СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект по теме "Энергосбережение в школе - все в наших руках"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект по теме "Энергосбережение в школе - все в наших руках"»

ГУО « УПК Полошковский детский сад – средняя школа Климовичского района»










Энергосбережение в школе - все в наших руках





Автор работы:

Жугаро Ольга Александровна

учащаяся 11 класса

Руководитель работы:

Шалыгина Снежана Игоревна

учитель химии и биологии

ГУО «УПК Полошковский детский

сад-средняя школа

Климовичского района»







агр. Полошково, 2020г.



Содержание

Информационная характеристика образовательного проекта______3

Введение_________________________________________________ 5

Этапы реализации проекта__________________________________8

План действий по сбережению электроэнергии_________________9

Описание проблемы_______________________________________13

Методы реализации проекта________________________________17

Заключение ______________________________________________21

Список используемых источников___________________________22






























Информационная характеристика образовательного проекта

Название проекта: «Энергосбережение в школе – все внаших руках».

Тема проекта актуальна, так как формирование культуры энергосбережения – это, прежде всего, обучение практическим действиям, в частности рациональному потреблению электроэнергии, тепла и воды. Мы должны научиться использовать энергетические ресурсы только в тех местах и в то время, где и когда они действительно необходимы. Тема проекта подводит нас к мысли о существовании резервов экономии энергии в школе. Научившись применять простейшие меры энергосбережения в школе, мы передадим свои знания родителям и соседям. А умение проектировать свою деятельность с учетом энергосберегающих принципов, прогнозировать последствия совершаемых действий, применять имеющиеся знания и умения при решении социально-экологических проблем, неизбежно приведет к повышению жизненного уровня, сохранению окружающей среды, станет стимулом для развития экономики.

Автор проекта: Жугаро Ольга Александровна, учащаяся 11 класса.

Руководитель проекта: Шалыгина Снежана Игоревна, учитель химии и биологии.

Учреждение образования: ГУО «УПК Полошковский детский сад-средняя школа Климовичского района»

Сроки реализации проекта: октябрь 2019 года – декабрь 2019 года.

Аннотация проекта:

Данный проект направлен на совместную работу  учащихся, учителей работников школы по реализации экономии и бережливости.

Проект «Энергосбережение в школе – все внаших руках»

внедряется с целью формирования активной социальной позиции по отношению к рациональному использованию энергоресурсов и бережному отношению к окружающей среде, повышения культуры обращения с энергоресурсами, выявления и распространенного опыта по организации энергосбережения. Проект способствует вовлечению участников образовательного процесса в работу по энергосбережению и формированию активной жизненной позиции, что поможет учащимся, войдя во взрослую жизнь, решать все производственные вопросы через призму экологического сознания с заботой о будущем планеты.




































Введение

 

Жить только для себя-не значит жить!
А потому должны мы постараться
Энергию разумно потребить,
не только правнукам должна она достаться!

            

  Актуализация проблемы энергосбережения

Вопросы экономии ресурсов с каждым годом становятся все актуальнее.

Их значимость связана, прежде всего, с экономическими и экологическими проблемами. Долгое время, экономические и экологические проблемы рассматривали в отдельности друг от друга. Однако доказано, что обе группы проблем могут и должны решаться в комплексе.

Наш век информационный, и часто мы из средств массовой информации получаем много негативных сообщений, которые заставляют нас чувствовать свое бессилие в решении экологических проблем. Формируется  мнение, что эта работа бесполезна. Складывается ошибочное мнение, что проблемы экологии происходят где-то и до нас это не дойдет. Где-то вырубаются леса, где-то отравляют атмосферу, где-то повышен уровень радиации. Это глобальный уровень мышления. Наша задача приблизить мышление к локальным проблемам.

Экономия энергии в школе, важная с экологической точки зрения, может оказаться выгодной экономически.

          Перед  учреждением  образования    стоит  важная задача  –  воспитать  гражданина,  которому  присущи  высокая экологическая  культура  и  культура  энергопотребления.  Это  поможет  сегодняшним школьникам,  войдя  во  взрослую  жизнь,  все  производственные вопросы решать через призму экологического сознания с заботой о будущем планеты.

Цель проекта:

1. Формирование у учащихся системы знаний о роли энергии в жизни человека, рациональном использовании ее в учреждении образования и быту;

2. Привлечение всех учащихся учреждения образования к деятельности по сокращению потребления электроэнергии в школе;

3.Разработка системы практических мероприятий по наиболее эффективному использованию энергоресурсов в учреждении образования.

