СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «Жемчужина Транссибирской магистрали»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: изучение истории железнодорожного вокзала города Владивосток и рассмотрение  его архитектурного облика.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Жемчужина Транссибирской магистрали»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная школа № 12»

Гаткинское сельское поселение

Советско-Гаванского муниципального района

Хабаровского края


«Краевая краеведческая конференция – 2021»

Секция: «Транссиб в архитектурном облике железнодорожных вокзалов»



«Жемчужина Транссибирской магистрали »















2021 год

Содержание:


Введение ………………………………………………….…………

стр 3-4

Глава 1. История железнодорожного вокзала города Владивосток …………………………………...……………………


стр 5-6

Глава 2. Архитектурный облик здания железнодорожного вокзала ………………………………………………………………


стр 7-9

Заключение …………………………………………………………

стр 10

Список источников …………………………...……………………

стр 11

Приложения …………………………………...……………………

стр 12-17






































Введение

Первое, что видит человек, прибывая в новый город – это здание вокзала. Это – лицо города. Ведь в период, когда люди ценили красоту во всем и понимали ее значение, вокзалы и станционные здания и сооружения воспринимались как носители определенной эстетики. Они предназначались для публичного пользования, поэтому к ним предъявлялись не менее высокие эстетические требования, чем к любым другим общественным местам. Важнейшим мероприятием, развернувшимся в России в конце XIX века, явилось начало строительства государством Великого Сибирского пути, в результате которого на карте страны появились многочисленные новые поселки и города.

Транссиб соединил Россию и позволил сохранить страну в сложные времена, и чем дальше на восток уходит железная дорога, чем меньше размеры поселения, тем больший вес имеют вокзалы.

Многие вокзалы Транссиба помимо основных функций по обслуживанию пассажиров являли собой прекрасные образцы архитектурных памятников, отвечавших неповторимому облику своих городов. К таким вокзалам относится и Владивостокский, который называют жемчужиной Транссиба.

Цель моей работы: изучение истории железнодорожного вокзала города Владивосток и рассмотрение его архитектурного облика.

В ходе анализа историко-архивных материалов и литературных источников было выявлено несколько основных задач:

1. подобрать источники о вокзале города Владивосток;

2. изучить историю железнодорожного вокзала Владивостока;

3. изучить архитектуру здания железнодорожного вокзала.

Объектом моей работы стал железнодорожный вокзал станции Владивосток.

Предмет исследования - обработка исторических, краеведческих документов.

Актуальность темы объясняется тем, что в 2021 году исполняется 105 лет завершению строительства Транссибирской магистрали, и мы должны бережно относиться к истории нашей Родины, нашего региона.

Гипотеза: если мы будем изучать историю нашего региона, то мы будем не только любить и ценить свою Родину, уважать её жителей, но и сами вносить посильный вклад в её развитие.

Для достижения цели исследования использовала следующие формы и методы исследовательской работы: изучение источников исследования: документов, фотографий, Интернет ресурсов.

Результаты, полученные в ходе исследования, имеют большую значимость: пополнить свои знания и поделиться ими с другими.

Структура и объем работы обусловлены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, приложений.

















Глава 1. История железнодорожного вокзала города Владивосток

Железнодорожный выход Великого Сибирского пути от Тихого океана к центру России формируется во Владивостоке парадным оформлением – вокзалом. Так считают все жители Дальнего Востока и официально они правы. Ведь 19 (31) мая 1891 года в торжественной закладке вокзального комплекса принял участие наследник престола, будущий император Николай II. А день этот все железнодорожники памятуют как дату начала строительства Транссиба.

Торжественное открытие здания в 1893 году было пышным, об этом писали в газете «Дальний Восток»: «23 ноября инженеры путей сообщения устраивают инженерный праздник в пассажирском здании станции «Владивосток»; для танцев устраивается в одном из залов деревянный пол, так как на устроенном полу из японских изразцов танцевать невозможно…».1

Здания вокзала и управления Уссурийской железной дороги были построены рядом с морской пристанью на берегу бухты Золотой Рог в 1894 г. по проекту архитектора П. Базилевского.

После постройки в 1903 году Китайско-Восточной железной дороги Владивосток превратился в конечный пункт Великого Сибирского пути, и все транзитное движение направилось через него. Старое здание вокзала стало тесным.

