СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект «ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ НАШЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ»

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект  «ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ НАШЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ»

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект «ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ НАШЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ»»

18


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ МЕДВЕНСКИЙ РАЙОН

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

«КИТАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

307052, Курская область, Медвенский район, с. Китаевка, д.16а

тел./факс 8 (47146) 4 – 47– 15,e-mail:[email protected]



Исследовательский проект

«ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ

НАШЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ»






Выполнили: Емельянов Николай,

Курдяев Виталий,

ученики 9 класса

Катунина Ксения, ученица 6 класса

МОКУ «Китаевская СОШ»

Руководитель -

учитель ОПК

Катунина Любовь Геннадьевна













КИТАЕВКА

2019

Оглавление



I. Введение………………………………………………………………………3

II. Основная часть: ………………………………………………………6

  1. История, значение и традиции праздника «Покров Пресвятой Богородицы»………………………………………………………………..6 - 9

А)  История праздника «Покров Пресвятой Богородицы»………………6 - 7

Б) Значение праздника для людей………………………………………… 7 - 8

В) Традиции престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в селе Любицкое ………………………….........................................8 - 9

2. История, обряды и значение праздника «Сергова дня»…………10 - 15

А) История и значение праздника «Сергова дня»………………………10 - 12

Б) Традиции престольного праздника Сергова дня в деревне Денисов12 -13

В) Причина возникновения престольного праздника Сергов день на территории Китаевского сельского совета………………………………...13 -14

3. Праздник «Троица»……………………………………………………...15-17

А) История и значение праздника «Троица» для православной церкви….15

Б) Традиции праздника «Троица» в деревне Китаевка………………….16 -17

4. . Праздник «Широкая масленица»………………………………….18 - 23

А) Подготовка к празднику…………………………………………………....18

Б) Загадки о блинах…………………………………………………………….18

В) Забавы молодёжи………………………………………………………18 -19

Г) Традиции праздника «Масленица»……………………………………19 - 23 Заключение…………………………………………………………………23-24

Список использованной литературы……………………………………..…..25

Приложение 1…………………………………………………………………..26

Приложение 2…………………………………………………………….27 – 28

Приложение 3………………………………………………………………29 -30

Приложение 4……………………………………………………………….31-33

Введение

Россия – это страна с многовековой историей. Причем, история эта отражена не только в официальных летописях и хрониках, но и в народной культуре – в традициях России, которые складывались и укоренялись на протяжении долгого времени.

Культурное наследие – это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности.

Бегут года, один век сменяется другим, и беспрестанно пишется история. А время просто делает нас действующими лицами того или иного периода.

Многое изменилось за века, осталась неизменной потребность русской души в культуре. Эта потребность была у людей всегда и пятьдесят, и сто лет назад. Да и сегодня мы не можем жить без протяжной лирической песни, задорного танца, «юморных» частушек, поэтому сельские традиции для многих являются очагом прекрасного, где душа отдыхает, веселится, а иногда и плачет. после трудового дня сами тянулись в это здание, чтобы пообщаться, попеть, потанцевать. И те, кто были особо талантливы, имели музыкальные инструменты, слух, голос, могли поделиться этим с односельчанами. Скромная русская гармошка была, наверное, лучшей подругой, ведь под неё исполнялись задушевные напевы и страдания, а баянисты были первыми парнями на деревне.

Однако в силу многих причин большая часть культурного наследия оказалась утрачена. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной культуры приобретает важный характер.

У нас в школе в музее ведется научно-исследовательская работа по многим вопросам истории села, но исследований по истории обрядов и традиций мы не проводили. Поэтому мы решили начать наши краеведческие исследования именно по этой теме.



Актуальность темы обусловлена тем, что мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой ценой уклониться от службы в армии, бросить из машины на дорогу пустую пивную банку, не иметь детей ради сохранения материальных благ или ограничиться одним ребенком, неполная семья, спокойно относимся к повседневному открытию сиротских приютов при живых родителях. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, а воспитывать у подрастающего поколения любви к своей родине, гордости за нее – необходимо всегда.

Объектом данного исследования является изучение народных традиций нашей малой родины.

Предметом исследования выступают традиции народных праздников нашей малой родины.

Цель данной работы состоит в изучении, сохранении и продолжении традиции нашей малой родины. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- изучить культурное наследие нашей малой родины;

- формировать умения и навыки декоративно-прикладного искусства;

-приобрести навыки исполнения русской народной песни;

- проявить интерес к народному творчеству.

Практическая значимость данного исследования заключается в изучении, сохранении и продолжении народных традиций нашей малой родины.

Работу над данным проектом мы начинали с изучения традиций семей. Затем мне стало интересно, с какими людьми я проживаю рядом, какие традиции продолжают жить на территории нашей малой родины. Стала интересна их история возникновения.

Мы расспросили сторожил наших сёл. Изучили материалы школьного музея, дома культуры деревни Денисовки, областного архива г. Курска и материалы из интернета. И собранный материал превратился в проект.

Методы исследования:

- работа с архивными материалами Областного архива г. Курска;

- беседа с отцом Василием из храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Любицкое и местными жителями; 

- работа с краеведческой литературой.

