СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа в номинации «Воинская геральдика - история и современность» «Капсула смерти, «бессмертник», посмертный медальон, собачий жетон, ЛОЗ (личный опознавательный знак) (из истории армейского медальона)»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работы  на конкретном примере – истории солдатского медальона Мельникова Емельяна Андреевича (прадеда ученика 5 класса Касьянова Александра) позволяет расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне, знакомит их с военной геральдикой, показывает какое значение он имел в судьбе  Мельникова Емельяна Андреевича

 Добавить авторскую разработку

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа в номинации «Воинская геральдика - история и современность» «Капсула смерти, «бессмертник», посмертный медальон, собачий жетон, ЛОЗ (личный опознавательный знак) (из истории армейского медальона)»»

Оглавление



Введение…………………………………………………….. ……стр.3

1.Капсула смерти, «бессмертник», посмертный медальон, собачий жетон, ЛОЗ (личный опознавательный знак) (из истории армейского медальона) ……. ………………………………………………………………стр.5


1.1 Из истории солдатского медальона …………………………стр.5

1.2 Поисковое движение в России ………………………………стр.8

1.3 Рядовой Мельников Е.А. – «Шагнувший в бессмертие» …стр.9

Выводы ……………………………………………………………стр.10

Заключение ………………………………………………………..стр.11

Список использованной литературы ……………………………стр.12

Приложения



Введение

Гимн смоленских поисковиков

Ступая осторожно сапогом тяжелым,

Неся под спецодеждой сердца крик,

И в дождь, и в зной, в любую непогоду

Идет в леса браток-поисковик.


Ну что ж, браток, такая наша доля,

Крест этот выбрали с тобой,

Так будем павших памяти достойны

И нитью братства связаны одной.


Уже давным-давно сроднились с лесом,

С ячейкой, блиндажом и тем бойцом,

Который в том далеком 43-м

Упал на бруствер к Западу лицом.


Он отдал жизнь, чтоб счастливы мы были,

Чтоб каждый человек спокойно жил,

А в наше время про него забыли,

За что он, братцы, голову сложил.


Поэтому они берут щупы, лопаты,

И прорывая равнодушия заслон,

Уходят в лес хорошие ребята,

Чтоб отыскать солдатский медальон.


В наш адрес многие шептали: мародеры,

Другие просто причисляли нас к святым,

Но, братцы, для чего все эти споры,

Мы просто память ревностно храним.


Ступая осторожно сапогом тяжелым,

Неся под спецодеждой сердца крик,

И в дождь, и в зной, в любую непогоду

Пойдем в леса, браток-поисковик!


Сергей Голубков



Почти 75 лет прошло со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Мы помним и чтим ветеранов и тех, кто отдал свои жизни за наше счастливое настоящее. Мы носим портреты своих дедов и прадедов в шествии Бессмертного полка, но, к сожалению, не так много знаем об этой войне. Тема Великой Отечественной войны изучается только на нескольких уроках в 11 классе, некоторую информацию ученики получают на тематических классных часах, экскурсиях, внеклассных мероприятиях.

Актуальность данной работы заключается в том, чтобы на конкретном примере – истории солдатского медальона Мельникова Емельяна Андреевича (прадеда ученика 5 класса Касьянова Александра) расширить знания учащихся о войне, познакомить их с военной геральдикой.

Цель: изучить историю солдатского медальона и показать какое значение он имел в судьбе Мельникова Емельяна Андреевича

Задачи исследования:

собрать и проанализировать материалы: документы об истории медальона;

изучить материалы и документы, газетные статьи, солдатский медальон Мельникова Е.А.;

представить результаты работы в виде презентации

Объект исследования: история военной геральдика

Предмет исследования: история солдатского медальона

Методики исследования: сбор и анализ литературных источников, материалов интернет ресурсов, периодической печати, документов Мельникова Е.А.

По данной теме литературных источников не так много. В своей работе мы использовали книгу «Личные (увольнительные) знаки Русской Армии и Флота С.Б. Федосеева, статью «Ушедший в бессмертие» газеты «Фатежские будни» №37 от 9.09.2015 г., но в основном обращались к материалам сайтов: , «Защищать Россию», «Все о Второй мировой», «Армия и флот».



