СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Традиционные куклы в современном интерьере"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Традиционные куклы в современном интерьере" 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Традиционные куклы в современном интерьере"»

Министерство образования республики Башкортостан

Институт развития образования республики Башкортостан

Отделение общероссийской организации

Малой академии наук «Интеллект будущего» Республики Башкортостан






Секция технология

Традиционные куклы в современном интерьере





Шобик Евгения Григорьевна

МБОУ СОШ с. Алкино-2

3 класс

МР Чишминский район

Научный руководитель: Булатова Гузель Ришатовна

учитель начальных классов




с.Алкино-2 2016-2017 учебный год




ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение……………………………………………………………………...2

2. Основная часть…………………………………………………………….....4

2.1 Из истории кукол………………………………………………………......4

2.2.Характеристика традиционной куклы разных народов. ………………..4

2.2.1.Традиционнаярусская кукла…………………………………………....4

2.2.2. Традиционная башкирская кукла……………………………………….5

2.2.3. Традиционная украинская кукла………………………………………..6

2.2.4.Традиционная марийская кукла………………………………………...7

2.2.5. Традиционная мордовскаякукла……………………………………….8

2.3.Сходство и различие кукол народов, проживающих на территории Республики Башкортостан……………………………………………………..8

2.4.Знают ли наши современники о традиционной народной кукле? (материалы проведённого опроса)……………………………………………9

2.5.Применение традиций изготовления народной куклы в современном интерьере……………………………………………………………………...10

3. Заключение………………………………………………………………….11

Список литературы…………………………………………………………....12

Приложения ……………………………………………………………………..





























1.Введение

В Республике Башкортостан проживают в мире и согласии люди разных национальностей. С раннего возраста мы впитываем нравственные ценности, обычаи, заложенные в культуре народа. Взрослея, становимся его представителями, хранителями и продолжателями традиций. В наше время наблюдается возрождение интереса к истории разных народов, к его культуре, обычаям, быту. Бесценным источником знаний становится народное творчество. Одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, является народная кукла. 

Впервые о народной кукле я услышала вовремя мастер - класса Маршинской Анастасии, ученицей нашей школы, которая научила нас делать игровую куклу Зайчик на пальчик. А на уроке окружающего мира при изучении темы «Народные куклы» я впервые сделала куклу своими руками. После посещения выставки народных кукол в городе Уфа, проходящей в одной из юрт около Конгресс холла, мне захотелось еще смастерить таких кукол и украсить свою квартиру (комнату). Все это послужило толчком к более глубокому изучению традиций изготовления кукол народов, проживающих в моей республике.

Актуальность темы

Было время, когда народная кукла была в каждом доме, оберегала и защищала человека. В настоящее время народная кукла практически полностью исчезла из повседневного быта. А ведь кукла несет в себе богатейшую информацию о жизни, быте, праздниках, обрядах, костюме, фольклоре своего народа. В связи с этим, в настоящее время проблема возрождения, сохранения и популяризации традиционной народной культуры через изучение народной куклы является очень актуальной. В последнее время современные дизайнеры часто используют кукол для украшения интерьера. Но почему бы и нам самим не заняться украшением своего дома, ведь то, что сделано своими руками намного любимее, роднее, купленных в магазине

Цель: Познакомиться с традициями создания кукол на примере народов, проживающих в Республике Башкортостан, изготовить их своими руками и показать их применение в современном дизайне.



Задачи:

- познакомиться с традициями создания кукол русского, башкирского, украинского, марийского, мордовского народа и технологиями их изготовления;  

- изучить виды народных кукол и составить типологию кукол по признакам ипо назначению;

- выявить информированность современных детей по теме наших исследований;

- создать образцы кукол из современных материалов, с тщательным соблюдением старинных техник и технологий и показать их применение в современном дизайне

-привлечь внимание современников к старинному искусству создания кукол

Гипотеза:древнее искусство создания традиционных кукол народов, проживающих на территории нашей республики актуально и востребовано в современном мире.

Объект: традиционная культура народов, проживающих не территории Республики Башкортостан.

Предмет: традиционная кукла русского, башкирского, украинского, марийского, мордовского народов.

