СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Воронеж- центр кораблестроения России "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа, проведенная учащейся 10 класса, с посещением мест пребывания Петра1 в Воронежском крае.Изучение документов.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Воронеж- центр кораблестроения России "»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новотроицкая средняя общеобразовательная школа

Петропавловского муниципального района Воронежской области



Областная краеведческая конференция «Петр I и Воронежский край»

Номинация: «Воронеж-центр кораблестроения России в конце XVII – начале XVIII вв

Подготовила:

Бабакова Вероника Денисовна,

Обучающаяся 10 классе

МКОУ Новотроицкой СОШ

397683,Вопрнежская обл.,

Петропавловский р-н,

с. Новотроицкое, пл. Авраменко д. 34

Конт.телефон: 8(952) 543-69-51;

E-mail: nikababakova02@gmail.com

Руководитель:

Минина Галина Ивановна,

учитель истории

МКОУ Новотроицкой СОШ

397682, Воронежская обл.,

Петропавловский р-н

с. Фоменково, ул. Советская д.28

Конт.телефон: 8(960) 139-40-05;

E-mail: mininagalina70@gmail.com










с.Новотроицкое

2022

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Рождение Военно-Морского флота……………………………5

Глава 2. Устройство Адмиралтейского двора…………………………...7

2.1 Разногласие Петра I с Епископом…………………………………8

2.2 Спуск кораблей на воду……………………………………………8

2.3 Практическая часть………………………………………………..10

Заключение………………………………………………………………...13

Литература…………………………………………………………………15

Приложение…………………………………………………………………..



















Введение

Побывав в Воронеже, я посетила такие места как Адмиралтейская площадь и Петровский сквер. Меня заинтересовала история их названия. С этого момента началось мое исследование. «Народ, не знающий или забывший свое прошлое, не имеет будущего!» (Платон). В ходе исследования ,я выяснила, что в  Воронеже были заложены первые военно-морские корабли «Гото Предестинация», корабль «Апостол Пётр» и др. В 2014 году была реставрирована Адмиралтейская площадь и первый храм Военно-морского флота России Адмиралтейская церковь. Была построена (и установлена на берегу водохранилища, рядом с Адмиралтейской площадью) копия корабля «Гото Предестинация», где разместился воронежский музей военно-морского флота.

Актуальность: заключается в том, что исследование связано с самым красивым и любимым всеми воронежцами местом города -Адмиралтейской площадью.

Объект исследования: роль г. Воронежа в строительстве Военно-морского флота России.

Предмет исследования: строительство Петром I военно-морских кораблей в г. Воронеже в период с 1696 г по 1711 гг.

Цель исследования: изучить документы, подтверждающие  пребывание Петра I в Воронеже и строительство им кораблей в обозначенный период.

Задачи исследования: пополнить свои знания об истории города Воронежа. Изучить документы подтверждающие пребывание  Петра I в Воронеже и строительства им военно-морских судов. Найти документы, где указаны имена земляков участвующих в тех событиях.

3

Методы исследования: посетить места в Воронеже связанные с пребывание Петра I в Воронеже в период с 1696 г по 1711 г. Изучить документы, связанные с этими событиями. Найти необходимую информацию в интернет - ресурсах.

Новизна моей работы заключается том ,что я впервые исследовала тему кораблестроения на воронежской земле.

Практическая значимость работы заключается в повышении интеллектуального, культурного уровня. Эта работа способствует изучению истории города Воронежа, помогает  ознакомиться с малоизученными фактами того периода времени, осознать национальную гордость за дела наших предков.





















4



Глава 1. Рождение военно-морского флота

В Воронеже пользуется особой популярностью тема Петра I. Ведь именно в этом городе произошло рождение военно-морского флота и становление России как морской державы на территории Воронежа, Санкт-Петербурга и Азова, сыгравших основную роль при выходе России в Черное и Балтийское море. Пётр прибыл в Воронеж для личного руководства строительством кораблей. За 15 лет пребывания императора в Воронеже город чуть было не стал столицей России.

Царь приезжал в город в 1696, 1698, 1699, 1700, 1703, 1705, 1709, 1722 годах. Всего он провёл в Воронеже 400 дней.

В истории русского кораблестроения одной из ярких страниц является создание Петром I мощного Азовского флота в Воронеже. Азовские походы являлись продолжением войны России против Турции. Они осуществлялись по разработанному Петром стратегическому плану. Началась деятельная подготовка к Азовскому походу.

