СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Смутное время в России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Так что же  такое 4 Ноября? 

4 ноября – это день единства всех российских народов, а не повод для нацистских настроений.  

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила.

4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей, а не просто замена 7 ноября.  

4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей.

Мы едины – значит, сильны и непобедимы!

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Смутное время в России"»











Исследовательская работа

Смутное время в России



Выполнила:

Жиронкина Ирина, обучающаяся 9 класса

Мокрушанской СОШ

Руководитель:

учитель истории

Заречная Е. В.



с. Мокрушино

2019 г.



Смутное время в России

Цель: Формирование патриотизма у детей.

Задачи:

  • Расширение представления детей о национальных праздниках.

  • Воспитание любви и уважения к русским национальным героям.

  • Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности.

  • сформировать представление о государственном празднике «День народного единства» с помощью представления информации о нем;

  • сформировать представление у обучающихся о населении родного края;

  • сформировать ключевые компетенции.

Оборудование: компьютер, проектор, Интернет – ресурсы

Планируемый результат:

- сформированность толерантного отношения к другим народам;

- сформированность ключевых компетенций;

- сформированность национальной культуры.
















Смутное время в России

4 ноября – это день народного единства, день воинской славы.

В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России

В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать.

Наталья Мандайчик

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника — Дня народного единства — и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября на 4 ноября. В этот день Россия спаслась от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила.

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божьей Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».
Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась. Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

4 ноября стало для России днем спасения, днем национального самосохранения. Россия преодолела Смутное время, сохрани­лась как единое, независимое и сильное государство. Что же такое Смутное время? Остановимся подробнее на событиях, которые происходили в конце XVI— начале XVII веков и вош­ли в нашу историю под названием Смутного времени.

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

И поднималась Русь с колен.

В руках с иконой перед битвой,

Благословенная молитвой.

Под звон грядущих перемен.

В 1584 г. умер Иван Грозный: Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева в 1581 г., младшему сыну Дмит­рию было всего два года. На престол вступил средний сын Гроз­ного— Федор Иванович (1584-1598). Понимая, что престол переходит к блаженному Федору, Иван IV создал при сыне своеобразный регентский совет. Фактическим правителем государства стал шурин царя боярин Борис Федорович Годунов, на сестре которого Ирине был женат Федор. Годунов входил в регентский совет при Федоре Ивановиче.

Под Смутным временем историки подразумевают события почти трех десятилетий, со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда в государстве была пресечена царская династия Рюриковичей, и на русском престоле воцарился первый из династии Романовых - государь Михаил Федорович. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный.

В 1591 г. при неясных обстоятельствах в Угличе погиб, якобы напоровшись на нож в припадке эпилепсии, последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий. Народная молва приписала Борису Годунову организацию этого убийства с целью захвата власти.

Со смертью бездетного Федора Ивановича в 1598 г. прекра­тилась старая династия. Земский Собор избирает новым Царем Бориса Годунова. Но народ не верит Годунову. Он не является прямым потомком Рюриковичей и по понятиям того времени не имеет законных прав на царский престол. В обстановке все­общего недовольства Борисом Годуновым широкое распространение получили слухи, что жив царевич Дмитрий, «чудесно спасшийся в Угличе». В 1602 г. в Литве объявился человек, выдававший себя за него. Авантюра Лжедмитрия не была его личным делом. Лжедмитрий появился в обстановке всеобщего недовольства правительством Бориса Годунова как со стороны зна­ти, так и со стороны русских крестьян, горожан, казаков. Лжедмитрий понадобился польским - магнатам для того, чтобы начать агрессию против России, замаскировав ее видимостью борьбы за возвращение престола законному владельцу.

В Смуту как раз беспредельничали Лжедмитрии, не могли разделить властные полномочия между собой бояре все, а Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам. Тянулось это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить нам с вами ни в СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас были?.. К началу 17 века в эпоху глубочайшего кризиса распалось единое Московское государство, появились многочисленные самозванцы, страну поразили повсеместные грабежи, разбои, воровство и мздоимство. Власть в Москве узурпировала "семибоярщина" во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. Его призыв был подхвачен русскими людьми, начинается широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков.

