СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование значений и разновидностей оберегов местного населения Харампуровской тундры

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной исследовательской  работе строится гипотеза, что местное население, в век Интернета и глобализации, отошли от  таких понятий как "обереги", при этом потеряли связь между поколениями. В ходе работы рассмотрены разновидности оберегов, их значение и в конце работы выдвинутая гипотеза не подтверждается.

Просмотр содержимого документа
«Исследование значений и разновидностей оберегов местного населения Харампуровской тундры»

Исследование значений и разновидностей оберегов местного населения Харампуровской тундры.

Автор: Пяк Ирина, 8 класс, 14 лет, МБОУ «ШИООО», деревни Харампур

Руководитель: Сарина Анна Васильевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «ШИООО» деревни Харампур

Береги все то, что досталось тебе по наследству!

Жила-была маленькая девочка. Она радовалась каждому наступившему дню, падающим с неба снежинкам,солнышку, травке, птичкам. Ей казалось, что она самый счастливый ребенок на всем Ямале. Дедушка называл её «Хомани». Однажды утром она заметила у изголовья странную куклу. Девочка спросила: «Бабушка, что это за кукла? Откуда она у нас в чуме?» Бабушка посмотрела строго и ответила: «Это оберег. Вырастешь-все поймешь». Это странное слово несколько лет не давало покоя девочке.

Оберег…Что это? Зачем они нужны? Кто их изготавливает? Бывают ли разновидности оберегов, как с ними обращаться? Есть ли такие обереги в других семьях, проживающих на территории Харампуровской тундры?

Меня зовут Ирина, я учусь в 8 классе в школе-интернате деревни Харампур, мне 14 лет и эта маленькая девочка, нашедшая удивительную куклу – я. И, я думаю, пришло время найти ответы на вопросы, мучившие меня долгое время.

Тема моей исследовательской работы «Исследование значений и разновидностей оберегов местного населения Харампуровской тундры».

Мы живем сейчас в очень трудное и неспокойное время. В век Интернета, в век высоких эмоциональных нагрузок, постоянной занятости в школе, в интернатных условиях проживания и отчужденности от тундры и от родителей, высок риск отрыва от национальных обрядов и традиций, потерь языковых навыков, разрыв связей между целыми поколениями. Следствием этого могут стать люди, не знающие языка, культуры, обрядов, традиций своего народа.«Культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства». Так писал академик Дмитрий Лихачев. Я считаю, что описанные выше проблемы реально существуют, изучать доставшееся нам в наследство духовно-культурное богатство – одна из важных задач людей, смотрящих далеко вперед в будущее своей нации. Данный материал может быть использован не только на уроках родного языка, но и на других уроках. Данные знания необходимы для жизни человека, связывающего жизнь с тундрой.Проблема актуальна. Я считаю, что если мне удастся раскрыть в своей исследовательской работе хоть один узелок в этом ворохе проблем, то можно считать себя настоящей хранительницей культуры и традиций моих предков, проживающих на территории Харампуровской тундры. В наше неспокойное время часто случаются ситуации, когда необходимо защитить своих родных и близких от болезней, от неприятностей, от проблем со здоровьем. Когда еще в тундру не пришла медицина, многие народы, а в том числе и ненцы, изготавливали обереги, вкладывая в это все чистые помыслы, светлую душу, веру, знание фольклора и языка своего народа, мастерство при изготовлении каждого изделия. Целью данной работы является исследование значений и разновидностей оберегов местного населения Харампуровской тундры, применение оберегов в современное время. Для себя мы сформулировали следующие задачи:

  • Собрать информацию о родовых оберегах ненцев Харампуровской тундры;

  • Описать и классифицировать обереги по их назначению;

  • Рассмотреть связь глубокой старины и современный образ жизни.


При обработке информации выдвинули гипотезу :

  • Современные ненцы не придают особого значения изготовлению оберегов и абсолютно потеряли интерес к предмету нашего исследования.

