СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «Учитель: профессия вчера, сегодня, завтра»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная исследовательская работа отражает поисково-исследовательскую деятельность, направленную на изучение интереса обучающихся нашей школы к профессии учителя и возможности получения данной профессии. Актуальность нашего исследования заключается в том, что выпускники школы не поступают в педагогические учебные заведения, педагогический коллектив приблизился к пенсионному возрасту, и через некоторое время возникнет проблема учительских кадров. Цель нашего исследования – привлечь внимание  обучающихся к профессии учителя, заинтересовать возможностью получения учительской профессии, которая в настоящее время востребована, имеются все возможности трудоустройства. Кроме того, остается возможность для выпускников вернуться в родной город и стать источником его развития.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Учитель: профессия вчера, сегодня, завтра»»

28



27 межрайонная научно-практическая конференция учащихся

«Шаг в будущее»









«Учитель: профессия вчера, сегодня, завтра»





Автор работы:

Родионова Анастасия Валерьевна,

9 «А» класс МОУ СОШ №1

им. К.С. Заслонова

г.Невеля Псковской области

Руководитель:

Зуева Татьяна Алексеевна,

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №1 им.К.С. Заслонова

г.Невеля Псковской области



2022 год




Содержание


Краткая аннотация……………………………………..................

3

  1. Введение…………………………………………………………

4

  1. Теоретическая часть………………………………………….

7

    1. Актуальность………………………………………………

7

    1. История учительской профессии………………………..

8

    1. Основные виды деятельности учителя………………………..

9

    1. Снижение роли и значимости профессии ……………………..

12

    1. Отношение к профессии учителя в других странах……………

12

    1. Меры со стороны государства, направленные на поднятие статуса профессии учитель…………………………………………

13

  1. Практическая часть…………………………………………….

14

  1. Заключение……………………………………………………..

23

Литература………………………………………………………..

25

Приложение




















Краткая аннотация


Данная исследовательская работа отражает поисково-исследовательскую деятельность, направленную на изучение интереса обучающихся нашей школы к профессии учителя и возможности получения данной профессии. Актуальность нашего исследования заключается в том, что выпускники школы не поступают в педагогические учебные заведения, педагогический коллектив приблизился к пенсионному возрасту, и через некоторое время возникнет проблема учительских кадров. Цель нашего исследования – привлечь внимание обучающихся к профессии учителя, заинтересовать возможностью получения учительской профессии, которая в настоящее время востребована, имеются все возможности трудоустройства. Кроме того, остается возможность для выпускников вернуться в родной город и стать источником его развития.























Введение.


Название работы: «Учитель: профессия вчера, сегодня, завтра»

Цель исследования: Привлечь внимание обучающихся 9-11 классов к профессии учителя, необходимой для сохранения знаний, для развития школы и района, уверенности в завтрашнем дне.

Задачи исследования:

  1. Изучить состояние обеспеченности педагогическими кадрами в школах г. Невеля и Невельского района.

  2. Выяснить основные проблемы, возникающие в результате деятельности в профессии учителя.

  3. Определить, почему профессия учитель – стала дефицитной.

  4. Изучить отношение обучающихся 9-11 классов к профессии учителя.

  5. Изучить мотивацию педагогов школы к получению своей профессии.

  6. Определить возможности изменения отношения к учительской специальности в МОУ СОШ №1 им. К.С. Заслонова.

Объект исследования: профессия учителя.

Предмет исследования: отношение педагогов, родителей и обучающихся МОУ СОШ №1 им. К.С. Заслонова к профессии учителя.

Методы исследования: теоретические (изучение теоретического и социологического материала по заявленной проблеме), эмпирические (анкетирование), математические (обработка информации, построение диаграмм).

Практическая значимость работы: полученные результаты могут быть использованы на уроках профессионального самоопределения, а также на классных часах, посвященных выбору профессии.

Тема исследования определена, исходя из того, что проблема выбора профессии встает перед каждым ребенком уже в подростковом возрасте. Осуществляя этот поиск информации, учащиеся начинают по-новому смотреть на труд своих родителей, на свои собственные увлечения, замечать особенности профессиональной деятельности окружающих их людей. Из всего объема информации формируется профессиональная направленность, благодаря которой вырабатывается уверенность в выборе своего профессионального пути, сформировать стремление и добиться высоких результатов в профессиональной деятельности. Однако в нашей школе немного подростков хотели бы видеть своей будущей профессией профессию учителя. Данная проблема является объектом нашего исследования. Необходимо отметить, что в 21 веке изменилось отношение к учительской профессии: молодые люди в нашей стране все меньше считают профессию учителя престижной.

