СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Покоми птиц зимой, они послужат тебе весной" (посл.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект "Покоми птиц зимой, они послужат тебе весной" (посл.)

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Покоми птиц зимой, они послужат тебе весной" (посл.)»

Муниципальное казённое ообщеобразовательное учреждение «Мелавская средняя общеобразовательная школа»





Номинация «Прилетайте в гости к нам»





Исследовательский проект

«Покорми птиц зимою - они послужат тебе весною» (пословица)







Авторы обучающиеся 1 класса :

1. Симененко Анастасия

2. Смоляков Александр

3. Труфанов Сстанислав

4. Труфанова Дарья

Руководитель: Брусенцева Оксана Дмитриевна















С. Новомеловое 2021

Аннотация

Проект «Покорми птиц зимою - они послужат тебе весною» разработан для учащихся начальных классов. Он был реализован на уроках окружающего мира,чтения и развития речи, трудового обучения, библиотечных уроках и во внеурочное время. Идея проекта состоит в том, чтобы изучить зимующих птиц нашей местности, помочь птицам пережить зиму. С этой целью дети изучают особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде; занимаются поиском сведений в различных источниках, читают статьи по данной теме, знакомятся и обсуждают художественные произведения о сезонной жизни птиц.

Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность этого, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы. Оздоровительное и воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, на его здоровье, психику, делает добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.


         Для того, чтобы любить природу, ее нужно знать. Незнание природы ведет к равнодушию, а порой и жестокости.
Во время наблюдений, за живой природой, развивается и обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь.  Наблюдения развивают у детей стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления об особенностях птиц. Изготовление кормушек, организация экскурсий, игры, викторины, просмотр видеофильмов активизируют познавательную деятельность. Активизируется потребность выражения эстетических чувств творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.д.) Доступная для детей деятельность в уголке природы способствует формированию у детей умений, навыков  выполнять  совместную с взрослыми деятельность. Игровые формы стимулируют мышление, память, воображение, речь.

В результате проекта дети узнали о птицах, зимующих в нашем регионе, поняли, что птицам зимой необходима помощь человека. Эта работа приносит ребятам большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей развиваются добрые чувства, желание прийти на помощь нашим братьям меньшим.


 


Актуальность темы

Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно.

К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Зима – трудный период в жизни птиц. У нас, на юге в Краснодарском крае тоже зимы бывают холодные и морозные, дуют сильные ветра. Многие птицы улетают на зиму в теплые края. Тяжело в зимнюю пору птичкам. Оказывается, они боятся не холода, а голода. Многие из них погибают.

    Мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой.

Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма. . В это время года птицам необходима помощь. Чтобы помочь птицам в трудный для них зимний период необязательно придумывать сложные пути решения этой проблемы. Можно просто сделать кормушки и регулярно наполнять их кормом. Простые кормушки может сделать каждый из нас, используя для этого пустые упаковки из под соков, молока. А так же пластиковые бутылки. Можно изготовить кормушки в виде домиков, беседок и т. д. Главное, чтобы кормушки были удобны для птиц. Кормом для птиц могут служить различные семена и ягоды, крошки хлеба.

Покормить птиц – несложный и приятный способ проявить человечность и стать добрее. Вот почему, мы – обучающиеся 4 класса решили незамедлительно принять участие в этом актуальном проекте «Накормим птиц зимой». В нашем проекте представлен отчёт о проделанной работе: виды зимующих птиц, разные виды кормушек, которые можно смастерить своими руками из подручного материала, рецепты кормов с учётом видов птиц и особенностями их питания, проведённые мероприятия, фотографии, плакаты, памятки.


Проблема


Зимой нашим пернатым друзьям трудно найти и добыть себе корм. Вот почему так важна зимняя подкормка птиц. Она помогает сохранить как обычные . так и редкие виды птиц, многие ведь из них остаются на зимовку в нашем регионе. Следовательно ,нужно решить проблему с подкормкой и сделать доброй традицией развешивание кормушек в садах , парках, возле домов и на пришкольном участке в нашей местности.

Гипотеза

Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу: если постоянно подкармливать зимующих птиц,  то можно помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, тем самым  сохранить их численность, сделав кормушку своими руками.

Люди давно уже придумали, как помогать зимовать птицам, без которых вредители опустошат весной и летом любое крестьянское хозяйство. «Покорми птиц зимою — они послужат тебе весною» — говорит русская пословица. Вот почему с давних времен на Руси для зимующих птиц люди делали кормушки.