Зачем нужны обереги? Еще в древности человеку было свойственно искать пути защиты себя в сложном и опасном мире. Народ-язычник верил, что в мире существуют специально созданные природой и человеком вещи и предметы, которые могут охранять его. Эта вера поддерживалась и шаманами, которые обязательно присутствовали в каждом племени. Оберегами были обычные предметы, наделенные магической функцией: защита, охрана. Их мог сделать только сам человек с целью защитить себя, жилище, стадо от разных напастей. Наряду с этим, вы можете спросить – а чем же отличаются от оберегов амулеты и талисманы? Амулет, равно как и талисман, у каждого свой – персональный. Они приобретается у особых людей, но не изготавливаются собственноручно, в них слабо прослеживается связь с целой культурой этноса. Оберег же может быть общим, семейным, родовым. Исследуя эту тему, я открыла для себя интересный факт: почти все информаторы не желают посвящать в эту тему нас, молодое поколение, умышленно меняют тему, объясняя это тем, что еще время не пришло. Возникает вопрос: почему они не желают говорить на эту тему? Ответ на этот вопрос, я думаю,тоже нужно найти в ходе работы. Прежде чем начать исследование, мы с руководителем работы изучили очень много литературы в поисках информации, обратившись в сельскую и школьные библиотеки, но конкретно по нашей теме литературы очень мало. В книге Г.П. Турутиной «Лесные ненцы. Сказания земли Пуровской.» – Н.:Издательство СО РАН филиал «Гео», 2004., в главе «Обряды» почерпнули интересную информацию. В сети Интернет очень много рассказывается о ненцах и об их культуре в целом, на заимствованные материалы мы будем делать ссылку. Единственное наше решение – собирать материал от подлинных информаторов. Нами было опрошено около 25 человек, материал собран именно из первых уст и касается только тех, кто проживает непосредственно в деревне Харампур, стойбищах Военто, Медвежья Гора, Чебачка, Толька. На территории Харампуровской тундры проживают в основном лесные ненцы из рода Айваседо и Пяк, а также селькупы.Методики исследования: практическое наблюдение, опрос, теоретический анализ и синтез, исторический метод познания, сравнение. Наш первый информатор-консультант Айваседо Марина Меювна, моя бабушка, она родилась в деревне Харампур в 1970 году рассказала, что важнее чума для ненцев нет ничего. Чум на языке ненцев «мя», появился сразу с существованием человека. Каждый ненец связывает себя и свое детство с традиционным чумом. Это конусообразное жилище – связь Земли, Неба и Подземного царства. Пространство чума делится на две части: пространство си. На него могут ступать только старшие мужчины. Для женщин и детей это место запретное. Здесь обычно находится священный ларь. В нём хранятся духи-покровители очага, семьи, рода и местности. Здесь же часто содержатся все семейные сбережения и реликвии, а также оружие и ларь с инструментами. Всё это вещи главы дома, они неприкосновенны для остальных членов семьи.Напротив си, у входа, находится нё. Это – место женщины. Здесь она занимается домашними работами: шьёт, чинит одежду и обувь, вытягивает нитки из оленьих жил и сухожилий. Здесь она готовит пищу, накрывает стол.Кроме мужской и женской части чума и спального места есть ещё особое место для женских вещей, оно находится по обеим сторонам от входа. Там хранят одежду, обувь и вещи хозяйки. Существует и нежилая часть чума – пелей – напротив входа. Так пишет автор исследовательской работы «Традиционное жилище ненцев - чум» Лаптандер Светлана, ученица 11 класса, руководитель Хороля Надежда Сэромовна. Мы же попытаемся приоткрыть тайны половин чума «си» и «нё», а также постараемся расспросить наших информаторов о священном месте «пелей». Итак, как мы знаем, вся жизнь моих предков связана с чумом. Чтобы род процветал, чтобы те, кто проживает в чуме, были здоровы, чтобы стадо преумножалось, мои предки верили в силу оберегов. Мы начнем работу с оберегов ДЛЯ ЧУМА. Сейчас мы касаемся именно информации, которая ненцами не разглашается, это нечто сакральное, тайное, должно держаться подальше от посторонних глаз. Поэтому информаторы постарше, нам решительно отказывали, некоторыми из них мы были даже поруганы. Но все же нам удалось исследовать некоторые обереги, раскрыть их значение и разделить на виды. 1. Чтобы сохранить целостность семьи, проживающей в чуме, изготавливали оберег так: обрезали молодую березку вместе с веточками и располагали за священным местом – за чумом с уличной стороны. Это дерево считается священным у многих народов Севера, она растет в светлых и открытых местах и поэтому, считается, имеет свойство отгонять злых духов, хранить покой, отгонять болезни. А березовый гриб применялся для окуривания чума. 2. Второй – самый главный оберег