СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Слово об учителе"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа ученицы 10 класса и руководителя на тему "Слово об учителя". Работа представлена на Республиканском конкурсе, проводимым Управлением по делам архивов Республики Башкортостан в 2020 году, в номинации "Труженики тыла и дети войны нашего края".

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Слово об учителе"»















Номинация «Труженики тыла и дети войны нашего края»





Слово об учителе



Подготовил:

_________________________

2003 года рождения,

обучающийся 10 класса

МБОУ СОШ с.Старые Туймазы,

Адрес:




Руководитель:

Хасанова Лилия Кашифовна

руководитель школьного музея

МБОУ СОШ с.Старые Туймазы

Туймазинского района РБ








г.Уфа-2020


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение____________________________________________________3


1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ_______________________________________5

1.1 Биография Ханиповой Халиды Загитовны__________________5

1.2 Старотуймазинская школа и Ханипова Халида Загитовна в годы Великой Отечественной войны________________________________9


Заключение________________________________________________13

Список использованных источников и литературы_____________14

Приложение________________________________________________15




















ВВЕДЕНИЕ


Для нашего поколения Великая Отечественная война – это что-то далекое из школьных учебников и кадров художественных и документальных фильмов. Современной молодежи кажется, что это их не касается. Но есть неравнодушные люди, которые напоминают молодым о тех, кто отдал свою жизнь и молодые годы борьбе защите Родины от фашистских захватчиков. Всероссийское движение «Бессмертный полк» является ярким тому примером.

Актуальность. У нас больше принято говорить о героях. А разве не подвиг жизнь простого человека в тылу, который добросовестно, на износ трудился, не ради денег, не за награду. А просто в силу своей порядочности и любви к Родине. Таким людям не ставят бюсты, не называют улицы, не открывают мемориальные доски. Их миллионы. Считаю несправедливым что с их уходом не сохранилась бы информация о них.

Новизна. Мы хотим рассказать о Ханиповой Халиде Загитовне – заслуженном учителе РСФСР, отличнике народного образования. Она внесла огромный вклад в воспитание подрастающего поколения, прививая учащимся не только интерес к знаниям, но и любовь и уважение к родному краю, широко применяя свой богатый практический опыт и педагогическое мастерство. Соприкосновение с исторической и современной информацией о людях, которые своими трудовыми и боевыми подвигами прославляли имя родной страны - позволит задуматься молодежи о своей сопричастности в необходимости уберечь и сохранить мир.

Цель: Показать значимость роли педагогов-ветеранов в Победе Великой Отечественной войне и в патриотическом воспитании подрастающего поколения на примере Ханиповой Халиды Загитовны.

Проблема исследования заключается в том, что мало информации.

Гипотеза: Так ли важна роль ветеранов педагогов в воспитании подрастающего поколения.

Задачи:

- выяснить подробности биографии;

-познакомиться с сохранившимися личными документами и личным делом из архива школы, фотографиями из семейного альбома Х.З. Ханиповой и из архива школьного музея и музея города Туймазы;

-провести беседы с ветеранами школы и её выпускниками;

-просмотреть видеотеку школы;

-оформить собранную информацию в документальном виде и разместить в школьном музее.

Объект исследования: биография Ханиповой Халиды Загитовны.

Предмет исследования: вклад Ханиповой Х.З. в патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Методы исследования: работа со школьным архивом, архивами школьного музея и музея города Туймазы; беседа с выпускниками и учителями-ветеранами; анализ и обобщение материала.

Практическая значимость. Обобщение и сохранение материала о тружениках тыла. Данный материал можно использовать при проведении школьных мероприятий.

Свою исследовательскую работу считаю полезной, так как собранная информация пополнит школьный музей, поможет учителям в организации внеклассной работы по патриотическому воспитанию молодежи, сохранит память о ветеранах-педагогах школы, больше узнаем об истории школы через изучение ветеранов-педагогов школы.








I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

I.I Биография Ханиповой Халиды Загитовны.

Ханипова Халида Загитовна родилась 18 июля 1927 года в деревне Гафурово Туймазинского района Башкирской АССР в семье колхозника. [Приложение 1]

Выросла Халида Загитовна в многодетной семье. Ей, как самой старшей, работы доставалось больше всех. Любовь к труду и стремление учиться прививали отец и мать. Для своего времени отец Халиды Загитовны был образованным человеком – закончил медресе. Он занимался пчеловодством, а мать хлопотала по дому. Росли дети Ханиповых в атмосфере доброты, взаимного уважения, усваивали крепкие сельские традиции, учились любить и беречь природу.