Основная часть:

Говоря о событиях прошлых веков и дня сегодняшнего, невозможно изолировать Китаевку от Любицкого, Рождественки, Лубянки, Зелёной Степи, Дубовца и Денисовки.
Бывали времена, когда деревни ходили стенка на стенку, но на Покров или Сергиев день всё равно шли друг к другу в гости; случалось, что воровали на соседних пастбищах коней и уводили чужих невест, но на Пасху собирались все вместе и ходили вокруг одной церкви, потом крестили детей, а на уборке урожая спешили к кумовьям с помощью. Старики говорят, что настолько народ породнился, что «…плюнь и в родственника попадёшь». Отсюда и традиции у этих деревень одни. Ходили все в один храм Покрова Пресвятой Богородицы, который следуя вековым христианским традициям, принимает своих прихожан более ста лет, воплощая в себе «душу» нашего родного края. И каждый находит в его стенах то, что искал.


  1. И стория, значение и традиции праздника «Покров Пресвятой Богородицы»


А)  История праздника «Покров Пресвятой Богородицы»

Из Интернета я узнала, что Покров – один из самых почитаемых в народе осенних православных праздников. Начало празднику Покрова положила история, произошедшая в Х веке во время всенощной службы во Влахернской церкви, в Константинополе. Блаженному Андрею и его ученику Епифанию явилось поразившее их видение. В воздухе, над людьми, они увидели Божию Матерь в окружении пророков, апостолов и ангелов, склоненных в молитве об избавлении города от осады врагов.

В это время враги подступили уже к самым стенам города, служба в Церкви шла днем и ночью. Закончив молиться, Богородица сняла с Себя блестящий омофор, то есть широкий покров, простерла его над молящимися в храме людьми и вознесла молитву Господу о спасении и защите их от видимых и невидимых врагов, об избавлении людей от бед и страданий. Покров в ее руках засиял ярче солнечных лучей. Богородица умолила сына своего пощадить город, и враги отступили. В память об этом событии установилась традиция празднования дня Покрова Пресвятой Богородицы, которые по сей день хранятся в нашем крае.

Б) Значение праздника «Покров Пресвятой Богородицы» для людей


Мы узнали, что Пречистая Божия Матерь всегда простирает свой молитвенный покров над нами; она всегда умоляет Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, об избавлении нас всех от бед и напастей и о даровании нам вечного спасения. Покров Божией Матери – это любовь Ее к нам, та любовь, которая укрепляет нас в бедах и несчастьях, осушает наши слезы.

Господь поручил Своей Матери стать нашей Небесной Матерью, чтобы в минуты скорбей, болезней, тревог, забот нашей земной жизни мы всегда находили у Нее крепкую и любящую материнскую руку.

Как во время Своей земной жизни, так и ныне Пресвятая Дева находится с нами, утешая и радуя нас. В житии святого Андрея, Христа ради юродивого, сказано, что когда он находился в раю, то не увидел там Богородицу. И на свой вопрос: «Где же Она?» - услышал от Ангела ответ: «Она ходит по земле и помогает людям». И в этот час Она вблизи тех, кто чает Ее утешения, помощи и надеется на Нее.

П раздник Покрова стал в России одним из самых любимых. В честь него строили множество храмов, писали иконы.

Богородица издавна считалась Покровительницей земли Русской. Во многих городах строились прекрасные храмы и монастыри, посвященные Покрову Пресвятой Богородицы. Такой храм был построен и на моей малой родине.

 В день Покрова Пресвятой Богородицы православные люди на Руси шли всегда в храмы всеми семьями, чтобы в молитве испросить милости и заступничества Божией Матери. В нашем храме 14 октября всегда собирается множество людей, чтобы попросить Пресвятую Богородицу о помощи в житейских нуждах, прихожане приходят помолиться за своих родных, обрести покой и надежду на мирное небо.

В) Традиции престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в селе Любицкое (По воспоминаниям уроженки с. Любицкое Подушкиной Т.М)


Покров - престольный праздник в соседних деревнях, в Любицком и Китаевке. По православным традициям он отмечается 14 октября. Многие ездили туда в гости. Праздновали тоже три дня, с организацией ярмарки.

За три дня до праздника со всех концов губернии к храму Покрова Пресвятой Богородицы с. Любицкое приезжали возы с пряностями и нарядами прямо к храму. Раньше всех приезжали карусельщики. В течении двух дней они устраивали карусели, играл духовой оркестр, подъезжали возы с арбузами, яблоками, пряниками, особенно привлекательными были полупрозрачные, ароматные конфеты «Монпансье»

На ярмарку приходили все до единого человека нашей и прилегающих деревень. Три дня деревня ликовала, показывая своё удальство и наряды.

К празднику Покрова русские крестьяне старались убрать весь урожай и сделать заготовки на зиму. С Покрова начиналось «зазимье». Скот уже не выгоняли на пастбища, а держали в хлевах и переводили на зимний корм.

 Праздник этот считался покровителем свадеб, и потому девушки считали необходимым побывать в праздник Покрова в церкви; ставили свечи перед иконою Покрова Богородицы и старались провести этот день весело, веря, что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». На Руси первый снег выпадал обычно около праздника Покрова. Белый снежный покров напоминал свадебное покрывало или фату.