Для работы по заявленной проблеме сформулирована гипотеза исследования: если познакомить выпускников школы с особенностями профессии учителя, рассказать о роли учителя в жизни людей, привлечь внимание к положительной мотивации на профессию, то возможно добиться поступления выпускников в педагогические учебные заведения и возвращение в родную школу.

Для работы над проблемой исследования и доказательства гипотезы был составлен план.

  1. Составление списка научной литературы по данной проблеме.

  2. Формулировка темы как объекта исследования.

  3. Определение цели исследования.

  4. Определение задач исследования.

  5. Выбор методов сбора информации (анкетирование) и обработки собранных материалов (анализ, обобщение).

  6. Оформление результатов в виде диаграмм.

  7. Разработка предложений для организации мероприятий в старших классах по заявленной проблеме.

В качестве основных литературных источников мы использовали следующие:

  1. Ямбург Е.А. Учитель – это миссия или сервис? / Е. Ямбург // Директор школы. – 2009. – № 3. – С. 5-9.

  2. Бакурадзе А.Б. Мотивация труда педагогов. / Под. ред. М.А. Ушаковой. – М.: Сентябрь, 2005. – 192 с.

  3. Мудрик А.В.   Учитель: мастерство и вдохновение: книга для старшеклассников / А. В. Мудрик. – М.: Просвещение, 1986. (переизд. 2006 г.). – 160 с.

При определении актуальности исследования мы обратились к данным государственной статистики, материалам социологических исследований информационно-аналитического журнала «Политическое образование», информации Управления образования, физической культуры и спорта Администрации Невельского района, а также сопоставлены выводы опубликованных источников об исследуемом явлении.

На практическом этапе исследования мы использовали анкеты для педагогов, родителей и обучающихся, вопросы были составлены самостоятельно, исходя из поставленных целей исследования.
































2. Теоретическая часть.

2.1. Актуальность

Определяя актуальность работы, мы исходили, прежде всего, из потребности нашего района в педагогах

По данным Управления образования Невельского района, на благо образования в Невельском районе трудятся 160 педагогов. Возрастная картина такова:

Педагогический

стаж

0-5 лет

5-10 лет

10-20

Лет

20-30

Лет

  • 30

лет

Город

20

14

13

21

62

Село

3

2

3

6

31

Всего

23

16

16

27

93


Таким образом, мы видим, что педагогов до 10 лет стажа почти в 3 раза меньше опытных педагогов, чей педагогический стаж превышает 30 лет. Средний возраст педагогов Невельского района – 53 года! Мы можем сделать вывод, если не обратить внимание на сложившуюся ситуацию, скоро в школах города и района очень остро встанет проблема нехватки педагогов.

Уже сейчас нехватка учителей в школах города и района присутствует. На сегодняшний день Невельскому району необходимы:

- учитель русского языка и литературы – 3 человека;

- учитель математики – 3 человека

- учитель физики – 2 человека

- учитель истории – 2 человека

- учитель английского языка – 2 человека

- учитель химии – 1 человек.

Выпускники наших школ не охотно связывают своё будущее с профессией учителя. Это видно по данным Управления образования. Количество поступивших в педагогические ВУЗы:

- 2019-2020 уч.год – 5 человек

- 2021 – 2022 уч. год – 10 человек

Ещё одна проблема: наши выпускники, студенты педагогических специальностей, не желают возвращаться в родной город и «встать у доски» в стенах школ города и района. Решением данной проблемы могут стать целевые направления на обучение в педагогических ВУЗах наших выпускников, которое обязует их вернуться в родной район. Но их, к сожалению, не так и много. Обращаюсь ещё раз к данным Управления образования Невельского района. Так вот, на данный момент по целевому направлению от нашего района в Псковском Государственном Университете им. С.М. Кирова обучаются 3 человека.

