СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательские и проектные работы обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательские и проектные работы обучающихся»


Международный конкурс

«Холокост: память и предупреждение»

для обучающихся и педагогических работников образовательных организаций

Российской Федерации, обучающихся и педагогических работников образовательных учреждений из стран ближнего и дальнего зарубежья



Номинация: Исследовательские и проектные работы обучающихся

Исследовательская работа «Холокост в истории одной семьи»





Умаров Али Байсургунович

Ученик 10 класса

МКОУ «Прикумская СОШ»

Руководитель : Герейханова Сельмират Идрисовна,

учитель русского языка и литературы


МКОУ «Прикумская СОШ»










п.Прикумский,2021 г.



Содержание:


Введение………………………………………………………….. с. 3-4


Основная часть…………………………………………………… с. 5-16

1)Из истории вопроса…………………........................................ с. 5-8

2)Исследование «Холокост в истории одной семьи»…………... с. 9-13


Заключение………………………………………………………... с. 14-16


Список литературы……………………………………………… с. 17


Приложение 1 «Фотографии из семейного архива»…………… с. 18-22





























Введение


И государство, и люди сильны своей историей.

Все мы должны помнить своих предков

и гордиться ими.


Вот уже в третий раз накануне Дня Победы в нашем поселке проходила акция «Бессмертный полк». В этом году в акции принял участие житель, который совсем недавно переехал жить в наш поселок. Я о нем почти ничего не знал до этого момента, пока он не поведал мне историю своей семьи. Произошло это случайно, сыграло роль мое любопытство. С волнением и гордостью мы несли портреты наших прадедушек, героически воевавших в Великой Отечественной войне. А он нес и очень сильно плакал, с этого момента и началась история, которая стала объектом моего исследования.

Есть в истории его семьи страницы не менее трагичные, чем судьбы прадедушек, прошедших войну. Данную поисковую работу я посвящаю исследованию истории семьи этого молодого человека, имя которого я сохраню втайне. Верас Христины, так звали его прабабушку, которой пришлось пережить и военное время, и трагедию плена в концлагере «Озаричи». Все члены этой семьи пострадали в войне. Судьба каждого из них неразрывно связана с историей нашей страны. В этом актуальность темы исследования. История – это прошлое человечества. Не только человечества в широком смысле этого слова, но и каждого человека в отдельности. Нам необходимо знать, чем гордиться, что передать в наследство своим потомкам. А для этого следует изучать  не только историю страны, но и историю своей семьи. Поэтому цель моей работы – активизировать интерес к малоизученным страницам истории семьи и показать, как судьба наших предков тесно переплеталась с событиями, происходящими в стране.

Чтобы провести данную поисковую работу я ставлю перед собой следующие задачи: собрать и систематизировать материал об истории семьи Верас Христины в Великой Отечественной войне; формировать активную гражданскую позицию, понимание опасности ксенофобии, шовинизма, неонацизма и антисемитизма и

толерантное сознание на примере уроков Холокоста, на примерах героического и трагического прошлого.

Новизна моего исследования неоспорима, так как в основе работы лежит обращение к подлинным документам, материалам личного архива и свидетельствам очевидцев.

Практическая значимость исследования данной темы состоит в использовании содержащихся в ней фактов, примеров, свидетельств тех далеких событий, обобщений и выводов для понимания ценностей прошлого,
данный материал может быть использован на уроках и классных часах.

Источниками для написания работы были беседы с родителями, рассказы родных и близких, воспоминания о семье Верас Христины, собранные и бережливо хранимые его мамой, бабушкой, бесценные документы, передаваемые из поколения в поколение, работа с семейными архивами, документами и фотографиями. Мне повелось пообщаться с его бабушкой, которая поведала мне много интересного. Я завел переписку с родственниками, звонил по телефону, расспрашивал всех, кто что-то знает о судьбах родственников, заходил на сайты Интернет, просматривал военную литературу. Собранный материал анализировала, сопоставлял с историческими фактами. В процессе работы я испытывал гордость за эту отважную женщину, я понял, как важно и необходимо знать, какую цену заплатила и моя семья за Победу.











Основная часть

  1. Из истории вопроса

«Тот не человек, кто это забудет! Это нельзя,

невозможно забыть, как облик своей матери

и нежное личико своей дочурки. Вы помните,

товарищи солдаты и офицеры, наши рассказы

о лагере смерти, из которого одна наша часть

освободила 33 434 старика, женщины и детей?..»

генерал-лейтенант 65-ой армии П. И. Батов


Каждый, независимо от возраста, пола и исторических познаний, хоть раз слышал о насилии и жестокости массовых расправ во время разгула фашизма, но не каждый может дать определение тому, что такое Холокост.

