СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Сравнительная характеристика государственного строя Киевского государства и Новгородской феодальной республики"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Сравнительная характеристика государственного строя Киевского государства и Новгородской феодальной республики"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кочевская средняя общеобразовательная школа»











Сравнительная характеристика государственного строя Киевского государства и Новгородской феодальной республики.












Выполнил (а):

Федосеева Валерия,

обучающаяся 7«в» класса

МБОУ «Кочевская СОШ»

Руководитель: Федосеева Н.М.,

учитель истории













2019

ОГЛАВЛЕНИЕ:



I. Введение…………………………………………………………….3

II. Основная часть……………………………………………………4-20

Глава 1.Княжеская власть …………………………………………. 4

Глава 2. Государственный строй………..……………………………9

Глава 3. Управление…………………………………………………17

III. Заключение…………………………………………………………21

IY. Литература…………………………………………………………23

Y. Приложения…………………………………………………………24































История Древнерусского государства имеет большое значение в изучении прошлого России. Она не только интересна в плане знания о том, как жили наши предки, но и полезна при современных геополитических расчетах, так как раскрывает истинную подоплеку современных взаимоотношений между государствами Европы, Азии и России.

Актуальность работы обусловлена тем, что при раздробленности произошло различие между отдельными княжествами. Для сравнительной характеристики государственного строя нужно дать определение понятию. Что означает государственный строй? По википедии: Государственный строй — система политико-правовых, административных, экономических и социальных отношений в государстве, которая устанавливается основными законами (Конституцией, основополагающими законами, декларациями о независимости и т. д.), а также структура государства, обусловленная социально-экономическим развитием общества и соотношением политических сил в стране.


Цель работы – проанализировать развитие княжеств во время феодальной раздробленности.

Для достижения поставленной цели определим задачи работы:

1. Рассмотреть историю развития восточных славян;

2. Проанализировать действительно ли образование Древнерусского государства – это закономерный результат социально-экономического развития восточнославянской этнической общности;

3. Проследить за ходом борьбы русского народа с завоевателями, более подробно рассмотрев противостояние отдельных русский земель в период монголо-татарского ига.













Глава I.

Учение о верховной власти есть учение о той форме правления, которая господствовала в рассматриваемую эпоху. Для того чтобы сделать понятными особенности нашей древней формы правления, необходимо сказать несколько слов о том, какие бывают формы правления вообще. Формы правления, наблюдаемые в действительной жизни, бывают очень разнообразны. Чтобы ориентироваться в этом разнообразии, необходимо эти формы классифицировать. Опыт классификации дан был уже Аристотелем. Следуя за ним, положим в основание деления численный состав субъекта верховной власти, т.е. лица, для которого верховная власть составляет его самостоятельное право. Таким субъектом верховной власти может быть, во-первых, отдельное физическое лицо, в руках которого сосредоточивается вся власть, - в этом случае мы имеем монархическую форму правления; во-вторых, совокупность нескольких физических лиц, лучших, - в этом случае мы имеем аристократическую форму, и, наконец, в-третьих, верховная власть может принадлежать всему народу, - в этом случае мы имеем дело с демократической формой правления. Таким образом, верховная власть может составлять самостоятельное право или одного лица, или нескольких, или, наконец, всего народа. Сложные формы правления подразделяются соответственно тому, какие простые формы в них входят. Под эти формы правления можно подвести все существующие в действительности.9

Переходя к устройству наших древних княжеств, нужно заметить, что мы встречаемся здесь не с простой, а со смешанной формой правления, в которой участвуют два элемента, а именно: монархический в лице князя, и народный, демократический элемент в лице веча.

Киевское государство образовалось в 882 году, при правлении Олега, родственника Рюрика. Это было первое, самое древнее государство восточных славян. Главой был киевский великий князь. Он опирался на свое войско – дружину. Племена были обязаны в случае войны собирать для князя ополчение. Общерусским ополчением руководил воевода. Он был вторым лицом после князя. В городских центрах все важнейшие вопросы решало вече. Оно собиралось по звону вечевого колокола. Решения принимались громкими криками согласия или несогласия - большинством голосов.

В некоторых землях сохранялись свои местные князья. Они опирались на собственных дружинников, выборных старейшин и начальников народного ополчения – тысяцких. Местные князья нередко использовали любую ситуацию, чтобы избавиться от власти Киева, вернуть свою независимость.2

Государственная власть призвана: 1) управлять; 2) устанавливать правовые нормы (законодательствовать) и 3) судить. Судебных органов в Киевской Руси не было, его функции ложились на плечи представителей администрации, включая и самого киевского великого князя. Однако были и специальные должности, которые помогали правосудию. Вирники – заведовали сбором штрафов за убийство, а также некоторые феодалы и церковь, имевшие право суда зависимых от них людей.

Помимо доходов, собранных с собственных земель князь устанавливал систему дани и налогов.