Английский язык – Морозова Татьяна 4 курс

Русский язык и литература – Синицкая Полина 3 курс

Математика – Ершова Анастасия 2 курс

Мы полагаем, что школам решать проблему нужно внутри района, растить своих педагогов, мотивировать выпускников к получении профессии учителя. Но как это сделать? Работая с литературой по заявленной проблеме, нас заинтересовали работы Е.А. Ямбурга, заслуженного учителя РФ, доктора педагогических наук, члена-корреспондента  РАО. В своей статье «Учитель – это миссия или сервис» он пишет, что «учитель – это вопрос внутреннего самочувствия того человека, который идёт в школу» [1, 6]. Ему вторит А.Б. Бакурадзе, кандидат педагогических наук, автор многочисленных научных и научно-методических работ, отмечая, что «мотивация человека к трудовой деятельности зависит от осознания важности того, что он делает» [2, 50]. Нам показалась интересной книга для старшеклассников члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора А.В. Мудрика «Учитель: мастерство и вдохновение». В ней автор пишет о сложной и многотрудной профессии учителя, о том, какие она «предъявляет требования к человеку, решившему стать учителем, как можно испробовать себя в этой профессии, учась в школе» [3, 12]. Книга рассказывает о том, как целенаправленно готовить себя к работе учителя, как познать свои способности, возможности для этой профессиональной деятельности. Для понимания профессии учителя мы обратились к ее истории.

2.2. История учительской профессии.

История образования, история учительства началась вместе с историей человечества. У всех народов мира учителем называют не только того человека, который учит грамоте, но и того, кто передает младшим поколениям жизненный опыт, культуру, традиции. Учителя, как и родители, связывают поколения людей.

Слово «педагог» известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.

В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. На Руси при монастырях также открывались школы поначалу исключительно для мальчиков. Немного позже возможность учиться появилась и у девушек. Они получали образование в женских монастырях. В XVII веке в России был открыт институт благородных девиц. Здесь за девушками присматривала классная дама. Позднее состоятельные семьи стали нанимать гувернанток [4, 167].

Издавна авторитет учителя в России был очень высок. Первоначально учителей-гувернеров приглашали из-за рубежа. Но в это же время широкое народное образование только зарождалось. Человек, умеющий читать и писать, был уважаем и почитаем. Затем, когда открылись земские школы, учителя ценою своих сил, невероятной работой вывели народ из тьмы невежества. Из истории известно, сколько тягот приходилось переживать учителям, особенно сельским. Они подвергались гонениям, испытывали нужду. Но свет знаний, который они несли детям и взрослым, с каждым годом был все ярче. Именно к учителям тянулись и сельчане, и жители городов послереволюционной России. Именно они боролись с народной неграмотностью в послевоенные годы. Учителя эпохи строительства коммунизма смогли воспитать поколение советской интеллигенции. Благодаря им, советский народ считался во всем мире самым читающим. Возникновение российского учительства во многом повлияло на возникновение особой социальной прослойки в обществе – русской интеллигенции.

Интересно происхождение русского слова «воспитатель». Оно образовано от основы «питать». В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово «учитель» наши древние предки, введшие в употребление это понятие, наполняли его вот каким смыслом – «учитель, это человек, являющийся высшим авторитетом для кого-либо в какой-либо области, имеющий последователей; глава учения или научной школы...» [5, 213]. Много лет назад учителями автоматически становились те, кто старше, считалось, что именно возраст определяет возможность обучения и передачи опыта. Сравнительно недавно, всего лишь в XVII – XIX веках, работа учителем стала выделяться в отдельную самостоятельную сферу. Именно тогда она стала особенно распространенной как в Европе, так и во всем мире.

2.3. Основные виды деятельности учителя

Основной вид деятельности – это, прежде всего, ведение процесса обучения, а также воспитательное воздействие на учеников. В рамках воспитательной работы педагог помогает ученикам стать личностью, которая сможет гармонировать с обществом. Воспитательный процесс осуществляется посредством различных методов, позволяющих управлять деятельностью учащихся. А образовательная деятельность помогает развивать его познавательные способности. Совмещать воспитательную и педагогическую деятельность очень непросто. От педагога требуются особенные знания и навыки. Одним из плюсов профессии учителя можно назвать то, что благодаря его работе возможно формирование личности, настоящего Человека. В конечном итоге, учитель обязан не просто донести информацию, а научить ребенка самостоятельно ее искать, осваивать и делать выводы. То есть помочь ему приобрести навыки, которыми он будет пользоваться на протяжении всей жизни. И именно учитель должен уметь разглядеть заложенный в ребенке потенциал, а не оценивать его по общепринятым критериям и нормам.