звучит на ненецком как «дян ката» - было переведено именно так –«Бабушка Земля». В других источниках пишется как «мать Земля», «старуха Земля», «Хозяйка Земли». Ненцы верят, что род свой начали от птиц. Хозяйка постоянно приговаривает благопожелания, обращаясь к оберегу перед началом каких-либо важных дел. На ней должна быть красивая ягушка, платок, кисы, нижние платья. При этом по завершении важных дел каждый раз дарят новые одежды. И с каждым разом на этом обереге становится больше одежды. Все, что имеет в чуме женское начало, оберегает Бабушка Земля. Основное ее предназначение – охранять очаг в чуме, стеречь здоровье детей, помогать женщине – хозяйке чума при родах. Она берет оберег в руки, просит у нее помощи, обращаясь тихо и нараспев. Когда все благополучно заканчивается, ей преподносят символический подарок – колечко, платочек, платье. Кукла-оберег находится у самого изголовья, дети не могут брать её в руки, играть ею. Являясь самым главным сакральным оберегом, обращаются к ней только тогда, когда действительно требуется помощь всех стихий. Посторонним этот оберег не демонстрируется, поэтому вы не сможете увидеть это и в фотографиях. Таким образом, из этого рассказа можно сделать вывод, что ненцы издревле устанавливают некую связь между такими понятиями как Земля, Очаг, Вода, Небо,Мать, Чум. Также информатор пояснила, что данный оберег передается только по мужской линии. Женщина хранительницей «дян ката» быть не может. 3. Некоторые семьи для оберега своей семьи, как подарок Бабушке Земле, выбирают самую красивую важенку из оленьего стада и условно «дарят» ей. Завязав на ушки красную ленту, объявляют всем, что этот олень теперь не принадлежит простому человеку. Ее не запрягают в нарты, не привязывают, она всегда должна быть на свободе. Если есть необходимость, то ее при кочевке может запрячь только сама хозяйка чума. О таком олене- родовом обереге Вэлло, рассказала нам Нина Огулевна. КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ.1. Наряду с вышеперечисленными оберегами имеет место рассказать и о зооморфных и антропоморфных фигурках – «онгонах». У ненцев они считаются помощниками духов. Информацию мы нашли благодаря Клавдии Ивановне Айваседо, 1964 года, она родилась в Таркосалинской тундре, работает методистом в Доме Культуры «Снежный» деревни Харампур. В книге «Из глубины веков», автором которой является Надежда Салиндер, пишется, что «среди культовых предметов в ящиках со священной утварью всегда лежали изображения реальных и фантастических животных и птиц. Ненцы верили, что духи вселяются в различные фигурки и через них могут влиять на судьбу человека. В изготовленные изображения необходимо вносить энергию, душу, начитывали наговоры в свободной форме и могли быть применены как обереги для защиты жизненной территории человека, для снятия негативных влияний. Обереги – «онгоны» - могли быть камнями необычной формы. Их также можно было изготовить из дерева, из кости, ткани, кожи, меха диких животных, когтей и клювов птиц. Иногда онгоны могли быть связаны одним кожаным шнуром, к связке подвешивались металлические подвески, украшения, бубенцы, колокольчики, кольца. Такие культовые обереги могли быть вместилищами семейных духов или индивидуальными охранными предметами». В этой книге написано также, что медведь – семейный дух рода Салиндер, и коготь медведя висел на поясе охотника, его подвешивали на дугу к люльке. 2. С глубокой древности дошли до нас куклы-обереги и куклы-талисманы. Этнографы утверждают, что все изображения когда-то имели культовое значение, а позже превратились в обычные игрушки. Ненецкие куклы в прошлом были детским божеством. В 12 – 14 лет девочка у северных народов должна усвоить много женских умений: выделку оленьих шкур, рыбьей кожи, пошив одежды и обуви. Люди стойбища судят умения невесты по ее детским игрушкам. Игрушки позволяют передать детям традиции национального искусства. Национальное искусство заключается в художественном оформлении вещей. Поэтому и игрушками часто бывают маленькие и разукрашенные бытовые вещи.Ненецкие куклы «нгухуко» сделаны из клювов птиц, гусей, уток, лебедей, обшитых сукном. Птицы – чистые существа, и энергия этих кукол положительно влияет на духовное развитие ребенка. На ночь кукол – «нгухуко» убирают в мешочек. 