СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "История деревни Абдулнасыр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа в номинации "Краеведение"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "История деревни Абдулнасыр"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Целинное муниципального района Хайбуллинский район

Республики Башкортостан





Учебно-исследовательская работа на тему

«Изучение истории деревни Абдулнасырово

Хайбуллинского района Республики Башкортостан»

Выполнила: Абдулнасырова Айзиля Халитовна,

ученица 11 класса

Руководитель: Мустафина Танзиля Ямниховна,

учитель обществознания высшей квалификационной категории,

Отличник образования РБ



с. Целинное

Содержание:

Введение

1.История деревни Абдулнасырово.

1.1. Деревня Абдулнасырово – от образования до начала XX века.

1.2. 1900-1940 –е годы XX века.

1.3. Деревня в годы Великой Отечественной войны.

2. Деревня Абдулнасыр со второй половины XX века по настоящее время.

Природа и люди деревни.

2.1.Известные выходцы деревни.

2.2. Уникальные места дересни Абдулнасыр.

Заключение

Введение

Родина... Как много значений вбирает в себя это слово! Для меня, почти уже взрослой девушки, которая стоит на пороге большой жизни, родиной является маленькая деревушка Абдулнасыр Хайбуллинского района, расположенная на юге республики Башкортостан. Я с 5 класса учусь в пришкольном интернате центральной усадьбы сельского поселения Целинный сельсовет и не могу привыкнуть к мысли, что жить и работать в своей деревне я не буду никогда, потому что она тихонько исчезает. Когда- то моя деревня процветала! Жители деревни работали на земле – выращивали хлеб, пасли скот. Дети учились в основной общеобразовательной школе, вечером зажигались огоньки деревенского клуба, функционировал медпункт. Сегодня в деревне остался только филиал начальной школы, давно не работают клуб и медпункт. Постепенно стали разъезжаться мои односельчане кто-куда в поисках работы, в желании устроить детей в детский сад, да и просто на перспективу. А у меня на душе непреходящая печаль-тоска по моей деревушке. Отсюда досада, щемящая сердце, отсюда тоска по родной деревушке, моей малой родине. Мы растем, и наши знания о Родине постепенно расширяются. Чтобы лучше узнать необъятную Родину, нужно изучить свою малую родину, свой край, ту Башкирию “с березовый листок величиной”, о которой писал народный поэт Башкортостана Мустай Карим. Не зря ведь говорят «кто не знает прошлого, у того нет будущего» и я решила внести небольшой вклад в историю края, изучить материалы об истории создания родной деревни, которая останется навсегда в моем сердце.

Часть 1. История деревни Абдулнасырово

Деревня Абдулнасыр – от образования до начала XXвека.

Около двухсот лет назад, в начале ХVIII века, на берегу небольшой речушки Мунча, что относится к бассейну реки Урал и протекает у подножия Ирандыкских гор появилось поселение. Вокруг стояли непроходимые леса. Единственным местом, пригодным для проживания, была холмистая равнина у склонов горы Елбаш, что в переводе с башкирского языка означает «ветреная голова». Вот на этом месте по архивным материалам и была основана башкирами Тангаурской волости Ногайской дороги деревушка. Первое упоминание о ней известно с 1795 года. По некоторым источникам моя деревушка известна под названием Зильбаш. Якобы поселились здесь трудолюбивые люди, перенесшие тяготы кочевой жизни и решившие осесть в этих местах навсегда. Основным занятием моих предков было скотоводство и земледелие. Со временем деревня Зильбаш была переименована и стала называться Абдулнасыр в честь сотника Абдулнасыра Аслаева, который официально служил в должности казачье-мещарского войска. Первыми поселенцами деревни Абдулнасыр было казачье-мещарское воинство, состоящее из башкир Оренбургского уезда Оренбурской губернии. По некоторым письменным источникам, из воспоминаний старожила Аслаева Юлдыбая, говорится, раньше народ проживал в деревне Куватово, а на территорию Абдулнасыра переселялись только на летнее пастбище-яйляу. Ставили юрты, пасли коров, овец, верблюдов, лошадей. Со временем жители перестали кочевать и стали вести оседлый образ жизни. Вырубили леса и распахали земли, стали заниматься земледелием, скотоводством и охотой.

