви. После свадьбы бабушка и дедушка переехали в д.Березовку Давлекановского района, в то время была всего одна улица, они поселились в небольшом доме. У него умерла жена и осталась семеро детей. Прабабушка всей душой полюбила его детей и воспитывала их как своих. Муж оказался очень добрым и хорошим человеком. Когда она болела, он ухаживал за ней, проявлял огромную заботу, переживал за неё всем сердцем, что она не смогла не влюбиться.

Первой трагедией в семье стала смерть первого ребёнка, это был мальчик, затем родилась совместная девочка, ее назвали Валентиной. На тот момент прабабушке было уже 42 года. Она с самого детства мечтала о большой и дружной семье, большой опорой в эти трудные годы стал муж, беда не разлучила их, а только укрепила их союз.

Счастью не было границ, но, тем не менее, бабушке снова пришлось идти на работу, она провела в декретном отпуске всего сорок дней. Жизнь становилась в прежнее русло.

Бабушка понимала, что для того чтобы обеспечить своих многочисленных деток всем необходимым, ей нужно много работать. Поэтому дома так же разводили большое хозяйство, были коровы, бараны, лошади. Дети приучались к труду с детства, каждый ребёнок имел определённые обязанности. Кто-то занимался уборкой дома, кто-то помогал на улице, самые младшие пасли уток и гусей.

Прабабушка вспоминает, смеясь, как самый младший сын, увидев, как уточки купаются в луже, подумал, что они тонут, и с желанием спасти их начал кидать в них камни, чтобы выгнать из воды. В итоге, утки вышли из воды целыми и невредимыми.

Мечта бабушки осуществилась, ведь у неё крепкая и дружная семья, отношения между детьми складываются на уважении и любви друг к другу. В этом и есть истинное счастье матери.

2.1. Жизнь после войны

В послевоенный период прабабушка пошла работать на ферму дояркой (Приложение3). Бабушка активно принимала участие во всех соревнованиях и не раз побеждала, подтверждением этого являются многочисленные награды, она была награждена медалью «Ударник пятилетки» , Ветеран труда.

Работа доярки одна из сложных. Рабочий день начинался в пять утра, доярки сами носили силос, огромные корзины с сеном. Их работа заключалась не только в том, чтобы подоить коров, они должны были накормить каждую, ухаживать за ними. Приходили на работу три раза в день, не считая дежурств. Всего каждой доярке нужно было подоить сто пятьдесят коров в день. Благо в коллективе царила дружба и взаимопомощь, поднимать огромные корзины было тяжело, тогда на помощь приходили другие доярки, но и они были не всегда рядом. Бабушка всегда старалась делать всё отлично, добиваться высоких результатов, она понимала важность своей профессии, ведь действительно, молоко, которое выпускал колхоз, имело очень значительную роль.

О трудовых подвигах прабабушки помним не только мы, родные и близкие, приятно осознавать, что о моей бабушке помнят, поздравляют с праздниками, присылая различные открытки от местных властей.

Прадедушка умер в 2008 году, он тяжело заболел раком. Дедушка умер спустя некоторое время, после того, как они переехали в новый, более большой дом, который они сами построили. До смерти он много лечился, но оказалось, врачи лечили его не от той болезни. Бабушка осталась одна, дети к этому времени выросли.

Самой большой радостью для бабушки являются дни, когда собираются все дети и внуки вместе, к сожалению, это бывает в последнее время не часто, ведь многие учатся и живут в больших городах, далеко от нас. Но раньше мы каждую субботу любили собираться у нашей бабушки, она готовила различные вкусности, это у неё очень хорошо получается, и рассказывала нам много интересных историй из прошлого. У прабабушки всегда можно попросить совета, она всегда даст верный, ведь у неё богатый жизненный опыт.

Можно сказать о том, что моим воспитанием так же занималась прабабушка, ведь родители, уходя на работу, оставляли меня на присмотре у бабушки. У бабушки не только много детей, но и внуков не сосчитать.

Но она никогда не забывает поздравлять С Днём рождения, девочкам на 8 Марта обязательно приготовит какой-нибудь подарок, а мальчикам на 23 февраля. Каждого поздравляет с окончанием школы, с получением аттестата или диплома. Мы, внуки, в свою очередь тоже никогда не забываем поздравлять нашу прабабушку, всегда помогаем ей.

О своих успехах я всегда делюсь в первую очередь с ней. Она именно тот человек, который вызывает во мне восхищение. Много тёплых слов можно сказать о ней, но самое главное то, что я люблю её и горжусь тем, что я её правнучка. Сейчас она живет в городе Давлеканово у своей дочери Вали.








Заключение.

Целью нашей работы было составление достаточно детального жизнеописания моей прабабушки. Я изучила основные события и этапы её жизненного пути, по ее рассказам и документам особенно, что касается трудовой деятельности. Я считаю, что цель моей работы достигнута. На сегодняшний день я четко представляю себе биографию бабушки, что помогает мне лучше сохранить память о ней, а возможно даже, и передать ее следующим поколениям.

Задачи поставленные в работе были выполнены, мне удалось узнать о судьбе моей прабабушки из бесед с моими близкими. Из рассказов прабабушки можно сделать вывод о том, что труд женщин и детей в годы войны принес неоценимый вклад в Победу. Данная работа позволила узнать и рассказать о своей прабабушке - труженице тыла и ее семье, а так же показать ту правду о той страшной войне, которая коснулась людей того времени.

Работа развивает интерес к истории села, воспитывает уважение к людям, подарившим нам мирное время.

Беседуя Эммой Густавной, я отметила нежелание вспоминать о тех страшных годах. Объясняет она это тем, что вспоминать это тяжело и больно. Она как бы заново переживает то страшное, тяжелое время.

Самое главное я поняла, что все уходит в историю: страдания людей, разруха, голод. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Сегодня рядом с ветеранами, тружениками тыла мы - их внуки, и правнуки. И связь поколений никогда не прервется.

Женский подвиг в годы войны всегда будет достоин восхищения и гордости у молодого поколения.

Я верю, не прервется нить, связывающая поколения нашей семьи, и в моих детях и внуках будет жить бесконечная любовь к родителям, к своему родному краю, к великой России. «Человек без прошлого, что дерево без корней» гласит народная мудрость, и я полностью с этим согласна. Ведь именно через биографии, через свидетельства близких людей можно понять и представить прошлое своей страны, строить свое будущее.
























Список использованных источников и литературы

  1. Периодическая печать «Наша жизнь»

  2. Архив семьи Мумбер и Гесслер

3. Центр Гениологических исследований http://rosgenea.ru/alf=4&r=4&serchcatal=%C3%E5%F1%EB%E5%F0

4. Википедия Свободная Инциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EB%E5%EA%F1%E5%E5%E2%EA%E0_(%C1%EB%E0%E3%EE%E2%E0%F0%F1%EA%E8%E9_%F0%E0%E9%EE%ED)

















































Приложения























Приложение 1
























Рис.1. Гесслер Эмма Густавна





















Приложение 2.




























Рис. 2. Мумбер Егор Иванович















Приложение 3.















































Приложение 5.



21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!