В 1934 году поступила учиться в 1-класс Гафуровской начальной школы. С пятого класса по десятый класс училась в Верхнебишиндинской средней школе.

В августе 1944 года была назначена учительницей начальных классов Старо-Туймазинской семилетней школы. [Приложение 2, 3]

В 1944 году вступила в ряды ВЛКСМ. В годы пребывания в комсомольской организации неоднократно избиралась секретарем школьной и сельской первичных организаций. В те годы была членом пленума РК ВЛКСМ.

В 1945 году окончила Белебеевское педагогическое училище. [Приложение 4] Дети её полюбили с первых дней. [Приложение 5]

За все эти годы активно участвовала в общественной жизни школы и РОНО. Возглавила комиссию по борьбе с безграмотностью рабсовета. Является руководителем методического объединения учителей начальных классов Старотуймазинской школы и района.

Многие годы Халида Загитовна руководила пионерской организацией школы. Организовывала минуты отдыха. [Приложение 6]

Она вместе с ребятами оборудовала Ленинскую комнату, где проводились пионерские сборы, ученические собрания. В перемены можно было поиграть в настольные игры. Здесь их всегда с огромным желанием ждала молодая энергичная пионервожатая Ханипова Халида Загитовна. Её ученики любили и уважали, считали самой красивой и умной. Пионеры были самостоятельные, дисциплинированные и выдумчики-затейники.

В 1954 году Халида Загитовна награждена Центральным комитетом ВЛКСМ значком «Лучшему пионерскому вожатому» и грамотой ЦК ВЛКСМ. [Приложение 7]

«Участвовала счетчиком на переписях населения в 1959 и 1970 годов»1 [Приложение 8]

За годы работы три раза была избрана депутатом сельсовета и один раз народным заседателем Туймазинского нарсуда. [Приложение 9]

Член КПСС с 1967 года. В 1973-74 году избиралась секретарем партийной организации школы до этого заместителем секретаря и многие годы – председателем местного комитета школы.

В мае 1977 года в журнале «Башkортостан уkытыусыhы» вышла статья Халиды Загитовны «Оҙайтылған кѳн группасы менəн эшлəү тəжрибəhенəн» [Приложение 10]

Проработав в школе почти сорок лет для своих коллег она всегда была образом для подражания. Её труд отмечен многочисленными грамотами и благодарностями.

Труд Ханиповой Халиды Загитовны отмечен высокими наградами Министерства Просвещения РСФСР: отличник народного просвещения (1972г.), звание Старший учитель (1976г.), Заслуженный учитель школы РСФСР (1978г.). [Приложение 11]

С высшей наградой поздравили: Министр просвещения Башкирской АССР С.Зиганшин, коллектив РОНО. [Приложение 12]

Замужем с 1947 года. С супругом Талгатом Мухаматхарисовичем вырастила троих дочерей, все получили высшее образование. Старшая Асия пошла по стопам отца – она – нефтяник, а остальные ее дети пошли по стопам матери – они стали педагогами, есть и внуки педагоги. Их педагогический стаж перевалил за полтора сотни лет.

Жаль, что Талгат Мухаматхарисович, прошедший войну офицер, награжденный орденом Красной Звезды, не дожил до наших дней.

Верной осталась она Старотуймазинской школе и тогда, когда муж получил квартиру в Октябрьском. Еще двенадцать лет ежедневно она ездила на работу в ставшее ей родным село. И поныне Халида Загитовна – почетный гость на всех сельских и районных праздниках.

Человек и с активной жизненной позицией, Халида Загитовна, выйдя на пенсию, не могла сидеть без дела. С начала возрождения национального движения она работает в татарско-башкирском общественном центре. Она была одним из первых сотрудников газеты «Туган Як»; писала очерки о земляках, рецензировала спектакли, публиковались и ее стихи. Это она организовала первые в городе Октябрьский уроки татарского языка в школе № 17.

Она издала книги: "Уйларымны тѳрəм шыгирьгə", "Якты хəтирəлəр", "Кызларыма", "Yзебез турында гына", "Язмышым, уйларым, хыялларым...". [Приложение 13]

У Халиды Загитовны поистине энциклопедические познания в области народных обычаев и традиций, литературного наследия татар и башкир. За плечами ее – огромный жизненный опыт, публикации в научных журналах. Полсотни лет отдано знаниям.