П о словам Подушкиной Т.М., уроженки села, к празднику Покрова заканчивалось на селе для девушек и парней время хороводов, и начинались посиделки, когда длинными осенними и зимними вечерами девушки занимались прядением, вышиванием, вязанием под пение народных песен, колядок. Моя бабушка, вспоминает Татьяна Михайловна, рассказывала как у них собирались соседи - женщины и девушки в одной большой комнате с прядением, вязанием и вышивкой. К ним приходили парни, которые обычно играли в карты, но кое – кто мог тут же чинить сбрую или рыбацкие сети. Это сопровождалось задушевными беседами и пением, а также шутками, прибаутками и ухаживанием. Засиживались, бывало, до утра – так было интересно. Вот там я и запомнила много песен и частушек, которые пою и сейчас. Вели себя пристойно, уважительно друг к другу, потому что все были крещёные, т. е. православные христиане. Старались жить с богом в душе и с любовью к ближнему. это самый правильный образ жизни!

«Мне ещё запомнились народные поговорки, пословицы, через которые мы ярче узнаём о приметах и традициях нашего народа. Например, в этот день — первый праздник холода — пекли блинцы (тонкие блины), «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало. В народе говорили: «Покров - первое зазимье», «С утра - осень, после обеда - зима», «чини избу до Покрова, а то не будет тепла», «Покров - истопи избу без дров».


2. История, обряды и значение праздника «Сергова дня»

А) История и значение праздника «Сергова дня»

В трудные для Церкви времена, когда благопотребна была особенная помощь Божия к укреплению веры православной в сердцах людских или когда нечестие людское грозило подавить собою благочестие и веру, в такие трудные времена Бог нарочито посылал особых избранников Своих, которые, будучи преисполнены благодати Божией, своей дивной жизнью, своим смирением привлекали к себе сердца людей и делались наставниками и руководителями в духовной жизни для всех.

Одним из таких великих избранников Божиих был преподобный Сергий, дарованный Богом земле Русской именно в такое тяжкое время, когда татары заполонили почти все пределы ее, когда междоусобия князей доходили до кровавых побоищ, когда эти усобицы, бесправие, татарское насилие и грубость тогдашних нравов грозили русскому народу совершенной гибелью. Полтораста с лишком лет томилась многострадальная Русь под тяжелым игом татарским. И вот наконец призрел Господь Бог мольбы Руси Православной – приближался час освобождения, в котором Сергий явился истинным печальником родной земли.

Но чтобы сбросить варварское иго и ввести инородцев в ограду Христианской Церкви, для этого нужно было приподнять и укрепить нравственные силы, приниженные вековым порабощением и унынием. Этому нравственному воспитанию народа и посвятил свою жизнь преподобный Сергий. Самым сильным средством, доступным и понятным тому веку, был живой пример, наглядное осуществление нравственного правила. При рождении в биографии Сергия Радонежского было получено имя Варфоломей. Отставая в обучении от своих сверстников, Сергий в стал изучать Священное писание. Примерно в 1328 году он вместе с семьей переехал в Радонеж. Там отправился в монастырь, а через некоторое время им была основана церковь Сергия Радонежского во имя Святой Троицы.

Затем он стал игуменом, принял имя Сергий. Через несколько лет в этом месте образовался процветающий храм Сергия Радонежского. Даже патриарх восхвалял жизнь монастыря, названного Троице-Сергиевым. Вскоре преподобный Сергий Радонежский стал высокоуважаемым в кругах всех князей: он благословлял их перед битвами, примерял между собой.

Скончался великий игумен 25 сентября 1392 года. За свою биографию Сергей Радонежский основал несколько монастырей, обителей кроме Троице-Сергиевого: Борисоглебский, Благовещенский, Старо-Голутвинский, Георгиевский, Андронникова и Симонова, Высотский.

Сергий Радонежский был назван святым в 1452 году. В произведении «Житие Сергия» Епифания Премудрого утверждается, что за всю биографию Сергия Радонежского было совершено множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека. Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении, а 25 сентября, в день смерти, многие верующие отмечают его память.


Б) Традиции престольного праздника Сергова дня в деревне Денисовка (По воспоминаниям жительницы д.Денисовки Горбулиной Л.В.)

Я родилась в д. Лубянка, сейчас живу в Денисовке. В наших деревнях, а так же в близь лежащих: д. Зоринка, 1-ое Никольское (Лукинка), х. Любимовка престольным исстари считается праздник в честь святого Сергия Радонежского. В народе зовётся Серговым днём. По православным традициям он отмечается 8 октября. Этот праздник - венец деревенской страды. К этому дню крестьяне с огорода всё убирали, а с Сергиева дня пастух кончал пасти скотину. Она ходила свободно по всем огородам и зеленям. За потраву свёклы или капусты никто никому не имел права предъявить претензии, так как этим он нарушал бы традиции деревни.

Убирали в доме, украшали. Когда я была маленькой, у нас в доме был земляной пол. Его мазали, стены белили мелом, который брали на Белой горе, рядом с деревней.