Задачи проекта:

  1. Научиться сокращать  потребление энергии.

  2. Распространить информацию о проекте среди всех школьников, педагогов и работников школы

  3. Повысить уровень информированности участников проекта в области энергосбережения.

  4. Поиск методов эффективного использования энергии с целью уменьшения потерь при эксплуатации приборов электропотребления.

  5. Расчет эффективности замены традиционных источников освещения на альтернативные (энергосберегающие лампы).

Объект исследования: энергетическое состояние учреждения образования.

Предмет исследования: Государственное учреждение образования «Учебно-педагогический комплекс Полошковский детский сад – средняя школа Климовичского района»

Предполагаемый результат:

  1. Повышение уровня знаний учащихся учреждения образования о проблемах, связанных с потреблением энергии.

2. Сокращение потребления энергии в учреждении образования.

3. Расширение кругозора, повышение заинтересованности учащихся о способах и методах экономии энергетических ресурсов.

Актуальность темы состоит в том, что  формирование культуры энергосбережения – это, прежде всего, обучение практическим действиям, в частности рациональному потреблению электроэнергии, тепла и воды.

С понятием энергии мы сталкиваемся всякий раз, когда хотим изучить какой-либо процесс, происходящий в природе. Световая, тепловая, звуковая, радиационная, химическая, магнитная, механическая, электрическая энергии – это различные формы энергии, которые тесно связаны друг с другом. В чем же связь? Каждый раз, когда происходит какое-то изменение в окружающем нас мире, энергия меняет форму.

Законы, описывающие все, что может происходить с энергией, получили в физике название «Законы термодинамики». В замкнутой системе количество энергии остается постоянным. Энергия не возникает ниоткуда и не исчезает бесследно, она может лишь переходить из одной формы в другую. Описывая такой переход, обычно говорят о расходовании энергии.

Учащиеся должны научиться использовать энергетические ресурсы  в тех местах и в то время, где и когда они действительно необходимы.

Методы исследования: наблюдение, изучение специальной литературы, эксперимент.

Методы реализации проекта (способы и средства, с помощью которых выполняются задачи и достигаются поставленные цели):

  1. Теоретические (анализ успешности проведенной работы в учреждении образования по энергосбережению).

  2. Эмпирические (анкетирование, создание информационной базы о рациональном энергопотреблении).



















Этапы реализации проекта

Этап 1 – подготовительный проблемноцелевой (октябрь):

  1. Проведение рекламной акции по распространению информации о проекте с целью приобщение к проекту максимального количества участников среди учащихся и работников учреждения образования;

  2. Поставление рабочего плана и изучение литературы по энергосбережению;

  3. Определение основных методов и форм деятельности школы по энергосбережению;

  4. Разработка целей и задач проекта;

  5. Выбор методов реализации проекта;

  6. Выбор средств решения проблем по энергосбережению;

  7. Координация деятельности всех участников проекта.

Этап 2 – основной (ноябрь):

  1. Создание плана для реализации метода наблюдения затрат энергии;

  2. Выявление мест потери энергии;

  3. Подсчет затрат на потребление энергии;

  4. Разработка мероприятий по устранению энергетических потерь;

  5. Разработка памяток по энергосбережению;

Этап 3 – заключительный (декабрь):

  1. Распространение материалов по энергосбережению среди учащихся, педагогов, работников школы;

  2. Оформление проекта (все материалы сводятся в единую работу).

  3. Перепроверка материала


План


действий по сбережению тепла и электроэнергии



ГУО «УПК Полошковский детский сад – средняя школа Климовичского района»


на октябрь/декабрь 2019г.


№п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Создание инициативной группы по информированию и контролю за сбережением тепла и электроэнергии в УО

Октябрь

Шалыгина Снежана Игоревна, учитель химии и биологии, Жугаро Ольга, автор проекта, Ефимова Надежда Васильевна, заведующий хозяйством УО, Герасимов Николай Михайлович, рабочий по ремонту и обслуживанию зданий и сооружений

2

Возле всех выключателей в УО разместить или заменить новыми напоминания «Уходя, гасите свет!»

Октябрь

Автор проекта

3

Проверить исправность доводчиков на всех входных дверях УО. При необходимости устранить неполадки

Октябрь

Рабочий по ремонту и обслуживанию зданий и сооружений

4

Провести анкетирование по теме «Энергосбережение» и обработать результаты

Октябрь

Руководитель проекта, автор проекта

Анкета «Энергосбережение»

1.Необходимо ли экономить электроэнергию?

