СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект на тему: «Война глазами моей прапрабабушки»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект на тему: «Война глазами моей прапрабабушки»»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Краснозерского района Новосибирской области

Половинская средняя общеобразовательная школа

Районная историко-краеведческая конференция школьников

«История малой родины»





Исследовательский проект на тему:

«Война глазами моей прапрабабушки»

Номинация:

«История семьи»



Автор: Ларченко Наталья

Ученица 9Б класса

Руководитель:

Мосина Татьяна Александровна - учитель истории и обществознания.











2021 г.

Оглавление



Введение………………………………………………………………………… 3

1. История семьи ………………………………………………………………... 7

2. Детство, украденное войной ………………………………………………… 8

3. После войны ………………………………………………………………….. 11

Заключение…………………………………………………………………..… 13

Информационные источники ………………………………………………..15

Приложения ……………..……………………………………………………. 18



























Введение



Да разве ж об этом расскажешь –

В какие годы ты жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!

М. Исаковский

В этом году вся страна отметит 76– ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю нашего народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – ВОЙНА. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют этих людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

День Победы - это праздник значимый, для каждого россиянина, как дань памяти и глубокого уважения к людям старшего поколения, всем, кто героически, самоотверженно приближал долгожданный день Великой Победы.

Актуальность темы

Война коснулась и наших земляков. Сколько горя, беды принесла в наши семьи. Почти в каждую семью приходили похоронки. Мы увековечили память об этой страшной войне. Об этом свидетельствуют музеи, архивы, книги-памяти, мемориальные плиты, памятник погибшему солдату, где мы можем почтить память наших земляков, которые сражались на фронтах, а также в тылу. Но самое страшное, что война не обошла стороной и детей.

Дети и война – два совершенно несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом со взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу.

Моя работа посвящена детям, а именно моей прапрабабушке, которая в войну была ребенком.

Меня заинтересовала данная тема. Захотелось больше узнать о военном времени, о людях, которые пережили трудные военные годы. Ведь о жизни в довоенные и военные годы наше поколение почти ничего не знает.

Цель данной исследовательской работы:

Узнать, какой вклад внесла моя прапрабабушка- 11-летняя девчонка, труженица тыла, приближая Великую Победу. Познакомить со своими исследованиями как можно больше людей.

Для достижения цели были поставлены задачи:

-на примере своей прапрабабушки изучить условия жизни народа в военные годы (из беседы) и в настоящее время;

-показать, как отразилась война на судьбах тружеников тыла;

-узнать, какой вклад внесли женщины - труженики тыла, приближая Великую Победу;

-донести моим сверстникам правду о той жестокой войне и тяжелом труде, который лег на плечи наших прадедушек и прабабушек.

При выборе методов исследования я использовал беседы со своими папой, Мосин Сергей Анатольевич, и прабабушкой, Енсебаева (Трофимчук) Галина Антоновна, именно они мне рассказали о моей прапрабабушке Трофимчук (Макарук) Еве Филипповне, о труженице тыла, узнице детского концлагеря, работала я с фотографиями семейного архива.

Так определились этапы моей работы:

  • Интервью с прабабушкой и папой.

  • Работа с литературой и периодической печатью.

  • Оформление работы.

  • Подготовка к защите на классном часе в школе.

Объект исследования: Трофимчук (Макарук) Евы Филипповны, моя прапрабабушка.

Предмет исследования: история жизни моей прапрабабушки в военные и послевоенные годы.

Гипотеза: если я проведу исследование, то это поможет узнать историю моей семьи.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить историю моей прапрабабушки, фотографии из архива моей семьи.

2. Проанализировать полученные данные.

3. Написать исследовательскую работу.

В ходе работы я использовала следующие методы:

1. Беседа с родственниками о жизни моей прапрабабушки.

2. Работа с фотоархивом семьи.

3. Обработка информации.



Практическая значимость выбранной темы:

Материал можно использовать на уроках литературы, окружающего мира, во внеурочной работе. Работа может помочь другим учащимся заняться изучением истории своей семьи.



















































  1. История семьи

Всех нас объединяет связь поколений. Смотрим старые пожелтевшие фотографии, интересуемся жизнью наших предков и удивляемся, насколько интересна и нелегка их судьба. Идут годы, сменяются поколения, а память о войне будет жить долго.

Поколения победителей, поколения наших дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, прапрадедушек и прапрабабушек, а в моей семье это воспоминания о прапрабабушки – Трофимчук (Макарук) Евы Филипповны.

