5
«Симметрия в орнаментах эвенкийского костюма и предметах декоративно-прикладного искусства»
Уварова Ангелина МБОУ «СОШ №36» п. Новый Уоян 7 класс
Аннотация
Наиболее наглядное проявление симметрии — орнамент. Мое внимание привлек орнамент, изображенный на эвенкийских костюмах и на предметах декоративно- прикладного искусства. Разглядывая причудливые рисунки узоров орнаментов, оказываешься в бескрайнем царстве симметрии. Впервые я познакомилась с понятием симметрии в 6 классе на уроках математики, изучая симметрию относительно точки и относительно прямой. Мне захотелось больше узнать о симметрии и почему благодаря ей, так красив эвенкийский орнамент.
Актуальность: Новизна моей работы основана на самостоятельном изучении значения симметрии в жизни человека и ее роли в построении эвенкийского орнамента.
Цель: изучить понятие, виды симметрии и исследовать их применение в эвенкийских орнаментах.
Задачи:
1. Изучить литературу о законах построения орнамента и видах симметрии.
2. Выявить виды симметрии в орнаментах эвенкийского костюма и предметов декоративно-прикладного искусства.
3. Исследуя эвенкийские орнаменты, показать, что симметрия - это целый мир, который нас окружает. Доказать принадлежность орнамента к миру симметрии.
Методы исследования: Наблюдение, экскурсия на объект исследования. Фотосъемка. Анализ полученных фотографий на предмет выявления симметрии. Изучение научно-популярной литературы, схем орнамента с целью выявления симметрии.
Выводы: Исследования показали, что все виды симметрии используются при проектировании и конструировании схем орнаментов. Симметрия является основой гармонии в выполнении орнамента. Моя исследовательская работа помогла узнать то, о чем я раньше даже и не догадывалась. Те знания, которые я приобрела и отразила в своей работе, помогли мне овладеть некоторыми навыками изготовления орнамента.
1. Понятие симметрии
Есть такая притча о буридановом осле. У одного философа по имени Буридан был осёл. Однажды, уезжая надолго, философ положил перед ослом две совершенно одинаковые охапки сена – одну слева, а другую на таком же расстоянии от ослиной морды, но справа. Осёл не смог решить, с какой охапки ему начать, и умер с голоду. Притча об осле – это шутка. Но разве чаши весов, находящиеся в равновесии, не напоминают чем-то притчу о буридановом осле? В обоих случаях левое и правое настолько одинаковы, что нельзя отдать предпочтение ни тому, ни другому. Можно сказать, что в обоих случаях мы имеем дело с симметрией, которая проявляется в полном равноправии, полной уравновешенности правого и левого. Где мы встречаемся с симметрией?
Понятие симметрии проходит через всю историю человечества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания. Возникло оно в связи с изучением живого организма, а именно человека. И употреблялось скульпторами ещё в 5 веке до н. э. Слово “симметрия” греческое, оно означает “соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей”. Его широко используют все без исключения направления современной науки. Об этой закономерности задумывались многие великие люди. Например, Л. Н. Толстой говорил: “Стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия понятна глазу? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем же оно основано?”. Действительно симметричность приятна глазу. Кто не любовался симметричностью творений природы: листьями, цветами, птицами, животными; или творениями человека: зданиями, техникой, – всем тем, что нас с детства окружает тем , что стремится к красоте и гармонии. Герман Вейль сказал: “Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство”. Герман Вейль – это немецкий математик. Его деятельность приходится на первую половину ХХ века. Именно он сформулировал определение симметрии, установил по каким признакам усмотреть наличие или, наоборот, отсутствие симметрии в том или ином случае. Таким образом, математически строгое представление сформировалось сравнительно недавно – в начале ХХ века.
Центральная симметрия
Две точки А и А1 называются симметричными относительно точки О, если они лежат на прямой, проходящей через т О и находятся по разные стороны от неё на одинаковом расстоянии. Точка О называется центром симметрии.
Фигура называется симметричной относительно точки О , если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно точки О также принадлежит этой фигуре. Точка О называется центром симметрии фигуры, говорят, что фигура обладает центральной симметрией.
Примерами фигур, обладающими центральной симметрией является окружность и параллелограмм.
Осевая симметрия
Две точки X и Y называются симметричными относительно прямой t, если эта прямая проходит чрез середину отрезка ХУ и перпендикулярна к нему. Также следует сказать, что каждая точка прямой t считается симметричной сама себе.
