СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект «Плесень – загадка грибного царства»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность: в быту мы часто сталкиваемся с зеленоватым налетом на несвежих продуктах питания. Что же это за налет? Почему заплесневевший хлеб мы считаем непригодным для питания? И вместе с тем покупаем сыр в магазине с таким же налетом и считаем его съедобным?

Обоснование выбора темы. Как-то раз мама купила в магазине булку хлеба, упакованную в полиэтиленовый мешок, и забыла про него, оставив лежать на полке шкафа.

А через некоторое время я вдруг случайно обнаружила, что хлеб покрылся  серо-зеленым  «пушистым» налетом.  Что же с ним произошло? Несмотря на множество научных исследований, плесень остаётся одной из загадок, она до конца не изучена и появляется каждый раз в новом качестве. Мне стало интересно «Что такое плесень? Какую, пользу и какой вред приносит она?». Вопросов было много. В своей работе я попытаюсь найти на них ответ.

Гипотеза – предположим, что вред или польза от плесени будет установлена, если:

- будут выявлены благоприятные условия для образования плесени;

- рассмотрены возможности самой плесени в окружающем мире.

Цель:  

- Оценить роль плесневых грибов в жизнедеятельности человека, выявив преобладающее положительное или отрицательное их значение, проверив на практике.

Задачи исследования:

  • Выявить отрицательную и положительную роль плесени в жизнедеятельности человека.
  • Сравнить «две стороны медали» и выявить преобладающую роль.
  • Экспериментально определить условия, необходимые для развития плесневых грибов.

Объект исследования:  плесень на продуктах (хлеб и сметана).

Предмет исследования:  выявление условий для появления и роста плесени.

Методы исследования:

  • Изучение материалов из разных источников.
  • Постановка опыта.
  • Наблюдения за экспериментом.
  • Обработка данных эксперимента

 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект «Плесень – загадка грибного царства»»

Содержание


  1. Введение…………………………………………………………………3

  2. Теоретическая часть……………………………………………………4

2.1 Что такое плесень………………………………………………….4

2.2 Условия, необходимые для появления и роста плесени………..5

2.3 Чем опасна плесень для человека………………………………...6

2.4 Чем полезна плесень для человека……………………………….7

2.5 Как бороться с плесенью…………………………………………..8

  1. Практическая часть. Эксперимент…………………………………….9

  2. Заключение………………………………………………………….…11

  3. Список использованной литературы …………………………….…12

  4. Приложение……………………………………………………………13
























Введение

Актуальность: в быту мы часто сталкиваемся с зеленоватым налетом на несвежих продуктах питания. Что же это за налет? Почему заплесневевший хлеб мы считаем непригодным для питания? И вместе с тем покупаем сыр в магазине с таким же налетом и считаем его съедобным?

Обоснование выбора темы. Как-то раз мама купила в магазине булку хлеба, упакованную в полиэтиленовый мешок, и забыла про него, оставив лежать на полке шкафа.

А через некоторое время я вдруг случайно обнаружила, что хлеб покрылся серо-зеленым «пушистым» налетом. Что же с ним произошло? Несмотря на множество научных исследований, плесень остаётся одной из загадок, она до конца не изучена и появляется каждый раз в новом качестве. Мне стало интересно «Что такое плесень? Какую, пользу и какой вред приносит она?». Вопросов было много. В своей работе я попытаюсь найти на них ответ.

Гипотеза – предположим, что вред или польза от плесени будет установлена, если:

- будут выявлены благоприятные условия для образования плесени;

- рассмотрены возможности самой плесени в окружающем мире.

Цель:

- Оценить роль плесневых грибов в жизнедеятельности человека, выявив преобладающее положительное или отрицательное их значение, проверив на практике.

Задачи исследования:

  • Выявить отрицательную и положительную роль плесени в жизнедеятельности человека.

  • Сравнить «две стороны медали» и выявить преобладающую роль.

  • Экспериментально определить условия, необходимые для развития плесневых грибов.

Объект исследования: плесень на продуктах (хлеб и сметана).

Предмет исследования: выявление условий для появления и роста плесени.

Методы исследования:

  • Изучение материалов из разных источников.

  • Постановка опыта.

  • Наблюдения за экспериментом.

  • Обработка данных эксперимента


2. Теоретическая часть

2.1 Что такое плесень

Нашу планету населяет большое количество живых организмов, они исчезают, видоизменяются или зарождаются новые. Плесень относится к одним из этих организмов.