Ханипова Халида Загитовна награждена почетными грамотами и благодарственными письмами городского отдела культуры, Исполкома Октябрьского городского отделения МСОО «Всемирный курултай башкир», «Милли меджлиса» татар города за большой вклад в развитие просветительства, укрепление межнационального и межконфессионального взаимодействия и взаимопонимания.

Она учила мудрости, пониманию, добру! А сколько ею обучено детей – не счесть! Ученики Халиды Загитовны стали профессорами и доцентами, видными деятелями производства и просто хорошими тружениками Отчизны. Нелегок труд учителя, но очень почетен.

























1.2 Старотуймазинская школа и Ханипова Х.З. в годы Великой Отечественной войны

В колхозе «Буляк-Тау» Старо-Туймазинского сельский совет в 1940 г. было трудоспособных мужчин 152, женщин – 175. Кроме них, в колхозном производстве принимали участие нетрудоспособные мужчины – 11, женщины – 6 и подростки.

К началу Великой Отечественной войны в Старотуймазинской семилетней школе обучалось 186 учеников и работало 10 учителей. На фронт ушли директор школы Даянов М.Х. и учителя: Хафизов З.Х., Абдуллин, Закия Абунагимова, Галия Валеева. Хафизов Закий Хафизович, заведующий Старотуймазинской школы с 1930 по 1939гг., погиб под Харьковым. «С декабря 1941 года директором школы назначается Баязитова Зямиля Мирсаитовна. 24 марта 1942 года директором школы назначен вернувшийся с фронта по ранению Мингазов Бакир Касымович»2

В 1942 г. в колхозе остались трудоспособных мужчин только 10 человек. «Для Красной Армии из колхозов было отправлено более половины лошадей, все грузовые машины и гусеничные тракторы. В деревнях остались женщины, дети да мужчины преклонного возраста»3

Рабочий день во время посевной начинался в четыре утра и заканчивался поздно вечером, при этом голодным селянам надо было успеть еще и засадить свой собственный огород. Из-за отсутствия техники все работы выполнялись вручную, или на коровах и быках, а то и впрягались и сами. На трудодни выдавалась сельхозпродукция (зерно).

1942 год оказался неблагоприятным для урожая.

Наступил 1943 год. В связи с низкой урожайностью многие колхозы не смогли обеспечить себя семенами яровых культур и картофеля. Весной в колхозе «Буляк-Тау» колхозники собрали на семена 315 пудов зерна и 40 центнеров картофеля.

В посевной и по уходу за посевами большую помощь оказывали дети и подростки. В Туймазинском районе было создано 78 школьных отрядов. Такая бригада существовала и в нашей школе. Руководил производственной бригадой Мингазов Бакир Касимович. [Приложение 14] Он вспоминал, что работали с ранней весны до поздней осени. Летом работали целый день, а в учебные дни после уроков. За высокие показатели в работе на полях колхоза бригада была награждена Грамотой и денежной премией Наркомзема СССР. [Приложение 15]

Когда началась война, восьмиклассница Халида, как все женщины и подростки деревни, от зари до зари трудилась на полях. Два лета она была звеньевой, на следующий год шестнадцителетней девушке доверили руководить бригадой, заботиться об инвентаре и лошадях. Работать приходилось и в поле, и на току.

В августе 1944 года в Старотуймазинскую семилетнюю школу назначили молодую учительницу Халиду Загитовну.

В первый же день её со старым дедом Миргасимом отправили на лошади собирать по дворам сельхозналог. Каждый двор должен был сдать государству определенное количество яиц, мяса, шкур, картофеля и т.д. Трудно было, самим есть нечего, а задания по налогу исполняли. На следующий день вместе с учительским коллективом отправилась Халида Загитовна в поле на уборку урожая.

Последняя военная уборка урожая прошла с полным напряжением сил. Жали серпами, косили косами и жатками-лобогрейками. Самым надежным уборочным инвентарем были серпы и косы. Колхоз «Буляк-Тау» один из первых начал уборку урожая и сдачу хлеба государству. На 15 августа 1944 года колхоз сдал государству 508 центнеров хлеба, 30% к плану.

«Нияскулов Шамиль (колхоз «Буляк-Тау» Старо-Туймазинского сельсовета) – подросток, на вспашке перевыполнял нормы»4

Из воспоминаний Халиды Загитовны:

«Рядом с молотарем Ахметовым Харисом работали старшеклассники. Харис-абый не очень давал им отдыхать, уставали страшно. Ребята сочинили частушку:

Харис-абый, тукта инде,

Күльтə бетə бит инде.