В марте 1691 года Петр впервые появляется в Воронеже .Осмотрев окрестности города, изучив глубину и фарватер реки, он отдаёт распоряжение о постройке здесь необходимого количества легких транспортных судов для подвоза снаряжения и провианта водным путем к Азову.

Весной 1695 года войска были двинуты под Азов, но первый поход оказался неудачным. Неудача не сломила Петра. Он решил создать флот, который мог бы отрезать турецкую крепость от моря. 20 октября 1696 года боярская Дума приняла решение: «Морским судам быть…», а 4 ноября окончательно утвердила строительство флота.

5

Так почему же Петр выбрал Воронеж для строительства ВМФ?

  1. Если представить карту, внимание невольно будет сосредоточено на реках. Река Воронеж была полноводной и впадала в Дон, который в свою очередь выходил к Азовскому морю.

  2. В Воронеже было много опытных корабельных дел мастеров, уже много лет строивших речные суда.

  3. По берегам рек росли вековые сосны и дубы, чья древесина пошла на строительство кораблей.

  4. По соседству с Воронежем располагался город Липецк с богатыми залежами железной руды, из которой выплавляли

С осени 1695 года начались большие приготовления к строительству. По приезду Петра, в городе появилось много иностранцев, работавших на строительстве флота. В Воронеже началось сооружение цитадели, магазина (цейхгауза), литейного, парусного и канатного заводов. Для Петра срочно за несколько дней, был подготовлен двор подьячего воронежской приказной избы Игната Маторина, находившейся поблизости от реки, рядом с корабельной верфью, примерно, на месте пересечения современных улиц Б. Стрелецкой и Софьи Перовской.

К временам приезда Петра, в Воронеже было собрано несколько тысяч человек из окрестных городов и уездов. Они возили лес, тесали бревна, брусья доски, варили смолу, работали в кузницах. К весне намечено было построить 24 парусно-гребных галеры, 2 больших галеона и 4 брандера и несколько сот речных судов. Приезд Петра I в Воронеж дал мощный толчок к ускорению кораблестроительных работ.





6



Глава 2. Устройство «Адмиралтейского двора»

Указ об устройстве в Воронеже «Адмиралтейского двора» для руководства всем строительством Пётр I подписал в декабре 1696 г. Его строительство проходило в 1697 - 1698 годах под началом стольника Г. Ф. Грибоедова. На левом берегу была сделана искусственная насыпь-остров высотой до 2,5 метра и площадью почти 20 га под руководством итальянского капитана М. Симонта по проекту австрийского инженерного генерала Э.Ф. фон Боргедорфа. Главным строением на острове была цитадель или адмиралтейство. Второе здание известно под названием цейхгауза. Его стены имели толщину до двух метров (14 футов).Третье здание, сооруженное на острове, был парадный дворец, который вызывал немалое изумление иностранцев. Адмиралтейский остров соединялся с правым берегом мостом с подъёмным механизмом. Продолжением моста являлась дорога на Москву. К северу от острова были построены здания военной и морской администрации, судной и воеводской палат Адмиралтейского приказа и жилища корабельных мастеров. Центром административно-жилого района стала Адмиралтейская Успенская церковь. Полное православное название церкви - Успение пресвятой Богородицы и приcнодевы Марии. Это одно из самых древних культовых сооружений Воронежа. Церковь была основана в первые два десятилетия существования Воронежа. В начальное столетие своей жизни церковь была монастырской. Но именно на этой территории Пётр I нашел наиболее удобное место для строительства верфи,  мужской монастырь мешал верфи и в 1700 г. был Петром-I упразднен и позже ему отвели земли далее ныне существующего Чернавского моста. А Успенская церковь превратилась в Адмиралтейскую и стала одним из мест торжественных церемоний при спуске на воду кораблей.



7



2.1 Разногласие Петра I с Епископом

К 25 марта 1696 г., ко дню православного Благовещения, относится встреча Петра I с воронежским епископом Митрофаном. Он одобрял и поддерживал постройку флота Петром. Но Митрофан отрицательно относился к бездумному перениманию европейских обычаев, расходившихся с православными традициями. Так, он отказался посещать воронежский дворец Петра, возле которого были установлены античные статуи. Пётр так разгневался, что стал грозить ему смертью, а святитель начал к ней готовится. Ради примирения Пётр убрал статуи.

    1. Спуск кораблей на воду

2 апреля 1696 г. в Воронеже торжественно были спущены на воду 3 галеры: «Принципиум», «Святой Марк», «святой Матвей».26 апреля на воронежской верфи был спущен на воду 36 - пушечный корабль «Апостол Пётр».

