Исследовательский проект на тему "Поэты родного края"
Иванова Р.А, учитель начальных классов
Михайлова Л.А учитель начальных классов
Чибугаева Елена Петровна учитель начальных классов
Разделы: Внеклассная работа
Содержание работы
Введение
Этапы жизни и творчества Ямщикова Г.П.
Особенности произведений поэта
Результаты социологического опроса
Заключение.
Список использованной литературы.
Мальчишка, обездоленный войной,
Я вырос горемычным сиротой,
Я с детства голод с холодом познал
И, сколько стоит лихо, испытал .
Г.П.Ямщиков
Введение
Жизнь любого населенного пункта похожа на жизнь отдельного человека: годы молодости и зрелости, расцвета и забвения, какие-то важные и незначительные события – все это и есть биография. Есть она и у нашего села, которая складывается из жизненного опыта людей, немало сделавших для его процветания, среди них и художники слова, поэты. Для них, поэтов, стихи – голос души, они передают ее состояние. Сила творчества возвышает их над нами, помогает разобраться в себе и окружающих людях.
Никто не может сказать о поэте лучше, чем его стихи. Поэзия не только украшает нашу жизнь, она воспитывает высокие и прекрасные порывы души, зовет к благородным свершениям.
На уроках литературного чтения мы изучаем и подробно знакомимся с творчеством многих поэтов и писателей. Но несправедливо обделяем вниманием поэтов-земляков. Возникла потребность познакомиться и с их творчеством.
Актуальность и выбор темы определяется, прежде всего, новизной, не изученность данной темы, а также неугасающим интересом современных исследователей к творчеству малоизвестных авторов.
Гипотеза
Пропаганда творчества поэтов-земляков способна повысить уровень нравственно-эмоционального развития школьника.
Цели исследования: изучить жизнь и творчество поэта Ямщикова Г.П., вызвать интерес учащихся нашей школы к творческому наследию поэта-земляка, привить любовь к родному краю.
Задачи:
Изучить материал о творческом и жизненном пути поэта Ямщикова Г.П., познакомиться с его творчеством.
Выявить основные темы произведений, их идейное содержание.
Приобщить учащихся к культуре нашей малой родины.
Объект исследования: литературное наследие поэтов села Тихоново.
Предмет исследования: творчество поэта Г.П.Ямщикова.
Методы исследования: поисковый, анализ, анкетирование, беседа и интервью, обобщение.
Этапы работы над проектом:
Организационный
Определение темы
Разработка плана работы
Практический
Подведение итогов, оформление результатов.
Практическая значимость: материалы проекта могут быть использованы на уроках литературного чтения, а также классных часах.
Глава 1.
Этапы жизни и творчества поэта Ямщикова Г.П.
2015 год, как известно, объявлен в России «годом литературы» ». В связи с этим нам хотелось познакомиться с творческой личностью не только, жившей и творившей свои произведения в одно с нами время, нашим современником, но и поэтом, нашим земляком.
Ямщиков Г.П родился в селе Сихтерма Алькеевского района Татарской АССР. Закончил ремесленное училище, служил в армии работал электриком на заводе, в метрологии и автоматизации бумажной промышленности на Байкале и Братске. Стихи начал писать в 40 лет. В село Тихоново приехал в 2001 году. Построил дом, посадил сад, вырастил сына.
Ямщиков Г.П. в этот период не только пишет, но и принимает активное участие в общественной жизни села, становится депутатом Сельского совета, участвует во всех культурных мероприятиях. Его с радостью приглашали в школу, библиотеку, на встречи с жителями.
Жизнь в селе Тихоново отразилась в сборнике его стихов «Добростишки». Своими произведениями Геннадий Петрович Ямщиков стремился не только сказать о том, что его волнует, но и доставить удовольствие, принести радость своим близким, родным и друзьям.
Сборник «Добростишки» был выпушен в 2008 году. Как человек в высшей степени чуткий, он не мог в момент «перестройки», оставаться в стороне, поэт много размышляет о судьбе своей Родины, стихи этого периода проникнуты болью за родную страну.
Особенности произведений поэта
Основная тема стихотворений Ямщикова – горячая любовь к родной земле. Большая часть произведений посвящена природе, боли за Родину, наполнена гордостью за нее. Человеку необходима связь с его малой Родиной, считает автор. Чтобы не оказаться без корней, без прошлого и будущего, человек обязан знать, чем интересна и богата его земля:
И в память Тихона святого
Селение наше окрестили.
Храм расписал от стен до окон
Елабужский Иван Осокин,
А службу вел ,первейшим из попов
Александр Петрович Казаринов
Он пишет о том, что его тревожит, о том, о чем болит душа. Его стихотворения пронизаны теплотой. В каждой строчке он обращается к своим землякам, родному краю, воспевает его красоту: «Дорогое село, не воспетое в песнях, Я смотрю на тебя и любуюсь тобой».