Самыми незаменимыми и обязательными для учителя качествами являются: эмоциональная уравновешенность, самообладание и жизнерадостность. Очень важно, чтобы преподаватель был дружелюбным по отношению к своим воспитанникам, независимо от их отношения к нему. Эта профессия также подразумевает способность учителя урегулировать любые конфликты, не прибегая к давлению. Также преподаватель должен быть способен к различным стилям общения: формальному и неформальному. Очень важно, чтобы он смог стать настоящим другом для своих учеников; человеком, который заслуживает доверия. Разумеется, чтобы заслужить подобную репутацию от учителя потребуется немало усилий. Однако, это того стоит. Не стоит забывать, что для освоения этой профессии недостаточно просто желания и каких-то навыков, необходимо призвание. Особенно это важно учитывать тем, кто выбирает профессию учителя начальных классов. Все дело в том, что именно им приходится прилагать особые усилия, чтобы наладить контакт с детьми, сделать образовательный процесс не просто полезным, но и интересным.

Учителю, чтобы добиться успеха, нужно владеть педагогическим мастерством. Мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог – мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно, детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитание. Слагаемые педагогического мастерства:
  • Умение организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже в самых неблаго-приятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний.
  • Умение учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке: для него домашнее задание – это способ углубления, закрепления, расширения знаний.
Секрет успеха опытных учителей:
  • Умение управлять деятельностью учащихся.
  • Умение активизировать учеников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, заставлять детей думать на уроке.
  • Умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность [6, 14].

Профессию учителя можно получить в многочисленных педагогических институтах и университетах. До недавнего времени педагогические колледжи были также востребованы, хотя, как правило, после его окончания выпускники предпочитали продолжить образование уже заочно в высшем учебном заведении. Образовательный процесс подразумевает конкретную специализацию (учитель математики, рисования и так далее).

C 1 января 2015 года вступает в силу Профессиональный стандарт педагога. По мнению одного из разработчиков данного документа Евгения Ямбурга (сопредседателя Общественного совета Минобрнауки России»: «Стандарт – это ответ на реальные угрозы и вызовы времени».Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем, накладывая на них серьезную ответственность, тем самым поднимает планку педагогу. (Приложение 2)


2.4. Снижение роли и значимости профессии

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), профессия учитель по критериям престижности и доходности находится на последнем месте. В рейтинге наиболее предпочтительных профессий для своих детей эта профессия занимает лишь восьмое место (2,67 балла из 5 возможных).

Сегодня книги, журналы, телевидение и интернет стали важнейшими источниками информации, оттеснив учителя, лишив его данного приоритета. И поэтому ему приходится много работать, чтобы и сегодня быть наиболее информированным, доказывая особую значимость педагога, как для детей, так и для их родителей, доказывая право на уважение и авторитет. Из-за этого последние несколько лет существует тенденция, приводящая к снижению роли и значимости учителя в современной жизни, все больше уступающего своё место новым компьютерным технологиям и зарождающемуся искусственному интеллекту. Более того, снижение роли учителя может оказаться для общества не только не полезным, но и опасным, ведь главная цель школы – это воспитание высоконравственной личности, любящей свою Родину, умеющей творчески подходить к любому делу. Никакая современная техника не в силах заменить живого слова Учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное».

2.5. Отношение к профессии учитель в других странах

Существуют страны, в которых профессия учителя является очень престижной и существует высокая степень уважения со стороны общественности. Среди них: Финляндия, Китай, США. (Проанализировав данные, я составила таблицу, в которой сравнила престиж учителя в перечисленных странах с престижем профессии в России. Таблица представлена в приложении 1.)

В Финляндии к педагогу предъявляются самые высокие требования, главные из которых - высшее образование и магистерская степень. Среди 120 тысяч школьных преподавателей Финляндии нет ни одного, который не обладал бы степенью мастера наук или учёным званием профессора по своему предмету. Заработная плата в месяц составляет 2,5 тыс. евро. В отличие от России в Финляндии нет инспекторских проверок и системы надзора.