Əдəм түгел

Хайваннар дə улеп бете инде.»

Абдуллина Мунира Ямалетдиновна5 родилась в 1929 году, начала работать в колхозе на прополке пшеницы и ржи с 1942 года по 15-16 часов в сутки. Работали и ночью, чтобы больше было трудодней. В 1944 году молодежь организовала бригаду. Они сами обрабатывали, сеяли. Получали обильные урожаи. За высокие показатели урожайности бригада получила премию.

Каримова Магфира Хайдаровна начала работать в колхозе с 11 лет. Еще до войны. А звеньевой стала с первых дней войны. Членами звена были такие же дети, как и она.

А были еще похоронки и слезы детей. Всегда старались поддержать

«Тяжело жилось в войну не только колхозникам, но и работающим на селе учителям. Зарплата и «квартирные» часто задерживались. Учителя работали в колхозах, заготавливали дрова для школы, вместе с учениками готовили концерты для колхозников»6

Когда уборка заканчивалась, колхозники заготавливали лес для Туймазинской железнодорожной станции. Грузили лес на сани, а ученики после уроков отвозили их на станцию.

В списке лиц, представляемых к вручению медалью «За трудовую доблесть в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» по колхозам Буляк Тау и Раевка Старотуймазинского сельсовета Туймазинского района БАССР значится 119 человек, и среди них ученики и учителя Старотуймазинской средней школы. [Приложение 16, 17]

Обо всем этом Халида Загитовна пишет в своих статьях в газетах «Октябрьский нефтяник», «Туймазинский вестник», «Туган як».

Она частый гость в нашей школе. Каждый раз Халида Загитовна рассказывает нам о тех трудных военных годах.
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Возвращаясь к выдвинутой цели проекта и поставленным задачам, на основе проведенного исследования можно сделать заключение:

Что мне здорово повезло – получилось встретиться и поговорить с непосредственным свидетелем тех страшных военных дней. Хотя ей уже за 90, она удивительный оптимист, сохранила хорошую память, многое знает и интересно рассказывает.

Исследуя и сопоставляя полученный материал о наших учителях-участниках ВОВ, видно, как трудно им пришлось, сколько они вынесли испытаний. Воспоминания Халиды Загитовны - наглядный пример трудового подвига нашего народа в Великой Отечественной войне. Каждый отдельный человек внес свою лепту в великую Победу.

Мы собрали и оформили собранную информацию в документальном виде и разместили в школьном музее. Теперь, проводя экскурсии в нашем музее, я смогу рассказать о Ханиповой Халиде Загитовне и нашей школе в годы Великой Отечественной войны.

Наша обязанность сохранить все, что сделали ветераны труда для нас в сердцах наших, памяти нашей. А те, кто носил почетное звание «Учитель» не просто преподавали, а учили жизни, мудрости и мужеству.











СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


Герои тыла. Списки тружеников, награжденных медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.». Т. 15. – Уфа: Китап, 2010. – 912с.

Память. Списки погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Бывший Кандринский, Туймазинские районы. – Туймазы: Туймазинская городская типография, 1995 – 11с.

Рябинова В. Семьдесят лет отданные школе/В. Рябинова//Туймазинский вестник.-1997-№114.-С.3

Фахразова Г. Исəп алу тарихыннан= Из истории переписи // Туган як.-2010.-№6.-С.2

Ханипова, Х. Укытыучылар = Учителя // Туган як.-2009.-№100.-С.2

















ПРИЛОЖЕНИЯ



1 Газета «Туга як» № 6 от 15.04.2010г. – 2с.

2 Газета «Туймазинский вестник» №114 от 02.10.1997 г. В.К. Рябинова «Семьдесят лет отданные школе» - 3с.

3 Память. Списки погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Бывший Кандринский, Туймазинские районы. – Туймазы: Туймазинская городская типография, 1995 – 6с.

4 Память. Списки погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Бывший Кандринский, Туймазинские районы. – Туймазы: Туймазинская городская типография, 1995 – 11с.

5 Герои тыла. Списки тружеников, награжденных медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.». Т. 15. – Уфа: Китап, 2010. – 9с.

6 Газета «Туган як» № 100 от 13.12.2003г. Х. Ханипова «Укытыучылар» - 2с.

12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!