СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект «По страницам Красной книги Курской области»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках биологии, изучая тему «Многообразие животного мира» мы знакомились с редкими животными, занесенными в Красную книгу России.

Мы живем в Курской области. В наших лесах водится много разных животных: кабаны, лоси, зайцы, лисы,  куницы и много других животных.

Нам захотелось найти ответ на вопрос: какие животные Курской области подлежат охране и считаются редкими.

Предметом нашего исследования являются – животные Курской области занесенные в Красную книгу.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект «По страницам Красной книги Курской области»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области



Исследовательский проект

«По страницам Красной книги

Курской области»







Выполнили: учащиеся 7 класса

Дрючин Алексей

Осейко Анастасия

Посметьев Юрий

Руководитель: учитель биологии

Чеглакова Людмила Владимировна






2018 г.



Содержание



1.Актуальность______________________________________3

2.Цели _____________________________________________3

3.Задачи____________________________________________3

4.Гипотеза__________________________________________3

5.Практическая значимость____________________________3

6.Методы исследования_______________________________3

7.Из истории создания Красной книги___________________4

8.Как устроена Красная книга________________________4-5

9.Красная книга Курской области_______________________5

10.Редкие животные Курской области, занесённые в

Красную книгу______________________________________6

11.Стрепет__________________________________________6

12.Выхухоль_________________________________________7

13.Жук-олень_______________________________________8-9

14.Заключение____________________________________ 9-10

15.Список литературы________________________________ 11









































Актуальность

Экологические проблемы в нашей стране и других странах мира диктуют необходимость проведения интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания и культуры природопользования. Одним из негативных последствий экологического кризиса является катастрофическое сокращение популяций, и даже полное исчезновение многих видов животных и растений.

На уроках биологии, изучая тему «Многообразие животного мира» мы знакомились с редкими животными, занесенными в Красную книгу России.

Мы живем в Курской области. В наших лесах водится много разных животных: кабаны, лоси, зайцы, лисы, куницы и много других животных.

Нам захотелось найти ответ на вопрос: какие животные Курской области подлежат охране и считаются редкими.

Предметом нашего исследования являются – животные Курской области занесенные в Красную книгу.

Нами была выделена проблема - донести информацию до детей, таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка бережно относится к объектам живой природы.

Цель

Изучить Красную книгу Курской области и выявить животных подлежащих охране.

Задачи

  1. Изучить литературу и узнать об истории создания Красной книги.

2.Собрать информацию и расширить знания о редких и исчезающих животных Курской области

3.Провести опрос учащихся по данной теме.



Гипотеза

Можно ли будет жить на Земле, если исчезнут все животные?

Как это предотвратить? Что может сделать человек, чтобы этого не случилось?

Практическая значимость

На основе собранного материала подготовлена презентация «По страницам красной книги. Животные» к уроку биология


Методы исследования:

  1. Изучение и анализ литературы.

  2. Опрос учащихся.

  3. Сравнительный анализ

  4. Обобщение

Опрос учащихся

Сначала мы решили узнать, а что знают ученики нашей школы о Красной книге Курской области, для чего она создана, о редких и исчезающих животных занесенных в Красную книгу. Для этого мы провела опрос учащихся.

В вопросе участвовали учащиеся 2-7 классов.

Вопросы опроса

1. Знаете ли вы о Красной книге Курской области?

2. Для чего она создана? Почему цвет выбран именно красный?

3. Назови 3 животных Курской области, занесенных в Красную книгу.

Вывод: Из данных опроса следует, что о Красной книге знают все опрошенные учащиеся. Но вопросы о животных, занесённых в Красную книгу Курской области у большинства учащихся вызвало трудности.

Из истории создания Красной книги

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло (Франция) на международной конференции был основан международный союз охраны природы. Кратко МОПС.

Ученые мира стали изучать, каким животным надо помочь в первую очередь. Они составили списки животных, которые исчезли или находятся под угрозой исчезновения .Эти списки и назвали Красной книгой.

А почему красной?