Да, нет, не знаю, мне не интересно

2.Зависит ли эффективность энергосбережения лично от вас?

Да, нет, не знаю, мне не интересно

3. Экономите ли вы электроэнергию дома?

Да, нет, не знаю, мне не интересно

4. Вы выключаете светв комнате, когдауходите из нее?

Да, нет, не знаю, мне не интересно

5.Вы начали использовать энергосберегающие лампы?

Да, нет, не знаю, мне не интересно

6.Вы используете местное освещение (настольную лампу, бра, торшер)?

Да, нет, не знаю, мне не интересно

7.Вы проветриваете помещение быстро и эффективно, всего несколько минут

Да, нет, не знаю, мне не интересно

В анкетировании принимали учащиеся с 7-11 класс

Более 70 % учащихся и педагогов знают про энергосбережение


1- не знаю

2-мне не интересно

3- да

4-нет

5

Следить за соблюдением режима проветривания

В течение реализации проекта

Инициативная группа

6

Провести энергетический аудит УО

Октябрь

Заведующий хозяйством УО

7

Частичная замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы в местах наибольшего их использования

Ноябрь

Рабочий по ремонту и обслуживанию зданий и сооружений

8

Провести повторный энергетический энергетический аудит УО. Расчет экономии энергоресурсов в УО

Декабрь

Автор проекта, заведующий хозяйством УО


Дата Предыдущие показания Последние показания Расход

24.09.2019 036818 037313 495

24.10.2019 037313 037819 506

24.11.2019 037819 038345 526

24.12.2019 038345 038817 472




9


Декабрь


10

Разработка и распространение листовок по пропаганде энергосбережения среди учащихся, педагогови работников школы

Декабрь

Руководитель проекта, авторы проекта

11

Подведение итогов. Оценка достигнутых результатов. Оформление проекта (все материалы сводятся в единую работу)

Декабрь

Руководитель проекта, автор проекта

Описание проблемы

В последние десятилетия человечество сталкивается со сложнейшими экологическими проблемами: загрязнение окружающей среды, сокращение биологического разнообразия, уменьшение запасов пресной воды на планете и др.

  Главная причина возникших экологических проблем в том, что энергетика и промышленность не только дали человеку невиданное ранее могущество, но и изменили святая святых планеты – потоки энергии, круговорот веществ в природе и химический состав биосферы. Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный её предвестник – парниковый эффект, который вызван увеличением содержания в атмосфере планеты парниковых газов и в первую очередь – углекислого газа, образующегося в огромных количествах при сжигании ископаемого топлива, – нефти, угля и газа. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом, водой, развития промышленного производства. Загрязнение атмосферы при использовании не возобновляемых источников энергии ведёт к глобальному потеплению, таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Значит, судьба планеты, наше устойчивое развитие зависят от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы будем потреблять энергии и природных ресурсов!  Каждый должен задуматься над тем, что может сделать он, его семья, класс, школа, общество в целом, чтобы уменьшить потери энергии, предотвратить экологические катастрофы.[1]

Проблема энергосбережения в последние годы приобрела особую актуальность. В мире предпринимаются огромные усилия по внедрению инновационных решений и технологий, позволяющих сократить потребление электроэнергии. Для Республики Беларусь, не обладающей значительными запасами углеводородных ресурсов, вопросы энергосбережения всегда были приоритетны, а в свете значительного повышения мировых цен на природный газ и нефть – стали особенно остры.[6]

Уменьшение количества потребляемой энергии и энергосбережение в промышленности, домах и квартирах – очень важный вопрос для всех нас, так как сегодня Беларусь импортирует 90% от необходимого количества энергоносителей. Специалисты считают, что до 40% потребляемой энергии можно сэкономить простыми и недорогими способами. Мы хотим, чтобы вы еще больше узнали о правильном обращении с энергией, потому что мы, к сожалению, редко задумываемся над тем, как и сколько мы тратим энергии для решения конкретных задач. Зачастую мы используем слишком много энергии там, где можно её сэкономить и не только сократить при этом расходы, но и сохранить окружающую среду от разрушения, ведь чем рациональнее мы расходуем тепло и электричество, тем меньше используем драгоценных запасов сырья.