Основная часть

В 2015 году поисковый отряд «Застава» обнаружил солдатский медальон, по которому был опознан Мельников Емельян Андреевич, прадед ученика 5 класса Касьянова Александра. Саша принес медальон и посмертную записку в школу, рассказав историю своего прадеда, которая нас очень заинтересовала, мы решили провести исследовательскую работу о личном опознавательном знаке солдата (ЛОЗе),

I.1 Из истории солдатского медальона

Из материалов сайтов мы узнали, что первые жетоны появились еще у древних спартанцев. Они писали свои имена на небольших дощечках (скиталах), которые привязывались к левой руке перед битвой. По этой дощечке родные могли узнать и похоронить его, если он погибал.

Римские легионеры на теле в определенном месте самостоятельно делали татуировки с личной информацией.

У немецких солдат история появления личных опознавательных знаков начинается с легенды. В середине 60-х годов XIX века некий берлинский сапожник, сыновья которого служили в прусской армии и отправились на войну, изготовил для них жестяные бирки- с их помощью кто-нибудь должен был опознать сыновей в случае несчастья на войне и оповестить отца в Берлине. Сапожник был так горд своим изобретением, что посмел обратиться в военное министерство Пруссии с предложением ввести подобные знаки во всей Прусской армии, ссылаясь на успешный опыт применения в Пруссии специальных собачьих бирок для их учета и взимания налогов с владельца.

Король Пруссии Вильгельм 1, обожавший своих солдат, был просто взбешен предложением надеть на них собачьи бирки. Только спустя некоторое время личные знаки солдат были введены в отдельных частях прусской армии.

В Древней Руси воин, отправляющийся в поход, носил на теле две иконы: с изображением покровителя княжества и с ликом святого, покровительствующего его имени. Когда воин погибал, при отпевании зачитывались оба имени.

Русские солдатские жетоны появились во времена Русско-турецкой войны 1877-1878 года, когда личный состав армии получил индивидуальные пластины из метала со шнурком для ношения на шее. На жетоне были выбиты номера полка, роты и личный номер военного.

Для учета военных потерь в русской императорской армии на завершающем этапе первой мировой войны использовались ладанки. В прямоугольной коробке из луженой жести находилась записка с указанием полного имени, адреса, воинского звания и прочими сведениями, которые пригодились бы в случае ранения. Обязательным было указанием имен и адресов ближайших родных, адрес их проживания

В 1925 году командование РККА постановило ввести смертные медальоны, которые поначалу изготавливались по старым образцам. Выдавали такие "смертники" новобранцам сразу по прибытии в часть вместе с красноармейской книжкой, установленной для рядового состава РККА.

В марте 1941 года металлический контейнер-ладанка был заменен на восьмигранный пластмассовый цилиндр с бумажным вкладышем в двух экземплярах, в котором был указан адрес, группа крови, ФИО владельца, а также имя и фамилия его ближайшего родственника.

Одну записку передавали в случае ранения или гибели в канцелярию полка, другую отправляли в тыл семье погибшего после его захоронения. Записки должны были изготавливаться из непромокаемого пергамента, но поскольку этого материала не всегда было в достатке, то его заменяли простой бумагой.

Именно бумажный вкладыш нес не только сухую архивную информацию, но давал возможность оставить записку для близких или обращение к тем, кто найдёт её

Мы узнали, что для бойцов РККА:были введены различные типы медальонов: складной металлический прямоугольный с ушком «ладанка» обр. 1925 г. (оцинкованная жесть), стальной круглый пенал первых выпусков (стальная капсула раскрывающаяся на две половины),эбонитовый пенал с шестью гранями без ушка на крышке «для моряков»,эбонитовый пенал с шестью гранями с ушком «стандартный»(самый массовый),эбонитовый пенал круглый «блокадный».

В качестве самодельных смертных медальонов бойцы советской армии использовали гильзы от патрона к винтовке Мосина. Из пули высыпался порох, внутрь гильзы помещалась записка со всеми личными данными, а затем отверстие затыкалось перевернутой пулей. Ходили в употреблении также пеналы из лакированного дерева, которые изготавливались самими бойцами.

