Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Карьера"»
Исследовательский проект «Карьера» (7 класс)
На уроках экономики при изучении раздела курса, рассматривающего выбор будущего образования и профессии, системы зарплат, типов и видов профессий, учащиеся 7-х классов в течение пяти уроков работают над проектом «Карьера». Эта работа является продолжением познавательной деятельности учащихся, связанной с миром профессий, начатой на уроках экономики в 5-6 классах. На первых четырёх уроках учащиеся получают небольшие исследовательские задания по темам «Как люди зарабатывают деньги», «Виды зарплат», «Мир профессий и заработков», «Как люди добиваются увеличения своих заработков». На каждом уроке учащиеся выполняют небольшие письменные задания, разбирают на уроках реальные ситуации из мира профессий, отвечают в тетрадях на вопросы, развивающие их представления о карьере, о различных сторонах жизни, связанных с получением профессии, направлением продолжения образования, места будущей работы. В дискуссиях на уроках ученики обсуждают такие проблемы, как соотношение затрат - соотношение времени, затраченного на зарабатывание денег, и размеров заработка; востребованность, значимость конкретных профессий, отношение общества к ним и т.д.. В качестве домашней работы ученики выполняют задания обобщающего плана, берут короткие интервью о работе, об образовании, о соответствии современной работы юношеским мечтам у родителей, родственников, знакомых. В результате этой деятельности формируются взгляды учащихся на проблему. В ходе уроков и при подготовке домашних заданий ученики знакомятся с различными сферами профессиональной деятельности, с конкретными профессиями, описывают понравившиеся и наиболее оригинальные. Отдельно на уроке звучат заранее подготовленные рассказы о профессиях членов семьи, возможно выступление на уроке приглашённых родителей или профессионалов, представителей педагогического коллектива, работающих в конкретном классе. Таким образом, на каждом уроке ученики отчитываются о своем участии в проекте, формируют пакет собственных работ, размышлений на заданную тему. Начинается деятельность над проектом с пробной работы «Что такое карьера, какой я вижу свою карьеру», к ней же класс возвращается в конце темы. Во второй половине проекта каждый ученик берёт у значимого для него человека интервью «Как складывалась Ваша карьера?» по следующим вопросам: 1. ф.и.о., 2. место работы в настоящее время, должность, 3. какое образование позволяет занимать эту должность, 4. соответствует ли образование, полученное после школы, характеру современной работы, 5. стаж в данной должности, 6. если работа не соответствует образованию, каковы причины, 7. тип карьеры – вертикальная, горизонтальная или смешанная, 8. профессиональные достижения, 9. удовлетворённость карьерой. 10. какие советы и пожелания могли бы дать интервьюеру. На заключительном уроке изучение темы обобщается в виде деловой игры «Как сделать карьеру». По итогам работы ученики пишут эссе, в котором объясняют свой выбор модели построения карьеры.