Южнее поселения проходила дорога « Канифа- юлы», которая считалась в те поры большим трактом, и имела немаловажное значение для торговли. Канифа – юлы - самая известная древняя дорога. Она — северная ветвь караванных путей. По одной легенде, которую нам поведали в Хайбуллинском краеведческом музее, рассказывается, что мать Канифы украли казахи, когда та была беременной. В неволе она родила дочь. Другие плененные башкирские женщины не хотели, чтобы Канифа повторила их судьбу, и уговорили ее бежать на родину предков. «Держи Полярную звезду всегда справа», — напутствовали они Канифу. Несколько месяцев пути привели девушку на родину матери, а дорога с тех пор называется Канифа-юлы. Красивая легенда.

Постепенно поселение увеличилось и превратилось в деревню. В 1816 году в деревне Абдулнасыр проживало около трехсот человек под командованием юртового старшины Алибая Иргалина 9-го башкирского кантона Оренбургского уезда Оренбурской губернии.

Итак, деревня образовалась в результате поселения башкир казачье-мещарского войска для охраны южных границ государства. Население занималось земледелием, скотоводством, охотой.

1900-1940 –е годы XX века.

Изучая историю своего края, я натолкнулась на материал об открытии в деревне первой мечети, датированной 1900 годом. Опять же по воспоминаниям старожила Аслаева Юлдыбая, к 1917 году деревня разрослась, численность жителей увеличилась в два раза, увеличилось и количество домохозяйств, в деревне при мечети открылось три медресе. В одной из них обучались дети казахов, а в двух других- дети башкир. Через два года в здании мечети открывается первая школа. Жизнь продолжается. Возможно, деревня и дальше продолжала бы увеличиваться, но голод, который в истории нашей страны наступил в 1921 году, унес очень много жизней. По архивным материалам того времени в переписных листах на полях встречается очень много пометок о погибших в голодные годы. Всего сохранилось 60 дворов, из которых в 1926 году произошло выделение хутора Аллаярово – 22 человека в пяти дворах, а в 1929 году – хутора Сукай-Таш, в котором проживали 78 человек в девятнадцати дворах. В период коллективизации с осени 1926 года по 1930 год деревня становится центром Абдулнасыровского сельского совета, в который вошли населенные пункты Абдулнасырово, Рафиково, Верхнее Исмаково, Нижнее Исмаково Хайбуллинской волости Зилаирского кантона БАССР. Председателем колхоза был Аслаев Калямбай, счетоводом Абдулнасыров Ахматкарим.

Изучая историю малой родины, я невольно провожу параллель с историей моей страны. Передо мной встают картины прошлого: революция, коллективизация, раскулачивание. В моей деревне тоже было проведено раскулачивание. Об этом говорится во многих источниках, но я слышала об этом из рассказов моей бабушки, которая всегда вспоминала одну легенду о крепком хозяйственнике Аллаберды. Он имел большой деревянный дом, во дворе было множество хозяйственных построек, кучные отары овец, табун лошадей и стадо коров. У него была своя доильная для кобылиц и конюшня, по тем временам, он считался кулаком. Его раскулачили, отобрали все хозяйство и скарб в колхоз, арестовали в 1934 году, обвинив по статье "Активные действия против рабочего класса и революционного движения. " Так записано в архивных материалах. Приговорили Аллаберды к лишению свободы сроком на 5 лет. Как складывалась его жизнь в дальнейшем, легенда умалчивает, но в книге памяти есть запись о том, что он реабилитирован в 1989 году. Другая легенда тоже имеет место быть. В НКВД работал его родственник, который предупредил его об аресте. Аллаберды бежал сначала в казахские степи, затем перебрался в город Пласт Челябинской области. По историческим документам, он там, действительно, появился до войны и работал с сыновьями на золотоносной шахте. В городе Пласт до сих пор есть небольшая диаспора выходцев из деревни Абдулнасырово. Сбежал ли он, или все же отсидел, об этом доподлинно неизвестно.

Таким образом, в начале прошлого века, как и всю нашу страну, деревню Абдулнасыр коснулась сплошная коллективизация. Богатые и зажиточные крестьяне были раскулачены, лишены нажитого добра и сосланы в Сибирь, либо арестованы. Колхозники продолжали работать за трудодни, выполнять план хлебозаготовок. Все выращенное колхоз отправлял в закрома Родины. Деревня в годы Великой Отечественной войны.