В 1604 г. Лжедмитрий с помощью польских магнатов, на­вербовав две тысячи наемников и используя недовольство ка­заков, предпринял поход на Москву. Со стороны Речи Посполитой это была скрытая интервенция против России. 20 июня 1605 г. Лжедмитрий триумфально вступил в Москву и был провозглашен царем. Однако царствовал он недолго. Продол­жение крепостнической политики, новые поборы с целью до­быть обещанные польским магнатам средства, недовольство русской знати привели к организации против него боярского заговора. В мае 1606 г. вспыхнуло восстание против Лжедмит­рия, и на престол вступил боярский царь Василий Шуйский. Он сразу же начинает борьбу с восставшими под предводитель­ством И. И. Болотникова. В то время, когда В. Шуйский осаждал Болотникова в Туле, на Брянщине (г. Стародуб) объявился новый самозванец — Лжедмитрий II. В январе 1608,г. самозва­нец предпринял поход на столицу. Летом 1608 г. Лжедмитрий II подошел к Москве, но взять её ему не удалось, и он располо­жился лагерем в местечке Тушино.

После провала попытки Лжедмитрия II с ходу захватить Москву его войска попытались полностью ее блокировать. Для этого необходимо было взять Троице-Сергиев монастырь, при­крывавший дорогу из Москвы на север и Среднее Поволжье. Захват богатейшего в стране монастыря сулил интервентам так­же и огромную добычу. Для осады из Тушина было направлено войско во главе с Я. Сапегой и А. Лисовским. Русский гарнизон, возглавляемый кн. Г. Б. Долгоруковым-Рощей и А. И. Голохвастовым, состоял из дворян, стрельцов, монастырских слуг, мо­нахов и крестьян. Монастырь был хорошо укрепленной крепостью со значительной артиллерией и боеприпасами. Военные укрепленные лагеря интервентов с 9-ю батареями были устроены с западной и южной сторон крепости. В начале октября 1608 г. начались интенсивные артобстрел и подкопные работы. Общие штурмы 13 октября, 23 октября и 2 ноября были отбиты с боль­шими потерями для поляков. Осажденные производили частые вылазки, одна из которых 9 ноября принесла большой успех: крестьяне Шиков и Слоба ценою жизни, уничтожили подкоп под монастырскую башню и, воспользовавшись подземным ходом противника, разрушили батареи на Красной горе. В конце нояб­ря 1608 г. активные военные действия прекратились и не возоб­новлялись до мая 1609 г. Однако осажденные в это время понес­ли огромные потери от цинги — гарнизон сократился более чем в 3 раза. 27 мая, 26 июня и 31 июля 1609 г. интервенты пред­приняли ряд новых общих штурмов, но были отбиты с больши­ми для них потерями. 19 октября в крепость прорвался русский отряд (900 чел.) под командованием Д. Жеребцова, а 4 января 1610 г. — отряд в 500 чел. под командованием Г. Валуева. Под угрозой надвигавшейся армии Сколина-Шуйского интервенты 12 января 1610 г. поспешно бежали в Дмитров. Троицкая осада сковала значительные силы интервентов, создав благоприятные условия для развертывания народного национально-освободи­тельного движения на севере и в Поволжье, а также для форми­рования и развертывания войск Скопина-Шуйского. Кроме того, в результате успеха Троицкой осады связи Москвы с северны­ми, северо-восточными и северо-западными районами страны не были полностью прерваны.