Но самое главное это было приготовление праздничного стола. Продукты готовили заранее: рубили птицу, резали баранов, варили холодец, тушили мясо, делали квас из ржаной муки, медовуху, пекли пироги. Всю неделю деревенский воздух был насыщен запахом печёного хлеба и палёными гусиными перьями.

К обеду появлялись первые гости. Ближние приходили пешком, дальние - на лошадях. К вечеру дом был полон гостями. Гости ожидались и на второй и на третий день. Гуляли три дня, пели застольные песни и частушки, танцевали под гармонь. Гармонистов в деревне было двенадцать. Гармонь имели Махов Ф.Т., Махов А.К., Кондратьев Р.И., Быканов Н.Н., Морозов И.Д., наш сосед. Не только соседи, но и жители деревни были очень дружные. Выходили на улицу с песнями и танцами со всех дворов, так получалось всеобщее гуляние. Все приглашали к себе в гости, угощали. И было почётно хозяевам, у которых было больше всех гостей. Жили дружно, помогали друг другу и в радости и в горе. Люди были добрее. Хочется, что бы так было всегда.

После Сергиева дня крестьяне начинали запасаться продуктами на зиму. Рушили просо, из конопли жали масло, мололи рожь, меняли гречиху на крупу. Как праздника ребятишки ждали родителей с маслобойки, когда они привозили пахучее зелёное конопляное масло, чтобы налить его в миску, посолить и, окуная в него чёрный хлеб, уплетать за обе щеки.

Зимой крестьяне отдыхали, ухаживали за скотиной, холили лошадей и усиленно кормили гусака. Его иногда сажали в закром с овсом для откорма.


В) Причина возникновения престольного праздника Сергов день на территории Китаевского сельского совета.

В 2017 году мы занялись изучением истории храма Покрова Пресвятой Богородицы. И эта работа вылилась в проект, который был высоко оценен в областном конкурсе «Лествица». Сейчас проект сдан в музей школы и используется при изучении детьми нашего родного края. Потом мы с учительницей ОДНК Катуниной Л.Г. решили продолжить работу в данном направлении. Нам стало интересно – какие ещё были церкви на территории Китаевского сельского совета? Опросили жителей, поговорили с отцом Василием. И наше внимание привлекла разрушенная церковь в селе Никольское (с. Лубяное), от которой, на сегодняшний день, не осталось и следа.

Нам было очень интересно открывать для меня неизвестное, затерянное во времени. В поиске материалов по выбранной церкви мы нашли интересные материалы по Покровскому храму с. Любицкое, которому мы посвятили наш прошлый проект (см. приложения № 2 и 3)

Первые наши находки в интернете составляли несколько строк: Николаевская церковь с. Лубяное Курского уезда была построена в 1868 году. Здание каменное. Три престола. 692 прихожанина. В приходе была церковно – приходская школа. Священник Иванов И.Е., псаломщик Махов Г.О.. В 1932 году церковь разрушили. Останки священнослужителей, захороненные при храме, были поруганы: вскрыты гробы, снята одежда, выброшены останки.

Разумеется, этого материала для нас было мало. И мы обратились к клировым ведомостям Курского уезда 1916 года из областного архива г. Курска о Николаевской церкви с. Лубяное, чтобы подробнее узнать о разрушенной церкви. И эта работа у нас переросла в исследовательский проект, который был отмечен в числе лучших в межрегиональном конкурсе исследовательских и проектных работ в 2018 году и теперь передан в школьный музей. (см. приложение 1)

Мы узнали, что престолов было три: главный во имя Святителя Николая Чудотворца, правый – во имя Сергия Радонежского, левый – во имя Иверской иконы Божией Матери.

Значит, с. Никольское в 1868 году называлось Лубяное, т.к. недалеко от него – лес Лубяной. И дальнейшее название село получило в честь названия церкви. А престольный праздник Сергия Радонежского, который в народе назывался Сергов день в деревнях по правому берегу реки Полная (Лубянка, Денисовка, Никольское, Любимовка) в честь правого престола – Сергия Радонежского.












Праздник «Троица»

А) История и значение праздника «Троица» для православной церкви

  • Через 50 дней после Воскресения Христова апостолы находились в доме, где проходила Тайная вечеря. Внезапно послышался шум, вслед за этим появились языки огня, которые разделяясь, останавливались над головой каждого апостола. В пламени апостолы зримо ощутили присутствие Святого Духа.

  • (Благодаря сошествию Святого Духа апостолы заговорили на разных языках всех народов и получили возможность проповедовать учение Христа повсюду.

  • В этом событии участвовала Святая Троица – Дух Святой исходил от Бога-Отца, а послан был Богом-Сыном.

  • Сошествие Святого Духа Считается началом христианской церкви, днем ее рождения.

  • Сохранились многочисленные народные обычаи и традиции.


Б) Традиции праздника Троица в деревне Китаевка (По воспоминаниям жительницы деревни Емельяновой М.Ф)


И жизнь тогда шла по строго заведённому предками распорядку: напряжённые трудовые будни, деревенская страда чередовалась с праздниками, такими, как Рождество, Пасха, Троица, к которым заранее готовились и ждали. Деревня жила своими обычаями и традициями.