Красный цвет – это сигнал опасности. Он предупреждает нас -стой! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.

Дерево, трава, цветок и птицы

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.



Как устроена Красная книга?

В 1966 году издана Международная Красная книга с разноцветными страницами. Каждая страница книги имеет свой цвет.

1.Чёрная страница -животные, которых уже нет на Земле. На них  записаны  те      животные,  которые  исчезли.  Мы  их  никогда  больше  не  увидим. Исчезли  с  лица  Земли   большерогие  олени , саблезубые  тигры,  бескрылые  гагарки  и многие другие  виды.

2. Красная страница – животные, находящиеся под угрозой исчезновения. На  красных  страницах  книги   записаны  очень  редкие  виды  животных,  которые  могут  исчезнуть  в  самые  ближайшие  годы . Это  синий кит, гепард.

 3.Желтая страница – численность животных быстро сокращается. На  жёлтых  страницах  напечатаны  сведения  о животных,  численность  которых  постоянно сокращается. Им грозит  «переселение»  на опасные  красные  страницы.  Это амурский  тигр,  морж , белый  журавль.

 4. Белая страница – животные, которые встречаются в небольших количествах. Они могут исчезнуть. На  белых  страницах  говорится  о  видах,  редких  на  Земле. Они   живут  на  ограниченных  территориях.  Это  белый  медведь, снежный  барс, фламинго.

 5. Серая страница – малоизвестные животные, находящиеся под угрозой из-за недостатка сведений о них. На  серых  страницах  записаны  названия  тех  животных , которые  до  сих  пор  мало  изучены. Они находятся под  угрозой  исчезновения, это  слоновая  черепаха, жук-олень.

 6. Зеленая страница – спасенные животные. Последние  страницы  книги – зелёные.  На них  записаны  те  виды,  которые  человеку  удалось  спасти  от  вымирания. Это бурые медведи, олени, зубры.

 

В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красной книгой СССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее число видов. Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году уже в двух томах.

В них о каждом животном кратко, но точно сказано всё:

насколько бедственно его положение ,в каких краях встречается, в каких лесах обитает, по каким причинам исчезает.

Но главное, что надо сделать ,чтобы уберечь от вымирания.



Красная книга Курской области



В 2001 году вышло первое издание Красной книги Курской области, а нормативный акт, окончательно утвердивший её статус, был оформлен в марте 2005 года.

Выход этой книги позволит жителям Курской области лучше узнать природу

родного края и поможет сохранить богатства растительного и животного мира для будущих поколений.

В 2008 году Красная книга была переиздана в соответствии с федеральными законами. Во втором издании были внесены:

85видов позвоночных животных,

34 вида беспозвоночных животных.

Все сведения о животных сгруппированы в 6 разделов:

Насекомые-34вида
Рыбы – 3 вида (из 32 видов, обитающих на территории Курской области)

Земноводные-4 вида (из 12 видов, обитающих на территории Курской области)

Пресмыкающиеся-4 (из 8 видов, обитающих на территории Курской области)

Птицы-62 (из 265 видов, обитающих на территории Курской области)

Млекопитающие -12 видов (из 65 видов, обитающих на территории Курской области)



Редкие животные Курской области



Изучив Красную книгу Курской области, мы составили список редких и исчезающих животных. Более подробно хотим рассказать о трёх видах: Жук-олень, Стрепет, Выхухоль (также занесённых в Красную книгу Российской Федерации).

Стрепет

Средой обитания являются открытые целинные степные пространства и поля.

Описание

Длина тела достигает 42-45 см. Размах крыльев составляет 90-110 см. Масса тела варьируется в пределах от 500 до 900 г. Цвет оперения верхней части тела светло-коричневый. Нижняя часть тела и подкрылья белого цвета.

Размножение

Половая зрелость у самок наступает в возрасте 1 году, у самцов в возрасте 2 лет. Пары моногамные. Их стабильность обеспечивают постоянные гнездовые территории. Начало периода размножения датируется апрелем месяцем. Начинается он с токования, после которого самки начинают обустраивать гнёзда.