Мне всегда было интересно знать прошлое моих предков. Со слов моих родителей, прабабушки заинтересовала, до боли, меня жизнь моей бабулечки Евы – моя прапрабабушка.

Моя прапрабабушка, Трофимчук (Макарук) Ева Филипповна, родилась 19 августа 1930года в с. Зубильное, Торического района, Волынской области. Глава семейства- Макарук Филипп Иванович в 1941 году был призван в армию, и сев в фронтовой поезд, он больше никогда не вернулся домой. Мама моей прапрабабушки, Макарук Екатерина Степановна, работала в колхозе. В 1941, году, когда муж ушел на войну, она осталась с ребёнком на руках. Во время войны по всей стране начались трудные годы.

Прапрабабушка Ева была единственным ребенком в семье, к началу войны ей исполнилось и 11 лет. Вместо игр с детьми, прыгания через веревочку ей пришлось воевать. Это было детство, украденное войной.









2. Детство, украденное войной

Когда началась Великая Отечественная война моей прапрабабушке исполнилось и 11 лет. Маленькой была ещё прапрабабушка Ева, но четко, на всю жизнь запомнила она то страшное время.

Мать брала ее работать в колхоз, наравне со взрослыми выполняла всю работу на ферме. С 1941 года начала трудовую деятельность разнорабочей в колхозе.

Со слов моего папы известно, что прапрабабушка часто вспоминала тяжелые годы во время войны, как они работали в колхозе. Несмотря на свой возраст, она выполняла любую работу. Не в счет были ни голод, ни холод, ни жара. Еще вспоминает, что все время хотелось очень сильно кушать и спать.

- А кем могла работать в этом возрасте баба Ева? -спросила я у прабабушки Гали.

- Ой, внучечка, делали все. Куда пошлют, туда и шли работать, что скажут, то и делали.

- А что конкретно делала она?

- Помогала в бригаде мамке с коровами да телятами. С ранних лет они уже умели доить коров, делать трудную работу. Вставали утром рано, выгоняли коров в стадо и пасли их до самого позднего вечера. Большую часть молока забирали на фронт. Корова отелится, телёнка тоже забирали. Почти всё, что выращивали – картошку, капусту. Помогала лес пилить да хворост собирать для печей. Также возила сено и силос на быках, лошадях, которые от изнеможения падали, и тогда мы-девчонки со слезами бежали к старикам в деревню за помощью.



Ей приходилось выполнять все домашние дела, т.к. ее мама до позднего вечера была на работе в колхозе. Магазинов в то время не было в сёлах. Мыла выдавали очень мало. Один кусочек хозяйственного мыла делили на три части и раздавали на всю семью на месяц. Тогда надо было постирать и помыться. Мылом очень дорожили. Шампунь делали сами, кто как мог. Брали тряпку, натягивали её над тазом, насыпали в неё золу и поливали кипятком несколько раз. Получался такой раствор, - «щелок» - с помощью которого мыли голову. Иногда хотелось очень поплакать, -вспоминает прабабушка рассказ своей мамы. Но война отучила их, детей, плакать».

- Вечерами вязали солдатам на фронт рукавички, носки. Помню, как утром идёшь на работу, а сама спишь. Но мы работали из последних сил. Ведь на фронте было куда труднее. Мы всегда помнили о наших отцах, братьях, мужьях, что сражались в боях за Родину и считали, что мы в тылу тоже помогаем приближать Победу,- поведал папа мне из рассказа прабабушка.

Моему папе, моя прапрабабушка Ева, рассказывала одну историю:

- Мать моя пекла хлеб и втихую припрятывала всегда буханочку, для кого, я не знала, да и не принято было тогда в дела взрослых лезть. Как -то раз я сильно проголодалась, и я, найдя запрятанную буханочку, отломила один раз, да другой и не заметила, как съела почти весь хлеб. Вечером лежа на печи, я услышала суету. Это мамка искала хлеб, а за дверью стоял мальчишка Васька- из наших деревенских. «Кто взяв мою хаванку?» - строго спросила мать. Я долго не осмеливалась признаться, но отцовский ремень, висевший грозно на стене, заставил меня все рассказать.

- Мама, а зачем ты хотела отдать хлеб Ваське? Им живётся еще хуже, чем нам? -спросила Ева.

- Да, не!!! - рассмеялась прапрапрабабушка.