В 1609 г. правительство В. Шуйского заключило договор со Швецией, предоставившей войско для борьбы с Лжедмитрием II. Используя это как повод, Польша, находившаяся в состоянии войны со Швецией, объявила войну России. Войска польского короля Сигизмунда III осенью 1609 г. осадили г. Смоленск. Лжедмитрий II больше был не нужен Польше, перешедшей к открытой интервенции против России. Он бежал в Калугу, где вскоре был убит. ,

Осада Смоленска продолжалась около 20 месяцев. Боль­шую роль в организации обороны Смоленска сыграли выборные представители горожан и других слоев населения. Пер­вый штурм 25-27 сентября 1609 г. несмотря на подрыв 2 во­рот, был безрезультатным. Не принесла успеха и ожесточен­ная бомбардировка города, которая велась с 28 сентября по 4 октября. Гарнизон отклонил предложение о капитуляции. С середины 1610 г. положение Смоленска стало ухудшаться: 13 ап­реля 1610 г. пал г. Белый, весной к Сигизмунду III перешла значительная часть польских отрядов из Тушина, в мае прибы­ла осадная артиллерия. 24 июня в битве под Клушиным была разгромлена русская армия. С середины июля начался артоб­стрел города. 19 и 20 июля поляки предприняли штурм города и повторили его 11 августа, но были отбиты. Переговоры о ка­питуляции в начале сентября вновь оказались бесплодными, т. к. польская сторона не приняла условий смолян. Штурм 21 сентября, несмотря на взрыв значительной части стены, вновь был отбит. Новые переговоры в начале марта 1611 г. так­же не дали результата, т.к. гарнизон отказался принять польские условия. Со второй половины 1610 г. в городе начал­ся голод среди крестьян и низших слоев горожан, сильно ощу­щался недостаток воды и соли, начались эпидемии. Поэтому ослабленный гарнизон не смог отбить очередного штурма 3 июня 1611 г., который велся с трех сторон. После проникновения поляков в крепость ожесточенные бои продолжались на ули­цах города. Последний русский отряд 3 тыс. чел. взорвал себя в соборе. Раненный М. Б. Шеин, возглавлявший оборону горо­да, был взят в плен. Оборона Смоленска более чем на полтора года сковала основные силы польских интервентов у западных границ России. С августа 1610 г. по март 1611 г. только Смоленск вел вооруженную борьбу с ними.

Однако летом 1610 г. польская армия оставляет в тылу борющийся Смоленск и движется на Москву. В это же время в Москве произошел переворот. Дворяне во главе с П. Ляпуно­вым свергли царя В. Шуйского с престола. Власть захватила группа бояр во главе с Ф. И. Мстиславским. Это правительство, состоявшее из семи бояр, получило название «семибоярщина».

В августе 1610 г. семибоярщина заключила договор с польскими феодалами о призвании на русский престол сына польского короля Сигизмунда III Владислава и впустила войс­ка польских интервентов в Кремль. 27 августа 1610 г. Москва присягнула Владиславу. Это было прямое предательство нацио­нальных интересов. Перед страной встала угроза потери неза­висимости.

В начале 1611 г. в Рязанской земле было создано первое ополчение, которое возглавил дворянин П. Ляпунов. Ополче­ние двинулось на Москву. Войска дрались на подступах к Крем­лю, но развить успех не смогли. После убийства в июне 1611 г, П.Ляпунова первое ополчение распалось. К этому времени шведы захватили Новгород, а поляки овладели Смоленском.

Осенью 1611 г. посадский староста Нижнего Новгорода Козьма Минин обратился с призывом к русскому народу о со­здании второго ополчения. Возглавили ополчение К. Минин и князь Д. Пожарский.

