СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Удивительный космос"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: изучить разные способы знакомства с космическими телами.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Удивительный космос"»

Комитет по образованию Администрации Поспелихинского района Алтайского края

Филиал МБОУ «ПоспелихинскаяСОШ №1» ОзимовскаяСОШ





Муниципальный конкурс исследовательских работ для дошкольников и младших школьников

«Продвижение – первая ступень»



Номинация: 1 класс



Удивительный космос









Автор: Бакулина Кристина Ивановна,

1 класс,

филиала МБОУ «Поспелихинская СОШ №1»

Озимовская СОШ

Руководитель: Бакулина Ирина Юрьевна,

учитель биологии,

филиала МБОУ «Поспелихинская СОШ №1»

Озимовская СОШ









ст. Озимая

2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СПОСОБЫ ЗНАКОМСТВА С КОСМИЧЕСКИМИ ТЕЛАМИ 4

ГЛАВА 2. СПОСОБЫ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА КОСМИЧЕСКИМИ ТЕЛАМИ 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 12


ВВЕДЕНИЕ

Однажды я смотрела мультфильмы на YouTube-канале и, случайно, увидела фильм про планеты нашей Солнечной системы. Мне стало очень интересно, я захотела больше узнать о ней.

Я спросила у мамы: «Что такое Солнечная система?». Она мне рассказала, что это планетная система, которая состоит из яркой звезды – Солнца, вокруг которой вращаются по определенным орбитам, в определенном порядке восемь планет, 2 пояса астероидов, карликовые планеты и спутники планет.

Так я увлеклась этой темой и решила самостоятельно познакомиться с Солнечной системой и космическими телами.

Цель: изучить разные способы знакомства с космическими телами.

Задачи:

- познакомиться с космическими телами;

- научиться находить информацию в книгах и интернете;

- научиться пользоваться современными мобильными приложениями;

- понаблюдать за объектами Солнечной системы и космическими телами.

Объект: космические тела.

Предмет: способы знакомства с космическими телами.

Методы: наблюдение, сравнение, измерение, анализ, моделирование, обобщение, систематизация, беседа.

Гипотеза: используя современные технологии, ребенок может самостоятельно изучить Солнечную систему и тела, находящиеся в космосе.

Практическая значимость: научить ребят младшего школьного возраста пользоваться способами изучения космических тел.






ГЛАВА 1. СПОСОБЫ ЗНАКОМСТВА С КОСМИЧЕСКИМИ ТЕЛАМИ

Родители увидели, что я заинтересовалась Солнечной системой, и подарили мне энциклопедию «Путешествие по Солнечной системе». [Приложение 1] Из которой я узнала, что центром Солнечной Системы является Солнце. Солнце – это звезда огромных размеров, которая притягивает все планеты, и они вращаются вокруг нее. Она состоит из газа, который при горении излучает свет и тепло. Без Солнца не было бы жизни на Земле.

Также из книги я узнала, что есть каменистые планеты, которые состоят из камней, металлов и льда – это Меркурий, Венера, Земля, Марс. И что есть газовые гиганты – это Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, которые находятся за поясом астероидов и состоят из газа, а ядра планет – изо льда, каменных пород и жидкого водорода.

Меркурий - вращается вокруг Солнца быстрее всех планет. Один оборот вокруг Солнца планета совершает за 88 земных суток, так как у нее самый короткий путь. При этом почти все время поворачивается к Солнцу одной стороной, поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко, а на другой очень холодно.

Венера - горячая планета. В отличие от всех планет, вокруг своей оси она вращается в обратном направлении и очень медленно. Она настолько яркая, что ее можно разглядеть в небе без телескопа.

Земля вращается вокруг Солнца со скоростью 108 000 км/ч и делает полный оборот за 365 дней. Ее называют «голубой» планетой, так как на ней очень много воды. Это единственная планета, на которой есть жизнь. У Земли есть спутник – Луна. Она не светится, а отображает свет от солнца. Луна не всегда видна круглой формы, потому что на нее подает тень Земли.

