СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «Влияние занятий спортом на успеваемость учащихся»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физическая активность и спорт для детей - необходимое и важнейшее условие нормального развития ума и тела. Вопрос о формировании у подростков ценностного отношения к своему здоровью, получение необходимых знаний о здоровом образе жизни, стремление вести здоровый образ жизни является одним из самых важных для подрастающего поколения. Учитывая все вышеперечисленное, можно считать тему данной работы весьма актуальной и очень важной на сегодняшний день.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Влияние занятий спортом на успеваемость учащихся»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа с. Елизаветино

Аткарского района Саратовской области




Муниципальная дистанционная научно-практическая конференция

«Мы – за здоровый образ жизни»






ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


Тема:

«Влияние занятий спортом на успеваемость учащихся в школе»









Выполнил


учитель физической культуры

Демидов Юрий Александрович





филиал МОУ-СОШ с. Елизаветино в с. КОЧЕТОВКА

2023 г.



СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………...стр. 3


Глава 1. Влияние спорта на развитие человека…………………… стр. 4


Выводы по 1 главе…………………………………………………... стр. 8


Глава 2. Практическая работа ……………………………………… стр. 8


Заключение. Выводы…………………………………………………. стр. 10


Список литературы…………………………………………………… стр. 10


Приложения…………………………………………………………… стр. 11



























Введение

Современные дети растут и развиваются в эпоху искусственного интеллекта, где компьютеры, ноутбуки, притягивают их внимание, удерживая перед монитором. Вследствие этого, большая часть свободного времени, которое должно было бы быть потрачено на прогулки, занятия физической культурой и спортом, просиживается детьми в душных, мало проветриваемых помещениях, мешая нормальному физическому развитию и нанося вред здоровью - формируя неправильную осанку.

Физическая активность и спорт для детей - необходимое и важнейшее условие нормального развития ума и тела. Вопрос о формировании у подростков ценностного отношения к своему здоровью, получение необходимых знаний о здоровом образе жизни, стремление вести здоровый образ жизни является одним из самых важных для подрастающего поколения. Учитывая все вышеперечисленное, можно считать тему данной работы весьма актуальной и очень важной на сегодняшний день.

Актуальность темы. Актуальность выбранной темы состоит в том, что для успешной учебной деятельности учащимся необходимо заниматься физической культурой и спортом, так как они формируют качества, необходимые для успешной учебы.

Объект исследования – спортивная занятость и успеваемость учащихся филиала МОУ-СОШ с. Елизаветино в с. КОЧЕТОВКА.

Предмет исследования – влияние занятий спортом на учебную деятельность учащихся.

Цель моей работы состоит в том, чтобы выяснить, какое влияние оказывают занятия физической культурой и спортом на успеваемость в школе для учащихся.

Гипотеза: предполагаем, что физически крепкие и занимающиеся спортом дети имеют в школе хорошую успеваемость.


Задачи:

- изучить литературу по теме исследования и определить значение физического воспитания учащихся;

- рассмотреть, как могут влиять различные виды спорта на интеллектуальное развитие человека;

- составить анкету и провести анкетирование учащихся филиала МОУ-СОШ с. Елизаветино в с. КОЧЕТОВКА;

- опросить родителей, чьи дети занимаются спортом;

-узнать у классного руководителя средний балл успеваемости всех учащихся;

- установить зависимость школьной успеваемости учеников от занятости их во внешкольных спортивных кружках и секциях;

-провести наблюдение на уроках и на переменах за учащимися, занимающимися и не занимающимися спортом;

- пропагандировать спорт и здоровый образ жизни среди одноклассников.

Сроки исследования:

Октябрь-ноябрь - изучение литературы, фильмов по выбранной теме,

декабрь-январь - проведение анкетирование, анализ полученных данных.

Методы исследования:

-анализ, обобщение научной литературы по теме исследования;

-анкетирование;

- опрос;

- наблюдение;

- статистическая обработка полученных результатов.

Практическая значимость работы: выводы, к которым я пришел при изучении ответов анкеты и при проведении эксперимента, могут быть использованы как в одном классе, так и в других классах на любых уроках. Также работа может быть использована для привлечения учащихся к занятиям спортом.


ГЛАВА 1. Влияние спорта на развитие человека.

Еще в начале прошлого столетия В.А. Сухомлинский заметил, что "отставание в учебе лишь результат плохого здоровья". Развивая эту мысль, можно сделать заключение, что хорошее здоровье – залог успешного обучения.

Многие авторы отмечают, что регулярные занятия спортом пробуждают и активизируют природные способности ребенка. Дают возможность снять усталость после напряженных школьных занятий, разрядиться психологически и получить дополнительную энергию на будущее.