Кузьма Минич Минин — татарин Кириша Минибаев Земский староста Нижнего Новгорода крещеный татарин Кириша Минибаев, он же Минин Кузьма Минич — организатор ополчения против польских интервентов в начале XVII в. Происходил из многочисленной семьи балахнинского солепромышленника Мины Анкудинова. После XVIII века о племенной принадлежности К.Минина упоминать перестали. «Минин» первоначально было отчеством и лишь впоследствии стало родовой фамилией Мининых. Достоверных биографических данных о К.Минине и его родственниках в дошедших до нас исторических источниках крайне мало и носят они отрывочный характер. Объяснимо это, прежде всего, тем, что жил народный герой в эпоху, когда родословные записи велись исключительно для «служилых людей по отечеству» (то есть для дворянского сословия). Мининский же род относился к посадским людям (сословию «тягловому»), которые данной привилегией не обладали. Не было у посадских даже фамилии: звали их по имени-отчеству (по отцу), к которому могло быть добавлено какое-либо личное или родовое прозвище. Биография его до его выступления в 1611 г. неизвестна. Посадский человек Нижнего Новгорода, по-видимому, среднего достатка, торговавший мясом, он, кажется, ничем особенным не выделялся из рядов «братьи своей», посадских людей. В эпоху смуты при царе Василии Шуйском, когда Нижнему угрожали восставшие инородцы и тушинцы, Минин, по некоторым указаниям, принимал участие, как и другие посадские, в походах против врагов, в отряде воеводы Алябьева. На данный момент нет достоверных сведении о том, кто был родителями Минина. По одной из версий, Кузьма рос в многодетной семье балахнинского соледобытчика Мины Анкудинова. Отец его считался состоятельным человеком — имел за Волгой три деревни с 14 десятинами пахотной земли и 7 десятинами строевого леса. Кроме того, хороший доход давал ему соляной промысел. Кузьма Минин был единожды женат. В браке с Татьяной Семеновной у него родился сын Нефед, других достоверных данных, подтверждающих наличие иных потомков, нет.

В 1578 г. родился Дмитрий Михайлович Пожарский, государственный и военный деятель, боярин. Дмитрий - потомок Василия Андреевича Пожарского, выходца из Стародубских князей суздальской земли, которые ведут свою родословную от великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича, сына Юрия Долгорукого, основателя Москвы. Придворную службу начал в 1593 г. С 1602 г. стольник. Боевое крещение получил в 1605 г. в сражении при Добрыничах. В 1608 г. руководил ратью, оборонявшей в районе г. Коломны хлебные обозы, и разбил отряд Лжедмитрия II. С 1610 г. воевода в Зарайске. Принял непосредственное участие в организации Первого (1610 г.) и Второго (1611 г.) ополчений. Тогда же получил титул, который подчеркивал его общегосударственную власть: «По избранию всей земли московского государства всяких чинов у ратных и у земских дел стольник и воевода князь Пожарский». В 1612 г. во главе ополчения освободил Москву от поляков. В 1613— 1618 гг. руководил военными действиями против польских интервентов и поддерживавших их казачьих отрядов гетмана Сагайдачного. В бою близ Орла (09.09.1615 г.) нанес поражение значительно превосходящим силам противника пана Лисовского. В 1628—1630 гг. воевода в Новгороде. Умер 20.04.1642 г., погребен в родовой усыпальнице в Спасо-Ефимьевом монастыре г. Суздаля. Он вошел в историю России как участник первого ополчения и восстания против польско-литовских интервентов в Москве в 1611 году, в Смутное время. А с конца октября 1611 года Дмитрий Пожарский был одним из руководителей второго ополчения.

Весной 1612 г. ополчение двинулось к Ярославлю. Летом 1612 г. войска Минина и Пожарского подо­шли к Москве. Почти одновременно к Москве подошел гетман Ходкевич, стремившийся помочь полякам, засевшим в Крем­ле. В сражении у стен Москвы войско Ходкевича было отбро­шено. 22 октября 1612 г. на день обретения иконы Казан­ской Богоматери, сопровождавшей ополчение, был взят Ки­тай-город. Через четыре дня сдался польский гарнизон в Кремле. В память об освобождении Москвы от интервентов на Красной площади на средства Д. М. Пожарского был возведен храм в честь иконы Казанской Богоматери. Победа было одер­жана в результате героических усилий русского народа.