Для нас, вспоминает Мария Филиповна, день Святой Троицы был одним и важнейших праздников. Он отмечается на 50 день после Пасхи. Отмечается он с давних времен, ещё нашими прадедами. Считается днем рождения христианской церкви. По традиции храм и дома украшались гибкими пахучими ветками берез.

Б ерёзу считали символом нашей страны. На Руси всегда любили белоствольную красавицу. Её называли деревом счастья, считали символом девичьей нежности и красоты. В лесу украшали лентами и цветами.

В Троицу березовыми ветками и полевыми травами украшались дома: стены увешивались ветками, пол застилали скошенной травой, подоконники пахучей зеленью и цветами. Считалось, что береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать. Ветки березы наши предки использовали в качестве оберега от всяких нечистых духов. Этот обычай вошел в церковную практику. И одежда священнослужителей в этот день зеленого цвета.


Девушки ломали с березки ветки и плели венки, с которыми снова водили хороводы и пели песни







Во многих деревнях в Троицу исполнялись и чисто девичьи обряды, т.е. обряды, знаменующих готовность девушек к браку. Одна из самых уважаемых в деревне женщин собирала в березовую рощу девушек предсвадебного возраста. Девушки, собираясь в берёзовой роще, водили хороводы и проводили обряд кумления.

Затем устраивали под березкой праздничную трапезу. В этот день пекли каравай, относили его в рощу и, украсив венками, клали на скатерть, вокруг которой водили хороводы. Затем делили каравай на части и раздавали их по семьям, где были девушки на выданье. Эти кусочки засушивали и использовали при изготовлении свадебного каравая, считая, что это принесет новой семье счастье и любовь.
В весенне-летних обрядах, береза является символом женского начала. В это в ремя девушки и женщины относились к ней, как к своей покровительнице. С березой кумились, просили у нее доли, кормили ее, посвящали в свои тайны, обращались к ней с пожеланиями, умывались ее соком для красоты и здоровья.
Очень увлекательно действо Троицкой недели – гадание по венкам, которые обычно бросали в реку.

Чей венок пристанет к берегу – та останется в девках.

Чей уплывет – та выйдет замуж.

Чей потонет – по той милый помнит и тоскует.

В троицын день мы спрашивали у кукушки, долго ли еще быть им в доме отца. Сколько раз прокукует кукушка, столько лет и ждать замужества. Образ кукушки как вещей птицы был очень тесно связан с культом цветущей природы.

В этот день мужики собирались на сходки, заказывали луга, пропивали неудобные участки сенокоса. Всё это делалось артелью. Сеносъёмщики на сходку приносили ведро или два водки – деревня гуляла.

4. ПРАЗДНИК ШИРОКОЙ МАСЛЕНИЦЫ

А) Подготовка к празднику Масленицы

Перед этим праздником мы побывали в гостях у Подушкиной Татьяны Михайловны, которая родилась и выросла в селе Любицком. Татьяна Михайловна рассказала о том, как весело, задорно, празднично встречали Масленицу на территории села.

Татьяна Михайловна начала с того, что Масленица справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта.

По словам Татьяны Михайловны, Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. В селе о встрече и проведении Масленицы заботились еще с субботы предшествующей недели.

Особенно нам запомнились народные приметы на Масленицу: заготовляюсь на сыр да на масло; ненастье в воскресенье перед масленицей – к урожаю грибов; какой день масленицы красный, в такой сей пшеницу.

Б) Загадки о блинах

Во время беседы с Татьяной Михайловной, мы записали несколько загадок, которые она нам любезно прочитала. Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде). На плешь капнешь, вставишь, попаришь, поправишь. (Пекутся блины). Сидит царь – птица на золотых яичках. (Сковорода на углях).

В) Забавы молодёжи

Масленица в деревне проходила очень бурно: неженатые парни и девушки организовывали катание на санях. Застоявшиеся в стойле лошади были откормлены и выхолены. На сани стелили красивую домотканую попону, дуги обёртывали красным кушаком. Парни, одетые в полушубки подпоясывались разноцветными домоткаными кушаками. Брали с собой гармонь, по возможности садились и просто валились в сани парни и девушки, выезжали за ворота, звенел под дугой колокольчик, перекликаясь с медными бляхами и бубенчиками, брал аккорд гармонист. Выехав на проезжую дорогу, лошадь рвалась вперёд. Горланили песни ребята и девчата, догоняя и перегоняя друг друга. Кто - то кого - то хватал за ногу с других саней, но получал обычно кнут. Катание продолжалось часа два, затем мокрых лошадей распрягали, одевали попоной и ставили в сарай.

Вечером в сани впрягались парни, тащили их на гору Белую, и молодёжь каталась далеко за полночь.

Затем она нам рассказала о незабываемых зимних и осенних вечерах в деревнях сельского поселения: когда у кого - нибудь из односельчан собирались женщины и девушки в одной большой комнате с прядением, вязанием и вышивкой. К ним приходили парни, которые обычно играли в карты, но кое – кто мог тут же чинить сбрую или рыбацкие сети. Это сопровождалось задушевными беседами и пением, а также шутками, прибаутками и ухаживанием. Засиживались, бывало, до утра – так было интересно.