Чтобы провести наше исследование и определить, как занятия спортом влияют на успеваемость учащихся, надо сначала изучить, что такое спорт, что такое учебная деятельность.

Сначала определим, что такое учебная деятельность. Словари дают разные определения. Я пришел к выводу, что учебная деятельность – это приобретение новых знаний и умений, это совместная деятельность учителя и ученика. Учебная деятельность нужна для того, чтобы учиться и развиваться. Во время учебы мы учимся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, используя полученные от учителя знания, искать информацию и делать выводы. Я считаю, что надо хорошо учиться потому что:

- учеба дает знания, а с тем, кто много знает интересно общаться;

- знания делают человека грамотным;

- знания делают человека культурным;

- знания дают больше возможностей в выборе профессии;

- знания расширяют возможности, а значит можно достигнуть любой цели.

Теперь выясним, что такое успеваемость в школе и от чего она зависит. В словаре я нашел такое определение: успеваемость – это степень успешности освоения знаний учащимися.

Я считаю, что успеваемость в школе зависит от таких качеств как:

хорошее поведение, внимательность, дисциплинированность, ответственность к выполнению заданий учителя, стремление к знаниям.

Теперь выясним, что такое спорт. Спорт – это часть физической культуры, которая позволяет человеку расширять свои возможности. Есть еще такое определение: спорт – это соревновательная деятельность и подготовка к ней. Человек, который занимается спортом, живет по определенным правилам, он стремится к победе, совершенствует свои физические и психические качества. Зачем человеку нужен спорт? Спорт позволяет укрепить здоровье, сделать человека более выносливым, сосредоточиться на достижении цели, добиться высоких результатов на соревнованиях.

Постоянные тренировки помогают и лучше учиться:

- спорт помогает организму насытиться кислородом, который улучшает работу мозга;

- дисциплина на уроках - это дисциплина в школе;

- спорт развивает силу воли, а это значит, что и в школе спортсмен лениться не будет;

- спорт учит добиваться цели, а это качество необходимо для получения знаний и хорошей учебы;

- занятия спортом тоже дают много знаний – как владеть своим телом, как быть здоровым, учат планировать время и многому другому.

Изучив определения «учебной деятельности», «успеваемости» и «спорта», я пришел к выводу, что занятия спортом воспитывают качества, которые нужны для хорошей учебы. Такими качествами являются дисциплинированность, ответственность, сила воли, целеустремленность, организованность.


Гимнастика даёт большое физическое развитие, высокую координацию движений, что ускоряет умственное развитие человека (фото 1).



Плавание: систематическое пребывание в воде оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему, повышая эмоциональную устойчивость и умственную работоспособность человека (фото 2).



Футбол воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, ответственности, уважение к партнерам и соперникам. Развивает двигательную память, внимание (фото 3).



Легкая атлетика укрепляет здоровье: иммунную и нервную систему, улучшает работу сердца, легких, вестибулярного аппарата. Развивает ловкость и силу, улучшает координацию и скорость реакции. Улучшает осанку (фото 4).


Катание на лыжах способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, помогает выработать такие физические качества, как быстрота, ловкость, выносливость, укрепляет дыхательную, сердечно-сосудистую и мышечную систему (фото 5).



Игра в волейбол требует от участников хорошей координации движений, ловкости, гибкости, силы, проявления смелости и сообразительности.

(фото 6).



Выводы по 1 главе:

- существует множество видов спорта;

- систематические занятия спортом укрепляют здоровье и пробуждают и активизируют природные способности ребенка.

- спорт – лучший отдых после учебы!


ГЛАВА 2. Практическая работа.

Для исследования были выбраны учащиеся 5-9 классов.

Нами была разработана анкета.

Анкета.

1.Любишь ли ты заниматься спортом? (Да, нет)

2.Каким видом спорта ты занимаешься? (перечисли)

3. Сколько раз в неделю у тебя тренировки?

4.Какие кружки посещаешь? (перечисли).

5.Соблюдаешь ли ты режим дня? (Да, нет)

6. Тебе нравится учиться в школе?


В январе было проведено анкетирование. В анкете приняли участие 16 человек, в результате – 32% опрошенных занимается спортом.

А 68% не занимаются спортом.


Мальчики занимаются футболом, баскетболом, самбо.

Девочки занимаются гимнастикой. Количество тренировок у опрошенных 2-3 раз в неделю, но при этом они, помимо занятий спортом, успевают посещать дополнительные кружки (английский язык, рисование, и т.д.)

Среди детей, которые не занимаются спортом всего лишь (36,4%) посещают дополнительные кружки.

Т.е. можно сделать вывод, что занятия спортом дисциплинируют и организуют ребенка.