Учреждения образования — серьезные потребители энергии: и электрической, и тепловой. Почти все учебные здания строились в советское время, когда об экономии задумывались немногие. В итоге «классное» тепло стоит особенно дорого. И сохранить его непросто — прежние технологии не учитывали проблем энергосбережения. Меж тем экономия энергии способствует существенному сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу. Внедрить энергосберегающие технологии в новостройках каждый сумеет. А вот сделать содержание зданий старой постройки менее затратным — этому надо учиться.[4]

Энергосбережение - это наиболее дешевый сейчас «источник» энергии. Следовать принципу «сделать больше с меньшими затратам» будет выгодным для всех. Работая над проектом по энергосбережению, мы думали о снижении объема используемой энергии, узнали о возможностях использования источников энергии, думаю, научились решать проблему энергосбережения. Нами был проведен мониторинг квартиры, в которой живет моя семья, а также лицея, решены «экономические» задачи по энергосбережению.[5]

Решив данную проблему,  мы не только сами научимся  энергосбережению у себя в школе и дома, но докажем возможность и необходимость личного участия других людей в решении проблем энергосбережения в повседневной жизни. То есть поможем им проникнуться необходимостью научиться экономному использованию энергии, что позволит  сберечь природу от разрушения и загрязнения и, как следствие, приведет к минимизации затрат на ее потребление.

Проблема:

Затраты на оплату электроэнергии школой высокие и составляет 1867,32 кВт⋅ч

Проблема, с которой мы столкнулись, огромна, и каждый может внести свой вклад в её решение. Решив данную проблему, мы не только сами научимся энергосбережению у себя в школе и дома, но докажем возможность и необходимость личного участия других людей в решении проблем энергосбережения в повседневной жизни. То есть поможем им проникнуться необходимостью научиться экономному использованию энергии, что позволит сберечь природу от разрушения и загрязнения и, как следствие, приведет к минимизации затрат на ее потребление.

План проведение работ по проекту

1. Агитационная работа (уроки физики, проведение декады по физике «Экология и физика», информационные стенды по энергосбережению в школе, классные часы по теме энергосбережения). Проведение рекламной акции по распространению информации.

2.Старт проекта. Конкурс плакатов, листовок, стенгазет. Развешиваются по всей школе с целью дать детям возможность критически осмыслить предоставленную информацию и задуматься над процессом выбора и принятия решения по экономии электроэнергии .

3. Проведение мероприятия «Что нам стоит день прожить?». В ходе 7 акции дети задумываются о путях сокращения количества потребляемой электроэнергии в школе и дома.

4. Энергетический аудит школы- рассчитывает энергозатраты школы.

5. Экономический аудит энергосбережения. Произвести расчет экономии при замене энергоресурсов.

6. Открытое занятие факультатива- защита проекта по экономии электроэнергии.

7. Замена ламп накаливания. Повторный аудит.

8. Финиш проекта. Подведение итогов. Оценка достигнутых результатов. Поощрение участников проекта и победителей в конкурсах..

Основные виды ресурсов проектной деятельности:

1.Информационные (наличие материалов, программ, публикаций, отражающих деятельность по данной проблеме): информационная база о рациональном энергопотреблении, включающая творческие разработки учащихся, планы-конспекты мероприятий, буклеты, брошюры, памятки, плакаты по тематике энергосбережения.

2. Материальные: внебюджетные средства учреждения образования.

3.Технические (база, оборудование): компьютерная техника (5 компьютеров стационарных, 1 ноутбук), аудиотехника (колонки), мультимедийный экран, проектор.


















Методы реализации проекта.

Сведения об учреждении

Количество и мощность ламп накаливания в помещениях с временным пребыванием людей.

В нашей школе имеется различное количество ламп и они имеют разную мощность: Лампы дневного света имеется 3 вида: 72 Вт, 36 Вт, 18 Вт, а также есть лампы накаливания имеют мощность 40 Вт. Также на первом этаже мы поменяли 4 светодиодных лампы, и одну светодиодную лампу на втором этаже.

Этаж

Количество лампочек

Мощность, Вт

Оборудование

1 этаж

85 шт

72 Вт

Лампа дневного света

1 этаж

8 шт

36 Вт

Лампа дневного света

1 этаж

2 шт

18 Вт

Лампа дневного света

1 этаж

16 шт

40 Вт

Лапка накаливания

1 этаж

4 шт

7 Вт

Светодиодная

2 этаж

108 шт

72 шт

Лампа дневного света

2 этаж

2 шт

36 Вт

Лампа дневного света

2 этаж

8 шт

18 Вт


Лампа дневного света

2 этаж

5 шт

40 Вт


Лампа накаливания

2 этаж

1 шт

7 Вт

Светодиодная


Использование ламп накаливания для освещения помещений приводит к значительному перерасходу электрической энергии, поскольку люминесцентные или светодиодные лампы, генерирующие аналогичный по мощности световой поток, потребляют в 4-9 раз меньше электроэнергии.