Г) Традиции праздника Масленница

Особое значение Татьяна Михайловна отметила в том, что Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовыми действиями, традиционными играми и забавами. Обязанности и поступки заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку была атмосфера всеобщей радости и веселья. Каждый день Масленицы имел название, за каждым закреплены были определенные действия. Она описала каждый день Масленицы, а мы постарались ничего не пропустить.

Понедельник – «встреча»,

Вторник – «заигрыш»,

Среда – «лакомка», «разгул», «перелом»,

Четверг – «разгуляй – четверток», «широкий»,

Пятница – «тещины вечера», «тещиы вечерки»,

Суббота – «золовкины посиделки», «проводы»,

Воскресенье – «прощеный день».

Вся неделя именовалась «честная, широкая, веселая; боярыня – масленица, госпожа масленица».

Без блинов не масленица, без пирогов – не именины.

Татьяна Михайловна сообщила так же и о том, что во многих семьях на территории нашего поселения блины начинали печь с понедельника. Немало важно, по словам нашей рассказчицы, чтобы каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из пшеничной муки, большие – во всю сковороду. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, творог, варенье.

Мы были крайне удивлены, когда узнали, что на Масленице – первый блин за упокой. Этот блин клали на окошко «для душ родительских» со словами»:

- Честные родители наши, вот для вашей души блинок!

Жители деревень поедали огромное количество блинов, так что многие потом расплачивались за подобное пиршество плохим самочувствием. Одной из самых распространенных песен на территории нашего поселения была песня «Блины».

Как на масленой неделе

Из трубы блины летели!

Уж вы блины мои,

Уж блиночки мои!



Во время Масленицы на территории нашего поселения веселились и взрослые, и дети. Дети катались с гор во все дни Масленицы, взрослые присоединялись к ним позже, примерно со среды – четверга. Съезжали с гор на санях, на салазках, на обледенелых рогожах.

Самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир.

Зять на двор – пирог на стол.

У тещи про зятя и ступа доит.

Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» - приглашали на блины. Званая теща «обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов»: таган, сковороды, половник, кадушку для опары.

С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул разворачивался еще шире. Мужчины и юноши выходили на кулачные бои.

Масленица – пышка на улицу вышла,

На гору кататься, с ребятами драться!

Но главной фигурой все же оказывалась сама Масленица – кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на санки и везли в гору с песнями. Встречали масленицу словами:

Дорога наша гостья Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, ластки красные,

Лапти частные, головастые,

Портянки белые, набеленные!

На празднике всегда сопровождала Масленицу ряженая молодежь.

Особенно, Татьяна Михайловна отметила последний день Масленницы, которое носило название «Прощёное воскресенье». В этот день все просили прощение за принесённые обиды. Так в преддверии Великого Поста, стремясь очиститься от всего греховного, с той же целью ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных. В «Прощеный день» устраивали проводы Масленицы, на которых было весело, пели много песен, водили хороводы. У масленичного костра собиралось всегда много народу. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли:



Масленица, прощай!

А на тот год приезжай!

Самой яркой пословицей, на наш взгляд, является «Не все коту Масленица, будет и Великий пост».

Вели себя пристойно, уважительно друг к другу, потому что все были крещёные, т. е. православные христиане. И жизнь тогда шла по строго заведённому предками распорядку: напряжённые трудовые будни, деревенская страда чередовалась с праздниками, к которым заранее готовились и ждали. Старались жить с богом в душе и с любовью к ближнему. А это самый правильный образ жизни!

Благодаря Татьяне Михайловне, мы можем продолжить традиционные встречи и проводы Масленицы на территории наших деревень. Мы выразили сердечную благодарность нашей дорогой хранительнице русских народных праздников.

Заключение

Работа над данным проектом показала необходимость активного изучения, сохранения и продолжения традиции нашей малой родины. В перспективе планируется организовать работу по созданию сборника «Народные традиции нашего села».

В ходе реализации данного проекта мы не только изучили народные традиции некоторых праздников нашей малой родины, но и продолжаем их:

  • исполняем русские народные песни;

  • учим русские народные танцы;

  • учимся силе, мужеству и мудрости наших предков, а всё это в истории России.

Данная работа по изучению традиций сёл будет продолжена. Мы принимаем активное участие по данной теме на школьных и районных семинарах, конкурсах.

Традиционная народная культура является наиболее благоприятной средой для раскрытия творческих способностей развития личности. Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации творческого потенциала каждого человека остается народное искусство, обрядово-праздничная культура, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо. Мы изучили нашу старину, познакомились с праздниками, традициями и обычаями наших предков и убедились, что они были необыкновенно богаты и разнообразны. Хочется верить, что неподдельный интерес к русской культуре позволить возродить утерянное и передать потомкам.

Эта работа нас не только заинтересовала, но и объединила. Во время проведения проекта мы друг друга лучше узнали. Мы стали дружнее. Хочется, что бы так было всегда.

Давайте возрождать православные традиции наших предков и продолжать их!
















Список использованной литературы


  1. Ген. Борзенкова «История одной деревни».(факты. События. Люди.) Информационное агенство «Ваш выбор» Курск –Китаевка 2010

  2. Архивные материалы школьного музея 

  3. Архивные материалы музея дома культуры д.Денисовка

  4. Журналы заседаний Курского уездного земства.

