СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Исследовательский проект "Шоколад - вред или польза?" выполнила ученица 3 б класса, руководитель проекта Гаврина Надежда Ильинична

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект "Шоколад-вред или польза?" Оказалась очень интересной работа для ученицы.

Просмотр содержимого документа
«"Исследовательский проект "Шоколад - вред или польза?" выполнила ученица 3 б класса, руководитель проекта Гаврина Надежда Ильинична»

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 р. п. Линево»

Искитимский район

Шоколад – вред или польза?

Выполнила

Грамма Арина

ученица 3б класса.

Руководитель

учитель начальных классов

Гаврина Надежда Ильинична




2015 г.



Содержание стр.

Введение. Цель и задачи работы………………………………………………………………….

3

Основная часть……………………………………………………………………………………...

3

  1. Работа со словарём………………………………………………………………………….

4

  1. Родина «шоколадного дерева». Триумфальное шествие по Европе…………………….

4

  1. История появления шоколада в России…………………………………………………...

4

  1. Ассортимент шоколада в магазинах………………………………………………………

5

  1. Поездка на шоколадную фабрику г. Бердска……………………………………………..

6

  1. Состав шоколада……………………………………………………………………………

8

  1. Встреча с учителем химии Крыловой Н.Ф……………………………………………….

8

  1. Посещение зубного кабинета………………………………………………………………

9

  1. Беседа с врачом педиатром и медицинской сестрой……………………………………..

10

  1. Опрос одноклассников……………………………………………………………………..

11

  1. Заключение (Вывод)………………………………………………………………………..

  2. Памятка «Полезные советы» ……………………………………………………………...

11

11





  1. Приложение № 1……………………………………………………………………………

13

  1. Приложение № 2 …………………………………………………………………………...

13

  1. Приложение № 3……………………………………………………………………………

14



  1. Источники …………………………………………………………………………………

15















Введение

По моим наблюдениям шоколад и шоколадные конфеты самое любимое лакомство среди детей и взрослых. Все знают, что шоколад вкусный, но мало кто знает, полезен он или вреден для здоровья человека. Мама говорит, что шоколад нужно есть понемногу, так как он вреден для моего здоровья. Моя бабушка тоже говорит, что шоколад вреден для моих зубов. А я так люблю шоколад! Хочу узнать, шоколад сильно вреден для меня или нет?

Гипотеза: шоколад вреден для моего здоровья.

Цель. Расширить знания, полученные на уроке окружающего мира и в повседневной жизни.

Задачи:

  1. Узнать значение слова «шоколад», где находится родина «шоколадного дерева».

  2. Познакомиться с историей появления шоколада в Европе и в России.

  3. Изучить ассортимент шоколада в наших магазинах.

  4. Совершить экскурсию на шоколадную фабрику г. Бердска.

  5. Изучить состав шоколада, провести опыт.

  6. Выявить его влияние на здоровье человека, беседуя с медицинскими работниками.

  7. Провести опрос одноклассников.

  8. Сделать выводы.

  9. Составить памятку «Полезные советы».

  10. Представить результаты исследования на НПК.

Объект исследования – шоколад.

Предмет исследования – состав шоколада, его влияние на организм человека.

Этапы работы

1.

Подготовительный

На этом этапе мы с мамой собирали теоретический материал в энциклопедиях, словарях, заглянули в интернет. Этот метод работы называется изучение литературы и сбор информации.

сентябрь, октябрь

2.

Основной

На этом этапе мы занимались практической работой: ходили в поликлинику, беседовали с медицинскими работниками о пользе и вреде шоколада на организм человека. Изучала состав шоколада. Беседовала с учителем географии о родине «шоколадного дерева» и историей распространения по миру. Встретилась с учителем химии, которая помогла мне разобрать состав шоколада. Провела опрос своих одноклассников. Изучила ассортимент шоколада в наших магазинах. Здесь наступило время, когда весь материал нужно было оформить письменно.


ноябрь, декабрь

3.

Заключительный

Мне предстоит самое сложное – выступить перед ребятами со своей работой.

Результатом моей работы будет не только письменный вариант проекта, но и выступление перед учащимися 3 классов, составлю памятку «Полезные советы».

январь, февраль 2015 г


Основная часть

1. Начала я свою работу с того, что посмотрела в толковый словарь  Сергея Ивановича Ожегова, чтобы узнать значение слова «шоколад»? [1]

Шоколад – это 1) кондитерское изделие - застывшая масса какао с сахаром; 
2) сладкий напиток из порошка этого изделия. 