Стихи поэта наполнены любовью к своей стране, душевной пылкостью, малой родине, ее природе. С помощью слова Ямщиков воссоздает волшебные краски природы в окрестностях нашего родного села. Природа – часть его души. Край, ставший родным для поэта, притягивает своей неброской красотой, которую он видит в каждом деревце, в каждой травинке. Затрагивает автор и актуальную сейчас тему экологии:
Ель срубил ты бесполезно?
Здесь всего один ответ:
От браконьерства пользы нет!
Не рубите меня, молодую, не рубите.
Не губите меня, люди, не губите.
В своих стихах поэт старается раскрыть «вечные» темы, желая показать, как прекрасен мир, несмотря на трагедии, потери, невзгоды.
Не обошел поэт стороной и тему войны. Тема войны и мира является одной из основных тем русской словесности с самого начала её существования. Ямщиков Г.П. пишет о не вернувшихся с поля боя, о детях, оставшихся сиротами: «Всё испытали обездоленные дети, Ведь невернувшихся с войны отцов- две трети».
Припомним про сестёр и матерей,
Они в цехах, полях и на лесоповале,
Не хуже танков, самолётов, кораблей,
В тылу победу над врагом ковали.
Произведения Ямщикова Г.П. отличает легкость, удивительная мелодичность и в то же время лаконичность. Его лирика неброская, ненавязчивая, поэт пишет так, как чувствует. Большинство произведений автора небольшие по объему, но тем не менее они наполнены глубоким идейным содержанием. Даже в нескольких строчках поэт способен о многом сказать, многому научить своего читателя. Использование огромного количества языковых выразительных средств, различных синтаксических конструкций – все работает на донесение смысла произведений.
Стихотворения Ямщикова оказывают огромное влияние не только на мысли читателя, но и на его эмоциональное состояние, поэт способен заставить читателя сопереживать, радоваться.
Надо в жизни приветствовать радость,
От себя гнать беду и печаль,
Чтобы стала счастливою старость,
Чтобы прошлого было не жаль.
Когда читаешь эти стихи, возникает желание совершить что-то хорошее по отношению к окружающему миру, людям, живущим рядом с нами. Знакомство с произведениями Ямщикова, несомненно, позволит приблизить наше поколение к литературному богатству родного края. Мы постарались углубиться в самую суть, чтобы понять, что “вело” поэта в течение жизни.
Итак, в ходе анализа произведений нами выделены три основные темы творчества поэта:
Глава 2
Результаты социологического опроса
Среди учащихся 1-4 классов школы села Тихоново был проведен социологический опрос. Вопросы анкеты касались поэтов, живших на территории села.
Анкетирование учащихся (1-4 классы).
1. Каких поэтов нашего села вы знаете?
2. Знакомы ли вам прочитанные нами стихи: “Мольба ”, “Тихоновский вальс ”, “Ветеранам Великой Отечественной войны ”, “Вперед, Россия ”, «Песня о Менделеевске».
3. Хотели бы вы узнать о жизни и творчестве поэта Геннадия Петровича Ямщикова?
После обработки полученной информации был проведен анализ данных по проблеме.
Результаты анкетирования учащихся 1-4 классов.
Из 26 опрошенных детей на вопрос:
– каких поэтов нашего района и города вы знаете? Ответ – ни одного не знаю –22чел.
– слышали ли вы эти стихи? Ответ – не слышали – 22 чел.
– хотели бы вы узнать о жизни и творчестве местных поэтов? Ответ – да – 26 чел.
Вывод: большинству учащихся не знакомы имена и произведения поэтов нашего края, что подтверждает актуальность нашего исследовательского проекта. Таким образом, возникает необходимость в дальнейшей разработке данной темы.
Заключение.
На основании проведённого исследования и полученных результатов можно сделать выводы: цель, поставленная нами, достигнута, мы расширили свой кругозор и познакомились с творчеством нашего земляка, стали больше любить и ценить нашу малую Родину.
Результатом работы над проектом явилось создание презентации о поэте-земляке, которую можно использовать на уроках и внеклассных занятиях.
Перспективы дальнейшей работы.
Продолжить изучение творческого наследия поэтов нашей малой Родины.
Организовать литературную встречу с участием поэтов села.
Выпуск поэтической тетради со стихотворениями авторов нашего села и иллюстрациями учащихся школы.
Список использованной литературы:
Газета “Окно в Тихоново ” 2009 г.
Сборник «Добростишки» 2008г.
Сборник «Добростишки» 2009г.