В словарях можно встретить множество толкований и значений, однако наиболее верными и подходящими определениями можно назвать только два, которые похожи по своему смыслу, однако различны по признакам. 
В самом появлении этого слова фашистская Германия давало определение, что Холокост – это многочисленные уничтожения и постоянные гонения еврейских народов, как на территории Германии, так и всех захваченных территорий во время величайшей войны прошлого века. Особенному вниманию подвергались евреи, проживающие на территории Европы.

Если в самом начале Холокост и представлял собой лишь уничтожение еврейских народностей, то в самом разгаре войны сожжению подвергали всех, кто был не угоден немецкому правительству – в том числе и военнопленные советского происхождения, евреи, цыгане, поляки, умирающие раненные и инвалиды. 
Слово произошло от созвучного древнегреческого языка, что переводится как «сожжение всех и вся». До свершения массовых геноцидов слово толковали несколько в другом смысле – так называли принесённые жертвы, особенно популярно это было в язычестве. Сейчас с этим словом у большинства людей ассоциируются лишь еврейские уничтожения и в большинстве случаев пишется с заглавной буквы.

Системой, предназначенной для массового уничтожения людей, стали построенные на оккупированных Германией территориях лагеря смерти. Вермахт оставил свой кровавый след преступлений и на земле Беларуси, где во время войны жила моя Вера Христины. Испытания, выпавшие на долю узников Озаричского концлагеря – одна из трагических страниц истории нашего народа.

В 1944 году командование вермахта широко применяло практику использования гражданского населения в качестве прикрытия (заслона) на пути наступления советских войск. Как правило, у передней линии обороны гитлеровцы обносили колючей проволокой в несколько рядов большие участки земли, загоняли туда женщин, детей, стариков и держали их под сильной охраной без крова, пищи и воды. Преднамеренно сюда помещали больных сыпным тифом и другими инфекционными болезнями. Ни в одном концлагере на территории оккупированных государств фашисты не применяли бактериологического оружия. В «Озаричах» это было сделано преднамеренно… 

В марте 1944 г. в соответствии с приказами и распоряжениями командующего 9-й армией генерала Иозефа Харце, командира 56-го танкового корпуса генерала Фридриха Госсбаха и командира 35-й пехотной дивизии генерала Георга Рихерта у переднего края немецкой обороны были созданы три лагеря.

Один из них находился на болоте у поселка Дерть, второй - в двух километрах северо-западнее местечка Озаричи, третий - в двух километрах западнее деревни Подосинник в болоте. В конце февраля - начале марта 1944 года гитлеровцы согнали сюда более 50 тысяч нетрудоспособных граждан Гомельской, Могилевской, Полесской областей Беларуси, а также Смоленской и Орловской областей России. Эти три лагеря получили название «Озаричского лагеря смерти». Лагеря представляли собой ничем не оборудованные редколесные заболоченные территории, обнесенные колючей проволокой. Подходы минировались, вокруг стояли пулеметные вышки. Люди размещались на земле. Какие-либо постройки отсутствовали, элементарных приспособлений для жилья не было. Строить шалаши, разводить костры категорически запрещалось. В лагерях людей ничем не кормили, не давали питьевой воды. Узники не получали никакой медицинской помощи. Напротив, в лагеря из близлежащих населенных пунктов свозились больные сыпным тифом. Их перебрасывали на территорию лагеря. Каждый день, а тем более ночь уносили сотни человеческих жизней. С изуверской жестокостью уничтожали детей, в числе узников их было больше половины. Они гибли первыми. Умершие оставались незахороненными.

Концентрационный лагерь «Озаричи», располагавшийся в марте 1944-го вблизи одноименного городского поселка Калинковичского района Гомельской области, просуществовал всего лишь десять дней. И тем не менее в истории Великой Отечественной войны он известен как страшное место, где люди содержались в жутких условиях и где погибли около двадцати тысяч детей, женщин и стариков.

В ночь на 19 марта оставшиеся в живых узники заметили, что охрана куда-то исчезла, вышки опустели. Вскоре на дороге, ведущей к лагерю через минное поле, появились несколько советских солдат. Они предупредили, что не нужно никуда идти, надо оставаться внутри огороженного колючей проволокой периметра и дожидаться прибытия сапёров, которые разминируют лагерь. Однако поняв, что перед ними открылся путь на волю, обезумевшие от пережитых страданий люди уже не слушали их слов. Они сломали ворота и побежали навстречу долгожданным освободителям. И попали прямо на минное поле.
18-19 марта 1944 года войска 65-й армии 1-го Белорусского фронта освободили из Озаричских лагерей 33480 человек, из них 15960 детей в возрасте до 13 лет. В обвинительном заключении Международного военного трибунала № 1 в соответствии с Лондонским соглашением от 8 августа 1945 года и уставом данного трибунала преступления в концлагере «Озаричи» отнесены к военным преступлениям, а именно: «нарушение законов и обычаев войн», а концлагеря признаны судом «концентрационными лагерями на открытом воздухе».

