СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа: "Удмуртский Шиндлер"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема роли личности в истории всегда была актуальна. Тема Великой отечественной войны – свята. В данной работе хотелось бы показать, какой вклад внесли отдельные люди в историю страны, когда ковали единую для всех победу.              Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа документальных источников, поисковых материалов, составить целостное описание подвига Самуила Певзнера, спасшего от нацистов несколько сотен детей.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: "Удмуртский Шиндлер"»











Исследовательская работа

«Удмуртский Шиндлер»

Номинация: К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.







Выполнили работу:
Тельнова Виктория, Кузьминых Елена
ученицы 5 «Г» класса
МБОУ СОШ №1
г. Сарапула
Руководитель: Мянд Дарья Сергеевна,
учитель истории, обществознания











Сарапул, 2020 г.

Введение

После каждого человека остается след – его дети, внуки, память о нем, о его делах. Человек – сам творец своей судьбы. О ком-то быстро забывают. Но есть люди, чей жизненный путь является предметом гордости.
История личности неотделима от истории Отечества. Людские судьбы, как ручейки, сливаются в одну большую реку – это и есть исторический путь нашей Родины.
Тема роли личности в истории всегда была актуальна. Тема Великой отечественной войны – свята. В данной работе хотелось бы показать, какой вклад внесли отдельные люди в историю страны, когда ковали единую для всех победу.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа документальных источников, поисковых материалов, составить целостное описание подвига Самуила Певзнера, спасшего от нацистов несколько сотен детей. Исходя из цели, перед исследованием поставлены задачи:
- отыскать сведения о Самуиле Певзнере;
- проанализировать литературу и документальные источники по данному вопросу;
- собрать материалы архивов;
- на основе изучения источников составить рассказ о жизни и подвиге Самуила Певзнера.
Гипотеза: предположим, знание о людях, прославивших Родину может качественно повысить уровень патриотизма, положительно повлиять на формирование личности.
Объектом исследования определена биография Самуила Певзнера.
Предметом исследования – подвиг человека, спасшего детей.
При написании работы использовалась опора на широкий круг архивных и литературных источников: изучены интернет-ресурсы. Весь собранный материал систематизирован в данной работе.
Методы работы – изучение и анализ источников.












































  1. Самуил Маркович Певзнер – спаситель детей Белостока

22 июня 1941 года директор пионерского лагеря сумел увезти своих воспитанников из-под немецких обстрелов и довез их до Каракулино.
Сегодня о Самуиле Певзнере пишут и говорят очень мало, однако, зарубежная пресса окрестила его «удмуртским Шиндлером».
Самуил Певзнер родился в Могилеве в 1910 году в семье лесопромышленника. В 1926 году семья перебралась в Ленинград, где молодой Певзнер был комсоргом ЦК ВЛКСМ по культуре и преподавал историю партии в хореографическом училище, которое в те годы возглавляла великая Агриппина Ваганова, легендарная артистка балета, балетмейстер и педагог, имя которой носит известная Академия Русского балета в городе Санкт-Петербурге. Война застала Самуила Марковича в Друскениках, в детском лагере, куда его направили работать.
22 июня 1941 года, когда стало ясно, что Германия напала на Советский Союз, Самуил Маркович сумел очень быстро сориентироваться и сделать все для спасения воспитанников. В пятом часу утра Самуила Марковича разбудил необычный шум. Он вышел на улицу и, не веря своим глазам, смотрел на небо. Сотни тяжелых самолетов со свастикой летели на восток. Этих страшных чудовищ было так много, что временами небо, казалось, темнело. Все сомнения рассеялись, когда включив приемник, услышали душераздирающую речь Гитлера…
29-летний педагог из Ленинграда Самуил Маркович Певзнер, принял решение о немедленной эвакуации детей. Он вместе с другими педагогами и работниками лагеря доставил детей на ближайшую железнодорожную станцию и с боем посадил их в переполненные вагоны последнего уходящего на восток эшелона.1
Детям объявили, что все они идут в военизированный поход, и велели взять с собой одеяла, личные вещи и сухпайки.
В воспоминаниях выпускницы Каракулинского интерната Т.М. Изакович читаем: «22 ию-ня 1941 г. мы, школьники из Западной Белоруссии, отдыхали в пионерском лагере на берегу живописной реки Неман. В нашем лагере началась очередная смена. Мы успели сдружиться и готовились к традиционному прощальному костру и к встрече с родными и близкими. Ничего не предвещало тех тяжелых дней, которые выпали и на нашу судьбу. Тогда мы не в состоянии были понять, какая страшная война пришла из-за границы, рядом с которой находился наш лагерь и многие другие пионерские лагеря для детей из Бело-руссии, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши. Мы просто встревожились и плакали из-за отсрочки встречи с родителями, из-за того, что от лагеря до станции надо было идти не налегке, а таща наволочки, в которые нам положили одежду и продукты на дорогу (по буханке или две хлеба, по большому куску сала, конфеты и печенье). Кажется, вкуснее того, выпеченного из довоенной муки хлеба – не было ничего».2
«…И повел нас строем Самуил Маркович Певзнер. Дошли мы только до вокзала, и никто уже не сомневался, что началась война…К дверям переполненных вагонов подойти не было никакой возможности. Нас, пацанов, затаскивали в окна вагонов старшие пионервожатые, которые каким-то образом попали в вагоны …».3
Самуил Маркович позднее вспоминал: «Мы усаживали детей в уже переполненные вагоны, используя не только двери но и окна. С огромным трудом были размещены дети Белостокского, Литовского пионерских лагерей и детского дошкольного санатория. В эшелон погрузилось около тысячи человек, многие забрались на крыши вагонов, а большинство осталось на вокзале, не попав в эшелон. Лишь четыреста детей смогли эвакуировать, усаживая их в последний пустой вагон».4
«Крики и плач оглашали вокзал и привокзальную площадь. Что случилось бы с этими детьми, если бы не вмешательство Самуила Марковича? Страшно представить…
На протяжении шести тяжелых дней состав преследовали фашистские самолеты . Спасая детей при налетах вражеской авиации, оставляли вещи в вагонах, разбегались по команде в поле, лес. Затем вновь собирались, и состав двигался дальше, вглубь страны. Машинист боялся вести состав вглубь советской территории, но Певзнер, угрожая незаряженным револьвером, заставил его продвигаться все дальше и дальше на восток.
Вечером 22 июня эшелон с детьми двинулся в сторону города Гродно, однако мост через реку Неман был взорван немцами, и кое-кто из взрослых пассажиров поезда потребовал вернуться назад и сдаться на милость нацистов.
Эта дорога для всех стала тяжелым испытанием: «Первые дни пути мы забывали о еде, но потом съели все сало, печенье и конфеты. С питанием возникли проблемы, но люди не оставляли нас в беде. На больших остановках, начиная от Смоленска, который в те дни еще не обстреляли, нам приносили в вагоны молоко, хлеб, булки».5