19 (29) ноября 1698 года под руководством и по чертежам Петра I был заложен 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» (Божье Предвидение). На корабле «Гото Предестинация» - 3 мачты с парусами, на каждом борту 26 бойниц, за которыми ниже уровня палубы размещались пушки. 6 пушек могли вести стрельбу с кормы. Поскольку корабль предназначался для хождения по мелководью, осадка корабля была уменьшена. Киль «Гото  Предестинации» имел уникальную для того времени конструкцию, предотвращавшую течи в корпусе корабля при ударе о грунт. Он состоял из двух брусьев, скреплённых особыми устройствами-«ершами», что при посадке на мель позволяло фальшкилю отделиться от набора, не вызывая течи в корпусе. Подобное приспособление в иностранных флотах появилось в середине XIX столетия. Пётр лично  участвовал в постройке корабля. Впоследствии Пётр I назначил

8

вместо себя руководителем строительства Ф. М.Скляева и Л. А. Верещагина.2 марта (12 марта) 1700 года Пётр I писал Ф. А. Головину: «Корабль, чаю при помощи Божией отделать и хочется спустить (если не помешает что) для того, что первый…». В это время, как сообщает Пётр I, в Воронеже стояли сильные морозы, из-за которых работы по постройке корабля были отложены.Корабль был готов к началу апреля, но из-за низкого уровня воды реки спуск корпуса корабля пришлось отложить. Спуск корабля на воду был произведён 27 апреля (8 мая) 1700 года. Очевидцы исключительно высоко оценили новый корабль. На корабле был поднят трёхцветный флаг с Андреевским крестом, освящённый в Адмиралтейской церкви Митрофаном Воронежским. Этот флаг был первым утверждённым военно-морским флагом России.

Богослужение по случаю спуска «Гото Предестинации» на воду состоялось в Адмиралтейской Успенской церкви. Воронежский епископ Митрофан передал из церковных денег 4000 рублей для выплаты жалованья корабельным офицерам и матросам, за что 20 апреля 1700 года получил благодарность царя. После спуска на воду «Гото Предестинации»Петр Великий оставался в Воронеже ещё 2 недели.

После заключения 12 июля 1711 г. крайне неудачного для России Прутского мирного договора корабельные работы в Воронеже были остановлены. В 1712 году «Гото Предестинацию» вместе с другими кораблями Азовского флота продали туркам. До 1718 года линкор охранял в составе эгейской эскадры турецкие берега от пиратов. В 1718 году он пришёл в негодность, и его продали на слом.

Последнее пребывание Петра I в Воронеже относится к 1722 году.

К концу XIX века в Воронеже сохранился дворец Петра I с цитаделью и цейхгаузом на острове. Здание цейхгауза в 1876 году было передано яхтклубу.

9

В 1942 году он был взорван фашистами. Единственным сохранившимся памятником в Воронеже, связанным с созданием первого российского флота является Адмиралтейская Успенская церковь.

В память об одном из ярких страниц в истории русского кораблестроения была установлена на пьедестале в Петровском сквере бронзовая скульптура Петра I, отлитая по модели московского скульптора Н. П. Гаврилова.

2.3 Практическая часть

Начала я свою работу со сбора исторического материала по строительству Петром I военно-морских кораблей в Воронеже с 1696г по 1711г. Прочитав исторический материал о постройке кораблей Петром I в Воронеже, я решила посетить места, связанные с теми далёкими событиями, и выяснить, что там находится сейчас.

Я посетила Адмиралтейскую площадь. Это единственное место, которое было непосредственно связано с описываемыми событиями и сохранилось до сих пор. На входе на площадь находятся три триумфальные арки. В центре площади в 1996 году к 300-летию Российского флота была воздвигнута стэлла. Справа от арок  расположен Успенский Адмиралтейский храм – один из древнейших и самый знаменитый в городе Воронеже.

В 1994–1996 годах проводились реставрационные работы храма  по проекту архитектора Т.М. Синегуба и Московского института оснований и фундаментов им. Герсиванова. В 2006 году возобновлены работы по дальнейшей гидроизоляции фундамента храма.14 сентября 1996 года храм был освящен. 21 сентября того же года в нем, в присутствии командования Военно-Морского флота   России, состоялось великое освящение военно-морского флага Российской Федерации.

10

8 мая 2002 года была освящена и установлена мемориальная доска в память о воронежских подводниках, погибших на атомных подлодках «Комсомолец» и «Курск». В храм на хранение передан морской Андреевский флаг. На острове напротив храма 12 июня 2002 года воздвигнут деревянный поклонный крест в память 330-летия со дня рождения императора Петра I. В храме продолжаются реставрационные работы под патронажем митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия. Успенский Адмиралтейский храм является памятником архитектуры. Высота храма – 13, 1 м, колокольни – 21,4 м. Земельный участок храма – 0,142 га.