Управление по преимуществу отражает в себе частноправный характер власти, но отнюдь не есть частная власть (dominium) как по органам, так и по предметам управления. В древнерусской земле центральные органы не выделялись вполне, так как общеземское управление непосредственно ведет сам князь, дума боярская и вече. Впрочем, уже с X в. можно различать в центральном управлении две системы органов: собственно княжескую (дворовую) и земскую.  Князь в управлении (как и в суде) заменяет себя тиунами, управлявшими от его лица. Они назначаемы были из дворовых слуг князя, первоначально несвободных («тиунство» вообще есть наем в услужение, который не вел к холопству лишь тогда, когда был постановлен о том особый договор (см. Рус. Пр. Кар. 121); но, по-видимому, такие условия были редки, а потому тиуны вообще не пользовались полной правоспособностью (см. Рус. Пр. Кар. 77). Тиунов назначает князь иногда по согласию с вечем: «А вот вам и тиун по вашей воли», – говорит князь киевлянам в 1146 г. Но это относится только к тиунам, облеченным судебной властью. Разряды тиунов различались по разрядам служебных поручений, которые мог дать князь: так, были тиун огнищный или дворский (название «дворский» встречается уже во 2-й половине XII в.); он заведывал двором (отроками) и домашним хозяйством князя; с половины XII в. он назначается из бояр и причисляется к лучшей дружине. Подчиненные ему служители называются ключниками: в 1154 г. «посла (Ростислав) мужи отца своего Вячеслава и тиуны и ключники; каза нести имение отца своего перед ся, и порты, и золото, и серебро» (Ипат. лет.). Управление дворского заменяло собой все последующие органы финансового управления. Впрочем, были некоторые органы и специально-финансового управления: таковы даньщики и мытники. Особенная ветвь княжеского хозяйства, тогда наиболее важная, вызвала должность тиуна конюшего (впоследствии чин столь важный в Московском государстве). Есть указания, что уже в XIII в. были зародыши администрации вполне государственной: в договоре Смоленска с немцами 1229 г. между прочим постановлено: «Если тиун на волоке услышит, что пришел латинский гость, то он должен послать людей с телегами перевезти товар через волок». В связи с должностью тиунов стоит подчиненная им должность мечников: в 1146 г. киевляне, вытребовав от князя смены тиуна Ратыпи, «бросились двор его грабить и на мечники». Вообще в системе органов дворового управления нельзя различить частнохозяйственные органы от государственных.    Система земского управления (более древняя, чем княжеская) построена по численному (математическому) делению общества: как целое государство составляло тысячу, а старшие города и провинции делились на сотни и десятки, так центральным правителем был тысяцкий, а подчиненные ему – сотские и десятские. Происхождение должности тысяцкого – доисторическое; можно принять гипотезу о том, что тысяцкие заменили прежних племенных князей; иногда тысяцкие именуются князьями (если управляют целой землей без князя, например, Юрий Шиманович, управлявший Суздальской землей при Мономахе); счет годов летописцы обозначают иногда именами князей и тысяцких. «В лето 6597 священа бысть церкви Печерьская… при благородьнемь князи Всеволоде, державному Русьскыя земля… воеводьство держащю Кыевьскыя тысяща Яневи» (Лавр. лет.).1

О древнем чиноначалии и внутреннем образовании войска известно нам следующее: князь был его главою на воде и суше; под ним начальствовали воеводы, тысяцкие, сотники, десятские. Дружину первого составляли опытные витязи и бояре, которые хранили его жизнь и служили примером мужества для прочих.5