  1. Уникальность подвига Самуила Певзнера



Уникальность подвига Самуила Певзнера заключается в том, что это был единственный эшелон в истории Великой Отечественной войны, который вышел 22 июня 1941 года от западной границы СССР и дошел до глубокого тыла без единой потери.
- На восток они продвигались с огромным трудом, - рассказывает Марк Певзнер. – Отец вспоминал, что немецкие бомбардировщики временами проносились так низко над землей, что можно было разглядеть лица нацистов, им прекрасно было видно, что в поезде едут дети, и эти нелюди со звериным азартом устраивали охоту за ними. «Иногда нас преследовало десять или двадцать самолетов, они пикировали так низко, что мы видели лица фашистских летчиков. Значит, и они видели нас, кого везет этот поезд»6, – пишет Т. Изакович.

Можно представить, какие переживания могли испытать дети, очутившись лицом к лицу с врагом. Только на десятые сутки пути на станции Канаш дети впервые смогли организованно умыться. Одиннадцать дней пути были тревожными, они изменили детей. Малыши разучились смеяться, стали по-взрослому серьезными
Первоначально детей предполагалось разместить в Смоленске, затем в Пензе, но война быстро вносила изменения в планы руководителей эвакуации. Учитывая стремительное продвижение немецких войск, эвакуированных направили на Урал. Четыреста ребятишек дошкольного и школьного возраста оказались в Удмуртии. Детей разместили на окраине города Сарапула, в доме отдыха «Учитель». Здесь общими усилиями местных властей, комсомольского актива и рядовых сарапульчан смогли организовать Сарапульский школьный детский дом №5, просуществовавший недолго. С наступлением холодов, прежде всего по причине несоответствия помещений санитарно-гигиеническим требованиям, а также из-за развертывания госпиталя для поступавших с фронта раненых, дети были перевезены в районы республики. Их разместили в двух селах – Шаркан и Каракулино.
«23 октября 1941 года мы сели на последний пароход и прибыли в Каракулино. Дождь, снег, слякоть, 3 км. пешком в тапочках, полуботиночках до здания начальной школы, на территории которой сейчас располагаются благоустроенные здания Каракулинской школы-интерната».7 И воспоминаний Петра Врубеля.
Уже 20 июля, по постановлению Совета Народных Комиссаров УАССР, здесь для них организовали детский дом. Но помещения дома отдыха не были приспособлены к жизни зимой, и в октябре часть литовских детей разместили в селе Дебесы, а белостокских ребятишек отправили в Каракулино на пароходе «Амур». Самуил Певзнер поехал с ними.





