3. Говоря о жителях тундры, невозможно не сказать об олене – «ты». Одним из старинных оберегов моего рода является струганый олень. Он изготавливается из небольшого кусочка дерева. В древних сказаниях олень сохранял только что созданную Землю от злых духов. Олень у ненцев – это основа жизни и хранитель самого дорогого – ребенка. ОБЕРЕГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ.1. У каждой женщины должна быть сумочка для шитья «тущан» - еще одна разновидность оберега ненцев Харампуровской тундры. Без такой сумочки она не невеста. Данный предмет предназначен для ведения хозяйства в доме, оберег на достаток, символ хозяйственности и показатель мастерства как матери невесты, так и ее самой. Основой для сумочки является плотное цветное сукно, отороченное мехом оленя, на конце крепится приспособление – мешочек для наперстка. Сумочка украшается ленточками, бисером, маленькими колокольчиками, отпугивающими злых духов. Тущан шьют из шкуры двух оленьих лбов темного или белого окраса, соединенных по бокам вставками, украшают орнаментом из оленьих лап. У ненцев тущан ассоциируется с селезенкой, необходимо бережно относиться к ней. Об этом в своей книге «Лесные ненцы» (Новосибирск, 2004 г.) пишет Полина ГилевнаТурутина, уроженка урочища Медвежье близ нашей деревни Харампур. Девичья фамилия Полины Гилевны – Айваседо. Хозяином или духом сумочки является паук. Влюбленная девушка, убегающая с женихом из родительского чума, берет с собой только одну тущан, родители не дают ей приданого – ни оленей, ни одежды, ни обуви. Такую невесту называют «тущанли минена» - принесшая в чужую семью только свою женскую сумочку. Не имеющую тущан девушку никто не сватает и никто не ворует, она на всю жизнь остается в родительском чуме. 2. Для того, чтобы у мужчины всегда под рукой были самые необходимые инструменты: нож (кал), брусок (щидян щен), березовые стружки (валам), амулеты, изготавливается пояс из кожи юфть (нин видя). Такой пояс делается для мальчика уже в раннем детстве и оберегает мальчика от злых духов, от болезней, от напасти. Особые узоры украшают такой ремень – пояс. К такому ремню, несущему функцию оберега, подвешиваются вываренные добела челюсти тех животных, которых он убил на охоте: это белка, песец, лиса, росомаха, выдра. Нин видя украшается медными и металлическими бляхами различной формы и пуговицами. Такой пояс застегивается впереди с помощью костяной или металлической пряжки. Если юноша или мужчина ходит без пояса, он растеряет будущих детей. Пояс снимается только на ночь и хранится у изголовья, женщина же не должна прикасаться к этому предмету. (П.Г. Турутина, стр. 105). Девушки обращали внимание именно на пояс будущего жениха, так как именно пояс может рассказать очень много о его хозяине. 3. В младенческом возрасте особо уязвимые – это младенцы. Обереги для младенцев, я думаю, начали изготавливать именно с чистой душой, с самыми хорошими намерениями с целью оградить маленькое существо от всего негативного. Для младенцев-мальчиков шили мешочки и вшивали гильзы, приговаривая, чтобы вырос высоким, большим и сильным, охотником чтобы был на славу себе и восхвалил бы этим отца своего и весь род бы свой прославил на много лет вперед. Также для девочек в такие холщовые мешочки клали спички, сухой хлеб, сахар, конфеты. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КАК ОБЕРЕГ. Ненцы Харампуровской тундры никогда не изготавливают предметы просто так. Все имеет значение и глубокий смысл. Смысл виден во всем – в том числе и одежде, украшенной орнаментом. Из глубокой древности тянутся представления, что, любая одежда ненца завершена и готова только тогда, когда покрыта узором. Композиция орнамента выражает представление лесных ненцев о единстве и равноценности двух начал - светлого и темного, символизирующих свет и тьму, зиму и лето, мужское и женское, добро и зло. На эту тему можно написать отдельную исследовательскую работу. Для разных материалов используются разные способы изображения орнамента. Причем одни предметы делались мужчинами, другие - женщинами. Так, изделия из кожи, кости, дерева выполняли мужчины. А с иглой и бисером, конечно, лучше справлялись женщина.В далекие времена узоры на бытовых изделиях служили не только украшением. Они придавали вещам свойства оберегов и играли роль магической защиты самого предмета и его владельца. Орнаментировали, прежде всего, ворот, рукава, подол, то есть все отверстия, через которые болезни или злые силы могут проникнуть внутрь.Точно так же узоры на посуде должны предотвратить появление и вмешательство недобрых духов. Узоры орнамента часто имеют определенное значение. Они изображают растения, животных, Солнце, Луну, Землю, Огонь. Эти рисунки не дают приблизиться злым духам и привлекают добрых покровителей человека. Одевшись в нарядную орнаментированную одежду, человек защищает себя от духов болезни, которые не смогут проникнуть через магический защитный узор. Пища в украшенной посуде будет очищена от темных сил и долго сохранится. В украшенное защитным узором жилище не попадут вредоносные духи. Человек стремился защитить себя священными узорами в любой ситуации, в любое время.