В кладке насчитывается от 3 до 5 яиц. В случае гибели первой кладки делается вторая кладка, но не всегда, и в ней обычно бывает только 2 яйца. Насиживает яйца только самка. Инкубационный период продолжается 3 недели, но может затянуться до 4 недель.

Поведение и питание

Представители вида активны в дневное время. Кормление осуществляется в утренние и предвечерние часы.

Природоохранный статус

Численность вида снижается по всему ареалу из-за потери естественных мест обитания. В Курской области в результате распашки степей, стрепеты стали редкостью. Стрепет – полезное пернатое, которое занимает определённую нишу в природе. Эти птицы пугливы, осторожны до крайности, изучать их образ жизни крайне тяжело. Хочется познакомиться с ними ближе и узнать, как они ведут себя в диких условиях, чем оригинальны в поведении, как приспосабливаются к сухому климату степей и лугов.




Выхухоль.

Обитает на территирии Льговского района.

Выхухоль — реликтовый  вид.

Описание.

Русская выхухоль — небольшой зверек. Тело длиной 18—22 см, хвост — такой же, масса до 520 г. У выхухоли плотное валикообразное тело, лапы с отороченными жесткими волосами плавательными перепонками и сплющенный с боков чешуйчатый хвост. Голова зверька оканчивается довольно длинным подвижным хоботком с парой крупных носовых отверстий на конце.

Мех выхухоли – густой, шелковистый и блестящий. В жизни выхухоли большую роль играют норы. Здесь зверек укрывается от врагов, отдыхает и выводит потомство. Норы выхухоли делятся на гнездовые, запасные и весенние.

Образ жизни.

Выхухоль ведёт полуводный образ жизни. Наиболее благоприятны для обитания выхухоли замкнутые пойменные водоёмы .

На земной поверхности выхухоль не может быстро передвигаться и становится жертвой хищников.

В неволе выхухоли доживают до 5 лет, в природе — до 4.

Питание.

Выхухоли нуждаются в большом количестве пищи. Взрослое млекопитающее за одни сутки может съесть количество пищи, равное её весу.

Размножение.

Половая зрелость наступает в возрасте 10—11 месяцев. В период весеннего половодья вытесненные из нор выхухоли соединяются парами. В тихие дни этого периода они издают своеобразные звуки: самцы громко стрекочут, самки издают нежные, мелодичные звуки. Пики рождаемости приходятся на конец мая — июнь и ноябрь — декабрь. Приплодов в году 2.

Статус популяции и охрана.

Выхухоль — редкий эндемичный вид, занесённый в Красную книгу России с категорией 2: сокращающийся в численности редкий реликтовый вид. К такому плачевному положению выхухоли в России привели такие факторы как: вырубка пойменных лесов, загрязнение водоёмов, осушение пойменных угодий, строительство плотин и дамб, а также застройка на берегах водоёмов, создание водохранилищ, выпас скота вблизи водоёмов.

С осени 2000 г. Центр охраны дикой природы при финансовой поддержке Фонда национальных парков осуществляет проект «Сохраним русскую выхухоль», направленный на оценку современного состояния популяции выхухоли и разработку мер её сохранения.



Жук-олень.

Обитает на территории посёлка Колонтаевка.

Жук-олень считается самым крупным, достигающим десяти сантиметров длины жуком европейской территории. С античных времен этот необычный жук вызывает неподдельный интерес. Его изображения можно найти на полотнах известных художников, на почтовых марках и монетах. Даже в самом первом кукольном анимационном фильме, повествующем о рыцарских боях, в качестве персонажей использовались засушенные жуки-рогачи.

Описание.

Свое название жук-олень получил благодаря огромных челюстям, похожим на оленьи рога. Трехконцовые рога, направленные острыми концами внутрь, является грозным оружие самцов, позволяющим им устраивать настоящие сражения. Самки рогов не имеют.