На Марсе есть горы и высохшие русла рек. На нем находится самый большой вулкан в Солнечной системе – Олимп. Его высота 25 км. Вокруг Марса вращаются два спутника: Фобос и Деймос.

За Марсом находится пояс астероидов - это тысячи каменных обломков в пространстве между каменистыми планетами и газовыми гигантами.

Вокруг Юпитера вращается 67 спутников. У него нет твердой поверхности, так как поверхность состоит из газа.

Сатурн - знаменит своими кольцами, которые состоят из частичек пыли и льда. Вокруг него движутся 62 спутника.

Уран – самая холодная планета, потому что находится далеко от Солнца. На поверхности Урана температура -2200С. Состоит Уран из газов водорода и гелия, а под газом находится лед.

Нептун – самая далекая планета от Солнца и самая бурная. На ней бушуют самые сильные ветры. Один оборот вокруг Солнца Нептун совершает за 168 земных лет.

После Нептуна находится пояс Койпера – это огромное скопление сотен тысяч ледяных тел. Он похож на гигантский пончик вокруг других объектов Солнечной системы.

Плутон – до 2006 года считали планетой, но он очень маленькой. Его площадь чуть больше территории России, поэтому ученые исключили его из списка планет и назвали «карликовой» планетой. Он является самой большой карликовой планетой и располагается он в поясе Койпера.

Карликовой планетой является Церера – самая маленькая и ближайшая к Земле карликовая планета. Находится она в поясе астероидов. Ученые считают, что она почти полностью состоит из воды. После Плутона находится самая холодная карликовая планета Макемаке. Затем идет Хаумея, она овальной формы и вращается быстрее всех вокруг своей оси. Самая далекая карликовая планета – Эрида. Она совершает круг вокруг солнца за 560 земных лет.

Из своей энциклопедии я узнала, что край нашей Солнечной системы не отмечен четкой границей. Некоторые ученые считают, что ее край должен быть определен как место, где заканчиваются солнечные лучи и начинается облако Оорта. [1, С. 104]

Узнав о моем увлечении, тетя подарила мне «Развивающие карточки дополнительной реальности 4D» про планеты. В этом наборе есть карточки и подробная инструкция из которой я узнала, что сначала необходимо скачать приложение «smarty» на телефон или планшет. Потом запустить его и навести камеру телефона на карточку с планетой. Планета становится объемной, оживает и движется, ее можно увеличить или уменьшить. [Приложение 2] Есть звуковое сопровождение, в котором рассказывается про особенности планет. [Приложение 3] Таким образом, я узнала, что Меркурий самая близкая к Солнцу и самая маленькая планета. Венера внешне напоминает Землю. На ней очень жарко, нет воды на поверхности, вместо воды застывшая лава. Земля – уникальная планета, на которой созданы все условия для жизни. Поверхность Земли на 71 % покрыта водой. Атмосфера на 77% состоит из азота и 21% кислорода. Марс красного цвета из–за большого количества песка, рассыпанного по поверхности. Марсианский год почти вдвое длиннее земного года. Юпитер - самая большая планета в Солнечной системе. Сутки на нем длятся 10 часов, а год равен 12 земным годам. Планета Сатурн очень похожа на Солнце по составу. Уран называют ледяной планетой. Он необычен тем, что вращается на боку, ось планеты смещена, что влияет на продолжительность сезона. Сутки длятся 17 часов, год – 84 земных года. У Урана 27 спутников, он тоже имеет кольца, но увидеть их можно только в определенное время. Нептун последняя планета в Солнечной системе. Он состоит из газа и твердого ядра. Имеет 14 спутников.

Чтобы мне интересней было изучать Солнечную систему, мама скачала мне на телефон приложение «Астрономия для детей Star Walk2». В нем есть звездная карта для пошагового изучения планет и звезд. Пока не изучишь одно небесное тело, не сможешь перейти к изучению следующего. В этом приложении есть изображения небесных тел, обучающее видео с основными сведениями о них. Также есть периодические викторины, которые помогают закрепить новые знания. [Приложение 4] Благодаря этому увлекательному приложению я узнала, что есть такие небесные тела, как кометы – это небольшие космические тела, состоящие изо льда, камня и замороженных газов. Они берут свое начало в облаке Оорта. Но когда кометы приближаются к Солнцу, они нагреваются, лед тает и образуется яркий след из пыли и газа.