Первоначально тысяцкие народные совершенно противопоставлялись тысяцким и посадникам княжеским: в то время, как посадник Владимира Св. Добрыня и тысяцкий Путята старались понудить новгородцев к крещению, тысяцкий новгородский Угоняй противился тому (Иоак. лет.); вероятно, что тогда должность тысяцкого была наследственной. Затем тысяцких стал назначать князь из местных бояр, часто из одной и той же фамилии преемственно (при Ярославе в Киеве был тысяцким Вышата, затем сын его Ян). «Держи ты тысячу, как у брата моего держал», – говорит новый князь киевский Игорь в 1146 г. Улебу, киевскому тысяцкому. Каков бы ни был способ усвоения должности тысяцкого, этот сановник всегда оставался представителем интересов народа: в 1043 г. князь Ярослав отправил сына своего Владимира в поход на Византию; предводителем народного ополчения был тысяцкий Вышата, а княжьим воеводой (предводителем дружины) был Иван Творимирич; когда буря разбила русские корабли (кроме корабля, на котором была княжеская дружина) и выбросила воинов на берег, то народное ополчение решилось возвратиться в Русь (сухим путем), но «не идяши с ними никтоже от дружины княжее. И рече Вышата: аз пойду с ними; и выседе ис корабля к ним, и рече: аще жив буду, то с ними, аще погыну, то с дружиною» (Лавр, лет.). Хотя иногда тысяцкий и его сотские расходились в своей деятельности с интересами и волей народа (например, по смерти князя Святополка в 1113 г. до прибытия в Киев Владимира Мономаха, народ бросился грабить двор тысяцкого Путяты и сотских), но это относится к некоторым лицам, злоупотреблявшим этой должностью. По рассказу Татищева, киевский тысяцкий Улеб в 1146 г., когда Всеволод Ольгович старался передать киевский стол своему брату Игорю, заявил, что киевляне привержены к Мономаховичам, а не к Ольговичам, и что князь Изяслав Мстиславич есть сущий и прямой наследник. «Сим ответом Всеволод весьма озлобился». По уставной грамоте новгородского князя Всеволода церкви св. Иоанна, князь поставил от житьих людей старост и от черных тысяцкого. Таким образом тысяцкий является как бы народным трибуном, уравновешивающим власть княжескую; по этой причине власть тысяцкого уничтожена князьями восточных земель (в Москве казнью последнего тысяцкого в 1374 г.). Такою ролью тысяцкого отчасти определяется и его должность: он прежде всего есть предводитель народного ополчения; в 1195 г. во время войны смоленского князя Давида с Черниговскими, княжьим полком предводительствовал князь, а «Смоленским полком» – тысяцкий Михаил. Тысяцкий председательствует на вече в отсутствие князя (в Киеве в 1147 г. вместе с митрополитом). По Уставной грамоте Всеволода тысяцкому поручается «управливати всякая дела торговая, и гостиная, и суд торговый»; вышеприведенный факт восстания киевлян на тысяцкого, сотских и «жидов» указывает на прямое отношение тысяцкого к торговле. Ему же и сотским принадлежит и охранительная полиция: волнение в Киеве 1147 г. усмиряет тысяцкий. От тысяцких народных надо отличать княжьих тысяцких – предводителей княжьей дружины (двора) – и тысяцких пригородных (см.: Рус. Пр. Кар. 66), заменявших собой посадников.    Подчиненные тысяцкому сотские и десятские упоминаются уже во время Владимира Св.: на пиры к Владимиру приходили бояре, гриди, сотские, десятские и нарочитые мужи. Состоя предводителями частей ополчения, они оставались постоянными гражданскими правителями частей государства (сотен и десятков).    В земской системе органов администрации с особенной ясностью выделяются государственные начала управления.1  

Важным элементом управленческой системы древнерусского государства была церковь, которая с самого начала крещения Руси была с ним связана и помогала ей, как во внешней, так и в ведении внутренней политики страны. Крещение Руси происходило в значительной степени насильственным путем, осо­бенно в северных русских землях, где население не желало отрекаться от веры отцов и де­дов. Так или иначе, но как только Русь приняла христианство, в рост пошла церковная ор­ганизация, и в скором времени церковь заявила о себе не только как о крупном (коллек­тивном) феодале, но и как сила, способствовавшая укреплению отечественной государст­венности. Во главе православной церкви стоял митрополит киевский, назначавшийся в то время из Византии, центра православия. Затем его стали назначать киевские князья. В от­дельных русских землях церковную организацию возглавляли епископы.

Древняя Русь (9-12 века) представляло собой протогосударство (раннее), которое только начинало формироваться как политический строй. Бывшие разрозненные общины стали постепенно объединяться в единое государство, во главе которого встала династия Рюриковичей. Киевская Русь в период с 9 по 11 век, представляет собой, раннефеодальное княжество в котором во множестве сохранились пережитки родоплеменных взаимоотношений. Постепенно, по мере развития государственности, князья начали терять первоначальные функции военных предводителей и все больше начинали быть светскими правителями, которые участвовали в написании разнообразных законодательных актов, проводили княжий суд и обеспечивали развитие торговли. Княжескими обязанностями являлись защита своей державы, осуществление сбора дани, руководство армией в военных походах и заключение различных договоров с другими странами.





















Глава II.

Основной опорой княжеской власти была его дружина, состоявшая из профессиональных воинов, значительная часть которых чаще всего были иноземцами. Воины, входившие в дружину получали от князя денежное довольствие и проживали на княжеском дворе. Дружина обычно делилась на старшую и младшую. Бояре входили в состав старшей дружины и довольно часто были ближайшими княжескими советниками и доверенными лицами в различных важных делах. Так же, наиболее мудрые бояре входили в состав княжеского совета, в котором принимались важные для государства решения.
Начиная, с середины Х века, в руках князя находилась исполнительная, законодательная, военная и судебная власть Киевской Руси. Великим князем в ту эпоху мог стать лишь старший сын из рода Рюриковичей. Великий князь, осуществлял правление землями в подвластных ему землях находясь в Киеве, а его братья и сыновья правили каждый в своем княжестве. После того как великий князь умирал, власть доставалась его брату. Такая наследственность власти, довольно часто приводила к вооруженным конфликтам, из-за того что зачастую великий князь пытался оставить свой престол своему сыну, а не брату. Большую роль в политической жизни древнерусского государства отводилось народному вече, в которых могли принимать участие все свободное мужское население. На них решались важнейшие городские, а иногда и государственные вопросы. Кроме того на вече нередко избирались и князья, которые должны были править городом.
В судебных разбирательствах, в которых рассматривались не только гражданские, но и уголовные обвинения, обвинение, как правило, преобладало над защитой. Все заинтересованные стороны старались доказать свою правоту. Главная роль в суде отводилась свидетельским показаниям, а князь или его представители решали, какая из сторон права и какое наказание следует нести виновным. Как мы видим, политический строй Киевской Руси, был отнюдь не идеален, но он являлся основой формирования государственности.