Здравствуй, зимушка-зима

Белым снегом все покрыто:

И деревья, и дома.

Свиснет ветер легкокрылый:

 «Здравствуй, зимушка-зима».

Вновь для птиц кормушки ставят,

Насыпают в них корма.

И поют пичужек стаи:

«Здравствуй, зимушка-зима».

(Г. Ладонщиков)

Цели и задачи проекта

Цель проекта:

Изучение разнообразия зимующих птиц нашей местности, их образа жизни и поведения, оказание посильной помощи братьям нашим меньшим и сохранение их численности в трудный зимний период.


Задачи проекта:

- Собрать сведения о зимующих птицах нашей местности;

- Познакомить с различными способами изготовления кормушек из подручного материала (коробки из-под сока, молока, пластиковые бутылки);

- Изучить кормовую базу зимующим птицам;

- Изготовить кормушки и развесить их на пришкольном участке;

- Подобрать корм для птиц, вести подкормку;

- Наблюдать за птицами, посещающими кормушку.



Предмет исследования: зимующие птицы

Методы и приёмы исследования:

Метод изучения (сбор информации, работа с литературой и интернет – источниками);

Метод наблюдения (экскурсии);

Творческая и практическая работа;

Метод анализа и обобщения ( обработка собранной информации).



Эмблема проекта


Этапы реализации проекта

1 этап

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1.Анкетирование.

2.Анализ проблемы проекта.

3. Обсуждение цели и задач с участниками проекта.

4. Составление перспективного плана.

5.Сбор информации о зимующих птицах нашего края.

6.Дидактические игры.

7. Изучение информации о любимом лакомстве зимующих птиц нашего края и его заготовка.

2 этап

ОСНОВНОЙ ЭТАП РАБОТЫ

1.Изготовление папки – передвижки «Зимующие птицы»

2. Сбор информации о различных видах кормушек и материала для их изготовления.

3. Изготовление кормушек.

4. Развешивание кормушек и подкормка птиц.

5. Памятки: « Птичьи приметы» и « Как подкармливать птиц».

6. Экскурсии и наблюдения.

3 этап

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.



1.Обработка результатов по реализации проекта

2.Выводы и заключение.

3. Результаты проекта.



Реализация проекта

1 этап – подготовительный

Для изучение общественного мнения и определения актуальной социальной проблемы, было проведено анкетирование обучающихся 1 класса. В нём приняли участие 4 человека. ( Приложение №1)

В результате анкетирования получились следующие результаты: 80% детей считают первоочередным делом сделать кормушки. Тем самым, перед нами была поставлена проблема, которую мы захотели решить, обсудив и поставив определённую цель и задачи, которые привели бы нас к решению данной проблемы.

Далее, разделив на три основных этапа, мы составили перспективный план работы над проектом.

План работы над проектом

Сбор информации о зимующих птицах нашего края.

Дидактические игры.

Изучение информации о любимом лакомстве зимующих птиц нашего края и его заготовка.

Сбор информации о различных видах кормушек и материала для их изготовления.

Изготовление кормушек.

Развешивание кормушек и подкормка птиц.

Памятка: « Птичьи приметы», « Как подкармливать птиц», «Рецепт съедобной кормушки»

Экскурсии и наблюдения.

Обработка результатов по реализации проекта. Выводы и заключение.

Результаты проекта.

Далее, мы незамедлительно начали работу по нашему проекту со сбора информации из разных источников (интернет, книги, журналы) о разнообразии птиц на земле и более подробно остановились на зимующих птицах нашей местности. Мы узнали, что птиц на земле очень много - около девяти тысяч видов. Есть птицы очень большие, есть совсем крошечные. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать, например пингвин.

Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах, а другие только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми.

Есть хищные птицы, которые питаются животными, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена, как, например, щегол, дятел.

Одни птицы селятся в дуплах, другие вьют гнёзда на земле или ветвях деревьев и кустов.