Практическая значимость:Традиционная народная кукла - великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну. Собранные в коллекцию, реконструированные традиционные куклы могут быть использованы навыставке кукол в мини-музее школы, на уроках литературного чтения, окружающего мира технологии, при проведении классных часов и викторин, использовать в дизайне своего дома, стать оригинальным подарком.

Методы исследования:изучение литературы из печатных и медийных источников и обобщение полученной информации;анкетирование учащихся (2-3 классы школы), определение технологии изготовления кукол;анализ, сравнение и обобщение полученных результатов.

Этапы работы:

  1. Анализ научно-популярной литературы по теме исследования.

  2. Проведение анкетирования.

  3. Обработка полученных данных, определение статистических характеристик, построение диаграмм, таблиц.

  4. Анализ, сравнение и обобщение полученных результатов.

2.Основная часть

2.1.Из истории куклы

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она известна с глубокой древности, на нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Что же такое кукла?В словаре русского языка С.И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. В словаре В.И. Даля кукла-этосделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного. А Д.Н. Ушаков в своем словаре дает следующее определение: кукла - бездушное, безжизненное существо. Связывает эти определения одно: кукла – это всегда отражение человека в культуре. Это выражение знаний человека о миреи миропорядке, о месте его в этом мире.

Куклы играли огромную роль, их использовали, как обереги для праздников и обычаев, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную погоду, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. С ними встречали гостей, дарили на День рождения, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал», гласит народная мудрость. Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции народа. И даже через много лет через куклу мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях.

2.2. Характеристика традиционной куклы разных народов

2.2.1.Традиционная русская кукла

Для начала я решила выяснить, когда и откуда появилась кукла на Руси? Традиционная народная кукла появилась на Руси более 1000 лет тому назад, что подтверждается раскопками под Новгородом. На Руси было поверье: если изготовить для семьи такую куклу, то она способна защищать и охранять всех членов семьи. Сначала у народной куклы было предназначение оберегать семью, а немного позже деревенские девочки стали играть с этими куклами.Традиционной игрушкой в быту деревни с давних времён была тряпичная кукла. В куклы играли и мальчики, и девочки до 7-8 лет, покаходили в рубахах. Но потом их игровые роли и сами игры разделялись. Пока дети были маленькими, кукол шили мамы, бабушки, старшие сёстры. С пяти лет такую потешку могла делать любая девочка.

Традиционных русских тряпичных кукол насчитывается около 100. Их можно разделить по назначению (Приложение 1 табли2ца 1), по способу изготовления (таблица 2); по образу (таблица 3)– на куклу – крестьянку и куклу – барыню. Кроме того, куклы делились по размеру (таблица 4) на локтевые, ладонные, пальчиковые – названия говорят сами за себя.

Русская тряпичная кукла включает в себя несколько традицией ее изготовления. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек – все они бытовали одновременно в XIX – первой половине XX века в деревне и малых провинциальных городках.(Приложение 2)Каждый тип рассыпан в свою очередь на множество вариантов, характерных для той или иной местности.

2.2.2. Традиционная башкирская кукла

Приходится отметить, что башкирская традиционнаякуклане становилась предметом исследования, в отличие от кукол других народов. В историко-этнографическом очерке «Башкиры» С.И. Руденко дает описание некоторых игрушек башкирских детей и упоминает башкирские куклы. Но в музеях нашей Республики ни одного образца не найдено. Единственное свидетельство относится к Музею игрушек г. Загорска, но оно не известно широкому кругу читателей.Речь идёт об экспедиции В.Белицер в Бурзянский район Башкирской АССР в 1936 и 1937 годах.[ 6.7]О ее результатах и реконструкции кукол рассказывается в Приложении 2 с.5

В башкирском языке кукла обозначается термином «курсак». Можно выделить два типа игрушек башкирских девочек.

В первомварианте куклу делали из подручных средств, игрушка «на один раз». Для ее изготовления, например, использовали платки. Один платок большего размера скатывали, другим его «одевали» по подобию платка и завязывали на спине. Все остальные детали домысливались во время игры. После игры куклу разбирали, платки использовали по прямому назначению.