  1. Вместо ужасов Холокоста – мирное небо над Камой



Самуила Марковича назначили директором детского дома, он набрал воспитателей, организовал быт детей и возможность учиться. Воспитанники Каракулинского интерната с благодарностью вспоминали своих учителей, например, Михаила Ивановича Гнедина, выпускника МГУ им. М.В. Ломоносова, и особенно – Берту Павловну Француз, эвакуированную сначала в Куйбышев из блокадного Ленинграда. Там она не смогла найти ни квартиру, ни работу, поэтому выехала в Каракулино. В интернате ей была выделена средняя и старшая группы мальчиков. За четыре года обучения они достигли таких вершин знаний, к которым обычно идут все десять лет.

В Каракулинском интернате для кружка самодеятельности были приобретены рояль и другие музыкальные инструменты. Коллектив художественной самодеятельности занимал лучшие места не только на районных смотрах, но и на республиканских – в городе Ижевске. Кроме того, ребята организовывали вечера и утренники для колхозников, а также платные концерты в районном клубе, средства от которых перечислялись в специально созданные фонды – для детей фронтовиков, на восстановление Варшавы.
К концу войны детдом обзавелся своим подсобным хозяйством: здесь были огороды, сады, 70 га пахотной земли, лошади, коровы, свиньи, овцы, гуси, куры, козы, кролики, пчелы, три трактора, четыре автомобиля, картофелекопалка, картофелесажалка, зерноуборочный комбайн, сенокосилки и многое другое.
Самуил Маркович был талантливым педагогом. Так, например, самое «страшное наказание» для его воспитанников заключалось в том, что провинившемуся приходилось находиться без дела в кабинете директора, а летом на площадке рядом с ним, волей-неволей размышляя о своем поведении.
По воспоминаниям местных жителей директор детдома Певзнер С.М. на людях вел себя всегда предельно корректно, ровно, никакого зазнайства. Вид имел весьма представительный, просто иноземный. Никто не слышал чтоб он повышал когда голос, но к его мнению везде прислушивались. Был членом бюро райкома партии. Детдом его выглядел государством в государстве, независимой хозяйственной территорией, с ухоженными дорожками и бюстом Сталина до 1956г.за оградой палисада из низкого штакетника. Территория с квартал с разными добротными постройками в тени лип, с разбитым в 1960-е яблоневым садом на пустыре рядом, с собственным деревянным клубом и кинобудкой в нем и даже своей школой, с конца 1960-х уже восьмилеткой. А еще ранее Певзнер С.М. открыл тут стадион для всех на окраине села и опять рядом с его границами.
В Каракулино дети из Друскенников жили до 1946 года. Проявляя повседневную заботу о детях, воспитатели создавали условия для возникновения настоящей дружбы между классами и отдельными воспитанниками. В послевоенное время в знак почтения и памяти у бывших воспитанников национальных детских домов появилась традиция встречаться в День Победы у себя на родине и, по возможности, через пять лет – в Удмуртии. Из 200 воспитанников Каракулинского интерната около 26 подростков остались жить в России, многие из них заняли достойное положение в обществе. Зинаида Гдальевна Зелигзон работала врачом-терапевтом в Каракулино, затем двадцать один год руководила Каракулинской центральной районной больницей и еще девятнадцать лет являлась заведующей второй поликлиникой ИНИТИ «Прогресс» в Ижевске. Татьяна Марковна Изакович стала врачом отоларингологом. Она долгие годы работала в 1-й и 2-й республиканских больницах, за-нимала руководящие посты в горздраве. Обеим было присвоено звание «Заслуженный врач Удмуртской Республики». Другой воспитанник – Ричард Бакс (здесь и далее сведения почерпнуты из периодической печати, восстановить полные инициалы не удалось) – после обучения в Московской консерватории им. П.И. Чайковского вернулся на родину, стал профессором Варшавской консерватории. Позднее был приглашен в Манчестерскую консерваторию, где получил мантию из рук самой королевы Елизаветы. Геня Липкие и Лена Едваб закончили славянское отделение филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Геня Липкие стала ученым-филологом, защитила докторскую диссертацию у себя на родине, в Польше. Десять лет работала атташе по культурным связям в посольстве Польши в Москве. Позднее заведовала одной из кафедр Калифорнийского университета. В 2000 г. ей было около 80 лет, но она не переставала работать.
Восемь выпускников Каракулинского интерната получили образование в Сарапульской фельдшерской школе. Двое из них – Хана Лин и Цива Яблоко уехали в Польшу, но никого из родственников там не нашли и эмигрировали в Израиль. Цива Яблоко устроилась на работу в кардиологический центр Тель-Авива, считалась одной из лучших медсестер
Самуил Певзнер остался на Каме, женился на девушке по имени Бася, одной из тех, кто приехал в пионерлагерь из Белостока. Сыновья Самуила Певзнера Марк и Евгений родились в Каракулино и выросли на территории детского дома, учились и играли вместе с воспитанниками. Их не выделяли: если у воспитанников детского дома не было велосипедов, то и мальчика их не покупали. Кроме того, они прекрасно усвоили все неписаные правила детдомовцев: нельзя ябедничать, нельзя предавать своих и т.д.
Мама почти не рассказывала о начале войны и их путешествия из Литвы в Каракулино, но вспоминала, что многие из спасенных детей практически не знали русского языка и пытались записывать русские слова, которые видели во время остановок поезда. И чаще всего это были два слова: «уборная» и «кипяток». Они думали, что это названия станций, и недоумевали, почему же они все одинаково называются?
В первой трети 1970-х, когда оба сына Певзнера учились в Ижевске, семья переехала в город, где Самуил Маркович, будучи персональным пенсионером федеративного значения, продолжал работать директором турбазы «Югдон». Скончался он в 1991 году, но перед этим успел еще собрать в Каракулино многих своих воспитанников за 32 года существования детского дома, который позже стал школой-интернатом.