Есть птицы перелётные, которые с наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной, как только оттает снег, возвращаются в родные края. А есть птицы зимующие у нас. Это оседлые птицы. Они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже очень в снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Из десяти, может быть, одна-две доживут до весны. Чтобы получить больше информации о зимующих птицах мы рассматривали картинки, читали произведения В. Бианки о птицах, учились рисовать любимую птичку. В нашей местности зимующие птицы это, ворона, снегирь, дятел, синица, воробей, голубь и другие. Мы расскажем о некоторых из них. ( Приложение № 2)



Воробей - в нашей местности воробей представлен двумя видами — воробей домовой или городской и воробей полевой или деревенский. Воробей домовой - одна из наиболее широко известных птиц, живущих по соседству с человеком. Ведёт оседлый образ жизни. Вес его составляет 23—35 г. Общая окраска оперения у него коричневато-бурая сверху, беловатая снизу. Самец отличается от самки большим черным пятном, охватывающим подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также темно-серым верхом головы. Домовый воробей — постоянный сожитель человека, замечательно приспосабливающийся к жизни в обстановке, меняющейся под влиянием хозяйственной деятельности человека. В поселениях человека воробей находит благоприятные условия для гнездования и обильный корм, обеспечивающий ему оседлый образ жизни. Гнездится воробей отдельными парами, но иногда и колониями. Селится непосредственно у жилья человека или близ его поселений. Питается домовый воробей в основном растительными кормами и лишь весной частично насекомыми, которыми также выкармливает и птенцов. В человеческих поселениях он подбирает семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов. Посещает он также ближайшие поля и сады, поедая здесь хлебные злаки, склевывает ягоды вишни, смородины, винограда, а весной цветочные почки. Там, где поблизости полей нет, вылетает кормиться на луга, опушки лесов и в степи, где собирает насекомых и семена дикорастущих трав.








Ворона – длина тела 58-62 см, масса самцов 1100–1550 г, самок 800–1315 г. Оперение однотонное чёрное, с металлическим блеском. Клюв очень мощный и острый. Окраски самца и самки одинаковы. Продолжительность жизни — рекордная для птиц — 50–75 лет, но есть данные и о еще больших сроках. Часто встречается рядом с жильём человека, и на свалках. Ведёт оседлый образ жизни. Гнездится в лесах, парках, пойменных насаждениях. Гнёзда располагает на деревьях. Всеядны. Едят насекомых, семена, падаль, ловят грызунов и других мелких животных, рыбу. Разоряя гнезда других птиц, поедают яйца и птенцов. Очень осторожны, избегают человека. Однако в неволе легко приручается и даже способны имитировать человеческую речь.








Дятел - длина тела — 23–26 см, масса — 70–100 г. В окраске преобладают черные и белые тона, у самцов — красный затылок. На голове у молодых самцов красная шапочка. Верх черный с белыми пестринами, низ белый с красным подхвостьем. Ноги у дятла короткие и очень сильные, с цепкими когтями, два пальца направлены вперед, два — назад. Клюв прямой (редко слабо искривленный), служащий для выдалбливания дупл для гнезд и для раскалывания коры в поисках пищи. Гнездится в пригодных для устройства дупел деревьях. Летом питается, в основном, древесными насекомыми. Сильными ударами он разбивает кору, обнажая ходы насекомых, а липким длинным языком, который легко проникает в эти ходы, извлекает личинок и взрослых насекомых. Зимой питается семенами сосны и ели. Ударами клюва дятел раскрывает чешуйки шишки, извлекает и поедает семена


Снегирь - одна из наиболее широко известных перелётных птиц России. Снегирь-самец — красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой и чёрной головкой, а у самок красный цвет замещен буровато-серым. Значительно крупнее воробья: весит 32–34 г. Питается снегирь семенами деревьев и трав, ягодами. Насекомые и пауки — только в качестве дополнительного корма. Птенцов родители кормят размягченными семенами. Зимой поедают почки. Снегирь — доверчивая и общительная птица.




Синица – длина ее тела 14 см. Голова черная с белыми щеками и затылком, спинная сторона зеленоватая (реже голубоватая), брюшко ярко-желтое с черной продольной полосой, более широкой у самцов и молодых птиц. Обитает в лесах и парках. Чаще других синиц поселяется рядом с человеком. Выискивает на ветках и стволах насекомых и пауков. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Обычный посетитель кормушек в городских парках.


Голубь - длина тела — 30–35 см, вес 260–380 г. У голубей насчитывают 28 разновидностей окраски. Обычно она сизая, с фиолетовым, медно-красным и зеленым отливом на шее. Светлая поясница, почти белая внутренняя сторона крыла, сверху на сером крыле две сплошные черные полосы. Оперение вокруг глаз отсутствует. Клюв чёрный, с восковицей беловатого цвета у основания. «Полудомашние» голуби обитают в населенных пунктах, рядом с жильем человека. Питаются различными семенами, зерновыми культурами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби, живущие рядом с людьми, легко приспосабливаются к употреблению в пищу пищевых отбросов человека и бросового зерна.