На южной стене храма я увидела две доски: «Успенская церковь (Адмиралтейская). Конец XVII - начало XVIII в., колокольня и трапезная - XIX в. Памятник истории и архитектуры. Восстановлена к 300-летию Российского военно-морского флота (1996 г.) на средства государства и пожертвования граждан». Справа - вторая доска, она установлена 16 сентября 2003 года по инициативе региональной общественной организации «Колыбель русского флота»: «Здесь, под сводами Храма, 16 (3) мая 1696 года русский военный флот перед Азовским походом получил первое благословение на служение Отечеству». Речь идет о времени отплытия кораблей во главе с Петром I и богослужебной церемонии в этот день.

15 июня 2011 года на Павловском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась торжественная церемония закладки по чертежам Петра I копии корабля «Гото Предестинации». Первое плавание корабль совершил в июле 2014 г. Теперь он стоит на набережной Адмиралтейской площади. Там  разместился воронежский музей военно-морского флота. И, конечно, я не могла не посетить Петровский сквер, где расположен памятник Петру I. На пьедестале памятника прикреплена памятная доска с историей его создания.

11

Справа и слева от памятника стоят настоящие корабельные пушки. За памятником Петру I расположен фонтан. Это любимое место отдыха всех воронежцев. Все посещённые мною места пребывания Петра I я сфотографировала и оформила в приложение к работе.































12

Заключение

Изучая материалы по пребыванию Петра I в Воронеже и строительства им кораблей, я открыла для себя много нового и интересного по истории Рос-сии и города Воронеж, узнала имена людей, внёсших огромный вклад в строительство флота. Это: адмиралтеец  Ф.М.Апраксин, Ф.Скляев, Л. Верещагин, Г. Меньшиков, А. Моляров, М. Черкасов, И. Немцов, А.Алатчанинов, В. Шипилов, Ф. Плещеев, И. Татищев, С. Уваров и многие другие.

 Воронежцы всегда помнят о деятельности Петра I в Воронежском крае, о той известности, которую он принес городу в результате этой деятельности, чему подтверждением явилась городская выставка декоративно – прикладного творчества. Я увидела много работ, посвящённых строительству Пётром I кораблей в Воронеже: там были и корабли, и сам Пётр, митрополит Митрофан. . К 300-летию Российского флота были отчеканены юбилейные монеты и комплект юбилейных медалей. Комплект медалей  был вручён автору книги«Пётр Великий на Воронежской земле» В. П. Загоровскому - первому из воронежцев - в знак признания его особых заслуг перед Воронежем в изучении истории родного города. Не случайно первый памятник монументальной скульптуры в Воронеже был посвящен Петру I.

Выводы

Проведя  исследовательскую работу, я пришла к следующим выводам, что именно в Воронеже:

- положено начало русскому Военно-морскому флоту. На верфях Воронежского края за 15 лет   было построено более 200 различных судов, в том числе 75 кораблей, 114 галер и бригантин;

13

- в 1697 г. Учреждено первое Адмиралтейство;

-в1698 г. учреждена первая в России навигацкая школа, положено начало флотским экипажам;

- в 1699 г. учреждён и изготовлен во флажной мастерской Адмиралтейства первый Андреевский флаг;

-в 1700 году спущен на воду первый линейный корабль России «Гото Предестинация», построенный по русскому чертежу отечественными корабельными мастерами;

- в 1703 г.  на Воронежской верфи открылась адмиралтейская школа;

- флот, построенный в Воронеже, сдерживал агрессию турок и татар на южных границах государства

Моё исследование помогло мне расширить и пополнить знания по истории России и города Воронеж, узнать о людях, живших и совершавших великие дела в то далёкое время. Изучить историю создания архитектурных памятников города.

В ходе моего исследования я достигла всех поставленных передо мною целей. Моя исследовательская работа может быть полезна на уроках истории.









14



Литература

1.     Амелькин А.О. «История создания русского флота» ВОИПКРО, Воронеж 1997 г., 50 с.

2.     Богословский М. М. Петр I. Материалы для биографии. М.,1940-1948Правильная ссылка на статью: Алексеев Т.В. — Строительство Азовского флота в 1695-1712 гг. в отечественной историографии // Исторический журнал: научные исследования. – 2020. – № 6. – С. 84 - 106. DOI: 10.7256/2454-0609.2020.6.34033 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=34033

























15


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!