Заключение

Вопреки временам и нравам легендарная история нашей страны полнится бессмертными именами людей, совершивших подвиг.
Подвиг – это героический поступок, когда человек преодолевает свои возможности и совершает что-то, что не под силу обычному человеку. Все дальше в

историю уходит Великая отечественная война. Но не тускнеют страницы ее летописи. Память о прошлом, ее великая сила помогает воспитывать в людях сознательную ответственность за все, что происходит на родной земле.
Воздавая должное павшим героям и здравствующим ветеранам Великой отечественной войны, наследники их боевой славы не просто приобщаются к духовным ценностям общества, а закрепляют в них нормы общечеловеческой нравственности, поднимаются до осознания той истины, что живущие всегда в долгу перед своими предшественниками.
История жизни Самуила Певзнера может стать образцом для каждого, кто хотел добиться успехов в жизни и прожить свою жизнь достойно, может научить высшим жизненным ценностям: духовному родству, доброте, трудолюбию. Жизнь – подвиг. Наша исследовательская работа помогла этим словам обрести реальный смысл. В дальнейшем мы планируем найти как можно больше материалов о воспитанниках детского дома и их родственниках, возможно, даже пообщаться с ними.
Выбранная нами тема была и будет актуальна. Подвиги люди совершали на протяжении всей истории. Подвиги многих героев становились легендами. Мы считаем, что подвиг связан с преодолением огромных трудностей, а так же с проблемой выбора. Кто-то может, к примеру, совершить подвиг, рискнуть своей жизнью ради спасения чужих жизней, а другой человек, оказавшийся перед этим выбором, струсит. Поэтому, нам кажется, мы сами решаем, совершать нам подвиг или нет. Человек, который сделал свой выбор в пользу свершения благого дела, достоин восхищения. Потому что очень мало людей задумывается о чем-то, кроме собственного благополучия.

















































Список использованной литературы



  1. Горбачева, С.В. Дети из Литвы в Удмуртию/ С.В. Горбачева// Архивы Урала.- 1996.- №1

  2. Детский эшелон из Прибалтики в Удмуртию // Лица победы: сборник очерков о Великой Отечественной войне / ред. совет Э.В. Касимов, Т.А. Снегирева. Ижевск, 2005. С. 39.

  3. Ложкина, И.А. Польские и литовские дети в детских домах Удмуртии в годы ВОВ/И.А. Ложкина//Вестник удмуртского университета.-2009.-вып.2.- 156-162 с.

Материалы музея Каракулинской школы-интернат

  1. Материалы о встречах, интервью и переписка: с Певзнером М.С., Ивановым Э.П., Ивановой К.В., Зелигзон З.Г., Знлигзон Р.Х., Ванюшевым В.М., Изакович Т., Врубелем П.И., директором детского дома в Каракулино, Третьяковой Н.Л.

  2. Материалы предоставленные из фотофонда музея Каракулинской школы-интернат.

  3. Материалы рукописной книги Петра Исаковича Врубеля



Интернет ресурсы

Интернет сайт http://www.zchor.org/bialystok/children.php.



















Приложение



Когда началась война Самуилу Певзнеру было 29 лет.

Пионерский лагерь в Друскениках.