- Васька собирал хлеб по деревне и ночью носил его партизанам. Он был маленький, да еще с 5 лет плохо видел. Немцы называли его ущербным, и этим он отводил от себя все подозрения, а он тихонька носив им молоко, яйца, махорку, хлеб, да, старую одежу.

Когда прапрабабушка Ева рассказывала об этом моему папе, он слушал, затаив дыхание, и представлял её молодой, красивой. Сколько она вынесла! А ведь была совсем девчонкой. А я его слушала очень внимательно, да и с большой радостью старалась успевать всё записывать.

Баба Галя продолжила:

  • Во время войны на маминой улице остался один мужчина, старый дедушка, который бесплатно возил дрова для семей, в которых были женщины и дети. Мы, ребятишки, помогали ему разгружать эти дрова.

























3. После войны

Об окончании войны прапрабабушка узнала во время работы в своем родном колхозе. Объявили выходной. Вся деревня пела песни, гуляла, танцевали до утра. Но с окончанием войны работы не убавилось, нужно было восстанавливать хозяйство после разрухи оставленной фрицами.

В 1947 году была на разработке лесоповала. Работала вальщиком леса.

В 1948 г. моя прапрабабушка, Трофимчук (Макарук) Ева Филипповна, и мой прапрадед, Трофимчук Антон Филиппович, расписались. Да, и прапрадед тоже партизанам хлеб носил. Для этого нужны были документы, и молодожены выглядели старше своих лет, решили указать одну дату рождения - 19.08.1922 года, хотя прапрадедушка 1929 г. и прапрабабушка 1930 года. Почему так сделали, до сих пор никто не знает.

1949 года у них родилась дочь Галина (моя прабабушка). Это единственный ребёнок в семье Трофимчук.

Мужа (моего прапрадедушку) прапрабабушка похоронила в 1951 г.

В 1959 г. прапрабабушка переехала в город Экибастуз, Казахстанская ССР, для поднятия целины.

В 1960 г. Работала асфальтировщиком.

По рассказам моего папы известно о том, что прапрабабушка была богатой. А прабабушка рассказала о том, что они с мамой Евой жили в двухэтажном доме, у них была своя машина – Победа. «Моя мама, сама водила машину» рассказывала баба Галя.

В 2000 году мою прапрабабушку убили прям в доме. Её ограбили и подожгли дом.

Поговорив с прабабушкой Галей о тяжелой жизни её мамы, о тревожной молодости, я удивляюсь, как она выдержала и вынесла на своих хрупких плечах все тяготы военных лет, так рано умер её муж, сама воспитала ребёнка.







































Заключение

Данная работа позволила узнать и рассказать о своей прапрабабушке - труженице тыла и ее нелегкой судьбе.

Большую помощь в работе мне оказали мои родственники, которые помогли представить и прочувствовать жизнь моей прапрабабушки.

Работа развивает интерес к истории, воспитывает уважение к людям, подарившим нам мирное время.

Беседуя с прабабушкой Галей, я отметил как больно и тяжело вспоминать ей о жизни её мамы.

Самое главное я понял, что все уходит в историю: страдания людей, разруха, голод. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени, чтобы не допустить смертельной беспечности, не допустить войны.

Женский подвиг в годы войны всегда будет достоин восхищения и гордости у молодого поколения.

Я счастлива, что родилась в мирное время, а также горжусь своей прапрабабушкой. Когда вырасту, я буду рассказывать своим детям о войне, о разрухе, которая коснулась нашей семьи, чтобы связь поколений не прерывалась.

Мои планы на будущее

Конечно, моя работа только в самом начале. У меня есть мечта – собрать много разной информации о жизни моих родных и близких, о родных – участниках Великой Отечественной войны. Уже мало осталось ее свидетелей как моя прапрабабушка. Мне удалось узнать о моих предках, до шестого поколения. Результат моих исследований - создание моего генеалогического древа.

В будущем - напишу книгу, чтобы мои будущие дети знали и помнили о цене Великой Победы, о традициях нашей семьи.









































Приложение

Трофимчук Антон Филиппович. Трофимчук (Макарук) Ева Филипповна.









. Трофимчук (Макарук) Ева Филипповна (слева на фото).

Трофимчук (Макарук) Ева Филипповна.







Трофимчук (Макарук) Ева Филипповна (справа на фото).













Информационные источники



1. Архивные документы семьи Мосиных.

2. Воспоминания членов семьи Мосиных.

3. Фотоархив семьи Мосиных.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!