А также мы узнали, что:

- 12 ноября по народному календарю – День Зиновия Синичника. Празднуется прилёт зимних птиц - синиц, щеглов, снегирей, свиристелей, чечёток и многих других.

15 января самая середина зимы отмечается как  Всероссийский День зимующих птиц.

- 1 апреля – Международный день птиц.

В течение подготовительного этапа для закрепления полученных знаний о птицах, были проведены следующие дидактические игры: «Разрезная картинка», «Четвертый лишний», «Зимние гости», «Верю – не верю», «Закончи предложение», «Прилетели птицы».

( Приложение № 3)



Перед тем как перейти к работе основного этап нашего проекта , нам нужно было узнать, чем же любят питаться зимующие птицы и заготовить по мере возможности им корм на зиму (гроздья ягод рябины, черной и красной бузины; пучки сорных трав - лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т.д.; семена клена; пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые); нежареные семена подсолнуха и тыквы, арбуза и дыни, конопли; шишки, орехи).

Подкормку птиц следует проводить с начала ноября до середины— конца апреля. Корм для них может быть самым разнообразный: пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Очень хорошей подкормкой оказывается скорлупа куриных яиц.

Но у каждой птицы есть своё любимое лакомство, например:

У ВОРОБЬЯ – крошки хлеба, крупа, различные семена.

У СИНИЦЫ – кусочки несоленого сала, мясо, творог.

У ЩЕГЛА – семена репейника, подсолнечника.

У СНЕГИРЯ – плоды рябины, калины, клена, липы.

У СВИРИСТЕЛИ – сочные плоды рябины, калины, бузины, шиповника.

Важно было узнать, что крупные семена желательно раздавливать, а крошки хлеба и остатки каш надо смочить растительным маслом, чтобы они не смерзались. Необходимо помнить: прокисшие или заплесневелые продукты вызывают у птиц острые кишечные расстройства и даже могут привести к гибели. Нельзя предлагать птицам перловую крупу, горох и чечевицу, разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Мясо и сало можно дать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные куски они не смогут клевать. Очень интересным для нас показался рецепт « Зимнего пирога» для птиц( В сковороде растопить несолёный нутряной жир или сало, добавить семечек, « Геркулеса» и других семян злаковых в пропорции 1: 3 жира на 2: 3 добавок, перемешать и выставить на холод; когда пирог остынет и затвердеет – угощение готово. Его можно нарубить кусочками и развесить в саду, размазать по поверхности корм.



2 этап – основной

Для привлечения внимания к нашей проблеме детей из других классов, мы решили составить, изготовить папку – передвижку «Зимующие птицы»

( Приложение № 4)



Все понимают, что подкармливать птиц, особенно в зимний период не так сложно, как об этом думают некоторые люди. Всё же кому-то кажется, что трудней всего сделать кормушку. Ничего сложного в этом нет, просто для каждого вида птиц есть свой вид кормушек.

Но важно помнить несколько основных правил:

1. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.

2. Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее. Ниже изображено несколько схем самых простых кормушек, которые можно изготовить в домашних условиях.

Сначала число птиц, прилетающих к кормушке, будет невелико. Но со временем оно возрастет при условии, что вы регулярно будете наполнять ее кормом. Птицы быстро привыкают к кормушке и, убедившись, что корм в ней появляется регулярно, навещают ее ежедневно.




Кормушки для птиц могут быть различных конструкций. Но обязательное условие – защита корма в них от ветра, снега, дождя.

Желательно, чтобы ширина щели между бортиком и крышкой составляла 6–8 см – при этом корм становится недоступным для не прошеных гостей – серых ворон и галок. Подкормка этих птиц нежелательна, так как они являются переносчиками различных опасных заболеваний и разоряют весной гнезда певчих птиц.

Чтобы сделать встречу с пушистым хищником менее вероятной, кормушку надо подвешивать на дерево как можно выше, зацепляя за тонкие веточки, по которым хищнику не пробраться. Подвешивают кормушку за веревочки, привязанные к четырем сторонам дна поделки (для этого в краях проделываются дырочки и веревочки завязываются узелком.

Для того чтобы смастерить кормушки, нам понадобилось всего ничего: пустые картонные коробки из - под сока или молочных продуктов, пластиковые бутылки, несколько кусков веревки, ножницы и нож.

(Приложение № 5)

Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек. Украсив сад, двор или балкон такими кормушками, вы получите истинное наслаждение, наблюдая за пернатыми.