Слово «шоколад» происходит от «чоколатль», названия напитка из какао-бобов. На языке ацтеков «чоколли» означает «горечь», а «атль» обозначает воду, используемую для приготовления шоколадного напитка.

Мне захотелось увидеть, как выглядит какао дерево, это я нашла в интернете. У этого растения овальные достаточно большие и кожистые листья с заостренными концами на верхушке. Цветки мелкие, розового окраса, они выходят из ствола небольшими пучками. Плод ягодообразный, с бугристыми ребрами, его длина может достигать 25 сантиметров, а вес доходит до 600 граммов.
Плодоношение дерева происходит на протяжении всего года.[3]


2. Затем я решила узнать, где растет какао. Для этого обратилась к учителю географии нашей школы Лебедевой Екатерине Петровне. Она рассказала, что родина какао находится на территории Африки и Центральной Америки, показала на карте мира эту территорию.

В 1502 году Христофор Колумб 1получил в подарок какао-бобы от коренных жителей острова Гайана. С этого момента шоколад начал своё шествие по Европе. В XIX веке напиток превратился в плитки шоколада.


3. От Екатерины Петровны я узнала, как шоколад появился в Европе. Мне стало интересно, об истории появления шоколада в России. Используя интернет, ресурсы [5] я узнала, что посол и офицер Франсиско де Миранд познакомил великую российскую императрицу Екатерину II и её двор с этим лакомством.


(1720 – 1796г.г.)


Позже шоколадные фабрики появились в Москве. Коробки с лакомством тогда украшались бархатом, кожей, шелком и производством занимались иностранцы.

В середине XIX века был выпущен шоколад в коллекционных упаковках А. И.Абрикосовым.

Алексе́й Ива́нович Абрико́сов (1824 – 1904г.г.) — русский предприниматель, фабрикант, основавший во второй половине XIX века кондитерскую фабрику, ныне фабрика называется «Бабаевской». Ему принадлежат изображения оберток с уточками и гномиками.

4. Я узнала, что такое шоколад, где растет «шоколадное дерево» и как он появился в Европе и у нас в России. Мне стало интересно, а есть ли шоколад в наших магазинах? Раньше я на это не обращала внимание.

Я побывала в магазинах нашего поселка и убедилась, что разнообразного шоколада у нас очень много.

На шоколадной фабрике г. Бердска



Спросила у продавцов трех магазинов: «Какого шоколада вы продаете больше: горького или молочного?» Продавцы ответили, что молочного продают больше.

Моя бабушка Ольга Николаевна работает тоже в продуктовом магазине и рассказала, что больше покупают шоколад дети в основном с фундуком. Горький покупают пожилые люди.

Мне стало интересно, почему?



5. Для того чтобы узнать как изготавливают шоколад я вместе со своим классом побывала на шоколадной фабрике г. Бердска.





На фабрике нам показали процесс изготовления шоколада,


и даже дали самим для себя сделать шоколадные фигурки разных животных.


Экскурсовод рассказала, что шоколад полезен для организма человека, но больше полезен горький, чем белый шоколад. В горьком шоколаде какао, а в белом – только масло какао. А вообще шоколад полезен, потому что в его состав входят:

  1. - углеводы;

  2. - жиры;

  3. - белок.

  4. Энергетическая ценность2 (в 100 г продукта):   

  5. - шоколад - 680 калорий;  

  6. - шоколадные конфеты - 460 калорий;  

  7. - какао - 400 калорий. [1]

Наша учительница Надежда Ильинична напомнила о том, что мы изучали по Окружающему миру в раздел « Мы и наше здоровье»: «С пищей человек получает необходимые организму питательные вещества:

углеводы – главный поставщик энергии;

белки – вещества, которые служат основным «строительным материалом» для тела человека;

жиры – обеспечивают организм энергией, они формируют все органы и ткани, обеспечивая их рост и обновление. [2]

Мне стало понятно, что взрослые знают о пользе шоколада, а особенно горького шоколада, поэтому его и покупают. Но до конца не было понятно, чем же горький шоколад отличается от остального шоколада.


6. Тогда я решила сама изучить состав шоколада, который продают у нас в магазине. Мы купили пять плиток разного шоколада, и я изучила его состав.

Получилась таблица состава шоколада. (Приложение№ 1)

Чтобы разобраться в полученной таблице я обратилась к учителю химии нашей школы Крыловой Надежде Федоровне.

Мы с Надеждой Фёдоровной провели опыт по обнаружению жиров в шоколаде, для этого приложили кусочек шоколада к листу белой бумаги, на нем отпечаталось жирное пятно. Это говорит о том, что в шоколаде действительно есть жиры.