В настоящее время орнаменты служат больше украшением, чем оберегом. Но их давнее значение можно расшифровать по их названиям и изображениям. Самые простые геометрические узоры изображают землю и воду (волнистая линия или зигзаг). Круг обозначает небо и солнце, крестообразные орнаменты – человека. Аксессуар одежды местной женщины – ложная коса – тоже является оберегом. Прежде всего она символизирует позвоночник. Два тканевых жгута основы – это нисходящая и восходящая энергия, положительная и отрицательная, балансируют энергетические силы в организме человека. Украшения косы наделяются магической силой, отгоняющей злых духов. (Г.П. Турутина). ОГОНЬ – ОБЕРЕГ.У многих народов горящий огонь в очаге представляется женщиной в красном халате, которая требовала определенных правил обращения с ней. Считалось, что огонь предсказывает ближайшие события, разговаривая треском, писком. В огонь, по поверьям ненцев, нельзя бросать мусор, плевать, нельзя трогать железными предметами – все это оскорбляет его или причиняет боль. За непочтительное отношение к себе огонь может наказать недугом, невезеньем, раздором в семье. За огнем признавалась способность защитить и очистить. Считалось, что он не даст войти в дом злым духам, снимет «нечистоту» с оскверненных.Его почитали, оберегали, перед ним преклонялись. Говорят, что огонь без присмотра - враг человека. А если рядом с ним находится человек, тогда он друг и помощник. Из-за глубокого уважения к источнику тепла в тундре запрещается перешагивать не только через потухший костер, но даже через золу, дабы не осквернить его. Поэтому местному населению не всегда понятно пренебрежительное отношение к огню людей, относительно недавно поселившихся на земле ненцев. По тому, кто и как разводит костер, можно определить, что это за человек. Говорят, у доброго человека с чистой, открытой душой костер будет гореть ярким пламенем. А у того, чья душа черна, как сажа, и характер дурной, костер будет дымным.Огню так же приписывались целебные и очистительные свойства. Огонь же считался и источником магической силой женщины. Бросая кусочки пищи в огонь, она откупается от злых духов, тем самым, охраняя дом. Считалось, что огонь способен уберечь от темных сил оставленного в люльке ребенка. Народные обычаи запрещали плевать на огонь, бросать острые предметы, ворошить его железными изделиями (например, кочергой). Огонь живой, у него как у человека есть душа. Женщина - хранительница родового огня - не дает погаснуть костру как символу жизни. Пока в чумах горят костры -жизнь продолжается. Современные лесные ненцы, селькупы, проживающие в стойбищах близ Харампура, до сего дня имеют в чумах обереги, верят в их силу, передают эти обереги из поколения в поколение, не теряют связь с верхними мирами и остерегаются злых духов при помощи магической силы оберегов, сотворенных шершавыми руками своих предков. В подтверждение мы прилагаем фотоматериалы. В начале работы мы выставили гипотезу: современные ненцы не придают особого значения изготовлению оберегов и абсолютно потеряли интерес к предмету нашего исследования. Гипотеза не подтвердилась. Благодаря своему исследованию в этой области, я открыла для себя одно правило – беречь то, что перешло ко мне по наследству, бережно и с уважением относиться ко всему тому, что нас окружает, вести разъяснения своим сверстникам при общении, а также в соцсетях. Материал, безусловно, представляет большой интерес и требует продолжения работы. И на вопросы: «Бабушка, что это за кукла? Откуда она у нас в чуме?» - я нашла ответы. Я выросла. Подводя итоги нашего исследования, вернемся к цели нашей работы – это исследование значений и разновидностей оберегов местного населения Харампуровской тундры, применение оберегов в современное время. Что мы имеем? Опросив наших информаторов и осуществив обзор имеющейся литературы, опираясь на личный опыт, воспользовавшись различными методами исследований, решили следующие задачи: собрали достоверную информацию о родовых оберегах ненцев Харампуровской тундры; описали и классифицировали обереги по их назначению; рассмотрели связь глубокой старины с современным образом жизни тундровиков. Особую благодарность мы приносим своим информаторам: Айваседо Марине Меювне – жительница деревни Харампур, Алагуловой Рите Петровне – информатору, заведующей сельской библиотекой, Айваседо Валентине Хыльпяковне, Айваседо Ирине Кайлевне – методисту ДК «Снежный», Пяк Вадиму Лякотовичу – оленеводу стойбища Медвежий Лог, Вэлло Нине Огулевне – проживает в Военто. Таким образом, обереги органически вписываются в религиозные представления и современную жизнь коренных народов Харампуровской тундры. Наличие оберегов воспринимается до сего дня как само собой разумеющееся и в повседневной жизни, и в ключевых ее моментах(рождение, охота, смерть).