Символом верности Родине вечно будет служить подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов. И. О. Сусанин был крестьянином с. Деревеньки, расположен­ного близ с. интервентов. И. О. Сусанин был крестьянином с. Деревеньки, расположен­ного близ с. Домнина Костромского уезда. Зимой 1612-1618 гг. Сусанин был взят в качестве проводника отрядом польской шляхты до с. Домнино — вотчины Романовых, где находился избранный на престол царь Михаил Федорович. Сусанин ска­зал полякам, что Михаил Федорович охотится в лесу, а сам повел их в лес вдоль речки Корбы в противоположную от Домнинской усадьбы сторону. В своей деревне Сусанин попросил своего зятя Богдана Сабинина предупредить Михаила Федоро­вича о приходе поляков. Оставив в правой стороне за лесами Домнино, Сусанин спустился в долину р. Шачи и шел до дерев­ни Перевоз, далее повел поляков к Исуповским болотам, которые не везде замерзают, и довел их до села Исупова. В это время Михаил Федорович, получив известие от Сабинина, ус­пел уехать из Домнина в Кострому. Поляки вскоре поняли хитрость Сусанина и изрубили его на куски около села Исупо­ва, но и сами погибли в непроходимых болотах.

Память о Сусанине сохранилась в устных народных сказа­ниях и преданиях. Его подвиг отражен в художественной лите­ратуре

. К. Ф. Рылеев написал думу «Иван Сусанин». В 1836 г. на сцене петербургского Большого театра была поставлена героико-патриотическая историческая опера М. И. Глинки «Жизнь за царя». В ней композитор прославил крестьянина-патриота, величие характера, мужество и несгибаемую стойкость народа. В Костроме установлен памятник Ивану Сусанину.

В 1737 году в выстроенный в Санкт-Петербурге собор (Казанский собор) был перенесен чтимый образ Казанской иконы Божьей Матери. Казанская икона была в ополчении во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, когда русские войска освободили Кремль и Москву от врага. В память об этом событии в 1620-х годах на Красной площади был возведен Казанский собор, построенный на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Собор был ликвидирован летом 1936 года. Знаменательным событием было отмечено 4 ноября 1993 года, когда в Москве на Красной площади был открыт восстановленный Казанский собор.

Казанский собор в Санкт-Петербурге – выдающийся памятник русской архитектуры начала XIX века. Ранее на месте собора стояла небольшая каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, куда в 1737 году был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери. Это был первый православный храм на Невском проспекте. К концу XVIII века здание церкви обветшало и перестало соответствовать сложившемуся к тому времени облику парадного Невского проспекта. И в ноябре 1800 года по результатам конкурса проектов нового соборного храма, был утвержден проект, исполненный архитектором А.Н.Воронихиным. 8 сентября 1801 года (27 августа по ст.ст.) состоялась торжественная церемония закладки здания Казанского собора, на которой присутствовал император Александр I. Строительство собора продолжалось 10 лет, в отделке храма использовались в основном отечественные материалы: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский и пудожский известняк. Впервые в мировой строительной практике Воронихиным была применена металлическая конструкция купола. Работы были завершены в 1811 году. В старой Рождественской церкви провели последнюю службу, после чего её разобрали. Казанский собор стал самым высоким храмом того времени (его высота достигала 71,5 м) и одним из крупнейших культовых сооружений Санкт-Петербург

Судьбу собора изменила Отечественная война 1812 года, после которой храм, построенный изначально для иконы, превратился в национальный Памятник победы и хранилище воинских реликвий. Сюда свозили трофеи, в том числе армейские знамёна и полковые штандарты наполеоновских войск, ключи от завоёванных городов, маршальские жезлы. В 1813 году в соборе был похоронен фельдмаршал М.И. Кутузов.

Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен в 20-х годах XVII века на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в благодарность за помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками. Деревянный Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого князя Пожарского, который принес чтимую икону Казанской Божией матери из Введенской церкви, где она хранилась до возведения Казанского собора.

Спустя несколько лет Храм серьезно пострадал от пожара и был восстановлен уже из кирпича зодчими Глебовым и Петровым в 1635-1637 годах по повелению царя Михаила Федоровича. После революции Собор, как и многие другие Храмы был разрушен. Сначала его закрыли и превратили в столовую и склад, а летом 1936 года сломали, так отметив его трехсотлетие. К счастью, архитектор П. Барановский, проводя в 1920 г. реставрацию, успел сделать чертежи и замеры. По решению московского правительства, Казанский собор на Красной площади был восстановлен по проекту О. Журина, ученика П. Барановского.