Кормушки можно развешивать на опушках лесопарков, в скверах, во дворах. Маленькую кормушку можно повесить за окном или на балконе.

И вот мы принялись за дело. Собрав необходимый подручный материал, мы начали делать кормушки. ( Приложение № 6)

Нашими совместными усилиями, все кормушки были развешены.




Перед тем как каждый день ходить на экскурсии и наблюдать за птицами, мы составили памятки: «Как подкармливать птиц” , « Птичьи приметы», «Рецепт съедобной кормушки» (Приложения № 7, 8)

Каждый день мы стали наблюдать за птицами и кормушками и заметили, что птиц на территории школы стало больше. Из наших наблюдений стало видно, что посещать подкормочные площадки более активно они начинают с ноября. Мы определили, что действительно прилетают снегири, воробьи, синицы, голуби, снегири, чёрный ворон и сороки. Больше всего на кормушки прилетало воробьёв, а меньше всего снегирей.  Мы каждый день кормили птиц и наблюдали за ними. Птицы возле кормушек стали появляться с самого рассвета, поэтому корм приходилось засыпать с вечера. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые  мы клали кусочки сала, мяса и семечки, а воробьи в любую кормушку, снегирь же прилетал в удалённые кормушки, с семенами и ягодами рябины.

Наблюдения за поведением птиц на кормушке описали в листах наблюдений. ( Приложение № 9)

3 этап – заключительный

Проводя каждодневные наблюдения, мы фиксировали в свой дневник наблюдений:

- Дату;

- Чем кормили;

- Кто прилетал;

- Что съели;

- Что осталось.

Проведя наблюдения за птицами, мы сделали следующие выводы:



- птицы с удовольствием прилетают к нашим кормушкам и лакомятся кормом.

- число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем

птиц, посещающих кормушки в более тёплую погоду.

- в нашей местности зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки; прилетают из леса покормиться снегири).

- птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма, сытой птице мороз не страшен.

- главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки ,нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

- возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края, поэтому обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за кормушками.

Наши наблюдения подтверждают гипотезу. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.



В нашей столовой каждый день было много гостей. Птицы стали нашими друзьями. Мы постарались оправдать их доверие. Мы собираемся продолжить эту работу до весны и принести много радости нашим пернатым друзьям. Очень важно, чтобы птицы, эти прекрасные создания, неустанные труженики, полные для человека притягательных тайн, жили счастливо на нашей земле! А птицы не останутся в долгу, летом они защищают растения от вредителей. Кормушки – отличное средство пропаганды охраны птиц. Данный проект будет иметь логическое продолжение в акции « Здравствуйте, пернатые» ( изготовление и развешивание скворечников ), которая будет приурочена к Международному дню птиц – 1 апреля.



Социальная оценка результатов реализации проекта

План проекта был полностью реализован. В проекте приняли участие и родители обучающихся.  Доброе дело не прошло не замеченным.

Администрация школы и учащиеся  положительно оценили деятельность  учащихся.

Результат проекта

Для учащихся:

1.Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

2. Повышение экологического сознания у всех участников проекта и воспитание бережного отношения к природе родного края.

Для родителей:

1.Повышение активности к заботе и помощи пернатым друзьям в зимнее время.

2.Возможность увидеть достижения и успехи своих детей.

3.Готовность к сотрудничеству.

Для педагогов:

1.Удовлетворенность от результатов своей деятельности.

2.Новые проекты, перспективы.

3. Позитивная оценка деятельности родителями воспитанников и общественностью.

4.Возможность размещение методических материалов на образовательных сайтах, участие в интернет - конкурсах.

Литература

1.М.К. Господникова «Проектная деятельность в начальной школе». «Учитель», Волгоград, 2008г.

2.Материалы газеты «1000 советов».

3.В. Бианки «Лесная газета». М. 1986г.

4.Ю. Дмитриев «Книга природы». М. 1990г.

5.Материалы журналов: «Юный натуралист», «В мире животных», «Муравейник», «Начальная школа».

6.Т. Нуждина «Мир животных и растений». Ярославль, 1997г.

7.Анашкина Е.Н. О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами – Ярославль: Академия развития, 2004

8.Амченков Ю.А. Великолепная энциклопедия животных / Ю.А. Амченков// ООО «Издательская группа Аттикус». – 2008 – 256 с.

9.Коллектив авторов. Большая энциклопедия природы. Том 4. поведение животных. М.: ООО «Мир книги», 2002. – 192 с.