Также солдаты РККА нередко подписывали своими именами различные элементы амуниции и снаряжения, благодаря чему многие тела опознаются поисковиками до сих пор. Так личные имена обнаруживаются на котелках, кружках, ремнях, а чаще всего на алюминиевых ложках, которые прятали за голенищем сапога или за поясом

Солдаты нередко считали ношение смертного медальона дурной приметой и либо сами выбрасывали его, либо использовали не по назначению: приспосабливали пенал для хранения иголок и других мелких бытовых предметов, переделывали в мундштук и т.п.

В ноябре 1942 года солдатский медальон упразднили. Для идентификации бойцов предполагалось использовать красноармейскую книжку.

1.2 Поисковое движение в России

В апреле 2013 года было создано общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России», которое является крупнейшей организацией, занимающейся полевой и архивной поисковой работой

Движение объединяет более 42 тысяч поисковиков всех возрастов в составе 1428 поисковых отрядов. За 6 лет его участники установили имена и судьбы более четырех тысяч защитников Отечества, которые геройски погибли, защищая Родину.



I.3 Рядовой Мельников Е.А. – «Шагнувший в бессмертие»

Московский поисковый отряд «Застава» в 2015 году поднял шестерых солдат из Курской области, погибших под Ельней, где в начале войны шли ожесточенные бои на Смоленском направлении. По солдатскому медальону поисковики установили имя – Мельников Емельян Андреевич, который посмертно был награжден медалью «Шагнувший в бессмертие».

На перезахоронении внук Е.Мельникова, С.А. Касьянов, руководитель сельского патриотического клуба отметил : «Благодаря неравнодушным людям, патриотам спустя десятилетия родные возвращаются домой. Это как призыв из прошлого, чтобы мы задумались о сегодняшнем дне, не допустили войны, стали добрее, терпимее друг к другу, знали свою историю и были патриотами не только на словах, но и на деле. Для меня дедушка – герой. Он простой русский рядовой, который стал победителем».

Солдатский медальон, эта маленькая капсула,- это связь дня ушедшего и дня сегодняшнего, это частичка нашего героического прошлого, знать которое очень важно, особенно сейчас, когда вокруг России разворачиваются всякого рода движения о переписывании истории Великой Отечественной войны. Как говорил великий русский полководец Александр Васильевич Суворов « Война заканчивается в тот день, когда предан земле последний воевавший в ней солдат»







Выводы

В результате проведенного исследования удалось:

собрать и проанализировать материалы: документы, об истории медальона;

изучить материалы и документы, газетные статьи, солдатский медальон Мельникова Е.А.;

представить результаты работы в виде презентации


Заключение

Эту исследовательскую работу мы выполняли не только с большим интересом, узнав много нового из истории войны, солдатского медальона, , прикасаясь к героическому прошлому нашей страны, но и с большой ответственностью, потому что мы изучали не просто теоретический материал, а как будто стали «очевидцами» боевых сражений осени 1941 года.

Солдатский медальон Мельникова Е.А. с посмертной запиской, найденный поисковиками, позволил нам сделать вывод о том, какое значение имел жетон в жизни солдата, ведь именно благодаря этому личному знаку в настоящее время находят, опознают и возвращают погибших солдат на родную землю для увековечивания их памяти.

Для учащихся нашей школы мы выполнили презентацию, в которой отразили результаты исследования.

Вы говорите мне: «Зачем искать?»
Давно исчезли те, кто здесь убиты,
Ушли и те, что их могли бы ждать,

И все они давным-давно забыты.


Не знаю я, смогу ль вам доказать,
Но думаю, что вы не правы.
Пусть некому уже солдата ждать,
Но он солдат и сын своей державы.

Список использованной литературы:

1. http://poiskovikirf.ru/

2.https://defendingrussia.ru/a/istorija_soldatskogo_medalona-5378/

3. http://wwii.space/

4. https://russian7.ru/

5 https://armflot.ru/traditsii/1356-smertnye-medalony-rkka-kak-ustanavlivali-imena-pogibshikh-bojtsov-v-khode-velikoj-otechestvennoj-vojny

6. http://gtrkkursk.ru/lenta-novostei/20150825145220_l.html

7. https://ru.wikipedia.org/

8.  С.Б. Федосеев Личные (увольнительные) знаки Русской Армии и Флота – Санкт-Петерьург, «ОМ-Пресс», 2008 , 100 стр.

9.Ольга Костикова Ушедший в бессмертие // Фатежские будни, №37, 2015. – стр. 3










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!