Спасенные дети.

Каракулинский детский дом, ставший приютом для спасенных Самуилом Певзнером детей.













В годы войны воспитанники Самуила Певзнера не голодали.

Каракулино. Дети из Белостока пишут диктант.





Турнир по шахматам среди воспитанников Каракулинского детского дома.



Воспоминания

Зелигзон Зинаида Гдальевна

В детском доме в с. Каракулино жила и училась Зелигзон Зинаида Гдальевна. Мне помогли узнать о судьбе этого удивительного человека в Республиканском музее истории медицины и аптечного дела. Мы познакомились с ее дочерью Раисой Хоналисовной. Дочь не может без слез говорить о своей маме, о ее жизни.

«Я родилась в 1926 году в Польше, в небольшом пограничном городе (с Восточной Пруссией), что в 60 км от Кинигсберга. Детство прошло в трудных условиях зарождающего фашизма. 1939 год, начало Второй мировой войны, застал меня, ученицу первого класса гимназии в небольшом городе Гроево. Успела пережить немецкую оккупацию в сентябре 1939 года. Город был до основания разрушен, семья была вынуждена переехать».

Зелигзон Зинаида Гдальевна продолжает учебу в гимназии на польском языке. Именно тогда она познала трудности беженки, но учебу не бросила. Рассказывает она об этом со слезами. Летом 1941 года ей, ученице второго класса, дали путевку в летний санаторий, пионерский лагерь Друскеники, что расположен в Литве:

«Лето было прекрасное, река Неман, увяла сирень, но, увы, 22 июня взрывы бомб возвестили о начале Великой Отечественной войны».

Директором пионерского лагеря был Самуил Маркович Певзнер. Он сумел эвакуировать свыше 200 детей в последнем эшелоне, уходившим из города:

«12 дней, под обстрелом немецких стервятников, добирались мы до глубокого тыла. 2 июля 1941 года прибыли мы в город Сарапул и были размещены в доме отдыха «Учитель». Начались трудности. Оказавшись без родных, без теплых вещей, без знаний русского языка».

27 октября 1941 года польских ребят перевезли в село Каракулино, где был организован детский дом. Его директором стал С.М. Певзнер - «человек эрудированный, деятельный, любящий детей». Разместили их в бывшей школе:

«Сельчане, учителя школы делали для нас все, чтобы нас одеть, обуть, обучить. По буквам учили русскому языку. Я училась в 7 классе. Помощь учителей была так велика, что из 25 учеников в классе 10 были отличниками, в том числе и я».

В 1945 году они окончили 10 классов. Окончилась Великая Отечественная война. Многие стали возвращаться домой, в Польшу, но в основном это те, кто нашел родных:

«Для меня не было вопроса, я осталась в Удмуртии, ставшей мне Родиной».

Зинаида поступила в Ижевский Государственный институт на медицинский факультет. Были трудные годы учебы без родных и близких, ведь она осталась круглой сиротой. Часто ездила в Каракулино в детский дом, где директором оставался С.М. Певзнер, он всегда поддерживал своих подопечных. В 1950 году Зинаида Гдальевна стала врачом:

«Для меня не было другого выбора, я вернулась в Каракулино».

Больница была старинная, построена еще в 1912 году земской управой. Врачей было всего 6, на район в 16 тысяч человек. Малярия, туберкулез, трахома и многое другое с чем необходимо было бороться. Рабочий день врача начинался в 7 утра и заканчивался поздно вечером:

«Страстно люблю свою работу. Хочу сказать, каждый, кто решил стать врачом, должен в первую очередь спросить себя – любит ли он людей».

Трудовой стаж Зинаиды Гдальевны 42 года. Она с любовью вспоминает своих одноклассников, особенно свою подругу Розу Семеновну Рыхтину, бывшую старшую медсестру 7 детской больницы. Мы не смогли лично с ними познакомится, потому что они болеют. Правильно говорят: «Война в человеке». Прошло 60 лет, но, увы, она дает о себе знать. Мне помогли в сборе материала их дети, спасибо им.











Врубель Петр Исаакович

 

Нам посчастливилось найти воспоминания другого воспитанника Каракулинского детского дома - Врубеля Петра Исаковича, описанные в его рукописной книге. Здесь он рассказал о своей семье, начавшейся войне, жизни в Каракулино, трудностях и невзгодах:

«Я, Врубель Пейсах Ицкович, родился в 1932 году в городе Белостоке, Польша. Мой отец – Врубель Ицко-Арон по специальности был портной, мать – Врубель Малка была учительницей немецкого языка. В детском доме и в дальнейшем все меня звали по-русски Петром Исаковичем, это имя за мной закрепилось до сих пор».