Также я узнала, что звезды – это огромные раскаленные шары, потому что там постоянно идет процесс горения. Они кажутся нам маленькими точками, потому что находятся очень далеко. Звезды не одинаковы по размеру, яркости и цвету. Есть голубые звезды, которые кажутся нам холодными, но на самом деле они самые горячие. Менее горячие: белые, желтые, оранжевые звезды, самые холодные – красные. Люди с давних пор наблюдали за звездами, объединяли их в созвездия, так получилась карта звездного неба.

А Солнце не самая большая звезда в галактике. Одна из больших звезд – это Бетельгейзе, она находится в созвездии «Ориона». Его легко найти на небе по трем звездам, составленным в ряд. Созвездие «Лебедь» одно из самых узнаваемых созвездий, по-другому его называют «Северный крест». Главная звезда созвездия – Денеп, одна из самых больших и ярких звезд.

Нет такого места на Земле, откуда было бы видно все созвездия сразу. Раньше я думала, что звезды перемещаются по небу, но на самом деле это движется Земля. И только одна звезда остается на месте. Это полярная звезда, которая расположена прямо над Северным полюсом. Воображаемая земная ось направлена прямо на полярную звезду. Я научилась ее находить на небе. Сначала нужно найди созвездие «Большой медведицы», которое напоминает «ковш». Затем соединяем две крайние звезды ковша, а потом продолжаем линию вверх до яркой звезды, это и будет полярная звезда – край ручки ковша созвездия «Малой медведицы».

Моя увлеченность космосом постоянно поощряется родственниками. Тетя мне подарила модель Солнечной системы, которую я должна была собрать сама, раскрасить планеты и солнце красками. [Приложение 5]

Солнце – самый большой объект Солнечной системы, находящийся в центре. Солнце желтого цвета.

Первая и самая маленькая планета от Солнца – Меркурий, по размерам и внешнему виду похож на Луну.

Вторая планета – Венера. Она самая яркая оранжево-желтого цвета, имеет примерно такой же размер, как у Земли.

Третья планета – Земля, зеленовато-голубого цвета.

Марс – четвертая по удаленности планета от Солнца. Она оранжево-красного цвета, по размерам в два раза меньше Земли.

Пятая и самая большая планета – Юпитер. В окрасе Юпитера преобладают оранжевые оттенки.

Шестая бледно - желтая планета с яркими кольцами – Сатурн, по размерам уступает Юпитеру.

Седьмая планета – Уран, бледно-голубого цвета.

Восьмая планета синего цвета – Нептуп.

Таким образом, я запомнила размеры планет относительно друг друга, их цвет и расположение.




ГЛАВА 2. СПОСОБЫ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА КОСМИЧЕСКИМИ ТЕЛАМИ

Чтобы расширить мой интерес к изучению Солнечной системы, родители подарили мне карту звездного неба, на которой изображены все созвездия. [Приложение 6] Я начала искать их на небе. И чтобы легче было находить, мама установила мне на телефон приложение «Star Walk». Направляя телефон на разные участки неба, на экране отображается точное расположение небесных тел в реальном времени, название созвездий и звезд из которых они состоят. [Приложение 7]

С помощью этого приложения 10 января я смогла наблюдать за Венерой. Сначала я думала, что это яркая звезда, но когда открыла приложение и направила телефон в сторону этой звезды, оказалось, что это планета Венера.

Вечерами, наблюдая за звездами через приложение «Star Walk», я заметила, что много спутников на небе. Мне стало интересно, зачем они там нужны? Я спросила у папы. Он рассказал, что есть спутники-связисты, которые помогают смотреть телепередачи, вести телефонные разговоры, есть научно-исследовательские спутники, которые помогают в проведении научных исследований.