В 1946 году Международный трибунал, состоявшийся в городе Нюрнберге, квалифицировал лагеря в районе местечка Озаричи Полесской области как концлагерь, входящий в перечень концлагерей, обустроенных в самой Германии и на сопредельных с ней территориях, относящийся по своей жестокости к категории «А», а также признал специальным концентрационным лагерем на переднем крае обороны.
































2. Холокост в истории одной семьи.


Дерево мудрости, дерево жизни,

Мы его ветви, мы его мысли.

Мы – молодые на ветках листочки

В летопись впишем новые строчки


К моему большому стыду, до этого конкурса я особо не интересовался военными событиями какой-то определенной семьи, чем они жили, как их звали. Конечно, я много слышал о своих родственниках – участниках войны, но ответить конкретно на вопросы, где воевали, на каких фронтах, какие города освобождали, в чем конкретно их заслуга, как они выжили в той страшной войне, я не мог. А сейчас всё изменилось. Я решил собрать воедино весь материал об истории одной семьи. Эта история никого не могла оставить равнодушным, пока еще живы те, кто хлебнул военного лихолетья. Я все больше и больше хочу о них узнать. Хочу потом с гордостью рассказывать своим детям, маленьким племянникам о наших предках, которые в любой жизненной ситуации оставались людьми, проявляя стойкость характера. Хочу, чтобы мои дети продолжили эту традицию и бережно хранили семейные реликвии.

Старые, пожелтевшие от времени фотографии, выцветшие документы из семейного архива. С каким волнением и трепетом держу я их в руках! За ними судьбы отдельных людей и целых поколений. Со слезами на глазах я слушаю рассказ о нелёгкой судьбе семьи этого молодого человека…

Верас Христина, уроженка Гомельской области, Октябрьского района. Хуторок Ломовичи недалеко от деревни Грабьё был сожжен немцами и название его находится на мемориальной доске среди сожженных деревень и невосстановленных после Великой Отечественной войны в Хатыни.

Она родилась в 1901 или 1902 году (к сожалению, точных данных не сохранилось), а умерла 1967 году. Муж Иван умер до войны, и она одна воспитывала шестерых детей. Христина работала в колхозе за трудодни, с деньгами были большие проблемы, приходилось затягивать потуже пояса.

Когда началась война, двух сыновей, Владимира и Леонида, призвали одновременно на фронт, и они пошли выполнять свой воинский долг. Когда они прибыли на станцию, откуда отправлялись эшелоны на фронт, началась бомбежка. Много призывников погибло. Местные жители пришли опознать и похоронить близких. Наши родные тоже ходили на станцию, но среди мертвых их не было. Возможно, их успели отправить на фронт, и они пропали там без вести, но с этого момента о них никто ничего не знает.

Христину и двоих её несовершеннолетних сыновей Верас Анатолия и Верас Вячеслава немцы угнали в концлагерь «Озаричи». Ребятам на тот момент было всего 11 и 13 лет соответственно. Лагерь представлял собой открытую болотистую местность, обнесенную колючей проволокой. Никаких построек, даже легкого навеса, шалашей, землянок, не было. Женщины, дети находились в самых нечеловеческих условиях, ежедневно умирало много людей.  Крематория в Озаричах не было за ненадобностью. Вместо него – болото, оно и постель, и могила для узников. Расстрелянных и умерших никто не хоронил, они так и оставались лежать в липкой и холодной грязи, а со временем болото поглощало их безжизненные тела.  «Христина рассказывала, что боялась отпускать от себя мальчишек. К проволоке подходить было нельзя, за это сразу расстреливали».