Еще Надежда Фёдоровна рассказала, что само какао богат белком, клетчаткой, витаминами, фолиевой кислотой, минералами, а по содержанию железа и цинка его вообще можно назвать рекордсменом среди всех продуктов.

Многое из состава мне совсем не понятно, но мы договорились, что в старших классах продолжим работать над этой темой и тогда разберёмся.

Мы пришли к выводу, что самое полезное вещество в шоколаде – это какао, чем его больше, тем он полезней.

Iместо

Классический шоколад, сделанный в Казахстане

90% какао

IIместо

Российский шоколад

70%

IIIместо

Сливочный и молочный шоколад

Количество какао не указано, но написано что содержится.


IVместо

Воздушный шоколад

Он вообще не имеет какао, только масло какао


Я убедилась, что шоколад полезен и детям и взрослым, особенно горький. Но вот, сколько его нужно кушать? Для ответа на этот вопрос я пошла в нашу поликлинику и обратилась за ответом к детскому врачу педиатру Симушиной Марине Сергеевне.


Марина Сергеевна мне объяснила чем шоколад полезен:

- шоколад – источник энергии, в нём содержатся калий и магний, которые необходимы для работы мышц. Поэтому шоколад полезен детям, а также тем, кто занимается спортом;
- шоколад полезен для сердца и сосудов. Кардиологи3 установили, что горький шоколад препятствует образованию тромбов4 на стенках сосудов, улучшает кровоток5, работу сердца и мозга. Это бывает у взрослых, значит и взрослым шоколад тоже полезен;
- если употреблять высококачественный6 горький шоколад, то у человека повысится иммунитет7.

О вреде шоколада Марина Сергеевна сказала следующее: «Если есть лишний вес, то кушать можно совсем немного. Нельзя есть его на ночь, он действует возбуждающе».

А еще она сказала, что для братьев наших меньших шоколад ядовит, т. к. вещества, содержащиеся в шоколаде, усваиваются с трудом. Поэтому безопасная доза для людей, может стать смертельной для домашних питомцев.

9. Кроме педиатра я попросила ответить на мой вопрос: «Вреден шоколад для меня или нет? Сколько его можно съедать, чтобы не навредить здоровью?», свою тетю Можерину Марину Владимировну, которая работает в больнице нашего поселка.

«Скажите, пожалуйста, вреден или полезен шоколад для моего организма и сколько его можно съесть без вреда для здоровья?

Ответ: «Шоколад полезный только горький. В небольших количествах он не вредит, а только приносит пользу, шоколад поднимает настроение, его аромат вызывает чувство наслаждения и удовольствия».

О вреде она сказала следующее: «Если шоколад употреблять в больших количествах, то он может вызвать аллергическую сыпь, которая в свою очередь может перейти в крапивницу8. Поэтому не рекомендуется давать его детям до 2 лет».

Беседуя с медицинскими работниками, я узнала, что нужно кушать горький шоколад и маленькими порциями, тогда он будет полезным. Он так же полезен и пожилым людям.

Теперь я всегда буду угощать шоколадом своих бабушек и дедушек.


7. Я теперь знаю, что шоколад полезен людям разного возраста, знаю, сколько его можно съедать для пользы здоровья. Но вот моя бабушка Ольга Николаевна говорит, что шоколад вреден для моих зубов. Тогда я решила обратиться к зубному врачу Гусевой Анне Николаевне, чтобы спросить, вреден шоколад для моих зубов или нет.

Анна Николаевна сказала, что здоровый человек – это когда ничего не болит. Но этого мало. В организме есть гормоны, которые могут заканчиваться и снова вырабатываться. Когда их мало, у человека появляется плохое настроение, вялость, ничего не хочется делать. Некоторые продукты могут это исправить, даже если их подержать в руках. Вот одним из таких продуктов и является шоколад.

Анна Николаевна сказала, что вредно не чистить зубы, а есть шоколад даже очень полезно. Но только горький, так как там больше какао. После еды нужно обязательно полоскать рот водой, а лучше почистить зубы. Еще она мне сказала, что конфеты - карамельки более вредны для зубов, они царапают эмаль зубов и вызывают кариес, а шоколад мягкий и он зубы не повреждает. «Кушайте шоколад, - сказала – Анна Николаевна, только маленькими порциями и будьте здоровы!»

8. Для зубов шоколад оказался полезным, а вот

Теперь я знаю, что для моего здоровья полезен горький шоколад. Мне стало интересно, знают ли мои одноклассники об этом?

10. Я опросила своих одноклассников, задала такие вопросы:

«Вы любите шоколад?

Из 28 человек ответили: «Да» - 27 человек.