Государственный строй Великого Новгорода складывался постепенно. Более чем 300-летнюю историю становления и развития государственного строя, как уже было отмечено, можно разделить на два периода:

1. феодальная республика с номинальной властью великого князя;

2. феодальная республика под управлением феодальной олигархии.

В I период (1136-1325 гг.) в Новгород имеются все основные органы республиканской власти:

  • высшие органы власти - вече и боярский совет -"оспода";

  • исполнительные органы - князь, посадник, княжеский суд, тысячный суд, управление волостелями - волостели, староста.

Новгородское вече, как высший орган государственной власти, в жизни Новгорода в XII- XIII веках имело огромное значение. Противоборствующие политические силы не могли без поддержки вече, т.е. городского ремесленно- торгового люда, одержать победу. Сила вече заключалась в том, что ремесленники как основной элемент городского населения всегда были готовы поддержать свои права с оружием в руках, ибо составляли основной состав ополчения.

Юридически вече было верховным органом власти и имело несравненно большую силу, чем в других княжествах.

Вече решало вопросы в области законодательства, внутренней и внешней политики:

  • избирало или изгоняло князя;

  • избирало посадского, должностных лиц городской администрации;

  • решало вопросы войны и мира;

  • ведало раскладкой налогов и повинностей, чеканной монеты, постройкой оборонительных сооружений, храмов, мостов и т.д.;

  • выступало в качестве высшей судебной инстанции по делам государственной важности.

Состав участников вечевого собрания был обширен. Из дошедших до нас грамот известно, что на вече присутствовали:

  • должностные лица городского управления (владыка, князь, посадский, тысяцкий);

  • представители важнейших групп населения (бояре и житье люди);

  • городских низов ("весь Новгород").

Таким образом, на вече могли присутствовать все жители города и близлежащих деревень.

Существование в этот период вечевой администрации (вечевые дьяки, баричи) свидетельствуют о том, что вече являлось органом власти со строго определенными полномочиями.

О.В. Мартышину на основе анализа большого исторического материала все же удалось выделить основные наиболее важные и часто встречающиеся в источниках полномочия веча:

· заключение и расторжение договора с князем;

· избрание и смещение посадников, тысяцких, владык;

· назначение новгородских воевод, посадников и воевод в провинции;

· контроль за деятельностью князя, посадников, тысяцких, владыки и других должностных лиц;

· Законодательство, примером которого служит Новгородская судная грамота;

· внешние сношения, решение вопросов войны и мира, торговые отношения с Западом;

· распоряжение земельной собственностью Новгорода в хозяйственном и юридическом отношении, пожалование земель;

· установление торговых правил и льгот;

· установление повинностей населения, контроль за их отбыванием;

Контроль за судебными сроками и исполнением решений; в случаях, волновавших весь город, непосредственное разбирательство дел; предоставление судебных льгот.3

О.В. Мартышин, представляя убедительные аргументы наличия у веча законодательных функций (принятия судебной грамоты), доказывает, что вече не только выполняло законодательные функции, но и выступало органом исполнительной и судебной власти. Таким образом, можно заключить, что Новгород в рассматриваемый период представлял собой аналог парламентской республики Западной Европы. Таким образом, юридически высшим органом власти в Новгороде считалось вече — собрание полноправных жителей города мужского пола. Поэтому оно и приобрело функции законодательства, управления и суда, от него принимали полномочия и были ему подчинены главные носители власти: князь, владыка, посадник и тысяцкий. О важном значение веча правдиво расскажет договор, принятый на общем собрании. Новгородская судная грамота была составлена тоже на вече. Об этом говорится в самом ее начале: "Доложа господы великих князей, великого князя Ивана Васильевича всея Руси и сына его, великаго князя Ивана Ивановича всея Руси, и по благословению нареченного на архиепископство великаго Новагорода и Пскова священно-инока Феофила, и покончаша посадники ноугородские, и тысяцкие ноугородские, и бояря, и житьи люди, купци, и черные люди, вся пять концов, весь государь великий Новгород на вече, на Ярославле дворе". Первая строка приведенной надписи не принадлежит к первоначальному составу грамоты. Эта надпись была сделана после 1471 г. В 1471 г. в Новгороде возникла мысль отложиться от вел. кн. московского и задаться за вел. кн. Литовского. Начатая по этому поводу война с Новгородом кончилась в пользу вел. кн. Ивана Васильевича. В заключенном после этой войны мире находим такое условие: "А что грамота докончальная в Новгороде промеж себя о суде, ино у той грамоты быти имени и печати великих князей". В первоначальной редакции Новгородской судной грамоты, следовательно, имени великих князей не было. Она была составлена новгородцами только "промеж себя", без утверждения великих государей. Переписка грамоты на имя великих князей совершилась в 1471 г. или в следующем. Но когда была составлена грамота на вече, этого мы не знаем. Можно думать, что это произошло около полвины XV в. Если бы грамота была очень старая, московский князь едва ли бы обратил на нее внимание и стал требовать переписки ее на свое имя. Новгородская грамота дошла до нас тоже в одном только списке и, к сожалению, неполном. Она не имеет конца. Дошедшая до нас часть содержит постановления об организации и порядке суда. Список, напечатанный Карамзиным (Т. V. Пр. 404, и в Акт. Арх. Эксп. Т. I. № 92), имеет в своем основании один и тот же оригинал.4