10.Ресурсы Интернета: www.guideinfo.nm.ru/winterbird/

11.Ресурсы Интернета:http://www.ecosystema.ru

12.Ресурсы Интернета:http://ru.wikipedia.org



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Анкета для обучающихся

Пронумеруйте мероприятия, какие вы считаете самыми необходимыми в зимний период, в порядке значимости.

Построить снежный городок.

Залить каток.

Проложить лыжню.

Поиграть в снежки.

Расчистить дорожки.

Смастерить и повесить кормушки для птиц.

Приложение № 2

Зимующие п



Приложение № 3

                                          

1.     Дидактическая игра «Разрезная картинка».

 Собрать из   частей птиц (синица, воробей, дятел)

 

2.     Дидактическая игра «Четвертый лишний».

  1 Вариант:    Воробей, синица, лебедь, голубь.



2 Вариант:     Ворона, цапля, снегирь, голубь.



3.     Дидактическая игра «Зимние гости»

Цель: активизировать в речи пространственные термины и предлоги.

Ход игры:

Во время прогулки учитель предлагает детям игровую ситуацию. «Птицы разлетелись по нашему участку. Давайте отыщем их и покормим. Искать будем по схемам»

 Учитель раздаёт каждому свою схему. В разных местах участка разложены плоскостные изображения птиц, в соответствии со схемой.

«Внимательно рассмотрите схему и скажите, кого вам нужно найти и где эта птица спряталась»

 Дети отыскивают нужную птицу и рассказывают о её местоположении, используя пространственные предлоги: под, на, слева, справа и др.

 

4.     Дидактическая игра «Верю – не верю»

Цель: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.

Ход игры:

Учитель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю.

·        Клесты выводят птенцов зимой.

·        У синицы желтая грудка.

·        У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв?

·        У сороки длинный черный хвост.

·        У свиристеля на голове хохолок.

·        Снегирь любит сало. (Не верим!) Какая птица любит сало?

·        Ворона питается остатками пищи.

·        Клесты любят семена шишек.

5.     Дидактическая игра “Прилетели птицы”.

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры:

Учитель: Я сейчас буду называть птиц, но если я, вдруг, ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть в ладоши.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. 
Прилетели птицы: голуби, куницы.
Прилетели птицы: аисты, вороны, галки и палки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы.
Все вы – молодцы!

Приложение № 4

Папка – передвижка «Зимующие птицы»








Приложение № 5

Виды кормушек

 Подвесная. В сетчатый мешок насыпают зерно или семечки. Благодаря небольшим отверстиям птица получает пищу порционно. Подвесные кормушки подходят для поползней, синиц, чечеток а вот воробьи предпочитают кормиться, сидя на устойчивой опоре.

 Домик. Имеет устойчивую основу, защищен крышей. Обычно домик устанавливают на деревьях..

 Лотковая кормушка с жердочкой. Птицам удобно сидеть на жердочке и перебирать корм.

 Стеклянная кормушка на окно. Крепится присосками. Она состоит из прозрачных элементов: позволяет наблюдать за птицами через окно.

Экологи не советуют делать кормушки из пластиковых бутылок или пакетов от молока. Вы один раз поможете птицам, а неразлагающийся мусор в лесу или лесопарке оставите на десятки лет. Потенциальный вред природе превысит пользу.



Лучше мастерить или покупать кормушки из натуральных материалов. Другой вариант: выкидывать за собой пластик.

Приложение № 6

Развешивание кормушек

Приложение № 7

Памятка “Как подкармливать птиц”.

Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)!

Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но, ни как не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!

Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!

Кормушки нужно держать в чистоте.

Следите, чтобы в кормушке не было снега.

Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир.

Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом .

По возможности корм должен быть защищён от непогоды!

Приложение № 8

Птичьи приметы.



1.Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
4. Перед метелью воробьи чирикают.
5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.
6. Синицы порхают под окном – к холоду.
7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.
8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.
9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.

Приложение № 9

Чем не стоит кормить птиц

Птицам лучше не давать соленое и жареное.

Организм птицы не нуждается в дополнительном источнике соли. Она для них не полезна и не вкусна. Но если в смесь для подкормки попал соленый сухарик или чипс, не стоит переживать — птица не отравится. Чтобы отравиться, она должна несколько дней есть только соленые чипсы. Тоже самое относится и к жареной пище.

Какой должна быть кормушка?

Она должна быть удобной для птиц и человека, а также защищенной от снега и ветра.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!