  5. Материалы краеведческого отдела библиотеки им.Асеева

  6. Архивные материалы Курского областного архива  

  7. Данные сети Интернет http://kursk-izvestia.ru/news/24052/

http://kursk-izvestia.ru/news/24052/

httpHYPERLINK "http://fb.ru/article/236157/prazdnik-nikolaya-chudotvortsa-data-istoriya-i-traditsii"://HYPERLINK "http://fb.ru/article/236157/prazdnik-nikolaya-chudotvortsa-data-istoriya-i-traditsii"fbHYPERLINK "http://fb.ru/article/236157/prazdnik-nikolaya-chudotvortsa-data-istoriya-i-traditsii".HYPERLINK "http://fb.ru/article/236157/prazdnik-nikolaya-chudotvortsa-data-istoriya-i-traditsii"ruHYPERLINK "http://fb.ru/article/236157/prazdnik-nikolaya-chudotvortsa-data-istoriya-i-traditsii"/HYPERLINK "http://fb.ru/article/236157/prazdnik-nikolaya-chudotvortsa-data-istoriya-i-traditsii"articleHYPERLINK "http://fb.ru/article/236157/prazdnik-nikolaya-chudotvortsa-data-istoriya-i-traditsii"/236157/HYPERLINK "http://fb.ru/article/236157/prazdnik-nikolaya-chudotvortsa-data-istoriya-i-traditsii"prazdnikHYPERLINK "http://fb.ru/article/236157/prazdnik-nikolaya-chudotvortsa-data-istoriya-i-traditsii"-HYPERLINK "http://fb.ru/article/236157/prazdnik-nikolaya-chudotvortsa-data-istoriya-i-traditsii"nikolayaHYPERLINK "http://fb.ru/article/236157/prazdnik-nikolaya-chudotvortsa-data-istoriya-i-traditsii"-HYPERLINK "http://fb.ru/article/236157/prazdnik-nikolaya-chudotvortsa-data-istoriya-i-traditsii"chudotvortsaHYPERLINK "http://fb.ru/article/236157/prazdnik-nikolaya-chudotvortsa-data-istoriya-i-traditsii"-HYPERLINK "http://fb.ru/article/236157/prazdnik-nikolaya-chudotvortsa-data-istoriya-i-traditsii"dataHYPERLINK "http://fb.ru/article/236157/prazdnik-nikolaya-chudotvortsa-data-istoriya-i-traditsii"-HYPERLINK "http://fb.ru/article/236157/prazdnik-nikolaya-chudotvortsa-data-istoriya-i-traditsii"istoriyaHYPERLINK "http://fb.ru/article/236157/prazdnik-nikolaya-chudotvortsa-data-istoriya-i-traditsii"-HYPERLINK "http://fb.ru/article/236157/prazdnik-nikolaya-chudotvortsa-data-istoriya-i-traditsii"iHYPERLINK "http://fb.ru/article/236157/prazdnik-nikolaya-chudotvortsa-data-istoriya-i-traditsii"-HYPERLINK "http://fb.ru/article/236157/prazdnik-nikolaya-chudotvortsa-data-istoriya-i-traditsii"traditsii






Приложение №1

Ведомость о приходе Николаевской церкви с.Лубиное Курского уезда

Звание, место, староверцев, сектантов

Число хоз-в

Число душ

Расстояния от церкви

Муж.

жен

С. Лубяное

44

160

150

1/2 версты

Новопоселенской Полной

54

160

150

1/2 версты

Дер. Малая Гуторовка

52

160

160

3 версты

Дер. Усть - Дунаец

51

148

150

3 версты

Хут. Саранчин

10

38

39

5 верст

Итого приход

211

666

658


В том числе:

Духовных

Дворян

Мещан

крестьян


2

18

2

189


2

180

3

481


2

91

4

561


Итого

211

666

658






Приложение №2

Материал из клировых ведомостей Курского уезда 1916 года Областного архива г. Курска о Покровской церкови с. Любицкое.

В приходе церкви Покрова Пресвятой Богородицы с.Любицкое В приходе насчитывалось 1930 православных число душ с прилегающих деревень: Усть – Галичья – 3 версты, хутор Новоселедебный, Богдановка – 4 версты, деревня Китаевка 3 версты.

Ближайшая станция Курск и железная дорога 30 вёрст:

Год постройки здания церкви 1848 (в др. месте 1911 года).

Строили под начальством 5-го участка Курского уезда Алексея Димитриевича Анитова и Петра Афанасьевича Кружикова, священника Александра Пузанова, купца Ивана Терентьевича Родионова, Церковно – приходского попечительства и прихожан.

Здание каменное, с такою же колокольней. Имела три престола: главный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый – во имя Нерукотворного Образа, левый – во имя Святителя Николая Чудотворца с утворью и богослужебными книгами достаточна.

По штату при ней положены: священник, диакон и псаломщик.

В штате церкви числилось 4 человека: священник Смирнов А. В. 2 псаломщика - Никоноров И.М.и Смирнов В.П., дьякон Антонов Н.И.