Однако уже 22 февраля 1907 года принято решение о перестройке нового пассажирского здания. Еще в 1904 году стало ясно, что оно не справляется с пассажиропотоком, но тогда планам на строительство помешала Русско-Японская война. Недостаточность этого здания особенно резко обнаружилось тогда, когда после войны Владивосток сделался конечным пунктом Сибирского пути и все транзитное движение направилось через него. Был составлен в Техническом отделе Правления проект нового пассажирского здания. По условиям местности и предполагаемого расположения путей, новое пассажирское здание проектировано двухэтажное: верхний этаж сообщается с городской площадью с помощью двух виадуков, из которых на одном устроен крытый и отапливаемый вестибюль, а другой остается открытым. В нижнем этаже пассажирское здание является островным, так что пути проходят с двух сторон.2

5 февраля 1912 года Владивосток торжественно отмечал открытие нового здания вокзала. Создателем этого чуда стал Владивостокский архитектор Н. В. Коновалов, а завершил строительство и роскошно декорировал здание архитектор В.А. Плансон, состоявший на службе при Уссурийской казенной железной дороге. Но в первозданном виде оно просуществовало всего семь лет.

В ноябре 1919 года вокзал пострадал в Гражданской войне, затем был восстановлен. С приходом советской власти многие элементы уничтожили. Затем здание ремонтировали и достраивали — в 1930-е, 1950-е. В 1990-е опомнились и решили реставрировать, аргументируя решение тем, что «художественная ценность как раз и состоит в том, что оно представляет собой сохранившееся в первозданном виде произведение архитектуры начала ХХ века и воплощает в себе художественными средствами идею единства России». Это цитата из обращения администрации железной дороги к организациям, фирмам и жителям Владивостока — они собирали средства.

Прошло более 30 лет с тех пор, как вокзал во Владивостоке отреставрирован. Это случилось в 1995 году специалистами российско-итальянской фирмы «Тегола канадези». Восстановлена декоративная решетка, воссозданы старинные водостоки с декоративными изразцами по металлу. На фасадах и в интерьерах снова можно увидеть полихромные изразцовые вставки.3

Сегодня любой желающий может любоваться историческим зданием Владивостокского вокзала и вековой брусчаткой перед ним, той самой, что положили специально к приезду цесаревича.


Глава 2. Архитектурный облик здания железнодорожного вокзала

Железнодорожный вокзал является одним из красивейших зданий Владивостока и его достопримечательностью, вошедший в реестр памятников истории, культуры и архитектуры государственного значения.

Первое здание Владивостокского вокзала, простое и скромное, было готово к 1 июля 1894 г. Автор проекта – архитектор Е. Базилевский. Это было одноэтажное каменное строение «пассажирского вокзала 2-го класса, прямоугольного в плане, с входным ризалитом и двумя двухэтажными башнями по торцам основного объема».4

Полы были выложены глиняными японскими плитами – они сохранились и по сей день. Частично сохранилась старинная плитка и на стенах. Отапливался вокзал изразцовыми голландскими печами.

В 1902 году вокзал озарился светом собственной электростанции.

Спустя полтора десятка лет после первой постройки здание вокзала было реконструировано (в 1907-1912 гг.) по проекту архитектора В. де Плансона (подрядчик Ф. Никлевич).

5 февраля 1912 г. состоялось его торжественное открытие. Это было уже совершенно другое здание. Выстроенное из серого гранитного песчаника, доставленного с острова Русского, с выкрашенным в цвет слоновой кости фасадом, оно было существенно увеличено в размерах.

Изменилось внутреннее расположение помещений. Потолок вокзала был расписан картинами с библейскими сюжетами.

Надстроенный второй этаж соединялся двумя виадуками с привокзальной площадью, причем один из них представлял собой «крытый и отапливаемый вестибюль, а другой остается открытым, в нижнем этаже (вокзала) - пассажирское здание является островным, так что пути проходят с двух его сторон».5

Изюминкой вокзала считалась вальмовая крыша с шатрообразными завершениями, которую украшают металлический гребень и небольшие фигурные слуховые окошки.

На коньке крыши над входом гордо красовался бронзовый двуглавый орел с короной и с распростертыми крыльями, как символ могущества России, и как символ неразрывной связи восточной и азиатской частей империи.

Выполненное в эстетике архитектурных шедевров России ХVII века, оно было воплощением идеи московского архитектора Ф.О. Шехтеля, мечтавшего построить в конечных пунктах всех железных дорог, берущих начало в Москве, здания вокзалов в традициях древней русской культуры, что символизировало бы единство и неделимость России.

А самое первое здание не разрушили. Оно стало одной из частей того железнодорожного вокзала, который ныне знаком каждому жителю Приморья.

Своей живописностью здание вокзала напоминало многие шедевры русской архитектуры XVII века.

Фасад здания был украшен изразцовыми изображениями мифических птиц Сирин и Алконост, символизирующих радость и печаль. В стиле русского лубка стены здания украсили майолики из всадников, мифических животных, цветов, ягод и фруктов.

На западном фасаде находился мозаичный исторический герб Приморской области, На восточном – герб Москвы – Георгий Победоносец на коне, поражающий дракона.