Число часов работы системы освещения – 8 ч.

Тариф на электрическую энергию Т = 0,18 руб.

Число рабочих дней учреждения в году – 247 дней

Методика расчёта эффективности мероприятия

1. Расчетное потребление электроэнергии на освещение помещений с временным пребыванием людей составляет, кВт⋅ч:

Wлн= N ·Pлн· τ· z ·10-3

N [шт.]– количество ламп накаливания в местах с временным пребыванием людей; Рлн [Вт] – мощность лампы накаливания; τ [ч] – время работы системы освещения; z – число рабочих дней в году.

Установка датчиков движения и присутствия позволит сократить число часов работы системы освещения до 1-2 часов. Замена ламп накаливания на компактные люминесцентные лампы позволит снизить использование электроэнергии на работу осветительных установок.

2. Расход электроэнергии на освещение мест с временным пребыванием людей после внедрения системы автоматического регулирования и замены ламп составит, кВт⋅ч:

Wкл= N ·Pкл· τ· z ·10-3

где Рклл [Вт] – мощность компактной люминесцентной лампы; τа [ч] – время работы системы освещения после установки датчиков движения и присутствия

3. Экономия электроэнергии при внедрении мероприятий будет равна, кВт⋅ч:

W= Wлн- Wкл

Расчет:

Расход электроэнергии на освещение помещений с временным пребыванием людей до замены ламп и установки датчиков движения, кВт⋅ч:

Wлн= N ·Pлн· τ· z ·10-3= 21·40·9·247·0,001= 1867,32

Замена ламп накаливания на компактные люминесцентные лампы позволит получить расход электроэнергии, кВт⋅ч:

Wкл= N ·Pкл· τ· z ·10-3= 5·60·9 ·247·0,001=666,9

Экономия электроэнергии при внедрении мероприятий будет равна, кВт⋅ч:

W= Wлн- Wкл= 1867,32-666,9=1200,42

Годовая экономия в денежном выражении составит, тыс. руб.:

Э= ∆W ·Tэ·10-3= 1200,42· 0,18·0,001=2,160

Заключение

Несколько мероприятий, которые помогут поставить "точку" и оценить достигнутые результаты.

Результаты проекта можно анализировать с двух точек зрения. Во-первых, нужно ответить на вопрос "Действительно ли школе удалось сберечь энергию и сэкономить деньги?". И, во вторых, необходимо проанализировать образовательные результаты проекта, то есть понять, что изменилось в отношении, поведении, знаниях учащихся, их социальных, коммуникативных навыках?

Способы подведения итогов проекта: выпуск брошюры с советами-рекомендациями по экономии энергии в школе и дома, презентация результатов в творческой (театрализованной) форме на общем сборе школы, публикация отчета в школьной газете и размещение всех материалов на школьном сайте.

Информация, помещенная в газету и на школьный сайт, должна включать:

  • Данные об изменении уровня потребления энергии, о количестве сэкономленных финансовых средств

  • Информацию о самых активных и самых успешных участниках (классах и отдельных учащихся)

  • Анализ данных опросов, которые были проведены до начала проекта и при его окончании




Список используемых источников

1. И.В. Галузо, И.Н. Потапов. Учимся экономии и бережливости. Учебно-методическое пособие «Энергоэффективность: современное энергетическое производство», 8 класс. – Минск, « Аверсэв», 2008

2.Энергия и окружающая среда: пособие для учителей общеобразовательных и внешкольных учреждений. – Минск, « Адукацыя і выхаванне», 2009

3.Документы контроля и учета потребления энергии МБОУ БСОШ №1,им. П.П.Корягина за 2012-2016 г.г.

4. Н.А. Андреенко, В.Н. Свистунова, М.В. Красовский. Ищем потериэнергии в школе.

5. И.В. Галузо, В.А. Байдаков, И.Н. Потапов. Учимся экономии и бережливости. Учебно-методическое пособие «Энергоэффективность: энергопользование и экономия», 10 класс. – Минск, «Аверсэв», 2008

6. Энергия — климат — образование : метод.рук. для педагогов / под общ. ред. Т. Г. Булыгиной. — Минск, «Адукацыя і выхаванне», 2011

7. Материалы Internet-сайтов:

  • http://www.portal-energo.ru;

  • http://www.technopark.by;











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!