Высшими должностными лицами «Господина Великого Новгорода» были посадник, тысяцкий, архиепископ, князь.

Посадник — исполнительный орган веча, избранный им на один-два года, руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, представительствовал во внешних сношениях.

Тысяцкий занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение.

Вторым по значению лицом был посадник, избиравшийся на ограниченный срок. Действующий посадник назывался степенным, переизбранный — старым. Переизбранные посадники продолжали влиять на политику государства. Посадниками избирались именитые граждане. По мнению исследователей, в XIII в. большинство посадников избиралось от двух фамилий — «Михалчичей» и «Незденичей».

Князь приглашался гражданами на княжение, выполнял функции главнокомандующего и организатора защиты города. Военную и судебную деятельность разделял с посадником. По договорам с городом (известно около 80 договоров XIII-XV вв.) князю запрещалось приобретать землю в Новгороде, раздавать землю новгородскими волостями, вершить суд за пределами города, издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Ему запрещалось заключать договоры с иноземцами без посредничества новгородцев, судить холопов, принимать закладников из купцов и смердов, охотиться и рыбачить за пределами отведенных ему угодий. В случае нарушения договоров князь мог быть изгнан.

В Новгородской судной грамоте упоминаются все элементы политической системы Новгорода: вече, посадники, тысяцкие, боярский совет, владыка, князь, и каждому из должностных лиц грамота отводит определенное место в иерархии власти. Власть князя предстает ограниченной: «без посадника ти, княже, суда не судити», то же и с другими. Лишь вече выступает как орган, их объединяющий: «посадники, тысяцкие, бояре, житьи люди, купцы, черные люди, все пять концов, весь государь Великий Новгород на вече на Ярославском дворе» принимают решение.4 Таким образом, юридически высшим органом власти в Новгороде считалось вече — собрание полноправных жителей города мужского пола. Поэтому оно и приобрело функции законодательства, управления и суда, от него принимали полномочия и были ему подчинены главные носители власти: князь, владыка, посадник и тысяцкий. О важном значение веча правдиво расскажет договор, принятый на общем собрании. Новгородская судная грамота была составлена тоже на вече. Об этом говорится в самом ее начале: "Доложа господы великих князей, великого князя Ивана Васильевича всея Руси и сына его, великаго князя Ивана Ивановича всея Руси, и по благословению нареченного на архиепископство великаго Новагорода и Пскова священно-инока Феофила, и покончаша посадники ноугородские, и тысяцкие ноугородские, и бояря, и житьи люди, купци, и черные люди, вся пять концов, весь государь великий Новгород на вече, на Ярославле дворе".

Боярский совет ("оспода") являлся реальным носителем власти великого Новгорода. Он сосредотачивал в своих руках всю государственную систему управления, решал через вече все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Все это выдвигает на первый план в системе государственной власти боярский совет или "совет Осподы". Совет регулярно начинает собираться в епископском подворье под представительством Архиепископа. Все вопросы внутренней политики, обсуждаемые на вече (выборы посадника, тысяцкого, наместников, строительство городских укреплений, жалованье во владение земель) и внешней политики (посылка посольств, военные вопросы), предварительно решались на " совете Осподы". Постепенно сформировался постоянный совет боярского совета: архиепископ (представитель), настоятель Юрьевского монастыря - архимандрит (зам. председателя), "степенный" (действующий) посадник, "старые посадники", тысяцкий, "старые тысяцкие", кончанские старосты и знатные представители городских верхов.

В начальный период развития Новгорода председателям "осподы" был посадник . Впоследствии председательствовал архиепископ и совет созывался во владычном дворе.