В Китае существует культ учёбы и преподавателей, так ведётся со времён Конфуция. Чтобы занять должность учителя в Китае, нужно сдать сложнейшие экзамены. Правительство Китая недавно приравняло преподавателей к государственным служащим, определив минимальный размер месячной зарплаты примерно в 590 долларов США.

В США работают 3,5 млн. учителей, которые в среднем получают по 4,5 тыс. долларов в месяц. По данным Национального Центра Статистики, количество учителей в США постоянно растёт. Для получения права на работу учителем в школе, претендент должен иметь высшее образование, специализированное на педагогике. Для преподавателей отдельных дисциплин, например, математики, необходима специализация по этому предмету.

2.6. Меры со стороны государства, направленные на поднятие престижа профессии учитель.

Президентом России Владимиром Путиным 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Это решение говорит о признании высокого статуса учителей и о важности той работы, которую они проводят. Целый ряд поручений, данных президентом, направлен на повышение престижа профессии учителя, на социальную поддержку учителей, изменение подходов к профессиональному росту», – отметила Голикова в ходе первого заседания организационного комитета по проведению Года педагога и наставника.

Задача предстоящего Года педагога и наставника – не только привлечь внимание к этой профессии и воздать должное уважение нашим учителям и наставникам, но и повысить интерес молодёжи к педагогике, привлечь в педагогические вузы творческих, способных, активных абитуриентов, которые после окончания вуза придут работать в школы

Среди ключевых событий Министр просвещения отметил торжественное открытие Года педагога и наставника в январе, Большую учительскую неделю и Форум классных руководителей. По всей стране пройдут торжественные церемонии награждения ведомственными наградами, серия праздничных концертов, главный из которых состоится в Кремле в День учителя. В проект плана также включены мероприятия по празднованию 200-летия со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, запланировано открытие скульптурно-архитектурной композиции, посвящённой выдающемуся педагогу.

ПЛАН основных мероприятий по проведению в 2023 году в Российской Федерации Года педагога и наставника в Приложении 1.







3.Практический этап исследования.

Данный этап работы мы начали с опроса «Идеальный учитель. Какой он?» обучающихся 9-11 классов. В опросе участвовали 54 чел. Анкета содержала следующие вопросы:

  1. Идеальный учитель долен быть:

Женщина

Мужчина

Пол не имеет значения

  1. Идеальный учитель должен быть:

Молодым

Среднего возраста

Пожилым

Возраст не имеет значения

  1. Учитель должен обладать такими профессиональными навыками, как:

Умение найти подход к каждому ученику

Глубокое знание предмета и умение увлечь им детей

Требовательность и объективность в оценке знаний

  1. Идеальный учитель должен обладать такими чертами характера, как:

Доброта

Справедливость

Уравновешенность

Строгость

  1. Должен ли идеальный учитель заниматься спортом?

Не имеет значения

Да

Нет


  1. Должен ли идеальный учитель уметь петь и играть на музыкальных инструментах?

Не имеет значения

Да

Нет


Таким образом, можно сделать вывод. Идеальный учитель, по мнению учащихся 9-11 классов нашей школы, это всё же молодой учитель, который обладает глубоким знанием своего предмета и умением увлечь за собой детей. Причем, главными чертами характера идеального учителя должны быть справедливость, доброта и уравновешенность.


Также на этапе исследования мы провели анкетирование родителей - «Каким должен быть современный учитель?»

1. Кем должен стать современный учитель для детей:

Высокоинтеллектуальным

Примером для подражания

Объективным

Высокообразованным

Профессионалом

Активным

Должен находить подход к каждому ученику

Наставником и другом

Хорошим психологом

Добрым

Любить детей и свою профессию

Стремление к совершенствованию

Уметь доступно объяснять материал

Порядочным

Грамотным и воспитанным.

2. Как вы думаете, сейчас профессия школьного учителя престижна или нет? Почему?

- Да (48) – учить новое поколение всегда почетно и престижно.

- Нет (52) – маленькая зарплата, скорее уважаема, чем престижна, неуважение учеников и родителей.


3. Как, по вашему мнению, работают сегодня учителя, как они справляются со своими обязанностями: отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо или очень плохо?

- Хорошо -62%

- Удовлетворительно – 9%

- Плохо – 29%

Обо всех судить не могу, но кого знаю – отлично.

За учителя своего ребёнка могу сказать – справляется отлично.