Когда началась Великая Отечественная война, на фронт из деревни Абдулнасырово ушли 100 человек мужчин и парней призывного возраста, что составляло почти половину жителей деревни на тот период. Живыми вернулись немногие, почему то в списках на обелиске значатся только 22 фамилии. Многие погибли в первые месяцы войны, многие пропали без вести. Вместо ушедших на фронт работали их отцы и матери, жены, сестры и дети. Борьба за хлеб была самым важным условием обеспечения победы, и жители деревни хорошо понимали это. А по вечерам женщины устраивали посиделки, в долгих беседах о проклятой войне, об урожае, они шили рукавицы, вязали носки и варежки, чтобы собрать посылку солдатам и отправить на фронт. Работали и дети. Во время войны все «от мала до велика» трудились в тылу под девизом «все для фронта, все для победы». Особенно женщины вынесли всю тяжесть крестьянского труда на своих плечах, никто не роптал, наоборот, стали друг другу опорой и поддержкой. Желание было одно - все только и молились о скорой победе наших солдат в этой страшной войне.

В центре деревни стоит обелиск павшим во время Великой Отечественной войны, на ней начертаны 22 фамилии тех, кто воевал и не вернулся с войны. Многие мои односельчане и по сей день ищут пропавших без вести родственников. Для них трудность в поиске пропавших заключается в том, что нет фотографий родных, в то время фотографа в деревне не было, не сохранились и письма с фронта.

К 75-й годовщине Великой Победы в Великой Отечественной войне жители нашей деревни приняли активное участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк». Было приятно видеть односельчан, с гордостью несших портреты ветеранов, зачастую, просто с надписями фамилий, имен и отчеств родных, не вернувшихся с войны. Многие мои земляки обращаются в архив республики, чтобы найти хоть малую информацию о пропавших без вести во время войны родственников, чтобы изучить родословную и создать шежере, чтобы реабилитировать имена родных, в годы войны попавших в плен или пропавших без вести. В нашей семье тоже есть пропавший без вести на полях сражений - это наш родственник Абдулнасыров Ахметхужа Сулейманович. К сожалению, никакой информации о нем пока мы не нашли. В семье не сохранилось ни одной фотографии, ни одного письма, ни одной весточки. Бабушка рассказывала, что фотографий не было в то время ни у кого, это после войны стали появляться фотокарточки.

Я надеюсь, что имена всех погибших, пропавших без вести в этой страшной войне, будут найдены и увековечены в памяти народной. Не зря ведь говорят, кто ищет, тот всегда найдет. И мы не теряем надежды, ежегодно посылаем запросы в архивы не только республики, но и страны, в поисках малейшей информации о родных и близких.

Сегодня в деревне Абдулнасыр давно нет в живых участников Великой Отечественной войны, уже не осталось и ветеранов тыла.

Деревня Абдулнасыр со второй половины XX века по настоящее время.

Мой край — край замечательных людей. Мой родной край, моя маленькая родина, где жили мои прадеды и прапрадеды, которые учили своих детей добру, честности, трудолюбию, любви к родной земле, жили и трудились, воевали и защищали для нас, для будущих поколений.

В послевоенные годы восстанавливается мирная жизнь, история деревни и колхоза в этот период неразрывны. В Хайбуллинском районе приступили к реализации плана преобразования природы. Развернулись работы по посадке лесополос, строительству прудов и водоемов. Остро встал вопрос о повышении культуры земледелия. С 1954 года для района начались годы подъема целины. Деревня Абдулнасыр вошла в состав Хайбуллинского совхоза одноименного района. За счет освоения новых земель увеличилось производство зерновых культур, возросло и производство продуктов животноводства. Все жители деревни трудились либо на полях, либо на фермах. Трудились на совесть, от рассвета до заката. Многие земляки стали передовыми механизаторами и животноводами. В 1970-1980 годы деревня Абдулнасыр достигла наибольшего расцвета в области земледелия и животноводства. Было получено тысячи центнеров зерна, продано тысячи литров молока и тысячи центнеров мяса.

В 1981 году в деревне был построен новый клуб, в 1989 году открылся новый магазин, проложены дороги, построена основная школа. Открыли детский сад, фельдшерский пункт.

Преобразования 90-х годов, переход к рыночной экономике не могли не коснуться и моей деревни. Весной 2000 года в Абдулнасырово был образован сельскохозяйственный кооператив, затем его преобразовали в коллективно-фермерское хозяйство, а потом состоялась процедура банкротства. Так моя любимая деревня осталась сама по себе. Все трудоспособное население начали потихоньку переезжать: кто в центральную усадьбу, кто в районный центр, а кто- то подался в поисках работы на север. Молодежь в поисках более комфортной жизни не стремится возвращаться в родную деревню. Мои родители тоже ждут, когда их дочь окончит школу, чтобы переехать в районный центр. От этой мысли мне становится грустно-грустно.