Плесень (или плесневые грибки) – это особое царство живой природы. Грибки питаются готовыми органическими веществами (останками растений, животных). Грибки всасывают питательные вещества всей своей поверхностью. При этом в атмосферу они выделяет углекислый газ, летучие вещества, эфирные масла и минеральные вещества. Если рассмотреть плесень под микроскопом, то можно обнаружить, что она состоит из множества длинных, бесцветных нитей. Длинные ответвления имеют на конце маленькие черные шарики - споры. Другие, короткие ответвления, проникают вглубь поверхности (например - куска хлеба), на которой находится плесень. Они для плесени, словно корни для растений. (Владимир Даль, толковый словарь)



Выделяют:

  • Плесневый грибок (растет на камне, бетона, краске);

  • Грибок синевы (растет в клетчатке дерева);

  • Грибок гниения (бактериальная, белая, бурая гниль, растущая на древесине, плодах, растениях);

  • Дрожжевой грибок (на пищевых продуктах).

Плесень распространяется по воздуху в виде очень маленьких частиц-спор. Попадая в подходящую среду, спора начинает прорастать, образуя подобные нитям клетки, называемые гифами. Когда гифы переплетаются между собой, появляется пушистый клубок нитей — мицелий. Это и есть то, что мы называем плесенью. Внешне плесень похожа на студенистую плёнку или на кусочек бархата - зелёного, серого цвета и может напоминать грязь или пятна, которые образуются на стенах в ванной комнате между плитками кафеля.

Плесень размножается невероятно быстро. В обыкновенной хлебной плесени можно различить маленькие черные точки - спорангии, в которых образуются споры. В одном спорангии содержится до 50 000 спор, каждая из которых способна воспроизвести сотни миллионов новых спор всего за несколько дней! А если условия благоприятные (сырость и тепло), плесень быстро появится на книге, обуви или на упавшем дереве в лесу.

Плесень способна выделять вещества, которые могут нанести вред организму людей и животных. Действие плесени ощущается, когда ее споры проникают через вдыхаемый воздух, через поверхность кожи или проглатываются вместе с пищей. Но у плесени, кроме вредных, есть и полезные свойства. Например, ее используют в сыроделии для придания сыру определённого аромата, а также при производстве лекарств.

Изменение окружающей среды не может не сказаться на развитии плесеней. Это перенос спор воздушным путём и с транспортом, с продуктами питания, произведёнными в самых разных регионах мира.



    1. Условия, необходимые для появления и роста плесени

Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. А споры плесени присутствуют в воздухе практически повсюду. Если им удается попасть в благоприятные условия и получить доступ к питательным веществам, то они начинают размножаться быстрыми темпами.
Считается, что идеальные условия для появления и распространения плесени такие:

  1. температура плюс 20 0С;

  2. относительная влажность воздуха выше 95%;

  3. плохой воздухообмен.

Кроме этого, плесень обожает грязь. Плесень активно размножается при комнатной температуре в условиях повышенной влажности и неэффективной вентиляции на многих материалах и покрытиях, используемых внутри помещений, включая бетон, штукатурку, дерево, пластики, резину, тканевую основу линолеума, окрашенные поверхности, ковровые покрытия, книги и т.д. Микроспоры могут подниматься по вентиляции из сырых подвалов. Благотворные условия для развития плесени образуются в цветочных горшках. Плесень наиболее сильна осенью, так как связана с разложением растительности.

Известно, что плесень способна выживать в космосе, «зимовать» миллион лет в условиях вечной мерзлоты, также успешно справляется с радиацией (это показали образцы плесени, взятые в Чернобыле). Высокие температуры способны убить плесень, однако для уничтожения некоторых видов необходимо воздействие температуры плюс 100 0С в течение 2 и более часов.

В чем же секрет такой ее устойчивости? Дело в том, что споры грибов содержат очень мало воды, имеют очень прочную оболочку, способны храниться миллионы лет в любых условиях.





    1. Чем опасна плесень для человека

Если человек будет находиться в помещении, зараженном плесенью, то он может заболеть такими заболеваниями как насморк, отит, бронхит, ринит, бронхиальная астма, сердечно - сосудистые нарушения. Так как при дыхании споры плесени оседают на легких. Все эти заболевания могут быть хроническими и трудно лечатся.

Плесень может поражать продукты питания, если их неправильно хранить.