Мне стало интересно про спутники. Я начала их изучать. В энциклопедии «Путешествие по Солнечной системе» я нашла информацию про Международную космическую станцию (МКС), которая является искусственным спутником Земли. Прочитала, что на ее борту могут жить до 10 космонавтов. МКС используется для проведения экспериментов и сбора данных о Земле и космосе.

В поиске «Play Маркет» я нашла и установила приложение «МКС прямо сейчас», с помощью которого можно смотреть online – трансляции с камер станции и отслеживать ее орбиту на карте в режиме реального времени. Также на телефон приходят оповещения, когда МКС пролетает над нашим краем и становится видимым. [Приложение 8] Его можно увидеть вечером или ночью, через приложение «Star Walk». По небу будет двигаться мигающая точка, а если посмотреть через приложение, то корабль будет подписан. Очень интересно наблюдать закат и восход в онлайн-формате через приложение. А еще можно посмотреть вид на Землю из космоса в любое время суток.

Также, на ноутбуке я воспользовалась «Gооglе Картой» и смогла виртуально путешествовать по планетам. Для этого нужно зайти на сайт «Gооglе Maps» и выбрать режим «глобус», затем включать режим «спутник». [2] С боку появляется меню, через которое можно выбрать объект солнечной системы и посетить его. [Приложение 9]

Очень интересно погрузиться в виртуальный космос, найти и увидеть самые большие кратеры на луне, а на планете Марс самый высокий вулкан «Олимп».

Из новостей я узнала, что в Алтайском крае в Змеиногорском районе находится космический центр наблюдений «Алтайский оптико-лазерный центр имени Г. С. Титова», на территории которого установлен один из самых больших телескопов «Прицел». Его работа заключается в том, чтобы наблюдать за спутниками и контролировать накопление космического мусора. [3] Я мечтаю побывать там и в будущем выбрать профессию, связанную с работой в космическом центре.

Таким образом, я познакомилась поближе с космическим телами и космическим пространством, совершила по нему увлекательное путешествие, пользуясь доступными источниками информации. [Приложение 10]



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я показала, какими способами можно изучить Солнечную систему и понаблюдать за ее объектами. Поставленные задачи помогли расширить мои знания о космических телах.

Я научилась пользоваться мобильными приложениями и интернет - ресурсами. При помощи современных технологий смогла понаблюдать за объектами космического пространства.

Полученные знания, смогу применять на уроках окружающего мира и внеурочной деятельности.

Я считаю, что гипотеза подтвердилась. Ребенку младшего школьного возраста можно самостоятельно изучить Солнечную систему и космические тела, используя современные, доступные технологии.

В дальнейшем планирую изучить освоение Солнечной системы человеком.



СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Большое космическое путешествие по Солнечной системе / М. Адерин-Покок. – Москва: Издательство АСТ, 2019. – 124 с.

2. Интернет – ресурсы: https://www.google.ru/maps/space/mars/@-1.2050027,18.9904172,11313383m/data=!3m1!1e3 («Google карта»).

3. Интернет – ресурсы: https://youtu.be/UzczC_7Gj1k (В Змеиногорском районе оценивают первые результаты работы системы контроля космического пространства).







ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Фото 1. Изучение энциклопедии «Путешествие по Солнечной системе»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Фото 2. Работа «Развивающих карточек дополнительной реальности 4D» через приложение «smarty»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Фото 3. Изучение планет с использованием «Развивающих карточек дополнительной реальности 4D»



ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Фото 4. Использование мобильного приложения «Астрономия для детей Star Walk»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Фото 5. Процесс сборки модели Солнечной системы

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Фото 6. Изучение карты звездного неба

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Фото 7. Использование мобильного приложения «Star Walk»

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Фото 8. Использование мобильного приложения «МКС прямо сейчас»



ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Фото 9. Использование сайта «Google Карты»



[Приложение 10]

Фото 10. Изучение космического центра наблюдений «Алтайский оптико-лазерный центр имени Г. С. Титова».

19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!