Но, несмотря на все трудности, деревня сегодня живет, а жители надеются на его второе рождение. Каждый человек на Земле должен помнить и любить свой родной край, свою родину, уважать её и, если понадобится, защищать. Непременно, надо знать и помнить свои корни, своих предков, культуру родного края, его историю.

Известные выходцы деревни Абдулнасырово.

Хочу назвать выходцев из деревни Абдулнасыр. Они родились в этой маленькой деревне, окончили школу, получили образование, стали известными людьми и внесли достойный вклад в процветание родной республики. Местные жители, в том числе и я, гордятся своими земляками. Вот они:

Адигамов Абдулла Камалетдинович – партийный и государственный деятель, член правительства Башкирской АССР в 1918—1923гг.

Аманбаев Хурматулла Гизатович – кавалер Ордена Красной Звезды, кавалер Ордена Отечественной войны II степени, кавалер почетного звания «Почетный радист СССР».

Аслаев Абрар Агзамович – кавалер Ордена «Знак Почета», кавалер медали «За освоение целинных и залежных земель», кавалер Ордена Отечественной войны I степени, председатель Целинного сельского совета Хайбуллинского района в 1959-1963 гг.

Аслаев Анвар Абрарович – лауреат республиканского фестиваля «Жемчужины народного творчества», председатель Целинного сельского совета Хайбуллинского района в 2003-2007 гг.

Аслаева Гульсира Салиховна – кавалер почетного знака «Отличник народного просвещения РСФСР».

Исянбаев Ишбулды Султангалеевич – кавалер Ордена «Знак Почета».

Саитов Уильдан Гильманович – директор научного издательства "Башкирская энциклопедия", член Президиума Академии наук РБ, Заслуженный работник печати и массовой информации Республики Башкортостан.

Файзуллин Аитбай Абдулхакович – солист Башкирского государственного академического ансамбля танца имени Файзи Гаскарова, кавалер почетного звания «Заслуженный артист БАССР», кавалер почетного звания «Народный артист БАССР».

Файзуллин Хайбулла Сайфуллович – кавалер почетного звания «Заслуженный работник сельского хозяйства БАССР»

Сиражитдинов Юлай Дидарович – кавалер почетного звания «Заслуженный учитель Республики Башкортостан», начальник Управления образования администрации Хайбуллинского района

Аманбаев Раис Зиннурович – подполковник полиции МВД

Абдулнасыров Фарит Хажмухаметович – майор ГИБДД МВД.

Слушая коренных жителей, я пришла к выводу, что в нашей деревне всегда жили трудолюбивые, мужественные, преданные своей Родине и делу, люди.

К сожалению, у современной деревни существует множество проблем и одна из них – демографическая. Но одно остается неизменным, мы должны помнить свою малую родину. Это нужно для того, чтобы передать нашим детям, внукам и правнукам живое доказательство нашей истории.

Уникальные места деревни.

Рядом у деревни лежит камень, вылизанный верблюдом. У нас его называют «Дойя ялаган таш». По легенде, которую рассказывают местные старожилы, этот камень сохранился с далеких времен, когда в хозяйстве у деревенских жителей были верблюды. Для башкир это животное было не только вьючным животным, неприхотливым в дороге. Оказывается, жители деревни пили верблюжье молоко, питались верблюжьим мясом. Верблюды лизали камень из-за содержания в нем соли, которое необходимо для поддержания их жизнедеятельности. В результате постоянного облизывания, в камне образовывались глубокие ямки.

Гора Елбаш – один из отрогов Ирандыкских гор, относящихся к Уральским горам. Вершина горы имеет, в целом, округлые мягкие очертания. К югу горы постепенно понижаясь, переходят в холмистую равнину. По склонам растут заросли дикой вишни, чилиги и шиповника. На холмистых равнинах растут ковыль и разнотравье. Его высота всего 585 метров от уровня моря. Но если забраться на его вершину, что мы часто делали в детстве, то можно увидеть семь деревень, расположенных в нескольких километрах от деревни Абдулнасыр.