Тело жука состоит из трех отделов: головы, брюшка и груди. Голова большая, расширенная, особенно у самцов, и имеет усики, являющиеся органами обоняния. По бокам головы находятся глаза. На груди расположены 3 пары широко расставленных ходильных ног. Обитают рогачи в широколиственных лесах и дубравах .

Это насекомое развивается необычно. Личинка жука проходит долгий цикл длиною в 4-6 лет, а иногда и 8 лет. Жуки же проживают короткую, но насыщенную событиями жизнь. Они дерутся за еду, за самок, производят потомство и умирают. В среднем жук живет 3-4 недели, иногда 2 месяца.

Питание.

Основным рационом жуков-оленей является сок растений. Они собираются большими группами возле ранки на коре дерева и слизывают сок, лакая его нижней губой. Трапеза может длиться несколько часов. Иногда жуки надкусывают молодые побеги, чтобы затем потреблять сок.

Размножение.

Вскоре после спаривания самка жука оленя откладывает несколько десятков яиц, подготовив для каждого камеру в трухлявых пнях или старых деревьях. Через несколько недель из этих яиц появятся личинки.

Питаются они мертвой древесиной, выгрызая в ней ходы. В конце цикла развития личинка может достигать 10-13 см, то есть превышать по длине взрослого жука. На следующей стадии из личинки образуется куколка, развитие которой происходит в специальной «колыбельке», причем не в древесной трухе, а под землей, на глубине 20-40 см от поверхности.

Обычно окукливание начинается в октябре, куколка зимует в земле, а в конце весны на поверхность выходит взрослая особь.

Статус популяции. Одной из причин уменьшения популяции этих замечательных насекомых является вырубка старых больных деревьев, которые могли бы служить «домом» для личинок жука.

Взрослые особи погибают от таких птиц, как сороки, вороны, совы, филины. Сбор жуков-оленей в коллекции также уменьшает их численность.

Разводить в неволе этих замечательных насекомых очень сложно, учитывая длительный цикл развития личинки.

Заключение.

В ходе работы мы выполнили все задачи, которые были поставлены.

1.Изучив Красную книгу Курской области, составили список редких животных .

2.Выполнение данной работы расширило наши знания о жизни животных и причинах их исчезновения. Выявили главные причины снижения численности животных: Это

-утрата мест обитания;

-браконьерство;

-разрушение кормовой базы;

-загрязнение среды;

-изменение климата;

-нерациональное использование человеком природных ресурсов.

3.Человек должен стать настоящим другом всего живого на планете. Иногда люди думают,  что  если  вид  занесли  в  Красную  книгу – это  уже  гарантия  спасения. Но  это  только  тревожный  сигнал, призыв. А  дальше  должны  действовать  мы. Каждый  в  меру  своих  возможностей.

И только тогда страниц в Красной книге станет совсем мало и не будет так грустно осознавать ,что самые большие катастрофы -дело рук самого человека.

Охраняется Красной книгой,

Столько редких зверей и птиц,

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Красная книга красная,

Может значит она,

Что природа умрёт?

Цель у неё иная:

Всё живое хранить зовёт!





Правила поведения в природе 10 «НЕ»

  1. Не загрязняй природу, забирай с собой мусор

  2. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и лягушек

  3. Не бери лишнего у природы

  4. Не разоряй муравейники

  5. Не ломай ветки деревьев и кустарников

  6. Не разводи костры под деревьями

  7. Не шуми в лесу

  8. Не рви в лесу и на лугу цветы

  9. Не разоряй гнёзда птиц

  10. Не уноси домой детёнышей диких животных

Что надо делать, чтобы спасти исчезающие и редкие виды
растений и животных?

1. Запретить охоту.

2. Запретить чрезмерную добычу животных.

3. Запретить разрушать места обитания животных.

4. Охранять заповедники.

5.Заботиться о размножении.



































Список литературы:



  1. География Курской области (Физическая география) 8 класс. Учебное пособие для учащихся. Издательство Курск.

2.Красная книга Курской области. Редкие и охраняемые виды растений и животных. Курск, 2009г.

3.Ресурсы Интернета





13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!