Далее Петр Исакович вспоминает свой город до войны: «Белосток в моей памяти остался красивым городом…», и дом, в котором они жили: «Дом был 2-х этажный, деревянный, аккуратно обшитый и покрашенный снаружи, на высоком фундаменте. Кроме нас в нем жили еще 2 семьи в отдельных квартирах. У нас было 4 комнаты: гостиная, спальня, рабочий кабинет отца и детская, где жили мы с братом Самуилом, который был на 2 года младше меня».

«В 1939 году мне исполнилось 7 лет, и меня начали готовить к школе…и 1 сентября 1939 года меня всей семьей пошли провожать в школу в 1 класс. Только мы вышли из дома, передают по радио, что немцы напали на Польшу и началась Вторая Мировая война. Дошли мы до школы, а там объявили, что в связи с началом войны, занятия отменяются. Через неделю дети уже были в Белостоке. За эту неделю немцы часто бомбили, особенно вокзал, а так как мы жили недалеко от вокзала, после каждого взрыва у нас дребезжали стекла, а некоторые повылетали…Числа 7 или 8 сентября в городе уже были немцы, которые начали наводить свой порядок. Немецкие солдаты разговаривали с нами, с детьми, угощали шоколадками и конфетами, брали на руки и ласкали, пока не подъехали эсэсовцы. За 10 дней, что немцы были в городе, они свою «доброту» показали», - рассказывает П.И. Врубель о времени начала войны.

В 1941 году Петр Исакович находился в пионерском лагере в Друскининкае в Литве:

«Путевка у меня была с 3 июня по 1 июля 1941 года, а было мне тогда 9 лет. 22 июня был прекрасный солнечный день. Утром, еще до завтрака, мы пошли на Неман искупаться. На западе слышались раскаты наподобие грома, однако, дождя погода не предвещала. Буквально, через несколько минут, а время было около 7 утра, с запада появилась туча самолетов с крестами. Мы сразу поняли, что это немецкие. Орудийные раскаты все усиливались. За завтраком начались разговоры: «Похоже, что это война». Мы дети это уже понимали, а ведь в этот день воскресенье у нас намечался пионерский праздник. А в это время сотни самолетов со свастикой летели на восток. Нам пока ничего не говорили после обеда, как положено, тихий час, но около 2 часов дня нас подняли по тревоге, сказали взять с собой личные вещи, свернуть одеяла, строиться, и пойдем в военизированный поход. И повел нас строем Самуил Маркович Певзнер – начальник пионерских лагерей Друскенинкайте. Дошли мы только до вокзала, и никто уже не сомневался, что началась война…. К дверям переполненных вагонов подойти не было никакой возможности. Нас, пацанов, затаскивали в окна вагонов старшие, пионервожатые, которые каким-то образом попали в вагоны. К вечеру 22 июня наш состав двинулся в сторону Гродно. Мы поняли, что нас везут домой, но в Гродно мост через реку Неман оказался взорван, на той стороне были немцы и мы задним ходом поехали обратно…. Из Вильнюса наш состав отправился в Минск. Было невыносимо жарко, не хватало продуктов, воды. В наших запасах были только ветчина, масло, печенье, хлеб доставался с большим трудом и каждый кусочек был лакомством».

Путь эшелона с детьми часто подвергался бомбежкам и обстрелам. В Казани детям сообщили, что они направляются в город Сарапул. 3 июля дети прибыли в Сарапул, где их разместили в доме отдыха «Учитель»:

«Общественность Сарапула, руководители города Удмуртии по матерински заботились о детях из прифронтовой полосы. Ежедневно нам предлагали свою помощь и услуги многочисленные организации и граждане города Сарапула. Быстро решались все вопросы по созданию благоприятных условий для жизни маленьких граждан. Шло время. Как обычно проходили пионерские сборы, работали кружки, мы чувствовали себя как в пионерском лагере. Не знающие русского языка, изучали его и начали уже изъясняться по-русски».

Наступили холода и в конце октября дети оказались в селе Каракулино:

«23 октября 1941 года мы сели на последний пароход и прибыли в Каракулино. Дождь, снег, сляча, 3 км пешком в тапочках, полу ботиночках до здания начальной школы, на территории которой сейчас располагаются благоустроенные здания Каракулинской школы – интерната».

Детям были созданы благоприятные условия для жизни и учебы. Многие дети плохо владели русским языком, однако все учились на «хорошо» и «отлично». Детям не хватало бумаги, учебников, поэтому нередким явлениям были самодельные тетради из газет и оберточной бумаги:

«Школой трудового воспитания стало для нас подсобное хозяйство: лошади, коровы, свиньи, овцы, куры, гуси, козы, - и за всем этим мы ухаживали сами. Из шерсти сами вязали варежки и носки, обеспечивали себя молоком, мясом, картофелем, овощами. Для военного времени питание было хорошим».