Княжеская власть была существенно ограничена в объеме и функциях, хотя номинально занимала главенствующее место среди республиканских институтов управления. В XIII веке Владимиро-Суздальское княжество было одним из сильнейших на Руси. Правители этого княжества, начиная с Юрия Долгорукого, проводили политику укрепления княжеской власти. Проведя в военных походах долгие годы, Юрий Долгорукий сумел покорить многие соседние территории и даже занять силой великокняжеский престол в Киеве, однако вскоре был отравлен там политическими противниками.
Новгородская земля кардинально различалось по своему политическому устройству от выше упомянутого княжества. Князь был ограничен условиями договора с городом, а также угрозой в любой момент быть изгнанным. Следует также отметить, что он был только военным лидером, не занимаясь непосредственным управлением, в отличие от князей в других землях.
Князь приглашался в Новгород после того, как его кандидатура обговаривалась на совете "осподы" для того, чтобы внести на обсуждение вече. Еще до прибытия в Новгород князь должен был подписать с "господином Великим Новгородом" договорную грамоту, в которой регламентировались его государственный и правовой статус, а также обязанности новгородских властей по отношению к князю. Договор закреплялся крестным целованием.6

Поскольку ограничение княжеской власти является отличительной особенностью Новгорода от других княжеств, небезынтересно рассмотреть суть этих положений.

1. Ограничение права князя на приобретение земельных владений в Новгороде на правах собственности. Земля отводилась для временного владения с правом получения феодальной ренты и других доходов. Администрация этих владений формировалась в смешанном составе из княжеских слуг и новгородских мужей.

Что касается всей новгородской земли, то князь должен был поддерживать порядок и управление на всей территории, но через новгородскую администрацию, без права назначать должностных лиц на свое усмотрение. Новгородцы представляли князю право взимать доходы только с тех земель, которые не входили в состав коренных, принадлежащих Великому Новгороду. По договору запрещалось скупать земли не только князю, но и его боярам и слугам или даже принимать в качестве подарков. Все земли считались землями св. Софии и Великого Новгорода.

2. Представляло князю право возглавлять вооруженные силы и поддерживать феодальный порядок, договоры ограничивают влияния князя на вечевые порядки. Так, грамота новгородцев с тверским князем на вечевые порядки. Так, грамота новгородцев с тверским князем Ярославом Ярославовичем (1270 г.) состоит из бесчисленных оговорок, чтобы князь, используя свой военный талант и административные способности, не смог занять прочное общественное положение.

3. Ограничивалась судебная власть князя. Боясь князя, как знатока судебных дел, способного завоевать популярность у городского населения, было закреплено положение, что судопроизводство князь осуществляет только с новгородским посадником.

Такая важная отрасль суда, как тяжба между боярами и купцами из юрисдикции князя изымалось. Князь не производил так называемый проезжий суд.

Князь не имел права ослаблять налоговую политику или осуществлять раздачи от своего имени. В случае возникновении конфликта между боярством и народом, князь не имел права вмешиваться.

4. Распорядок жизнедеятельности князя составлялся так, чтобы он максимально был изолирован от городских жителей и народа. Князь жил в предместье Новгорода со своим двором. Подворье называлось городищем.

Князь лишался права суда за пределами Новгорода, не имел права издавать законы, объявлять войну и мир. Вооруженными силами в случае войны он командовал вместе с посадником.

С князьями заключались договоры, в которых предусматривались их права и обязанности, окончательно кандидатуру князя утверждало вече. Предварительно кандидатура обсуждалась на заседании боярского совета, его мнение имело большое значение. Три древнейшие известные договорные грамоты Новгорода с великим князем Ярославом относятся к 1264-1270 гг. Они типичны для последующих документов такого рода и имеют следующее содержание.

Все они начинаются с княжеской клятвы (целование креста) о соблюдении договора и старинных городских вольностей Новгорода, под которыми понимались вечевая организация, выборность администрации и сохранение политических порядков. Запрещались «насильственные» действия князя в Новгороде, его политика должна была согласовываться с администрацией. Предполагалось, что князь участвует в управлении республикой, но подробно сфера деятельности не регламентирована. Скорее всего, вопросы управления решались коллегиально (с посадником, боярским советом, тысяцким и т.д.).

Значительно больше внимания уделяется в договорных грамотах ограничению княжеских полномочий. Князь не мог творить суд единолично (только вместе с посадником), единолично пересматривать судебные приговоры, не мог без контроля посадника раздавать новгородские земли и государственные «грамоты». Запрещалось приобретать земли в республике князю и его вассалам. Князь мог охотиться только в установленных местах. Постановления об ограничениях земельных раздач и приобретений делали невозможным формирование экономической мощи князей и создание прослойки зависимых от него лиц, способных поддержать княжескую политику. Запрещалось лишать должности администрацию на периферии «без вины». Законодательная и дипломатическая деятельность не могла проводиться единолично. Князьям запрещалось принимать в зависимость новгородских людей, облагать население налогами и вести с иноземцами самостоятельную торговлю. Однако деятельность князей не была безвозмездной, они получали определенную часть финансовых доходов республики.3

Таким образом, имеющиеся ограничения княжеской власти в Новгороде не давали возможности кому-либо из князей закрепиться в этом городе и ставили князя в подконтрольное боярской верхушке положение.