Список использованных источников:

  1. Попов Ю.И.Мифология, фольклор и литература Ямала. Хрестоматия. – Т.:Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002. - 85 с.

  2. Салиндер Н. Легенды и мифы древней земли. – К.:ИПК «Платина», 2015. – 46 с.

  3. Салиндер Н.Из глубины веков. – К.: ИПК «Платина», 2017. – 52-64 с.

  4. Турутина Г.П. Лесные ненцы. Сказания земли Пуровской. – Н.:Издательство СО РАН филиал «Гео», 2004. – 5, 95-105с.

  5. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. – Т.:Издательство Томского университета, 2001. - 161 с.

  6. Хомич Л.В., Ириков С.И., Аюпова Г.Е.Тазовские селькупы. – С-Пб.:Просвещение, 2002. - 80 с.

  7. http://studbooks.net/1925418/pedagogika/natsionalnye_traditsii_nentsev_osnova_vospitaniya_podrastayuschego_pokoleniya

  8. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/09/08/traditsionnoe-zhilishche-nentsev-chum

ПРИЛОЖЕНИЯ



1. В Медвежьем Логу.

2. Алагулова Рита Петровна







3. Айваседо Валентина Хыльпяковна рассказывает.



4. Обереги из кости.

5. Тувшан.







6. Рассказывает Марина Меювна.

7. Встреча С Клавдией Ивановной Айваседо.



8.Не отрываясь от работы.













аапп

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!