Крыжечных доходов за 1916 год положено 925руб. 90 коп. От сбора добровольных подаяний -150 руб. и от церковной земли -150 руб.

Земли при церкви: усадебной вместе с погостом церковным 3 десятины 1200 квадр.саж., пахотной 30 десят. квадр.саж.. Земля по качеству малопригодная и неудобная. Средний доход приносимый ею 150 руб.

Дом священника построен в 1911 году, диакона в 1861 году. Дома построены на церковной земле и составляли собственность причта. Состояние домов: у священника и псаломщика – крепкие, у диакона – ветхий.

Расстояние от церкви до консистории в 30 верстах, до местного благочинного в селе Богоявленском -7 верст, до уездного города Курска 30 вёрст, до железно - дорожной станции -12 верст, почтовое Рождественское волостное управление в 10 верстах. Для телеграмм – станция Полевая Южной железной дороги.

Ближайшие церкви: Николаевская с. Лубяное в 3 верстах, с.Малышева – в 7 верстах и с Казанской с. Воробьева – в 7 верст.

Сохранена приходо – расходная книга.

В её состав входили пять школ: одна церковно - приходская и 4 земских. Усадебные земли составляли 4,5 га, полевой – 48 га.



Приложение №3

Из газетной статьи Валерия Денисова о Покровской церкови с. Любицкое.

В Медвенском районе между сёлами Любицкое и Китаевкой уже больше ста лет стоит Покровская церковь. 

Этот шедевр церковного зодчества построили на самом высоком месте в округе. Раньше на этом месте тоже была церковь, выглядела она иначе и была, правда, деревянной. Простояла она с 40-х годов XVIII века более полувека.

 Как рассказал местный краевед Геннадий Каплин, в начале XX века на месте старого храма была возведена новая каменная пятиглавая церковь. Построена она по типовому проекту, т.е. почти точные копии нашего Покровского храма стоят и в других городах и сёлах России. Говорят, что новый храм строился поверх старого, и служба продолжалась в течение всех десяти лет строительства новой церкви.

По воспоминаниям старожилов, кирпич для строительства храма готовили и обжигали на месте, а глину брали в карьере, в полукилометре от него. По дворам селян собирали куриные яйца и добавляли их в раствор для крепости.

С приходом к власти коммунистов в стране началась активная борьба с религией. В результате многие храмы в Курской губернии закрыли или разрушили. Но храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Любицкое был один из немногих, сохранивших не только свой неповторимый образ, но и приход.

Краевед Каплин рассказывал: «В Государственном архиве хранятся почти все метрические книги, где имеются записи рождения, смерти и венчания жителей наших сёл начиная с 1842 года. Кстати, в Покровской церкви венчались и крестились только жители сёл Китаевки и Любицкого. Именно они официально считались прихожанами Покровской церкви».

За два года до Великой Отечественной войны Покровскую церковь всё же отобрали у верующих и в течение почти трёх лет использовали под мастерские Китаевской МТС (машинно-тракторные станции). Осенью 1941 года Покровский храм вновь открыли. Это сделали немцы.

Почти во всех сохранившихся церквях на территории Курской области тогда стали проводиться службы, и сделано это было в первую очередь из идеологических соображений. Как писалось в пропагандистских листовках, Германия освобождала Россию от коммунистов и от Сталина, и чтобы показать первые ростки свободы на завоёванной (освобождённой от коммунистов) территории, чужеземные захватчики раздавали людям наделы, открывали школы и церкви.

В победном 1945 году в храме произошло знаменательное событие. Под полом алтаря священник Тихон Баронный обнаружил крест, на котором было написано: «1911 года октября 2 дня освящён храм сей в честь Покрова Пресвятой Богородицы высокопреосвященным Архиепископом Курским и Обоянским при державе благочестивейшего самодержавного инспектора Николая Александровича всея Руси, при настоятеле священнике Александре Пузанове, церковном старосте Терентии Ивановиче Ефремове, председателе попечительства Иване Терентьевиче Родионове. Аминь!»

Храм строится на средства прихожан по инициативе и под руководством первого священника нового храма Александра Пузанова. Умер он в 1918 году и был похоронен рядом с церковью. Об этом стало известно относительно недавно, нашлись и родственники отца Александра.

С 1997 года по настоящее время настоятелем Покровского храма служит отец Василий (Малетич Василий Георгиевич). Приехал новый батюшка из Солнцевского района, у него с матушкой Иванной Андреевной много детей, и своих, и приёмных. Забот хватает и по хозяйству, но в первую очередь беспокоит отца Василия реставрация Покровского храма. Так, до 2011 года купола капитально не ремонтировались с момента постройки. Крышу удалось починить к столетию храма. В будущем планируются внутренние ремонтные работы. Но, к сожалению, с каждым годом молодёжи в селах становится меньше, люди уезжают жить в города. Поэтому нам всем нужно прививать детям любовь к труду на родной земле.





Приложение №4

«Наши школьные традиции»

Уборка могилы неизвестного солдата х. Шумовка












В школьных стенах воспитывается достойная смена

 







Акция «Солдатская каша»


Традиция проводить совместные праздники со священнослужителями



18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!