Глава III.

Должностными лицами были: посадник, архиепископ (он же глаза боярского совета) и вече являлась теми республиканскими органами, которые осуществляли контроль за деятельностью князя.

Посадник был носителем исполнительной власти. Он избирался городским вече сроком не более чем на 2 года.

В XII-XIII вв. все "рядные" (договорные) грамоты Великого Новгорода с князьями, приглашенными на престол, писались от имени владыки, посадника, тысяцкого и от всего Новгорода, скреплялись печатью посадника и архиепископа.

Договоры с Готландом и немецкими городами также заключались от имени князя и посадника. Печатью посадника скреплялись все грамоты, начиная с проезжих, купеческих до судебных постановлений.

Посадники выбирались из числа членов "посадничих" семей- немногих знатнейших боярских фамилий. Ближайшим помощником посадника был тысяцкий , в обязанность которого входило - организация войсковых сборов и командование городским ополчением.

Новгородский тысяцкий также следил за соблюдением правил торговли русских купцов с иноземцами и возглавлял особый суд по торговым делам. Высшими должностными лицами “Господина Великого Новгорода” были посадник, тысяцкий, архиепископ, князь. Посадник — исполнительный орган веча, избранный им на один-два года, руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, представительствовал во внешних сношениях.

Архиепископ (владыка) как глава церкви играл большую роль в жизни Новгорода. Церковь сама по себе во всех русских княжествах периода раннефеодальной монархии являлась мощной частью государственного механизма крупным землевладельцем. Архиепископ был хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов (основная его роль — духовное главенство в церковной иерархии).

В XII в. с формированием республиканского строя особое место занял глава новгородской церкви (владыка) — архиепископ. Он сосредоточивал в своих руках высшие управленческие функции в области финансов, торговли, суда, был главой городского совета знати, оказывал идеологическое влияние на рядовых граждан.

Огромное политическое влияние архиепископа подтверждается тем, что в XII-XIII веке многие договоры с князьями (1264, 1304, 1305 гг.), международные договора Новгорода скреплены его печатью.

Он выбирался из Среды игуменов монастырей, настоятелей церквей и соборов путем вытягивания жребия в соборе св. Софии. Народ созванный со всего города по этому случаю, ожидал результатов жеребьевки. Он получал после избрания благословение Киевского, а позднее Московского митрополита. Резиденцией владыки был собор св. Софии.

Архиепископ:

  • участвовал в работе боярского совета,

  • скреплял печатью все важнейшие государственные документы,

  • содержал за свой счет владычный полк,

  • представлял республику во внешнеполитических целях,

  • обновлял за счет церкви кремль, городские укрепления и т. д.

Во второй период с XIV века (после 1325 г.) в государственном строе Новгорода произошли существенные изменения.

Крупные землевладельцы начали осваивать земли по Северной Двине и Обонежье, что сопровождалось ростом их политического влияния. Изменилась политическая обстановка на Руси в связи с монголо-татарским нашествием.

Новгород более не приглашает князей на новгородский престол.

С XIV века неизмеримо возрастает роль архиепископа, владельца огромных земельных угодий и денежных богатств в Софийском соборе. Растет роль владыческого суда, влияние владыки на всю политическую жизнь Новгорода.

Вечевые собрания в Новгороде и Киеве в XIV-XV вв. имеют определенный порядок созыва, строго очерченную компетенцию и установившийся порядок оформления вечевых грамот. Они скреплялись печатями архиепископа, посадника, тысяцкого и старост всех пяти концов.

Республиканские порядки укрепляются. На вечевых собраниях этого периода были приняты такие замечательные источники права, как Новгородские и Псковские судные грамоты. Дошедшие до нас Псковская судная грамота и часть Новгородской судной грамоты свидетельствуют о развитой системе права в этих государствах.

С конца XIV века роль веча падает, а значение боярского совета возрастает.

Постепенно с падением роли веча феодальная демократия начинает вырождаться в боярскую олигархию. В 60-80-х годах XV века боярская знать установила свое господство и, подавив значение вече, раздираемая междоусобными противоречиями, привела Новгородскую феодальную республику к упадку.

Упадок Новгорода начался с 1459г., когда после победы Москвы над новгородским войском под Руссой по Яжлобинскому договору были отменены вечевые грамоты и т.д.6

В 1478 году во время стояния Ивана III под Новгородом в ожидании ключа от Новгорода, обманутый боярами народ, как и в битве при Шелони, не стал биться с войском московского князя.

Вооруженные силы Новгорода состояли из 3-х частей:

  • княжеской дружины - профессиональных воинов, приходивших вместе с князем, живших на его городище и выступавшего под стягом святых князей Бориса и Глеба;

  • владычного конного полка, содержащегося на средства храма св. Софии;

  • городского ополчения, возглавляемого тысяцким.

  • Суд в Новгороде и Пскове не отделялся от администрации. Носителями светской судебной власти были

  • вече,

  • боярский совет,

  • князь с посадником,

  • сотские,

  • старосты,

  • братчины и т.д.