Между деревнями Абдулнасырово и Исянгильдино на склоне небольшой горы растет сосна. Это одинокое дерево с мощной кроной видно издалека. Об этой уникальной сосне первый раз написали в районной газете «Хайбуллинский вестник» №113 от 3 октября 2013 г. В статье «Вечные ценности: помочь и сохранить» напечатано: «…Еще одной достопримечательностью местности является великовозрастная сосна между деревнями Исянгильдино и Абдулнасырово . Обхват ствола дерева около полутора метров, а помогло ему выстоять и выжить видимо то, что растет в ложбинке между гор – и от ветра защита, и влага сохраняется». Дальше в «комментариях» Шагита Баймурзина, председателя общества краеведов района, читаем: «…Также будем готовить документы для того, чтобы придать статус памятников местного значения обнаруженным в ходе исследовательских работ уникальным объектам – сосне – великану…». Вот она – сосна-долгожительница! Стоит как памятник, с мощной кроной, на «пьедестале» оголенных мощных корней, выпирающих из-под земли! Это самое старое дерево в наших краях, учитывая, что сосны встречаются крайне редко в степной зоне.

Следующий природный объект нашей местности я бы назвала «Реликт доледникового периода». В местечке «Даут сазы» / «Болото Даута» / примерно в 3 километрах от деревни Абдулнасырово, по правому побережью реки Мунча, растет можжевельник казацкий, занесенный в Красную Книгу Башкортостана. Как зайдешь в это увалистое место, прямо над стволами берез – стелющийся вечнозеленый ковер можжевельника, из-за которого сразу в нос ударяет резкий пихтовый запах. Рассказывает старожил деревни Абдулнасырово Сафиуллин Б.З.: «Я случайно увидел здесь можжевельник, когда на лошади искал пропавшую корову». В Красной Книге написано: «Можжевельник казацкий – Казак артышы из семейства кипарисовых. Вечнозеленый стелющийся кустарник высотой 1-2 метра. С чешуевидными листьями, расположенными супротивно крест-накрест, туповатыми, прижатыми к побегу… В Башкирии встречается в Зианчуринском, Кугарчинском и в других районах… Охраняется в Прибельском филиале Башгосзаповедника». Описание полностью совпадает можжевельнику, который растет в местечке «Даут сазы». В народной медицине башкир можжевельник использовали для уничтожения дурных запахов и злых духов. Верили, если в дом или в сарай повесить веточки можжевельника, то не будет болеть скот, ведь основное занятие жителей нашей местности скотоводство. А также в народной медицине отвар из ягод и веток можжевельника применяют в качестве ванн при ревматических болях.

Я могу продолжать рассказ о своей малой родине ещё очень долго. Но хочется сказать главное: надо сохранить эти красивейшие и уникальные места для будущих поколений, чтобы они знали и помнили, чем восхищались их предки! Когда я смотрю на окрестности деревни, на гору Елбаш, на озеро «круглое», так прозвали его местные жители, у меня сильней бьётся сердце, на душе становится так тепло и радостно, ведь я знаю, что всё это наше, родное, знакомое. Я испытываю чувство любви и гордости за свой родной край.

Я окончательно не решила, кем я стану после окончания школы, какую профессию выберу, как сложится моя судьба. Однако, я верю в то, что свою малую родину, свою деревушку, мой родной Абдулнасыр, я не забуду никогда. Буду с радостью возвращаться в родные места, навещать родных и верить, что когда-нибудь моя деревня вновь оживет, станет краше и богаче.















Приложение

«Дойя ялаган таш».



Гора Елбаш.



Сосна-долгожитель.



«Даут сазы»


Можжевельник казацкий



























Источники

1. Воспоминания Аслаева Ю.А.

2. Воспоминания Аслаева С.Г.

3. Воспоминания Абдулнасырова Х.Х.

4.Изученный материал Абдулнасырова .Э.Г

5. Мамлеев М.Ш., Мамлеев Н.Ш. Лекарственные растения Башкирии в

ветеринарной практике. – Уфа: Башкнигоиздат, 1984. – 64с.

6. «Хайбуллинский вестник» №113 от 3 октября 2013 г. Ст. «Вечные ценности: помочь и сохранить»

7. Хайбуллинская энциклопедия. — Уфа: ГАУ РБ НИК "Башкирская энциклопедия, 2015. — 648 с.: ил., карты. Глав.ред. Р. Х. Ибрагимов.

8. Большая советская энциклопедия. Том 1—30

3-е изд. / Глав. ред. А. М. Прохоров. — М.: Сов. энциклопедия, 1969-78. Интернет – ресурсы:

  1. http://urgaza.ru/historical-background/selsovet/129/1232/

  2. http://vatandash.ru/index.php?article=2280

  3. https://ru.openlist.wiki/Абдулнасыров_Аллаберда_(1885)

  4. http://urgaza.ru/historical-background/people-and-years/164/

  5. http://urgaza.ru/historical-background/selsovet/130/1240/?sphrase_id=6445

  6. https://pamyat-naroda.su/awards/anniversaries/1511440007






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!