Так они жили в Каракулино 4 трудных военных года. В 1945 году, когда кончилась война, в Белосток уехала партия детей: те, у кого остались в живых и нашлись родственники. У кого никто не нашелся, пока оставались в детдоме и продолжали учиться:

«В 1946 году по договоренности с польским руководством нас также повезли в Белосток, хотя родственников там ни у кого не осталось. Не забываемые две недели, проведенные в Москве, при возвращении на Родину: всевозможные экскурсии, посещение музеев и исторических мест, знакомство со столицей нашей родины – все это до конца жизни останется в памяти. Но дальше Москвы мне ехать не пришлось, судьба распорядилась иначе. Меня потянуло обратно в Каракулино. Самуил Маркович Певзнер (он сопровождал детей в Польшу) мой поступок одобрил, снабдил меня документами и деньгами, посадил меня на поезд и отправил обратно. Так я снова оказался в Каракулино. Лето работал в детдоме, а было мне уже 14 лет, и к тому времени я окончил 7 классов. Надо было думать о дальнейшей учебе. В августе 1946 года я поступил в Сарапульский электромеханический техникум, проучился в нем страшно тяжелый послевоенный год, бросил его, вернулся обратно в детский дом. Лето снова работал на разных хозяйственных работах, а осенью снова уехал в Сарапул, где поступил в медицинское училище, которое закончил в 1950 году, и обратно вернулся в Каракулино, где и проработал до самой пенсии».

В начале 1950-х годов Петр Исакович женился. Жена, Врубель Зоя Григорьевна, 35 лет проработала акушеркой. Старший сын, Врубель Евгений Петрович, живет и работает в г. Ижевске. Второй сын, Врубель Георгий Петрович, инженер-строитель, трагически погиб при автомобильной катастрофе в 1980 году. Дочь, Осипова Людмила Петровна, заслуженный врач Удмуртской Республики.

Петр Исакович помнит и чтит своих учителей и наставников: «Низкий поклон моим первым учителям, воспитателям и наставникам. Вечная память первому директору детдома, нашему наставнику Певзнеру Самуилу Марковичу, многим воспитателям и учителям, нянечкам уже ушедшим от нас». Помнит он и своих друзей и одноклассников: «Хочется упомянуть и моих друзей, с которыми вместе воспитывались в детском доме, которых разбросало по всему миру, а было нас в Каракулино 250 человек. Многие оказались в Израиле и в Польше, живут наши воспитанники в Америке, Англии, Франции и других странах.
Незабываемым останется в памяти 1991 год – год 50-летия детского дома!».
































В начале войны детский дом эвакуировали в Удмуртию. В материалах центрального государственного архива Удмуртской республики сохранились списки польского детского дома. Из 115 детей - 55 еврейские дети. До эвакуации эти дети были в детском санатории в городе Друскеники в Западной Белоруссии. Эвакуировались они 22 июня 1941 года. Большинство детей было из Белостока. Директор Певзнер Самуил Маркович. Список еврейских детей из польского детского дома (фонд 755 , опись 1, дело 255):
1. Белостоцкий Эммануил 1928 года рождения
2. Белый Мейлах 1928 года рождения
3. Бритван Завел 1931 года рождения
4. Бухл Альва 1931 года рождения
5. Вайн Фрида 1930 года рождения
6. Вильчик Фрейда 1931 года рождения
7. Волянская Юдита 1932 года рождения
8. Вольфсон Хаим 1930 года рождения
9. Пейсах Ицкович 1932 года рождения
10. Вассернис Иосиф 1929 года рождени
11. Гарбович Сарра 1932 года рождени
12. Гринбаум Елена 1929 года рождения
13. Гехт Абрам 1928 года рождения
14. Гольдман Биома 1931 года рождения
15. Зеликзон Зинаида 1926 года рождения
16. Канципер Айзик 1931 года рождени
17. Дрибинская Эмма 1930 года рождения
18. Кауфман Мириам 1926 года рождения
19. Краснобурский Исаак 1929 года рождения
20. Кордон Сима 1930 года рождения
21. Каганович Леоцына 1931 года рождени
22. Криштал Лейзер 1930 года рождения
23. Капинус София 1930 года рождения
24. Лев Клара 1928 года рождения
25. Лев Цырля 1926 года рождения
26. Любошицкий Семен 1926 года рождения
27. Левин Абрам 1930 года рождения
28. Левин Борис 1930 года рождени
29. Лён Абрам 1931 года рождения
30. Лихтенштейн Шика 1929 года рождени 
31. Лендер Пиня 1927 года рождения
32. Лин Миндля 1930 года рождени
33. Менчковский Арон 1928 года рождения