Во второмслучае куклы были более долговечными: процесс их изготовления требовал определенных временных затрат. Основа игрушки представляла собой крестовину. Палочки прочно привязывались друг к другу (иногда за основу брали сучок дерева подходящей формы). Голову делали отдельно из куска тряпок. На заготовку наматывались тряпки, создавая контур будущей фигуры; на место лица пришивали лоскут белой ткани. Кукла могла обозначать бабушку, женщину, девушку, мужчину, всё зависело от одежды, которую на нее пошьют. Другую форму игрушки делали как на один раз, так и для более продолжительных игр. Изготавливали ее из соломы. Можно было заготовку завернуть в тряпицы, и тогда такая игрушка служила дольше.

Материалом для изготовления кукол служило также дерево [1,99]. Например, раздвоенный сучок служил основой туловища куклы и ног. Ветку обтягивали белой тканью, голову делали из тряпок или маленьких картофелин. Шея, линия талии куклы обозначались ниткой. Куклу-бабушку, наряжали в конусообразное платье и камзол, по-старушечьи повязывали платок. Кукле-невесте (килен) платок повязывали сзади. Из сучка с раздвоенным концом мастерили кукол-мужчин (ир), адля кукол-женщин (катын) использовали сучки, связанныекрест-накрест. В одежде куклы-женщины отмечались украшенные галуном рукава, полы халата, камзола, оборкина концах рукавов.

2.2.3.Традиционная украинская кукла

Украинская народная игрушка имеет чрезвычайно богатую историю. Она соединила в себе все: жизнь и быт народа, обычаи и традиции, обряды и ритуалы. Так женихам до свадьбы дарили куклу-мотанку, которая служила не только игрушкой для будущих потомков, но и была оберегом для молодой семьи, особенно для женщины-матери. Собственно, куклы - мотанки имели символический характер. Их, как правило, делали из лоскутков ткани, одевая в украинский народный костюм. Первой куклой ребенка была соска. В ткань заматывался хлебный мякиш. После того, как мякиш в соске был высосан полностью, его засушивали и использовали для наполнения головы новой куклы. Наполнителем для головы могли быть те же природные материалы, обрезки тряпочек или тканевая скрутка.

Характерной особенностью некоторых украинских кукол является крест на лице. В Полтавской области крест этот обычно был черным. Но мог быть и многоцветным. Что интересно — крест мог быть не только мотаным, но и вышитым (такой небольшой крест вышивался в центре лица). А могло не быть и никакого креста.

В большинстве своем куклы были игровыми. Очень нечасто — обрядовыми. Были и обережные куклы, которыми не игрались. Эти куклы были побольше, до 35-37 см, более тщательно изготовлены; они хранились на видном месте, часто в красном углу. Игровая же кукла была "быстрой". Ее делали чисто символической. Самой главной игрой была игра в свадьбу. Героев для нее девочки делали сами. Схему изготовления кукол- мотанок смотри в приложении (Приложение 2 стр6)

2.2.4. Традиционная марийская кукла.

В переводе на русский «пупашкар» - деревянная малютка. Именно так называлась народная марийская игрушка.Основой традиционной марийской игрушки служил гладкий обструганный деревянный кругляш. Брали обязательно осину, ведь по поверьям всех народов это дерево с хорошей энергетикой, которого боятся злые духи (достаточно вспомнить про осиновый кол). Кроме того, осина "вытягивает" болезни. Это была самодельная игрушка, которую родители делали для своих деток. Деревяшку готовил отец, а одевала куклу мама, такое семейное творчество. Пупашкар - игрушка-девушка. Одета она в шумакш (головной убор), платье, подпоясана. Обязательно есть грудь (горошинки или бобы), а вот лицо не вырисовано.Пупашкар не просто игрушка - это кукла-обережка, даже кукла-двойник. Например, когда младенца вынимали из люльки, туда взамен клали куклу - чтобы ненароком не проник злой дух. Если ребенок заболевал, то куклу выбрасывали, полагая, что вместе с ней уходит и недуг.Для всякого детского возраста предназначались свои, конкретные куклы.