При употреблении в пищу продуктов, зараженных плесенью, возможны болезни печени, пищевые аллергии и даже раковые опухоли. Надо знать, что эта "безобидная" плесень - настоящий яд, который может накапливаться в организме. Токсические соединения могут очень долго не проявлять своего присутствия в организме. Но спустя несколько десятилетий именно они могут вызвать быстрый рост раковых опухолей.

Самой ядовитой считается плесень желтого цвета, которая вырабатывает сильнейший яд афлатоксин. Желтая плесень поражает пищевые продукты (наиболее подвержены поражению ливер, рыба, молоко, рис, земляные орехи). Увы, но тепловая обработка никак на эти токсины не влияет.

Поэтому заплесневевшие продукты (будь то варенье, хлеб, овощи, фрукты или орехи) нужно сразу же выбрасывать.

Кроме этого плесень может поражать бумагу, ткань, приводя их в негодность.









2.4 Чем полезна плесень для человека

Люди придумали использовать плесень для приготовления разных пищевых продуктов.

С помощью кефирных грибков получают кисло - молочные продукты (например, кефир).

Дрожжевой грибок используют для получения дрожжевого хлеба, пива, дрожжевых заквасок.

Та самая серая гниль, которая поражает клубнику и многое другое, во Франции, Венгрии, Германии используется для создания вин. Ее даже называют «благородной гнилью». Грибок должен поселиться на спелых ягодах винограда. Под действием плесени ягоды становятся сморщенными, иссушенными. Плесень воздействует так, что изменяет вкус, состав ягод. Такие ягоды собирают буквально вручную, много раз за сезон. Вкус вина зависит от удачного сочетания различных условий: тепла, влажности, зрелости винограда, продолжительности осени и пр.

Плесень используют для изготовления сыров. Существует даже легенда о том, как люди изобрели сыр с плесенью: Однажды, во Франции, один пастух случайно оставил в пещерке сыр и хлеб. Когда он вернулся через две недели, продукты имели неприглядный вид, но у одного из них – сыра, был весьма приятный вкус.

Из голубой плесени получают мраморные сыры. Так их называют потому, что у них есть прожилки голубовато-зеленого цвета. Для приготовления этих сыров творожную массу засевают спорами плесени и проделывают воздушные каналы внутри сырной массы. Воздух даёт возможность голубой плесени развиться внутри сыра.

Из белой плесени изготавливают мягкие сыры. Для этого творожную массу помещают для созревания в специальную камеру. Воздух в ней пропитан спорами белой плесени. В течение недели вся поверхность сыра покрывается пушистым белым налетом плесени. Тесто сыра приобретает сочность, маслянистость, специфический грибной вкус и аромат.

Плесень применяют в целлюлозно-бумажной промышленности для переработки сырья и получения определённых сортов бумаги и картона из древесных и бумажных отходов

Для очистки и размягчения кож в кожевенной, текстильной промышленности.

В сельском хозяйстве для борьбы со многими насекомыми-вредителями, например колорадским жуком, картофельной коровкой, кукурузным мотыльком, свекловичным долгоносиком, щитовками, нематодами, клещами.

Применяют при очистке сточных вод. Используя основное свойство грибов — разлагать разнообразные органические соединения.

Из плесени получают около двух десятков лекарственных препаратов. Из неё был получен первый антибиотик — пенициллин.



    1. Как бороться с плесенью

Я нашла рекомендации специалистов по снижению риска заболевания от плесени. Они следующие:

  • Не употребляйте в пищу продукты с плесенью. Содержите продукты согласно условиям их хранения.

  • Не ешьте заплесневевший хлеб: многие, увидев на хлебе плесень, отрезают испортившийся кусок, а остальное используют в пищу. Так делать нельзя. Дело в том, что хлеб имеет пористую структуру и, пусть пока плесени не видно, заражен полностью. Выбросьте такой хлеб без сожаления. Не следует есть или использовать для приготовления пищи, подпорченные даже частично овощи или фрукты: здоровая на вид часть плода может быть сильно заражена. Летом, во время затянувшихся дождей, в саду быстро портятся и плесневеют ягоды. Даже частично подплесневевшие или размягченные ягоды нельзя использовать в пищу или для варки компотов или варенья — споры находятся не только там, где плесень и гниль, а во всей ягоде.

  • Не допускайте протекания воды из кранов, это повышает влажность.

  • Уменьшите число домашних растений. Некоторые грибы особенно буйно разрастаются в земле цветочного горшка.