  1. Одни считают, что учителя должны заниматься только преподаванием. Другие считают, что учителя, помимо преподавания, должны заниматься воспитанием учеников. Какая точка зрения вам ближе?


Только преподавание – 22

Преподавание и воспитание – 78


  1. На ваш взгляд, между учителем и учеником должны быть дружеские, неформальные отношения? Или учителю следует избегать таких отношений, «держать дистанцию»?

Дружеские – 75

«Держать дистанцию» - 25


Таким образом, родители считают профессию учителя скорее уважаемой, чем престижной. Причины такого положения – низкая заработная плата, неуважение учеников и некоторых родителей. При этом родители, как и ученики, выдвигают приличный ряд требований к современному учителю.


Чтобы узнать мнение самих учителей о выбранной ими профессии, мы также провели анкетирование и среди педагогов. В анкетировании приняли участие учителя не только нашей школы, но и других регионов нашей страны. Всего приняли участие 78 педагогов. В анкете мы представили следующие вопросы:

  1. Почему Вы выбрали профессию учителя?

  1. Как Вы думаете, сейчас профессия школьного учителя престижна или нет? Почему?

Причины: хамят дети и родители, низкий статус педагога, маленькая заработная плата, есть более востребованные профессии.

  1. Каким словом Вы определили бы свою работу?

Спокойствие

Качество

Искусство

Обучение

Воспитание

Понимание

Тяжелый труд

Нужная профессия

Престиж и значимость 

Радость 

Призвание 

Творчество 

Загруженность 24/7 

Неудовлетворенность 

Полезная 

Неблагодарная

  1. Вы удовлетворены результатом своего труда?

Да 61

Нет 39

  1. Что Вас не удовлетворяет в своей профессии?

Неуважение государства и некоторых детей и родителей

Нагрузка учителя в современной школе должна быть непосильной, чтобы хватало на достойную жизнь. Ученики не уважают нищих людей.

Много лишней работы

Низкая зарплата.

Нехватка пространства

Нагрузка 

Нет отдачи.

Безответственное отношение ребят к учёбе

Всё хорошо, я доволен


  1. Что бы Вы пожелали своим ученикам?

Только самого доброго и благополучного. Чтобы они выросли хорошими и добрыми людьми

Просто стать хорошими людьми и найти свое место в жизни

Хорошо учиться

Аппетита при поглощении знаний.

Мечтать, развиваться, побеждать!

Учиться и совершенствоваться

Здоровья

Мотивации

 благополучия в семье

Упорства в достижении цели

веры в себя

Из анкеты для учителей мы сделали следующие выводы:

- учителя прекрасно понимают всю сложность ситуации, сложившейся вокруг выбранной профессии, но продолжают с достоинством «сеять разумное, доброе, вечное».

- среди причин низкого престижа профессии учителя есть причины, которые по силам решить внутри школы (неуважение учеников и родителей), но большинство причин, к сожалению, без вмешательства государства не решить ( маленькая зарплата, материальное обеспечение школ)

- В основном, современные учителя удовлетворены своей работой.


И последнее анкетирование в нашем исследовании мы провели среди обучающихся нашей школы - «Что для вас профессия Учитель?» В анкетировании приняло участие 28 человек.

  1. Хотели бы вы стать учителем?

  1. Может ли кто-то или что-то заменить учителя?


  1. На ваш взгляд, учителем какого предмета быть сложнее всего?

Математика

Русский язык

Иностранный язык

Физика

Начальные классы

Химия

  1. Кто для вас ваш учитель?

Друг и наставник

Помощник

Образец подражания

Близкий человек


  1. Каким качеством НЕ должен обладать учитель?

Злопамятность

Злость

Эгоизм

Вспыльчивость

Перфекционизм


  1. Что бы вы пожелали своим учителям?

Здоровья, терпения, оптимизма


Таким образом, мы видим, что престиж учительской профессии у обучающихся нашей школы невысок, однако они понимают сложность профессии педагога. С целью привлечения внимания к столь важной и ответственной профессии в классах школ страны была посвящена тема курса «Разговоры о важном». Также в целях профориентеции в 9 и 11 классах планируется встреча с лучшими учителями школы.

Хочется верить, что мнение обучающихся, родителей, да и самих учителей о престиже профессии учителя в скором времени изменится в лучшую сторону.































Заключение.