При изготовлении кукол имитировали не только местечковые, но и половые, возрастные, социальные и сезонные различия, проводя четкое различие между праздничным и будничным костюмом. Обычно кукольное платье любили делать красным, то есть красивым. Считали, что он убережет ребеночка от сглаза, порчи. Голову и руки скручивали из небелёного холста, голову обтягивали более светлой тканью, платье шили кумачовым или украшали алыми лентами. Узор на платьях вышивали таким же как на свадебном бабушкином полотенце и дедушкиным жениховым поясом. Волосы делали из шерсти, различных нитей и, часто из человеческого волоса и обязательно подчеркивались различия в девичьей и женской прическе.

2.2.5. Традиционная мордовская кукла

О мордовской кукле информации тоже крайне мало. Так чем же тогда играли маленькие девочки-мордовочки в прошлом веке? Кукла по-мордовски (мокшански) – «няка» — занимает особое место среди игрушек, потому, что она — отображение человека. (Приложение 2 с.9) Мордва, как и другие народы России, использовала для изготовления кукол разные доступные материалы. Этими материалами могли служить: дерево, солома, трава, кукурузные початки, щепочки, веточки; крестушки, на основе треноги, типа веничка, из ткани (закрутки и шитые).Кукла мордовского народа, имеет свои особенности, отличается от русской способами изготовления, материалами и назначением. Удивительно, что у кукол разных народов финно-угорской группы к которой относятся (мордва, ханты, удмурты) проживающих достаточно далеко друг от друга, много общего.

2.3.Сходство и различие кукол народов, проживающих на территории Республики Башкортостан

Куклы многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, украшению. Произошло это потому, что игрушки рождались в трудовой деятельности человека. Для их изготовления использовали разный материал – текстиль, шерсть, дерево, солому, лыко, бересту, камень, воск, глину, золу и др.

Куклы разных народов близки по способам изготовления внутренней первоосновы.(Приложение2 с 10)

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Считалось, что, если нарисовать лицо кукле, в неё может вселиться «злой дух» или могут через такую куклу навести порчу. Кукла в доме играла роль оберега, отвлекая на себя злые силы и приносила благополучие, здоровье, радость.

В семье же для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого тряпья. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом.

Одежда кукол повторяла взрослую, таким образом девочки учились шить и вышивать, украшать свой дом используя традиции своего народа.

В изготовлении народных обереговых кукол не использовались режущие и колющие предметы (иглы, ножницы, ножи). Ткань и нити рвали вручную.  Считалось, что кукла - оберег, изготовленная при помощи иголки, не будет охранять человека, а, наоборот, может его поранить, как острая игла.

Кукол делали «в один присест», никогда не оставляя недоделки на потом.

Все вышеперечисленное– то общее, что связывает традиционные куклы разных народов между собой. И это насочень удивило. А ведь внешне они кажутся такими разными?! Чем же они различаются?

В первую очередь различаются одеждой. У каждого народа свои особенности национального костюма. Часто кукольная одежда точно передавала особенности этнических костюмов.Сназваниями частей женской одежды можно познакомиться в (Приложении2с.11)

Являясь, частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. А именно, национальные особенности быта, традиции и обычаи, представления народа о прекрасном, особенности национального костюма. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

2.4.Знают ли наши современники о традиционной народной кукле? (материалы проведённого опроса).

(Материалы проведённого опроса – Приложение 3)

Анализируя материалы опроса, можно констатировать слабую информированность школьников о русской традиционной кукле и крайне низкую информированность о башкирской традиционной кукле. Можно предположить, что такая ситуация складывается из – за недостатка информации и источников по этой проблеме. Разрабатывая эту тему, мы убедились, в этом. А значит, просветительская работа по данному вопросу является актуальной и своевременной в настоящее время. Тем более, поскольку, желание детей получать новые знания о народных куклах (3 вопрос анкеты) большое 83% Научиться делать куклы своими руками хотят 75%. И считают, что нужно возрождать традиционную народную куклу 84 %

Результаты исследования доказывают необходимость просвещения школьников о таком элементе народной культуры, как традиционная кукла. Для осуществления этой цели могут быть полезны материалы нашей исследовательской работы.

2.5. Применение традиций изготовления народной куклы в современном интерьере

В современном мире кукла, является не только любимой игрушкой детей и даже взрослых, но и украшением интерьера, создавая атмосферу уюта и теплоты.