1. Лившиц Гися 1928 года рождения, место рождения -Могилев, Мать - Неманова Дора .
Распределен в Варзи-Ятчинский детский дом,
2. Блончик Эста 1929 год рождения, место рождения -Могилев. Есть тетя Шульц, Распределена в Алнашский детский дом.
3. Плончик Натан 10 лет, место рождения - Могилев, жил в городе Длукшодлы, Распределена в Алнашский детский дом.
4. Лившиц Сара 1927 год рождения, место рождения -Могилев, Распределена в Алнашский детский дом,
5. Леуткова Валентина 14 лет, место рождения -Могилевская область. Распределена в Варэи-Ятчинский детский дом,
6. Найман Сарра 13 лет. Мать - Песса Найман, Распределена в Варзи-Ятчинский детский дом.
7. Летто Марта 14 лет, Отец - Летто Нахим Распределена в Варзи-Ятчинский детский дом.
8. Найман Циля 12 лет. Мать - Пэля Найман. Распределена в Алнашский детский дом.
9. Зак Анатолий 13 лет, Распределен в Варзи-Ятчинский детский дом,
10. Каган Беба 10 лет. Распределена в Варзи-Ятчинский детский дом.
11. Зейрак Константин, 9 лет. Распределена в Алнашский детский дом.
12. Леутов Герасим 17 лет. Распределен в Алнашский детский дом.
13, Леутов Михаил Аврамович 16 лет. Распределен в Алнашский детский дом.
14. Фейзер Нина 15 лет. Распределена в Варзи-Ятчинский детский дом.
15. Нейманов Израиль 13 лет. Мать - Нейманова Дора Распределен в Алнашский детский дом.
16. Энгель Мария 13 лет. Место рождения - город Полтувск. Мать - Энгель Сарра . Распределена в Алнашский детский дом.
17. Энгель Исаак 18 лет, Мать - Энгель Пейсех. Распределен в Алнашский детский дом,
18. Энгель Моисей 12 лет. Распределен в Алнашский детский дом.
19. Ревзин Изя 12 лет. Место рождения - город Могилев. Мать - Фаня Ароновна Ревзина. Распределен в Варзи-Ятчинский детский дом.
20. Процек Людмила 1929 года рождения. Место рождения - город Измаил. Мать - Рейнши Евгения , Распределена в город Ижевск,
21. Моявая Рива 13 лет, Распределена в Варзи-Ятчинский детский дом.
22. Кучинский Фезир 1927 года рождения. Распределен в Варзи-Ятчинский детский дом,
В этом фонде также сохранился приказ № 63-МНародного комиссара просвещения РСФСР от 18 февраля 1942 г. "Об устройстве детей, оставшихся без родителей" :
«В соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 23 января 1942 года приказываю заведующим обл./край/рай/гор/оно и Наркомом просвещения АССР:
Принять решительные меры к устройству всех детей, оставшихся сиротами или потерявших родителей при переезде в другую местность, не допуская оставления детей безнадзорными. Оказывать всемерное содействие родителям и родственникам в отыскании детей; наладить совместную работу в этом направлении со справочно-адресными детскими столами, организуемыми при обл./край/гор/район/отделениях НКВД.
Народный Комиссар Просвещения РСФСР В. Потемкин».
Предположительно в 1941-42 году Натан сбежал из детского дома, якобы на фронт. С тех пор о нем ничего не известно, также ничего не известно о сестре Марии.







1 Ложкина, И.А. Польские и литовские дети в детских домах Удмуртии в годы ВОВ/И.А. Ложкина//Вестник удмуртского университета.-2009.-вып.2.- C. 156

2 Там же. – С.157


  1. 3 Детский эшелон из Прибалтики в Удмуртию // Лица победы: сборник очерков о Великой Отечественной войне / ред. совет Э.В. Касимов, Т.А. Снегирева. Ижевск, 2005. С. 39.

4 Ложкина, И.А. Польские и литовские дети в детских домах Удмуртии в годы ВОВ/И.А. Ложкина//Вестник удмуртского университета.-2009.-вып.2.- C. 156

5 Там же. – с.157

6 Материалы о встречах, интервью и переписка: с Певзнером М.С., Ивановым Э.П., Ивановой К.В., Зелигзон З.Г., Знлигзон Р.Х., Ванюшевым В.М., Изакович Т., Врубелем П.И., директором детского дома в Каракулино, Третьяковой Н.Л.

7 Материалы рукописной книги Петра Исаковича Врубеля

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!