Почему?»

Полезный, ответили – 3 человека, 24 человек сказали, что он просто вкусный.

Андрей Захаров шоколад не любит. (Приложение № 2)

Думаю, что мои исследования будут полезны и моим одноклассникам, с которыми я поделюсь своими знаниями, что шоколад не только вкусен, но главное полезен.


12. Вывод

К счастью гипотеза моя не подтвердилась. Я пришла к выводу, что серьёзных причин отказывать себе в употреблении настоящего шоколада, просто нет. Я убедилась, что шоколад очень полезен особенно горький, только нужно помнить, что во всём нужна мера. Тогда шоколад будет для меня полезен, а не вреден.

Ешьте полезный горький шоколад и будьте здоровы!


12.Благодаря полученным знаниям в результате исследования я составила памятку, которую назвала «Полезные советы» (Приложение № 3)




Как я оцениваю свою работу над проектом.

Работа над проектом была очень интересной, но мне было трудно. Потребовалась помощь взрослых. Свою исследовательскую работу считаю успешной.

В результате я поняла, что получать знания от людей гораздо интересней, чем из интернета.


Благодарность за помощь и сотрудничество:

  1. Благодарю свою маму - Светлану Владимировну, бабушку – Ольгу Николаевну.

  2. Руководителя проекта – Гаврину Надежду Ильиничну.

  3. Учителя начальных классов – Чибрину Светлану Дмитриевну.

  4. Медицинских работников: Гусеву Анну Николаевну, Семушину Марину Сергеевну, Можерину Марину Владимировну.

  5. Педагогов школы №4: Лебедевой Екатерине Петровне, Крыловой Надежде Федоровне.

  6. Одноклассникам 3б класс






















Приложение№ 1

Воздушный шоколад

Молочный шоколад

Сливочный шоколад

Горький российский шоколад

Горький классический казахский шоколад

сахар

сахар

сахар

сахар

сахар

Масло какао

Какао тертое

Какао тертое

Какао тертое 70%

Какао тертое 90%

Какао

Масло какао

Масло какао

Масло какао

Масло какао

Сухая молочная сыворотка

Сыворотка сухая молочная

Сухое цельное молоко

Молочный жир

Молочный жир

Молоко сухое цельное

Жир молочный

Сухие сливки



Молочный жир










Эмульгаторы

Ароматизатор

Е476 и другие


Приложение № 2


Приложение № 3

«Полезные советы»

- При эпидемиях гриппа и ОРВ и можно смазывать слизистую носа маслом какао, которое защитит от попадания инфекции.

- При сильном кашле лучше пососать пару долек шоколада, чем пить таблетки.

- При бронхите, как отхаркивающее средство, принимать половину чайной ложки масла какао на 1 стакан горячего молока.

- В шоколаде содержится железо, которое повышает гемоглобин крови, если у вас анемия.

- А когда необходимо быстро восстановить силы, то шоколад поможет этому, т. к. содержит углеводы.

- Исследования учёных показали, что люди, которые едят шоколад 2-3 раза в месяц, чувствуют себя лучше чем, те, кто полностью отказался от шоколада. Причиной этому являются антиоксиданты, содержащиеся в шоколаде.

- Для лечебных целей специалисты рекомендуют высококачественные сорта горького шоколада.




















Источники:

  1. Толковый словарь С.И.Ожегова Москва «АЗЪ» 1993

  2. А.А.Плешаков учебник «Окружающий мир» 3класс часть 1 Просвещение 2012

  3. Белокрылов.И «Сладкая как лекарство» «Здоровье» 2002 №10

  4. Ликум.А «Всё обо всём». Энциклопедия для детей Москва «АСТ» 1997

  5. http://yandex.ru/yandsearch – появление шоколада

  6. http://www.novostioede.ru/article/sostav_i_klassifikacija_shokolada/ - состав шоколада.




1 Христофор Колумб – испанский мореплаватель итальянского происхождения, в 1492 году открывший Америку для европейцев. 




2 Калорийность пищи – это количество энергии, которую получает организм при съедании продукта


3 Кардиология - наука основывается на изучении строения сердечно - сосудистой системы и особенностей ее работы.


4 Тромбов - плотный сгусток крови.


5 Кровоток - ток крови в каком-либо участке сосудистого русла.


6 Высококачественный – очень полезный.


7 Иммунитет - невосприимчивость организма к возбудителям инфекционных заболеваний, 
действию ядов и некоторых других повреждающих факторов.

8
 Крапивница - аллергическое заболевание, при котором на коже быстро появляются и исчезают зудящие волдыри, похожие на ожоги крапивой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!