У классных руководителей 5-9 класса мы получили данные о средней успеваемости учащихся класса. Сделали анализ полученных данных. Результат анализа представлен в таблице 1.


Таблица 1. Успеваемость у учеников 5-9 классов.

Категория учащихся

Средний бал

Мальчики

Девочки

Всего

Занимаются спортом


4,67

4,85

4,78

Не занимающиеся спортом

4,29

4,64

4,55


Мы проанализировали средний бал успеваемости у спортсменов и у учеников, которые не занимаются спортом и можно сделать вывод, что средний бал у спортсменов выше и составляет - 4,78, чем у детей, которые не занимаются спортом – 4,55.

Особенно большая разница в оценках выявлена среди мальчиков, так у мальчиков-спортсменов средний бал 4,67, тогда как у остальных мальчиков, только лишь 4,29 (рис. 2).


Вместе с тем, мы провели опрос родителей, на тему обучения в школе детей – спортсменов, было опрошено 12 родителей и получены следующие результаты, на вопрос: как учатся дети занимающиеся спортом по мнению родителей, были получены ответы: на 5 - 8,6%, на 4-5- 72,3%, на 3-4 - 19,1%.

Т.е. большинство родителей считают, что занятия спортом положительно влияют на школьную успеваемость.

Вывод: занятия спортом положительно влияют на здоровье детей и успеваемость в школе.

Мы провели наблюдение на уроках и на переменах за нашими одноклассниками.


Результаты наблюдения:

  1. Ребята - занимающиеся на уроках гораздо активнее своих одноклассников, не занимающихся спортом. Они всегда готовы к уроку, они хотят к доске, они любознательные, не стеснительные,

внимательные и дисциплинированные.

  1. Наблюдение на переменах показало, что ребята – спортсмены на переменах более подвижны, они не сидят за партами и не играют в телефоны. Они активные и интересные собеседники. У них много друзей.

Кроме этого ребята – спортсмены принимают активное участие во всех мероприятиях класса и школы.


Выводы по 2 главе:

Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что физически крепкие и занимающиеся спортом дети имеют в школе хорошую успеваемость. Кроме этого учащиеся – спортсмены имеют много друзей. Они активны в любой деятельности.

Спорт – важный помощник в учёбе!


Список используемой литературы и источников

1. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы знаний: учебное пособие. 2-е издание. -М., Советский спорт, 2005.

2. Энциклопедический словарь юного спортсмена./ И.Ю. Сосновский, А.М.Чайковский/ -М., Педагогика, 1980.-480с.

3. http://referatwork.ru/refs/source/ref-41436.html#

4. http://stanovskaya.ru/index.php?catid=2:2010-01-02-19-25-05&id=295:2012-04-24-11-33-57&Itemid=3&option=com_content&view=

5. http://www.vigivanie.com/sport/1193-fiz.html

Приложение

АНКЕТА

Обведи нужный вариант ответа

  1. Занимаешься ли ты спортом?


«ДА»

«НЕТ»

Каким спортом ты занимаешься?

________________________________________

Если бы ты хотел заниматься спортом, то каким? ________________________________

Почему ты занимаешься спортом?

А) так хотят родители

Б) хочу быть здоровым

В) хочу быть чемпионом

Г) очень нравится

Д) свой ответ_____________________________

Почему ты хотел бы заниматься именно этим видом спорта?

________________________________

Сколько лет ты занимаешься?

А) 1-2 года Б) 3-5 лет В) больше 5 лет


Сколько дней в неделю у тебя тренировки?

А) 1-3 Б) 3-5 В) 5-7


Сколько часов длиться тренировка?

А) 1-2 Б) 2-3 В) более 3 часов



2. Всегда ли ты выполняешь домашнее задание?

А) да Б) нет

3. Сколько времени ты тратишь на выполнение домашнего задания?

А) 1-2 часа Б) 2-3 часа В) больше 3 часов

4. Если ты не всегда выполняешь домашнее задание, то почему?

А) лень Б) не понимаю Г) не хватает времени

5. Какие предметы у тебя вызывают трудности? (можно отметить несколько вариантов)

А) русский язык Б) математика В) окружающий мир Г) литературное чтение Д) английский язык

6. Если у тебя есть трудности в учебе, то, как ты думаешь почему?

А) не хватает времени Б) лень В) не нравится предмет

Г) запиши свой ответ________________________________________

7. На какие отметки ты закончил 2 класс?

А) у меня все 5 Б) на 4 и 5 В) на 3, 4 и 5 Г) на 3 и 4

8. На какие отметки ты закончил 1 четверть 3 класса?

А) у меня все 5 Б) на 4 и 5 В) на 3, 4 и 5 Г) на 3 и 4



13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!