В этом была своя символика, свидетельствующая о неотрывности русского Владивостока от центральных районов России, от древних традиций русской культуры.

Новое здание вокзала, напоминавшее архитектурные шедевры России ХVII века, сразу же после открытия стало главной достопримечательностью Владивостока.

Плансон был удостоен специальной награды Российской императорской академии художеств «за архитектурное решение вокзала в русском стиле».

С 1924 года облик здания вокзала стал искажаться. Сначала был уничтожен двуглавый орел, затем под слоем штукатурки исчезли мозаичные панно с гербами, рельефные изображения из поливной керамики на русские фольклорно-сказочные сюжеты. Полностью изменилась окраска фасадов.

В 1936 году интерьеры вокзала были расписаны Г. Григоровичем, а через двадцать лет В. Герасименко расписал кассовый зал, создав панно «Наша великая Родина».

Возрождение вокзального комплекса приходится на 90-е годы ХХ века, когда он уже пришёл в аварийное состояние. В международном конкурсе на право реставрировать историческое здание одержала победу известная итальянская фирма «Тегола Канадези», которая ранее придала современный облик морскому вокзалу.

Многие строительные материалы итальянские мастера привезли с собой: специальную водоотталкивающую штукатурку, краску, стекло, рамы. После капитального ремонта, которого здание вокзала не видело более 85 лет, начались работы по восстановлению первозданного вида внутренних помещений, утраченных символов царской эпохи — возрождение первоначального облика. Это стало возможно благодаря упорному труду строителей и историков, по крупицам собиравших сведения об утраченных элементах оригинального интерьера.

На железнодорожной платформе были установлены старинный паровоз и столб с отметкой «9288», что означает расстояние в километрах между Москвой и Владивостоком, подчеркивает, что именно столько верст не только разделяет, но и соединяет замечательный русский город на берегу Тихого океана со столицей нашей родины.

Сегодня вокзал Владивостока - памятник архитектуры неорусского стиля. Вокзал стал воистину парадными воротами города и его фирменной «визитной карточкой».6


Заключение

С огромным удовольствием я собирала материал, анализировала его и делала выводы. Я считаю, что мне удалось выполнить поставленные задачи и достигнуть цели своей работы. В процессе выполнения работы я ознакомилась с историей и архитектурным обликом железнодорожного вокзала города Владивосток.

В дальнейшем я хочу расширить свои знания о железной дороге, а в частности об железнодорожных станциях и вокзалах. Здание вокзала, как и все сооружения вокзального комплекса, также представляют большой интерес в истории архитектуры железнодорожных сооружений.

Моя исследовательская работа еще раз доказывает, что каждый может открыть для себя что-то новое даже в самых привычных местах.



















Список источников:

  1. https://museumsrussian.blogspot.com/2021/01/blog-post_29.html

  2. https://primamedia.ru/news/789227/

  3. Дальневосточная магистраль России / сост. В.Ф. Буркова, В.Ф. Зуев.- Хабаровск: Частная коллекция, 1997.- 352с., ил

  4. Зензинов Н.А. От Петербурга-Московской до Байкала-Амурской магистрали. – М.: Транспорт, 1986.- 216 с., ил

  5. Мизь Н.Г. Владивосток: прогулки в прошлое. – Владивосток: Общество изучения Амурского края, 2016.- С 382

  6. Обертас В.А. Памятники истории и культуры города Владивостока: материалы к своду. - Владивосток: Издатель Светлана Кунгурова, 2012. – С 250





































Приложения





















Здание первого железнодорожного вокзала во Владивостоке







Железнодорожный вокзал







Начало 20 века. Владивосток





Владивосток, 1950-е











Железнодорожный вокзал. Современный вид



Поскольку вокзал строился - точней, радикально перестраивался - в 1912 году, в «русском» стиле, отсылающем нас к мотивам допетровской Руси, то и детали здания несут отпечаток такого подхода. Вот, к примеру, вид навершия над центральной частью, с соответствующим оформлением.



Чешуйчатые «дозорные башенки» по бокам...





...Окна, отсылающие нас своим оформлением к теремам и светёлкам...



Георгий Победоносец над одним из боковых флигелей.





И герб исторической Приморской области над входом в южный флигель, со стороны привокзальной площади



















Главный вход. Зал ожидания.

На потолке у главного входа огромное изображение Владивостока и Москвы.

Прекрасные изразцы на стенах



















1 https://primamedia.ru/news/789227/

2 Мизь Н.Г. «Владивосток: прогулки в прошлое»

3 https://primamedia.ru/news/789227/

4 https://museumsrussian.blogspot.com/2021/01/blog-post_29.html

5 https://museumsrussian.blogspot.com/2021/01/blog-post_29.html

6 https://museumsrussian.blogspot.com/2021/01/blog-post_29.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!