  • Комнаты должны проветриваться в течение короткого времени, но интенсивно. Все окна и двери должны быть открыты. Короткое и интенсивное проветривание не будет рассеивать тепло от стен, так что потеря тепла будет небольшой.

  • Перед тем как убрать влажную одежду, хорошо просушите её.

  • В помещениях должна быть хорошая вентиляция. Тщательно проветривайте помещения, где может образовываться плесень.







2. Практическая часть. Эксперимент

Из литературных источников я узнала, что для появления плесени необходимы три условия - влажность, температура, плохой теплообмен. Я решила проверить это опытным путем.

Опыт №1

Образец 1. Для опытов я взяла хлеб.

1-й день: хлеб поместила в пакет.

3-й день: на хлебе в закрытом пакете появилось голубое пятно.

5-й день: на хлебе пятно в закрытом пакете увеличилось в два раза. (Приложение 1)



Начало эксперимента Завершение эксперимента



Опыт №2

Образец 2. Затем я взяла молочные продукт: сметану

1-й день: я взяла немного продукта и положила в тёплое влажное место. И принялась ждать.

2-й день: появился специфический запах.

3-й день: запах усилился.

4-й день: запах еще больше усилился.

5-й день: на сметане начал появляться светло-зеленый оттенок.

6-й день: сметана начала покрываться плесенью. (Приложение 2)


Начало эксперимента Завершение эксперимента




На основе опытов и наблюдений мы пришли к выводам: 
1. Важным условием развития плесени является влажность, тепло и отсутствие кислорода.
2. Отсутствие влаги, низкая температура и кислород являются главным препятствием для развития плесени.
3. На разных пищевых продуктах развиваются разные виды плесени.

4. Одни продукты покрываются плесенью быстрее, чем другие. 













Заключение

С каждым годом мир становится все более беззащитным перед микробами и плесневыми грибами. Невидимые человеческому глазу, они способны серьезно сократить численность подтверждает, что наш мир еще жив. Наш мир создан совершенным. В нем нет ни одной лишней детали. Все наполнено смыслом и все связано между собой в бесконечно сложную и бесконечно прекрасную картину мироздания, где каждый элемент играет свою особую роль. И что бы мы случайно или умышленно не разрушили этот мир, нам дано предупреждение, особый знак, проклятие и благословление одновременно. Делая эту работу, я много нового узнала о плесени и плесневых грибах. Я сама наблюдала за ростом плесени на разных продуктах питания. Я узнала, что плесень используется для изготовления лекарств, сыров, вин, колбас. Плесень может быть не только вредной, но и полезной.


























Список используемой литературы

1. Большая советская энциклопедия / Под ред. А.М.Прохорова. М.: Просвещение. 1975. Т.20- с.165

2. Дроняев Б.М. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. М.: АКТ. 1995. Т.3 - с.43

3. Исмаилова Р.И. Биология. Энциклопедия для детей. М.: АВАНТА + 1995- с.432

4. Рогожкин А.К., Энциклопедический словарь юного натуралиста. М.: Детская литература. 1981- с.25

5. Славкин В.В. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. М.: АКТ. 1995. Т.1- с.150

6.Чистовский О.П. Грибы-целители. М.: Юнипресс. 1997- с.15 





































Полезные советы – как уберечь хлеб от плесени.

Люди издавна опасались плесени и знали о её «коварстве». Существует множество народных рецептов по борьбе с плесенью.



1 способ:

Хранить хлеб на верхней полке холодильника, завернутый в полиэтиленовый пакет. При низкой температуре плесень на нем не появится, а также при таком хранении он не засохнет. Что и подтверждает проведенный мной опыт.


2 способ:

В хлебницу кладем хлеб, а рядом ставим чашечку с двумя столовыми ложками крупной сухой соли. Соль убьет всю плесень. За неделю хлеб может зачерстветь, но налет на нем не появится. Соль надо менять каждые 7-10 дней, она сыреет.


3 способ:

2 ст. ложки горчичного порошка насыпать в несколько слоев марли и положить на дно хлебницы.


4 способ:

Кусочек сухого картофеля на дне сосуда предохраняет хлеб и от плесени.

Не следует хранить хлеб в полиэтиленовых пакетах при комнатной температуре.

Лучше всего хлеб и хлебобулочные изделия хранить в деревянной или эмалированной посуде, или в специальной хлебнице.

Необходимо ПОМНИТЬ, что предупредить появление плесени гораздо легче, чем удалять грибок и устранять последствия такого поражения!


12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!