К концу существования лагеря возле неё образовался целый бруствер из трупов, их никто не убирал. Трупы были разбросаны и по всей территории концлагеря. Сначала сами заключённые старались укладывать их в ряды, но потом сил на это не осталось, да и трупов стало слишком много..
Кормление пленных не предусматривалось надзирателями, еду иногда разрешали приносить местным жителям. Но так как они не могли подходить близко к проволоке, все было заминировано, картофель они перекидывали через неё в болотистую воду. Чистой питьевой воды также не было. Ели хвойные иголки, а мамы следили за тем, чтобы дети их выплевывали. Вячеслав вспоминал, как было холодно и сыро. Иногда фашисты подвозили мерзлый хлеб и бросали через ограждение в людей. Прапрабабушка Христина давала детям по крохотному кусочку, чтобы сохранить хлеб подольше… Хворост разжигать было нельзя, за это охрана расстреливала. Кочек на всех не хватало, и мать иногда сажала сыновей на только что умерших людей, чтоб у них хоть немного подсохла обувь и они смогли согреться, пока человек не окоченел. По ночам температура опускалась, и главным врагом узников становились уже не голод или жажда, а холод. Тогда люди плотно прижимались друг к другу, образуя огромный круг, внутри которого они стояли плечом к плечу. Когда те, кто внутри, согревались, они выходили наружу и становились во внешний круг, под метель или дождь. Об уколах, которые кололись пленным, Христина и её дети также рассказывали, но конкретно кололи им или нет, я не знаю. В этих нечеловеческих условиях эти люди выжили. Этот кусочек их жизни можно назвать только одним словом - ад!

В Интернете я прочитал, что каждому солдату, охранявшему «Озаричи», была выдана памятка с такой инструкцией: «У тебя нет нервов, сердца, жалости. Ты сделан из немецкого железа. У тебя нет нервов и сердца. На войне они не нужны. Уничтожь жалость и сострадание. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай!». Какие жестокие слова! Какое преступление перед человечеством!

После освобождения мать Христина оглохла. Она абсолютно не воспринимала соль, даже незначительное количество в пище ей казалось пересолом. Христина с сыновьями вернулась в Беларусь, где их ждал голод. Средств на существование не хватало….

Старшая дочь Ксения на начало войны была членом коммунистической партии. Родилась она в 1918 году. При подходе немцев попыталась эвакуироваться к сестре в Калугу. Вторая дочь Антонина была на тот момент в Калуге, так как её муж был направлен туда по службе. Он тогда служил в железнодорожной милиции. Когда Ксения уезжала из деревни Грабьё, у неё было двое детей: Ирина и Григорий.

Христина была совершенно безграмотна и не умела ни читать, ни писать. Работала за трудодни. Пенсию и пособие она не получала, так как её сыновья пропали без вести. Кто – то передал её старшей дочери Ксении, что мать бедствует и что братья стали пухнуть от голода. Ксения забрала к себе мать и братьев. Она уже на тот момент работала бухгалтером. Дядя Слава и дядя Толик пошли в первый класс с дочкой Ксении Ирой, несмотря на то, что они были намного старше её. Впоследствии она их не называла дядями, говоря: «Да какие они мне дяди? Я же с ними в один класс ходила».

После окончания школы дядя Слава был призван в армию. После службы вернулся в Вышков, создал семью. У него двое детей, они сейчас живут в Белоруссии. Анатолий вернулся в Белоруссию в Озаричи после женитьбы, проживал в деревне Лисец. У него четверо детей. Дядя Слава прожил более 70 лет. А Анатолий умер в 40 или 42 года.

Из воспоминаний бабушки Ларисы:

По вечерам прапрабабушку Христину просили спеть какую-нибудь песню шляхтичей. Кстати, хутор в Белоруссии, где они проживали, так и считался по-деревенски местом, где проживали шляхтичи. Они разговаривали на польско- белорусском языке. Так вот Христина пела песни на этом языке, те слова, что были непонятны, она переводила на белорусский язык, а прабабушка Ксения переводила их для бабушки Лоры на русский.

Сколько нового и интересного я узнала благодаря этой работе! Писать о войне, признаюсь, было очень тяжело. Пусть навсегда в наших сердцах, в наших душах, останется память о замученных, убитых, невинных людях. О детях, которые, едва начав жить, погибали от рук нацистских палачей или выжили и с этим ужасом прожили всю свою жизнь. Пусть каждый из нас навсегда запомнит, что на нашей планете все равны. Подобное не должно больше повториться!










Заключение


«Затравленные, униженные злобой мира,

мы не станем наполнять злобой свои сердца.

А любовь к ближнему, уважение к другим нациям,

народам и религиям будут отныне и

присно нашим наивысшим законом»

Вальтер Рот


Мне очень интересно было работать над этой темой. Я много узнал, многое для меня было ново. Эта работа помогла мне понять, что я обязательно должен сохранить и приумножить заслуги моего рода. В дальнейшем я хочу продолжить начатую работу по исследованию уже своих корней, больше узнать о своих предках. Планирую обратиться к архивным документам, подать заявку на ознакомление с ними. Так хочется знать больше, подробнее о своем роде!  Я думаю, что работа моя  будет интересна и будущим поколениям нашей семьи, тем, кто придет после меня.