Кроме светского суда существовал церковный суд, который осуществлял в Новгороде - архиепископ-владыка

Купеческие союзы - братчины - производили суд в отношении своих руководителей братчины (пирровых старост) и членов братчины (пивцов).При судебных органах назначались исполнительные лица правосудия:

  • дьяки,

  • приставы,

  • писцы-секретари,

  • межники,

  • подверники и др., присутствующие при судебное разбирательстве и охранявшие порядок на суде.6

































Заключение.

В ХII веке Новгород стал самостоятельной феодальной республикой и принимал к себе князей только по собственному выбору и на известных условиях. Такая ситуация была не характерна для средневековья, а тем более для периода феодальной раздробленности, когда народ особенно «держался» за князей, видя в них защиту и гарантию безопасности. В Новгороде же князь не был единовластным правителем. Он выполнял функцию связующего звена, с одной стороны, Новгорода с Русью и порядками в остальных ее землях, а с другой - отдельных частей Новгородской земли. Руководящая роль в управлении княжеством принадлежала вечу, хотя во многих других княжествах этот орган был уже упразднен. В действительности же вся реальная полнота власти находилась в руках бояр и привилегированной части купечества. Боярско-купеческая верхушка учитывала политическую активность городского населения, и умело использовала ее в борьбе с княжеской властью, отстаивая свои собственные интересы. Государственное управление Новгородом осуществлялось через систему вечевых органов: в столице существовало общегородское вече, отдельные части города (стороны, концы, улицы) созывали свои вечевые собрания. Тысяцкий занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение. Архиепископ был хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов (основная его роль — духовное главенство в церковной иерархии). В XII в. с формированием республиканского строя особое место занял глава новгородской церкви (владыка) — архиепископ. Он сосредоточивал в своих руках высшие управленческие функции в области финансов, торговли, суда, был главой городского совета знати, оказывал идеологическое влияние на рядовых граждан. Вторым по значению лицом был посадник, избиравшийся на ограниченный срок.
Таким образом, политический строй Новгородской республики отличался. Если в Новгороде вся власть в действительности принадлежала верхушке знатных бояр, а осуществлялась вече.

Есть известная загадка в том, почему княжеская власть в Новгороде не была ликвидирована. Основная задача приглашенных князей состояла в вооруженной защите и организации обороны республики при опоре на княжеские дружины. Но неужели воинственные новгородцы не могли при этом ограничиться собственными военачальниками и ополчением? Очевидно, в политическом сознании того времени власть князя была таким явлением, без которого люди не помышляли обойтись.

Эволюция республиканской государственности сопровождалась угасанием роли городского веча. Одновременно значение городского боярского совета росло. Не раз в истории реальное значение денег (в руках боярства) и власти над народом уничтожало так называемый демократизм. Республиканская государственность претерпела изменения от относительного демократизма до откровенной олигархической системы правления к XV в. (через совет боярства). В XIII в. образовался орган (совет) из представителей пяти концов Новгорода, из состава которого выбирались посадники. Этот совет весьма целенаправленно «играл» интересами народа на вече. В начале XV в. решения веча уже почти целиком подготавливались советом.

В результате реформ начала XV в. роль совета еще более повысилась, а значение веча упало. Новгород становился похож на олигархические структуры Италии (Венеция, Флоренция). Новгородское боярство вразрез с интересами рядовых граждан активно препятствовало присоединению к Москве. Рядовые граждане, напротив, тяготели к Москве. В 1478 г. Новгород подчинился Москве.

1.Самое важное отличие государственного строя Киевского государства и Новгородской феодальной республики форма правления. В Киевском государстве во главе стоит князь, он принимает все важные решения. В Новгородской республике вопросы решаются сообща, на вече.

2.Отличительные функции обязанностей управителей. В приложении 1 представлены схемы управления.
















ЛИТЕРАТУРА:

1.Владимирский-Буданов М.Ф., Обзор истории русского права / М.Ф. Владимирский-Буданов. –М.: «Территория будущего», 2005. - 640 с.

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г.История России. С древнейших времен до конца ХVI века- М.: Просвещение, 2012.-272 с.

3. Мартышин О.В. Вольный Новгород. Общественно-политический строй и право феодальной республики - М., 1992, с.175.

4. Новгородская судная грамота //Российское законодательство X-XX вв. Т.1.- М., 1984, с.304

5. Карамзин Н.М. История государства Российского, М.: Книга, 1989

6. Попова А.В. История государства и права: Лекции

7. Сергеевич В.И. Русские юридические древности - СПб., 1900, с.73.

8.  Сергеевич В.И. Взаимные отношения князей. т. II Русск. юридич. древностей. С. 150 - 335.

9. Уткин А.И., Об истории государства Российского – М.: Просвещение, 1990.- 384 с.

10. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории - Л., 1980, с.166.
























Приложение














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!