Учитель – это очень важная и достойная уважения профессия. Это нелёгкий труд, но он необходим для развития общества. Кто, как не учитель, даёт необходимые знания, воспитывает, развивает индивидуальность каждого ученика?! Учитель направляет способности в нужное русло, учит размышлять, творить. Настоящий учитель всегда найдёт подход к ученикам, поможет им. Он всегда в поиске новых приёмов обучения, старается, чтобы учиться было легко и увлекательно. Таким образом, учитель играет большую роль в создании будущего своего государства.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ, ДОСТИГНУТЫЕ И ОЖИДАЕМЫЕ

1. Изучен и проанализирован материал по исследуемой теме: роль и статус профессии учитель в современном обществе, причины падения престижности, кадровая проблема, пути повышения статуса профессии;

2. Проведен опрос среди учителей, родителей и учащихся нашей школы и выявлено отношения к профессии, понимания роли, выявлении причин падения престижности;

3. Привлечено внимание родителей, учащихся и педагогов школы к профессии учитель, ее статусу, уровню престижности.

4. Приобретены навыки работы с методами обработки информации.

По проведенным исследованиям среди учителей, родителей и учащихся школы хочется сделать основной ВЫВОД: как бы не считали учителя, что престиж профессии падает, что на сегодняшний день нет поддержки у учителя, что дети не ценят их труд, ответы учеников говорят обратное, что нельзя заменить никем и ничем учителя, что это очень ответственный и сложный труд, и что среди учеников есть желающие быть учителем. На самом деле, мы ценим ваш труд, просто об этом не говорим. Отсюда можно сделать вывод, что профессия учителя остается значимой! И статус «Учитель – это звучит гордо!» остается актуальным!


Хочется обратиться к нашему правительству, к министерству просвещения со следующими рекомендациями:

  1. Пересмотреть вопрос оплаты труда педагогов, использовав положительный опыт других стран (в частности Китая, Финляндии и т.д.), установив достойную зарплату нашим учителям;

  2. Поддерживать талантливых и трудоспособных учителей пенсионного возраста, так как их опыт работы, профессионализм и умение работать с детьми будут полезными для молодых преподавателей.

  3. Обеспечить высокий уровень преподавания в педагогических вузах России. Отбирать только лучших выпускников школы для поступления в педагогические вузы, учитывая знания предметной области, выбираемой выпускником и моральные качества человека и его готовность работать в школе.

  4. Создать специальную телепрограмму о школе, в которой рассказывается о лучших учебных заведениях, лучших учителях и учениках, различных краевых и всероссийских олимпиадах и конкурсах для школьников. Показывать интересные фрагменты школьной жизни из разных стран.

  5. Защитить учителя! Рядом с педагогом должен стоять психолог и соцпедагог, которые с результатом обучения дают характеристику ребенку, согласно его социальному статусу (влияние обстановки, в которой живет ребенок) и психотипа (о его наклонностях, складе ума, предрасположенности к тому или иному предмету). При таких обстоятельствах ответственность учителя за качество обучения разделяют его помощники (психолог и соцпедагог), а не вся ответственность ложится на учителя.

Благодаря проделанной исследовательской работе у меня появилось еще большее желание стать учителем, захотелось больше окунуться в эту профессию и привлечь работать в школу других учащихся.

Не хочется на этом останавливать свою исследовательскую деятельность, а продолжить исследования в области проблем развития образования, а именно проблемы повышения статуса профессии учитель на местном уровне (в школах города и района).













Литература


  1. Ямбург Е.А. Учитель – это миссия или сервис? / Е. Ямбург // Директор школы. – 2009. – № 3. – С. 5-9.

  2. Бакурадзе А.Б. Мотивация труда педагогов. / Под. ред. М.А. Ушаковой. – М.: Сентябрь, 2005. – 192 с.

  3. Мудрик А.В.   Учитель: мастерство и вдохновение: книга для старшеклассников / А. В. Мудрик. – М.: Просвещение, 1986. (переизд. 2006 г.). – 160 с.

  4. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н.Митюров. – М.: Просвещение, 2005. – С. 167.

  5. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004.

  6. Ершова А. Как учителю быть настоящим героем нашего времени / А. Ершова // Классное руководство и воспитание школьников. – М: Первое сентября. – 2007. – № 4. – С. 13-17.

  7. https://edu.gov.ru/god_pedagoga_i_nastavnika































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!