Подводя итоги своей работы, могу сказать, что я достиг поставленной цели. Я собрал и систематизировала материал об истории семьи в Великой Отечественной войне.  Результаты проведенной работы оформлены в виде печатного документа, презентации с фотографиями членов семьи Верас Христины, краткими сведениями о них. Я думаю, что мой материал окажется полезным и школьникам, интересующимся историей своей семьи, а также и учителям при проведении внеклассных мероприятий.

Когда я в первый раз слушал историю жизни этой семьи, меня охватывали чувства, которые нельзя выразить одним словом: это и боль, и слёзы, и радость. Боль и слёзы за украденное детство, радость за тех людей, которые прошли страшное пекло  войны  и дожили до победы. Я горжусь этой женщиной, этими людьми, и очень благодарна этому молодому человеку за то, что он проводил со мной много времени, рассказывал мне все, что он знает, отвечал на мои многочисленные вопросы. Если бы не его рассказы, я бы не узнал столько интересных фактов. Я испытал огромное удовлетворение от проделанной работы, так как я понял, что историю можно лучше понять и прочувствовать, если она пройдет через тебя, через твое сердце, твою душу.

Наш долг - помнить о мужестве наших дедов и прадедов. Чем дальше во времени мы будем уходить от войны, лучше и счастливее жить, тем начнет возрастать в цене каждая «мелочь» и подробность, связанные с военным лихолетьем. Эти подробности приобретают особенную историческую ценность и интерес, поэтому надо постараться, пока еще не поздно, не дать ничему просыпаться из памяти, собрать всю правду, предоставить все аргументы в защиту жизни.

Все дальше и дальше отдаляются от нас события второй мировой войны, и все меньше с каждым годом остается с нами седовласых ветеранов - героев освободителей. Нет, наверное, в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война. Давно заросли травой и заровнялись воронки от снарядов, давно зарубцевались раны телесные и душевные, причиненные этой войной. Но никто не смеет забывать о тех далеких днях. Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную, спокойную жизнь на Земле. Именно поэтому наш долг - помнить о тех суровых днях и героях войны. Закончить свою работу я хотела бы стихотворными строчками:


Все мы – дети планеты Земля.
Все равны, хоть порой непохожи.
Жить нам в ссоре на свете нельзя,
Ничего нету жизни дороже.

Пусть царят на планете Земля
Только добрые чувства и мысли.
А иначе нам просто нельзя.
Ведь в руках наших – детские жизни.






Список литературы:


1. И. А. Альтман, Л. А. Терушкин «Сохрани мои письма», сборник писем и дневников евреев периода Великой Отечественной войны, 4-ый выпуск, Москва, 2016 г.

2. И.А. Альтман. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР, Москва 2002г.

3. П. И. Батов «В походах и боях», Москва, «Художественная литература», 1968

4. Г.В. Клокова. История Холокоста на территории СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): Учебно-методическое пособие.

5. В. Петренко «До и после Освенцима», Москва - Париж, 1998 г.

6. Великая Отечественная война Советского Союза 1941 – 1945. Краткая история. М.; Военное издательство Министерства обороны СССР, 1967.

7. Всемирная история, изд. «Аванта» М.; 2002

8. Материалы сайта Центра и фонда Холокост [Электронный

ресурс] URL: http://www.holocf.ru

9. Материалы электронной энциклопедии

Википедия [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org

10. Сайт «Аргументы и факты» [Электронный ресурс] URL:

http://www.aif.ru/













Приложение 1

Фото из семейного архива


Льются с этих фотографий

Океаны биографий,

Жизнь в которых вся до дна

Со страной переплетена.

Б. Окуджава




Верас Христина






Муж Христины Иван, погиб до войны












На фотографии Анатолий и Вячеслав, которые находились в концлагере «Озаричи» вместе со своей мамой Христиной Верас

(фото 1944 года)






























Старшая дочь Ксении Ирина.

Когда уезжали в эвакуацию в Калугу, у Ксении было двое детей: Георгий и Ирина. Не доехав до сестры, они сошли на станции Костино. Немцы заняли эту деревню, и Ксения с детьми вынуждены были несколько дней жить там. Георгий заболел и умер в этой деревне. Ирина впоследствии ходила в первый класс вместе с Анатолием и Вячеславом.










Верас Анатолий Иванович во время прохождения службы на Кавказе



















Верас Вячеслав Иванович во время прохождения военной службы в Можайске













Анатолий со своей женой, тёщей и старшим сыном Лёней















25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!