Прямая t – ось симметрии.
Фигура называется симметричной относительно прямой t, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно прямой t также принадлежит этой фигуре.
Прямая t называется осью симметрии фигуры, говорят, что фигура обладает осевой симметрией.
Осевой симметрией обладают неразвёрнутый угол , равнобедренный и равносторонний треугольники, прямоугольник и ромб.
Зеркальная симметрия (симметрия относительно плоскости)
Две точки Р1 и Р называются симметричными относительно плоскости а если они лежат на прямой, перпендикулярной плоскости а, и находятся от неё на одинаковом расстоянии.
Зеркальная симметрия хорошо знакома каждому человеку. Она связывает любой предмет и его отражение в плоском зеркале. Говорят, что одна фигура зеркально симметрична другой.
На плоскости фигурой с бесчисленным множеством осей симметрии был круг. В пространстве бесчисленное множество плоскостей симметрии имеет шар.
Но если круг является единственным в своем роде, то в трехмерном мире имеется целый ряд тел, обладающих бесконечным множеством плоскостей симметрии: прямой цилиндр с кругом в основании, конус с круговым основанием, шар.
2. Симметрия в орнаментах
Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово "орнамент", с латинского "ornamentum", означает украшение.
Орнамент всегда связан с формой, масштабом, материалом изделия, его практическим назначением и художественно - образным смыслом. Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна. В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, и которую он возник в народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента - мотивы, формы, расположение на украшаемой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.
Три самых используемых вида симметрии в орнаменте:
осевая (симметрия относительно прямой)
центральная (симметрия относительно точки)
зеркальная (симметрия относительно плоскости)
Весьма распространенным видом симметрии в орнаменте является бордюр. БОРДЮР – это периодически повторяющийся рисунок. Бордюр представляют собой тип переносной симметрии, когда каждая предыдущая фигура совпадает с последующей при поступательном перемещении вдоль бордюра на постоянный интервал ( шаг симметрии).
На практике бордюр может строиться не только по прямой, но и вдоль ломаной или изогнутой линии. В любом случае параллельный перенос совершается, следуя изгибам и переломам оси. Бордюр, кроме симметрии параллельного переноса, может обладать и другими элементами симметрии. Они возникают в тех случаях, когда тот или иной вид симметрии присущ каждому отдельно взятому элементарному мотиву орнамента.
Розетка, как вид симметрии, нашла широкое применение в орнаменте. Выделено четыре типа розеток, которые отличаются применением количества осей и плоскостей симметрии, применяемых к элементарной фигуре. Так при построении розеток могут использоваться только плоскость симметрии или только ось симметрии, или ось и плоскость симметрии, или и множество плоскостей симметрии.
В искусстве орнамента нередко используется заполнение плоскости одинаковыми прямолинейными фигурами. В математике такое замощение называется паркетом (в дизайне - сетчатые орнаменты). Сетчатый орнамент, как вид центральной и осевой симметрии, широко распространен в вышивке. Он заполняет всю поверхность и располагается по невидимой сетке с самыми различными формами ячеек: ромба, квадрата, треугольника.ПРИЛ
3. Симметрия в орнаментах эвенкийского костюма и предметов декоративно-прикладного искусства
Расположение орнаментов на одежде и головных уборах эвенкийского костюма и на предметах декоративно-прикладного искусства не является произвольным, а выстраиваются в зависимости от формы и размеров орнаментируемой площади с применением симметрии: осевой (симметрия относительно прямой), центральной (симметрия относительно точки) и зеркальной (симметрия относительно плоскости) симметрий.
Для орнамента характерны такие виды симметрии, как бордюр, розетка и сетка.
Весьма распространенным видом симметрии в эвенкийском орнаменте является бордюр.
Сравнивая эвенкийские орнаменты с характеристиками бордюров, можно отметить, что чаще всего используются орнаментальные полосы, полученные переносом симметричной фигуры вдоль прямой линии в одном и том же направлении при одинаковом расстоянии между двумя соседними .ПРИЛ.
Бордюры орнаментов эвенкийского костюма состоят из простейших геометрических фигур (наклонные отрезки прямых, зигзаги, ромбы, косые кресты и др.) со сплошь вышитым фоном и заключенные между двумя горизонтальными (или вертикальными) параллельными прямыми. Состав орнаментальных мотивов представляет собой геометрические фигуры: ромбы, квадраты, косые и прямые кресты, а так же роговидные и вилообразные элементы и др. ПРИЛ.
.