Интерьер - внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство – такое определение дается в толковом словаре С.И. Ожегова.

В чем смысл украшательства интерьера? Это прежде всего, создание неповторимости помещения, своеобразной ауры - души дома.Элементы декора при этом могут подбираться самые разнообразные. Главное, чтобы они органично вписывались в основную тему жилища.

Сегодня для оформления интерьера дизайнеры широко используют куклы-грелки на чайник, куклы- карманы для детской комнаты, диванные подушки в виде и в форме кукол, авторские куклы, куклы-сувениры.

Куколка постепенно становится атрибутом интерьера, милой вещицей ручной работы, утрачивая функцию оберега. Ими украшают авто, возят в путешествия, ставят в квартире и офисе, желая на всякий случай «заручиться» поддержкой добрых сил.

Чем больше я узнавала о традиционных куклах народов, проживающих в моей республике, тем больше хотелось их сделать своими руками. К тому же и моя семья многонациональна: в ней переплелись русские, украинские, башкирскиекорни. С просьбой помочь мне создать кукол разных народов и украсить ими свою комнату я обратилась к своей тете Шобик Олесе Михайловне. И она с удовольствием откликнулась. Этапы и технология изготовления кукол даны в Приложении 4

Вот какие замечательные куклы у нас получились! Ими мы украсили мою комнату и нашу кухню: одних поставили на полку, других - поместили в рамку и повесили на стену. Теперь они будут не только украшать квартиру, но и оберегать всех нас.

3.Заключение

В результате проделанной работы познакомились с историей возникновения традиционной народной куклы, классификацией традиционных кукол по назначению, с особенностями изготовления кукол разных народов, с технологией их изготовления, провели анкетирование, изготовили для использования в интерьере квартиры.

Собрав и систематизировав всю информацию, выяснили на примере русского, украинского, башкирского, марийского, мордовского народов, что традиционная кукла была широко распространена среди народов, проживающих в Республике Башкортостан. Что кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья, хранителем традиций и обычаев. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла – это часть культуры, которая сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.

Материал моего исследования и коллекцию кукол, сделанную мною, можно использовать на выставке кукол в мини-музее школы, на уроках литературного чтения и труда, при проведении классных часов и викторин. Я советую всем девочкам попробовать сделать традиционную народную куклу своими руками и украсить свой дом.


 Список использованной литературы

  1. Абсаликова Ф.Ш. Игры и развлечения башкир. Уфа: Гилем, 2000.- 133 с.

  2. В Семенова Народная кукла : коллекция кукол мордовского края / Валентина Семенова. - Саранск : Константин Шапкарин : Дом народных ремесел, 2014. - 55 с.

  3. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007. – 120 с. Давлетшина З.М.

  4. Женское рукоделие у башкир (прошлое и настоящее). Уфа: ИП Поляковский Ю.И., 2012. – 132 с.

  5. Е.В. Берстенёва, Н.В. Догаева, Кукольный сундучок.- Белый город: Воскресный день, 2010. – 111 с.

  6. Исследовательская работа Маршинская А А «Место и роль традиционной куклы в культуре народов России»

  7. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2006. – 240 с.

  8. Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа: Китап, 1989.- 277 с.

  9. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: ООО « А ТЕМП», 2013.- 874с.

  10. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «Стандарт»2015.-848с

  11. Ушаков Л.Н. Толковый словарь русского языка ООО «Стандарт»2014.- 756с

  12. Шагапова Г.Р. Забытая коллекция игрушек //От древности к новому времени (проблемы, истории и археология): сборник научных работ. Вып. ХХ/ отв. ред. Е.А. Круглов. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. – 280 с.

  13. Шагапова Г.Р. Семантика игровой культуры башкирского этноса: Монография/ Г.Р. Шагапова. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. – 152 с.

  14. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда.-1-е изд.-Уфа: Китап, 1995. – 240 с.

  15. Ресурсы интернет:

http://www.oxanafa.ru/narkykla/ народная кукла

http://www.rukukla.ru народные куклы и игрушки

http://mari-obereg.narod.ru/novosti19.html Марийский костюм


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!