4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а через три года освятил заново возведенный храм. Он находится на своём историческом месте, на примыкающей к Красной площади Никольской улице, недалеко от Воскресенских ворот. Удивительный по красоте, он украшен большой мозаичной иконой Казанской Божией матери. Над входом - икона Спасителя.

Благодарная Россия первый скульптурный памятник в Москве воздвигла Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому (на Красной площади, скульптор И. П. Мартос, 1818). В наши дни точная копия этого памятника установлена в Нижнем Новго­роде. Жива память об обороне Смоленска и Троице-Сергиева монастыря, о борьбе жителей города Корелы против шведских захватчиков.

Победа народного ополчения во главе с Мининым и Пожар­ским стала не только ратным подвигом во имя свободы, но и заложила фундамент для строительства независимого Россий­ского государства, его будущей мощи и величия, обозначила начало выхода из глубочайшего многолетнего духовного, нрав­ственного и политического кризиса.

Этот праздник был установлен при Михаиле Федоровиче Романове и на протяжении нескольких веков в Российской империи отмечался как день освобождения. Отменен он был после революции 1917 г. Поэтому в определенной степени речь идет не об установлении нового праздника, а о возрождении традиции, прерванной в 1917 году. Никогда Россия не была так близка к гибели, как в эпоху Смутного времени. Полный распад государства, борьба сословий между собой, захват власти иностранными интервентами, угроза полного уничтожения, угроза территориальной целостности и независимости страны. И именно народ, многонациональный народ России, спас нашу страну. В войсках, которые освобождали Китай-город и Кремль, плечом к плечу сражались и православные, пришедшие с ико­ной Казанской Божией Матери, и татары-мусульмане, которые входили в состав населения Российского государства. История нашей страны началась не в 1917 г., а много веков назад. И за эти века было немало знаменательных и памятных дат, достойных того, Чтобы их отмечали на государственном уров­не. С введением нового государственного праздника 4 ноября это упущение будет ликвидировано и среди праздничных дней появится дата, которая будет связывать нас с нашим многове­ковым прошлым.

Немало войн еще пройдет в России: гражданские, отечественные... Никогда не забыть нам Отечественную войну 1941 – 1945 год. Ярчайший пример единства всего нашего многонационального народа. Благодаря этому единству мы и одержали победу над фашистской Германией.

Так что же такое 4 Ноября? 

4 ноября – это день единства всех российских народов, а не повод для нацистских настроений.  

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила.

4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей, а не просто замена 7 ноября.  

4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей.

Мы едины – значит, сильны и непобедимы!


Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок – из мельчайших песчинок
Россия – из россиян.

Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки –
Похожи на крепкие пальцы
Большой работящей руки.

Мы вместе: калмыки, чуваши,
Буряты, якуты, мордва.
Опорой единственной нашей
Всегда остаётся Москва.

Земля и вода – неразрывны,
Как берег или река,
Неразделимы ливни,
И ветер, и облака.

У радуги – нет половинок.
И если волна – то волна,
И нету полуросинок,
Вот так и Россия – одна.

В.Крючков














Литература

  1. Е. И. Пудовина «Государственные праздники РФ», М., «Айрис пресс», 2008 г.

  2. Л. А. Побединская «Дни воинской славы России», М., Творческий центр «Сфера», 2007 г.

  3. А. Н. Вырщиков Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников, М., «Глобус», 2007 г.

  4. Т. А. Мирошниченко «Система работы по воспитанию патриотизма у учащихся 5-11 классов», Волгоград, «Корифей»

  5. И. И. Варакина, С. В. Парецкова «Нестандартные уроки истории», Волгоград, «Корифей»

  6. Интернет – ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/День_народного_единства

http://www.calend.ru/holidays/0/0/94/

http://www.solnet.ee/holidays/s31_2.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!